Рабочая программа правового кружка "Фемида"
рабочая программа по праву (6, 7, 8, 9 класс) на тему
Рабочая программа правового кружка направлена на глубокое изучение учащимися Уголовного и Уголовно - процессуального кодексов РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_femida_6-9.docx | 71.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
правового кружка «Фемида»
2015 – 2016 и 2016-2017 учебный год
7-9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию и программы курса «Основы правовых знаний» Российского фонда правовых реформ. Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе при составлении тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Программа включает следующие разделы:
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Содержание разделов учебного курса.
- Требования к уровню подготовки учащихся.
- Перечень учебно-методического обеспечения.
- Список литературы.
- Календарно - тематическое планирование.
Общая характеристика предмета
Содержание внеурочной работы по расширению правового образования у учащихся 6-8 классов основной школы можно рассматривать как дополнение и расширение правовых знаний, полученных на уроках обществоведения и продолжение работы по формированию у учащихся основных ключевых компетенций.
Цели занятий
Занятия в правовом клубе на ступени основного общего образования направлены на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области правоотношений.
Задачи обучения
Задачи курса - формирование у учащихся основных ключевых компетенций:
- Ценностно-смысловых: направленных на способность учащегося видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
- Учебно-познавательных: направленных на формирование креативных навыков продуктивной деятельности (добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем) и умения отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
- Информационных: направленных на формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер, принтер) и информационных технологий (аудио- видеозапись, СМИ, Интернет).
- Коммуникативных: направленных на формирование навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию и др.
- Социально-трудовых: направленных на овладение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в вопросах права, в области профессионального самоопределения.
- Личностного самосовершенствования: направленных на овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, в целях самопознания и развития необходимых современному человеку личностных качеств, в том числе связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Предполагаемые формы обучения
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В процессе изучения правового курса предполагается использовать следующие формы обучения учащихся:
- получение социальной информации из разнообразных правовых источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой правовые знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности и права;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по правовой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Предполагаемые результаты обучения
Результаты изучения содержания программы правового клуба «Фемида» соответствуют «Требованиям к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям обществоведческого образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания причин и значения событий и явлений современной жизни; использования знаний основ правовой культуры в общении с людьми и представителями органов власти).
Место предмета в базисном учебном плане.
Учебный план образовательного учреждения предусматривает выделение 1 часа в неделю (34 часа в год) на проведение занятий правового клуба «Фемида», для поддержания профиля 7 «а» класса (социально – исторический) в целях углубления знаний учащихся в правовой сфере и расширения правовой грамотности у обучающихся 7-9 класс. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов.
При составлении программы были использованы:
- Федеральный компонент государственного стандарт общего образования (Часть I. Основное общее образование), Министерство образования, М., 2004 г. стр. 141 -143
- Программа по «Граждановедению» для 7 класса под редакцией Я.В. Соколова, М., «Школа - Пресс», 2005 г.
- Программа «Основы правовых знаний» Российского фонда правовых реформ, М., Вита- Пресс, 2005 г.
- Я.В. Соколов «Граждановедение», 7 кл., М., НВЦ «Гражданин», 2005 г.
УЧЕБНО –ТЕМАТЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
Организационное занятие. | 2 ч | |
Раздел I. Мораль и право. | 7 ч | |
Раздел II. Уголовный кодекс РФ. Общая часть. | 22 ч | |
Раздел III. Уголовный кодекс РФ. Особенная часть. | 22 ч | |
Раздел IV. Уголовный процесс. | 9 ч | |
Подготовка и проведение открытых мероприятий. | 4 ч | |
Итоговые заседания. | 2 ч | |
Итого: | 68 ч |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организационное заседание (2 ч).
Утверждение плана работы. Избрание актива клуба «Фемида». Определение форм работы.
Раздел I. Мораль и право (7 ч).
Право и мораль. Виды правонарушений. Административное правонарушение и уголовное преступление. Взыскание и наказание.
Аморализм. Бездуховность.
Раздел II. Уголовный кодекс РФ. Общая часть (22 ч).
Тема 1. Понятие, система, задачи и принципы уголовного права и уголовного законодательства.
1. Понятие уголовного права как самостоятельной отрасли права. Соотношение уголовного права с другими отраслями права (уголовно-исполнительным, уголовно-процессуальным, административным). Задачи уголовного права. Охранительная функция уголовного права. Объекты уголовно-правовой охраны. Предупредительное значение уголовного права. Воспитательная функция уголовного права.
Система уголовного права. Деление на Общую и Особенную части уголовного права. Основные критерии их построения.
Принципы уголовного права: понятие, система и виды. Значение их нормативного закрепления. Принцип законности. Принцип равенства граждан перед законом. Принцип вины. Принцип справедливости. Принцип гуманизма. Содержание этих принципов. Их связь с закрепленными в Конституции Российской Федерации 1993 г. основными правами и свободами человека и гражданина. Проблема неотвратимости уголовной ответственности.
2. Понятие уголовного закона. Уголовный закон как единственный источник уголовно-правовых норм. Значение уголовного закона.
Основные этапы становления и развития отечественного уголовного законодательства. Основные черты Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации 1996 г. Значение Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права для российского уголовного законодательства.
3. Строение уголовного закона. Уголовно-правовая норма и ее структура. Особенности гипотезы в нормах уголовного закона. Виды диспозиций и санкций.
Действие уголовного закона во времени. Принятие, опубликование и вступление в силу уголовного закона. Прекращение действия уголовного закона. Понятие времени совершения преступления. Обратная сила уголовного закона. Пределы обратной силы.
Действие уголовного закона в пространстве. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации. Понятие территории России. Место совершения преступления. Выдача лиц, совершивших преступление. Запрещение выдачи собственных граждан.
Судебный прецедент.
Тема 2. Преступление.
- Понятие и признаки преступления. Проблема определения преступления. Формальные, материальные и формально-материальные определения. Общественная опасность, уголовная противоправность, виновность и угроза наказанием как признаки преступления. Категоризация преступлений и ее критерии. Неоднократность преступлений и ее признаки. Условия, при которых преступление не признается совершенным неоднократно. Совокупность преступлений: понятие, виды и отличие от конкуренции уголовно-правовых норм. Обстоятельства, при которых совокупность преступлений исключается. Рецидив преступлений: его понятие и признаки. Соотношение рецидива и неоднократности преступлений. Виды рецидива: простой, опасный и особо опасный. Обстоятельства, исключающие рецидив преступлений.
- Понятие уголовной ответственности. Отличие уголовной ответственности от иных видов юридической ответственности. Наличие состава преступления в действиях лица как правовое основание уголовной ответственности. Структура состава преступления. Признаки состава преступления, характеризующие объект, объективную сторону, субъекта, субъективную сторону. Понятие квалификации преступлений. Значение правильного установления состава преступления для квалификации преступления и назначения наказания.
3. Понятие вины. Вина как юридически-психологическая и оценочная категория. Формы вины по уголовному праву. Их значение для квалификации преступления и назначения наказания. Умысел как форма вины. Виды умысла. Прямой и косвенный умысел, их разграничение. Заранее обдуманный и внезапно возникший умысел, аффектированный умысел, определенный (конкретизированный) и неопределенный (неконкретизированный), альтернативный умысел. Неосторожность и ее виды. Отграничение легкомыслия от косвенного умысла. Отличие небрежности от легкомыслия и невиновного причинения вреда. Ограничение уголовной ответственности за неосторожные деяния. Преступление с двумя формами вины. Особенности составов преступлений с двумя нормами вины. Виды невиновного причинения вреда. Мотив и цель преступления, эмоциональное состояние лица в момент совершения преступления. Значение факультативных признаков субъективной стороны.
4. Неоконченное преступление. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления. Понятие обнаружения умысла, его значение. Проблема уголовной ответственности за угрозу совершением преступления. Проблема определения момента окончания преступлений. Виды неоконченного преступления. Понятие и признаки приготовления к преступлению. Особенности наказания за приготовление к совершению преступления. Понятие и признаки покушения на преступление. Виды покушения. Особенности наказания за покушение на преступление. Понятие и признаки добровольного отказа от преступления. Уголовно-правовые последствия.
5. Соучастие в преступлении. Понятие, объективные и субъективные признаки соучастия. Отличие соучастия от прикосновенности к преступлению. Виды соучастников преступления. Исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник - их уголовно-правовая характеристика. Понятия организатора группы и организатора совершения преступления - их соотношение. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией). Понятие и признаки банды, незаконного вооруженного формирования как форм сложного соисполнительства. Ответственность соучастников преступления: основания и пределы.
6. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния. Их социальная природа. Понятие необходимой обороны. Условия ее правомерности, относящиеся к посягательству и защите. Понятие и проблемы определения превышения пределов необходимой обороны. Особенности ответственности за действия, совершенные при превышении пределов необходимой обороны. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление. Цели и условия правомерности. Проблема определения совершения лицом преступления (критерии). Задержание лица, совершившего преступление, и презумпция невиновности. Понятие и условия правомерности крайней необходимости. Ее отграничение от необходимой обороны и причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. Понятие и признаки превышения пределов крайней необходимости. Физическое или психическое принуждение. Понятие и правовые последствия. Обоснованный риск. Условия обоснованности риска. Исполнение приказа или распоряжения. Условия правомерности. Ответственность за выполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения.
.
Тема 3. Понятие и цели наказания
1. Понятие и признаки наказания по уголовному праву. Отличие наказания от иных уголовно-правовых мер (принудительных мер медицинского характера, мер воспитательного воздействия). Отличие наказания от других мер государственного принуждения (принудительного исполнения решения по гражданскому делу, мер административного или дисциплинарного воздействия).
Цели наказания. Восстановление социальной справедливости как цель наказания. Понятие социальной справедливости и ее восстановления. Восстановление социальной справедливости и воздаяние за причиненное зло - их соотношение.
Исправление осужденного как цель наказания. Критерии исправления.
Предупреждение совершения новых преступлений. Дискуссионные вопросы наказания.
2. Система и виды наказаний. Понятие и принципы построения системы наказаний. Значение системы наказаний для судебной практики. Основные, дополнительные наказания и те, которые могут быть назначены как в качестве основных, так и в качестве дополнительных. Наказания, связанные и не связанные с ограничением (лишением) свободы. Срочные и бессрочные виды наказаний. Наказания, затрагивающие имущественные права осужденного.
Юридическая характеристика отдельных видов наказаний и условий их применения.
Штраф: его понятие и основания назначения. Отличие от конфискации имущества и возмещения ущерба, причиненного преступлением, в порядке гражданского судопроизводства. Виды штрафа. Размер и порядок исчисления штрафа. Принцип индивидуализации наказания при назначении штрафа. Правовые последствия злостного уклонения от уплаты штрафа.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Содержание и основания назначения. Сроки применения, порядок их исчисления.
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград: содержание, основания назначения, продолжительность.
Обязательные работы: понятие, основания назначения и продолжительность обязательных работ. Последствия злостного уклонения от обязательных работ. Лица, которым обязательные работы не могут быть назначены.
Исправительные работы: содержание, основания назначения, продолжительность и порядок отбывания. Размер удержаний из заработка осужденного. Отличие исправительных работ от обязательных работ и штрафа. Последствия злостного уклонения от исправительных работ.
Ограничение по военной службе: содержание, основания назначения, продолжительность и порядок исполнения.
Конфискация имущества: понятие, основания назначения. Отличие от штрафа и специальной (уголовно-процессуальной) конфискации. Виды конфискации имущества. Предметы, не подлежащие изъятию в процессе конфискации.
Ограничение свободы: понятие, основания назначения и продолжительность. Лица, которым ограничение свободы не может быть назначено.
Арест: понятие и продолжительность. Лица, которым арест не назначается.
Содержание в дисциплинарной воинской части. Лица, которым такое наказание может быть назначено. Условия назначения и продолжительность применения.
Лишение свободы: понятие и виды. Лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы. Лица, которым пожизненное лишение свободы не назначается. Максимальный срок лишения свободы, назначаемый по совокупности преступлений или совокупности приговоров. Место отбывания лишения свободы. Определение вида исправительного учреждения.
Смертная казнь. Проблема сохранения смертной казни в системе уголовных наказаний. Дискуссия по вопросу об отмене смертной казни.
Основания назначения смертной казни. Лица, которым смертная казнь не назначается. Правовые особенности исполнения смертной казни. Замена смертной казни в порядке помилования пожизненным лишением свободы. Мораторий на исполнение смертной казни в России.
3. Назначение наказания. Общие начала назначения наказания, их характеристика и значение. Соотношение с принципами уголовного права. Назначение справедливого наказания. Назначение наказания в пределах санкции, предусмотренной Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации. Назначение наказания с учетом положений Общей части. Ориентирование судов на назначение менее строгого наказания из предусмотренных в статье, если оно сможет обеспечить достижение целей наказания. Назначение более строгого наказания по совокупности преступлений или совокупности приговоров. Назначение менее строгого наказания. Учет характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, смягчающих или отягчающих обстоятельств, влияния наказания на исправление виновного и условия жизни его семьи.
