Методическая разработка по обществознанию для 10 класса (базовый уровень). Раздел "Право"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему
В последние 10-15 лет произошли кардинальные изменения в общественном, политическом, экономическом устройстве страны.
Сегодня, как никогда остро, общество нуждается в распространении юридических знаний, воспитании чувства уважения к закону, формировании у обучающихся убеждения в том, что пользоваться своими правами, отстаивать их законными способами, воздерживаться от нарушения прав других граждан – это значит выполнять свой гражданский долг.
Усвоение основ правовых знаний в школе способствует формированию правовой культуры обучающихся, что является крайне важным, т.к. именно для молодежной среды в большей степени характерны правовой нигилизм, низкий уровень правосознания.
В данной методической разработке содержатся поурочные разработки по обществознанию блок «Право» в 10 классе общеобразовательной школы, а также методические рекомендации представления материала учащимся, составленные в соответствии с требованиями программы основного общего образования и ориентированные для работы по учебнику: Боголюбов, Л.Н. Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. 10 класс: базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 879.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по обществознания
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. | 3 |
ТЕМА 1. ПРАВО: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ……………………………………. | 4 |
Урок 1. Право и другие социальные нормы………………………………… | 4 |
Урок 2. Право в системе социальных норм…………………………………. | 7 |
Урок 3. Право в системе социальных норм…………………………………. | 11 |
ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ ПРАВА. ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ………………………………………………………….. | 14 |
Урок 1-2. Источники права…………………………………………………… | 14 |
Урок 3-4. Элементы содержания нормативно - правовых актов…………… | 22 |
ТЕМА 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ……………………… | 28 |
Урок 1-2. Юридические факты. Основания возникновения правоотношений……………………………………………………………………………… | 28 |
Урок 3-4. Субъекты права. Правоспособность и дееспособность…………. | 32 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………… | 39 |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………….. | 46 |
ВВЕДЕНИЕ
В последние 10-15 лет произошли кардинальные изменения в общественном, политическом, экономическом устройстве страны.
Сегодня, как никогда остро, общество нуждается в распространении юридических знаний, воспитании чувства уважения к закону, формировании у обучающихся убеждения в том, что пользоваться своими правами, отстаивать их законными способами, воздерживаться от нарушения прав других граждан – это значит выполнять свой гражданский долг.
Усвоение основ правовых знаний в школе способствует формированию правовой культуры обучающихся, что является крайне важным, т.к. именно для молодежной среды в большей степени характерны правовой нигилизм, низкий уровень правосознания.
В данной методической разработке содержатся поурочные разработки по обществознанию блок «Право» в 10 классе общеобразовательной школы, а также методические рекомендации представления материала учащимся, составленные в соответствии с требованиями программы основного общего образования и ориентированные для работы по учебнику: Боголюбов, Л.Н. Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. 10 класс: базовый уровень.
ТЕМА 1. ПРАВО: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ.
Цель: дать понятие о праве как особой системе норм; сформировать умения учащихся работать с изученным материалом о праве как системе социальных норм.
После изучения темы учащиеся должны:
- владеть понятием «социальные нормы»;
- научиться видеть действие социальных норм в обществе;
- уметь отличать правовые нормы от иных социальных норм;
- понимать разные значения понятия «право».
Представьте себе, что Вы приехали в неизвестную Вам страну и хотите побольше узнать о ней. Вам интересно познакомиться прежде всего с системой прав в данной стране. Но право – довольно сложное понятие.
- С чего начать?
- На что обратить внимание?
(учащиеся должны назвать разные формы проявления реализации социальных норм, например: узнать курс валюты, побольше узнать о традициях, правилах поведения и пр.)
Вывод: таким образом, мы должны знать, как поступать, чтобы не нарушить принятые в данной стране правила поведения.
В этом помогут наши уроки
Урок 1. Право и другие социальные нормы
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия: право, социальная норма, правовая норма, нормативно-правовой акт
- Стадия вызова (актуализация знаний учащихся)
На первом уроке нового курса очень важно сразу же вызвать интерес, задать необходимую мотивацию. С этой цель можно использовать задание 1. выполнять задание лучше в игровой форме, например в виде конкурса «Кто из нас лучше готов к изучению новой темы?». Учитель называет хорошо знакомые ученикам понятия и предлагает одной группе записать на листе бумаги те слова, которые относятся к правовой сфере, другой – к морально-нравственной, третьей – к религиозной. Затем учащиеся каждой группы по очереди зачитывают слова из составленного ими списка. Ответы учащихся сразу дадут повод для обсуждения, спора. За кажущейся простотой задания скорее всего обнаружится смешение некоторых понятий, отсутствие у части учащихся четких представлений о правовой сфере.
Задание 1. Разделите приведенные далее понятия на три группы: - относящиеся к правовой сфере; - относящиеся к морально-нравственной сфере; - относящиеся к религиозной сфере. Закон, правопорядок, добро, грех, справедливость, молитва, договор, зло, собственность, свобода совести, преступление, доверие, благодарность, референдум, раскаяние, совесть, стыд, любовь, причастие, дееспособность, суеверие, устав, свобода слова. |
- Знакомство с новой информацией, с новым знанием, уточнение имеющихся представлений.
Итак, первый вопрос, который мы рассмотрим:
Что регулирует поведение человека?
Рассказ учителя о том, что такое норма, что такое социальные нормы и каковы их виды и, наконец, что такое правовые нормы и чем они отличаются от иных норм. По ходу рассказа целесообразно составить схему, наглядно показывающую место правовых норм среди социальных норм.
По ходу объяснения нового материала целесообразно также воспользоваться схемой и рисунком, приведенными ниже. Можно предложить учащимся самим попытаться определить, какое отличие правовой нормы от иных норм зафиксировано на рисунке.
- Рефлексия – изменение собственных представлений с учетом новых знаний, интериоризация знаний.
В качестве одного из вариантов может быть задание, предлагающее каждому ученику придумать по три предложения со словом «право» и записать их в тетради. Затем учитель предлагает учащимся на основании прослушанных вариантов ответов определить, в каких же значениях используется слово «право» в нашем языке.
Учащиеся приходят к выводу, что понятие «право» употребляется в субъективном значении слова («я имею право» - в значении принадлежности какому-либо лицу или организации каких-либо прав) и объективном смысле (право уголовное – в значении совокупности каких либо норм).
- Закрепление изученного (карточки с дифференцированными заданиями)
Упражнение 1. Какие социальные нормы регулируют поведение учащихся: - во время занятий в образовательном учреждении; - на дискотеке; - во время спортивных игр; - во взаимоотношениях с родителями? |
Упражнение 2. Назовите документы, содержащие правовые нормы, которые вы изучали в курсе истории. Перечислите известные вам произведения русской литературы, в которых затрагивались правовые вопросы. |
Упражнение 3. Ниже приведен ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма». 1) установлена государством; 2) имеет письменную форму; 3) является совокупностью представлений о добре; 4) общеобязательна; 5) возникла стихийно в процессе общественной практики. |
Упражнение 4. Найдите среди указанных ниже признаков общие для права и для морали:
|
- Подведение итогов
Главный вывод: право – очень сложное, многогранное явление, которому невозможно дать одну исчерпывающую формулировку, и приведенное в учебнике определение отражает лишь одно из значений этого понятия
- Домашнее задание (дифференцированное)
Мини-сочинение, предлагающее учащимся выразить свое отношение к высказыванию:
- древнеримского мыслителя Цицерона: «Чтобы стать свободным, нужно подчиняться закону»;
- для более подготовленных Иммануила Канта: «Самое святое, что есть у Бога на земле, - это право».
Урок 2. Право в системе социальных норм
Тип урока: комбинированный
Основные понятия: право, социальная норма, правовая норма, нормативно-правовой акт, система права, норма права, отрасль права, институт права.
- Стадия вызова (актуализация знаний учащихся)
Первая часть урока связана с объяснением различных аспектов правопонимания, различных толкований права. Класс разбивается на пять групп. Получив пакет заданий в письменном виде у учителя, все одновременно выполняют задание за 5-7 минут. Через отведенное время все группы докладывают результаты своего научного исследования. Краткое заключение – отчет группы фиксируется на доске или большом листе бумаги.
