Рабочая программа по праву
рабочая программа по праву (10 класс) на тему

Гашин Виталий Владимирович
Рабочая программа курса разработана на основе авторской программы А.И. Матвеева «Право» 10-11 классы (профильный уровень), ориентированной на Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень) и рассчитана на 136 часов (2 часа в неделю в 10 классе и 2 часа в 11 классе). Данная рабочая программа для 10-го класса рассчитана на 68 часов (из них 8 часов – контрольные и зачетные работы, 14 часов - лабораторные и практикумы, 3 часа - лекции, 5 часов - игровые уроки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_pravu_10.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВУ

ПО ПРОГРАММЕ А. И. МАТВЕЕВА (УЧЕБНИК ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л. Н. БОГОЛЮБОВА)

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ 10 КЛАСС

Пояснительная записка

.

Рабочая программа курса разработана на основе авторской программы А.И.Матвеева «Право» 10-11 классы (профильный уровень), ориентированной на Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень) и рассчитана на 136 часов (2 часа в неделю в 10 классе и 2 часа в 11 классе).

Данная рабочая программа для 10-го класса рассчитана на 68 часов (из них 8 часов – контрольные и зачетные работы, 14 часов - лабораторные и практикумы, 3 часа - лекции, 5 часов - игровые уроки).

Учебник:

1) Право: для учащихся 10 классов профильных средних учебных заведений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Е. А. Лукашовой, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение.

Формами промежуточной аттестации являются контрольные, семинары, лабораторные и практические работы.

Цели курса:

  • формирование углубленного интереса к праву;
  • создание основы для становления правовой компетенции обучающихся и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального образования.

По рекомендации автора программы, резервное время использовано для повторения по каждому разделу курса, поэтому количество часов на темы увеличено на 1 час. Из резервного времени 2 часа выделено на более полное рассмотрение вопроса, связанного с историей права, т. к. в учебнике рассматриваются только правовые системы современности и уделено, на наш взгляд, недостаточно внимания истории права древности, средневековья и нового времени.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

а) в области познавательной деятельности - умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

б)        в области информационно-коммуникативной деятельности - поиск новой информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах; отделение основной информации от второстепенной; передача содержания информации адекватно поставленной цели; критическое оценивание достоверности полученной информации; умение давать определения, приводить доказательства, владеть навыками публичных выступлений;

в)        в области рефлексивной деятельности - понимание ценности образования как средства развития личности.

Выпускник должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска, первичного анализа и использования правовой информации при обращении в надлежащие органы за помощью; анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

РАЗДЕЛ 1. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО (13 часов)

1

Роль

права  в жизни человека и  общес-тва

1

Вводный

урок

Система     юридических наук. Мир юридических профессий. Роль права в жизни человека и общества

Объяснять:

- понятия: юриспруденция, предмет и методы науки, адвокат, нотариус, судья, милиционер, юрисконсульт;

- роль права в жизни человека и общества.

Иметь представление о юриспру-денции как науке, системе юридических наук,  специфике профессиональной юридической   деятельности,   основных юридических специальностях

Дискуссия

о необходимости изучения права. Выработка кодекса юриста

2

Проис-

хожде-ние права и государства

1

Урок

изучения

нового

материала

Общественная власть и виды социальных норм при первобытнообщинном строе

.-

Объяснять:

- понятия: норма, социальная норма, синкретическая система норм, обычай, ритуал, обряд, табу,  обычное право, мононормы, присваивающее и производящее   хозяйство,  геронтократия, публичная власть;

- происхождение государства  и права.

Называть первые признаки государства и государственности. Характеризовать  основные   положения теории происхождения государства и права. Сравнивать первобытную власть и государственную

Задание на определение

теорий происхождения государства и права.

Задание на сопоставление функций первобытной власти и      власти государственной

§1.

вопросы

стр. 12.

3-

4

Сущность

Права

2

Комби-

нирован-ные уроки

Современное понимание права:     понятие, признаки, определение. Основные направления учения о праве

Объяснять понятия:

право, закон, социальное назначение права, соционормативная культура общества, правовая идея, правовое государство, правовые институты  и ценности, система правовых учреждений.