Обстоятельства, смягчающие наказание: понятие, значение, система и виды. Смягчающие обстоятельства, характеризующие личность виновного. Обстоятельства, связанные с условиями или мотивом совершения преступления. Обстоятельства, связанные с поведением виновного после совершения преступления. Возможность учета других обстоятельств в качестве смягчающих наказание. Соотношение смягчающих наказание обстоятельств и признаков привилегированных составов преступлений. Пределы назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств.
Обстоятельства, отягчающие наказание: понятие, значение, система и виды. Обстоятельства, характеризующие личность потерпевшего. Особенности назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении или особом снисхождении. Особенности назначения наказания за неоконченное преступление и за преступление, совершенное в соучастии. Назначение наказания при рецидиве преступлений.
Назначение наказания по совокупности преступлений или по совокупности приговоров. Принцип поглощения менее строгого наказания более строгим. Принцип полного или частичного сложения. Пределы сложения наказаний. Сложение дополнительных наказаний. Исчисление сроков наказаний и зачет наказания.
Условное осуждение. Назначение наказания условно. Основания предоставления условного осуждения. Испытательный срок: его значение и продолжительность. Возложение на осужденного специальных обязанностей. Контроль за поведением условно осужденного. Досрочная отмена условного осуждения. Продление испытательного срока. Последствия систематического или злостного неисполнения осужденным специальных обязанностей, определенных судом. Последствия совершения им преступления в течение испытательного срока.
4. Освобождение от уголовной ответственности и наказания. Понятие, основания и виды освобождения от уголовной ответственности. Соотношение с освобождением от наказания. Проблема оснований освобождения от уголовной ответственности и презумпция невиновности. Общепредупредительное значение норм об освобождении от уголовной ответственности. Теория компромисса (Х.Д. Аликперов). Освобождение от уголовной ответственности и принцип неотвратимости ответственности. Уголовно-правовые последствия освобождения от уголовной ответственности. Безусловный характер предусмотренных в Уголовном кодексе Российской Федерации видов освобождения от уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим. Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности. Освобождение от уголовной ответственности в связи с актом амнистии.
Освобождение от наказания. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Основания, условия и порядок освобождения. Требование отбытия определенной части наказания для лиц, осужденных к лишению свободы. Возложение на освобожденное лицо специальных обязанностей. Контроль за поведением освобожденного. Последствия совершения условно освобожденным преступления или иного правонарушения в течение неотбытой части срока наказания. Последствия злостного уклонения от выполнения специальных обязанностей.
Освобождение от наказания в связи с болезнью.
Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Условия и порядок применения такой отсрочки.
Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.
Амнистия и помилование. Понятие амнистии, ее значение и уголовно-правовые последствия. Порядок издания акта амнистии. Содержание акта амнистии. Амнистия и неотвратимость уголовной ответственности. Лица, на которых амнистия не распространяется.
Помилование. Отличие от амнистии. Порядок издания акта о помиловании. Уголовно-правовые последствия помилования.
Судимость, ее правовое значение. Условия погашения либо снятия судимости. Вопрос об отмене общеправовых последствий судимости.
5. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Преступления, за которые наступает уголовная ответственность с 14 лет.
Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Особенности и порядок назначения этих видов наказаний. Виды исправительных учреждений для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.
Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия. Виды, содержание, основания, условия и порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Освобождение от наказания несовершеннолетних. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания.
Сроки давности и сроки погашения судимости по делам о преступлениях несовершеннолетних.
6. Принудительные меры медицинского характера
Понятие, основания и цели применения принудительных мер медицинского характера. Отличие от наказания. Виды принудительных мер медицинского характера. Продолжительность применения. Уголовно-правовые последствия применения принудительных мер медицинского характера. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера.
Раздел III. Уголовный кодекс РФ. Особенная часть (22 ч).
Тема 1. Особенная часть УК.
Понятие Особенной части уголовного права Российской Федерации, ее значение и система Понятие и значение квалификации преступлений.
Тема 2 Преступления против личности. Преступления против жизни и здоровья: убийство, побои, истязание, причинение вреда здоровью. Преступления против свободы, чести и достоинства личности. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Преступления против семьи и несовершеннолетних.
Тема 3. Преступление в сфере экономики. Преступления против собственности . Кража. Мошенничество. Грабеж. Разбой. Вымогательство. Преступления в сфере экономической деятельности. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Тема 4. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Преступления против общественной безопасности: терроризм, бандитизм, массовые беспорядки, хулиганство, вандализм, незаконное приобретение оружия, пиратство.
Преступления против здоровья населения и общественной нравственности. Экологические преступления: нарушения правил охраны и использования окружающей природной среды. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Преступления в сфере компьютерной информации.
Тема 5. Преступления против государственной власти. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: государственная измена, шпионаж, диверсия, вооруженный мятеж. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, получение и дача взятки, халатность. Преступления против правосудия. Преступления против порядка управления.
Тема 6. Преступления против военной службы. Преступления против военной службы: неисполнение приказа, дезертирство, нарушение уставных правил и правил использования военной техники и оружия.
Тема 7. Преступления против мира и безопасности человечества. Преступления против мира и безопасности человечества: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, геноцид, экоцид, наемничество.
Раздел IV. Уголовный процесс (9 ч).
Тема 1. Основные положения.
Понятие, содержание и значение принципов - основных начал уголовного процесса. Система видов и взаимообусловленность принципов уголовного процесса. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы в уголовном процессе. Презумпция невиновности в уголовном процессе как принцип объективности в деятельности правоохранительных органов.
Законность межотраслевой принцип. Осуществление правосудия только судом, как основа презумпции невиновности. Уважение чести и достоинства личности. Неприкосновенность жилища. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Свобода оценки доказательств. Язык уголовного судопроизводства. Право на обжалование процессуальных решений и действий. Назначение уголовного судопроизводства.
Тема 2. Участники уголовного судопроизводства.
- Понятие и характерные черты участников (субъектов) уголовного процесса, их классификация. Обвиняемый, подозреваемый, их процессуальное положение.
Защитник подозреваемого и обвиняемого. Допуск защитника к участию в деле. Случаи обязательного участия защитника в уголовном судопроизводстве. Полномочия защитника.
Потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, понятие и процессуальное положение. Представители участников процесса, их компетенция. Уполномоченный по правам человека в уголовном процессе, его компетенция.
Иные участники уголовного процесса, их права и обязанности.
Обстоятельства, исключающие участие в уголовном процессе судьи, прокурора, следователя, дознавателя секретаря судебного заседания, переводчика, специалиста, защитника, представителей потерпевшего, гражданского истца и ответчика. Процедура их отвода. Заявление об отводе судьи. Порядок его рассмотрения.
Тема 3. Доказывание и доказательства в уголовном процессе
Понятие, значение и виды доказательств в уголовном процессе. Процесс и этапы доказывания, способы собирания и проверки доказательств. Применение научно-технических средств в доказывании.
Роль участия в доказывании подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, защитника, гражданского истца и ответчика, иных субъектов уголовного судопроизводства.
Понятие, проверка и оценка относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
Понятие, предмет и виды заключений эксперта. Особенности оценки заключения эксперта. Приоритеты видов доказательств.
Вещественные доказательства и их виды.
Протоколы следственных и судебных действий, иные документы как вид доказательств в уголовном процессе.
Тема 4. Меры уголовно-процессуального принуждения.
Понятие, виды и значение мер пресечения. Понятие и соотношение мер пресечения и мер принуждения в уголовном процессе. Виды и значение мер принуждения в уголовном процессе.
Конституционные гарантии законности и обоснованности применения мер принуждения и пресечения.
Порядок и сроки задержания. Цели задержания. Протокол задержания, его значение и содержание. Обеспечение права задержанного подозреваемого на уведомление близких родственников, охрану имущества и хозяйства, на обеспечение защитника. Основания и процессуальный порядок освобождения задержанного.
Меры попечения о детях и охрана имущества лиц, содержащихся под стражей.
Основания и порядок отмены или применения меры пресечения. Порядок обжалования решения о продлении срока содержания под стражей в суд.
Критерии правовой оценки деяния несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого при избрании мер принуждения или пресечения.
Особенности отмены или изменения мер пресечения, избранных по указанию прокурора или по решению суда.
Тема 5. Производство в отдельных стадиях уголовного процесса. 1. Понятие, задачи и значение стадии возбуждения уголовного дела. Государственные органы и должностные лица, правомочные решать вопрос о возбуждении уголовного дела.
Деятельность дежурных частей и органов внутренних дел, иных органов дознания и следствия при поступлении заявления и сообщения о преступлении.
Поводы, основания и процессуальный порядок возбуждения уголовного дела. Предварительная проверка и принятие решений по заявлениям и сообщениям о преступлении.
Отказ в возбуждении уголовного дела. Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу.
Передача заявлений и сообщений по подследственности или подсудности.
Процессуальный надзор и контроль за законностью в первой стадии уголовного процесса.
2 . Понятие и значение стадии предварительного расследования. Формы предварительного расследования.
Понятие, виды и компетенция органов следствия в Российской Федерации. Понятие и признаки для определения подследственности.
