«Методические аспекты изучения нормы права в школе»
методическая разработка по праву ( класс) на тему

Рунова Мария Александровна

Актуальность исследования. Изучение понятие нормы права в современной школе не менее актуально, чем изучение предметов отечественной истории или родного языка. Гражданственность и патриотизм современного человека во многом характеризуется степенью его уважения к законам страны, обществу и государству. Полноценная правовая подготовка учащихся определяет не только реальное качество образования, но и эффективность любой деятельности в сфере гражданского и патриотического воспитания. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи правового образования, т.е. способам взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленным на достижение цели правового образования, воспитания и развития школьников, а именно методам обучения праву и как составной части метода методическому приему. Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин: "метод – это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил". Методы призваны заинтересовать ученика предметом, достигнуть высокого уровня образования. Причем право как учебная дисциплина имеет свои своеобразные методы, методические средства и приемы, которые постоянно совершенствуются. Это не удивительно, ведь качество образования зачастую зависит именно от методов и приемов правового образования, которое является неотъемлемой частью общей культуры гражданина, важнейшим условием формирования позитивного правосознания. Прием – это составная часть метода. Урок по праву ограничен определенным временем, которое не позволяет часто использовать весь метод, но применение его части, т.е. методического приема позволяет работать над каким-либо отдельным вопросом. Это и предопределило выбор темы работы, структуру и содержание раскрываемых в ней вопросов.

Степень разработанности проблемы. Вопросам методических приемов изучения понятия правовая норма свои работы посвятили такие ученые, как: Е.А. Певцова, И.А. Ильин, А.В. Дружкина, Е.Л. Болотов, В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко, В.В. Спасская и др. Возникают споры об эффективности тех или иных методов, что приводит к разработке все новых и новых методик обучения праву. Все большую популярность приобретают интерактивные методики и приемы. Проблемами разработки данных методов и приемов занимались С.Н. Володина, Г.А. Жигулина, А.И. Ивонина и др.

Целью работы является исследование понятия "норма права" в современном педагогическом аспекте, отсюда вытекают и задачи:

  • дать характеристику распространенным видам методических приемов изучения понятия нормы права;
  • рассмотреть наиболее популярные методики и приемы в современном правовом образовании, возможность их применения на уроках права;
  • рассмотреть интерактивные приемы изучения понятия нормы права, их виды.

Объектом исследования стали методические приемы изучения понятия нормы права, которые должны обеспечивать более эффективное преподавание права.

Предметом являются непосредственно виды методических приемов как общепринятые (объяснение, рассуждение, характеристика, повествование, приемы работы с текстом и другие), так и интерактивные приемы на стадиях интерактивного обучения.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частные методы познания. Среди общенаучных используются анализ, синтез, сравнительный, системный. Среди частных использовался метод анализа юридической и педагогической литературы (документальный метод).


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_aspekty_izucheniya_normy_prava_v_shkole.docx89.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Методические аспекты изучения нормы права в школе»

Саранск 2016


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………

3

1.

Формирование понятия правовой нормы у учащихся в процессе обучения праву в современных условиях: социологический анализ

5

2.

Изучение понятия нормы права в процессе  обучения праву……..

11

3.

Изучениеˌ понятияˌ нормыˌ права на внеклассных  занятиях поˌ праву……………………………………………………………………

25

Заключение…………………………………………………………………..

35

Список использованных источников……………………………………….

38


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Изучение понятие нормы права в современной школе не менее актуально, чем изучение предметов отечественной истории или родного языка. Гражданственность и патриотизм современного человека во многом характеризуется степенью его уважения к законам страны, обществу и государству. Полноценная правовая подготовка учащихся определяет не только реальное качество образования, но и эффективность любой деятельности в сфере гражданского и патриотического воспитания. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи правового образования, т.е. способам взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленным на достижение цели правового образования, воспитания и развития школьников, а именно методам обучения праву и как составной части метода методическому приему. Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин: "метод  это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил". Методы призваны заинтересовать ученика предметом, достигнуть высокого уровня образования. Причем право как учебная дисциплина имеет свои своеобразные методы, методические средства и приемы, которые постоянно совершенствуются. Это не удивительно, ведь качество образования зачастую зависит именно от методов и приемов правового образования, которое является неотъемлемой частью общей культуры гражданина, важнейшим условием формирования позитивного правосознания. Прием  это составная часть метода. Урок по праву ограничен определенным временем, которое не позволяет часто использовать весь метод, но применение его части, т.е. методического приема позволяет работать над каким-либо отдельным вопросом. Это и предопределило выбор темы работы, структуру и содержание раскрываемых в ней вопросов.

Степень разработанности проблемы. Вопросам методических приемов изучения понятия правовая норма свои работы посвятили такие ученые, как: Е.А. Певцова, И.А. Ильин, А.В. Дружкина, Е.Л. Болотов, В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко, В.В. Спасская и др. Возникают споры об эффективности тех или иных методов, что приводит к разработке все новых и новых методик обучения праву. Все большую популярность приобретают интерактивные методики и приемы. Проблемами разработки данных методов и приемов занимались С.Н. Володина, Г.А. Жигулина, А.И. Ивонина и др.

Целью работы является исследование понятия "норма права" в современном педагогическом аспекте, отсюда вытекают и задачи:

  • дать характеристику распространенным видам методических приемов изучения понятия нормы права;
  • рассмотреть наиболее популярные методики и приемы в современном правовом образовании, возможность их применения на уроках права;
  • рассмотреть интерактивные приемы изучения понятия нормы права, их виды.

Объектом исследования стали методические приемы изучения понятия нормы права, которые должны обеспечивать более эффективное преподавание права.

Предметом являются непосредственно виды методических приемов как общепринятые (объяснение, рассуждение, характеристика, повествование, приемы работы с текстом и другие), так и интерактивные приемы на стадиях интерактивного обучения.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частные методы познания. Среди общенаучных используются анализ, синтез, сравнительный, системный. Среди частных использовался метод анализа юридической и педагогической литературы (документальный метод).


1. Формирование понятия правовой нормы у учащихся в процессе обучения праву в современных условиях:

социологический анализ

Проблема формирования понятия правовой нормы у учащихся в процессе обучения праву привлекает ученых различных специальностей. Сегодня ее изучают юристы, философы, социологи, культурологи. Этот интерес связан с особой актуальностью изучения норм права на современном этапе. Актуальность  заключается  в том, что в условиях реформирования системы образования усложняется процесс адаптации молодежи к жизни в современном обществе, поиска социально приемлемых и оптимальных форм поведения, самореализации и самоутверждения. Приоритетными целями государственной политики в области образования является  формирование личности, активно участвующей в государственной  и общественной жизни, в функционировании социальных институтов на основе правовых норм и ценностей.

Участие молодежи в жизни общества на современном этапе во многом зависит от  меры развития у нее понятия нормы права. Состояние неустойчивости общественного развития меняет формы и механизмы формирования  понятия нормы права у учащихся, обуславливает необходимость изучения ее особенностей, факторов, противоречий. К  тому же, без сформированной у учащегося  понятия нормы права невозможно построение в России правового государства и  гражданского общества. Изучение норм права учащимися в процессе обучения праву  важно с социологической точки зрения. В  работах отечественных и зарубежных ученых рассматривается понятие нормы права как социальный феномен, при этом используются различные теоретико-методологические подходы.

 Однако работ, посвященных формированию понятия норм права у учащихся,  недостаточно. Следовательно, данная проблема требует теоретической разработки и проведения эмпирических  исследований. Анализ состояния сформированности понятия нормы права у  учащихся в процессе обучения праву имеет практическое значение  для разработки механизмов и программ ее  приведения в соответствие с требованиями  правового государства. Таким образом, теоретическая не разработанность проблемы и ее практическая значимость свидетельствуют об актуальности  темы.

