КТП по праву базовый уровень 10 класс
рабочая программа по праву (10 класс) по теме
Рабочая программа по праву для 10 класса базовый уровень. программа расчитана на 35 часов. Используемый учебник Никитин А.Ф. 2009 год издания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_pravu_10_kl._35_ch._usoversh._pech.doc | 235.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ПРАВО»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
для 10 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по праву для 10 класса для базового уровня (далее – Рабочая программа) составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО и Н РФ № 1089 от 5.03.2004 г.), Примерной программы среднего (полного) общего образования по праву (М.: Дрофа, 2008 г.) и типовой программы по праву (базового уровня) для 10 классов общеобразовательных учреждений А.Ф.Никитина (2008 года) с использованием рабочих программ по обществознанию, экономике и праву для 10-11 классов общеобразовательных учреждений автора-составителя Т.А. Корневой (2009 года).
Курс права в 10 классе рассчитан на 35 часов (по 1 часу в неделю).
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.
Важно отметить логическую связь права не только непосредственно с обществознанием, но и с остальными дисциплинами, когда на уроках необходимо опираться и привлекать знания учащихся по истории, географии, математике и по другим учебным предметам.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, вариантные работы, обобщающие уроки.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Никитин А.Ф. Право. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. учреждений. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010) и методическое пособие для учителя (Никитин А.Ф. Программа курса права для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008).
Цель программы обучения: освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции
Задачи программы обучения:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Содержание программы учебного курса «Право» для 10 класса:
I четверть:
Раздел 1. Система мирового и российского права (11 часов).
Часть 1. Вопросы теории государства и права (5 часов).
Тема 1. Право в системе социальных норм. Правовое государство (1 час). Право, правовая норма. Элементы системы права. Правовая норма и ее структура. Виды правовой нормы. Правовое государство. Признаки правового государства.
Тема 2. Система права (1 час). Право, мораль, их взаимосвязь, сходство и различия. Как соотносятся право и религия. Соотношение права и политики. Влияние права на экономику. Связь права и культуры.
Тема 3. Законы (1 час). Порядок принятия и вступления в силу законов. Верховенство закона в правовом государстве. Законность и правопорядок. Разделение властей.
Тема 4. Законотворческая деятельность. Государство (1 час). Участие граждан в законотворческой деятельности. Осуществление законодательной инициативы и создание законопроекта. Содержание законодательной деятельности Государственной Думы. Действия Совета Федерации и Президента РФ в процессе принятия закона. Понятие «государство». Основные теоретические подходы, существующие в рассмотрении сущности государства. Формы государственного устройства. Формы правления. Политический режим.
Тема 5. Нормативные правовые акты. Российская философия права (1 час). Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Источники права. Теория права. Философия права. Отечественная философия права. Соотношение права и нравственности. Право и верховное благо.
Часть 2. История государства и права (6 часов).
Тема 6. Происхождение государства и права (1 час). Происхождение государства и права. Патриархальная теория, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расовая теория, материалистическая теория и их представители. Право древнего мира. Право средневековой Европы. Кодекс царя Хаммурапи. Законы Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Европейское и римское право. Особенности средневекового права. Взаимоотношения средневекового права и церкви. Великая хартия вольностей. Становление права Нового времени. Основные черты буржуазного права. Всеобщая декларация прав человека. Основное содержание Конституции США.
Тема 7. Развитие права в России в IX - XVIII вв. (1 час). Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в развитии правовой системы. Памятники государственно-правовой мысли Руси -России XI XVIII в.в,: «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Поучение» князя Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г.
Тема 8. Российское право в XIX-начале XX в. (1 час). Политико-правовые воззрения декабристов. Проекты политических и правовых реформ времен правления Александра I. Различия в воззрениях западников и славянофилов на историю российского государства и права.
II четверть:
Тема 9. Советское право в 1917 - 1991 гг. (1 час). Сущность диктатуры пролетариата В.И.Ленина. Революционное правосознание. Нарушения законности в нашей стране в 20-50-е г.г. Конституция 1977 г. Правозащитное, диссидентское движение.
Тема 10. Современное российское право (1 час). Основные цели экономических реформ 90-х гг. в России. Конституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ.
Тема 11. Повторительно-обобщающий урок на тему «Система мирового и российского права» (1 час). Вариантная работа (тестирование).
Раздел 2. Гражданство в Российской Федерации (2 часа).
