Конспект по праву
план-конспект урока по праву (9 класс) на тему
Конспект урока по праву в 9 классе. Тема : Права несовершеннолетних
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_pravu.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по праву в 9 класс
Тема: ПРАВА НЕСОВЕРШЕННЛЕТНИХ
Цели урока:
- познакомить учащихся с международными документами о правах ребенка;
- познакомить учащихся с правами ребенка, закрепленными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ;
- научить распознавать свои права
- воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам;
- развивать способность реализовывать права в повседневной жизни;
- научить отстаивать и защищать свои права; уважать и не нарушать права другого человека;
- развивать творческие способности учащихся.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ УРОКА:
1)права ребенка, закрепленные в международных документах;
2)Личные и имущественные права ребенка;
3) реализация и защиты прав ребенка.
УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ НА УРОКАХ:
- работа с текстом учебника, словарем и документами ( Конвенция о правах ребенка, статьи СК РФ и ГК РФ) ;
- составление схем ( личные и имущественные права ребенка, дееспособность несовершеннолетних; осуществление защиты прав несовершеннолетних);
- умение выбрать главное и правильно формулировать выводы;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение применять полученные знания в конкретных ситуациях ( выполнение практических заданий);
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА:
декларация, конвенция, национальные меньшинства, органы местного самоуправления, наследование, нотариус, органы опеки и попечительства, опека; попечительство, усыновление.
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
обращение к понятиям- государство, суд, прокуратура, дееспособность, эмансипация, договор, сделка, несовершеннолетние.
ОБОРУДОВАНИЕ:
сокращенный вариант Всеобщей декларации прав человека (1 на парту), сокращенный вариант Конвенции о правах ребенка (1 на парту); выборка статей СК РФ и ГК РФ (на каждую парту); подборка заданий ( на каждую парту); ватман ( 2 шт); маркер ,(1 шт).
ХОД УРОКА:
- Вступительное слово учителя.
Сообщение темы и определение задачи урока – рассмотрение основных вопросов урока через изучение теоретического блока и практических заданий.
- ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Прежде чем мы начнем знакомиться с законами закрепляющими права и обязанности несовершеннолетних
Юля получила инд. зад. найти в словаре определение понятий:
Конвенция – договор, соглашение по какому –то специальному вопросу, имеющее обязательную для тех г – в. К – рые к нему присоединились
Декларация – провозглашение не имеет обязательной силы, это рекомендации, в ней провозглашаются основные принципы, программные положения
Кодекс – свод законов или совокупность правил, убеждений.
На предыдущем уроке ребята ответили на предложенный вопрос
Актуальна ли проблема прав человека в России и в мире целом ?
Ответ – 100% да
Также было предложено узнать какие документы защищают права несовершеннолетних
Кто справился с этим заданием?
Прошу назвать эти документы:
Международные –
- всеобщая декларация прав человека 1946 год
- Декларация прав ребенка 1959 года
- конвенция о правах ребенка 1989 года
Российские –
- конституция РФ 1993
- семейный кодекс 1996
- гражданский кодекс 1996
Знакомство учащихся с международными документами по правам ребенка ( особое внимание уделить Конвенции о правах ребенка 1989 г. – см. приложения 1, 2).
- Организация работы с документом.
ВОПРОСЫ:
- Как вы считаете, какое из прав, определенных Конвенцией, является самым важным для ребенка?
- Какое право является самым значимым конкретно для каждого из вас?
- Взять из Конвенции 1-2 права. Что могло бы произойти, если бы их отняли у ребенка?
- Инсценизация учащимися конфликтной ситуации
( Читать ситуацию стр 53 Подарки Александра …..).
ВОПРОСЫ К СИТУАЦИИ:
- как произошел этот конфликт? Почему?
- Что чувствуют действующие лица?
- Счастливый ли был конец?
- Как этот конфликт мог быть предотвращен?