Прежде чем говорить об особенностях  формирования понятия нормы права у учащихся в процессе обучения праву, определимся с понятием «норма права». Норма права – общеобязательное правило поведения, являющиеся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, устанавливаемые государством, документально оформленные и обеспеченные различными формами государственного воздействия и принуждения [11]. Данное определение  указывает, во-первых, на то, что норма права – важный феномен культуры, так  как включает совокупность знаний, умений  и навыков, определяющих образцы социальной деятельности, осуществляемых на  основе законов, передающихся из поколения в поколение. Во-вторых, это всегда движение, стремление личности к определенным идеалам, развитию правового государства и гражданского общества.     В-третьих, норма права есть результат взаимодействия внешней заданности  (объективных факторов), побуждающей  личность к правозаконной деятельности и  внутренней необходимости (субъективных  факторов) – интереса, ценностей, потребностей, установок и т.д. Поэтому понятие норма права может быть  рассмотрено как особая форма социального взаимодействия личности, общества  и государства.

 Формирование понятия нормы права у учащихся тесно связано с существующими законами в обществе. В структуре каждого общественного строя выделялась система ценностей,  идеалов, образцов поведения, законов,  которые выражали  существующий уклад жизни, регулировали отношения между государством, обществом  и гражданином. Изучение понятия нормы права зависит от интенсивности взаимодействия  учащихся друг с другом, с обществом, государством и степени включенности нормы права в общественную жизнь. В  то же время формирование понятия нормы права выступает формой осознания у учащихся необходимости построения правового государства в целом и важнейшим показателем его развития.  Формирование данного понятия  является продуктом зрелого общества,  в нем закрепляется и передается социально-политический опыт учащихся, а также образуются  механизмы, позволяющие обеспечить выражение и согласование различных интересов и принятие общих правил и решений учащихся  на основе принятых в обществе законов. Единство заключенных в нем социальных и  политических отношений придает понятию нормы права новое качество и возможности влиять на  функционирование учащихся в процессе обучения праву. Это находит выражение в формировании определенного типа личности  и воспроизводстве и развитии правовых качеств обучающихся. Речь идет о выработке правового  сознания и форм правового поведения,  социальных связей и способов общения учащихся. Именно в формирование понятия нормы права в процессе обучения праву представлен единый комплекс основополагающих  правовых ценностей и норм, охватывающих  учащихся и определяющих их  общую гражданскую направленность.

 Следовательно, формирование понятия нормы права у учащихся в процессе обучению права представляет собой нормативную систему, регулирующую и контролирующую их деятельность. Понятие правовой нормы вбирает в себя  особый правовой кодекс учащихся, основанный не  только на правовых положениях, но и на  моральных нормах и общей приверженности общественным принципам и долгу. Проявлением формирования понятия нормы права у учащихся в процессе обучения праву  можно, в частности, считать их активное правовое сознание и поведение.

 Проанализируем специфику формирования понятия правовой нормы учащихся в процессе обучению праву в современных условиях.

Нами было проведено социологическое исследование. В рамках исследования был проведен опрос, который позволил более полно описать состояние сформированности понятия правовой нормы у учащихся. В рамках изучения правовых норм важным является анализ жизненных ценностей учащихся. Поэтому в ходе  исследования учащимся было предложено проанализировать жизненные ценности по степени их важности. Жизненные ценности представляют собой ориентир в сознании учеников, в соответствии с которым выстраивается  жизнедеятельность, в том числе и деятельность учащихся в правовой сфере. В исследовании использовалась модифицированная версия методики  М.  Рокича, направленная на выявление иерархии жизненных ценностей человека [10]. На  основе рассчитанной средней взвешенной  получен рейтинг жизненных  ценностей учащихся. Опрошенные учащиеся в  первую очередь ориентированы на достаточно универсальные ценности: здоровье,  семейное и материальное благополучие,  карьеру, любовь. Это подтверждает общую тенденцию, как для россиян, так и для  зарубежных граждан вне зависимости от того, к какой социально-профессиональной группе они относятся. Вместе с тем,  на задний план отходят такие ценности,  как творчество, самореализация, желание  приносить пользу людям. А ведь эти ценности необходимы, так как без самореализации вряд ли сегодня можно быть успешным в жизни и сделать карьеру.

 В целом  анализ  результатов исследования дает основание  заключить, что ведущее место у учащихся занимают общечеловеческие, гуманистические ценности, которые доминируют  в общественном сознании современного постиндустриального общества. Некоторые важные ценности прошлой эпохи – активная жизненная позиция и желание  приносить пользу людям – утратили свою  приоритетную значимость и смещаются  на периферию сознания учащихся.

Охарактеризовав систему жизненных  ценностей учащихся, полагается целесообразным перейти к анализу состояния  сформированности у них понятия правовой нормы. Прежде всего, обратимся к тому, как респонденты понимают  понятие правовой нормы.  Правовую норму учащиеся понимают,  прежде всего, как общеобязательное правило поведение, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. На это указало 40%  респондентов. Часть учащихся дали иные определения: 25% опрошенных считают,  что правовая норма – это комплексное  понятие, которое включает правовые знания, ценности, а также формы поведения личности; для 20% респондентов правовая норма ассоциируется с определенными  формами взаимодействия на основе соблюдения законов, имеющихся в обществе; 10% опрошенных свели данное понятие к принятию  личностью правовых знаний, норм, ценностей. 5% опрошенных учащихся отметили, что это есть не что иное, как правовые знания. Таким образом, мы видим, что учащиеся в понимание понятия правовой нормы  вкладывают как когнитивные аспекты, так и ее нормативно-аксиологическую составляющую.

У респондентов нет единого мнения в вопросе о том, что представляет собой понятие правовой нормы.  Однако не может не радовать тот факт,  что большинство респондентов (89%)  считает, что правовой нормой должен  обладать каждый россиянин. Вместе с тем,  лишь половина учащихся отметила, что они владеют понятием правовой нормы (48,9%). В этом мы видим одно из противоречий формирования понятия правовой нормы: между необходимостью ее формирования и отсутствием условий  для этого.

Таким образом, исследование показало, что представления о том, что такое  правовая норма у учащихся, в определенной степени интуитивны, размыты, скорее, основаны  на личном опыте, нежели на знании. При  этом все опрошенные уверены, что понятием правовой нормы должен обладать каждый  человек, особенно учащийся.

 Анализ формирования понятия правовой нормы у учащихся в процессе обучения праву опирается на подход Л.Н. Когана, в соответствии с которым в структуре понятия правовой нормы выделяется три блока: когнитивный, поведенческий и праксеологический [9].  Сразу же отметим, что подробное рассмотрение праксеологического блока не входит  в наши задачи. Когнитивный блок формирования понятия правовой нормы учащихся  составляют правовые знания, умения и навыки, правовые ценности, язык  общения. Поэтому первым элементом анализа выступают правовые знания, умения,  навыки учащихся, обучающихся в школе. Наше исследование показало, что 72,5%  респондентов испытывают потребность в  правовых знаниях.

Что касается качественных показателей (знаний по  определенным отраслям правовой науки),  то учащиеся, испытывают потребность в правовых  знаниях в области защиты прав потребителей (67,5%), семейных отношений (до 40%), жилищно-коммунальных отношений (до 50%) и др. Исследование зафиксировало причины, вызвавшие потребность учащихся в  правовых знаниях. К ним относятся: умение лучше отстаивать свои права (72%  респондентов); желание не быть обманутым (26,6% респондентов); желание не  нарушать законы (15% респондентов).

 В исследовании нас интересовал вопрос о том, откуда учащиеся получают правовые знания. Выяснилось, что источниками информации о правовых знаниях являются: уроки правовых знаний в школе, Интернет, СМИ.

В исследовании нас интересовал  вопрос о том, что дает учащимся знание  правовых норм. Так, для 81,1% опрошенных это возможность знать свои права и  умело их защищать; для 42,4% респондентов – возможность корректировать  свое поведение; для 22,4% – возможность  всегда соблюдать закон. 19,5% учащихся  указали на то, что правовые нормы нужны  для зарабатывания денег законным способом.