Задание для группы 1. Вы в Древнем Вавилоне. Вавилоняне верили во многих богов. Внутри мира богов существовала иерархия, и каждый бог занимал определенное положение. Самым главным считался бог Шамаш – он был «осветителем земли, небесным судьей, озаряющим тьму сверху и снизу». Он судил все дела людей по справедливости и устанавливал порядок. В XVIII в. до н.э. во времена царя Хаммурапи на черном базальтовом столбе (его нашли при раскопках в Иране в 1902 г.) были записаны основные правовые нормы, которым должны были подчиняться люди. Люди верили, что эти законы дарованы богом, как и сама государственная власть. Как понимали «право» в Древнем Вавилоне? Ваше отношение к такому толкованию права? |
Задание для группы 2. Вы в Древнем Риме. Вам повезло. Вам довелось услышать речь самого блестящего оратора Рима – Марка Тулия Цицерона: «Имеется истинный закон, праведный разум, согласный с природой; он неизменен и вечен…Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным. Он приглашает к исполнению долга и в испуге шарахается от преступления и коварства. Ни волей сената, ни волей народа никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не может утратить своей силы. Все народы во все времена будут подчиняться этому вечному закону». Как, по вашему мнению, Цицерон толковал право? Ваше отношение к такому толкованию права? |
Задание для группы 3. Вы находитесь в Древней Греции. Оказавшись в Афинах на одном из заседаний народного собрания, вы узнаете, что его постановление носит характер закона, которому все должны подчиняться. Философы и ораторы (Платон, Аристотель, Лисий) говорили, что в обществе существуют принципы – нормы, которые выражают разум, мудрость и справедливость природы. Они действуют независимо от государства и не устанавливаются им. От рождения люди обладают правом на свободу и жизнь. Что такое право, согласно представлениям греков? Ваше отношение к такому толкованию права? |
Задание для группы 4. Вы оказались в Австрии начала XX столетия на лекции профессора Венского университета Ханса Кельзера (1881-1973). Объясняя студентам юридические конструкции, профессор говорит: «Государство устанавливает правила. Их нужно беспрекословно выполнять, иначе порядка не будет. Эти правила изложены в нормативных актах. Мы живем в мире норм, рожденных государственной властью. Но норм много, и они не равны между собой. Их систему можно представить в виде пирамиды. Каждая высшая норма более сильна в сравнении с низшей. Государство – страж всех норм и принудительно заставляет их соблюдать» Что есть право, согласно этому высказыванию? Ваше отношение к такому толкованию права? |
Задание для группы 5. Вы в России 1917 г. Страна оказалась в сложном экономическом и политическом кризисе. Осень. К власти пришли большевики. Их лидер Ленин призывает к слому старых буржуазных порядков и установлению новых правил – закреплению в законах пролетарской воли. Рабочий-коммунист говорит на митинге; «Буржуазия была господствующей и свою волю диктовала населению страны. Теперь к власти пришли рабочие и крестьяне. Значит, их воле все подчиняться. Вот вам и правила новой жизни, которые будут охраняться Советской властью. Мы не будем делать никаких поблажек бывшим богатеям, жандармам или священникам. Наша воля - закон». Как понималось право большевиками? Ваше отношение к такому толкованию права? |
Карточки с индивидуальным заданием (для учащихся, не работающих в группе)
- Знакомство с новой информацией, с новым знанием, уточнение имеющихся представлений.
Особенность нашего исследования состоит в том, чтобы выяснить какое место занимает право в системе социальных норм.
Разделившись на группы (количество групп равно количеству рассматриваемых вопросов), изучить разделы параграфа, составить кластер, схему, конспект и т.д., подготовить сообщение для остальных групп, которые изучали иной раздел.
Группа 1 работает с п. 2 параграфа 25 «Основные признаки права».
Группа 2 работает с п. 3 параграфа 25 «Право и мораль».
Группа 3 работает с п. 4,6 параграфа 25 «Система права, отрасль права»
Группа 4 работает с п. 5,7 параграфа 25 «Норма права, институт права»
Вопросы и задания для группы 1
- Назовите важнейшие признаки права
- Дайте характеристики признакам права.
Вопросы и задания для группы 2
- Есть ли единство у исследователей относительно того, что первостепенно право или мораль?
- Чем отличаются мораль от права?
Вопросы и задания для группы 3
- Почему ученые относят право к саморазвивающейся системе?
- Приведите примеры из истории, подтверждающие данное утверждение.
- Чем отличается система права от отрасли права?
Вопросы и задания для группы 4
- В чем сущность понятий норма права и институт права?
- Какую роль они играют в праве как в системе? Ответ обоснуйте.
- Рефлексия – изменение собственных представлений с учетом новых знаний, интериоризация знаний.
Мы располагаем широким кругом прав, которые открывают большие возможности поступать в соответствии с личными потребностями и интересами. Необходимо помнить, что таким же широким кругом прав обладают и другие люди. Это понимание составит основу правовой культуры. Необходимо правильно определять реальную границу своей свободы, так выстраивать свое поведение, чтобы не ущемлять права другого человека. Как гражданин (человек не безразличный к обществу, в котором он живет) необходимо научиться не просто знакомиться с содержанием того или иного закона, но и давать ему общественную оценку качества, направленности, видеть достоинства его и недостатки.
- Закрепление изученного (работа в группах)
Решение проблемно-правовых ситуаций. Методика кейс-стади.
- Близкие родственники и друзья то и дело берут друг у друга деньги в долг и принимают разные обязательства, не составляя письменных договоров. Что мешает им нарушить свои обязательства?
- ст.56 Семейного кодекса России. «Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а так же быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам»
Придумайте ситуацию, в которой эта статья будет защищать интересы ребенка.
Придумайте ситуацию, когда она будет вредить интересам ребенка
Придумайте ситуацию, когда она будет вредить интересам исполнителя
Карточки с дифференцированными заданиями (для индивидуальной работы)
Упражнение 1. Работа с документом, с. 282 | |||||||||||||
Упражнение 2. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. | |||||||||||||
Упражнение 3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
Определите, какие положения текста носят
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
|
- Подведение итогов
Общеобязательность, государственное установление, государственные гарантии и государственные санкции, строгая формальная определенность предписаний, системность, иерархичность и соподчиненность элементов – вот те основные черты, которые определяют специфику права в системе социальных норм.
- Домашнее задание
Ответить на вопросы для самопроверки, с. 283.
Урок 3. Право в системе социальных норм
Тип урока: повторительно-обобщающий
Учащиеся работают самостоятельно.
- Ответить на вопросы:
- Какое содержание закладывали в понятие права мыслители древности? Не утратило ли, на ваш взгляд, это толкование свою актуальность в современном мире? В чем, по вашему мнению, состоит смысл права?
- Что старше: право или государство?
- Назовите основные признаки права. чем право отличается от других социальных норм?
- Прокомментируйте следующие определения права:
а) право – воля господствующего класса, возведенная в закон;
б) право – совокупность норм, установленных или санкционированных государством, общеобязательных и обеспечиваемых силой государственного принуждения;
в) право – это мера свободы и справедливости;
г) право – это сила.
- Какое из данных определений права вы назвали бы универсальным, соответствующим современному толкованию?
- Заполнить пропуски:
а)………определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма.
б)………устанавливают юридическую силу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.
в)……...появляется вместе с государством.
г) признаки права:
д) функции права:
е) ……….. ………..- это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременно их дифференциации на отрасли и институты.
- Дать определение понятий
- Конституционное право
- Административное право
- Гражданское право
- Семейное право
- Трудовое право
- Финансовое право
- Уголовное право
- Гражданско-процессуальное право
- Уголовно-процессуальное право
- Ответить «да», «нет»:
а) Такой признак, как общеобязательность, означает, что реализация правовых норм обеспечена в необходимых случаях принудительной силой государства.
б) Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу.
в) В системе права выделяют три уровня: первый – нормы права. второй – правовые институты и подотрасли права, третий – отрасли права.
г) Отрасль права – это внутренняя структура права, выражающая в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты.
д) Нормы права – это установленные и санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений.
- Выполнить задания (с. 283-284).
ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ ПРАВА. ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
Урок 1-2. Источники права
Цель урока
После изучения темы учащиеся должны:
- знать что такое источники (формы) права.
- различать особенности разных источников.
- представлять, что все нормативно-правовые акты объединены в систему законодательства.
- уметь выделять положительные и отрицательные черты различных источников права
- уметь объяснить, что значит высшая юридическая сила Конституции
Основные понятия и термины:
Источник права, правовой обычай, прецедент, договор, нормативно-правовой акт, правовая доктрина, закон, подзаконный акт, Конституция.
Вечером мама пришла с работы очень расстроенная и сообщила, что у них многих собираются уволить, т.к. началось сокращение штатов.
«Мне все говорят, чтобы я не волновалась, потому что меня нельзя сократить. Вроде бы где-то написано, что нельзя уволить женщину, если у неё маленький ребёнок, а у нас Маше 2 года», - сказала мама.
«Тогда не волнуйся», - ответил папа.
«Вот ты всегда так! Не волнуйся, - с обидой воскликнула мама и добавила, - Да я бы не волновалась, но нашему начальнику всё равно, кто что говорит. Ему надо показать, где это написано! А где это может быть написано? ».
На этом уроке мы попытаемся разобраться в следующих вопросах:
- Откуда мы можем узнать, что нам необходимо поступить именно так, а не иначе?
- Что такое источники права?
- В каких источниках содержатся нормы права?
- Как объединены источники права?
- Какова иерархия источников права в РФ?
1. Что такое «Источник права».
Являясь продуктом духовной жизни, право, тем не менее, имеет форму, в которой оно выражается, приобретая определённый смысл и требуя определённые модели поведения. В юридической науке принято считать, что формы и источники права – это одно и тоже.
1) Этим понятием следует обозначать то, откуда мы узнаём о нормах права (произведения римских юристов, «Законы 12 таблиц», «Русская Правда», «Конституция СССР 1971г.», «Конституция РФ 1993г.»). Изучая их, мы можем узнать о состоянии правовой жизни конкретного периода в истории человека.
2) Юристы часто имеют в виду именно форму, в которую облекается право.
Вопрос учащимся. Приведите примеры источников права.
(Ответы учащихся: произведения римских юристов, Русская Правда, Конституция РФ и др.)
2. Виды источников права.
Задание. Охарактеризуйте источники права, заполните таблицу.
(Для успешной работы разделимся на четыре творческие группы. Каждая из групп будет выполнять свое задание, а затем, представит результат своей работы)
(Учащиеся работают с текстом учебника Л.Н.Боголюбова “Обществознание 10 класс”, М., Просвещение, 2007 г., стр. 285-288, дополнительный материал дается учителем)
Вид источника права | Происхождение | Характеристика | Примеры |
Правовой обычай | Самая древняя форма права, формировалась на протяжении многих веков, закреплялась государственной властью | Сложившиеся на протяжении длительного периода правила, которым государство придает общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение своей принудительной силой. | 1.Обычай делового оборота (ст. 5 ГК) –это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Деловой оборот в этом смысле рассматривается как сложившаяся система правил о передаче имущества, денег, информации, оказании услуг. 2. Дипломатический этикет – встреча высокопоставленных делегаций сопровождается правилами церемониального характера. |
Судебный прецедент | Появился в Англии. Решения, которые вынесены палатой лордов, составляли обязательные прецеденты для всех судов и для самой палаты лордов. | Решение суда(судебный прецедент) или должностного лица (административный прецедент) по конкретному делу, которым руководствуются в дальнейшем при разрешении схожих проблем. Такое решение становится нормативным, то есть приобретает общеобязательный характер. | В 1997 г судья окружного суда США Южного округа Нью-Йорка при рассмотрении дела по обвинению в интеллектуальном пиратстве редакции российской эмигрантской газеты “Курьер” использовал свыше 35 дел по аналогичным вопросам, на основе прецедентов было принято решение в пользу истца. |
Нормативно – правовой акт | Появление связано с возникновением государства. Первые из дошедших до наших времен писаных законов были изданы в Шумере в XXI веке до н.э. Наиболее известны законы вавилонского царя Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг. до н.э.) | Юридический документ, который принимается в особом порядке уполномоченным на то должностным лицом или государственным органом. Он содержит общеобязательные для исполнения нормы и имеет, по мнению многих юристов, преимущества в сравнении с другими источниками права. | Конституция РФ., Закон о местном самоуправлении , Уголовный кодекс, Трудовой кодекс и др. |
Естественное право | Появляется с рождением человека. Возникло объективно, из самой природы человека. | Прирожденные и неотчуждаемые права человека, которые признаны государством и закреплены в его конституции и других законах | Право на жизнь, право на свободное определение своей судьбы, право на личное достоинство, право на личную неприкосновенность и т. д. – эти естественные права стали источником позитивного права – Декларация независимости США (1776 г.), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) |
В качестве дополнительного задания можно предложить отразить достоинства и недостатки источников права
3. Нормативно-правовой акт. Характеристика. Виды.
Нормативно – правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права.
Отличительные черты.
- Исходит от государства; общеобязательность, гарантированность со стороны государства.
- Возможность оперативно издать, изменить или отменить нормативно – правовой акт.
- Особый юридический язык, формулировки точны и понятны, однозначное толкование.
- Подлежит официальному опубликованию.
Закон – нормативно – правовой акт, который принимается высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, обладает высшей юридической силой и регулирует важные общественные отношения.
Задание 1. Расположите в иерархическом порядке законы: Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Закон «Об акционерных обществах», Закон субъекта Федерации. |
Подзаконный акт – нормативный акт, принятый на основе и во исполнение закона.
Характеристика.
- Обладает меньшей юридической силой.
- Исходит не от законодательной власти (принимают органы исполнительной власти и должностные лица).
- Юридическая сила каждого акта определяется законодательно установленной должностной компетенцией государственного органа (или должностного лица), издавшего акт, т.е. тем положением, которое он занимает в общей системе (иерархии) исполнительной власти.
Задание 2. Расположите в порядке соподчинения: Международные договоры, локальные нормативные акты, Конституция РФ, указы Президента РФ, акты министерств, федеральных служб, агентств, Законы субъекта Федерации, Федеральные законы, акты исполнительных органов власти субъекта Федерации, Федеральные конституционные законы, акты органов местного самоуправления , постановления Правительства РФ. |
- Конституция РФ – Основной закон государства.
Задание 3. Охарактеризуйте Конституцию РФ: - структура; - докажите, что Конституция РФ – основной закон государства. |
Учащиеся работают с источником – Конституцией РФ, делают выводы:
1. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу на всей территории РФ, т.к. эту силу Конституция получила непосредственно из рук народа, поскольку принята была путем референдума 12 декабря 1993 г.
2. Задачи, которые решает Конституция в качестве главного источника права, не может решить ни один другой нормативный акт.
3. Конституция закрепляет:
- основы конституционного строя;
- права и свободы граждан;
- федеративное устройство;
- организацию высших органов власти.
4. Конституция служит высшей нормой поведения граждан, общественных объединений, всех органов государственной власти и должностных лиц.
А что касается Машиной мамы, с истории которой мы начали урок, то где она может найти ответ на свой вопрос?
(ответ учащихся: о своих трудовых правах и обязанностях из основного источника трудового права, который называется Трудовым кодексом)
5. Применение полученных знаний при решении практических заданий.
Упражнение 1. Тест
1. Правовые отношения родителей и детей регулирует
1) Конвенция о правах ребенка 2) гуманитарное право
3) Семейный кодекс 4) Административный кодекс
2. Среди прав, предоставляемых Конституцией 1993г., новым является
1) право на образование 2) право на участие в местном самоуправлении
3) право избирать и быть избранным 4) право на жизнь
3. Отдельные политико-юридические акты, имеющие торжественный характер, ставящие целью подчеркнуть их особо важное значение для судеб государства или ряда государств, носят название
1) распоряжение 2) договор
3) декларация 4) постановление
4. Что относится к источникам права?
