Правовой клуб
элективный курс по праву (8 класс) на тему
Программа внеурочных занятий «Правовой клуб» предназначена для учащихся 8-11 классов, мотивированных на поступление вузы на юридические специальности . Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми информационно-коммуникативными и социальными компетенциями. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, правовыми источниками.
Цель курса: формирование более глубоких представлений о конституции РФ, истории государства и права, отраслях права, подготовка к олимпиадам.
Задачи курса
Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по праву
Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами правовых источников.
Стимулирование познавательной активности и интереса учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими профессионального гуманитарного обучения;
Содействовать воспитанию свободной и ответственной личности выпускника, её социализации в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3г.Мамадыш»
Мамадышского муниципального района РТ
«Правовой клуб»
Программа курса
Учитель истории и обществознания
Ахметова Р.И.
Мамадыш 2013
Программа внеурочных занятий «Правовой клуб»
Пояснительная записка
Программа внеурочных занятий «Правовой клуб» предназначена для учащихся 8-11 классов, мотивированных на поступление вузы на юридические специальности . Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми информационно-коммуникативными и социальными компетенциями. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, правовыми источниками.
Цель курса: формирование более глубоких представлений о конституции РФ, истории государства и права, отраслях права, подготовка к олимпиадам.
Задачи курса
Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по праву
Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами правовых источников.
Стимулирование познавательной активности и интереса учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими профессионального гуманитарного обучения;
Содействовать воспитанию свободной и ответственной личности выпускника, её социализации в современных условиях.
Содержание курса включает
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов уделяется отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации из неадаптированных источников.
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
• Систематизировать и углубить теоретические знания по праву
Проявить компетентности, позволяющие использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Основу занятий курса составляют интерактивные методы, среди которых стоит выделить: анализ казусов, моделирование (упрощенные судебные разбирательства), деловые игры.
Предлагаемый курс занятий направлен на преодоление правового нигилизма и формирование правовой культуры и правомерного поведения учащихся.
Программа курса
- Введение (2 ч).
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Основные вопросы: особенности курса и его практическая направленность.
Форма занятия: рассказ учителя.
- Право и мораль. Взаимосвязь государства и права (4 ч).
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Основные вопросы: появление морали в жизни общества; отличительные признаки норм морали; возникновение государства и права; признаки правовых норм; взаимосвязь права и морали.
Форма занятия: рассказ учителя, сообщение учащегося по теме» Решение казусных вопросов древности», дискуссия «Можно ли жить без норм права и морали?».
- Отрасли современного права (4 ч).
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Основные вопросы: понятие отрасли права, характеристика основных отраслей права.
Форма занятия: рассказ учителя, анализ фрагментов Кодекса РФ об административных правонарушениях, Гражданского, Трудового, Семейного и Уголовного кодексов РФ.
- Конституционное право (4 ч).
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Основные вопросы: Конституция – основной закон; роль Конституции в жизни страны; Конституция РФ 1993 г.; конституционные права и обязанности; основы конституционного строя РФ.
Форма занятия: урок-конференция по заранее подготовленным учащимися основным вопросам занятия; дискуссия «Конституционный закон: стал ли он нормой нашей жизни?»; выполнение учащимися практических заданий.
- Административное право (4 ч).
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Основные вопросы: понятие правонарушения; структура и значение Кодекса РФ об административных правонарушениях; виды наказаний за административные правонарушения.
Форма занятия: рассказ учителя. Работа учащихся со статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
- Гражданское право (4 ч).
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Основные вопросы: понятие гражданского права; структура и содержание Гражданского кодекса РФ; понятия правоспособности и дееспособности.
Форма занятия: рассказ учителя, анализ учащимися содержания глав и первого раздела ГК РФ, выполнение практических заданий.
- Понятие и виды договоров в гражданском праве (4ч).
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Основные вопросы: понятие договора; виды договоров; недействительность договоров, значение договорных обязательств.
Форма занятия: рассказ учителя, анализ учащимися статей ГК РФ, выполнение практических заданий.
- Трудовое право (4 ч).
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Основные вопросы: Трудовой кодекс РФ – содержание и структура; права несовершеннолетних по ТК РФ.
Форма занятия: рассказ учителя, работа учащихся со статьями ТК РФ, решение заданий практической направленности.
- Семейное право (4 ч).
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Основные вопросы: содержание и структура Семейного кодекса РФ; порядок и условия заключения брака; личные и имущественные права супругов.
Форма занятия: рассказ учителя, работа с учащимися со статьями СК РФ, ролевая игра «Ранние браки: за и против»; решение практических заданий.
- Уголовное право (4 ч).
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Основные вопросы: содержание и структура Уголовного кодекса РФ; роль и значение уголовного права в жизни общества; виды и роль уголовных наказаний.
Форма занятия: рассказ учителя. Работа со статьями УК РФ, выполнение практических заданий.
- Профессия – юрист (4ч).Брейн-ринг
Тип занятия: сообщение новых знаний и развитие практических умений.
Основные вопросы: направления юридической деятельности (адвокат, нотариус, прокурор, следователь, криминалист).
Форма занятия: ролевая игра «Какой вид юридической деятельности я хотел бы выбрать. Чем она мне интересна», диспут «Можно ли сегодня обойтись без юристов узкой специализации».
- Повторительно – обобщающий урок (1 ч).
Данное занятие предлагается провести в форме игры.
Основные понятия: право; отрасли права.
Оснащение занятия: основные законодательные акты РФ.
Предлагается несколько вариантов проведения такого повторительно-обобщающего урока.
Вариант 1. На примере сказочных ситуаций ( «Золотой ключик, «Золушка») выявит нарушения прав героев сказок и, если возможно, определить, какие отрасли права были здесь тронуты.
Вариант 2. Урок – судебное заседание, на котором могут рассматриваться различные судебные дела: иски о восстановлении на работе, о расторжении брака, о разделе имущества и т.д.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы курса | Количество часов |
1. | ВведениеПонятие и признаки государства. | 2 |
2. | Право и мораль Понятие права и системы права | 2 |
3. | Понятие и виды источников права | 4 |
4. | Конституционное право. Система органов государственной власти Российской Федерации | 4 |
5. | Суд и судоустройство в Российской Федерации. | 4 |
6. | Основы гражданского права | 4 |
7. | 4 | |
8. | Основы семейного права. | 4 |
9 | Основы трудового права. | 4 |
10 | Основы уголовного права. | 4 |
11 | Семинар 1 | 1 |
12 | Повторно-обощающий урок | 1 |
Итого | 42 |
Литература
1. ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2010.
2. ЕГЭ 2008. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2010.
3. Арбузкин А.М. Обществознание.- курс лекций.- Зерцао М.-2011.
4.Основы права: учебник / под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2004.
5.Румынина В.В. Основы права: учебник для ССУЗов. – М.: Форум, Инфра-М, 2006.
6.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М.: Норма, 2001.
7.Матузов М.И. Теория государства и права. – М., 2004.
8.Козлова Е.И., Кутафин О.В. Конституционное право России. –М.: Юристъ, 2005.
9.Гражданское право: в 3-х томах: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
10Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова.- 2 изд, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005.
11. Пчелинцева Л.М. Семейное право: Учебник. – М., 2002.
12.Трудовое право России: учебник / Под ред. А.М. Куренного. – М., 2006.
13.Уголовное право России. Часть общая. Учебник / Под ред. Л.Л. Кругликова. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовой турнир "Клуб знатоков"
Методическая разработка итогового занятия по организационно-правовой культуре....

Правовой клуб "Мудрая сова"
В МОУ "Гимназия №3" уже два года работает правовой клуб "Мудрая сова",проводятся заседания по правовым вопросам современности,мы принимаем активное участие в работе Президентского проекта "Правовое во...

Программа правового воспитания в рамках клуба «Астрея»
Проблемы повышения правового сознания и правовой культуры школьников относятся к разряду актуальных, они существовали всегда и не возникли случайно, особенно в современном обществе, посколь...

Сценарий открытого заседания правового клуба "Фемида": "20 лет Конституции РФ"
Материалы подготовлены совместно учащимися и педагогом. В сценарий включена сказка, написанная учеником 5 класса. Открытое заседание проводилось для учащихся начальной школы и пятикласнико...
Правовой клуб "Перекресток"
Правовое просвещение учащихся...

План работы дискуссионного правового клуба «Право знать»
План работы дискуссионного правового клуба «Право знать»...