Эти позиции верно раскрывают функции правовых норм. Однако не  могут не беспокоить отмеченные учащимися четыре последующие позиции (20,9%  опрошенных – возможность вызывать у  окружающих хорошее отношение к себе,  9,6% респондентов – умело обходить закон). Они свидетельствуют о негативной  тенденции развития правовой культуры,  что коррелирует с данными о правовых  знаниях: правовые знания не всегда ведут  к соблюдению правовых норм личностью.  Так, 70% опрошенных учащихся высказали свою позицию о том, что они всегда  соблюдали и будут в дальнейшем соблюдать правовые нормы при любых обстоятельствах; 6,5% респондентов отметили,  что они уже не всегда соблюдают правовые нормы; а 23,5% учащихся затруднились с ответом на вопрос о соблюдении  ими правовых норм. Возможно, среди этих  учащихся мы в будущем можем увидеть  нарушителей законов.

 Подводя итог анализа данных исследования, можно сделать следующие выводы. К особенностям формирования понятия правовой нормы у учащихся можно отнести его кризисное состояние, что соответствует кризису правовой системы в обществе. В исследовании выявлены как негативные тенденции развития, так и позитивные. Существуют противоречия между знаниями учащимися правовых норм и применением их на практике.

2. Изучение понятия нормы права в процессе

обучения праву

Проблема изучения понятия нормы права школьниками в высокой степени интересует исследователей из разных областей знаний, что подтверждает значительное количество научных работ, посвященных данной проблеме: труды С. С. Алексеева, Ю. А. Алферова, А. А. Баимбетова, Э. А. Баллера, Е. В. Болотова, С. А. Злобина, И. А. Иванникова, М. С. Кагана, М. В. Капитонова, Э. В. Соколова, М. Б. Смоленского, А. К. Уледова, Ф. Р. Филиппова и ряда других исследователей, работающих в этом направлении. Тем не мене, постоянно меняющаяся политическая, экономическая, социально-культурная обстановка в обществе затрагивает и культурно-правовую сферу жизнедеятельности человека, требуя дополнительного рассмотрения вопроса, особенностей изучения понятия нормы права школьниками.

Норма права – это неотъемлемая часть общей культуры народа, которая является отражением уровня развития конкретного общества. Такая связь с правом обусловлена особенностями функционирования нормативно-регулятивной системы государства, так как она охватывает все сферы жизнедеятельности человека, фактически предопределяя его поведение в обществе. Именно понимания сущности нормы права отдельного лица является ядром для всей правовой системы общества. От таких слагаемых в жизни каждого человека, как: уважение других лиц, являющихся равными участниками правового общения; уверенность в том, что только свобода всех людей в обществе есть надежная гарантия свободы каждого; уважение к закону; чувство личной ответственности за свои поступки; внутреннее убеждение в необходимости исполнения своих обязательств зависит качественное развитие всего правового общества демократического государства.

Изучение понятия правовой нормы в своем роде является отражением сложившегося отношения правового субъекта к праву, которое формируется из его оценок правовой реальности, и проявляется в правовом поведении самого субъекта, оцениваемого с точки зрения соблюдения нормы права. Однако изучение понятия правовой нормы – это долгий целенаправленный процесс, который достигается системой мер, направленных на интеграцию в сознание правовых норм, принципов и идей.

 Обращая внимания на сферу сознания, мы затрагиваем определенную область воспитания, так как в самом общем виде воспитание – это процесс, направленный на качественное изменение сознания человека. И здесь следует отметить, что изменения, происходящие в сознания человека в области права, осуществляются по средствам правового воспитания. Правовое воспитание – это сложная и многоаспектная система деятельности, со специальными инструментами по донесению до разума и чувств правовых ценностей, и превращения их в личное убеждение. Именно благодаря правовому воспитанию происходит включение индивида в правовую жизнь общества. Изменение правового сознания по средствам правового воспитания происходит путем усвоения личностью правовых ценностей прошлого и настоящего и формирование своих четких представлений о правовых нормах обустройства общества. Процесс такого формирования начинается с момента вступления человека в общественные отношения, и активно себя проявляет в период молодости. Именно в этот возрастной период происходит психологическое и биологическое созревание индивида как личности, и в это время молодой человек наиболее предрасположен к обучению, осознанию своих поступков и выбора жизненных ориентиров. Именно поэтому так важно на этой стадии развития человека дать основные принципы и направления правовых норм, помочь в выработке правильной правовой ориентации, в приобретении не только знаний основ законодательства, но и в формировании глубокого уважения к праву, превращающегося в личное убеждение, потребность и привычку соблюдать закон. При этом следует помнить, что молодежь – это большая социальная группа, которая неоднородна по своей структуре и состоит из разных категорий молодежных сообществ, среди которых особо выделяют школьников. Причем такое выделение происходит не случайно, оно определено рядом отличительных способностей: во-первых, молодой человек, обучающийся в школе, обладает уже достаточно высоким интеллектуальным потенциалом, так как обучение в школе предполагает подготовку к умственному труду; во-вторых, наличие достаточного количества свободного времени создает предпосылки для активной досуговой деятельности, которая при правильной организации может способствовать превращению личности в специалиста с высоким уровнем культуры и правового самосознания. Выше описанные обстоятельства дают возможность школьникам проявить себя в качестве силы, способной оказать воздействие и указать направления изменений в экономической, политической и правовой жизни общества.

Следует отметить, что администрация школы, в силу возложенных должностных обязательств, имеет возможность применить меры воспитательного характера, как в рамках обучающего процесса, так и за его пределами, эффективно организовав культурно-досуговую деятельность школьника. Безусловно, правовое воспитание не является единственным способом изучения понятия правовой нормы.

Существует достаточно значительное количество воздействующих факторов, которые способствуют данному процессу. Среди них можно отметить такие, как: грамотная законотворческая деятельность законодательных органов власти; справедливая деятельность судебной и исполнительной системы; межличностные отношения в обществе и ряд других внешних регуляторов. Именно многообразными методами правового воспитания, возможно сформировать правовую активность школьников.

Правовую активность школьников можно определить как часть социальной активности, включающую инициативную, правомерную, сознательную деятельность граждан, направленную на исполнение возложенных обязанностей, на эффективное использование предоставленных прав, а так же реализацию охраняемых законом государственных, общественных или личных интересов. В результате правового воспитания у молодых людей формируются правовые потребности, установки, ценностные ориентации, которые в значительной мере предопределяют выбор соответствующих действий и поступков.

Правовая потребность активизирует субъекта, побуждает его оценивать правовую действительность, систематически обращать внимание на правовые явления и предметы, которые, так или иначе, способствуют ее удовлетворению. В этой связи формируются интересы – важный компонент социально-психологической регуляции правомерного поведения. Они сопряжены с осмыслением объективных условий, в которых существует норма права, способов надлежащей реализации предоставленных прав, исполнения юридических обязанностей [1].

Успех правового воспитания во многом зависит от субъекта правового воспитания, его умения правильно обозначить цель данного процесса.

Существуют достаточно большой спектр взглядов на формирование и постановку целей правового воспитания. Особо хочется отметить существующую в теории и методике правового воспитания тройственную иерархию целей, направленную на формирование комплекса специфических качеств школьников. Сущность данной теории заключается в следующем: ближайшая цель – формирование системы правовых знаний; промежуточная цель – формирование правовой убежденности; конечная цель – формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения [6]. Особенность постановки такой иерархии целей, заключается в том, что весь процесс современного правового воспитания должен быть направлен на формирование высоких волевых качеств учащихся, способной защитить справедливость от несправедливости. Так же в контексте данного подхода следует отметить, что для того, чтобы правовоспитательная деятельность развивалась в направлении прогресса, необходимо обеспечить ее планомерное движение от цели к цели.

