Рабочая программа по праву 10-11 класс, профильный уровень с ктп по учебнику Никитина.
рабочая программа по праву (10 класс) на тему
Рабочая программа по праву 10-11 класс, профильный уровень с ктп по учебнику Никитина. Программа составлена в соответствии с современными образовательными требованиями. Содержит календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_pravu_dlya_10-11.docx | 49.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по праву для 10 – 11 классов
профильного уровня общеобразовательных школ (140 часов)
Пояснительная записка
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень), программы «Право. 10 – 11 класс» (под редакцией А.Ф. Никитина); с учетом наличия учебно–методической базы.
Место предмета в учебном плане
- Программа предусматривает изучение учебного предмета «Право» в 10 – 11 классах для углубленного изучения предмета из расчета 2 часа в неделю.
- Программа рассчитана на 140 учебных часа (по 70 часов в 10 и 11 классах).
Используемый учебно-методический комплект:
1) Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву. Сборник нормативных документов. Право. М., Дрофа, 2014 г.
2) Программа по праву для 10-11 классов общеобразовательных школ, автор А.Ф. Никитин, 2014 г.
3) учебник А.Ф. Никитин. Право 10 - 11 кл. М., Дрофа, 2015 г.
4) методическое пособие «Основы государства и права»10 – 11кл. А.Ф.Никитин. – М.: Дрофа 2012 г.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику предмета, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и темам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников, литературу для учителя и обучающихся.
Основные содержательные линии программы «Право» для 10-11 классов профильных классов отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право.
Общая характеристика учебного предмета
Право, как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании примерной программы, расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Право, как учебный предмет на профильном уровне, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции
основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении
исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет «Право» на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.
Основные содержательные линии образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.
Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем. Право как профильный учебный предмет способствует более качественному показателю результатов в условиях изменившейся системы оценивания знаний учащихся (ЕГЭ)
Цели
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»).
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;
- извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график),
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности
- обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Правовое образование на III ступени на углублённом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.
Особенности преподавания.
Программа реализуется через применение блочно-модульной системы обучения.
Используемые педагогические технологии:
Технология | Ожидаемый результат | Практическое применение |
Технология критического мышления | Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы. -Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; | - «Устный конспект», - построение кластеров – схем, - составление планов ответа, изучение логики эссе: тема –контекст – проблема – аргументы – вывод. - инсерт; - мозговая атака; - чтение с вопросами; - синквейны, - «продвинутая лекция», - эссе. - ключевые термины, - перепутанные логические цепочки, - взаимоопрос. |
Технология проектного обучения | Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности. | Через создание проектов разного вида: Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые. |
ИКТ – технологии | Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке. | Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Индивидуальное тестирование через программу My test. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы. |
Технология интерактивного обучения | - Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся. | Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель». |
Здоровьесберегающие технологии | Сохранение и укрепление психического, интеллектуального, социального и физического здоровья обучающихся. | 1) строгая дозировка учебной нагрузки; смена форм и видов деятельности обучающихся (не менее 4 за урок), 2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; четкая организация учебного труда, 3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); 4) благоприятный эмоциональный настрой. 5) приведение в согласие притязания ученика и его возможностей. 6) при изучении нового материала основные понятия записываются на доске, 7) антистрессовая профилактика при анализе ситуаций через работу в парах, в группах, поощрения любого варианта ответа, права на ошибку, 8) использование и развитие зрительной памяти через работу со схемами и основными правилами составления конспектов (подчеркивание, выделение, классификация, маркировка и т.п.), 9) постоянное проговаривание основных понятий и их определений, 10) восполнение физ.мин. |
Используемые формы и методы:
Цель | Формы и методы |
Формирование понятийного аппарата учащихся | Изучение логики составления определения. |
Психологическая и технологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ. | Контроль знаний в форме тестов с различными типами заданий. |
Восполнение пробелов в усвоении курса отдельных учащихся (отсутствие базовых знаний, пропуски уроков и т.п.) | Индивидуальные карточки - задания (работа с текстом учебника) |
Используемая система оценивания:
Виды письменных работ учащихся. | Виды устных работ учащихся | |
1 | Тесты разного уровня (А, B, C) | Работа над понятиями |
2 | Письменные источники (документы) | Работа в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и ситуаций. |
3 | Составление плана ответа | Ответы на вопросы по содержанию параграфа. |
4 | Эссе | Устные сообщения по дополнительному материалу. |
5 | Решения практических задач. | Публичная защита проекта. |
6 | Составление письменного ответа по заданному объему (например, два предложения) | Поиск информации в сети Интернет по решению практических задач. |
7 | Составление кластера – схемы. | Участие в ролевых играх. |
8 | Составление таблицы | Объяснение внутренних и внешних связей (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) |
9 | Подготовка письменных сообщений, рефератов. | Оценка различных суждений о социальных объектах. |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного,
- работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания правопорядка в обществе, а также выбора и освоения профессии юриста.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся.
Устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует
Письменного ответа
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих ческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания
Тестирование.
Оценка «5» - 100% - 80%
Оценка «4» - 79% - 60%
Оценка «3» - 59% - 45%
Оценка «2» - менее 45%
Список литературы:
1.Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.-М.,1993
2. Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека. Пособие для учителя. М, 1995
3. Алексеев С. С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей (9—11). М., 1998.
4. Алексеев С. С. Философия права. М., 1998.
5. Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.
6 Воскресенская Н. К. Давлетшина Н. В. Граждановедение. Демократия: государство, общество. М., 1997.
7. Ильин А. В., Морозова С. А. Из истории права. СП6., 1997.
8. Исаев И. А. История государства и права России. м., 1994.
9. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. М., 1997.
10. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Право и экономика. Учебник для 10—11 классов. М.: Вита, 2000.
11. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004
12. Коваленко А. И. Правоведение. Учебник для 10—11 классов. М.: АСТ — Олимп, 1998.
13. Кравченко А. И. Обществознание. Учебник, 10— 11 классы. М.: Русское слово, 2000.
14. Основы российского права. М.: Инфра-М----Норма, 1997.
15. Общая теория государства и права/ Под ред. В.В. Лазарева.-М.,1996.
16. Мицкевич А. В. (ред.). Основы права. Учебник для системы среднего профессионального образования.
М., 1998.
17. Морозова С. А. Обществознание. Учебное пособие для старшеклассников. СП6.. 2001.
18. Мушинский В. О. Основы правоведения. М., 1994.
19. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,1997
20.Никитин А.Ф.Конституционное право
21.Никитин А.Ф.Уголовное право
22. Никитин А.Ф. Налоги
23. Никитин А.Ф Права человека
24. Никитин А.Ф Избирательное право-комплект дополнительных материалов к учебнику А.Ф. Никитина «Основы государства и права»
25. Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь. М.: дрофа, 1998.
26. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В4 ч.2-еизд._М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2006.-240 с.
27. Права человека. История, теория, практика. М., 1995
28. Спиридонов Л.И. Теория государства и права.М., 1966.
29. Шилобод М.И. Политика и право. Учебное пособие для старшеклассников.М., Дрофа,1995.
30. Юридическая энциклопедия.М.,
Содержание курса «Право» 10 -11 класс (140 часов)
10 класс (70 часов)
Блок №1. История и теория государства и права (21 час.)
Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская правда. Судебник 1497г. Соборное Уложение 1649г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в 19-начале 20 века. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М.М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале 20 века. Манифест 17 октября 1905г. Деятельность государственной думы. Основные государственные законы – конституционные законы России.
Советское право 1917-1953г.г. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х г.г. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954-91г.г. Критика культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977г. Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ и др.
БЛОК №2.Вопросы теории государства и права (13 часов)
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.
БЛОК №3.Конституционное право (22 часа)
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его виды и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия
Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешение его от должности.
Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ.
Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ.
Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.
БЛОК №4.Права человека (11 часов)
Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Итоговое повторение (3 часа)
11 класс (70 часов)
Блок №1. Гражданское, налоговое и семейное право (28 часов)
Понятие и источники гражданского права. Гражданский Кодекс РФ, его содержание и особенности.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров. Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Прекращение права собственности.
Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограничено дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация. Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.
Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые организации. Аудит.
Налоги с физических лиц. Налоговая дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество.
Декларация о доходах. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и
уголовная ответственность.
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов.
Брачный договор. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека. Попечительство.
Блок№2 Трудовое право (16 часов)
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.
Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Трудовая книжка. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения трудового договора.
Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.
Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.
Блок №3 Административное право (6 часа)
Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений. Административные наказания и их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
Блок №4 Уголовное право (6 часов)
Понятие преступления. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности. Понятие преступления. Состав преступления. Категория преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.
Понятие уголовной ответственности, ее основания. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.
Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Основания и порядок обращения в Конституционный суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным судом РФ.
Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений.
Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе.
Профессиональной юридическое образование. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика. Юридические профессии: судьи и адвокаты. Юридические профессии: прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной юридической деятельности.
Блок № 5 Процессуальное право (6 часов)
Гражданское процессуальное право. Арбитражный процесс, кассационный суд, арбитражный апелляционный суд. Уголовное преследование, задержание меры пресечения, предварительное расследование, судебные разбирательства, судебное следствие, суд присяжных заседателей. Конституционное судопроизводство, конституционный суд.
Блок №5 Правовая культура (2 час.)
Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствование правовой культуры.
Итоговое повторение (6 часов)
Календарно - тематическое планирование «Право» (профильный уровень), 10 Б класс 70 часов 2015-2016 учебный год | ||||||||||
№ п/п | Модуль | Тема | Кол-во часов | Форма урока | Содержание учебного элемента | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения | Практическая деятельность учащихся | |
БЛОК №1. Происхождение государства и права (21 час) | ||||||||||
1-2 | Происхождение государства и права | Введение. Роль права в жизни человека и общества | 4 | Вводный урок | Юриспруденция, предмет и методы науки, адвокат, нотариус, судья, милиционер, юрисконсультант. | Знать основные подходы к пониманию "права", знать, чем отличаются подходы к определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; социальные нормы и их видовое разнообразие. | Сообщение о любом знаменитом юристе | Выработка кодекса юриста Таблица «Правовые системы современности" Творческая работа «История права» | ||
3-4 | Происхождение государства и права | Лекция с элементами беседы | Теории происхождения государства и права | §1 | ||||||
5-6 | Развитие права в Европе и Азии Развитие Отечествен ной правовой системы | Право древнего мира | 6 | Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы | Особенности древнего права, законы Хаммурапи, законы Ману, законы Шон-Ши. Римское классическое право | Знать основные положения древнего права. Уметь характеризовать особенности древнего права. | §2, сообщения | |||
7-8 | Право средневековой Европы | Комбинированный урок с элементами проблемного обучения | Особенности права в средние века. Салическая правда. | Знать основные характеристики права средних веков. Уметь характеризовать особенности средневекового права. | §3, задание 1 | |||||
9-10 | Становление права Нового времени. | Комбинированный урок с элементами проблемного обучения | Первые конституции. Билль о правах США. Хартия Вольности. | Знать, чем отличаются подходы к праву в новое время. Уметь объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют различия между ними; разъяснять сущность права и различные его значения; правильно употреблять понятие право в вариативных контекстах. | §4 | |||||
11-12 | Развитие права в России в IX-XIX веках | 10 | Комбинированный урок с элементами проблемного обучения | Русская правда, Судебник 1480, Судебник Ивана Грозного, Соборное уложение 1649 г., кодификация законов. | Характеризовать развитие права в России в IX-XIX веках . Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. Знать основные положения урока. | §5, работа с текстом | ||||
13-14 | Российское право в XIX-нач.XX века. | Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы | Манифест 1861 г., Манифест 1905 г., Манифест 1906г. | Характеризовать развитие права в России в XIX-XX вв. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. Знать основные положения урока. | §6 | |||||
15-16 | Советское право в 1917-1953 гг. | Практическая работа | Декреты Советской власти, Советские конституции 1918, 1922, 1936 гг. | Характеризовать особенности советского права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. Знать основные положения урока. | §7 | |||||
17-18 | Советское право в 1954-1991 гг | Комбинированный урок с элементами проблемного обучения | Конституция СССР 1977, законотворчество 90х годов | §8, з.2 | ||||||
19-20 | Современное российское право | Практическая работа | Конституция 1993 г., кодексы РФ | Характеризовать реформу российского права после 1991г. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. Знать основные положения урока. | §9, работа с текстом Конституции | |||||
