«Азбука правовых знаний». 5 «Б» класс
рабочая программа по праву (5 класс) на тему
Рабочая программа по учебному курсу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_kurs_azb._pravov._znaniy.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
- средняя общеобразовательная школа №17 г. Белгорода
«Согласовано» Руководитель МО _________ Нижебецкая С.И.. Протокол №__ От «___»_______ 201_г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №17 г. Белгорода __________ Гармашева Е.Д. «___»_______ 201_г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ №17 г. Белгорода __________ Косенко И.А. Приказ №__ от «___»______ 201_г. |
Рабочая программа
по учебному курсу
«Азбука правовых знаний».
5 «Б» класс
Учитель: Нижебецкая С.И.
2013-2014 учебный год
РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса практического права «Азбука правовых знаний» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования на основе авторской программы Нижебецкой С.И, утвержденной на заседании методического совета школы №1 от 29 августа 2013 года.
Учебный курс адресован младшему подростковому возрасту. Он включает важнейшие вопросы развития основ правовой культуры учащихся, освоение знаний о правовых принципах, формирование собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях.
Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает овладение умениями применять полученные знания и основные способы деятельности для анализа социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации, выбора моделей поведения.
Исходя из возрастных особенностей учащихся занятия носят вводный, пропедевтический характер, их задача - подготовить учащихся младшего подросткового возраста к восприятию систематических нравственно-правовых знаний в последующем звене обучения.
Курс представлен тремя блоками.
В первый блок входят следующие позиции: роль права в жизни общества и государства; связь права с обычаями и традициями; отличие права от всех других правил поведения людей в обществе. Вводится термин «закон». С ним связываются представления о порядке, который устанавливается и поддерживается государством.
Второй блок включает отдельные понятия, связанные с правами человека, доступными пониманию школьников этого возраста: права ребенка, права и обязанности членов семьи( родителей и детей), права школьника.
Третий блок также содержит сведения, непосредственно связанные с определенной стороной жизнедеятельности школьников. Речь идет о правомерном поведении, необходимости соблюдения установленных правил, поступках и преступлениях, а также ответственности за них.
Цель курса: содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества.
Задачи курса состоят в том, чтобы:
- повысить правовую грамотность и правовую культуру детей;
- активизировать гражданскую позицию ;
- вовлечь детей в практическую правозащитную работу;
- включить детей в процессы, направленные на развитие демократии в правовом государстве;
- способствовать формированию компетенции, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.
Методы преподавания данного учебного курса определяются его целями и задачами. Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, организации проектной деятельности, активных методов обучения.
Элективный курс рассчитан на 35 учебных занятий из расчета 1 час в неделю.
РАЗДЕЛ II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:
- выделить основной смысл текста, события, явления, соотносить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;
- создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими;
- проводить самооценку собственных знаний и умений;
- реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности.
Учебно - тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Азбука правовых знаний | Авторская программа Нижебецкая С.И. (35ч) | Рабочая программа (35ч.) | |
1 | Т.1 Право и его роль в жизни общества. | 4 | 4 |
2 | Т.2 Международно-правовые документы по правам человека . Содержание основных прав и свобод человека | 10 | 10 |
3 | Т.З. Права детей. | 10 | 10 |
4 | Т.4 Защита прав человека. | 7 | 7 |
5 | Обобщение | 4 | 4 |
РАЗДЕЛ III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
АЗБУКА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ (5 класс).
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Примечание |
1 | История происхождения правовых норм. Что такое права и свободы человека. | |||
2 | Право. Роль права в жизни общества и государства. | |||
3 | Правовой статус личности в древности. | |||
4 |
Естественные права человека. | |||
5 | Связь права с обычаями и традициями. Отличие права от других социальных норм. | |||
6 |
| Международные документы по правам человека. | ||
7 | Классификация основных прав и свобод человека. | |||
8 | Основные принципы прав человека. | |||
9 | Гражданские права и свободы. | |||
10 | Политические права и свободы. | |||
11 | Экономические права. | |||
12 | Социальные права. | |||
13 | Культурные права. | |||
14 | Права и свободы граждан России. | |||
15 | Обязанности граждан России. | |||
16 | Конференция «Я имею право...» | |||
17 | Конференция «Я имею право...» | |||
18 |
| Конвенция о правах ребенка. | ||
19 | Права несовершеннолетних. | |||
20 | Правовое регулирование семейных отношений. | |||
21 | Права ребенка на образование. | |||
22 | Трудовые правоотношения несовершеннолетних. | |||
23 | Гражданские правоотношения. | |||
24 | Статус ребенка в административных правоотношениях. | |||
25 | Статус ребенка в уголовных правоотношениях. | |||
26 | Я и мои права. | Защита проектов | ||
27 | Нарушения прав человека. | |||
28 |
| Ограничение прав и свобод человека. | ||
29 | Гарантии прав и свобод личности. | |||
30 | Защита прав человека. | |||
31 | Система судебной защиты прав человека. | |||
32 | Механизмы защиты прав несовершеннолетних. | |||
33 | Правозащитные организации. | |||
34 | Правовой практикум «Я гражданин» | |||
35 |
| Правовой практикум «Я гражданин» |
РАЗДЕЛ IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЕБНОГО КУРСА
АЗБУКА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ (5 класс).