Характеризовать  различные   точки зрения в понимании права, роль важнейших функций права, взаимосвязь уровней права, «круговращение» элементов права

Составление схем (задание 1 стр. 22), разбор проблемных вопросов

§2,   вопросы стр. 22, задание 2-6

стр. 23

5-

6

Сущность

государ-

ства

2

Комби-

ниро-

ванные

уроки

Государство  как  публичная      политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм государственной власти

Объяснять понятия: государство, законодательство, публичная   власть, элитарные  группы,  государственное управление,   государственный аппарат, государственный суверенитет, механизм государственной власти. Характеризовать различные подходы к пониманию государства Называть признаки,   характеризующие государство, отличия государства от негосударственных политических организаций.

Объяснять взаимосвязь государства и права

Заполнение     таблицы:

«Отличительные черты государства от   негосударственных организаций»

§ 3, вопросы

стр. 31, задания 1,2,4,6

7

Формы

государ-

ства

1

Комби-

ниро-

ванный урок

Понятие формы государства.   Формы правления, формы государственного устройства, политический режим

Объяснять понятия:

форма государства, форма правле-

ния, форма государственного устройства, форма политического режима, монархия,   республика,   абсолютная монархия,   конституционная   монархия, дуалистическая монархия, теократическая   монархия,   парламентская монархия, парламентская республика,  президентская республика, смешанная   республика,   унитарное государство, федерация, симметричная   и   ассиметричная   федерация, принцип   построения  федерации, конфедерация, демократия, анархический  режим, охлократический  режим, авторитарный режим, конструктивный и деструктивный авторитарный режим, тоталитарный режим. Сравнивать формы правления, формы государственного устройства, политические режимы

Составление схемы  (стр. 41 задание 1)

§4, вопросы стр. 40

8

Какие бывают государства

1

Урок, закрепления  знаний и умений (игра «Форма правления»)

Формы правления

Закрепить понятия:  форма  правления, монархия, республика, абсолютная монархия, конституционная монархия,   дуалистическая    монархия, теократическая    монархия,     парламентская   монархия,   парламентская республика,   президентская   республика, смешанная республика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности

Игра «Форма правления»

§ 4, задания 2,3, стр. 41, охарактеризовать современные государства по форме правления, государственному устройству, политическому режиму (по выбору)

9-

10

Функции

государ-

ства

2

Комби-

ниро-

ванные уроки

Понятие   функций   госу-

дарства. Классификация

функций       государства. Внутренние   и   внешние функции государства

Объяснять   понятия:   функции   госу-

дарства,    внутренние    и    внешние

функции государства. Характеризовать внутренние и внешние функции государства

Составление таблицы   «Классификация функций государства», стр.49. Составление  схемы «Внутренние и внешние функции государства»

§ 5, вопросы стр. 49,

задания  3-8   стр. 49-50;      

подобрать факты из СМИ,  с помощью  которых  можно определить к функции государства

11-

12

Граждан-ское об-щество,   право,  государс-тво

2

Комби-

ниро-

ванные

уроки

Понятие гражданского общества. Элементы

гражданского общества.

Роль  гражданского общес-тва в развитии демократии и самоуправления.  Взаимодействие гражданского общества, права и государства

Объяснять понятия:

гражданское общество, местное самоуправление, правовое  государство, общественные объединения. Называть условия    формирования гражданского   общества, элементы гражданского общества. Сопоставлять элементы гражданского общества,    характеризовать их роль в общественной жизни. Раскрывать взаимосвязь гражданского общества, права, государства

Разбор проблемных вопросов (задания 2,6,7,8  стр. 58-59)

§ 6, вопросы стр. 58,

письменный ответ на  вопрос: «Каковы успехи  и основные трудности в формировании гражданского  общества  в современной      России?»