21 | Модуль контроля «Происхождение государства и права» | 1 | Контрольное тестирование по форме ЕГЭ | |||||||
БЛОК №2.Вопросы теории государства и права (13 часов) | ||||||||||
22-23 | Формы государства | Государство его признаки и формы | 4 | Лекция с элементами беседы | Форма государства, форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима, монархия, республика, абсолютная монархия, парламентская монархия, парламентская республика, президентская республика, смешанная республика, унитарное государство, федерация, симметричная и ассиметричная федерации, принцип построения федерации, конфедерация, демократия, анархический режим, охлократический режим, авторитарный режим, конструктивный и деструктивный режимы, тоталитарный режим | Знать понятие государства, признаки и функции, формы правления, государственного устройства и политического режима. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал | §10 | Таблица «Формы государства» Эссе на тему «Правовое государство» Социальный опрос «Демократия в РФ» | ||
24-25 | Правовая норма. Источники права. | Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы | Норма права, гипотеза, диспозиция, санкция. Источник права, правовой обычай, обычай делового договора, судебный прецедент, нормативно-правовой акт. | Знать понятие права, систему права, отрасли и институты права, признаки права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | §11, кластер | |||||
26-27 | Правое государство | Понятие и признаки правового государства | 8 | Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы | Гражданское общество, местное самоуправление, правовое государство, общественные объединения | Знать понятие правового государства. Характеризовать признаки правового государства. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал | §12 | |||
28-29 | Верховенство закона. Разделение властей. | Комбинированный урок с элементами проблемного обучения | Законность, право порядок, гарантии законности | §13, кластер | ||||||
30-31 | Право и другие сферы общества. | Комбинированный урок с элементами проблемного обучения | Гражданское общество, местное самоуправление, правовое государство, общественные объединения | §14, з.4 | ||||||
32-33 | О российской философии права | Комбинированный урок с элементами проблемного обучения | Теории русского права. Правосознание | §14, конспект | ||||||
34 | Модуль контроля «Вопросы теории государства и права» | Контрольная работа | 1 | Контрольное тестирование по форме ЕГЭ | ||||||
БЛОК №3.Конституционное право (22 часа) | ||||||||||
35-36 | Конституционализм | Понятие Конституции. Конституционализм. | 8 | Лекция с элементами беседы | Конституционное право, учение о конституции | Знать понятия: Конституция, виды конституций. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | §15, з.1-3 | Таблица «Органы власти РФ и их функции" Сочинение «Роль президента в РФ» Социальный опрос «Участие граждан в управлении государством» | ||
37-38 | Конституция РФ. | Практическая работа | Структура Конституции РФ. История создания конституции. | §17-18 | ||||||
39-40 | Основы конституционного строя | Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы | Конституционный строй, лицензия, демократическое государство, принцип разделения властей, светское государство, социальное государство | §19, работа с текстом | ||||||
41-42 | Гражданство РФ | Лекция с элементами беседы | Гражданство, натурализация, двойное гражданство, лица без гражданства «апатрид), бипатрид, иностранцы, беженцы | Знать содержание ФЗ "О гражданстве РФ", основные права и обязанности гражданина РФ | §20, эссе | |||||
43-44 | Устройство РФ | Федеративное устройство | 12 | Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы | Федеральная власть и субъекты федерации. | Характеризовать федеративное устройство РФ, виды субъектов. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | §21 работа с текстом Конституции | |||
45-46 | Президент РФ | Комбинированный урок с элементами проблемного обучения | Президент, институт президентства | Знать статус Президента РФ, его полномочия. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | §22 работа с текстом Конституции | |||||
47-48 | Органы государственной власти в РФ | Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы | Орган государственной власти, компетенция, Федеральное собрание, правительство, Государственная Дума | Знать устройство Федерального собрания РФ. Состав и способ формирования обеих палат парламента. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. Знать состав и порядок формирования Правительства РФ. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | §23 работа с текстом Конституции | |||||
49-50 | Законотворчес- кий процесс | Лекция с элементами беседы | Правотворчество, законотворчество, делегированное правотворчество, договорное правотворчество, чрезвычайное правотворчество, локальное правотворчество, законодательная инициатива, реквизиты документов, парламентское слушание | §24, кластер | ||||||