Начало и место производства предварительного расследования. Сроки следствия и дознания и порядок их продления.
Применение научно-технических средств в процессе расследования уголовного дела.
Обжалование действий следователя или органа дознания.
Продление сроков расследования и содержания под стражей обвиняемого.
Обжалование действий и решений органа расследования. Сроки и порядок рассмотрения жалоб.
3. Понятие, виды и система следственных действий. Цели в проведении следственных действий и действий процессуально процедурного характера.
Допрос свидетеля и потерпевшего. Порядок их вызова. Особенности допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших. Правила допроса и составления протокола об этом, Отличие прав потерпевшего от прав свидетеля.
Допрос обвиняемого. Порядок вызова и момент, когда лицо обязано и может быть допрошено в качестве обвиняемого. Предмет допроса обвиняемого и гарантии прав обвиняемого при его допросе. Собственноручная запись обвиняемого своих показаний в протоколе допроса. Порядок допроса несовершеннолетнего обвиняемого.
Очная ставка. Понятие, основания и порядок проведения и оформления очной ставки.
Основание, понятие и виды производства обыска. Понятие и отличие выемки от обыска. Основание и порядок производства выемки. Особенности выемки документов содержащих государственную тайну, а также в помещениях дипломатических представительств. Особенности соблюдения законности прав человека при проведении обыска и выемки.
Особенности использования записи телефонных и иных переговоров для расследования дела.
Понятие и виды осмотра. Основание, порядок и особенности производства некоторых видов осмотра: трупа, при эксгумации трупа и др.
Освидетельствование. Основание, понятие и порядок реализации оформления. Гарантии прав человека при освидетельствовании.
Следственный эксперимент: основания, цели, условия и виды. Производство экспертизы. Понятия, основания, цели и виды, обязательственные виды экспертиз. Соблюдение прав человека при производстве и исключающие обстоятельства для производства экспертиз. Права обвиняемого и подозреваемого при производстве. Основания производства, дополнительной, повторной комиссионной и комплексной экспертиз.
Иные способы собирания доказательств. Требование от учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов при производстве ревизий и документальных проверок, о восстановлении бухгалтерского учета.
4. Понятие, основание, значение, обязанность и выбор момента привлечения в качестве обвиняемого. Содержание формулы обвинения и ее значение для рассмотрения дела в суде. Форма появления обвиняемого в уголовном деле.
Проблемы презумпции невиновности и привлечения виновного к уголовной ответственности. Основания и порядок вызова и привода обвиняемого.
Предъявление обвинения и разъяснение обвиняемому его компетенции в этой роли. Обеспечение защиты. Предмет, порядок и момент допроса обвиняемого. Особенности и гарантии при допросе несовершеннолетнего обвиняемого.
Изменение, дополнение и прекращение дела в связи с непричастностью участия обвиняемого в совершении преступления.
Социальный статус обвиняемого и его отстранение от должности.
5. Понятие, содержание и значение судебного разбирательства. Взаимообусловленность и соотношение судебного разбирательства и предварительного расследования как стадий в уголовном процессе. Стороны, субъекты судебного разбирательства.
Понятие, сущность, значение, порядок и структурные части судебного разбирательства.
Подготовительная часть судебного разбирательства. Судебное следствие. Прения сторон, реплики и последнее слово подсудимого. Постановление и провозглашение приговора.
Предмет предложения сторон по существу обвинения до составления судом приговора.
Протокол судебного заседания и его уголовно-процессуальное значение.
Виды решений суда при разбирательстве дела по существу.
Приговор суда - акт правосудия, его виды. Содержание и структура приговора. Вопросы, разрешаемые судом о приговоре. Порядок обжалования и опротестование приговора.
Частное определение (постановление) суда первой инстанции.
Участие защитника и представителя потерпевшего в судебном заседании.
Характерные черты судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением на предварительном расследовании. Порядок заявления обвиняемого и его особенности.
Формализованные основания для применения особого порядка принятия судебного решения.
Порядок и пределы постановления приговора в порядке особого судебного разбирательства.
Пределы обжалования приговора.
6. Общие условия производства с участием присяжных заседателей. Особенности назначения и подготовки судебного заседания в порядке предварительного слушания. Особенности производства проведения предварительного слушания.
Процедура составления предварительного списка присяжных заседателей секретарем судебного заседания или помощником судьи. Выбор старшины и его роль в составе присяжных заседателей.
Принятие присяги присяжными заседателями и ее значение. Права присяжных заседателей при отправлении правосудия.