13

Право   и государство

1

Повторительно

обобщающий урок

Основные понятия раздела «Право и государство»

Знать основные понятия раздела

Тестирование, выполнение проблемных   заданий

РАЗДЕЛ 2. ФОРМА И СТРУКТУРА ПРАВА (13 часов)

14

Право  в

системе

социаль-ных

регуляторов

1

Урок изу-

чения

нового

мате-

риала

Понятие  нормы.   Социаль-ные и технические нормы. Виды  социальных норм. Право и мораль.  Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы

Объяснять понятия: норма, техниче-

ские нормы, социальные нормы, мо-

ральные и другие нормы, норматив-

ная оформленность права,

правовой и неправовой обычай, корпоративные нормы. Отличать характерные черты социально-технических норм и собственно социальных.

Называть социальные нормы, их типичные признаки, сравнивать их. Иметь представление о зависимости уровня развития этих норм от уровня развития социально-экономического строя

Заполнение таблицы:

«Общие черты и различия социальных норм», групповая  работа с текстами на     определение социальных    регуляторов поведения

людей

§ 7, вопро-

сы стр. 69,

провести

социаль-

ный  опрос на  тему: «Какие правила школьной жизни   для нас      важны»

15

Корпоративные нормы

1

Урок обобщения

(практикум)

Корпоративные нормы

Знать общие  черты  норм  права  и норм общественных организаций. Уметь:

- выделять корпоративные нормы из
других видов социальных норм;

- анализировать правовые документы, излагать и аргументировать собствен-ные суждения

Анализ действующего и разработка собственного устава школы

Задания стр. 69-70

16

Норма

права

1

Комби-

нированный урок

Понятие  нормы   права.

Особенности        нормы права  как социального регулятора.    Структура правовой нормы

Объяснять понятия: норма права, ги-

потеза, диспозиция, санкция. Называть признаки нормы права, элементы структуры правовой нормы. Характеризовать основные виды правовых норм

Составление    схем классификаций правовых норм

§ 8, вопро-

сы стр. 77

17

Норма

права

1

Урок

обобщения       и закрепления (лабораторная работа)

Структура правовой Нормы

Уметь находить правовую норму в

нормативных актах, определять элементы структуры нормы права

Задания на  определение структурных частей норм права,  классифи-кация норм

§   8,  зада-

ния стр. 77

18-

19

Источни-

ки права

2

Комби-

нированные уроки

Понятие и система  источни-ков права. Обычай, судебный   прецедент   и судебная практика. Нормативно-правовые   акты (основные              виды). Действие нормативно-правовых актов в простран-стве, во времени и по кругу лиц

Объяснять понятия:

источник   права,   правовой   обычай, обычай делового договора, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право, закон, подзаконный акт, федеральный конституционный закон, договор, локальный нормативный  акт,   «предмет  ведения», дипломатический иммунитет. Уметь   различать  источники   права, характеризовать их особенности. Объяснять правила,  согласно которым законы вступают в силу

Дискуссия на тему «Роль прецедента в  регулировании общественных отношений»

§ 9, вопро-

сы стр. 87, задания стр. 87 -88,       эссе «Роль   договора      в нашей жизни»

20-

21

Система

права

2

Комби-

нированные уроки

Понятие и структурные

элементы системы права.  Предмет и  методы правового регулирования.

Основные деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право

Объяснять понятия: система права,

отрасль права, институт права, материальное  и  процессуальное  право, правовое регулирование, частное и публичное   право,   императивный   и диспозитивный    методы    правового регулирования,    система   законодательства.

Характеризовать   основные   структурные  элементы   системы   права, основные  методы  правового  регулирования

Составление схемы «Основные структурные элементы системы права»

§ 10,

вопросы  стр. 95,     задания      1,3,4

стр. 95 - 96

22

История

права

древности,

средневековья, Нового времени

1

Урок изу-

чения

нового материала

Право древнего мира.

Право средневековой

Европы.

Право Нового времени

Характеризовать    источники    права

древности,    средневековья,    Нового

времени

Работа с источниками

Сообщения      учащихся

23

Разви-

тие   российского права

1

Урок изу-

чения нового материала

Развитие права в Рос-

сии IX - XIX в. Российское право в XIX - начале  XX  в.   Советское право в 1917 - 1953 г. Советское право в 1954 -1991 г.