 В то же время достижение какой-либо цели нельзя считать безусловным. Например, школьник может достигнуть понимания и знания каких-либо норм, которое будет оценено как желаемое и достаточное на определенном этапе развития общества и самого индивида. Однако ни развитие общества, ни развитие субъекта на этом не прекращается. Кроме того, само знание является лишь большим или меньшим приближением к идеалу. Следовательно, наряду с другими, усложненными целями правового воспитания всякий последующий этап не должен полностью утрачивать цели, относительно реализованные на предыдущих этапах. В такой позиции формирования цели реализуется принцип преемственности и непрерывности воспитательного процесса.

Еще одной особенностью изучения понятия правовой нормы в период обучения в школе являются межличностные отношения. Они, как правило, складываются в коллективе школы, играют определенную роль в формировании правосознания учащихся через усвоение общих требований к личности специалиста и подготовку к будущей деятельности. Но все же приоритет необходимо отдавать отношениям, складывающимся в классе, так как именно они включают молодого человека в характерную для школы деятельность, через многообразные формы правового воспитания, способствуя реализации личных качеств личности, и фиксирует нравственные позиции личности и убеждения. Объясняется это тем, что в первичном коллективе прививаются навыки самоуправления переплетается участие в разных видах общественных работ и происходят всевозможные другие психологические процессы. Прямые контакты в классе создают благоприятные условия для взаимного обмена правовыми взглядами и представлениями, увеличивают объем используемой ими правовой информации, вырабатывают образцы правомерного поведения. Кроме того, общение в коллективе предопределяет механизм избирательности в познании правовой действительности, выборе той или иной правомерной линии поведения. Эти процессы зависят от ряда обстоятельств: уровня правосознания, состояния учебной дисциплины, индивидуально-психологических особенностей членов коллектива, социальной структуры ее, однородности и постоянства, морально- психологического микроклимата.

Правовое регулирование отношений учащихся со школой формирует у них ценностно-правовые ориентации и правовые установки, они являются основными детерминантами поведения личности в правовой сфере, отражают ее готовность использовать правовые нормы на основе убежденности в их полезности и целесообразности в силу ценностной и социальной значимости права для личности. Следовательно, межличностное общение школьной молодежи не только обеспечивает обмен правовой информацией, но и формирует единую ценностно-правовую ориентацию учебного коллектива, определяет избирательность правовых интересов, содействует ее развитию и уточнению. Она означает общую заинтересованность ее членов в совершенствовании правовой деятельности, в которой протекает их совместная деятельность и совпадение взглядов. С другой стороны, правовая ориентация учебного коллектива предполагает формирование путем рефлексорно-взаимных оценок школьниками своих действий, выполнение правовых предписаний и норм, сложившихся в результате внутреннего коллективного общения и соответствующих правовых установок.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно выявить следующие особенности изучения понятия правовой нормы школьников. Во-первых, изучение понятия правовой нормы учащимися – это непрерывный процесс, направленный на повышение уровня правовой культуры учащегося. Во-вторых, рассматриваемый процесс находится в тесной взаимосвязи с правовым воспитанием, так как именно благодаря средствам и методам воспитания, происходит интеграция правовых ценностей в сознание молодого человека, а так же формирование четких представлений личности о правовых нормах обустройства общества. В-третьих, успех повышения правовой грамотности учащихся зависит от межличностных отношений, складывающихся в рамках школы, от точности поставленной цели правового воспитания, а так же от уровня правосознания, состояния учебной дисциплины, индивидуально-психологических особенностей членов коллектива, социальной структуры, ее однородности и постоянства, морально-психологического микроклимата.

Прежде чем говорить о методических приемах, с помощью которых осуществляется изучение понятия нормы права на уроках правовых знаний, необходимо знать, что же понимается под этим "словосочетанием". В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко приводят следующее определение: «Методические приемы – это психологически правомерные и педагогически ориентированные способы кратковременных действий преподавателя и адекватные им действия обучающихся, обеспечивающие достижение целей занятия» [5].

Распространенным является определение, которое дает Е.А. Певцова: «методический прием – это частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права» [4].

Таким образом, использование различных методов обучения совершенствует определенные действия, которые направлены на то, чтобы решить поставленные задачи. Они  и составляют понятие "методические приемы".

Методические приемы представляют собой совокупность приемов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им приемов деятельности учащихся. Методические приемы – это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий. Причем для эффективного использования приемов необходимо их применять в совокупности с педагогическими средствами. С помощью средств обучения возможно ускорение процесса усвоения учебного материала.

Многочисленные споры ученых в отношении сущности и классификации существующих методических приемов в области изучения понятия правовых норм позволяют сделать вывод о необходимости оптимального сочетания их всех на практике. Практика показывает, что доминирование одних приемов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативности изучения данного понятия. Необходимо иметь в виду следующие особенности обучающего процесса:

1. Для организации творческих уроков по изучению понятия правовых норм следует обеспечить основательную подготовку учащихся в виде комплекса базовых знаний, которые могут стать своеобразным фундаментом для развития творчества детей.

2. Сложный по характеру юридический материал, как понятия правовой нормы нельзя изучать поисковым методом. Он требует объяснительно-иллюстративного метода и таких приемов как объяснения учителя, лекции, рассказа. Проблемный метод в этом случае будет выступать как прием. Так, учитель формирует определенную проблему, предлагает учащимся подумать над рядом проблемных вопросов и т.д.

3. При выборе методов и приемов обучения следует учитывать потенциальные возможности учеников, уровень их подготовки. В классе, где ученики обладают высоким уровнем обученности и потенциальными возможностями для более основательного изучения понятия правовой нормы, следует активировать их самостоятельную работу путем заданий повышенной сложности, творческих и проблемных вопросов.

4. Личные способности учителя и наличие времени для изучения понятия правовой нормы играют немалую роль в выборе того или иного приема.

Существуют различные методические приемы, которые учитель использует на уроках. Так, Морозова С.А. предлагает следующую классификацию методических приемов:

  1. Приемы устного изложения теоретического материала (объяснение, рассуждение, характеристика, повествование (конспективное, сюжетное), описание).
  2. Приемы организации познавательной деятельности (разнообразные приемы работы с учебным текстом: составление плана текста и аннотаций, рецензирование, составление словаря изученной темы, схематичной модели текста).
  3. Приемы формирования учебных умений [6].

Певцова добавляет к этим приемам еще приемы словесной коммуникации (логическое осмысление правового явления, разъяснение, детализация, разносторонняя оценка, обнаружение тенденции, особенное значение факта). Таким образом, авторы выделяют большое количество методических приемов. Рассмотрим некоторые их виды.

Многие юридические дефиниции учитель раскрывает путем объяснения, которое детально раскрывает сущность понятия правовой нормы, ее исторические предпосылки возникновения, ее структуру и классификацию.

 Одним из приемов изучения понятия правовой нормы является повествование. В одних случаях учитель прибегает к конспективному повествованию, а в других – к сюжетному повествованию. Конспективное повествование – это краткое перечисление основных положений неглавного содержания. С помощью сюжетного повествования учитель эмоционально излагает по сюжетной линии содержание понятия правовой нормы.

Для того, чтобы дать оценку понятию правовой нормы, учитель обращается к приему характеристики. Сравнительная характеристика позволяет выделить существенные, сопоставительные признаки, найти общее, особенное единичное.

Пользуясь описанием, особенно аналитическим, учитель передает существенные, но в основном внешние признаки, черты и детали понятия правовой нормы.