Тема 12. Понятие гражданства (1 час). Гражданин и гражданство.
Тема 13. Гражданство Российской Федерации. Принципы гражданства (1 час). Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. «Право крови» и «право почвы». Двойное гражданство: выгоды и трудности.
Раздел 3. Основные конституционные права и обязанности граждан в России (11 часов).
Часть 1. Конституционное право (2 часа).
Тема 14. Конституция (1 час). Конституция РФ 1993 г. Виды конституций. Роль конституции как правового документа. Конституционное право. Источники конституционного права. Конституционная система. Символика России. Конституции в России. Общая характеристика Конституции РФ. Первые проекты конституции. Манифест 17 октября 1905 г. Причины проведения конституционной реформы в России. Основы конституционного строя. Основное содержание преамбулы Конституции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви государственной власти в России. Прямое действие Конституции. Федеративное устройство. Федерация. Конфедерация. Унитарное государство. Государственное устройство РФ. Субъекты РФ. Сепаратизм.
Тема 15. Законодательная и исполнительная власть в РФ (1 час). Президент РФ. Процедура вступления Президента в должность. Статус Президента. Полномочия Президента. Основания и процедура отрешения Президента от должности. Роль органов представительной власти в демократических государствах. Парламентаризм. Статус Федерального Собрания РФ. Формирование Совета Федерации и его полномочия. Государственная Дума и ее полномочия. Правительство Российской Федерации. Высший орган исполнительной власти. Состав правительства РФ и его формирование. Прокуратура РФ и ее функции. Местное самоуправление. Роль местного самоуправления в системе власти в России. Способы осуществления гражданами местного самоуправления. Компетенция органов местного самоуправления. Статус органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти.
Часть 2. Права человека (5 часов).
Тема 16. Права и обязанности человека и гражданина. Военная обязанность (1 час). Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. Конституция РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Группы прав, составляющие содержание Всеобщей декларации. Соотношение прав и обязанностей. Соотношение прав человека и прав народов.
III четверть:
Тема 17. Международные договоры о правах человека (1 час). Международный билль о правах. Основное содержание Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Декларация. Конвенция. Пакт. Признание нашей страной приоритета международного права.
Тема 18. Гражданские и политические права (1 час). Содержание статьи 1 Всеобщей декларации прав человека. Значение достоинства для человека. Право человека на жизнь. Рабство в понимании международного права. Декларация о пытках. Презумпция невиновности. Причины вынужденной миграции. Право на свободу совести. Ограничение свободы вероисповедания. Свобода информации. Право на объединение. Политические партии и их значение. Декларация, содержание и значение статьи 21. Эффективность политической жизни и успех в экономической сфере.
Тема 19. Экономические, социальные и культурные права. Право на образование. (1 час). Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Условия для развития личности. Содержание статьи 17 Всеобщей декларации прав человека. Право человека на достойную, благополучную жизнь. Декларация об обязанностях человека. Права ребенка. Конвенция о правах ребенка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего общества в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний.
Тема 20. Право на благоприятную окружающую среду (1 час). Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Экологическое право. Экологическая угроза. Содержание экологического права. Основные направления выхода из экологического кризиса.
Часть 3. Избирательное право (2 часа).
Тема 21. Избирательное право. Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства (1 час). Статус избирателя. Участие гражданина в выборах. Избирательные права граждан. Виды избирательных прав граждан. Принципы избирательной системы. Порядок выборов в России. Законы, определяющие порядок выборов в России. Конституционные принципы, обеспечивающие единство правового пространства в России.
Тема 22. Избирательная система. Избирательный процесс (1 час). Понятие избирательной системы. Избирательный процесс: понятие, принципы. Формы и процедуры избирательного процесса. Процедура выборов. Основные избирательные системы. Особенности пропорциональной системы. Мажоритарная избирательная система. Джерримен-деринг - «перекройка» избирательных округов.
Часть 4. Налоговое право (2 часа).
Тема 23. Права и обязанности налогоплательщика (1 час). Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. Виды налогов. Отношения, регулируемые налоговым правом. Особенности норм налогового права. Налоговый кодекс РФ. Обязанности и права налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Система налоговых органов. Аудит. Прямые налоги. Косвенные налоги. Федеральные, региональные, местные налоги. Система налогов. Налогообложение юридических лиц. Налоги с физических лиц. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Налог на прибыль. Подоходный налог. Налоговые льготы. Декларация о доходах. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Тема 24. Повторительно-обобщающий урок на тему «Гражданство в Российской Федерации. Основные конституционные права и обязанности граждан в России» (1 час). Вариантная работа (тестирование).