Современное     российское право

Характеризовать особенности разви-

тия российского права на определенных  этапах,   важнейшие   памятники государственно-правовой мысли Руси - России

Составить тезисы

§   11,   стр.

102-103

24

Право-

вые сис-

темы

совре-

менности

1

Урок изу-

чения

нового

мате-

риала

Понятие и классифика-

ция   правовых   систем.

Правовые системы  ев-

ропейского   типа.   Пра-

вовые   системы   традиционного типа

Объяснять понятия: правовая систе-

ма, рецепция права, право справед-

ливости, сунна,  иджма, правовая семья.

Характеризовать особенности правовых систем, сравнивать их

Составить сравни-тельную таблицу «Правовые  системы»

§   11,    во-

просы   стр.

104, записи

в   тетради,

повторить §7-11

25

Основные этапы истории госу-дарства и права

1

Повтори-тельно- обоб-щающий урок

(семинар)

История развития права

Объяснять понятие  «правовая система».

Характеризовать источники права древности, средневековья, нового времени.

Характеризовать особенности развития российского права на определенных этапах, важнейшие памятники государственно-правовой мысли

Руси - России.

Характеризовать особенности правовых систем, сравнивать их

Ответы на

вопросы

семинара

26

Форма и структура права

1

Повтори-тельно-обобщающий урок

Основные понятия раздела

Знать основные понятия раздела

Тестирование, выполнение проблемных   заданий

РАЗДЕЛ 3. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ (17 часов)

27

Право-

творче-

ство

1

Урок изу-

чения

нового материала

Правотворчество          и

формирование     права.

Понятие, виды, принципы       правотворчества. Стадии     законодательного процесса

Объяснять  понятия:   правотворчество, закон-нотворчество,  делегированное правотвор-чество, договорное правотворчество, чрезвычайное правотворчество, локальное правотворчество, законодательная инициатива, реквизиты   документов,   парламентское слушание, законодательная техника. Называть принципы правотворческой деятельности.

Характеризовать законодательный процесс.

Дискуссия на тему:

«Можно ли создать идеальный закон?»

§ 12, во-

просы

стр.113-114

28

Право-творчество

1

Урок обобщения       и закрепления знаний и умений

Применение знаний в практической деятельности

Деловая игра    «Законодательный процесс»

§ 12, задания стр. 114

29

Реализа-ция права

1

Комби-

ниро-

ванный

урок

Формы реализации права: применение, исполнение,  соблюдение. Применение  права   как особая форма его реализации. Акты применения права

Объяснять понятия: реализация пра-

ва, акт применения права, коллизия.

Называть формы реализации права.

Характеризовать особенности правоприменительной   деятельности, ее стадии.

Сравнивать норму права и правоприменительный акт, различные виды толкования.

Приводить примеры проявления различных  форм  реализации   права  в повседневной жизни

Составление схем:

«Классификация форм реализации права», «Толкование    норм права»

§ 13, вопросы и задания стр. 123

30

Реализа-ция права

1

Урок

обобще-

ния

(практикум)

Применение права как

особая форма его реа-

лизации. Акты применения права

Различать   индивидуально-правовые

акты  и   иные  нормативно-правовые

акты. Уметь составлять акт применения права

Составление актов

применения права

31

Право-

отноше-

ния

1

Комби-

ниро-

ванный

урок

Правоотношения       как

особый вид обществен-

ных отношений. Нормы

права   и   правоотношения. Субъекты правоотношений  (правоспособность, дееспособность). Объекты   правоотношений.   Содержание   правоотношений

Объяснять    понятия:    правоотноше-

ния,  юридические факты,  юридиче-

ские действия, юридические события,

фактический   состав,    правоспособность,   дееспособность,   правосубъектность, субъект права, объект правоотношений,   содержание   правоотношений, субъективное право, юридическая обязанность. Называть    условия    возникновения правоотношений.  Приводить  примеры    правоотношений,    юридических фактов

Составление схем:

«Субъекты

права», «Содержание правоотношений», «Классификация юри-дических  фактов»

§ 14, во-

просы и

задания

стр. 133-134

32

Право-

отноше-

ния

1

Урок

обобще-

ния и применения знаний (практикум)