Особенности полномочий судьи и присяжных заседателей при рассмотрении дел. Постановление судьей вопросов для разрешения присяжными заседателями. Содержание вопросов. Напутственное слово председательствующего при удалении присяжных заседателей в тайную, совещательную комнату.
Процедура голосования присяжных в совещательной комнате и роль старшины в ее проведении.
Обязательность вердикта. Виды решений принимаемых председательствующим по вердикту присяжных.
Постановление приговора. Прекращение дела в связи с установленной невменяемостью подсудимого.
Протокол судебного заседания в суде присяжных.
7. Порядок апелляционного и кассационного обжалования и принесения жалоб или представления. Сроки обжалования приговоров. Последствия подачи жалобы или представления. Судебные звенья и структура судов, рассматривающие дела в порядке апелляционного и кассационного обжалования.
Предмет и сроки начала рассмотрения дела в апелляционной инстанции. Содержание апелляционной жалобы или представления. Назначение и подготовка заседания суда апелляционной инстанции. Судебное следствие, прения сторон, последнее слово подсудимого как структурные части заседания апелляционного суда.
Виды решений апелляционного суда.
Постановление приговора. Протокол апелляционного судебного заседания. Предмет судебного разбирательства в суде кассационной инстанции. Сроки рассмотрения дела судом.
Основания отмены или изменения решений судов первой инстанции. Несправедливость приговора. Недопустимость изменения приговора в сторону ухудшения положения осужденного.
8. Понятие, значение и задачи надзорного производства. Общие и отличительные черты кассационного и надзорного производства.
Судебные звенья и структуры судов, рассматривающие дела в порядке надзора.
Пределы прав надзорной инстанции суда. Виды решений и обязательность указаний суда надзорной инстанции.
Открытые мероприятия для начальной школы и учащихся 5 классов (4 ч):
- Ответственность несовершеннолетних.
- Преступления против мира и безопасности человечества.
Итоговое заседание (2 ч).
Участие в Московской дистанционной олимпиаде по праву и в работе научно – практической конференции НОУУ «Кругозор».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых нормами Уголовного кодекса РФ;
- оценивать поведение людей с точки зрения моральных и правовых норм;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные правовые ситуации в жизни человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (исковое заявления и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса обществознание.
- Мультимедийная доска.
- Мультимедийный компьютер.
- Сканер.
- Принтер лазерный.
- Копировальный аппарат.
- Мультимедиапроектор.
- Экран (навесной).
- Средства телекоммуникации (выход в Интернет).
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт.
- Компьютерный стол.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативные правовые акты.
Конституция РФ от 12.12.1993
Уголовный кодекс РФ 2001 г. (в современной редакции)
Уголовно-процессуальный кодекс. (в современной редакции)
Федеральный закон " О прокуратуре РФ " от 01.01.01 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Закон РФ "Об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 01.01.01 г. (с изменениями и дополнениями).
Дополнительная литература:
Душенко К.В. Большая книга афоризмов. Изд. 3-е, исп. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право. М: ACT-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия. | К- во часов | Плановые сроки прохождения | Скорректиро- ванные сроки прохождения | ||||
1. | Организационное занятие. | 1 | 1-4/09 | |||||
Раздел I. Мораль и право. | ||||||||
2. | Что такое мораль и право? | 1 | 7-11/09 | |||||
3. | От чего зависят поступки человека. | 1 | 14-18/09 | |||||
4. | Правонарушения. Правопорядок. | 1 | 21-25/09 | |||||
5. | Игра: «Веселая гражданиада». | 1 | 28/09-2/10 | |||||
Раздел II. Уголовный кодекс РФ. Общая часть. | ||||||||
6-7. | Уголовное законодательство. | 2 | 5-9/10 12-16/10 | |||||
8. | Понятие преступления и виды преступлений. | 1 | 19-23/10 | |||||
9. | Встреча с сотрудниками полиции. | 1 | 26-30/10 | |||||
10. | Уголовная ответственность. | 1 | 10-13/11 | |||||
11. | Понятие вины и её формы. | 1 | 16-20/11 | |||||
12. | Неоконченное преступление. | 1 | 23-27/11 | |||||
13. | Соучастие в преступлении. | 1 | 30/11-4/12 | |||||
14. | Решение задач. | 1 | 7-11/12 | |||||
15. | Обстоятельства, исключающие преступность деяния. | 1 | 14-18/12 | |||||