Раздел 4. Гражданские правоотношения (11 часов).
Тема 25. Понятие гражданских правоотношений (1 час). Гражданское право. Отношения, регулируемые гражданским правом.
Тема 26. Источники гражданского права (1 час). Источники гражданского права. Особенности гражданского кодекса РФ.
IV четверть:
Тема 27. Физические лица и юридические лица как участники гражданских правоотношений (1 час). Физические лица. Юридические лица. Участники гражданско-правовых отношений.
Тема 28. Организационно-правовые формы юридических лиц (1 час). Организационно-правовые формы юридических лиц. Правовой режим предпринимательской деятельности. Формы создания юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерные общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Некоммерческие организации.
Тема 29. Наследование (1 час). Институт наследования. Способы осуществления наследования по завещанию. Наследование по закону.
Тема 30. Страхование (1 час). Институт страхования. Виды страхования.
Тема 31. Имущественные и личные неимущественные права. Право собственности (1 час). Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Собственность. Социально-экономическое и юридическое содержание понятия «собственность». Правомочия собственника. Формы собственности, закрепленные в Конституции РФ. Предметы собственности гражданина. Возможности защиты права собственности. Прекращение права собственности. Приватизация и ее цели.
Тема 32. Защита имущественных и неимущественных прав (1 час). Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Нематериальные блага. Пути осуществления защиты материальных и нематериальных прав. Основания возникновения внедоговорных обязательств. Причинение вреда.
Тема 33. Споры. Гражданская правоспособность и дееспособность (1 час). Споры и порядок их рассмотрения. Свойства граждан, участвующих в гражданско-правовых отношениях. Гражданская правоспособность и дееспособность. Случаи признания гражданина недееспособным. Ограниченная дееспособность. Полная дееспособность. Эмансипация.
Тема 34. Повторительно-обобщающий урок на тему «Гражданские правоотношения» (1 час). Вариантная работа (тестирование).
Тема 35. Итоговое обобщение по курсу на тему «Право и государство» (1 час). Итоговая вариантная работа (тестирование).
Итого: 35 тем.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
- характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
- объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
- различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- решения правовых задачас(на примерах конкретных ситуаций).
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по предмету «Право» для 10 класса составлено на основе «Сборника нормативных документов. Право. Примерные программы по праву» (М., Дрофа, 2008), типовой программы по праву (базового уровня) для 10 и 11 классов общеобразовательных учреждений А.Ф. Никитина (2008 года), что соответствует примерной программе курса «Право», рекомендованной Министерством образования и науки РФ (приказ МОиН РФ от 09.03.04. № 1312).
Предмет | Класс | Всего коли-чество часов | Коли-чество часов в неделю | Количество | Используемый учебник | ||||
контрольных работ | зачетов | тестовых заданий | практических работ | самостоятельных работ | |||||
Право | 10 А | 35 | 1 | - | - | 4 | - | - | - Никитин А.Ф. Право. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. учреждений. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010 (Рекомендовано МОиН РФ) |
Календарно-тематическое планирование
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Коли-чество часов | Кален- дар- ные сроки | Факти- чес- кие сроки | Планируемые результаты | Контрольно-измери-тельные матери- алы | ||
знания | умения | Общие учебные умения, навыки и способы деятельности | ||||||
I четверть: | ||||||||
Раздел 1. Система мирового и российского права | 11 | |||||||
Часть 1. Вопросы теории государства и права | 5 | |||||||
1 | Право в системе социальных норм. Правовое государство | 1 | Право, правовая норма. Элементы системы права. Правовая норма и ее структура. Виды правовой нормы. Правовое государство. Признаки правового государства. | Указывать виды правовой нормы, элементы системы права. Характеризовать причины скептического отношения некоторых людей к идее правового государства. Характеризовать основные признаки правового государства | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, составить таблицу, схемы, кластер | Составить словарь темы, таблицу «Виды правовой нормы», схему «Элементы системы права». Составить схему «Признаки правового государства», кластер «Право- вое государство» | ||
2 | Система права | 1 | Право, мораль, их взаимосвязь, сходство и различия. Как соотносятся право и религия. Соотношение права и политики. Влияние права на экономику. Связь права и культуры. | Характеризовать систему права. Объяснять сходство и различие права и морали. Указывать соотношение права и политики, права и экономики, права и культуры | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, составить таблицы | Составить таблицы (по группам): «Право и политика», «Право и экономика», «Право и культура» | ||
3 | Законы | 1 | Порядок принятия и вступления в силу законов. Верховенство закона в правовом государстве. Законность и правопорядок. Разделение властей. | Объяснять, чем выражается верховенство закона в правовом государстве. Характеризовать принцип разделения властей и его значение | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, составить схему, кластер | Составить схему «Разделение властей», кластер «Законность», синквейн «Правопорядок» | ||
4 | Законотворческая деятельность. Государство | 1 | Участие граждан в законотворческой деятельности. Осуществление законодательной инициативы и создание законопроекта. Содержание законодательной деятельности Государственной Думы. Действия Совета Федерации и Президента РФ в процессе принятия закона. Понятие «государство». Основные теоретические подходы, существующие в рассмотрении сущности государства. Формы государственного устройства. Формы правления. Политический режим. | Характеризовать государство, его признаки и формы. Объяснять способы участия граждан в законотворческой деятельности. | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Составить схемы | Составить схему «Процесс принятия законов». Составить схему «Формы государственного устройства» | ||
5 | Нормативные правовые акты. Российская философия права | 1 | Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Источники права. Теория права. Философия права. Отечественная философия права. Соотношение права и нравственности. Право и верховное благо. | Указывать действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Характеризывать источники, теорию и философию права | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, составить словарь темы, таблицу, план | Составить словарь темы, таблицу «Виды правовой нормы», схему «Элементы системы права». Составить словарь темы, план вопроса «Отечественная философия права» | ||
Часть 2. История государства и права | 6 | |||||||
6 | Происхождение государства и права | 1 | Происхождение государства и права. Патриархальная теория, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расовая теория, материалистическая теория и их представители. Право древнего мира. Право средневековой Европы. Кодекс царя Хаммурапи. Законы Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Европейское и римское право. Особенности средневекового права. Взаимоотношения средневекового права и церкви. Великая хартия вольностей. Становление права Нового времени. Основные черты буржуазного права. Всеобщая декларация прав человека. Основное содержание Конституции США. | Объяснять связь государства и права. Называть и характеризовать теории происхождения государства и права. Характеризовать важнейшие элементы процесса появления государства и права. Объяснять, что представляет собой кодекс царя Хаммурапи. Объяснять сущность законов Древней Греции и Рима и их отличие от законов Древнего Востока. Характеризовать роль римского права в истории европейского права. Определять содержание и значение Конституции США. Называть, какие демократические правовые процедуры закреплены в Конституции США. | Составлять таблицу, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Составить таблицу «Теории происхождения государства». Работа с документами, решение познавательных задач | ||
7 | Развитие права в России в IX - XVIII вв. | 1 | Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в развитии правовой системы. Памятники государственно-правовой мысли Руси -России XI XVIII в.в,: «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Поучение» князя Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г. | Объяснять факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Характеризовать важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси-России XI- XVIII веков. Объяснять изменения в государственно- правовой системе в период царствования Петра 1 | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Работа с документами. Решение проблемных задач | ||
8 | Российское право в XIX-начале XX в. | 1 | Политико-правовые воззрения декабристов. Проекты политических и правовых реформ времен правления Александра I. Различия в воззрениях западников и славянофилов на историю российского государства и права. | Характеризовать политико-правовые воззрения декабристов. Объяснять воззрения западников и славянофилов на историю российского государства и права. Объяснять изменения в системе местного самоуправления при Николае 1 | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Опрос. Письменные задания | ||
II четверть: | ||||||||
9 | Советское право в 1917 - 1991 гг. | 1 | Сущность диктатуры пролетариата В.И.Ленина. Революционное правосознание. Нарушения законности в нашей стране в 20-50-е г.г. Конституция 1977 г. Правозащитное, диссидентское движение. | Характеризовать сущность диктатуры пролетариата В.И.Ленина. Характеризовать революционное правосознание. Объяснять нарушения законности в нашей стране в 20-50-е гг. Объяснять характер изменений, происходивших в период «оттепели» в политико-правовой области. | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, составить кластер и схему | Составить словарь темы. Работа с документами. Составить кластер «Диссидентство», схему «Советские Конституции» | ||