Кроме того, большое значение в учебном процессе имеют приемы словесной коммуникации:

  • Логическое осмысление понятия правовой нормы. Здесь учитель систематизирует яркие факты в своей речи. Например, рассказывая о том, как шел процесс формирования отдельных норм права, учитель разъясняет школьникам сущность закрепившихся в действующем законодательстве юридических правил.
  • Разъяснение. В этом случае учитель показывает сущность той или иной нормы права, иллюстрирует его многочисленными примерами для более прочного запоминания.
  • Детализация. Объясняя сущность определенной правовой нормы, учителю необходимо обратить внимание на отдельные составляющие ее части. Например, разбирая с точки зрения теории права диспозицию, гепотизу или санкцию правовой нормы, учитель обращает внимание обучаемых на элементы, образующие его состав (таким образом, с помощью примеров, можно детально рассмотреть субъект, объект, субъективную и объективную стороны явления).
  • Разносторонняя оценка. Такой прием характеризуется высоким уровнем изложения материала. Предположим, в старших классах при изучении понятия правовая норма школьники обнаруживают существование многочисленных подходов в науке к этому понятию. Анализируя некоторые школы права (нормативистскую, социалогическую, психологическую или естественно-правовую), обучаемые учатся сопоставлять позиции мыслителей, юристов и выделять их положительные и отрицательные стороны со своей точки зрения. Так они начинают понимать, что многие явления правовой действительности, несмотря на строгость и четкость правовых норм, нельзя оценить однозначно.
  • Обнаружение тенденции. На уроках права нередко используются приемы исторического анализа того или иного правового явления с целью выявления тенденций его развития. Например, особенностями развития современной системы права в стране являются усиление человековедческих подходов законодателя при создании норм права, расширение частного права, интеграция с международными нормами права.
  • Особенное значение факта. Аргументированные ответы – важное требование учителя права к своим ученикам, которые именно на его уроках должны отработать умения доказывать свою позицию по вопросу, давать конкретный совет при разрешении конфликтной правовой ситуации. Учитель права должен иметь в виду, что при одноразовом ознакомлении с правовым материалом ученик может легко запоминать три-четыре факта. В этой связи составление плана урока, а также выделение минивопросов, которые следует усвоить, необходимо основывать на указанном количестве составных частей [7].

В процессе изучения понятия правовой нормы ученики постоянно сталкиваются с правовыми понятиями. Специалисты считают, что в систему приемов умственной деятельности при изучении понятия правовой нормы включаются приемы словесно-понятийного мышления. Это: анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, выявление существенного, формулирование выводов, приемы воображения и запоминания [7].

Анализ – это мысленное расчленение определенного целого явления на отдельные его составляющие. Синтез предполагает обратное: создать на базе отдельных элементов образ целого. При изучении теоретических вопросов используют сравнение. Оно позволяет выделить общее и отличное в изучаемых правовых понятиях. Для того, чтобы разобраться в сущности понятия правовой нормы, в методике используют прием доказательства.

 Таким образом, существуют различные методические приемы, которые учитель использует на уроках права для изучения понятия правовой нормы. Очень редко учитель использует на уроке только один прием, обычно он сочетает различные методические приемы обучения (причем для эффективного использования приемов необходимо их применять в совокупности с педагогическими средствами).

Использование документов в правовом образовании является одним из важнейших элементов методики. Поэтому представляется необходимым остановиться на некоторых новых подходах работы с документами.

В целом работа с документами предполагает достижение таких целей, как:

  • умение собирать и изучать материалы различных источников, включая средства массовой информации;
  • умение анализировать различные источники, делать объективные и взвешенные выводы;
  • умение определять предвзятое мнение, предрассудки;
  • умение выносить собственное суждение.

Продемонстрировать полный цикл интерактивного обучения легче всего на конкретном примере: упражнение «живая линия». Участникам предлагают выстроиться вдоль воображаемой линии (линия может, например, идти по диагонали класса) в зависимости от точки зрения, которой они придерживаются по поводу понятия правовой нормы. Тогда на левом «полюсе» – те учащиеся, которые считают что понятия правовой нормы – это комплексное понятие, которое включает правовые знания, ценности, а также формы поведения личности, на правом – учащиеся которые считают, что правовая норма ассоциируется с определенными формами взаимодействия на основе соблюдения законов, имеющихся в обществе, в центре те, которые свели данное понятие к принятию личностью правовых знаний, норм, ценностей. Двое участников выбираются «наблюдателями». В их задачу входила фиксация всего происходящего, особенно перемещений вдоль линии.

Представителям различных точек зрения предложено по очереди (не более одной минуты каждому) приводить по одному аргументу в защиту своего убеждения, а остальным участникам – менять свое положение на линии в сторону одного или другого полюса (сделать шаг или несколько шагов) в зависимости от того, насколько аргументы выступающих их убедили. Задания «обязательно переместиться»  нет, но оговаривается необходимость искреннего и полного включения в игру. За упражнением следует обсуждение. Первыми выступают «наблюдатели», которые подробно описывают увиденное со стороны. Часто они отмечают, как трудно им было сохранить позицию, как хочется «вступить в бой». Затем участникам задается вопрос, о том, что они чувствовали, выполняя это упражнение. Ответы обычно искренние, никто не остается равнодушным. Люди испытывают: «чувство стыда, что я стою посередине, и у меня нет своей позиции», «страх показаться легкомысленным оттого, что я часто переходил от одного полюса к другому», «раздражение, что мало времени, и я не успеваю придумать убедительные аргументы». Некоторые участники отмечают, что их собственное поведение стало для них неожиданностью и заставило о многом задуматься.

Следующий этап – обобщение полученного опыта. Здесь могут прозвучать слова о том, как важно иметь собственное мнение, что каждая позиция имеет право на существование и уважение, если она осмыслена и обдумана. Для педагога обобщать – значит ставить себя на место учеников, представлять, чему их можно научить, для каких учебных и воспитательных целей можно использовать это упражнение.

При этом в упражнении были задействованы все три канала восприятия информации учениками: визуальный (тема обсуждения записана на доске и находится всегда перед глазами участников), аудиальный и кинестетический.

Таким образом, интерактивное обучение – это форма познавательной деятельности, суть которой в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность проводить рефлексию по поводу того, что они знают и думают.

Практика создала большое количество методических приемов, с помощью которых учащиеся изучают понятие правовой нормы в процессе обучению права.

Методика формирования понятия правовой нормы опирается на познавательные возможности детей, особенности их возрастных, физиологических характеристик организма.

3.  Изучениеˌ понятияˌ нормыˌ права на внеклассных

занятиях поˌ праву

В последниеˌ  годыˌ особую  популярность приобрели различныеˌ методы правовогоˌ  образования, активизирующие ˌ самостоятельную работуˌ обучаемых на уроках и воˌ внеурочноеˌ время. Самостоятельнаяˌ работа представляет собойˌ познавательную деятельность самих учеников, имеющую цель, формуˌ выражения, котораяˌ заканчиваетсяˌ проверкойˌ результата. Такаяˌ работа выполняетсяˌ поˌ заданиям и направлена на достижениеˌ определенногоˌ результата.

В большинствеˌ случаев современныйˌ учитель права работает в классе, гдеˌ количествоˌ детейˌ колеблетсяˌ от 20 доˌ 35 человек. В этойˌ связи самостоятельнаяˌ работа приобретает особыйˌ характер. Выполняяˌ определенноеˌ задание, школьники могут объединяться в группы. При этом группа представляет собойˌ единоеˌ целоеˌ (всеˌ ученики выполняют одноˌ задание), а может так, чтоˌ в группеˌ каждыйˌ школьник выполняет своеˌ задание. В последниеˌ годыˌ популярность приобретает дифференцированноеˌ обучение, при котором ученики объединяютсяˌ поˌ уровню способностей, интересов и прочее. Учитель применяет к ним разныеˌ методы, приемыˌ и средства обученияˌ праву. Работаяˌ с каждым учеником отдельноˌ (предлагаяˌ емуˌ выполнить самостоятельныеˌ заданияˌ в соответствии с учебными, физиологическими и психическими возможностями), учитель права осуществляет индивидуализацию правовогоˌ обучения. Очень частоˌ в практикеˌ педагог использует заданияˌ с разным уровнем сложности дляˌ учеников. Сложность правовогоˌ материала определяетсяˌ путем егоˌ характеристики, выявленияˌ информативнойˌ насыщенности структурных составляющих и проч. Трудность материала носит субъективныйˌ характер и зависит от конкретногоˌ школьника. То, чтоˌ может быть трудным дляˌ одного, покажетсяˌ легким дляˌ другого.