16-17. | Наказание. | 2 | 21-25/12 11-15/01 | |||||
18. | Круглый стол: «Смертная казнь: «за» и «против»». | 1 | 18-22/01 | |||||
19. | Учебный полигон. «Назначение наказания». | 1 | 25-29/01 | |||||
20. | Освобождение от уголовной ответственности и от наказания. | 1 | 1-5/02 | |||||
21. | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 | 8-12/02 | |||||
22. | Решение задач. | 1 | 15-19/02 | |||||
23. | Принудительные меры медицинского характера. | 1 | 22-26/02 | |||||
24. | Подготовка мероприятия: «Ответственность несовершеннолетних». | 1 | 29/02-4/03 | |||||
25 | Проведение открытого мероприятия. | 1 | 7-11/03 | |||||
26. | Решение правовых задач. | 1 | 14-18/03 | |||||
Раздел III. Уголовный кодекс РФ. Особенная часть. | ||||||||
27 | Особенная часть уголовного законодательства. | 1 | 4-8/04 | |||||
28-30 | Преступления против личности. | 3 | 11-15/04 18-22/04 25-29/04 | |||||
31-32. | Учебный полигон. | 2 | 2-6/05 9-13/05 | |||||
33. | Решение задач. | 1 | 16-20/05 | |||||
34 | Итоговое заседание. | 1 | 23-27/05 | |||||
35 | Организационное занятие. | 1 | ||||||
Раздел I. Мораль и право. | ||||||||
36 | Сколько стоит спокойная жизнь? Практическое занятие. | 1 | ||||||
37 | Социологический опрос: «Как я провожу свободное время?». Анализ данных. | 1 | ||||||
38 | Дискуссия: бездуховность и безнаказанность | 1 | ||||||
Раздел II. Уголовный кодекс РФ. Общая часть. | ||||||||
39 | «Своя игра»: «Преступление и наказание» | 1 | ||||||
40 | Криминология. Решение задач. | 1 | ||||||
Раздел III. Уголовный кодекс РФ. Особенная часть. | ||||||||
41-42 | Преступления в сфере экономики. Решение задач. | 2 | ||||||
43- 44 | Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. | 2 | ||||||
45 | Встреча с сотрудником правоохранительных органов. | 1 | ||||||
46 | Дискуссия: «Нужно ли предоставлять всем гражданам право на владение оружием?» | 1 | ||||||
47 | Преступления против общественной безопас-ности и общественного порядка. Решение задач. | 1 | ||||||
48 | Круглый стол: «Терроризм – угроза миру?» | 1 | ||||||
49- 50 | Преступления против государственной власти. | 2 | ||||||
51 | Круглый стол: «Почему нужно бороться с коррупцией?» | 1 | ||||||
52-53 | Преступления против мира и безопасности человечества. | 2 | ||||||
54 | Подготовка открытого мероприятия «Преступления против мира и человечества». | 1 | ||||||
55 | Проведение открытого мероприятия: «Преступления против мира и человечества». | 1 | ||||||
56 | Преступления против военной службы. | 1 | ||||||
57 | Деловая игра: «УК России» | 1 | ||||||
Раздел IV. Уголовный процесс. | ||||||||
59 | Понятие, принципы и задачи уголовного процесса | 1 | ||||||
60 | Участники уголовного процесса. | 1 | ||||||
61 | Доказывание и доказательства в уголовном процессе. Меры уголовно – процессуального принуждения. | 1 | ||||||
62 | Возбуждение уголовного дела. Предварительное расследование. | 1 | ||||||
63 | Следствие. | 1 | ||||||
64 | Судебное разбирательство. | 1 | ||||||
65 | Апелляционное и кассационное обжалование приговора. | 1 | ||||||
66-67 | Деловая игра: «Судебный процесс» | 2 | ||||||
68 | Итоговое заседание. | 1 | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"
Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов на 2012-2013 учебный год. Универсальный модуль. Социально-правовой модуль.
Предлагается рабочая программа и КТП индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов(универсальный и социально-правовой модули). Программа ориентирована на УМК Ю.М. Кол...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" для специальности 130405 "Подземная разработка полезных ископаемых"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 130405 Подземная разработка местор...
Рабочая программа по элективному курсу "Основы правовой культуры", 10-11 классы
Данная программа разработана для углубленного изучения раздела "Право" в рамках преподавания обществознания....
Рабочая программа "Право. Основы правовой культуры".
Учебный предмет «Право. Основы правовой культуры» преподаётся в 10-11 классах гуманитарного профиля . Согласно учебного плана в 10-11 классах из компонента ОУ на курс выделено 68 часов из...
Рабочая программа по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности по специальности "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям).
Рабочая программа по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности по специальности "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)....