Правоотношения как особый вид общественных отноше-ний. Нормы права и право-отношения. Субъекты право-отношений (правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений

Уметь выделять элементы  состава

правоотношений в норме права, ана-

лизировать правовую ситуацию и разрешать спор

Задания на     выделение элементов правоотношений в норме права  Решение правовых задач

33

Закон-

ность    и

право-

порядок

1

Урок изу-

чения

нового

материала

Понятие и принципы за-

конности.   Правовой  по-

рядок.   Гарантии   закон-

ности и правопорядка

Объяснять понятия: законность,

правопорядок, гарантии законности.

Называть принципы законности, рас-

крывать их взаимосвязь. Называть гарантии законности. Приводить  примеры  нарушения  законности и правопорядка. Иметь представление о связи законности с государством, с правом

Разбор проблемных вопросов, заданий

§ 15, во-

просы  стр.

142, эссе:

«Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш.Монтескье),  материал СМИ

34

Закон-

ность и

правопорядок

1

Урок

обобще-

ния       и закрепления знаний (практикум)

Понятие и принципы

законности. Правовой

порядок. Гарантии законности и правопорядка

Уметь  работать со СМИ,  находить

примеры проявления низкого и высо-

кого уровня правопорядка в обществе. Предлагать возможные решения повышения уровня правопорядка в обществе

Анализ материалов СМИ

35-

36

Механизм

правового регулиро-вания

2

Комби-

ниро-

ванные

уроки

Понятие механизма

правового регулирования. Элементы механизма

правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность действия права

Объяснять понятия:  правовое регу-

лирование, механизм правового регу-лирования, правовые  средства, право-мерное поведение, эффективность права, эффективные законы. Объяс-нять механизм правового регулирова-ния,  раскрывать его принципы. Называть элементы и характеризовать стадии механизма правового регули-рования. Раскрывать мотивы право-мерного поведения. Приводить при-меры необходимого и  желательного  правомерного поведения. Называть условия эффективности законов

Составление схемы

стадий механизма

правового регулирования, разбор проблемных вопросов

§ 16, во-

просы

стр. 151

37-

38

Право-

сознание

и право-

вая куль-

тура

2

Урок изу-

чения

нового

мате-

риала

Понятие правосознания.

Структура правосознания. Правовая культура как высшая  ступень развития правосознания. Правовой     нигилизм. Правовое просвещение и воспитание

Объяснять понятия: правовое созна-

ние,  правовая идеология, правовая

психология, правовая культура, пра-

вовая  культура личности,  правовая

культура     общества,     современная

правовая   культура,   правовой   ниги-

лизм, правовое воспитание. Характеризовать  элементы  структуры правосознания. Раскрывать    взаимосвязь права и правосознания.

Иметь представление о классификации правосознания, типах правосознания.

Раскрывать суть правового нигилизма.

Приводить примеры высокого и низкого  проявления  правосознания, форм правового воспитания

Обсуждение проблемы

формирования правосознания   молодежи. Дискуссия по проблеме правового

нигилизма

§ 17,  во-

просы  стр.

162, раз-

работать

анкету и провести

опрос школьников  и учителей о праве для выявления уровня правосознания. Предло-жить мероприятия, которые могут способствовать   формированию право-сознания   людей.   Задания       стр. 162-163

39

Правона-рушение       и право-

вая ответственность

1

Комбини-рованный

урок

(ролевая

игра

«Мнение

жителей

города»)

Понятие и виды правонару-шений. Причины правона-рушений. Юридическая       ответственность: основания и виды

Объяснять понятия: правонарушение,  преступление, проступок,  юридиче-ская ответственность, профилактика, юридический конфликт, фактическое    основание, юридическое основание,   презумпция невиновности, срок давности.

Знать классификацию правонарушений.

Приводить   примеры   правонарушений.

Раскрывать   причины   правонарушений, знать возможности предупреждения, устранения причин и условий, порождающих   вредные   и   опасные для общества деяния. Знать виды юри-дической ответственности, приводить примеры. Называть основания для освобождения от ответственности.