Специалистыˌ выделяют два этапа самостоятельнойˌ деятельности школьников при правовом обучении.

1) На первом  этапе ˌ учитель должен «научить» своих воспитанников элементарным  приемам самостоятельнойˌ работы. Он должен показать, каким образом можноˌ добывать знанияˌ из разных источников, анализировать их, обобщать и делать выводы. При этом педагог выступает в роли консультанта, организатора самостоятельнойˌ работыˌ детей.

2) На втором этапе ученик подготавливаетсяˌ к исследовательскойˌ деятельности. Уˌ негоˌ появляетсяˌ свояˌ точка зренияˌ на определенныеˌ понятия. Ученик становитсяˌ способным решить сложныеˌ нестандартныеˌ задачи.

На уроках права результатыˌ самостоятельной работыˌ школьников могут быть представленыˌ в формеˌ докладов, рефератов или небольших сообщений.

Воˌ многих школах большое ˌзначениеˌ приобрели научныеˌ общества ребят, в рамках которых и осуществляетсяˌ самостоятельнаяˌ деятельность обучаемых. Ребята объединяютсяˌ в творческиеˌ группыˌ и проводят совместноˌ или индивидуальноˌ исследовательскую работуˌ поˌ конкретнойˌ теме. Обычного  такаяˌ работа осуществляетсяˌ в течениеˌ всегоˌ года и завершаетсяˌ изложением цельного, логически взаимосвязанногоˌ материала в видеˌ реферата.

Исследовательский самостоятельныйˌ подход в правовом обучении опираетсяˌ на непосредственныйˌ опыт самих ребят. В зарубежнойˌ педагогикеˌ XX в. этот подход былˌ связан в первую очередь с движениями европейскогоˌ «новогоˌ воспитания» и «прогрессивногоˌ воспитания» в США. Обучениеˌ осуществлялось на основеˌ собственногоˌ опыта ребенка, самостоятельноˌ осваивающегоˌ окружающийˌ мир. Специалистыˌ доказывали [8], чтоˌ при таком подходеˌ целесообразноˌ применять «спиралевидное» изучениеˌ основных представленийˌ и понятий от начальной школыˌ к средней, а затем возвращатьсяˌ к ним на последующих ступенях обучения. Важноˌ ставить ученика в позицию исследователя, «первооткрывателя». В самостоятельнойˌ работеˌ он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессеˌ познания, однакоˌ егоˌ деятельность осуществляется под контролем соˌ стороныˌ учителяˌ права.

Однойˌ из приоритетных задач современнойˌ школыˌ являетсяˌ созданиеˌ необходимых и полноценных условийˌ дляˌ личностногоˌ развитияˌ каждогоˌ ребёнка, формированиеˌ активнойˌ жизненнойˌ позиции каждогоˌ учащегосяˌ в учебном процессе. Поэтомуˌ воˌ многих школах, вместеˌ с обязательными учебными занятиями, применяютсяˌ различныеˌ видыˌ учебнойˌ работы, которыеˌ проводятсяˌ за пределами школьных занятий. Подобныеˌ типыˌ  учебнойˌ деятельности называютсяˌ внеурочными   занятиями [4].

Теоретическое изучение организационно-содержательных особенностейˌ внеурочнойˌ работыˌ позволилоˌ уточнить её сущность. Внеурочнаяˌ работа поˌ предмету –ˌ                  этоˌ    строгоˌ продуманнаяˌ и комплексно реализуемаяˌ система разнообразных поˌ формеˌ и содержанию учебноˌ-воспитательных мероприятий, проводимых внеˌ уроков и в дополнениеˌ к  урокам. Внеурочнаяˌ работа поˌ предметуˌ – логическоеˌ продолжениеˌ уроков, участвуяˌ в ней, учащиесяˌ опираютсяˌ на знанияˌ и опыт, полученныеˌ на уроке, расширяяˌ и углубляяˌ их, применяяˌ в новых ситуациях. Внеурочнаяˌ работа являетсяˌ важнойˌ частью образовательногоˌ процесса [12], она оказывает существенноеˌ влияниеˌ на результат обученияˌ и воспитанияˌ школьников.

Среди внеурочных форм выделяютсяˌ двеˌ большиеˌ группы: ㅤ

  • постоянноˌ действующие, которыеˌ осуществляютсяˌ как система занятийˌ (факультативы, кружки, спортивныеˌ секции, клубыˌ поˌ интересам и др.); ㅤ
  • эпизодические, реализуемыеˌ как единичныеˌ эпизодыˌ педагогическогоˌ процесса (предметныеˌ олимпиады, конкурсы, выставки, викториныˌ и т.д.) [4].

К внеурочным занятиям, в первую очередь, относятсяˌ факультативныеˌ занятия. Как отдельнаяˌ форма организации даннойˌ работы, они возникли в концеˌ 60-х – нач. 70-х гг. воˌ времяˌ осуществленияˌ следующейˌ реформыˌ системыˌ образования, котораяˌ затрагивала в большейˌ мереˌ смыслˌ школьногоˌ образования. Факультативныеˌ занятияˌ представляют собойˌ занятия, правоˌ выбора которых остаетсяˌ за обучающимися, а посещениеˌ осуществляетсяˌ на добровольнойˌ основе. ㅤ

Факультативныеˌ занятияˌ поˌ изучению понятияˌ правовойˌ нормыˌ решают следующиеˌ задачи:

  • удовлетворяют требованияˌ учеников в расширенном изучении понятияˌ правовойˌ нормы;
  • развивают учебно-познавательныеˌ интересыˌ и способствуют повышению познавательнойˌ активности в области права; ㅤ
  • развивают исследовательскиеˌ мнения, индивидуальныеˌ особенности, творческиеˌ способности учащихсяˌ [7].

Прочиеˌ видыˌ внеурочнойˌ деятельности отличаютсяˌ целями, объемом учеников, методикойˌ обученияˌ и оформленияˌ внеурочных занятий. Формыˌ совершенствуютсяˌ и развиваютсяˌ параллельноˌ уроку. Важную роль в процессеˌ изученияˌ понятияˌ правовойˌ нормыˌ играют практическаяˌ работа и наблюдение. Единствоˌ наблюденийˌ и практических работ – особенность обученияˌ праву, необходимоеˌ условие, при котором учитель имеет возможность управлять процессом восприятия школьниками окружающегоˌ мира социальноˌ-правовых отношений. Уˌ учеников при этом формируетсяˌ конкретноˌ-образное, а затем и абстрактноеˌ мышление, позволяющееˌ применять усвоенныеˌ правовыеˌ нормыˌ в различных жизненных ситуациях. Благодаряˌ этомуˌ школьники пополняют свойˌ жизненныйˌ опыт, основойˌ которогоˌ являетсяˌ усвоениеˌ теоретических знанийˌ (понятий, связей, закономерностей), соотносимых с необходимостью их примененияˌ [12]. ㅤ

Внеурочнаяˌ деятельность являетсяˌ составнойˌ частью учебно-воспитательногоˌ процесса и однойˌ из форм организации свободногоˌ времени учащихся. Внеурочнаяˌ деятельность понимаетсяˌ сегодняˌ преимущественноˌ как деятельность, организуемаяˌ воˌ внеурочноеˌ времяˌ дляˌ удовлетворенияˌ потребностейˌ учащихсяˌ в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественноˌ полезнойˌ деятельности. В настоящееˌ времяˌ в связи с переходом на новыеˌ стандартыˌ второгоˌ поколенияˌ  происходит совершенствованиеˌ внеурочнойˌ деятельности.