1) газетная статья о военной службе 2) мемуары известного военачальника
3) обращение в Комитет солдатских матерей 4) приказ министра обороны
5. Конституция РФ гарантирует обеспечение права на
1) наследование 2) высшее образование
3) выезд за пределы РФ 4) труд
6. Какое слово пропущено в схеме?
7. Назовите достоинство нормативно-правового акта как источника права:
1) возникновение его не сверху, а снизу; наличие способности полнее выражать волю и потребности народа;
2) является результатом логики и здравого смысла, понятен всем и не нуждается в разъяснении;
3) устная форма, донесение информации доступным языком;
4) позволяет точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, являясь письменным источником права.
8. Обычаи делового оборота это:
1) правила поведения, предусмотренные договором;
2) правила поведения, предусмотренные законодательством
3) правила поведения, не предусмотренные законодательством.
9. Акты Президента РФ относятся к:
1) законам; 2) подзаконным актам;
3) законотворческой деятельности; 4) всему перечисленному.
10. Самым ранним источником права был(а):
1) Конституция; 2) юридический прецедент;
3) обычай; 4) судебник.
11. Какие нормативные правовые акты издает Президент Российской Федерации?
1) Законы; 2) Указы и распоряжения;
3) Постановления и приказы; 4) Законы, постановления, приказы, инструкции.
12. Самым распространенным источником права в РФ является:
1) Правовой обычай; 2) Правовой прецедент;
3) Нормативный договор; 4) Нормативный правовой акт
13. К какой форме права относится договор купли- продажи:
1) Правовой обычай; 2) Правовой прецедент;
3) Нормативный договор; 4) Нормативный правовой акт;
5) Нет правильного ответа
14. Установите соответствие:
1. Правительство Российской Федерации;
2. Президент Российской Федерации;
3. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
А) указы;
Б) постановления;
В) законы;
1 | 2 | 3 | |
Ответ: |
Упражнение 2.
Записать стадии законодательного процесса. Представьте себе, что Вам надо написать закон. Ваши действия.
6. Домашнее задание
Написать эссе на тему «Роль договора в нашей жизни».
Урок 3-4. Элементы содержания нормативно - правовых актов.
Цель урока
После изучения темы учащиеся должны:
- быть знакомы со структурой правовой нормы;
- научиться различать структурные части правовой нормы;
- уметь применять знания о структуре правовой нормы при рассмотрении конкретных нормативно-правовых актов;
- получить навыки работы с текстом правового источника
Основные понятия и термины:
Структура правовой нормы; гипотеза; диспозиция; санкция; отрасль права
- Стадия вызова (актуализация знаний учащихся)
Одним из вариантов для активного включения учащихся в материал данного урока может стать работа с ситуацией, высказанной одним из учеников (готовится заранее).
«Нет, я не могу понять! Вот нам объясняли, что норма права — это установленное государством правило поведения. Это правило необходимо соблюдать, потому что оно охраняется и защищается государством. И если кто-то не соблюдает такие правила, то он будет наказан», — рассуждает один из учеников.
«Правильно. А что тебе неясно?» — спрашивает учитель.
«Смотрите, вот статья 58 Конституции. Здесь написано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Это норма права. Значит, тот, кто ее не соблюдает, должен быть наказан. Но здесь ведь не написано, как тот, кто нарушает эту норму, будет наказан! Так какая же это норма права?» — спрашивает ученик.
Услышав высказывание, учащиеся скорее всего разделят недоумения одноклассника.
- Можно ли считать ст. 58 Конституции нормой права?
- Может быть, это только часть нормы?
Предложите учащимся высказать свои версии того, как же работает правовая норма.
Ответу на этот вопрос и будет посвящен данный урок. Для того чтобы понять, как работает правовая норма, нужно знать, из чего она состоит, как она устроена.
2. Знакомство с новой информацией, с новым знанием, уточнение имеющихся представлений.
Далее часть урока можно отвести объяснению составляющих элементов правовой нормы, пояснению того, что такое гипотеза, диспозиция и санкция, как их различать.
Для понимания соотношения элементов правовой нормы рекомендуется охарактеризовать ее как сложное предложение со словами: «если…, то…, иначе…».
В качестве дополнительной информации можно рассмотреть вопрос о том, что гипотезы, диспозиции и санкции могут быть, согласно одной из классификаций, простыми или сложными.
Классификацию санкций можно провести и по иному основанию. Специалисты выделяют следующие виды санкций: меры ответственности (увольнение); меры предупреждения (выговор); меры защиты (взыскание алиментов).
Санкции разделяются также на: абсолютно определенные; относительно определенные; альтернативные.
Возможно иное деление санкций. Можно выделить такие их виды, как уголовные санкции (лишение свободы, штраф и др.); административные санкции (административный штраф, исправительные работы, административный арест и др.); дисциплинарные санкции (применяются в рамках трудового права); гражданско-правовые санкции (возмещение убытков, уплата неустойки, возмещение морального вреда и др.)
Следующая смысловая часть урока посвящается ответу на вопрос, где же содержаться нормы права: в одном законе, но в разных статьях, или в разных законах.
Одним из вариантов работы на данном уроке может стать организация исследовательской работы в группах. Каждая группа учащихся получает одинаковый набор статей из различных нормативно-правовых актов.
Задание учащимся:
- Найдите нормы права, используя имеющиеся у вас статьи различных законов.
- Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию нормы права.
- Установите, в каких источниках права (различных или в одном) находится та или иная норма права.
Конституция РФ. Статья 27. «1. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства…» |
Уголовный кодекс РФ. Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы РФ). «1. Пересечение охраняемой Государственной границы РФ без установленных документов и надлежащего разрешения наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет…» |
Конституция РФ. Статья 29. «1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова…. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом…» |
Гражданский кодекс РФ. Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации. «1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствовали действительности…» |
Уголовный кодекс РФ. Статья 130. Оскорбление. «1. Оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев…» |
Кодекс законов о труде РФ. Статья 127. Обязанности работника «Работники обязаны работать честно и добросовестно, блюсти дисциплину труда, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации…» |
Кодекс законов о труде РФ. Статья 135. Взыскания за нарушение трудовой дисциплины «За нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, учреждения, организации применяет следующие дисциплинарные взыскания:
|
Конституция РФ. Статья 58. «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам» |
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Статья 72. Засорение лесов бытовыми отходами и отбросами. «Засорение лесов бытовыми отходами и отбросами влечет наложение штрафа на граждан…. И на должностных лиц….» |
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Статья 76. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах. «Нарушение требований пожарной безопасности в лесах влечет наложение штрафа на граждан… и на должностных лиц…» |
Уголовный кодекс РФ. Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. «Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового». |
Семейный кодекс РФ. Статья 12. Условия заключения брака. «1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста». |
Семейный кодекс РФ. Статья 27. Признание брака недействительным. «1. Брак признается недействительным при нарушении условий установленных статьями 12-14….» |
Время на выполнение этого задания – до 20 минут. Задания одинаковые для всех групп, поэтому при проверке его выполнения каждая из групп представляет только по одной норме права, не повторяя сказанного. Однако в случае, если мнения не совпадают, представитель от группы комментирует точку зрения группы.
В заключительной части урока учитель знакомит учащихся с понятием «отрасль права». Работая с текстами статей и разных нормативно-правовых актов, учащиеся уже косвенно получили представление о совокупности правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений (семейные, уголовные, трудовые). Теперь эти представления необходимо перевести на уровень понятия об отрасли права.
- Рефлексия – изменение собственных представлений с учетом новых знаний, интериоризация знаний.
Для закрепления и лучшего понимания материала урока можно предложить учащимся объяснить логическую схему.
Правовые нормы, записанные в тех или иных нормативно-правовых актах, лежат в основе правовой системы. Нормативно-правовые акты, в свою очередь, составляют отрасли права – совокупность актов, регулирующих какую либо сферу общественной жизнедеятельности. Наконец, отрасли права составляют систему права.
Вопрос учащимся:
А, что можно посоветовать (имя ученика), которого заинтересовал вопрос заданный в начале урока об ответственности тех, кто не бережет природу и окружающую среду
(ответы учащихся: открыть главу 26 Уголовного кодекса РФ или главу 7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, где сказано о том, как может быть наказан человек, который не бережет природу).