Раскрывать сущность принципа презумпции невиновности

Составление  словарика

темы, таблицы

«Квалификация правонарушений». Моделирование ситуаций правонарушений и их анализ.

§ 18, во-

просы стр.

171, зада-

ния на стр.

171-172

40

Право-

мерное

поведе-

ние, пра-

вонару-

шение

1

Урок

обобще-

ния и

закреп-

ления

знаний

Понятие и виды право-

нарушений. Причины

правонарушений.

Юридическая ответствен-ность: основания и виды

Уметь выбирать соответствующие

закону формы поведения и действия

в типичных жизненных ситуациях,

регулируемых правом.

Приводить примеры, рассматривать

и указывать вид неправомерного деяния

Задания на определение

вида ответственности. Решение правовых задач

41-

42

Престу-

пление

как наи-

более

тяжкий вид правонарушения

2

Урок изу-

чения

нового

материа-ла

Урок  закрепления  знаний и умений

Состояние преступности в современной России. Организованная преступ-ность. Международный терроризм. Правоохранительные

Органы

Объяснять понятия: государственные

органы, крайняя необходимость, не-

обходимая оборона, вина, прямой и

косвенный  умысел,   организованная

преступность.

Сравнивать преступление и просту-

пок,   называть   признаки   преступления.

Характеризовать виды преступлений. Знать обстоятельства, исключающие преступность деяния. Понимать опасность терроризма. Характеризовать полномочия правоохранительных органов. Использовать приобретенные знания и умения для определения способов защиты нарушенных прав, обращения в надлежащие органы за квалифицированной помощью, выбора соответствующих закону форм поведения

Составить сравнитель-ную таблицу

«Преступление и

проступок»,   схему «Виды преступлений», класстер «Терроризм». Решение правовых задач

§ 19, во-

просы

стр. 179,   задания       стр. 180

43

Правот-ворчество и право-реализация

1

Итого-

вый урок

Закрепить знания, умения и навыки

по разделу.

Знать основные понятия раздела

Тестирование, выпол-нение проблемных за-даний. Моделирование и разбор ситуаций по теме

Сообще-

ния по  теме: «Права человека»

РАЗДЕЛ 4. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ (9 часов)

44-

45

Права

человека

2

Урок изу-

чения нового материа-ла

Урок  закрепления знаний и умений

Понятие и сущность

прав человека, их естественный неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории     политической и правовой мысли. Классификация     видов прав человека. Поколения прав человека

Объяснять    понятия:    естественные

права человека, поколения прав.

Иметь   представление   о   развитии

идей о правах человека.

Знать классификацию прав человека.

Знать содержание статей о правах и

свободах человека.

Понимать цели ограничения прав и

свобод человека

Составление таблицы «Классификация видов прав человека». Работа с нормативными документами

§ 20, во-

просы  

стр. 188, задание       стр.189.

№5 пись-менно

46-

47

Правовой   статус   личности

2

Урок изу-

чения но-вого ма-териала

Урок закрепления  знаний и умений

Понятие правового статуса.  Элементы правового стат-уса. Субъективные  права  и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина всеми способа-ми, не запрещенными законом. Правозащитные    общественные организации

Объяснять понятия: правовой статус,

лицо без гражданства, субъективные

права и обязанности, общий правовой статус, специальный правовой статус,    индивидуальный    правовой статус.

Называть  элементы, составляющие правовой статус человека и гражданина, понимать их взаимосвязь. Объяснять разницу между правами человека и правами гражданина

Организация пресс-

конференции по проблеме «Реализация конституционных прав         в России»

§ 21, во-

просы стр.

197, зада-ния стр. 198, сообщения о

суде присяжных в России

48

Механизм

защиты

прав че-

ловека в

РФ

1

Урок

обобще-

ния и

закреп-

ления

знаний (практикум)

Президент – гарант защиты прав человека.

Комиссия по правам

человека при Президенте РФ.

Парламентский уполномо-ченный по правам человека.     Конституционная жалоба.

Административно-правовые   способы защиты.

Прокурорский надзор. Адвокатура.

Возможность защищать свои  права  и свободы всеми    способами, не запрещенными законом. Правозащитные    общественные организации

Уметь    выбирать   соответствующие

закону формы поведения и действий

в   типичных   жизненных   ситуациях,

урегулированных    правом,    опреде-

лять  способы   защиты   нарушенных

прав; способы и порядок разрешения споров

Решение правовых задач, написание исковых заявлений, жалоб. Составить список правозащитных

организаций  страны,    города, района

49-

Права потреби-теля

1

Урок изу-

чения нового материа-ла

Понятие и сущность

прав потребителя. Закон о защите прав потребителя.

Объяснять  понятия: потребитель, права потребителя.

Знать основные положения Закона.

Составление схемы «Права потребителя»

Записи в тетради. Задачи.

50

Защита прав потреби-теля

1

Урок  закрепления знаний и умений

Способы защиты прав потребителя.

Уметь применять положения закона на практике.

Решение практических задач

Записи в тетради. Задачи.

51

Между-

народная защита

прав че-

ловека

1

Комби-

Нирован-ные

уроки

Полномочия универсальных и региональных органов защиты прав человека.

Международные конвенции по правам человека и полномочия учрежденных    ими контрольных  органов.   Региональная система защиты прав человека. Международная защита прав человека в условиях воен-ного времени

Объяснять понятия: международное

право, ООН, Совет Европы, ОБСЕ,

МГП.

Знать   содержание   международных

документов по защите прав человека.

Знать органы  и  способы  международно-правовой защиты прав человека.

Понимать  роль  международных защитных организаций в защите прав человека.

Характеризовать современное положение   в   области   международного гуманитарного права

Составление схемы

прохождения индивидуальной жалобы до того, как она попадет   в Европейский Суд по  правам человека

§ 23, во-

просы и

задания

стр. 216-

217, сооб-

щения      о правозащитном движении, военных преступлениях нашего времени

52

Права человека и их защита

1

Итоговый урок

Основные понятия раздела

Знать основные понятия раздела

Заседание круглого

стола

РАЗДЕЛ 5. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (15 часов)

53

Конститу-ционное право РФ

1

Урок изу-

чения

нового

материала

Понятие конституцион-

ного права: структура,

элементы.

Конституция: сущность, особая юридическая сила,        верховенство, принципы, действие на территории всего государства

Объяснять понятия: конституционное

право, учение о конституции.

Характеризовать особенности обще-

ственных отношений, регулируемых конституционным правом. Знать, что является предметом и методами конституционного права. Называть и характеризовать основные юридические признаки Конституции. Называть даты  принятых  в  нашей стране конституций, характеризовать их особенности

Работа с текстом Конституции РФ

§ 24, во-

просы

стр. 226

54

Консти-

туционное право РФ

1

Урок

обобщения       и закрепления знаний (лабораторная работа)

Структура   Конституции

РФ

Анализировать   структуру   Конституции, её содержание

Работа с текстом Конституции. Задание на сравнение содержания текста Конституции с содержанием  Устава области, статьями Всеоб-щей декларации прав человека

Задания

стр. 226-227, привести примеры из жизни, подтверждающие реализацию основных    положений Конститу-ции

55

Основы

консти-

туцион-

ного строя России

1

Урок изу-

чения

нового

мате-

риала

Российская Федерация как демократическое, федера-тивное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства

Объяснять понятия: конституционный

строй, лицензия, демократическое

государство, принцип разделения

властей, светское государство, соци-

альное государство

Составление схемы

«Основные пути

осуществления народовластия в РФ»

§ 25, во-

просы  стр.

235,   зада-

ния 1,3,4

стр. 236

56

Основы конституционного строя России

1

Урок обобщения и закрепления знаний (лаб. р.)

Российская   Федерация как     демократическое, федератив-ное правовое государство   с   республиканской  формой правления. Принцип разделе-ния властей. Социальная     деятельность государства

Анализировать текст Конституции

Работа  с 1-й главой Конституции. Составление таблицы

57-

58

Система

органов

государ-

ственной

власти в РФ

2

Комби-

ниро-

ванные

уроки

Президент - глава государст-ва.  Федеральное собрание - представительный    и    законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная  власть, её органы

Объяснять понятия: орган государст-

венной власти, компетенция, Феде-

ральное собрание, правительство.

