Презентация "Реформы Петра I"
презентация к уроку по праву (7 класс) по теме

Свириденко Вячеслав Иванович

 

При вступлении на царство Пётр получил в распоряжение постоянное стрелецкое войско, склонное к анархии и мятежам, не способное сражаться с западными армиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon reformy_petra_i.ppt485.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реформы Петра I Подготовил воспитатель Свириденко В.И. МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района Белгородской области

Слайд 2

Реформы армии и флота При вступлении на царство Пётр получил в распоряжение постоянное стрелецкое войско, склонное к анархии и мятежам, не способное сражаться с западными армиями. Преображенский и Семёновский полки , выросшие из детских потех юного царя, стали первыми полками новой российской армии, построенной с помощью иностранцев по европейскому образцу. Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700 — 1721 годов . Готовясь к войне со Швецией , Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 27 пехотных полков и два драгунских . В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута , холостого парня в возрасте от 15 до 20 лет. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов. Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия . В 1716 году был издан Воинский Устав , строго определявший службу, права и обязанности военных. В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было.

Слайд 3

Церковная реформа Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской иерархии Императору. В 1700 году , после смерти патриарха Адриана , Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского , получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха». Для управления имуществом патриаршего и архирейских домов, а также монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным , который вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений. В 1701 вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта. Наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г. В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент , составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому царя малороссу Феофану Прокоповичу . В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству. В России было упразднено патриаршество и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод , который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподданическую присягу при вступлении в должность. Военное время стимулировало изъятие ценностей из монастырских хранилищ. Пётр не пошёл на полную секуляризацию церковно-монастырских владений, которая была осуществлена значительно позже, в начале царствования Екатерины II .

Слайд 4

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ Роспись чинов 24 января 1722 г., Табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новоучрежденные должности - все с иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов: 6 обер-офицерских чинов - от прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного советника в гражданской службе; 5 штаб-офицерских - от майора до бригадира в армии и от коллежского асессора до статского советника в гражданской службе; 3 генеральских - от генерал-майора до фельдмаршала в армии и от действительного статского советника до действительно- го тайного советника в гражданской службе. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к та- бели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения: людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут "и за оные характера не получат". Потомки русских и иностранцев, зачисленные по этой табели в первые 8 рангов, причислялись к "лучшему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах, хотя б они низкой породы бы- ли". Благодаря тому, что служба всем открывала доступ к дворянству, изменился генеалогический состав сословия.

Слайд 5

Финансовая реформа Азовские походы , а затем и Северная война 1700 - 1721 годов требовали огромных средств, на сбор которых и были направлены финансовые реформы. На первом этапе всё сводилось к поиску новых источников средств. К традиционным таможенным и кабацким поборам добавлялись сборы и выгоды от монополизации продажи отдельных товаров, косвенных налогов обязательное использование гербовой бумаги, чеканка монет меньшего веса. В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться не ½ деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах. Тогда же был отменен и неразменный рубль, бывший с XV века условной денежной единицей, приравненной к 68 граммам чистого серебра и использовавшейся в качестве эталона при обменных операциях. Важнейшей мерой в ходе финансовой реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего до этого подворного обложения. В 1710 году была проведена «подворная» перепись, показавшая уменьшение количества дворов. Одной из причин такого уменьшения было то, что с целью уменьшения налогов несколько дворов обносили одним плетнем, и делали одни ворота. В силу указанных недостатков было принято решение о переходе к подушной подати. В 1718 - 1724 годах была проведена повторная перепись населения параллельно с ревизией населения, начавшейся в 1722 году . На основе полученных данных правительство разделило на численность населения количество денег, необходимых для содержания армии и флота. В результате был определён размер подушной подати: крепостные помещиков платили государству 74 копейки, государственные крестьяне -1 рубль 14 копеек, городское население - 1 рубль 20 копеек. Облагались податью только мужчины, независимо от возраста. Дворянство, духовенство, а также солдаты и казаки от подушной подати освобождались. Душа была счётной - между ревизиями умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались, в результате налоговая нагрузка распределялась неравномерно. В результате податной реформы был значительно увеличен размер казны за счёт распространения налогового бремени не только на крестьянство, но и на их помещиков. Если в 1710 году доходы простирались до 3 134 000 руб.; то в 1725 году их было 10 186 707 руб.

Слайд 6

Областная реформа В 1708 — 1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами , наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую , Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую , Смоленскую , Азовскую , Казанскую , Архангелогородскую и Сибирскую . Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния. Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли , объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание. В 1719 — 1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли . Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами , а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами , назначаемыми Камер-коллегией . В ведении губернатора остались только военные и судебные дела. В результате реформ государственного управления закончилось оформление абсолютной монархии , а также бюрократической системы, на которую опирался император.

Слайд 7

Образование Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные « детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии ». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721. По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу. Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась, но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Люблю тебя, Петра творенье" Творческое выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1»

Выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1» на тему "Люблю тебя, Петра творенье". Сопровождается презентацией...

Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))

Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))...

Презентация «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого «Петр I»

Данная презентация поможет показать становление личности в эпохе; возрастание роли отдельного человека в истории; дать художественный анализ образа Петра Первого....

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...

Сравнительная характеристика Петра Первого и Василия Голицына (по роману Алексея Толстого «Петр Первый»)

Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя....

Внеклассное мероприятие "О, Первый Петр! Во всем ты первый, " «345 лет Петру Великому»

Внеклассное мероприятие "О, Первый Петр! Во всем ты первый, "-посвящено 345 летию Петра Великого. "О, Первый Петр! Во всем ты первый, " Цели внеклассного мероприятия • расширять кругозор учащихся...

Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый ".

Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый "....