Из опыта преподавания
план-конспект урока по праву на тему

Савина Юлия Владимировна

Практикум по обществоведению для 11 класса по теме:

«Предпринимательская деятельность»

решение правовых задач основанных на анализе Конституции РФ

 

Повторительно-обобщающий урок по правоведению в 9 классе по теме: «Трудовое право».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_po_pravu.doc23.31 КБ
Microsoft Office document icon urok_trudovoe_pravo.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум по обществоведению для 11 класса по теме:

«Предпринимательская деятельность»

Задания

1.        Прочтите статьи Конституции с 34-й по 37-ю.

  1. Придумайте   ситуации,   в   которых знание   этих статей облегчает человеку планирование своей хозяйственной деятельности.
  2. Найдите в напечатанных выше статьях положения,   отмена  которых  сделает невозможным такое планирование.

Статья 34

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

  1. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  2. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4.Право наследования гарантируется.
         

 Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

  1. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  2. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

            Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и
гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже
установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право
на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с
использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая
право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.



Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по правоведению в 9 классе по теме: «Трудовое право».

Цели урока:

- закрепить знания, полученные при изучении темы «Трудовое право;

- формировать четкие представления об основных институтах и понятиях трудового права;

- способствовать развитию навыков практического применения полученных знаний в различных ситуациях в сфере трудовых правоотношений;

- развитие аналитических умений, навыков работы с источниками права («Конституция РФ», «Трудовой кодекс РФ», «Закон о занятости населения в РФ»);

- развитие творческих способностей учащихся в ходе игровых моментов.

Оборудование и материалы:

- источники трудового права («Конституция РФ», «Трудовой кодекс РФ», «Закон о занятости населения в РФ»);

- карточки с индивидуальными заданиями (задачами) по трудовому праву;

- тесты по трудовому праву;

- трудовые контракты с ошибками для индивидуальной работы;

- на стенде «К уроку» вывешены основные понятия и термины по теме: «Трудовое право», образец трудового договора (контракта), брошюры Центры занятости, творческие работы учащихся – кроссворды по теме «Трудовое право», доклады.

Основные понятия и термины: трудовые правоотношения, трудоустройство, безработный, занятость, подходящая работа, трудовой договор (контракт), трудовая дисциплина, рабочее время, время отдыха, меры поощрения, меры взыскания. Основания прекращения трудового договора, трудовые споры.

Этапы урока

I. Оргмомент: объявляется тема урока, ставится совместная цель- практически закрепить знания по теме «Трудовое право».

II. Мотивация: право на труд является одним из основных прав человека, утвердившихся в ХХ в. Однако обеспечение права на труд связано также с обязанностями трудящихся. С трудовым законодательством приходится иметь дело каждому гражданину с того момента, как он реализовал свое право на труд. Наше занятие сегодня преследует две цели: 1) мы проверим уровень наших теоретических знаний по теме «Трудовое право»; 2) практически закрепим умения и навыки по реализации права на труд.

III. Повторение ранее изученного:

1. Одновременно идет работа нескольких учащихся с индивидуальными заданиями (тесты) и работа класса по решению игровой ситуации на тему «Трудоустройство» (учащиеся в парах разыгрывают следующие ситуации – «Присвоение статуса безработного». «поиск подходящей работы»). Игровая ситуация заключается в постановке проблемного задания классу – какие ошибки допустили участники ситуаций, как правильно поступить. По разрешении ситуации, учащиеся сдают индивидуальные задания-тесты.

2. Блиц-опрос (фронтальный) по теме: «Особенности трудовых прав несовершеннолетних»:

- С какого возраста подростки могут устраиваться на работу?

- Может ли работодатель отказать несовершеннолетнему в приеме на работу. Которая не требует специальных навыков и не связана с тяжелыми или вредными условиями труда?

- Обязателен ли испытательный срок при приеме на работу несовершеннолетнего?

- Какова продолжительность рабочего времени несовершеннолетних работников?

- Зависит ли оплата труда работников моложе 18 лет от сокращенной продолжительности рабочего времени?

- Какими льготами пользуются несовершеннолетние по времени отдыха?

3. Одновременная работа нескольких учащихся с индивидуальными заданиями (задачами) и работа класса по разрешению проблемных ситуаций по теме «Заключение и содержание трудового договора (контракта)».

4. Фронтальный блиц-опрос по теме «Расторжение трудового договора»:

- Приведите пример расторжения контракта по инициативе третьей стороны.

- Какие еще есть основания к расторжению трудового договора?

- Что такое прогул? Могут ли за него уволить?

- Какие могут быть дополнительные основания для прекращения трудовых отношений?

5. Одновременная индивидуальная работа нескольких учащихся (найти ошибки в контракте) и работа класса по разрешению проблемных ситуаций по теме «Прием на работу. Собеседование».

6. Фронтальный блиц-опрос на тему «Трудовые споры»:

- Какие бывают виды трудовых споров?

- Какие законодательные акты разрешают трудовые споры?

- Что такое забастовка? Разрешена ли она законом?

7. Игровая ситуация «Рабочее время» - несколько пар учащихся разыгрывают диалоги. Остальные учащиеся должны сказать, какие ошибки прозвучали в диалогах и как правильно.

IV. Итоги урока: отметить какие вопросы усвоили лучше, какие нет. Главную оценку ваших знаний вы получите в процессе реализации своих трудовых прав. Мы убедились на примерах, что знание работником и работодателем своих трудовых прав и обязанностей помогает регулировать трудовые отношения и снимает множество проблем. Все рассмотренные нами условия труда, меры социальной защиты работников должны обеспечиваться всеми работодателями, независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятий.

V. Домашнее задание: повторить основные понятия и термины по теме «Трудовое право». Дополнительное опережающее задание – подготовить сообщение по теме «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних», «Наказания для несовершеннолетних по уголовному праву», «Презумпция невиновности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Из опыта преподавания математики в 6 классе"

"Из опыта преподавания математики в 6 классе"Адаптация педагогической технологии Е.Б.Арутюнян, М.Б.Волович, Ю.А.Глазкова, Г.Г.Левитаса для комплектов средств обучения Н.Я.Виленкина, А.С.Чеснокова, С.И...

«Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ"

В данной работе представлена  система подготовки учащихся к сдаче экзаменов, которая включает в себя несколько направлений: создание банка тестовых заданий, освоение тестовых технологий, повышени...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )

Это небольшой опыт моей работы по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского педагогического университета Б.С.Дыхановой. Очень интересно было работать. Учила детей и училась ...

Из опыта преподавания немецкого языка как второго иностранного

         Владение иностранным языком открывает доступ к культурным и научным ценностям других народов, обеспечивает установление с ними деловых и культурных связе...

Как повысить вычислительную культуру учащихся по подготовке их к ЕГЭ (Из опыта преподавания математики).

 Задачи первой части ЕГЭ на первый взгляд кажутся настолько простыми, что никакая подготовка к решению таких задач в старших классах школы не требуется. Однако результаты ЕГЭ показывают, ч...

Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА

В докладе  описывается  личный опыт подготовки учащихся к ГИА по математике....

Из опыта преподавания английского языка в медицинском училище

Описание своего опыта по преподаванию медицинского английского и методическое сопровождение предмета....