- Какие другие концовки могли бы быть?
- Какие и чьи права были проигнорированы? (см. Конвекцию о правах)
Выводы:
- права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека.
Выход из конфликта
- совместный поиск решения, которое учитывало бы права всех участников конфликта.
№ 3
Знакомство учащихся с основными правами ребенка, закрепленными в СК РФ и ГК РФ ( работа с документами).
1.Организация работы со статьями вышеуказанных кодексов (вместе с учителем составить в тетрадях схему).
Личные права детей СК РФ, ст 54-59 | Имущественные права ребенка СК РФ, ст. 60 |
Право жить и воспитываться в семье | Право на получение содержания от своих родителей, или лиц, их заменяющих |
Право знать своих родителей | Право на имущество, полученное в дар |
Право на их заботу, на совместное с ними проживание | Право на имущество, полученное в порядке наследования |
Право на воспитание своими родителями, обеспечения его интересов, всестороннее развитие | Доходы, полученные ребенком |
Право на общение с обоими родителями, с дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками | Имущество, приобретенное на собственные средства ребенка |
Право на защиту своих прав и законных интересов | |
Право выражать свое мнение | |
Право на имя, отчество и фамилию | |
Право на изменение имени и фамилии |
Дееспособность – это способность своими действиями приоретать права и обязанности
Правоспособность – права и обязанности с рождения
ГК РФ, ст. № 26, 27, 28.
малолетних
С момента рождения до 6 лет | С 6 лет до 14 лет | Несовершеннолетних С 14 лет до 18 лет Дееспособность не полная |
Полностью лишены гражданской дееспособности | Вправе самостоятельно совершать: сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующее нотариального удостоверение либо государственной регистрации | Вправе самостоятельно совершать: |
Все правовые действия от их имени могут совершать только родители и опекуны | мелкие бытовые сделки | Все сделки, которые могут совершать малолетние, распоряжаться своими доходами |
Сделки по распоряжению средствами, полученными ими от законных представителей или с их согласия от третьих лиц | Авторское право | |
Ответственность за сделки несут родители, усыновители, опекуны. | Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими | |
Они же отвечают за вред, причиненный малолетними | С 16 лет – членство в кооперативе | |
Самостоятельно несут имущественную ответственность и за причиненный ими вред | ||
Полна дееспособность может наступить до 18 лет при вступлении в брак Эмансипация ГК, ст. 27 |
Закрепление материала: практическая работа ( Приложение № 6)
- Вопрос – Защита прав ребенка.
- Составить схему в тетрадь
Осуществление защиты прав ребенка
Семейное законодательство - Семья, родители.
Государственная забота – 1. дошкольные учреждения, школа,
внешкольные детские учреждения
2 органы опеки и попечительства
3 суды, прокуратура.
4. Конституция РФ
Международное право – 1. Конвенция о правах ребенка
- декларация прав ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Правила безопасного поведения при землетрясении" 7 класс
Учебные вопросы урока:Как подготовиться к землетрясению;Как вести себя во время землетрясения;Как действовать после землетрясения....
Презентация к конспекту занятия "Правила общения с незнакомыми людьми. Я один дома."
Прдеставленная презентация содержит демонстрационный материал, который можно использовать во время проведения занятия по теме "Правила общения с незнакомыми людьми. Я один дома."...
Презентация к конспекту занятия "Правила поведения в общественном транспорте."
Презентация содержит иллюстративный материал по теме "Правила поведения в общественном транспорте."...
Конспект урока «Правила безопасной работы на кухне».
обучить учащихся технике безопасности при работе на кухне с режущими инструментами и с кипятком, развивать память и внимание....
Конспект урока "Права человека"
Урок по теме "Права человека"...
Конспект урока «Права человека»»
Данный конспект урока рассчитан для учащихся 5-9 классов...
Конспект урока "Права человека" 9 класс
конспект урока по теме "Права человека" 9 класс...