Урок по праву: "Права человека: понятие, сущность, структура" для 10 класса (профильный курс)
план-конспект урока по праву (10 класс) по теме
Конспект урока по праву "Права человека: понятие, сущность, структура" для 10 класса (профильный курс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Права человека" для 10 класса (профильный курс) | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей г.Зернограда
Открытый урок
в 10классе
по теме:
«Права человека: понятие, сущность, структура»
Учитель: Чивела Вера Владимировна,
высшая категория.
г.Зерноград
2014
год
Тема урока:
«Права человека: понятие, сущность, структура»
Цель урока:
- дать представление о правах человека;
- познакомить учащихся с содержанием и классификацией основных прав и свобод человека;
- формировать навыки работы с правыми источниками;
- формировать умение аргументировать свою позицию, вести конструктивный диалог;
- способствовать осознанию ценности каждого человека;
Оборудование: первоисточник «Конституция Российской Федерации», карточки –задания для групп.
Основные понятия: права человека, гражданские, политические права и свободы, социальные, экономические и культурные права человека, поколения прав человека.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока:
1.Понятие и сущность прав человека.
2.Становление и развитие идей о правах человека.
3.Структура прав человека.
4.Поколения прав человека.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Класс заранее делится на 2 микрогруппы.
На уроке непосредственно проверяется готовность групп к уроку.
2. Основная часть
1. Вступительное слово учителя: курс, который мы с вами изучаем, посвящен важнейшему регулятору человеческих отношений – праву. У понятия право существует несколько значений. Вспомните, что означает понятие право в объективном и субъективном значение слова? (фронтальная беседа с учащимися)
Право
Система общеобязательных норм, возможность что-то регулирующих поведение людей, делать
наиболее важные отношения между ними,
за выполнением которых следит государство.
Сегодня мы приступаем к изучению большой новой темы, которая называется «Право и личность». И в ходе ее изучения мы узнаем…
- О различии в правах и обязанностях человека и гражданина;
- О том, какие особые права существуют у несовершеннолетних;
- В каких международных документах, российских НПА зафиксированы эти права.
Первый наш урок будет посвящен теме «Права человека: понятие сущность, структура»
Тема урока: «Права человека: понятие, сущность, структура»
Сегодня на уроке нам предстоит
- узнать какие права существуют у человека и на какие группы они подразделяются;
- о становлении и развитии идей о правах человека;
- поколениях прав человека.
Нашим помощником сегодня на уроке станет «Конституция Российской Федерации» – основной нормативный документ в области прав человека Российской Федерации.
Рассказ учителя:
1. Права человека – ключевое понятие всей государственной и правовой системы. Оно возникло в XVII-XVIII веках в период буржуазных революций и неразрывно связано с принципами свободы, равенства, братства. Это понятие знаменует новый подход к роли человека в жизни общества, его взаимоотношениям с государством и своими согражданами. Человек, который ранее был подданным государства, становился гражданином, и система прав человека определяет его положение в обществе и государстве. Права человека нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для нормального развития личности, для обеспечения её свободы и достоинства, на которые ни государство, ни какие либо организации и объединения, ни другие индивиды не имеют право посягать. Это определяется рядом причин:
- прежде всего, права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми, неотчуждаемыми;
- права человека универсальны, т.е. они носят всеобщий характер, основанный на принципе равноправия;
- права человека – высшая ценность, их уважение, соблюдение, защита – обязанность государства, призванного ограждать личность от каких бы то ни было незаконных посягательств;
- права человека фиксируют границы свободы человека;
- права человека – средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно преступать границ свободы, очерченных правами человека;
- основные права и свободы едины на всей территории государства и содержаться в Конституции страны, важнейших международно – правовых актах по правам человека;
- права человека обеспечены закономю
Культура прав человека состоит в том, что свобода каждого из нас не ущемляла свободу других людей, не посягала на интересы общества и государства.
Принцип «будь свободен и уважай свободу других» должен быть усвоен каждым.
(слайд 4)
2. Права человека – явление историческое, оно неразрывно связано с поиском места человека в обществе как субъекта права.
Античные времена: «полисы» - государства особого типа, для которых были характерны первичные формы демократии - Афины, Рим.
В Древней Греции возникли идеи «естественного права»- Гераклит, Демокрит, Сократ, Протогор.