10 | Современное российское право | 1 | Основные цели экономических реформ 90-х гг. в России. Конституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ. | Объяснять роль Конституции в переходе России к демократической модели развития. Указывать важнейшие правовые акты, принятые в этот период | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Составить таблицу | Составить словарь темы. Работа с документами. Составить таблицу «Экономические реформы» | ||
11 | Повторительно-обобщающий урок на тему «Система мирового и российского права» | 1 | Вариантная работа (тестирование). | Понятия предыдущих уроков | Ориентироваться в событиях и фактах | Тестирование | ||
Раздел 2. Гражданство в Российской Федерации | 2 | |||||||
12 | Понятие гражданства | 1 | Гражданин и гражданство. | Объяснять понятие «гражданин». Указывать признаки гражданства | Делать выводы, отвечать на вопросы | Составить словарь темы. | ||
13 | Гражданство Российской Федерации. Принципы гражданства | 1 | Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. «Право крови» и «право почвы». Двойное гражданство: выгоды и трудности. | Характеризовать порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Определять выгоды и трудности двойного гражданства | Делать выводы, отвечать на вопросы, составить схему | Составить словарь темы. Составить схему «Двойное гражданство» | ||
Раздел 3. Основные конституционные права и обязанности граждан в России | 11 | |||||||
Часть 1. Конституционное право | 2 | |||||||
14 | Конституция | 1 | Конституция РФ 1993 г. Виды конституций. Роль конституции как правового документа. Конституционное право. Источники конституционного права. Конституционная система. Символика России. Конституции в России. Общая характеристика Конституции РФ. Первые проекты конституции. Манифест 17 октября 1905 г. Причины проведения конституционной реформы в России. Основы конституционного строя. Основное содержание преамбулы Конституции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви государственной власти в России. Прямое действие Конституции. Федеративное устройство. Федерация. Конфедерация. Унитарное государство. Государственное устройство РФ. Субъекты РФ. Сепаратизм | Характеризовать роль Боярской думы и Земского собора в системе власти Московской Руси. Объяснять отношение российского общества к конституционным проектам. Указывать, какие были приняты Конституции в России. Выделять основные государственные законы и их значение. Раскрывать основное содержание преамбулы Конституции РФ Объяснять основное содержание Конституции РФ. Выявлять государственное устройство РФ. | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, составить схемы и таблицы. Работа с правовым документом | Работа с Конституцией РФ, таблица «Виды конституций». Составить таблицу «Конституции России». Составить схему «Ветви государственной власти в России», работа с Конституцией РФ (преамбула). Составить схему «Государственное устройство РФ», кластер «Сепаратизм»
| ||
15 | Законодательная и исполнительная власть в РФ | 1 | Президент РФ. Процедура вступления Президента в должность. Статус Президента. Полномочия Президента. Основания и процедура отрешения Президента от должности. Роль органов представительной власти в демократических государствах. Парламентаризм. Статус Федерального Собрания РФ. Формирование Совета Федерации и его полномочия. Государственная Дума и ее полномочия. Правительство Российской Федерации. Высший орган исполнительной власти. Состав правительства РФ и его формирование. Прокуратура РФ и ее функции. Местное самоуправление. Роль местного самоуправления в системе власти в России. Способы осуществления гражданами местного самоуправления. Компетенция органов местного самоуправления. Статус органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти. | Характеризовать статус и полномочия Президента. Объяснять основания и процедуру отрешения Президента от должности. Указывать роль органов представительной власти в демократических государствах. Выделять статус Федерального Собрания РФ. Раскрывать состав правительства РФ и его формирование. Объяснять функции Прокуратуры РФ. Выявлять роль местного самоуправления в системе власти в России. | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, составить схемы и таблицы. | Составить схему «Полномочия Президента». Составить таблицу «Полномочия Федерального собрания», схему «Полномочия Государственной Думы». Составить схему «Функции правительства РФ». Составить схему «Местное самоуправление | ||
Часть 2. Права человека | 5 | |||||||
16 | Права и обязанности человека и гражданина. Военная обязанность | 1 | Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. Конституция РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Группы прав, составляющие содержание Всеобщей декларации. Соотношение прав и обязанностей. Соотношение прав человека и прав народов. | Характеризовать. Объяснять. Указывать. Выделять. Раскрывать. Объяснять. Выявлять. | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, составить таблицу | Составить таблицу «Права и обязанности» | ||