- Применение полученных знаний при решении практических заданий (карточки с дифференцированными заданиями).
Упражнение 1. Согласно статье 38 (ч. 3) Конституции, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
|
Упражнение 2. Определите гипотезу, диспозицию и санкцию в приведенных ниже правовых нормах: |
Упражнение 3. Ознакомившись со статьей 35 Конституции РФ, частью 1 статьи 158 и статьей 20 Уголовного кодекса РФ, самостоятельно составьте правовую норму, которая будет содержать все необходимые элементы, т. е. гипотезу, диспозицию и санкцию. |
Упражнение 4. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. 1) классификация правовых норм, 2) материальное право, 3) процессуальное право, 4) управомочивающие нормы, 5) обязывающие нормы |
Упражнение 5. Ученица 11 класса, сравнивая нормы права, возникшие при разложении первобытного общества, и нормы обычая, игравшие в эпоху первобытности основную роль в обществе, назвала ряд особенностей правовой нормы, отличающие ее от норм обычая. Какие из перечисленных признаков относятся только к правовым нормам? Запишите цифры, под которыми они указаны.
|
- Домашнее задание
Проанализировать схему и прокомментировать признаки нормы права
ТЕМА 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Сегодня я рано вышла из дома. На улице возле крыльца я встретила соседа, с которым мы поговорили о введении нового 5%-ного налога с продаж и о том, как это на всех нас отразится. Затем в киоске я приобрела любимый «Cosmopolitan» - женский журнал. Войдя в маршрутку, я передала деньги водителю за проезд. Затем я пришла на работу и провела уже три урока. После работы я обязательно зайду к своему брату и верну диск с фильмом, который взяла к него неделю назад. И т.д.
- С кем по вашему мнению я сегодня вступила в отношения?
- Что послужило поводом для возникновения этих отношений?
Ответы фиксируются на доске в виде следующих смысловых пар:
- Сосед – общение
- Киоскер – покупка журнала
- Водитель – плата за проезд
- Учащиеся – проведение уроков, труд, работа
- Брат – возврат имущества, которое было взято во временное пользование.
Далее учитель предлагает выделить отношения, которые чем-то похожи. Обычно дети выделяют отношения, связанные с имуществом. Только после этого учитель формулирует цель урока, называет и записывает тему урока.
Урок 1-2. Юридические факты. Основания возникновения правоотношений
Цели урока:
После изучения темы учащиеся должны:
- знать, что такое правоотношение, и понимать его отличие от других видов общественных отношений;
- уметь различать юридические факты, анализируя конкретные жизненные обстоятельства;
- видеть логические взаимосвязи следующих понятий: правоотношение, субъект, объект, содержание правоотношения, юридические факты, события и действия;
- грамотно пользоваться основными понятиями урока при решении учебных заданий воспроизводящего и творческого уровней;
- решать учебные задачи по разрешению правовых споров с лицами, не достигшими 16 лет.
1. Занятие можно начать, использовав известный прием актуализации юридических знаний. Пусть ребята вспомнят, что такое правовая норма, и подумают, как правило, записанное в нормативно-правовом акте, может стать действенным и проявить себя (норма права проявляет свою сущность, становясь динамичной в конкретном поведении людей).
Класс делится на две группы. Пусть те ученики, которые оказались в первой группе, приведут пример любого общественного отношения, не урегулированного правовыми нормами, участником которого им довелось быть. А представители второй группы подберут примеры общественных отношений, которые урегулированы нормами права.
Обсуждение подведет учащихся к выводу о том, что право регулирует не все сферы общественных отношений между людьми, а только их часть.
- Далее учащимся предлагаются проблемные задания такого типа:
- Подумайте, что было бы, если бы право регулировало все сферы общественных отношений. (Возможный вариант ответа: такое правовое регулирование общественной жизни чревато тоталитаризмом и диктатурой. Закон превращается в насилие над личностью. Он регламентирует каждый шаг человека и делает его пассивным, безынициативным «винтиком» государственной машины принуждения.)
Подумайте, что было бы, если бы право имело слишком зауженную сферу правового регулирования общественных отношений. (Возможный вариант ответа: такой путь воздействия права на нашу жизнь чреват неблагоприятными последствиями. Так появляется хаос, беспорядок.)
Резюмируя ответы, уместно пояснить, что изучение того, как воздействует право на общество, а также сущности правоотношений, в которых мы участвуем, занимается одна из фундаментальных наук юриспруденции – теория государства и права.
Рассматривая примеры различных правоотношений большинство учеников самостоятельно приходят к выводу о том, что любое правоотношение обладает определенными признаками, которые носят общий характер. Эти признаки ребята вычленяют сами.
- все правоотношения являются частью общественных отношений;
- поведение участников любых правоотношений регулируется правовыми нормами;
- правоотношения всегда охраняются государством.
Анализируя различные правоотношения, учащиеся не могут не заметить, что это юридическое понятие имеет одинаковую структуру. В любом правоотношении есть субъекты и объект. Содержание правоотношений составляет совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются субъекты – участники правоотношений.
- В качестве закрепления материала можно предложить для обсуждения проблемный вопрос: что, по мнению учеников, главное в содержании правоотношения (Варианты ответов: права; обязанности; составные части равнозначны, и нельзя выделить, что-то одно главное). В конце обсуждения следует пояснить, что в содержании правоотношения важнее права, поскольку только управомоченным участник правоотношений становится инициатором этих отношений.
- Вопрос о том, что является основанием возникновения правоотношений в обществе, учитель раскрывает в небольшой лекции о юридических фактах. Основные понятия: события, действия (правомерные: юридические акты и поступки; неправомерные: преступления и проступки (дисциплинарные, административные и гражданско-правовые)).
- Материал лекции можно закрепить в форме игры. Любой юрист должен уметь работать с фактами. Предложите учащимся проверить свою готовность к этой работе.
Класс делится на три группы, каждая получает свое задание. На его выполнение отводится до 10 минут.
1-я группа должна составить текст рассказа в жанре детектива, в котором отдельные факты приводят к правовым последствиям. |
2-я группа получает задание составить текст рассказа в юмористическом жанре. В рассказе должны встречаться обстоятельства, порождающие возникновение, изменение и прекращение правоотношений. |
3-я группа учеников – эксперты. Проанализировать рассказы ребят с юридической точки зрения, выделив юридические факты и те правоотношения, основанием которых они выступили |
Эксперты самостоятельно составляют модель классификации юридических фактов во время работы 1 и 2 групп, поэтому в эту группу целесообразно включить наиболее подготовленных учащихся, что даст им возможность работать на повышенном уровне.
Данную схему ученики третьей (экспертной) группы представляют на большом листе бумаге (или на доске). После выступления представителей первой и второй групп эксперты оценивают рассказы ребят, обращаясь к схеме.
- Применение полученных знаний при решении практических заданий (карточки с дифференцированными заданиями)
Упражнение 1. Отметьте, какие из перечисленных ниже общественных отношений являются правоотношениями: |
Упражнение 2. Определите, какие из перечисленных юридических фактов являются событиями, а какие действиями: |
Упражнение 3. Выпишите из данного ниже перечня, что является юридическими актами, а что юридическими поступками: |
Упражнение 4. В семье Романовых замечательное событие. Олегу исполнилось 18 лет. |
Упражнение 5. Сидоровы застраховали принадлежащий им дом, а он вскоре сгорел из-за попадания молнии. |
- Домашнее задание. Классификация правоотношений (составить и привести примеры)
1. По функциям права | - регулятивные (гражданские, трудовые, семейные) |
- охранительные (уголовные, административные) | |
2. По характеру обязанности | - активного типа (совершить определенные действия) |
- пассивного типа (воздержаться от нежелательных действий) | |
3. По степени определенности субъектов | - абсолютные (отношения собственности) |
- относительные (покупатель и продавец) | |
4. По отраслям права | - конституционно-правовые (отношения гражданства) |
- административно-правовые (отношения по взиманию и уплате налога) | |
- гражданско-правовые (отношения купли-продажи вещи или ценных бумаг) | |
- трудовые (отношения по трудовому договору) | |
5. По субординации в правовом регулировании: | - материально-правовые |
- процессуально-правовые | |
- процессуально-регулятивные | |
- процессуально-охранительные | |
6. По субъектам: | - между субъектами федерации |
- между гражданами государства | |
- между гражданином и государством | |
- между юридическим лицом | |
- между государственными органами | |
- между органом государства и служебными лицами | |
7. По количеству субъектов: | - простые |
- сложные | |
8. По распределению прав и обязанностей между субъектами: | - односторонние (договор дарения, займа) |
- двусторонние (договор купли-продажи) | |
9. По волеизъявлению сторон: | - договорные |
- управленческие | |
10. По сроку действия: | - кратковременные |
- долговременные |
Урок 3-4. Субъекты права. Правоспособность и дееспособность.