Идеи естественного права и прав человека были развиты в Древнем Риме - Сенека, Марк Аврелий, Цицерон, Ульпиан.
В период Средневековья идеи свободы и равенства получили развитие в трудах религиозных мыслителей — Августин, Фома Аквинский и светских — Марсилий Падуанский, Гери Брэктон.
Во времена господства феодального общества в Англии был принят важнейший исторический документ «Великая хартия вольностей» (1215).
В Новое время в Англии были приняты:
- «Хабеас корпус акт» (1679);
- «Билль о правах» (1689); - «Акт об устроении» (1701);
В США учения Томаса Пейна и Томаса Джефферсона воплотились в документах:
- «Декларация прав Вирджинии» (1776);
- «Декларация независимости» (1776);
Идеи естественных и неотчуждаемых прав были развиты в доктринах европейских мыслителей — Ж.-Ж. Руссо, Г.Гроция, Дж.Локка, Ш.Монтескьё и воплотились в значимом историческом правовом акте - «Декларация прав человека и гражданина» (1789).
В ХХ веке были приняты важнейшие международно-правовые акты по правам человека:
- «Всеобщая декларация прав человека» (1948);
- «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» (1950);
- «Международный пакт о гражданских и политических правах» (1966);
- «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (1966);
- «Конвенция о правах ребенка» (1989).
(слайды 5-6)
3.
Классификация прав человека.
Гражданские: политические экономические,
- личные и социальные,
- процедурные культурные
Гражданские (личные) составляют фундамент правового статуса человека. Они охватывают такие права и свободы, которые необходимы для защиты основополагающих ценностей человека: его жизни, индивидуальной свободы, достоинства, частной жизни. Эти права принадлежат человеку с рождения и являются неотчуждаемыми, т.е. государство обязано признать их и защищать всеми имеющимися средствами.
Гражданские процедурные права гарантируют человеку защиту от нарушения его прав.
Политические права связаны преимущественно с обладание гражданства и предназначены для активного и полноценного участия граждан в управлении делами общества и государства. Они предоставляются государством и следовательно в отдельных случаях могут быть ограничены.
Экономические, социальные, культурные права призваны служить удовлетворению различных материальных, духовных и иных жизненных интересов людей. Реализация этой группы прав зависит от уровня развития прежде всего экономики, социальной направленности государства. Нельзя ограничить.
(слайды 7,8,9,10)
Гаранты прав и свобод человека и гражданина:
Президент
Правительство
Уполномоченный по правам человека
Правосудие
Прокуратура
Адвокатура
(слайд 11)
4. Поколения прав человека
Первое поколение:
Гражданские и политические права (неактивные, так как для их соблюдения государству не нужно предпринимать активные действия).
Второе поколение:
Социальные и экономические права, закрепление которых в конституциях и законах наиболее развитых стран относится к началу ХХ века (мнимые, так как при их реализации приходится ущемлять права первого поколения: например, право граждан на отдых ограничивает свободу предпринимательства).
Третье поколение:
Права народов: право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства, право на достойное существование и право на развитие народа.
(слайд 12)
6.Выводы:
Права человека — это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо.
Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, не зависят от признания их государством: нельзя передать, отобрать или ликвидировать, государство может лишь закрепить, гарантировать их или ограничить.
Права человека — это формально-определённая, юридически гарантированная мера возможного поведения человека в государственно — организованном обществе.
(слайд 13)
7.Самостоятельная работа в группах.
Изучив основные понятия и структуру прав человека, давайте заполним таблицу.
(приложение 1)
8.Домашнее задание: § 20 стр.181-189, задание 2,3 стр.189.
Задание для группы 1.
Основания классификации (сферы жизнедеятельности человека) | Виды прав человека | Примеры |
Экономическая | ||
Личная | ||
Социальная |
Задание для группы 2.
Основания классификации (сферы жизнедеятельности человека) | Виды прав человека | Примеры |
Политическая | ||
Личная | ||
Культурная |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Права человека: понятие, сущность, структура»
ФИО (полностью) | Чивела Вера Владимировна | |
Место работы | МБОУ лицей г.Зернограда | |
Должность | Учитель права | |
Предмет | Право | |
Класс | 10 «Б» | |
Тема и номер урока в теме | «Права человека :понятие, сущность, структура», урок №15 «Право и личность» | |
Базовый учебник | Право: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). -5-е изд. – М.: «Просвещение» – 2011. |
- Цель урока: расширить и углубить имеющиеся знания о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов
- Задачи:
- обучающие - ознакомить с содержанием статей Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции; показать способы их реализации и защиты в жизни.
