Конспект урока "Права человека"
план-конспект урока по праву (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок «Права человека» в VIII-IX классах
Цель урока:
- дать обучающимся представление о том, что такое права человека, познакомить их с основными документами о правах человека.
1. Изучение учащимися международных документов (на примере ВДПЧ), регламентирующих права человека.
2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.
3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.
Основные понятия: права и свободы человека, Всеобщая декларация прав человека.
Оборудование: текст ВДПЧ, карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, карточки с иллюстрациями (фотографиями).
Ход урока.
I. Вводная часть.
Учитель знакомит обучающихся с темой урока.
Декларация – заявление, международный правовой документ, в котором провозглашены какие либо принципы.
Учитель рассказывает о том, что вскоре после окончания Второй мировой войны, в 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.
В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс-Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире – Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека.
Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли ее главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).
10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.
Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.
II. Актуализация знаний.
Работа над понятием права человека (по группам):
1. Что подразумевается под понятием права человека?
2. Какую роль играют права в жизни человека?
3. Зачем надо изучать права человека?
Права человека — это совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать.
естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов.
Свобода – отсутствие ограничений в чем-либо, не запрещенном законом.
Вспомнить какие права человека вы знаете? (1-2-4) работа в парах, группах.
Игра «Полет на воздушном шаре».
Цель: донести до учеников информацию о категориях прав человека, сформировать понимание того, что нет более важных и менее важных прав, все права человека важны и должны соблюдаться в равной степени.
Условия игры:
Учитель делит класс на три малые группы и зачитывает ребятам следующий текст: «Ваш воздушный шар падает. Чтобы спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков (5). Всего в воздушном шаре 10 мешков с надписями:
• Право на образование.
• Право на жилье.
• Свобода слова.
• Право на равенство перед законом.
• Право на жизнь.
• Право на гражданство.
• Свобода мысли и религии.
• Право на охрану здоровья.
• Право основать семью (вступить в брак).
• Право на социальное обеспечение»
По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.
III. Работа с текстом декларации.
1) Разминка. Соотнести стихотворение и статью. (работа в парах)
2) Заполнение таблицы. (у каждой группа своя категория прав)
Группа прав человека | Права человека | Статьи декларации |
Гражданские (личные) неотъемлемые права человека, присущие ему как свободной личности | - На жизнь, свободу, личную неприкосновенность; - на защиту чести, достоинства, - на равенство перед законом; - на невмешательство в личную жизнь; - на тайну переписки; - на неприкосновенность жилища; - не подвергаться пыткам и жестокости; - на гражданство; -на свободу передвижения и выбор места жительства; - на доступ к информации. | |
Политические обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны. | - избирать и быть избранным в органы гос. власти; - на свободу мысли и слова; - на свободу совести; - на создание союзов и объединений; - на собрания, митинги, демонстрации. | |
Экономические обеспечивают свободу хозяйственной инициативы | - на частную собственность; - на труд; - на свободный выбор профессии и рода занятия; - на справедливое вознаграждение за труд. | |
Социальные обеспечивают достойный уровень жизни и социальной защищенности. | - На достойный уровень жизни; - на социальное обеспечение; - на жилище; - на образование; - на охрану здоровья; - на отдых и досуг. | |
Культурные обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. | - на участие в культурной жизни; - на доступ к культурным ценностям; - на свободу творчества; - на защиту интеллектуальной собственности. |
По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.
IV. Закрепление. Применение знаний и умений на практике. Работа с иллюстрациями:
Необходимо рассмотреть иллюстрации и ответить на вопрос: Какие права человека, зафиксированные во ВДПЧ, они иллюстрируют (по плану):
- название сказки;
- нарушенные права;
- кто является нарушителем прав.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Приложение
Задание: Заполните таблицу «Права человека», используя текст Всеобщей декларации прав человека.
Группа прав человека | Права человека | Статьи декларации |
Гражданские (личные) неотъемлемые права человека, присущие ему как свободной личности | ||
Политические обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны. | ||
Экономические обеспечивают свободу хозяйственной инициативы | ||
Социальные обеспечивают достойный уровень жизни и социальной защищенности. | ||
Культурные обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. |
Игра «Полет на воздушном шаре»
«Ваш воздушный шар падает. Чтобы спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков (5). Всего в воздушном шаре 10 мешков с надписями:
• Право на образование.
• Право на жилье.
• Свобода слова.
• Право на равенство перед законом.
• Право на жизнь.
• Право на гражданство.
• Свобода мысли и религии.
• Право на охрану здоровья.
• Право основать семью (вступить в брак).
• Право на социальное обеспечение»
Методические рекомендации-03
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок: "Права человека. Международные правовые акты о правах человека"
"Права человека. Международные правовые акты о правах человека" Интегрированный урок в 9 классе. Урок английского языка и права...
Конспект урока «Права человека»»
Данный конспект урока рассчитан для учащихся 5-9 классов...
Конспект урока "Права человека" 9 класс
конспект урока по теме "Права человека" 9 класс...
конспект урока " Права человека в современном мире"
открытый урок по обществознанию в 11 классе....
Конспект урока: Права и свободы человека и гражданина.
Конспект урока: Права и свободы человека и гражданина....
Конспект урока "Права и обязанности человека"
Разработка открытого урока по Обществознанию...
Конспект урока "Правила безопасного поведения человека на природе"
Конспект урока по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс...