«Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ"
статья по теме
В данной работе представлена система подготовки учащихся к сдаче экзаменов, которая включает в себя несколько направлений: создание банка тестовых заданий, освоение тестовых технологий, повышение профессиональной компетентности педагога, проведение спецкурсов по подготовке к ГИА и ЕГЭ и индивидуальных консультаций с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
«Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся
к ГИА и ЕГЭ»
Подготовка к школьным выпускным экзаменам и в особенности к ЕГЭ – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат.
У меня сложилась определенная система подготовки учащихся к итоговой аттестации. Большое внимание в своей работе уделяю самообразованию для грамотной и квалифицированной подготовки учащихся к ЕГЭ. Начиная с самого начала веду мониторинг ЗУНов учащихся по всем темам, начиная с 5 по 11 классы. Работа с детьми по ликвидации пробелов знаний, повышает успешность изучения математики. Программа предусматривает различные виды деятельности: организационно-методическую работу, повышение профессиональной компетентности педагога, изучение документов федеральных, региональных, муниципальных органов образования, федерального института педагогических измерений, работу с учащимися и их родителями.
Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. За последние годы школьный кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах с 5 по 11. Приобретены учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Составлять свои тестовые задания. В работе использую банк открытых задач, демонстрационные варианты, варианты репетиционных экзаменов.
Другое направление организационно-методической работы – освоение тестовых технологий. Использование этих технологий в практике позволяет мне существенно повысить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ. Задания в форме тестов имеют свои как положительные так и отрицательные стороны. Использование тестовой формы контроля не всегда даёт представление о качестве и глубине знаний, о математических способностях ученика. Тесты должны использоваться умело в соответствии с возрастными особенностями учащихся в нужном месте и определённых временных рамках. Сами тесты должны быть грамотными, поэтому я тщательно подхожу к их отбору и составлению, разумно сочетая традиционные и тестовые технологии. Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на припоминание.
Помимо этого активно использую тестовые технологии и во внеклассной работе. Например, в ходе проведения математической регаты, турнира эрудитов, в ходе других различных командных игр. Интернет-тестирования, тестирование «Кенгуру-выпускникам», международная математическая игра «Кенгуру» способствуют внедрению тестовых технологий и оказывают существенную помощь в подготовке к ЕГЭ.
Третье направление – повышение профессиональной компетентности педагога. Ежегодно я прохожу обучение на семинарах по подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Информационное обеспечение осуществляю через уголки подготовки к итоговой аттестации. В них размещаю положение об итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению, правила поведения на ЕГЭ, права учащихся во время проведения ЕГЭ, порядок проведения апелляции, советы учащимся и их родителям, демонстрационные варианты, кодификаторы, спецификации. На методических объединениях совместно с другими учителями математики проводим изучение нормативной документации. Неоднократно провожу родительские собрания совместно с учащимися, с приглашением администрации, психолога, учителей предметников. На них мы информируем родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ЕГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Оказываем ученикам и их родителям психологическую помощь в ходе подготовки и проведения аттестации.
Более подробно остановлюсь на формах работы в ходе непосредственной подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ. Провожу спецкурсы и индивидуальные консультации после уроков, в строго определённое время. Они охватывают как сильных учащихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки. Разбираем демонстрационный вариант и задачи из открытого банка, а также тестовые задания. Знакомлю с системой оценивания, даю советы по организации работы над тестом. Провожу тренировочные работы в классе, затем ученики самостоятельно работают над вариантами тестов дома, после проверки происходит разбор заданий, вызвавших затруднения. Ряд вопросов, таких как свойства функций, решение логарифмических неравенств, решение простейших тригонометрических уравнений, решение рациональных неравенств, использование оценки левой и правой частей уравнения вызывают серьёзные затруднения учеников. Над этими темами ведется более углубленная работа.
Многие ученики не понимают какую-либо тему из-за того, что информация, изложенная в их учебнике, не снабжена подробными объяснениями и примерами. Поэтому всегда имею под рукой еще два-три аналогичных пособия других авторов, ведь вполне возможно, что какой-либо раздел один из авторов объясняет лучше других. Задачников также использую несколько. В одних задания с подробными решениями, в других – только ответы на задания. В тех случаях, когда задание, приведенное без решения, у учащихся не получается решить даже после многочисленных попыток, предлагаю подобное задание, приведенное с подробным разбором решения. Ведь существуют задания, для выполнения которых требуется не столько теория, сколько знание приемов решения. Именно эти приемы помогаю усвоить из готовых решений.
Для экстренной подготовки использую решение тренировочных заданий по математике с параллельным погружением в теорию (по мере необходимости). Если времени на подготовку мало, то сначала пробуем решить задание, понять в чем состоят пробелы, а потом уже обращаемся к теории (то есть усиленное внимание обращаю на теоретические моменты, которые присутствуют именно в заданиях ЕГЭ). В то же время, стараюсь дать необходимый базовый набор знаний по каждому разделу. Считаю, что очень важно организовать тематическое повторение, в ходе которого происходит обобщение и систематизация изученного на более высоком уровне. Создаю единые представления о математических методах и подходах в решении различных задач. В наиболее сложных заданиях ЕГЭ объясняю ключевые моменты решения, и в объяснениях указываю, к примеру, свойства функций, а это как раз можно отнести к базе математических знаний первой необходимости.
Итак, основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий (их можно найти в разнообразных пособиях по ЕГЭ) с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Однако в условиях недостатка времени не всегда удается провести полноценную самостоятельную подготовку – перегруженному старшекласснику сложно каждый день выделять по нескольку часов на решение заданий. Но необходимо, чтобы подготовка была ежедневной, и в этом помогают дополнительные способы освоения теории, рассчитанные на занятия-пятиминутки. В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену и мне, как учителю и моим ученикам. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры по освоению стандартных процедур и обучению решению многоходовых задач. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя. Разрабатываю также задания с использованием анимации, фотографий и видеофрагментов. При создании и компоновке обучающих блоков учитываю, что дети по-разному воспринимают визуальную и звуковую информацию, по-разному анализируют задания, использующие формулы, схемы, текст и т.д. В тренировочных блоках одно и то же понятие закрепляю при выполнении заданий в виде словесных конструкций, заданий, требующих анализа числовых закономерностей в таблицах, анализа хода графиков и функций. В ходе выполнения обучающих блоков осуществляю фиксацию правильности выполнения заданий, числа попыток, времени выполнения задания и использования учащимся помощи.
В течение года провожу тренировочные, репетиционные работы внутри школы. Работы беру с официального сайта СТАТГРАД, где работы максимально приближены к новым стандартам. Стараюсь создать реальные условия проведения ЕГЭ. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.
Подытожить выше сказанное, можно сделать следующие выводы, что положительная динамика при изучении математики и сдачи ЕГЭ происходит за счет высокого профессионализма, хорошо сорганизованной работы учащихся, активное внедрение новейших технологий, такие как интерактивное обучение, информационно-коммуникативные технологии, а так же некоторые приемы и методики из коллективно-учебных занятий, индивидуально-ориентированного обучения. Хорошие результаты ЕГЭ по математике позволили выпускникам школы успешно решить свои жизненные планы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Из опыта преподавания математики в 6 классе"
"Из опыта преподавания математики в 6 классе"Адаптация педагогической технологии Е.Б.Арутюнян, М.Б.Волович, Ю.А.Глазкова, Г.Г.Левитаса для комплектов средств обучения Н.Я.Виленкина, А.С.Чеснокова, С.И...
Как повысить вычислительную культуру учащихся по подготовке их к ЕГЭ (Из опыта преподавания математики).
Задачи первой части ЕГЭ на первый взгляд кажутся настолько простыми, что никакая подготовка к решению таких задач в старших классах школы не требуется. Однако результаты ЕГЭ показывают, ч...
Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА
В докладе описывается личный опыт подготовки учащихся к ГИА по математике....
Из опыта преподавания математики в учителей МБОУ «Лицей №2» г. Дзержинский Московской обл. Айвазовой А.И. и Селивановой О.А.
Материал предназначен для учителей математики...
«Обобщение опыта работы учителей математики по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Часть 1. Вступительное слово. Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высок...
Из опыта работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике
В материале рассматриваются приёмы и методы работы учителя....
Доклад "Из опыта преподавания математики на уроках в 7Б и 8А классах в ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» на примере урока по теме «Обыкновенные дроби"
Доклад "Из опыта преподавания математики на уроках в 7Б и 8А классах в ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» на примере урока по теме «Обыкновенные дроби"...