Вечером на улице к учащимся девятого класса Николаю и Михаилу подошли шесть подростков и попросили закурить. Ребята ответили, что они не курят. Тогда их избили и отобрали деньги. Через час все шестеро уже давали объяснения в отделении милиции. А через некоторое время состоялся суд.
«Как же так? — спрашивала мать Николая сидящую рядом сестру Михаила. — Ведь наших ребят били все шестеро. А на скамье подсудимых — только двое. Вон тот, который сидит в клетчатой рубашке, по словам моего сына, самый активный был. А он и еще трое — свидетели. Как же так?»
Цели урока:
После изучения темы учащиеся должны:
- знать, кто может быть субъектом отношений, урегулированных правом;
- понимать сущность таких юридических понятий, как «правоспособность» и «дееспособность»;
- уметь давать определения таким понятиям, как «субъект правоотношений», «физическое лицо», «юридическое лицо», «эмансипация»;
- знать особенности правового статуса несовершеннолетних – участников различных правоотношений;
- получить навыки работы с правовыми источниками.
1. При объяснении материала данного урока важно иметь в виду, что основные понятия урока, такие, как «субъект права», «правоспособность», «дееспособность», - это понятия теории права. «Субъект права» - единое понятие для всех отраслей права. Ключевые понятия данной темы – «правоспособность» и «дееспособность» юридических и физических лиц. «Положение о правоспособности и дееспособности» изложено в Гражданском кодексе РФ, где определяются правоспособность и дееспособность граждан (физических лиц) и юридических лиц. Однако в каждой отрасли права эти понятия имеют свои особенности, обусловленные спецификой сферы той или иной отрасли. В частности, досрочное признание гражданской дееспособности физического лица не означает, что гражданин имеет право реализовать свои избирательные права. Правоспособность и дееспособность гражданина по трудовому праву наступает по общему правилу с 15 лет. К уголовной ответственности за некоторые преступления могут быть привлечены несовершеннолетние, достигшие 14 лет. Таким образом, в отношении физических лиц имеются различия по возрасту, с которого на них распространяется действие соответствующего законодательства.
Учащиеся уже знакомы с таким важным юридическим понятием, как «правоотношение», и структурой правоотношения, поэтому рассмотрение вопросов данной темы необходимо начать с повторения его определения. В качестве иллюстрации правоотношений можно обратиться к литературным персонажам, например, вспомнить рассказ «Злоумышленник», написанный А.П. Чеховым.
«Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чесаных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос.
– Денис Григорьев! – начинает следователь.– Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на сто сорок первой версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?
– Чаво?
– Так ли все это было, как объясняет Акинфов?
– Знамо, было…..
- Для чего ты отвинчивал гайку?
– Коли б не нужна была, не отвинчивал бы,– хрипит Денис, косясь на потолок.
Тысяча восемьдесят первая статья Уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье... понимаешь? знал! А ты не мог не знать, к чему ведет это отвинчивание... он приговаривается к ссылке в каторжные работы….»
Вопросы к учащимся: о каких правоотношениях идет речь? Кто является субъектами правоотношения в описанной ситуации? Поясните структуру правоотношения на этом примере.
Далее уместно объяснить «Субъекты права» и предложить учащимся высказать свои предположения о том, какие признаки имеют индивидуальные субъекты или физические лица, выделяющие их в мире права.
Ответы учащихся: каждое физическое лицо имеет свое имя, место жительства.
Далее учитель рассказывает, что такими же признаками обладает и юридическое лицо, поясняет значение этого понятия, приводит примеры юридических лиц и переходит к рассмотрению ключевых понятий темы – «правоспособность» и «дееспособность».
2. Организуется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, и на ее основе проводится ролевая игра. Ученикам предлагается подготовить телепередачу «До 16 и старше….». Для проведения передачи приглашаются эксперты-юристы. В их роли выступают наиболее подготовленные учащиеся, которые получают опережающее задание внимательно прочитать учебный текст параграфа о дееспособности несовершеннолетних и познакомиться со ст. 26-30 ГК РФ.
Герои передачи – ученик 9 класса Вася Иванов. История его жизни такова: «Иванов учится в обыкновенной школе и живет с родителями. Совсем недавно ему исполнилось 14 лет. Родители привыкли считать его маленьким, и он постоянно выслушивает в свой адрес назидательные речи. Иванову же хочется быть самостоятельным, купить машину, компьютер, устроиться на работу. На день рождения дедушка дал ему денег, на которые можно купить компьютер, но родители против того, чтобы их сын самостоятельно распоряжался этими деньгами. Они считают, что Иванов недееспособный, а поэтому делать сам ничего не может».
В передаче принимают участие родители Иванова. Учащиеся, играющие эту роль, внимательно анализируют учебный материал и самостоятельно формулируют вопросы экспертам. Гости передачи (в этой роли выступают все оставшиеся ученики) задают вопросы экспертам о правовом положении несовершеннолетних.
Вопросы могут быть, например, такими:
- Что вправе делать самостоятельно в гражданских правоотношениях те, кто еще не достиг 18 лет?
- Кто такие малолетние?
- Почему у несовершеннолетних особая дееспособность?
- Что означает слово «эмансипация»?
Гости передачи вместе с экспертами обсуждают проблемы главного героя и дают консультации по разрешению спорной ситуации. В случае если эксперты будут не в состоянии дать верный ответ, на помощь приходит учитель.
Приблизительные варианты вопросов гостей передачи (их может предложить учитель):
- Мой 6-летний брат Олег всегда сам покупал в магазине хлеб. Говорят, что закон предоставляет полную дееспособность лишь тем, кто достиг 18 лет, а значит, Олег не может участвовать ни в каких сделках купли-продажи. Так ли это?
- Где записаны правила, которых следует придерживаться ребятам от 6 до 14 лет, участвующим в определенных сделках?
- Мой 32-летний сосед потерял обе ноги в результате автомобильной катастрофы. Теперь он инвалид, Могут ли его ограничить в дееспособности?
- Дедушка подарил своей внучке 5-ти лет дачу. Теперь у девочки есть право собственности на дом. Может ли девочка продать свой дом?
3. Для закрепления материала учащимся можно предложить составить логическую схему взаимосвязи изученных понятий и раскрыть сущность одного из них, а также найти и исправить все юридические ошибки, специально допущенные в тексте.
«В 12 лет Олег стал собственником квартиры, которая была завещана ему бабушкой. Собственник может распоряжаться тем имуществом, которое ему принадлежит. Олег продал квартиру Виктору. Все документы нотариус заверил.
Имея деньги, Олег решил заняться предпринимательством. Его родители не возражали, и по решению органа опеки и попечительства он был объявлен правоспособным….»
Вопрос учащимся:
Теперь, когда вы знаете основные положения закона о субъектах права, в том числе о субъектах уголовного права, о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, вы можете догадаться, почему на скамье подсудимых только двое.
Понесут ли наказание остальные четверо участников данного преступления?
(Их дело будет рассматривать комиссия по делам несовершеннолетних, и скорее всего их отправят учиться в спецшколу).
4. Применение полученных знаний при решении практических заданий (карточки с дифференцированными заданиями)
Упражнение 1.
Пятнадцатилетний Олег работает на заводе. В последнее время его родители стали замечать, что всю свою заработную плату он расходует на покупку видеокассет, т. е. тратит денежные средства неразумно.
Могут ли родители ограничить право Олега самостоятельно распоряжаться своим заработком? Какой орган может ограничить, право Олега?
