Родительское собрание «Закон Ярославской области о гарантиях прав ребенка»
методическая разработка (9 класс) на тему

Астафьева Алина Сергеевна

Родительское собрание по теме:

 

«Закон Ярославской области о гарантиях прав ребенка»

 

Проблема, которой посвящено собрание, является актуальной, поскольку речь идет о безопасности наших детей – безопасности физической, нравственной, интеллектуальной.

В ходе собрания его участники смогут:

1) познакомиться с содержанием  «Закона Ярославской области о гарантиях прав ребенка»;

2) обсудить необходимость и эффективность предлагаемых мер;

3)  узнать, что думают дети о законе;

 

4) оценить значимость и важность правомерного поведения детей и взрослых.

Собрание предусматривает интерактивные формы взаимодействия классного руководителя и родителей. Материалы могут быть использованы для работы школьного психолога, социального работника или классного руководителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod._sobr._po_pravam_rebenka.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Астафьева А.С.,

                                              учитель  истории и права  МОУ СОШ № 49,

        г. Ярославль

Родительское собрание по теме:

«Закон Ярославской области о гарантиях прав ребенка»

                                                                                        Незнание закона не освобождает от ответственности.

Подготовка к собранию:

1) Н а классном часе, который предшествует родительскому собранию, учитель предлагает ребятам на листах формата А4 фломастерами написать свое мнение-резюме (1-2 предложения) по поводу ограничения передвижения подростков в ночное время. Эта работа выполняется анонимно, индивидуально или в микро-группах. Учитель вывешивает эти материалы на доске.

2) Все родители должны быть обеспечены текстом  «Закона о гарантиях прав ребенка» (или извлечениями).

План собрания:

  1. Мотивация, актуальность темы.
  2. Работа с текстом Закона.
  3. Дискуссия.
  4. Рефлексия, выводы.

Ожидаемые результаты:

В ходе собрания его участники смогут:

1) познакомиться с содержанием  «Закона Ярославской области о гарантиях прав ребенка»;

2) обсудить необходимость и эффективность предлагаемых мер;

3)  узнать, что думают дети о законе;

4) оценить значимость и важность правомерного поведения детей и взрослых.

Ход собрания

  1. Мотивация 

-   Уважаемые мамы и папы!

Проблема, которой мы посвятим сегодняшнее собрание, является не просто актуальной, но жизненноважной для всех нас, поскольку речь пойдет о безопасности наших детей – безопасности физической, нравственной, интеллектуальной.

В последние десятилетия представителями мировой общественности, политиками, правозащитниками были предприняты значительные усилия по защите детства, развитию системы прав и свобод ребенка. Важнейшим достижением в этой области стала разработка и утверждение Конвенции о правах ребенка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН  20 ноября 1989 г.

Сегодня правам ребенка посвящено немало статей Конституции РФ, Семейного и Гражданского Кодексов, различных федеральных законов (например, «Закон об образовании»), локальных нормативных актов.

Вопросы родителям:

 -- Почему, на ваш взгляд, требуется особое внимание к несовершеннолетним?

 -- Должен ли ребенок иметь какие-то особые права или привилегии по сравнению со взрослыми?

В действительности следует напомнить, что ребенок имеет точно такие же права как и взрослый, проблема заключается в их реализации: в силу своих физических и психических особенностей дети не могут адекватно оценить ситуацию, самостоятельно защитить себя. Поэтому абсолютное большинство нормативных документов о несовершеннолетних, хотя и раскрывают их права и обязанности, но адресованы прежде всего взрослым, которые обязаны встать на защиту ребенка, обеспечить условия для его развития.

Сегодня мы должны познакомиться с новым законом, который делает очередную попытку на государственном уровне ввести дополнительные меры по защите основных прав и свобод ребенка.

Закон Ярославской области «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области» был принят областной Думой 29 сентября 2009 года и вступил в действие с 1 января 2010 года.

Обращаем внимание на то, что Закон предусматривает регулирование отдельных направлений государственной политики в интересах детей, среди которых важнейшее место занимает вопрос защиты детей от негативных факторов.

    Причины принятия Закона:

  Учитель обращается к личному опыту родителей:

--  Вспомните ваше собственное детство, оцените уровень своей безопасности, существовавшие угрозы вашему физическому или нравственному развитию?

--  Сравните с современной ситуацией: как изменились условия существования наших детей, каковы причины этих трансформаций?

--  Какие основные опасности (угрозы, негативные факторы) подстерегают современного ребенка?

--  Кто должен, на ваш взгляд, взять на себя основную ответственность за обеспечение безопасности ребенка: государство, семья, школа?

  1. Работа с текстом Закона.

1) Прежде всего родителям следует напомнить, какие государственные органы  обеспечивают защиту прав несовершеннолетних (Статья 3)

  • Правительство Ярославской области;
  • Органы исполнительной власти;
  • Органы опеки и попечительства;
  • Органы внутренних дел;
  • Комиссии по делам несовершеннолетних
  • Иные учреждения, которые создаются по мере необходимости

Кроме того, в реализации деятельности по обеспечению прав  ребенка могут участвовать органы местного самоуправления и общественные организации.

