Родительское собрание «Закон Ярославской области о гарантиях прав ребенка»
методическая разработка (9 класс) на тему
Родительское собрание по теме:
«Закон Ярославской области о гарантиях прав ребенка»
Проблема, которой посвящено собрание, является актуальной, поскольку речь идет о безопасности наших детей – безопасности физической, нравственной, интеллектуальной.
В ходе собрания его участники смогут:
1) познакомиться с содержанием «Закона Ярославской области о гарантиях прав ребенка»;
2) обсудить необходимость и эффективность предлагаемых мер;
3) узнать, что думают дети о законе;
4) оценить значимость и важность правомерного поведения детей и взрослых.
Собрание предусматривает интерактивные формы взаимодействия классного руководителя и родителей. Материалы могут быть использованы для работы школьного психолога, социального работника или классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod._sobr._po_pravam_rebenka.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Астафьева А.С.,
учитель истории и права МОУ СОШ № 49,
г. Ярославль
Родительское собрание по теме:
«Закон Ярославской области о гарантиях прав ребенка»
Незнание закона не освобождает от ответственности.
Подготовка к собранию:
1) Н а классном часе, который предшествует родительскому собранию, учитель предлагает ребятам на листах формата А4 фломастерами написать свое мнение-резюме (1-2 предложения) по поводу ограничения передвижения подростков в ночное время. Эта работа выполняется анонимно, индивидуально или в микро-группах. Учитель вывешивает эти материалы на доске.
2) Все родители должны быть обеспечены текстом «Закона о гарантиях прав ребенка» (или извлечениями).
План собрания:
- Мотивация, актуальность темы.
- Работа с текстом Закона.
- Дискуссия.
- Рефлексия, выводы.
Ожидаемые результаты:
В ходе собрания его участники смогут:
1) познакомиться с содержанием «Закона Ярославской области о гарантиях прав ребенка»;
2) обсудить необходимость и эффективность предлагаемых мер;
3) узнать, что думают дети о законе;
4) оценить значимость и важность правомерного поведения детей и взрослых.
Ход собрания
- Мотивация
- Уважаемые мамы и папы!
Проблема, которой мы посвятим сегодняшнее собрание, является не просто актуальной, но жизненноважной для всех нас, поскольку речь пойдет о безопасности наших детей – безопасности физической, нравственной, интеллектуальной.
В последние десятилетия представителями мировой общественности, политиками, правозащитниками были предприняты значительные усилия по защите детства, развитию системы прав и свобод ребенка. Важнейшим достижением в этой области стала разработка и утверждение Конвенции о правах ребенка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
Сегодня правам ребенка посвящено немало статей Конституции РФ, Семейного и Гражданского Кодексов, различных федеральных законов (например, «Закон об образовании»), локальных нормативных актов.
Вопросы родителям:
-- Почему, на ваш взгляд, требуется особое внимание к несовершеннолетним?
-- Должен ли ребенок иметь какие-то особые права или привилегии по сравнению со взрослыми?
В действительности следует напомнить, что ребенок имеет точно такие же права как и взрослый, проблема заключается в их реализации: в силу своих физических и психических особенностей дети не могут адекватно оценить ситуацию, самостоятельно защитить себя. Поэтому абсолютное большинство нормативных документов о несовершеннолетних, хотя и раскрывают их права и обязанности, но адресованы прежде всего взрослым, которые обязаны встать на защиту ребенка, обеспечить условия для его развития.
Сегодня мы должны познакомиться с новым законом, который делает очередную попытку на государственном уровне ввести дополнительные меры по защите основных прав и свобод ребенка.
Закон Ярославской области «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области» был принят областной Думой 29 сентября 2009 года и вступил в действие с 1 января 2010 года.
Обращаем внимание на то, что Закон предусматривает регулирование отдельных направлений государственной политики в интересах детей, среди которых важнейшее место занимает вопрос защиты детей от негативных факторов.
Причины принятия Закона:
Учитель обращается к личному опыту родителей:
-- Вспомните ваше собственное детство, оцените уровень своей безопасности, существовавшие угрозы вашему физическому или нравственному развитию?
-- Сравните с современной ситуацией: как изменились условия существования наших детей, каковы причины этих трансформаций?
-- Какие основные опасности (угрозы, негативные факторы) подстерегают современного ребенка?
-- Кто должен, на ваш взгляд, взять на себя основную ответственность за обеспечение безопасности ребенка: государство, семья, школа?
- Работа с текстом Закона.
1) Прежде всего родителям следует напомнить, какие государственные органы обеспечивают защиту прав несовершеннолетних (Статья 3)
- Правительство Ярославской области;
- Органы исполнительной власти;
- Органы опеки и попечительства;
- Органы внутренних дел;
- Комиссии по делам несовершеннолетних
- Иные учреждения, которые создаются по мере необходимости
Кроме того, в реализации деятельности по обеспечению прав ребенка могут участвовать органы местного самоуправления и общественные организации.