Упражнение 2.
Ивану 16 лет. По решению органа опеки и попечительства он объявлен полностью дееспособным, потому что в 15 лет Иван начал заниматься предпринимательской деятельностью — сбором лекарственных трав и растений. В связи с особым родом своих занятий Иван решил купить дом в деревне.
Имеет ли он на это право?
Упражнение 3.
Трое ребят, среди которых был 14-летний Игорь, украли из кабинета математики своей школы видеомагнитофон. Мальчиков привлекли к уголовной ответственности.
«Да как же это! — плакала мать Игоря в кабинете следователя. — Он еще маленький, у него даже паспорта нет. А мне сказали, что дееспособность наступает по достижении 18 лет. Значит, вы не можете привлекать его к уголовной ответственности».
Права ли мать Игоря?
Упражнение 4.
Малолетний Николай до позднего вечера мог гулять по улицам, иногда курил, соседи часто жаловались на его поведение: то стекло разобьет, то белье с веревок в грязь скинет. Однако родители Николая не обращали внимания на жалобы соседей, не осуществляли должного надзора за поведением своего сына. Как-то прохладным осенним вечером Николай, гуляя по улице, замерз и решил погреться. Он залез в сарай, принадлежавший живущему по соседству Ивану Сергеевичу Котову, и развел внутри костер. Сарай, находившиеся в нем дрова, заготовленные Иваном Сергеевичем на зиму, и инструменты, которые он хранил в сарае, сгорели.
Будет ли малолетний Николай отвечать за вред, причиненный Ивану Сергеевичу? Если нет, то кто будет отвечать за причиненный Николаем вред?
Кто будет продолжать выплачивать Ивану Сергеевичу денежные средства за причиненный вред после того, как Николаю исполнится 18 лет?
Упражнение 5.
В 16 лет Иванова вступила в брак. Через год она расторгла брак, после чего продала автомобиль, подаренный ей отцом. Отец подал в суд иск о признании акта купли-продажи недействительным, обосновав иск тем, что, будучи несовершеннолетней, Иванова не вправе совершать подобные сделки.
Имеет ли упомянутый договор купли-продажи юридическую силу? Ответ обоснуйте.
5. Домашнее задание. Придумать задачи, для решения которых необходимо опираться на закон.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Используя различные методы обучения, мы совершаем определенные действия, которые направлены на то, чтобы решить поставленные задачи.
Методический прием — это частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права. Так, учитель формулирует перед обучаемыми определенную проблему, предлагает подумать над рядом проблемных вопросов и т. д.
Многие юридические дефиниции (право, правонарушение, ответственность и др.) учитель раскрывает путем объяснения. Этим понятием называют важный прием изложения правовой теории. Объясняя материал, учитель права показывает смысл изучаемых правовых явлений, взаимосвязь его составляющих, представляет оценки, выводы.
При решении правовых задач, в которых требуется разобраться в случившемся, установить суть дела и дать верное пояснение, используется прием рассуждения. С его помощью разъясняются отдельные положения, которые подводят учеников к выводам, заключениям.
В процессе правового обучения большую роль играют интеллектуальные умения учеников, которые изменяются в зависимости от их возраста. Школьники третьей ступени обучения (10—11 классы) должны уметь разъяснять ведущие правовые понятия, обобщать правовые явления, анализировать источники права, осуществлять сравнительную характеристику правовых явлений, составлять важные юридические документы, готовить доклады, проводить мини исследования по теме и проч.
В систему приемов умственной деятельности при изучении правовых понятий необходимо включать приемы словесно-понятийного мышления. Это: анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, выявление существенного, формулирование выводов, приемы воображения и запоминания.
Анализ — это мысленное расчленение определенного целого явления на отдельные его составляющие. Синтез предполагает обратное: создать на базе отдельных элементов образ целого.
Например, школьники изучают понятие «Преступление». Учитель права показывает им, что определенное противоправное поведение человека, имеющее признаки преступления, можно мысленно разделить на такие составляющие, как: субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона. Далее ученики мысленно анализируют конкретную правовую ситуацию, отвечают на вопросы.
При изучении теоретических вопросов используют сравнение. Оно позволяет выделить общее и отличное в изучаемых правовых понятиях.
ПАМЯТКА 1. Выделите главные общие признаки изучаемых явлений. 2. Выдели основные вопросы, по которым будете осуществлять сравнение. 3. Определите, чем различаются явления. 4. Сформулируйте вывод, дайте пояснения по окончании сравнения. |
В 10 классе школьники сравнивают разные социальные нормы. При этом особо выделяют нормы морали и права. Они определяют, что данные понятия лучше сравнивать по таким вопросам (в неподготовленном классе вопросы для сравнения учитель формулирует сам): где существуют, как вступают в силу, кем создаются, в чем выражены, каковы последствия несоблюдения и проч. Далее выделяется общее (эти нормы регулируют общественные отношения, связаны с сознательной деятельностью людей и т. д.), а также отличия (нормы морали в общественном сознании, а нормы права выражены в источниках и проч.). Вывод после изучения данного вопроса таким путем школьники делают сами (нормы права и морали взаимосвязаны между собой, отражают интересы и потребности людей в организованном спокойном обществе, являются регуляторами общественной жизни и т. д.).
Используя сравнение, лучше всего создавать схемы, таблицы.
Для того чтобы разобраться в сущности правового понятия, явления, в методике используют прием доказательства. Ученики высказывают определенное положение. Чтобы его обосновать, необходимо подобрать аргументы, которые и будут являться доказательством высказанного.
ПАМЯТКА 1. Выскажите мысль, которая требует доказательств (предварительно разберитесь в ее сущности). 2. Подберите аргументы, которые подтверждают эту мысль. 3. Сделайте вывод. |
В методике обучения праву выработаны специальные приемы работы с учебником. На основе текста книги, учебника школьники могут составлять развернутый план урока. Данный прием способствует формированию умений для выполнения заданий части С в ЕГЭ по обществознанию.
ПАМЯТКА — прочитать весь текст параграфа; — разделить текст на отдельные части по смыслу; — озаглавить части параграфа, выделив их главную мысль. |
Школьники должны приучаться выделять главное и второстепенное (дополнительное) по теме, грамотно и четко формулировать названия выделяемых абзацев.
Используя методику критического мышления, выделяют отдельные этапы обучающего процесса на одном уроке. На первой стадии — «вызова» — исходит актуализация тех знаний, которыми обучаемые уже обладают. С этой целью обучаемым предлагают ответить на определенные вопросы, путем «мозгового штурма» предложить различные варианты решения проблемы или определения понятия. Ученики высказывают свое мнение по вопросу в течении 2 минут. Все ответы записываются. Затем отбираются наиболее рациональные. Вторую стадию называют «осмысление». На этом этапе обучаемые изучают новые понятия, осмысливают информацию новой темы урока. Изучая, например, теоретические аспекты права, школьники могут успешно работать с текстом книги или источника. Здесь предлагается использовать прием «ИНСЕРТ», или пометки на полях. Знаком «У» обозначают информацию, которая уже хорошо известна ребятам. Сведения же, которые оказались новыми и изменяют представления о чем-то, можно обозначить знаком «—». Абсолютно новая информация, которая вызывает интерес, помечается знаком «+». Отдельно выделяют то, о чем хотелось бы узнать побольше, обозначив знаком «?». На основе работы с текстом выстраивается таблица. Третий этап получил название «рефлексия». Здесь ученики осмысливают то, что было изучено, выражая свое мнение в форме выступлений, групповых обсуждений или составляя схемы, содержательные модели. Свои мысли можно оформить в виде эссе (мини-сочинения).
Также на уроках целесообразно предлагать учащимся решение правовых задач (например, по теме «Правонарушения»). «Вовремя перемены, когда все ребята вышли из класса, ученица 5 класса Иванова Л. открыла сумку своей подруги и вытащила из нее красивую шариковую ручку. Можно ли считать поступок школьницы преступлением?». Далее учитель просит найти и прочитать извлечение из Уголовного Кодекса РФ, ст. 14, в которой определена дефиниция преступления. Учащимся отводится на выполнение задания 6 минут, в течение которых они анализируют инцидент, нормы закона и составляют схему понятия «преступление», обозначив его существенные признаки, указанные в законе.
В такой ситуации можно использовать следующие приемы. Во-первых, с помощью приема рассуждения выясняются причинно-следственные связи, раскрывается соотношение того, что произошло, с понятием «преступление». Одновременно можно вычерчивать логическую схему. Ученики читают статью УК РФ и вычленяют главные признаки понятия «преступление». Они составляют изображение понятия в виде рисунка, схемы. За приемами учебной работы скрыты приемы умственной деятельности. Здесь ученики с помощью приемов анализа и доказательства решают задачу. Они приходят к выводу о малозначительности и неопасности поступка ученицы, показывая, однако, что Иванова поступила неправомерно. Так, ученики работают с печатным текстом, учатся его анализировать и вычленять главные идеи.
Особый интерес представляют приемы работы с прессой на правовые темы. Так, при изучении отраслей права на уроках в старших классах можно предложить ученикам проанализировать статьи отдельных газет, которые учитель подбирает заранее. Такая работа проходит по группам. Ученики читают материал, делают необходимые выписки и вырезают статьи. Школьники группируют материал средств массовой информации по отраслям: уголовное право, трудовое право, гражданское право и т.д. Далее представители групп делают небольшое выступление о результатах работы.
Учитель, как организатор данной работы, знакомит учеников с правилами анализа правовой информации в статьях газет.
ПАМЯТКА 1. Прочтите внимательно главные статьи газеты. Выбери те, которые необходимы. 2. Подумай, о каких правовых нормах идет речь? Вспомните эти правила. 3. Проанализируйте ситуацию. Если правила нарушены, то каковы причины этого? 4. Выскажите свое мнение по содержанию материала. 5. Сделайте вывод. |
Большую результативность в правовом обучении показывает так называемая методика вне контекстных операций с базовыми правовыми понятиями. Она включает в себя разнообразные методические приемы работы с понятиями и весьма полезна и при диагностировании степени усвоения содержания материала, и при его систематизации.
Вне контекстные понятия — это те слова, которые учитель или ученик выделяет из текста параграфа, раздела учебника, книги по определенной теме. В этих понятиях концентрируется основной смысл изучаемого материала. Их можно назвать главными, базовыми словами темы. В некоторых учебниках по праву основные понятия к теме выписаны авторами в начале или в конце параграфа.
Например, к теме «Право в системе социальных норм» представлены такие понятия: социальные нормы; правовые нормы; ответственность; мораль.
Учитель просит выписать понятия темы в тетрадь, затем показать наглядно, как эти понятия связаны между собой.
Ученики рисуют в виде логических цепочек, кружков, отдельной схемы и т. д. модель взаимосвязи понятий.
Представить правильную модель взаимосвязи понятий ученик может лишь тогда, когда он разобрался в теме. Такая работа осуществляется при закреплении изученного материала. К моделям учитель формулирует дополнительные вопросы, задания. Такая работа может проводиться на контрольно-обобщающих уроках, когда необходимо систематизировать знания, проверить степень усвоения материалов разных тем.
Любое юридическое понятие, не включенное в текст, вызывает у человека определенный круг ассоциаций. Предположим, понятия «диспозитивная норма» или «альтернативная санкция» может разъяснить не каждый. Один обучаемый даст очень поверхностное и приблизительное разъяснение этим сочетаниям слов. Другой же представит четкие пояснения, укажет ассоциативные связи и подробно раскроет содержание темы в рамках этого понятия. Это зависит от обученности человека и развитости у него понятийного мышления. Исследования показали, что операции с понятиями могут выступать методами не только диагностирования знаний, но и средствами развивающего обучения. Посредством такой методики у школьников создается целостное, обобщенное представление о содержании изучаемого правового курса. Развивается абстрактно-логическое мышление, ведь работа с понятиями позволяет проследить причинно-следственные связи многих правовых ситуаций, которые не поддаются чувственному, наглядному познанию. Используя методику вне контекстных операций с ведущими правовыми понятиями, мы способствуем формированию эвристического мышления, создавая прочную основу для дальнейшей творческой работы любого школьника. Активизируется и познавательная деятельность обучаемого, который вооружается эффективными способами самоподготовки и самоконтроля.
В рамках такой работы можно предложить простые операции с изученными юридическими конструкциями: узнавание термина, определение его понятия, раскрытие содержания и объема понятия, установление связей такого понятия с вышестоящими и нижестоящими понятиями, раскрытие практических действий, которые можно осуществлять с этим понятием. Целесообразнее обратить внимание и на более сложные виды работ: показ того, как толкуют понятие различные авторы, объяснение генезиса этого понятия, умение разъяснить, как используется это понятие в других науках, отыскание синонимов этого понятия и проч. В процессе такой диагностики обучаемые выстраивают терминологические модели, блок-схемы, в которых отражаются логические взаимосвязи базовых понятий.
Отдельная группа заданий может быть посвящена проверке умений выделять существенные признаки тех или иных явлений. Так, обучаемые, пользуясь методом абстрагирования, а также сравнительно-юридическими операциями, определяют, например, отличительные признаки актов применения права от нормативно-правовых актов.
Вне контекстные операции с базовыми юридическими понятиями позволяют усилить логику изложения предмета, повысить уровень наглядности изучаемого материала.
В процессе работы ученики должны построить из терминов, которые даны заранее, модели, где отражаются логические взаимосвязи базовых понятий.
ЗАДАНИЕ 1. Понятия: право, норма, гипотеза, санкция, диспозиция, гражданское право, частное право, публичное право, уголовное право, сделка, преступление. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПОНЯТИЯМ: 1. Дать определение понятия «право», раскрыть его содержание и сопоставить с понятием «закон». 2. Выделить термины, отражающие систему права, и расположить их в дедуктивном порядке. 3. Найти в списке термины, отражающие систему права, и расположить их в индуктивном порядке. 4. Составить схему, отражающую взаимосвязь этих понятий. Обосновать свой подход. |
ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ МОГУТ БЫТЬ ТАКИМИ:
1. Право система общеобязательных правил поведения, формально выраженных в источниках, обеспеченных принудительной силой государства. Его содержание создается в обществе. В тоталитарных странах государство диктует свою волю населению, а потому законы могут носить неправовой характер. Разве можно назвать правовым бывший Закон СССР о детском расстреле или положение УПК о том, что главным доказательством виновности человека в содеянном является его собственное признание? Все это примеры истории прошлых лет.
Закон это высший юридический акт государства, в котором и выражается право.
Схема представляется наоборот, начиная с «нормы права».
Также целесообразно использовать на уроках определенное эмоциональное воздействие на ученика посредством сюжетного рассказа о каком-то правовом конфликте, действии юридических правил в прошлом и т. д. Это побуждает учеников задуматься, обратить внимание на отдельные признаки правового явления.
Таким образом, методические приемы составляют структуру метода, представляя собой пошаговые единичные операции, которые выполняют учитель и ученик, реализуя тот или иной метод обучения праву.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [Л. Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.]; Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2006. – 270 с.
2. Обществознание: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 351 с.
3. Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые ситуации, проблемные задания / авт.-сост.: С.А. Зимина, Т.А. Корнева, Т.А. Шарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Планета, 2012
4. Практикум по обществознанию: Политика. Право.: подготовка к выполнению заданий А, В, С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 11 класс (базовый уровень)
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 11 класс (базовый уровень)...
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень)
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полно...
урок обществознания 11 класс (базовый уровень) "Правовое регулирование занятости и трудоустройства"
урок обществознания с использованием элементов ТРКМ...
Проверочная работа по обществознанию 10 класс, базовый уровень.
Проверочная работа по обществознанию 10 класс....
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень)
Данная рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование, а так же проверочный материал (тесты) к урокам обобщения....
Тематическое планирование по обществознанию. 11 класс Базовый уровень (68 часов) к учебнику 2013 г, авторов А.И. Кравченко, Е. А. Певцова.
Тематическое планирование по обществознанию. 11 класс. Базовый уровень (68 часов) к учебнику 2013 г, авторов А.И. Кравченко, Е. А. Певцова....
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень) + календарно-тематическое планирование...