2) По содержанию в Законе можно условно выделить три основных направления государственной политики в интересах детей.

        

Направления государственной политики

Меры по обеспечению гарантий прав детей

I. Защита детей от негативных факторов

- Запрет на распространение продукции, не рекомендуемой несовершеннолетним;

- Запрет  нахождения детей до 16 лет без сопровождения в ночное время в общественных местах;

- Запрет на пребывание в местах, которые негативно влияют на развитие ребенка.

II. Организация отдыха, оздоровления и занятости детей

- Организация деятельности лагерей, санаториев, оздоровительных центров;    

- Содействие трудоустройству детей от 14 до 18 лет;

- Проведение культурно-досуговых мероприятий и т.д.

III. Поддержка одаренных детей

- Поощрение одаренных детей и их наставников;

- Повышение квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми и др.

Если второе и третье направление деятельности государства относится прежде всего к специалистам, работающим с детьми, то первый вопрос касается широкой общественности и особенно родителей.

3) Далее родителям предлагается ознакомиться с текстом ст. 7 и ст. 8 Закона.

Необходимые понятия:

ночное время - с 22 до 6 часов местного времени, в период с 1 июня по 31 августа (школьные каникулы) – время с 23 до 6 часов местного времени

сопровождающие – родители (лица, их заменяющие) или лица, осуществляющие мероприятия с участием детей.

- Найдите в тексте, что входит в понятие «общественные места»? Является ли, на ваш взгляд, перечень объектов исчерпывающим? Какие объекты следовало бы внести дополнительно или, напротив, исключить?

       Обращается внимание, что ст.7 касается только подростков до 16 лет, а вот ст. 8 включает уже всех несовершеннолетних.

 - Почему законодатели сделали список «вредных» мест открытым?

         В соответствии со ст. 9-10 Закона специальные экспертные комиссии будут по ситуации определять атмосферу того или иного заведения и включать их в реестр. Данный список будет размещен в СМИ и Интернете.

4) Особое место в Законе отводится процедуре обнаружения и доставления ребенка.

Предлагается ознакомиться со ст.12-13 Закона.

- На кого возлагается обязанность информировать об обнаружении ребенка в недопустимых местах? Кто и как доставляет ребенка?

- Как вы поняли, кто и как будет отвечать при обнаружении ребенка?

           В соответствии с текстом Закона очевидно, что за нарушение основных положений к ответственности будут привлекаться родители и владельцы заведений, на территории которых обнаружены подростки. Соответствующие изменения будут внесены (до 1 января 2010 года) в административное законодательство, на сегодняшний день предварительно установлены следующие размеры штрафных санкций: для родителей, дети которых впервые были обнаружены без сопровождения, от 100 до 300 рублей, при повторном нарушении штраф увеличивается до3000 рублей; для владельцев коммерческих заведений на первый раз штраф составит от 500 до 5000 рублей, при следующем обнаружении до 20 тыс. рублей.

III.      Дискуссия.

Учитель отмечает, что именно седьмая и восьмая статьи Закона вызвали наиболее острые дискуссии в обществе и предлагает родителям высказаться о целесообразности и эффективности предложенных мер. Можно предложить организовать голосование «ногами»: родители в зависимости от их позиции пересаживаются на соответствующий ряд. Следует дать возможность выступить как противникам, так и сторонникам ограничения ночного передвижения, открытый обмен мнениями в любом случае даст дополнительную информацию для размышлений, позволит объективно оценить данный механизм.

Для сравнения обращается внимание родителей на мнения самих детей, расположенные на доске.

В ходе обсуждения не следует увлекаться какими-то исключительными примерами (казусами), поскольку процедурные механизмы находятся в стадии утверждения в соответствующих органах. Предназначение любого Закона - рассматривать наиболее общие, типичные ситуации, поэтому не исключено появление дополнительных комментариев или поправок, которые трудно спрогнозировать заранее.

 IV.       Рефлексия, выводы.

В качестве завершения, не зависимо от позиции родителей, учитель предлагает задуматься и ответить (открыто или анонимно), кому и почему придется в связи с новым Законом пересмотреть свой семейный режим, образ жизни? (Эта информация потребуется классному руководителю для дальнейшей разъяснительной работы с учащимися.)

Учителю следует объяснить, что  при подготовке законопроекта использовался опыт европейских стран, других субъектов РФ, где уже действуют подобные нормы, наблюдается снижение уровня преступности и безнадзорности несовершеннолетних.

Не вызывает сомнений, что государство, обеспокоенное ситуацией в подростковой среде, ведет поиск оптимальных мер для обеспечения безопасности и развития будущих граждан. Речь идет о наших детях, наших сыновьях и дочерях, их здоровье, культуре, нравственности, поэтому вывод очевиден: результат может быть достигнут только во взаимодействии и взаимной ответственности государства и семьи.

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Р1

Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ....

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»...

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических усл...

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ...

Закон о гарантиях прав ребенка

Закон о гарантиях прав ребенка...