2) По содержанию в Законе можно условно выделить три основных направления государственной политики в интересах детей.
Направления государственной политики | Меры по обеспечению гарантий прав детей |
I. Защита детей от негативных факторов | - Запрет на распространение продукции, не рекомендуемой несовершеннолетним; - Запрет нахождения детей до 16 лет без сопровождения в ночное время в общественных местах; - Запрет на пребывание в местах, которые негативно влияют на развитие ребенка. |
II. Организация отдыха, оздоровления и занятости детей | - Организация деятельности лагерей, санаториев, оздоровительных центров; - Содействие трудоустройству детей от 14 до 18 лет; - Проведение культурно-досуговых мероприятий и т.д. |
III. Поддержка одаренных детей | - Поощрение одаренных детей и их наставников; - Повышение квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми и др. |
Если второе и третье направление деятельности государства относится прежде всего к специалистам, работающим с детьми, то первый вопрос касается широкой общественности и особенно родителей.
3) Далее родителям предлагается ознакомиться с текстом ст. 7 и ст. 8 Закона.
Необходимые понятия:
ночное время - с 22 до 6 часов местного времени, в период с 1 июня по 31 августа (школьные каникулы) – время с 23 до 6 часов местного времени
сопровождающие – родители (лица, их заменяющие) или лица, осуществляющие мероприятия с участием детей.
- Найдите в тексте, что входит в понятие «общественные места»? Является ли, на ваш взгляд, перечень объектов исчерпывающим? Какие объекты следовало бы внести дополнительно или, напротив, исключить?
Обращается внимание, что ст.7 касается только подростков до 16 лет, а вот ст. 8 включает уже всех несовершеннолетних.
- Почему законодатели сделали список «вредных» мест открытым?
В соответствии со ст. 9-10 Закона специальные экспертные комиссии будут по ситуации определять атмосферу того или иного заведения и включать их в реестр. Данный список будет размещен в СМИ и Интернете.
4) Особое место в Законе отводится процедуре обнаружения и доставления ребенка.
Предлагается ознакомиться со ст.12-13 Закона.
- На кого возлагается обязанность информировать об обнаружении ребенка в недопустимых местах? Кто и как доставляет ребенка?
- Как вы поняли, кто и как будет отвечать при обнаружении ребенка?
В соответствии с текстом Закона очевидно, что за нарушение основных положений к ответственности будут привлекаться родители и владельцы заведений, на территории которых обнаружены подростки. Соответствующие изменения будут внесены (до 1 января 2010 года) в административное законодательство, на сегодняшний день предварительно установлены следующие размеры штрафных санкций: для родителей, дети которых впервые были обнаружены без сопровождения, от 100 до 300 рублей, при повторном нарушении штраф увеличивается до3000 рублей; для владельцев коммерческих заведений на первый раз штраф составит от 500 до 5000 рублей, при следующем обнаружении до 20 тыс. рублей.
III. Дискуссия.
Учитель отмечает, что именно седьмая и восьмая статьи Закона вызвали наиболее острые дискуссии в обществе и предлагает родителям высказаться о целесообразности и эффективности предложенных мер. Можно предложить организовать голосование «ногами»: родители в зависимости от их позиции пересаживаются на соответствующий ряд. Следует дать возможность выступить как противникам, так и сторонникам ограничения ночного передвижения, открытый обмен мнениями в любом случае даст дополнительную информацию для размышлений, позволит объективно оценить данный механизм.
Для сравнения обращается внимание родителей на мнения самих детей, расположенные на доске.
В ходе обсуждения не следует увлекаться какими-то исключительными примерами (казусами), поскольку процедурные механизмы находятся в стадии утверждения в соответствующих органах. Предназначение любого Закона - рассматривать наиболее общие, типичные ситуации, поэтому не исключено появление дополнительных комментариев или поправок, которые трудно спрогнозировать заранее.
IV. Рефлексия, выводы.
В качестве завершения, не зависимо от позиции родителей, учитель предлагает задуматься и ответить (открыто или анонимно), кому и почему придется в связи с новым Законом пересмотреть свой семейный режим, образ жизни? (Эта информация потребуется классному руководителю для дальнейшей разъяснительной работы с учащимися.)
Учителю следует объяснить, что при подготовке законопроекта использовался опыт европейских стран, других субъектов РФ, где уже действуют подобные нормы, наблюдается снижение уровня преступности и безнадзорности несовершеннолетних.
Не вызывает сомнений, что государство, обеспокоенное ситуацией в подростковой среде, ведет поиск оптимальных мер для обеспечения безопасности и развития будущих граждан. Речь идет о наших детях, наших сыновьях и дочерях, их здоровье, культуре, нравственности, поэтому вывод очевиден: результат может быть достигнут только во взаимодействии и взаимной ответственности государства и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Закон об основных гарантиях прав ребёнка в РФ....
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Р1
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ....
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»...
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических усл...
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ...
Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"
Федеральный закон РФ...
Закон о гарантиях прав ребенка
Закон о гарантиях прав ребенка...