III четверть: | ||||||||
17 | Международные договоры о правах человека | 1 | Международный билль о правах. Основное содержание Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Декларация. Конвенция. Пакт. Признание нашей страной приоритета международного права. | Характеризовать. Объяснять. Указывать. Выделять. Раскрывать. Объяснять. Выявлять. | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, составить сравнительную таблицу | Составить сравнительную таблицу по нормативным документам | ||
18 | Гражданские и политические права | 1 | Содержание статьи 1 Всеобщей декларации прав человека. Значение достоинства для человека. Право человека на жизнь. Рабство в понимании международного права. Декларация о пытках. Презумпция невиновности. Причины вынужденной миграции. Право на свободу совести. Ограничение свободы вероисповедания. Свобода информации. Право на объединение. Политические партии и их значение. Декларация, со-держание и значение ст. 21. Эффективность поли-тической жизни и успех в экономической сфере. | Характеризовать содержание статьи 1 Всеобщей декларации прав человека. Объяснять рабство в понимании международного права. Указывать презумпцию невиновности. Выделять право на свободу совести. Раскрывать свободу информации, право на объединение. Объяснять причины вынужденной миграции. Выявлять значение политических партий. Оценивать содержание и значение статьи 21 Всеобщей декларации прав человека. | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом правового документа, составить тезисы, таблицу, схему | Тезисы. Составить схему «Причины миграции». Составить таблицу «Политические партии и их значение». Выписать политические права из Декларации (ст.21) | ||
19 | Экономические, социальные и культурные права. Право на образование. | 1 | Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Условия для развития личности. Содержание статьи 17 Всеобщей декларации прав человека. Право человека на достойную, благополучную жизнь. Декларация об обязанностях человека. Права ребенка. Конвенция о правах ребенка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего общества в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний. | Характеризовать право на образование. Объяснять порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования и порядок оказания платных образовательных услуг. Выделять право человека на достойную, благополучную жизнь. Раскрывать содержание статьи 17 Всеобщей декларации прав человека. Указывать права ребенка. Выявлять значение Конвенции о правах ребенка. | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом правового документа, составить тезисы | Тезисы по статье 17-й Декларации. Сделать вывод. Тезисы Конвенции о правах ребенка | ||
20 | Право на благоприятную окружающую среду | 1 | Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридичес-кая ответственность за экологические правонару-шения. Экологическое право. Экологическая угроза. Содержание экологического права. Основные направления выхода из экологического кризиса. | Характеризовать гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Объяснять юридическую ответственность за экологические правонарушения. Указывать содержание экологического права. Раскрывать основные направления выхода из экологического кризиса. | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, составить кластер | Составить кластер «Экологическое право». Сделать вывод | ||
Часть 3. Избирательное право | 2 | |||||||
21 | Избирательное право. Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства | 1 | Статус избирателя. Участие гражданина в выборах. Избирательные права граждан. Виды избирательных прав граждан. Принципы изби-рательной системы. Поря-док выборов в России. Законы, определяющие порядок выборов в России. Конституционные принципы, обеспечивающие единство правового пространства в России. | Характеризовать статус избирателя. Объяснять избирательные права граждан. Указывать принципы избирательной системы. Выделять законы, определяющие порядок выборов в России. Раскрывать конституционные принципы, обеспечивающие единство правового пространства в России. | Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, составить таблицу, схему | Составить таблицу «Принципы избирательной системы», схему «Виды избирательных прав» | ||
22 | Избирательная система. Избирательный процесс | 1 | Понятие избирательной системы. Избирательный процесс: понятие, принципы. Формы и процедуры избирательного процесса. Процедура выборов. Основные избирательные системы. Особенности пропорциональной системы. Мажоритарная избирательная система. Джерримен-деринг - «перекройка» избирательных округов. | Характеризовать понятие избирательной системы. Объяснять понятие и принципы избирательного процесса. Указывать основные избирательные системы. Выявлять особенности пропорциональной системы. Раскрывать особенности мажоритарной избирательной системы. | Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Составить схему | Составить схему «Основные избирательные системы» | ||
