УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право;
учебно-методический материал по праву (8 класс) по теме
курс прелагается для преподавания в основной школе.
он содержит пояснительную записку, программу курса, технологическую карту, методические рекомендации учителю, глоссарий, хрестоматию, рабочую тетрадь для учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._poyasn._zap.docx | 24.2 КБ |
2._programma.docx | 14.16 КБ |
3._tekhnol._karta.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
| Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа №2
адрес МБОУ: 347510, Ростовская область, Орловский р-н,
пос. Орловский, пер. Первой Конной Армии, 41
телефон 8 863 75 31 994
УМК
«ШКОЛЬНИКАМ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ –
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
РАЗДЕЛ – ПРАВО
17 ЧАСОВ
Выполнила Алещенко Тамара Михайловна
учитель истории и обществознания
пос. Орловский
2012г.
Пояснительная записка
УМК «Школьникам о правах ребенка» направлен на изучение международного и российского законодательства и судебной практики в вопросах правового регулирования прав ребенка и связью этих прав с повседневной жизнью детей. Обучение школьников их правам является важной составляющей гражданского образования. В ХХ столетии цивилизованный мир от признания прав человека пришел к признанию прав ребенка как естественной нормы человеческого общежития
Тема УМК актуальна, т.к. вопросы защиты прав ребенка в Российской Федерации постоянно выходят на первый план – мы часто слышим о нарушениях прав ребенка в семье, в школах, в иностранных семьях, усыновивших российских детей.… Почему это происходит? Быть может, причина в незнании этих прав? Но наивно полагать, что получение знаний о правах ребенка автоматически приведет к их полной реализации. Однако без этих знаний, без осознания их ценности, без сформированных установок на недопустимость нарушения прав ребенка общество не добьется своей цели – защитить ребенка. Курс призван познакомить школьников с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также школьники познакомятся с информацией о том, где они могут получить поддержку и помощь в случае нарушения их прав. Актуальность темы подтверждается вниманием к ней Российского государства (политика в сфере защиты детей приобрела статус приоритетной) и мерами, предпринимаемыми государством в направлении повышения уровня жизни детей и их правовой защищённости.
Курс предлагается для преподавания в основной школе.
Рабочая программа элективного курса конкретизирует содержание предметной темы «Право» образовательного стандарта в курсе обществознания, предлагается 17 учебных часов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Основным источником теоритического материала УМК являются лекции по выделенным темам. Назначение лекции не только обеспечить теоретическую основу обучения, но и развить интерес к учебной деятельности, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Лекции соответствуют учебной программе УМК «Школьникам о правах ребенка».
В структуру УМК входят практикумы. Они содержат комплекс заданий, упражнений, игр, способствующих развитию практических умений и навыков. Практикум позволяет школьникам лучше усвоить, систематизировать и закрепить пройденный материал, приобрести умения и практические навыки, обучиться способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. На эту работу учащихся отводится значительная часть учебного времени. Как на уроке, так и в качестве домашнего задания.
В ходе реализации УМК используются различные формы организации учебного процесса: практическое занятие, решение задач, упражнения, защита проектов учащихся – все это направлено на закрепление теоретических знаний.
Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- извлечение социальной информации из разнообразных, в первую очередь из правовых источников и ее осмысление;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации по теме «права ребенка»;
- формулирование собственных оценочных суждений о состоянии дел с правами ребенка в современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и жизненной рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по теме «права ребенка»;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
Цель УМК:
- на основе изучения и анализа международных, государственных и региональных документов по правам ребенка создать у школьников теоретическую и практическую основу для отстаивания своих прав в современном обществе.
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политико-правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний о правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В достижении поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Познакомить школьников с историей развития международного законодательства в области защиты прав ребенка;
2. Дать понятие прав ребенка в системе международного права;
3. Изучить законодательное закрепление личных, социальных, политических прав ребенка, а так же прав ребенка в условиях экстремальной ситуации;
4. Рассмотреть вопрос о реализации норм защиты прав ребенка в Российской Федерации, выявить проблемы в этой области и сконструировать пути их решения.
Нормативной основой УМК стали:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного и полного (среднего) образования,
- Всеобщая декларация прав человека,
- Декларация прав ребенка,
- Конвенция о правах ребенка, иные международные нормативно-правовые акты,
- Конституция РФ,
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иное федеральное законодательство РФ, законодательство субъектов РФ,
- практика Европейского суда по правам человека, практика российских судов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
В результате изучения курса ученик должен
Знать/понимать
- свое место и роль в системе общественных отношений;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность правовых норм, гарантирующих защиту прав ребенка;
Уметь:
- характеризовать основные права ребенка, выделяя их существенные признаки;
- анализировать актуальную информацию о правах ребенка, выявляя ее суть и содержание;
Объяснять:
- причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов в области прав ребенка;
- Раскрывать на примерах общественной жизни изученные теоретические положения;
- осуществлять поиск социальной информации из различных источников; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по теме курса; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по проблемам в области прав ребенка;
- подготовить устное выступление, творческую работу по проблематике в области прав ребенка;
- применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным проблемам в области прав ребенка;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- реализации и защиты прав человека и гражданина, прав ребенка, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
Предварительный просмотр:
Введение
Права человека
Понятие «права человека». Классификация прав человека. Всеобщая декларация прав человека. Ограничение прав человека. Права и обязанности. Личные (гражданские) права. Политические права. Экономические и социальные права. Права человека в России.
Права ребенка.
Отличие прав ребенка от прав взрослых.
Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция «О правах ребенка» ООН.
Закрепление в российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка. Законы, регулирующие права детей в России: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральный закон об образовании, Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Права человека в школе. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса. Основные нарушения прав ребенка в школе. Возможности обеспечения прав человека в деятельности ОУ.
Права ребенка в семье. Семейное законодательство о правах ребенка. Право знать своих родителей. Право на заботу родителей. Право на воспитание своими родителями. Право выражать свое мнение. Право на фамилию, имя, отчество. Имущественные права.
Ребёнок и труд. Регулирование труда работников в возрасте до 18 лет. Правовая охрана труда несовершеннолетних
Защита прав ребенка. Институт Уполномоченного по защите прав ребёнка.
Ребенок и правоохранительные органы: прокуратура, органы внутренних дел, органы опеки и попечительства.
Международная защита прав детей: Международная организация труда (МОТ); Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Международный Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ); Фонд ООН по народонаселению; Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
тема | № п/п | Проблемы | Форма работы |
Введение 1 час | 1 | Вводный урок. Назначение курса. | Беседа |
Права человека 6 часов | 2 | Права человека для детей | Игра+беседа
|
3 | Права человека. Понятие «права человека». Классификация прав человека. Всеобщая декларация прав человека. | Лекция +беседа | |
4 | Ограничение прав человека. Права и обязанности. Личные (гражданские) права. Политические права. Экономические и социальные права. Права человека в России. | Лекция с элементами беседы. | |
5 | Классификация прав человека. | Лабораторная работа | |
6 | Актуализация знаний по теме «Права человека» | Практикум | |
Права ребенка | 7 | Отличие прав ребенка от прав взрослых. Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция «О правах ребенка» ООН. | Беседы+ практикум
|
8 | Категории прав в Конвенции о правах ребенка. | Практикум | |
9 | «Законы про тебя» | ||
10 | Шкала прав ребенка. | Практикум +игра | |
11 | Твои права заканчиваются там, где начинаются права другого или «как мне поступить?» | Практикум + игра | |
12 | Права на выживание: потребности и желания. | Игра +лекция | |
13 | Право на развитие | Практикум+ игра | |
14 | Ребенок и школа: права человека в школе. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса. Основные нарушения прав ребенка в школе. Возможности обеспечения прав ребенка в деятельности ОУ. | Беседа + Онлайн-урок | |
15 | Ребенок в семье: Семейное законодательство о правах ребенка. Право знать своих родителей. Право на заботу родителей. Право на воспитание своими родителями. Право выражать свое мнение. Право на фамилию, имя, отчество. Имущественные права. | Беседа + Онлайн-урок | |
16 | Ребёнок и труд: проблемы детского труда. | Игра+ онлайн-урок | |
17 | Международная защита прав детей. Защита прав детей в России. Институт уполномоченного по правам ребенка. | Лекция+ практикум |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право; 17 часов
курс знакомит учащихся с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также содержит информацию о том, где они могут получить поддержку в случае нарушения их прав. в его ...
УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право; 17 часов
курс знакомит учащихся с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также содержит информацию о том, где они могут получить поддержку в случае нарушения их прав. в его ...
УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право;
элективный курс для 8-9 классов; содержит Программу курса, методические рекомендации учителю, Рабочую тетрадь для учащихся, глоссарий, хрестоматийный материал....
Родительское собрание «Закон Ярославской области о гарантиях прав ребенка»
Родительское собрание по теме: «Закон Ярославской области о гарантиях прав ребенка» Проблема, которой посвящено собрание, является актуальной, поскольку речь идет о безопасности наших детей ...
Тест по обществознанию. Раздел «Право». 7 класс.
Тесты предназначены для проверки знаний учащихся как тренировочные или контрольные по теме: "Право" в 7 классе....
Тест по обществознанию раздел "Право" на базе открытого банка ФИПИ
Данный тест по обществознанию предназначен для проверки знаний учащихся по разделу "Право". Данный тест составлен на основе заданий к ЕГЭ из открытого банка заданий по обществознанию ФИПИ. Т...
Ответы на задания ФИПИ к ЕГЭ Обществознание (раздел "Право")
Данный материал представляет собой переработанные в формат Word (для удобства распечатывания) задания открытого банка заданий ФИПИ к ЕГЭ по обществознанию (раздел "Право") и ответы на эти за...