Из опыта преподавания
план-конспект урока по праву на тему
Практикум по обществоведению для 11 класса по теме:
«Предпринимательская деятельность»
решение правовых задач основанных на анализе Конституции РФ
Повторительно-обобщающий урок по правоведению в 9 классе по теме: «Трудовое право».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_po_pravu.doc | 23.31 КБ |
urok_trudovoe_pravo.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум по обществоведению для 11 класса по теме:
«Предпринимательская деятельность»
Задания
1. Прочтите статьи Конституции с 34-й по 37-ю.
- Придумайте ситуации, в которых знание этих статей облегчает человеку планирование своей хозяйственной деятельности.
- Найдите в напечатанных выше статьях положения, отмена которых сделает невозможным такое планирование.
Статья 34
- Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
- Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 35
1. Право частной собственности охраняется законом.
- Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
- Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4.Право наследования гарантируется.
Статья 36
1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
- Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
- Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и
гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже
установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право
на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с
использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая
право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок по правоведению в 9 классе по теме: «Трудовое право».
Цели урока:
- закрепить знания, полученные при изучении темы «Трудовое право;
- формировать четкие представления об основных институтах и понятиях трудового права;
- способствовать развитию навыков практического применения полученных знаний в различных ситуациях в сфере трудовых правоотношений;
- развитие аналитических умений, навыков работы с источниками права («Конституция РФ», «Трудовой кодекс РФ», «Закон о занятости населения в РФ»);
- развитие творческих способностей учащихся в ходе игровых моментов.
Оборудование и материалы:
- источники трудового права («Конституция РФ», «Трудовой кодекс РФ», «Закон о занятости населения в РФ»);
- карточки с индивидуальными заданиями (задачами) по трудовому праву;
- тесты по трудовому праву;
- трудовые контракты с ошибками для индивидуальной работы;
- на стенде «К уроку» вывешены основные понятия и термины по теме: «Трудовое право», образец трудового договора (контракта), брошюры Центры занятости, творческие работы учащихся – кроссворды по теме «Трудовое право», доклады.
Основные понятия и термины: трудовые правоотношения, трудоустройство, безработный, занятость, подходящая работа, трудовой договор (контракт), трудовая дисциплина, рабочее время, время отдыха, меры поощрения, меры взыскания. Основания прекращения трудового договора, трудовые споры.
Этапы урока
I. Оргмомент: объявляется тема урока, ставится совместная цель- практически закрепить знания по теме «Трудовое право».
II. Мотивация: право на труд является одним из основных прав человека, утвердившихся в ХХ в. Однако обеспечение права на труд связано также с обязанностями трудящихся. С трудовым законодательством приходится иметь дело каждому гражданину с того момента, как он реализовал свое право на труд. Наше занятие сегодня преследует две цели: 1) мы проверим уровень наших теоретических знаний по теме «Трудовое право»; 2) практически закрепим умения и навыки по реализации права на труд.
III. Повторение ранее изученного:
1. Одновременно идет работа нескольких учащихся с индивидуальными заданиями (тесты) и работа класса по решению игровой ситуации на тему «Трудоустройство» (учащиеся в парах разыгрывают следующие ситуации – «Присвоение статуса безработного». «поиск подходящей работы»). Игровая ситуация заключается в постановке проблемного задания классу – какие ошибки допустили участники ситуаций, как правильно поступить. По разрешении ситуации, учащиеся сдают индивидуальные задания-тесты.
2. Блиц-опрос (фронтальный) по теме: «Особенности трудовых прав несовершеннолетних»:
- С какого возраста подростки могут устраиваться на работу?
- Может ли работодатель отказать несовершеннолетнему в приеме на работу. Которая не требует специальных навыков и не связана с тяжелыми или вредными условиями труда?
- Обязателен ли испытательный срок при приеме на работу несовершеннолетнего?
- Какова продолжительность рабочего времени несовершеннолетних работников?
- Зависит ли оплата труда работников моложе 18 лет от сокращенной продолжительности рабочего времени?
- Какими льготами пользуются несовершеннолетние по времени отдыха?
3. Одновременная работа нескольких учащихся с индивидуальными заданиями (задачами) и работа класса по разрешению проблемных ситуаций по теме «Заключение и содержание трудового договора (контракта)».
4. Фронтальный блиц-опрос по теме «Расторжение трудового договора»:
- Приведите пример расторжения контракта по инициативе третьей стороны.
- Какие еще есть основания к расторжению трудового договора?
- Что такое прогул? Могут ли за него уволить?
- Какие могут быть дополнительные основания для прекращения трудовых отношений?
5. Одновременная индивидуальная работа нескольких учащихся (найти ошибки в контракте) и работа класса по разрешению проблемных ситуаций по теме «Прием на работу. Собеседование».
6. Фронтальный блиц-опрос на тему «Трудовые споры»:
- Какие бывают виды трудовых споров?
- Какие законодательные акты разрешают трудовые споры?
- Что такое забастовка? Разрешена ли она законом?
7. Игровая ситуация «Рабочее время» - несколько пар учащихся разыгрывают диалоги. Остальные учащиеся должны сказать, какие ошибки прозвучали в диалогах и как правильно.
IV. Итоги урока: отметить какие вопросы усвоили лучше, какие нет. Главную оценку ваших знаний вы получите в процессе реализации своих трудовых прав. Мы убедились на примерах, что знание работником и работодателем своих трудовых прав и обязанностей помогает регулировать трудовые отношения и снимает множество проблем. Все рассмотренные нами условия труда, меры социальной защиты работников должны обеспечиваться всеми работодателями, независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятий.
V. Домашнее задание: повторить основные понятия и термины по теме «Трудовое право». Дополнительное опережающее задание – подготовить сообщение по теме «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних», «Наказания для несовершеннолетних по уголовному праву», «Презумпция невиновности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Из опыта преподавания математики в 6 классе"
"Из опыта преподавания математики в 6 классе"Адаптация педагогической технологии Е.Б.Арутюнян, М.Б.Волович, Ю.А.Глазкова, Г.Г.Левитаса для комплектов средств обучения Н.Я.Виленкина, А.С.Чеснокова, С.И...
«Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ"
В данной работе представлена система подготовки учащихся к сдаче экзаменов, которая включает в себя несколько направлений: создание банка тестовых заданий, освоение тестовых технологий, повышени...
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )
Это небольшой опыт моей работы по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского педагогического университета Б.С.Дыхановой. Очень интересно было работать. Учила детей и училась ...
Из опыта преподавания немецкого языка как второго иностранного
Владение иностранным языком открывает доступ к культурным и научным ценностям других народов, обеспечивает установление с ними деловых и культурных связе...
Как повысить вычислительную культуру учащихся по подготовке их к ЕГЭ (Из опыта преподавания математики).
Задачи первой части ЕГЭ на первый взгляд кажутся настолько простыми, что никакая подготовка к решению таких задач в старших классах школы не требуется. Однако результаты ЕГЭ показывают, ч...
Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА
В докладе описывается личный опыт подготовки учащихся к ГИА по математике....
Из опыта преподавания английского языка в медицинском училище
Описание своего опыта по преподаванию медицинского английского и методическое сопровождение предмета....