Часть 4. Налоговое право | 2 | |||||||
23 | Права и обязанности налогоплательщика | 1 | Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. Виды налогов. Отношения, регулируемые налоговым правом. Особенности норм налогового права. Налоговый кодекс РФ. Обязанности и права налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Система налоговых органов. Аудит. Прямые налоги. Косвенные налоги. Федеральные, региональные, местные налоги. Система налогов. Налогооб-ложение юридических лиц. Налоги с физических лиц. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Налог на прибыль. Подоходный налог. Налоговые льготы. Декларация о доходах. От-ветственность за уклоне-ние от уплаты налогов. | Характеризовать налоговое право. Объяснять виды налогов. Указывать особенности норм налогового права. Выделять субъекты и объекты налоговых правоотношений. Раскрывать обязанности и права налогоплательщика. Определять налогообложение юридических лиц и налоги с физических лиц. Выявлять ответственность за уклонение от уплаты налогов. | Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Составить схемы, сравнительную таблицу | Составить схемы «Виды правовых актов налогового законодательства», «Виды налогов». Составить словарик темы. Составить сравнительную таблицу «Налоги с физических и юридических лиц» | ||
24 | Повторительно-обобщающий урок на тему «Гражданство в Российской Федерации. Основные конституционные права и обязанности граждан в России» | 1 | Вариантная работа (тестирование). | Понятия предыдущих уроков | Ориентироваться в событиях и фактах | Тестирование | ||
Раздел 4. Гражданские правоотношения | 11 | |||||||
25 | Понятие гражданских правоотношений | 1 | Гражданское право. Отношения, регулируемые гражданским правом. | Характеризовать гражданское право. Объяснять отношения, регулируемые гражданским правом. | Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Составить схему | Составить схему «Источники гражданского права» | ||
26 | Источники гражданского права | 1 | Источники гражданского права. Особенности гражданского кодекса РФ. | Характеризовать источники гражданского права. Определять особенности гражданского кодекса РФ. | Анализировать, делать выводы. Составить схему | Составить схему «Источники гражданского права» | ||
IV четверть: | ||||||||
27 | Физические лица и юридические лица как участники гражданских правоотношений | 1 | Физические лица. Юридические лица. Участники гражданско-правовых отношений. | Характеризовать физические и юридические лица как участников гражданских правоотношений. | Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Составить схему | Составить схему «Участники гражданских правоотношений» | ||
28 | Организационно-правовые формы юридических лиц | 1 | Организационно-правовые формы юридических лиц. Правовой режим предпринимательской деятельности. Формы создания юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерные общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Некоммерческие организации. | Характеризовать организационно-правовые формы юридических лиц. Объяснять правовой режим предпринимательской деятельности. Указывать формы создания юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Выделять хозяйственные товарищества и общества. Раскрывать деятельность акционерных обществ. Выявлять некоммерческие организации. | Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Составить таблицу | Составить словарик темы. Составить таблицу «Организационно-правовые формы юридических лиц» | ||
29 | Наследование | 1 | Институт наследования. Способы осуществления наследования по завещанию. Наследование по закону | Характеризовать институт наследования. Объяснять способы осуществления наследования по завещанию. Раскрывать наследование по закону. | Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Опрос. Письменные задания | ||
30 | Страхование | 1 | Институт страхования. Виды страхования. | Характеризовать институт страхования. Раскрывать виды страхования. | Анализировать, делать выводы. Составить схему | Составить схему «Виды страхования» | ||
31 | Имущественные и личные неимущественные права. Право собственности | 1 | Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Собственность. Социаль-но-экономическое и юридическое содержание понятия «собственность». Правомочия собственника. Формы собственности, закрепленные в Конститу-ции РФ. Предметы собственности граждани-на. Возможности защиты права собственности. Пре-кращение права собственности. Приватизация и ее цели. | Характеризовать имущественные права. Объяснять право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги и право на интеллектуальную собственность. Указывать основания приобретения права собственности. Выделять личные неимущественные права граждан. Раскрывать социально-экономическое и юридическое содержание понятия «собственность».. Определять правомочия собственника. Выявлять формы собственности, закрепленные в Конституции РФ и предметы собственности гражданина. Оценивать возможности защиты права собственностии прекращение права собственности. Определять цели приватизации | Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Составить схему и таблицы | Составить схемы «Формы собственности», таблицы «Имущественные и личные неимущест-венные права», «Приватизация и ее цели» | ||
32 | Защита имущественных и неимущественных прав | 1 | Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Нематериальные блага. Пути осуществления защиты материальных и нема-териальных прав. Основа-ния возникновения внедо-говорных обязательств. Причинение вреда. | Характеризовать способы защиты имущественных и неимущественных прав. Объяснять нематериальные блага. Указывать основания возникновения внедоговорных обязательств. Выявлять способы причинения вреда и борьбы с ними. | Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Составить схему | Составить схему «Пути защиты материальных и нематериальных благ» | ||
33 | Споры. Гражданская правоспособность и дееспособность | 1 | Споры и порядок их рассмотрения. Свойства граждан, участвующих в гражданско-правовых отношениях. Гражданская правоспособность и дееспособность. Случаи признания гражданина недееспособным. Ограниченная дееспособность. Полная дееспособность. Эмансипация. | Объяснять, какими свойствами обладают граждане, участвующие в гражданско-правовых отношениях. Объяснять смысл понятий. Характеризовать понятие «дееспособность» и определять случаи признания гражданина недееспособным. Раскрывать понятие и роль эмансипации | Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Составить словарик темы, синквейн схему | Составить словарик темы, синквейн «Эмансипация», схему «Гражданская правоспособность и дееспособность» | ||
34 | Повторительно-обобщающий урок на тему «Гражданские правоотношения» | 1 | Вариантная работа (тестирование). | Понятия предыдущих уроков | Ориентироваться в событиях и фактах | Тестирование | ||
35 | Итоговое обобщение по курсу на тему «Право и государство» | 1 | Итоговая вариантная работа (тестирование). | Основные понятия курса | Повторение материала курса | Итоговое тестирование |
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся 10 класса.
«5» - материал усвоен в полном объеме, изложен логично, без существенных ошибок, не требует дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны, применяются умения, необходимые для ответа, речь хорошая.
«4» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения.
«3» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, несистематизированное, содержит существенные ошибки, умения не проявлены, речь бедная.
«2» - главное содержание материала не раскрыто.
Критерии оценивания тестовых заданий:
Оценка «2» - 0-49 % правильных ответов
Оценка «3» - 50-64 % правильных ответов
Оценка «4» - 65-79 % правильных ответов
Оценка «5» - 80-100 % правильных ответов
Список литературы и средств обучения:
Учебники:
- Никитин А.Ф. Право. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. учреждений. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010
- Никитин А.Ф. Право. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. учреждений. – 4-е изд. - М.: Дрофа, 2010;
- Никитин А.Ф. Право. Учебник для 10-11 классов. - М.: Просвещение, 2008;
- Никитин А.Ф. Основы права Учебник для 10-11 классов - М.: Дрофа, 2007.
Дополнительные пособия:
- Рабочая тетрадь «Основы права» 10-11 кл. А.Ф.Никитин. - М.: Дрофа, 2007;
- методическое пособие «Основы государства и права» 10-11 кл. А.Ф.Никитин.- М.: Дрофа, 2006.
Программно-педагогические средства обучения:
- Учебное электронное издание по курсу «Обществознание»/ разработан компанией «Новый диск» по заказу компании «Марис», 2003;
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия/ «Кирилл и Мефодий», 2001;
- 1С: Образование. Школа: курс «Обществознание», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Право» для 10 класса. Базовый уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Право» для 10 класса. Базовый уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания...
Методическая разработка по обществознанию для 10 класса (базовый уровень). Раздел "Право"
В последние 10-15 лет произошли кардинальные изменения в общественном, политическом, экономическом устройстве страны.Сегодня, как никогда остро, общество нуждается в распространении юридических знаний...
Рабочая программа курса «Право» 10-11 класс(базовый уровень)
Рабочая программа курса «Право» 10-11 класс(базовый уровень) разработана на основе примерной программы по праву профильного уровня, составленной на основе федерального компонента государственног...
Презентация. Источники права. 10 класс. Базовый уровень.
Презентация. Источники права. 10 класс. Базовый уровень....
Рабочая программа по праву базовый уровень 10-11кл.
Представлена пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по праву (базовый уровень) 10 класс (А.Ф. Никитин)
Рабочая программа по праву (базовый уровень) 10 класс (А.Ф. Никитин), рассчитана на 17 часов....
Рабочая образовательная программа по предмету «Право» /базовый уровень/ 10 классы
Рабочая образовательная программа составлена на основе Федерального компонента Госстандарта по предмету Основа права и действующего Базисного учебного плана для вечерних (сменных) общеобра...