Тема 1. Право и его роль в жизни общества.( 4ч.)
История происхождения правовых норм. Что такое права и свободы человека.Право. Роль права в жизни общества и государства. Связь права с обычаями и традициями. Отличие права от всех других правил поведения людей в обществе. Закон.
Основные понятия: право, правовая система, правовое регулирование, правопорядок, обычаи, традиции, закон.
Тема2. Международно-правовые документы по правам человека . Содержание основных прав и свобод человека. - 10ч.
Всеобщая декларация прав человека. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Классификация основных прав и свобод человека. Основные принципы прав человека .
Гражданские права и свободы.
Политические права и свободы.
Экономические права.
Социальные права.
Культурные права.
Права и свободы граждан России.
Обязанности граждан России.
Тема 3. Права детей.- 10ч.
Конвенция о правах ребенка. Права несовершеннолетних. Права ребенка по семейному законодательству. Права ребенка по законодательству об образовании. Права несовершеннолетних по законодательству о труде. Права несовершеннолетних по гражданскому законодательству . Права несовершеннолетних по законодательству об административных правонарушениях и уголовному законодательству.
Тема 4. Защита прав человека.-7ч.
Нарушения прав человека. Ограничение прав и свобод человека. Гарантии прав и свобод личности. Защита прав человека. Система судебной защиты прав человека. Механизмы защиты прав несовершеннолетних. Правозащитные организации.
Обобщение -4ч.
Пресс- конференция «Я имею право».-2ч Правовой практикум «Я- гражданин». - 2ч.
РАЗДЕЛ V. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Формы и средства контроля.
- Устные опросы.
- Решение познавательных задач.
- Творческие задания.
РАЗДЕЛ VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Основная литература.
1.Е.С.Шабельник . Права ребенка.- М.:Вита Пресс,1998
2.Антонов В. Изучаем права человека. - М.: Вита — Пресс.1996г
3.Конституция Р.Ф.
4.Всеобщая Декларация прав человека
5.Конвенция о правах ребенка.
6.Семейный кодекс.
Дополнительная литература.
1. Астахов П. Детям о праве -М - Эксмо,2009г.
2. А.Усачев Всеобщая декларация прав человека.-М, Эксмо,2008г. Дополнительная литература.
3. П.Астахов .Я и дорога -М.Эксм ,2009г о,2009г.
4.П.Астахов.Я и магазин.- М.Эксмо,2009г
5. П.Астахов.Я отдыхаю.-М.Эксмо,2О09г
6. П.Астахов Я и государство.- М.Эксмо,2009г
7. . П.Астахов. Я и школа.- М.Эксмо,2009г
8 П.Астахов.Я и улица.- М.Эксмо,2009г
9. А.А.Кушкова. Защита прав ребенка. -М.Эксмо,2005г.
10 Н.И.Элиасберг. Права ребенка - это ваши права.- С.П. СМИО Пресс,2004г.
11. Интернет-ресурсы.
РАЗДЕЛ VII. ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ
1. Автоматизированное рабочее место (системный блок, монитор)
2. Проектор
3. Экран
4. Колонки динамические
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия к неделе правовых знаний "Сказочно- правовая викторина" для учащихся 5-6 классов.
Игра "ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ"...
Контрольный срез знаний по курсу "Основы правовых знаний" 7 класс
Контрольная работа по праву для спецкурса "Основы правовых знаний" 7 класс...
Классный час ко Дню Знаний для 7 класса по теме «День правовых знаний».
Классный час ко Дню Знаний для 7 классапо теме «День правовых знаний».Цель классного часа:Ø Обобщить знания детей об основных правах ребёнка;Ø Развести понятия «права» и «обязанности», показать единст...
Рабочая программа факультативного курса "Основы правовых знаний" 5 класс
Авторская рабочая программа учебного курса «Основы правовых знаний» разработана для учащихся 5 Г класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего ...
Рабочая программа факультативного курса "Основы правовых знаний" 7 класс
Рабочая программа учебного курса «Основы правовых знаний» разработана для учащихся 7 Бкласса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования...
Программа элективного курса «Основы правовых знаний» 10 класс 2019-2020 учебный год
Планируемы результаты освоения правового курсаДанный правовой курс поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно самоопредел...
Рабочая программа курса по выбору "Основы правовых знаний", 7 класс
Рабочая программа рассчитана на 17 часов обучения в одном полугодии.Содержание курса состоит из 6 разделов: 1.Право и справедливость; 2. Основной закон государства; 3.Права детей; 4."Ловушки &quo...