 Воспитаниеˌ являетсяˌ одним из важнейших компонентов образованияˌ в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитанияˌ на современном этапеˌ развитияˌ нашегоˌ общества являются: формированиеˌ уˌ обучающихсяˌ гражданскойˌ ответственности и правовогоˌ самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешнойˌ социализации в обществе.

Правильноˌ организованнаяˌ система внеурочнойˌ деятельности поˌ изучению понятияˌ правовойˌ нормыˌ представляет собойˌ туˌ сферу, в условиях которой можноˌ максимальноˌ развить или сформировать познавательныеˌ потребности и способности каждогоˌ учащегося, котораяˌ обеспечит воспитаниеˌ свободнойˌ личности. Воспитаниеˌ детейˌ происходит в любойˌ момент их деятельности. Однакоˌ наиболееˌ продуктивноˌ этоˌ воспитаниеˌ осуществлять в свободноеˌ от обученияˌ время. ㅤ

Часы, отводимыеˌ на внеурочнуюㅤдеятельность, используютсяˌ поˌ желанию учащихсяˌ и направленыˌ на реализацию различных форм ееˌ организации, отличных от урочнойˌ системыˌ обучения. Занятияˌ проводятсяˌ в формеˌ экскурсий, кружков, круглых столов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследованийˌ и т.д. Посещаяˌ кружки, учащиесяˌ прекрасноˌ адаптируютсяˌ в средеˌ сверстников, благодаряˌ индивидуальнойˌ работеˌ руководителя, глубжеˌ изучаетсяˌ материал. На занятиях руководители стараютсяˌ раскрыть уˌ учащихсяˌ такиеˌ способности, как организаторские, творческие, музыкальные, чтоˌ играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочныеˌ занятияˌ поˌ изучению понятияˌ правовойˌ нормыˌ должныˌ направлять свою деятельность на каждогоˌ ученика, чтобыˌ он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

В ходеˌ изученияˌ понятияˌ правовойˌ нормыˌ учащиесяˌ начинают вести наблюдениеˌ при изучении исходногоˌ курса правовых дисциплин. Этоˌ могут быть различногоˌ рода наблюденияˌ бытовых ситуаций, результатыˌ которых записываютсяˌ в специальных дневниках. Данныеˌ наблюденийˌ применяютсяˌ в ходеˌ изученияˌ теоретическогоˌ материала. Затем происходит переработка собранных материалов наблюдений. Она состоит в обсуждении их в кругуˌ школьников, имитацияˌ и постановка похожих ситуацийˌ и решенияˌ их в  коллективеˌ и т.д. Наивысшийˌ интерес представляют собранныеˌ правовыеˌ казусы, наиболееˌ необычныеˌ материалы, собранныеˌ учащимися. Эти материалыˌ используютсяˌ дляˌ оформленияˌ правовогоˌ уголка или специальногоˌ стенда в классеˌ или школе. Система практических работ являетсяˌ условием обученияˌ праву. Эти работыˌ назначеныˌ закрепить теоретическиеˌ знанияˌ и сформировать уменияˌ поˌ ориентированию в значительнойˌ системеˌ законов, уменияˌ правильноˌ применить тот или инойˌ закон к поставленнойˌ жизненнойˌ ситуации, кромеˌ того, неˌ боятьсяˌ отстаивать свои права и показать на практике, куда и как следует обращатьсяˌ за помощью. Эти работыˌ нужныˌ дляˌ показа учащимсяˌ фактическойˌ значимости понятияˌ правовойˌ нормы, раскрытияˌ егоˌ роли в текущейˌ жизни человека [7]. ㅤ

На протяжении последних десятилетийˌ современныеˌ дидактыˌ придерживаютсяˌ представленияˌ оˌ трех уровнях исследовательскогоˌ обучения. На первом уровнеˌ преподаватель ставит проблемуˌ и намечает метод ееˌ решения. Решениеˌ ученикуˌ предстоит осуществить самостоятельно. На втором уровнеˌ преподаватель толькоˌ ставит проблему, ноˌ метод ееˌ решенияˌ ученик ищет самостоятельно (здесь возможен коллективныйˌ поиск). На высшем, третьем уровне ˌ постановка проблемы, выбор метода и разработка самогоˌ решенияˌ осуществляютсяˌ учениками самостоятельно.

Сравним традиционное изучение понятия правовой нормы с исследовательским, самостоятельным освоением юридической информации и приобретением навыков правомерного поведения.

Традиционное обучение:

  1. Учитель сам излагает юридические понятия, раскрывает сущность проблем правовой жизни. Ученики выступают в роли сторонних наблюдателей за активностью педагога, который может по ходу объяснения задавать вопросы и сам же на них давать ответы.
  2. Юридическая информация преподносится как материал, не подлежащий критике или сомнению. Даже при разъяснении понятий, которые вызывают многозначные трактовки ученых, учитель сам излагает их оценки и заставляет обучаемых это запомнить, диагностируя на репродуктивном уровне, как это реализовано.
  3. Учебное занятие по праву строится на четкой и логической основе.
  4. Целью практических занятий становится формулирование навыков правомерного поведения, развитие способностей следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов. На уроке ученики должны придерживаться четких инструкций по выполнению определенных заданий.

Самостоятельное, исследовательское обучение:

  1. Ученик самостоятельно изучает правовые нормы, а не получает их в готовом виде от учителя.
  2. Ученики самостоятельно принимают решения о выборе способа работы с изучаемым юридическим материалом.
  3. На практических занятиях ученики выдвигают идеи, предлагают альтернативные способы решения конфликта правовыми средствами.
  4. Каждый ученик может самостоятельно планировать свою работу. Для изучения норм права он самостоятельно знакомится с законом и наблюдает за исполнением его предписаний на практике. Принятое решение может быть подвергнуто сомнению, в этой связи находятся альтернативные интерпретации, предлагаются другие варианты ответов.

Творческоеˌ мышлениеˌ являетсяˌ общепризнаннойˌ ценностью нашейˌ культуры, и егоˌ формированиеˌ в области правовогоˌ обучения ˌ очень важно. В последние ˌгодыˌ ученыеˌ под руководством С. Парнса предложили следующиеˌ рекомендации поˌ созданию творческойˌ обстановки в ходеˌ обучения. Их можноˌ применить и к правовомуˌ обучению. Чтоˌ жеˌ рекомендуют специалистыˌ [7]:

  1. Устранять внутренниеˌ препятствияˌ творческим направлениям. Чтобыˌ ученики были готовыˌ к творческомуˌ поиску, им надоˌ помочь обрести уверенность в своих.
  2. Уделять вниманиеˌ работеˌ подсознания. Например, на уроках права мыˌ можем неˌ затрагивать напрямую какую-тоˌ проблему. Ноˌ нашеˌ подсознаниеˌ незаметноˌ самоˌ работает над этойˌ проблемой. Некоторыеˌ идеи могут появитьсяˌ неожиданно, важноˌ их зафиксировать, запомнить, а затем болееˌ глубокоˌ проанализировать.
  3. Воздерживатьсяˌ от оценок. Пусть ученики большеˌ размышляют над проблемой, а неˌ думают над тем, как  их оценят. ㅤ
  4. Показывать ученикам возможности использованияˌ метафор и аналогии дляˌ творческогоˌ поиска, новых связей и ассоциаций. Несмотряˌ на то, чтоˌ образноеˌ мышление, метафорическиеˌ сравнения близки обучаемым, такиеˌ их способности в процессеˌ правовогоˌ обученияˌ следует развивать. Давать  возможность умственнойˌ разминки. Так, при изучении сложнойˌ юридическойˌ конструкции учитель предлагает «размяться» и выполнить интересныеˌ творческиеˌ задания. Поддерживать живость воображения. Фантазия, свободныеˌ воображенияˌ могут стать основойˌ творческойˌ работыˌ на уроках поˌ праву.
  5. Расширять фонд правовых знаний. Творчески мыслить можноˌ лишь тогда, когда заложена прочнаяˌ база фактологических знаний. Знаяˌ конкретныеˌ нормыˌ права (например, как законом регулируютсяˌ имущественныеˌ взаимоотношенияˌ супругов), обучаемыеˌ могут решать творческиеˌ задачи, разрешать возникшиеˌ противоречияˌ реальнойˌ жизни. Помогать ученика видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности. Практика показывает, чтоˌ всеˌ  упражнения, стимулирующиеˌ творческую деятельность учеников, могут восприниматьсяˌ как развлечение. В этойˌ связи правовыеˌ творческиеˌ заданияˌ должныˌ быть системны, хорошоˌ продуманны.

Самостоятельныеˌ рассужденияˌ поˌ правовойˌ проблемеˌ могут быть оформленыˌ в видеˌ эссеˌ – небольшогоˌ сочинения. К такойˌ работеˌ предъявляютсяˌ некоторыеˌ требования: ㅤ

  • в эссеˌ должны быть раскрыта собственнаяˌ позицияˌ поˌ проблемеˌ с четкойˌ и полнойˌ аргументацией;
  • содержаниеˌ работыˌ должноˌ соответствовать темеˌ эссе;
  • изложениеˌ материала должноˌ быть логичным, грамотным с юридическойˌ точки зрения.

Авторуˌ необходимоˌ показать свою эрудированность, умениеˌ свободноˌ ориентироватьсяˌ  теме.

Таким образом, самостоятельнаяˌ работа в процессеˌ обученияˌ правуˌ оказывает большоеˌ влияниеˌ на формированиеˌ юридических знанийˌ и уменийˌ обучаемых. Доказано, чтоˌ знания, самостоятельноˌ добытыеˌ учеником, болееˌ прочноˌ закрепляютсяˌ в егоˌ памяти. Процесс обученияˌ превращаетсяˌ в творческую интересную деятельность.Учитель права должен активизировать самостоятельную работуˌ учеников на урокеˌ и воˌ внеурочноеˌ время. Одним из важных принципов развивающегоˌ  обученияˌ и  являетсяˌ опора на самостоятельную деятельность школьников. В процессеˌ самостоятельнойˌ работы, выполняяˌ задания, ученики ощущают себяˌ полноправными субъектами образовательногоˌ процесса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование гражданского общества в России невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений. Между тем, изучение понятия нормы права в обществе оставляет желать лучшего. При этом речь идет не только о незнании норм действующего законодательства, а именно о непризнании права реальной социальной силой, о неуважении к нему, об отсутствии должных представлений о важнейших юридических принципах.

Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль в процессе правовой социализации, т.е. именно она призвана целенаправленно формировать полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Процесс изучения понятия нормы права в процессе изучения права должен способствовать воспитанию социально-активной личности, способной решать общественно-значимые задачи, опираясь на приоритет права.

К сожалению, до сих пор изучение понятия нормы права у школьников находится не на должном уровне. Более того, в настоящее время в России отсутствует единая концепция правового образования, в частности, в средней школе.

Формирование навыков правомерного поведения невозможно без правовой информированности. К сожалению, доступ к правовой информации у школьников ограничен в силу определенной сложности учебной литературы по данной тематике для взрослых и отсутствия популярных изданий для учащихся. Не используются должным образом современные информационные технологии преподавания права.

Назрела необходимость создать систему изучения понятия нормы права, которая должна быть сконструирована таким образом, чтобы, учитывая психолого-возрастные особенности обучаемых, а также объективные материально-технические возможности школы, обеспечить целостный, непрерывный, поэтапный процесс правового образования школьников, базирующийся на принципах дозирования правовой информации, последовательного включения учащихся в круг правовых проблем, опоры на собственный правовой опыт детей, использования интерактивных методов обучения, комплексного характера контроля за усвоением учебного материала и выработкой навыков правомерного поведения.

Сфера ценностных ориентаций способствует формированию самоуважения учащихся, уважения интересов других людей, чувства ответственности за сохранение окружающей среды, уважения принципов демократии и мира и готовности работать в более справедливом мире, критического отношения к различным источникам информации, желания участвовать в решении общественно значимых проблем; формирует умения критически оценивать различные вопросы, использовать многодисциплинарный подход к решению проблем, эффективно работать в малых и больших социальных группах для достижения общей цели, свободно и уверенно общаться с различными людьми, избегая агрессивности, которая нарушает права других индивидов, а также пассивности, которая лишает человека его собственных прав, желания и способности влиять на принятие решений. Немаловажную роль в преподавании права на современном этапе играет соблюдение принципов преподавания права в школе.

Преподавание правовых знании, а в частности, понятия нормы права у учащихся в процессе обучения праву в современной школе основывается на совокупности целого ряда принципов, таких как: единство правового обучения и воспитания, научность, доступность, связь с жизнью, личным опытом учащихся, обеспечение межпредметных связей, принцип юридической точности и определенности правовых знаний.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Постановление Правительства РФ от 24.01.2001 №67 "О внесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения" // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №11. – Ст. 1029.
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №31. – Ст. 3215.
  3. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 558 с.
  4. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург : Деловая книга, 1999. – 250 с.
  5. Бабаев В. К. Теория государства и права : Учебник / В. К. Бабаев – М. : Юрист, 1999. – С.22–34
  6. Байтин М. И. О современном нормативном понимании права / М. И. Байтин // Ежегодник российского права. – 2000. – №4. – С. 52–60.
  7. Бегенчева Т. Т. Азбука гражданского образования / Т. Т. Бегенчева – Ашгабат : 1996. – 355 с.
  8. Верзилин Н. М. Проблемы методики преподавания / Н. М. Верзилин – Москва : 1983. – 224 с.
  9. Коган Л. Н. Социология культуры. Учебное пособие /Л. Н. Коган – Екатеринбург : Уральский государственный университет, 1992. – 120 с.
  10. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин  М. : Эксмо, 2007.  С. 26–28.
  11. Марченко М. Н. Теория государства и права : Учебник / М. Н. Марченко – М. : МГУ, 2007. – С. 169–230.
  12. Сидоров С.В. Внеурочная работа по предмету [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога - исследователя. – Режим доступа: http://sv - sidorov.ucoz.com/publ/obuchenije/14 - 1 - 0 - 105 (дата обращения: 12.03.2015) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический и методический аспекты изучения текста в школе

В данной статье рассматриваются лингвистический и методический аспекты мзучения текста в школе.Необходимость комплексного анализа текста на уроках русского языка и литературы в средней школе осо...

Инновационные образовательные технологи в аспекте изучения русского языка в школе

Инновационное обучение русскому языку  помогает преодолеть авторитарный стиль преподавания, соответствует  концепции гуманизации образования, развивает лингвистические и коммуникативные, инт...

Методические аспекты изучения темы «Движения» в курсе геометрии основной школы.

Курсовая работа по теме "Методические аспекты изучения темы «Движения» в курсе геометрии основной школы"...

Методические аспекты изучения математической статистики в школе

В данной статье затрагиваются некоторые важные моменты изучения статистики в школе....

Методические аспекты изучения нового материала на уроке обществознания.

Реферат для курса профессиональной переподготовки на сайте "Инфоурок"....

Лингвистические и методические аспекты изучения темы «Причастие» в свете обучения по стандартам второго поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет программу развития личности ребенка через формирование универсальных учебных действий (УУД). Изучение...

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К МЕТАПРЕДМЕТНОМУ СОЧИНЕНИЮ (МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

C введением в отечественную науку термина «концепт» в аппарате современной лингвистики стали разрабатываться, апробироваться и совершенствоваться методики концептуального анализа. Как заме...