51-52 | Исполнительная и судебная власть | Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы | Правовое регулирование, механизм правого регулирования, правовые средства, правомерное поведение, эффективность права, эффективные законы | §24 | ||||||
53-54 | Местное самоуправление | Комбинированный урок с элементами проблемного обучения | Муниципальное управление, власть в субъектах РФ | Знать структуру и формирование местного самоуправления. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | §25 работа с текстом Конституции | |||||
55-56 | Модуль контроля | Конституционное право | 2 | Тестирование по форме ЕГЭ | ||||||
БЛОК №4.Права человека (11 часов) | ||||||||||
57-58 | Права человека и гражданина | Права и свободы человека и гражданина. Международные договоры о правах человека | 4 | Комбинированный урок с элементами проблемного обучения | Естественные права человека, поколения прав. Международное право, ООН, Совет Европы, ОБСЕ, МГП | Знать содержание второй главы Конституции РФ, виды прав человека и гражданина. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал | §25-§26 | Творческая работа «Защита прав человека в современном мире» Таблица «Права человека и гражданина в РФ» Кластер «Избирательные системы» | ||
59 | Гражданские права Политические права | Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы | Правовой статус, лицо без гражданства, субъективные права и обязанности, общий правовой статус, специальный правовой статус, индивидуальный правовой статус | §27-28, работа с текстом Конституции | ||||||
Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы | Избирательное право, право на участие в управлении государством | |||||||||
60 | Экономические, социальные и культурные права Экологическое право | Комбинированный урок с элементами проблемного обучения | Социальные гарантии Социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, пенсии и пособия, компенсационные выплаты, социальное пособие, субсидия, трудовой стаж, страховой стаж | §29, работа с текстом Конституции | ||||||
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения | Экологическое право, экологические правонарушения Административные правонарушения, административные наказания | §30 | ||||||||
61-62 | Международная защита прав человека | Права ребенка Защита прав человека. МГП | 2 | Комбинированный урок с элементами проблемного обучения | Личные права и обязанности родителей и детей, имущественные права и обязанности родителей и детей. Конвенция о правах ребенка. Международное право, субъекты международного права, источники международного права, структура МП | Знать Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | §31 | |||
63-64 65-66 | Избирательное право | Избирательное право. | 4 | Комбинированный урок с элементами проблемного обучения | Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. | Знать избирательные права граждан, принципы демократических выборов. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | §32-34 | |||
Избирательный процесс | Комбинированный урок с элементами проблемного обучения | Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство | Знать этапы избирательного процесса, основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | |||||||
67 | Модуль контроля | Права человека | 1 | Контрольное тестирование по форме ЕГЭ | Знать основные понятия по теме «Конституционное право», характеризовать сущностные особенности понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | |||||
Итоговое повторение (3 часа) | ||||||||||
68-70 | Право. Права человека. человека | 3 | Тестирование по форме ЕГЭ. Решение правовых задач | Знать основные понятия сущностные особенности понятий по курсу «Право» в 10 классе. Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В и С; давать развернутый аргументированный ответ по вопросам раздела |
Контрольные работы: №1 «Происхождение государства и права» ________________
№2 «Права человека»__________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 10 класса (профильный уровень) по учебникам авторов Ю.М. Колягина, Л. С. Атанасяна
Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса разработана на основе Примерной программы среднего(полного) общего образования (профильный уровен...
Рабочая программа по праву в 10 классе (профильный уровень)
Рабочая программа по праву в 10 классе к учебнику Никитина,70 часов....
Рабочая программа по праву 10-11 класс (0, 5 в год) по учебнику А.Ф. Никитина
Рабочая программа по праву 10-11 класс (0, 5 в год) по учебнику А.Ф. Никитина...
Рабочая программа по праву для 11 класса профильный уровень
Рабочая программа по праву для 11 класса профильный уровень...
Рабочая программа по праву 10-11 класс. Профильный уровень
Настоящая рабочая учебная программа профильного учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования для 10-11классов социально-экономического профиля общеобразов...
Рабочая программа по органической химии 10 класс (профильный уровень). 102 часа к учебнику О.С. Габриеляна
Рабочая программа по органической химии 10 класс (профильный уровень). 102 часа к учебнику О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по праву для 10 класса. Профильный уровень
Данная рабочая программа по праву для 10 профильного класса составлена в соответствии с требованими ФГОС, дополнена КПТ уроков....