-развивающие - продолжить формирование интереса к нравственно-правовым вопросам; способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.
-воспитательные - воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону
10. Тип урока: изучение нового материала.
11. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация, распечатки Конституции, Декларации и Конвенции, карточки для работы в группах.
13. Структура и ход урока.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | Обозначение темы урока, основных вопросов темы, постановка проблемы | Участие в формулировке проблемы | 3 | |
2 | Изучение нового материала 1) Знакомство с понятием «право» | Право – ЭОР №1, Свобода – ЭОР №1 (обоснование – дается определение понятий с наглядным изображением в виде слайдов) | Беседа с учащимися на усвоение понятий, демонстрация ЭОР | Сопоставление понятий, запись понятий в тетради | 5 |
2) Нерсесянц В.С. «Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости» | Трактовка понятия право учёными –философами - ЭОР №2 (– представлена теория появления наглядным текстом) | Объяснение задания на основе ЭОР, демонстрация ЭОР | Запись в тетрадях на основе ЭОР | 5 | |
3)Разбор ситуации | ЭОР №3(обоснование – решение проблемных задач дается в виде интерактивной схемы, что способствует лучшему усвоению материала) | Деление учащихся на группы, формулировка заданий каждой группе, демонстрация ЭОР с обсуждением выполненного решения проблемных задач | Работа в группах по решению проблемных задач | 8 | |
4) Лекция со стопами | Теория возникновения - оформления идеи права в юридические документы – ЭОР №1 | Объяснение задания на основе ЭОР и материала учебника, демонстрация ЭОР, беседа по итогам выполнения задания | Запись основных вех истории на основе информации, полученной из ЭОР и учебника | 6 | |
5) Работа с документами - Конституция РФ, Декларация прав ребёнка, Конвенция прав ребёнка | Знакомство с Конституции РФ, с основными конституционными правами, привести пример реализации прав | Объяснение на основе наглядных пособий, ЭОР и материала учебника, демонстрация ЭОР | Запись основных понятийна основе информации, полученной из ЭОР и учебника | 6 | |
3 | Закрепление изученного материала | 1) Всегда ли записанные в Конституции права исполняются? Какие условия необходимы для соблюдения прав в реальной жизни? – (проведение дискуссии) 2) Тестирование - тренинг в применении изучения изученных знаний с целью их закрепления и углубления | Проведение проблемной дискуссии на основе материалов ЭОР Тестирование с применением ЭОР | Знакомство с текстами в группах, участие в проблемной дискуссии Выполнение заданий | 10 |
4 | Подведение итогов урока, домашнее задание | Формулировка итогов урока, домашнего задания | Запись в тетрадь | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материал к уроку "Электромагнитные колебания.История открытия." 11 класс .профильный курс.Лекция с использованием презентации.
Материал может быть использован для проведения урока физики в 11 классе.Практическое использование электрических колебаний для создания первого радиопередатчика ,история исследования ученых разных стр...
Презентация урока по праву "Права человека: понятие, сущность, структура" для 10 класса (профильный курс)
Презентация урока по праву "Права человека: понятие, сущность, структура" для 10 класса (профильный курс)...
урок по правам "Права маленького гражданина"
методическая разработка для педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов...
Разработка урока: "Экологическое право. Право человека на благоприятную окружающую среду".
В разработке урока большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, о необходимости научиться разбираться в экологической ситуации, сложившейся в своем городе, районе, критичес...
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила» УМК Ю.А. Комаровой, И.В.Ларионовой, К.Гренджер Английский язык для 5 класса общеобразовательных учреждений
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила»...
Урок-лабиринт «Правило правой руки. Что такое совесть»(Материалы к уроку)
Урок ""Правило правой руки. Что такое совесть" проходит в рамках недели "Возвращение к истокам", приуроченной к Дню православной книги. Урок адресован старшеклассникам. Одна и...
Права человека: понятие, сущность, структура
Презентация к 1-му уроку по теме "Право и личность" Право 10 класс...