Знать полномочия Президента РФ.

Характеризовать   основные   органы законодательной,  исполнительной и судебной власти

Работа с текстом Конституции. Составить схему «Органы  государственной власти РФ»

§  26,   во-

просы   стр.

246, зада-

ния   стр.

246-247

59-

60

Система

консти-

туцион-

ных прав,

свобод и обязанностей человека в РФ

2

Комби-

ниро-

ванные

уроки

Конституционные права и свободы граждан РФ.

Конституционные обязан-ности граждан, права и обязанности налогоплатель-щиков

Объяснять понятия: конституционный

статус,  права и свободы личности,

конституционные  обязанности, аль-

тернативная гражданская служба.

Знать конституционные права и обя-

занности граждан РФ

Проект «Права человека в мире». Работа с текстом Конституции РФ, заполнение таблицы

61-

62

Граждан-ство РФ

2

Комби-

ниро-

ванные

уроки

Понятие гражданства.

Приобретение и прекращение гражданства.

Правовое положение иност-ранцев и лиц без гражданс-тва. Закон о гражданстве

Объяснять  понятия:  гражданство,

натурализация, двойное гражданство, лица без гражданства (апатрид),

бипатрид, иностранцы, беженцы. Знать порядок приобретения и прекращения гражданства, называть органы, решающие вопросы о гражданстве

Решение правовых

задач. Составление кластера «Гражданство». Анализ нормативных   документов

§ 28, во-

просы  стр.

265, зада-

ния стр. 265-266

63-

64

Избира-

тельное

право

2

Комби-

ниро-

ванные уроки

Значение и разновидности  выборов в России.

Сущность избирательного права.

Принципы проведения выбо-ров в РФ. Избирательная система

Объяснять   понятия:   избирательная

система,    активное    избирательное

право, пассивное избирательное право, ценз, прямые выборы, тайное голосование, референдум. Объяснять ответственность гражданина как избирателя, смысл принципов российской избирательной системы. Знать   общие   правила   проведения

выборов.

Понимать различие между активным

и пассивным избирательным правом

Заполнение  таблицы   «Типология публичных выборов в РФ»

§ 29, во-

просы  стр.

275, задания 1,2,3 стр. 275

65-

66

Избира-

тельный

процесс

2

Комби-

нирован-

ные уроки (политико-правовая игра «Стань мэром»)

Основные стадии избирате-льного процесса.

Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах

Объяснять  понятия:   избирательный

процесс, избирательная кампания,

избирательные   округа,   избирательный участок,  избирательный залог, избирательная комиссия. Называть    стадии    избирательного процесса, характеризовать их. Знать, как осуществляется финансирование выборов.

Объяснять содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как избирателя

Составление схемы ста-дии избирательного процесса

§   30,    во-

просы  стр.

283,     эссе «Какой   избиратель нужен России?»,   повторить    § 24-30

67

Основы конституционного права РФ

1

Повторительно-обобщающий урок

Знать основные понятия темы

Тестирование, выполнение проблемных заданий

Повторить основные понятия курса

68-

69

Государ-

ство и право

2

Итоговые

уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по праву в 10 классе

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников....

Примерная рабочая программа по праву 10 кл

Примерная рабочая программа по праву для 10 класса. расчитана на 17 часов....

Рабочая программа по Праву( факультатив) в 11 классе.

Рабочая программа по курсу  "Право" в 11 классе....

Рабочая программа по праву для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе программы «Право. 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев) к учебнику Боголюбов Л.Н. Право. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Профильный ур...

Рабочая программа по праву в 10 классе (профильный уровень)

Рабочая программа по праву в 10 классе к учебнику Никитина,70 часов....

рабочая программа по праву 10 класс

Примерная рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и программы по праву (автор Никитин А.Ф.)Рабочая программа вкл...

Рабочая программа по праву для 11 класса дневного отделения.

Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих в вечерних школах....