Открытый урок по теме: «Грамотный потребитель»
классный час по праву (7 класс) по теме
. Урок – путешествие по статьям Закона РФ «О защите прав потребителей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_gramotnyy_potrebitel_v_ramkah_dekazhy_kachestvo.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме: «Грамотный потребитель»
Сегодня у нас заключительный урок. Урок – путешествие по статьям Закона РФ «О защите прав потребителей».
С одной стороны еще одна возможность поучиться, а с другой, - продемонстрировать знания, точность, интуицию, гибкость, виртуозность и талант.
«Потребители – это все мы», - заявил в Конгрессе 15 марта 1962 года Джон Кеннеди. И провозгласил 4 постулата – неотъемлемые права каждого из нас:
- Право на безопасность.
- право на информацию.
- Право на выбор.
- Право быть услышанным.
С тех пор на земле стало одним Всемирным праздником больше.
(блиц опрос)
-Кто же такой потребитель?
(Ответ: Это гражданин, имеющий намерения заказать либо приобрести, либо заказывающий, приобретающий и использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).
-Дайте определение термину потребности.
(Ответ: Это все то, что необходимо человеку для жизни).
-Какие виды потребностей вы знаете?
(Ответ: биологические, материальные и духовные).
-Какие потребности изучает экономика?
(Ответ: Экономика изучает только материальные потребности, то есть те, которые могут быть удовлетворены с помощью товаров и услуг).
-Что такое товар?
(Ответ: Это любая вещь, которая удовлетворяет ту или иную потребность).
-Что такое услуга?
(Ответ? Это вид деятельности, который удовлетворяет потребности людей).
Осуществим небольшой экскурс в историю потребительского законодательства. На дом вам было дано задание, подготовить небольшое сообщение по индивидуальным темам. Итак, прошу первым слово…
(Что же такое "потребительская культура"?
Потребительская культура - это совокупность исторически сложившегося уровня потребности человека, умение и возможность разумно удовлетворять эти потребности, степень развития законодательства и институтов защиты прав потребителей.
Еще древние римляне, сочинив множество законов на все случаи жизни, убеждали, что законами надо хотеть пользоваться. "Законы пишутся для бодрствующих".
В основе потребительской культуры выделяют триаду: хочу - могу - надо.
Хочу - это то, что человек хотел бы иметь и чем хотел бы пользоваться;
Могу - это то, что человек может иметь, чего он достиг;
Надо - это то, что человеку необходимо иметь.
Важнейшими слагаемыми потребительской культуры являются:
Осознание человеком рациональных потребностей, отвечающих уровню развития общества, уровня его материального производства и духовной культуры;
Определение и обоснованность прав и обязанностей потребителя;
Защита потребителя государством и другими организациями от неправомерных действий продавцов и производителей.
О "Качестве" продукции как решающем факторе влияния на поведение потребителя и стратегию изготовителя.
Многие страны во второй половине XX века сумели резко повысить уровень благосостояния своих граждан и свое влияние в мире. При этом был разрушен самый устойчивый миф о том, что богатеют те страны, у которых изобилие природных ресурсов: запасов полезных ископаемых, плодородных почв, обширных лесов и могучих рек. Ошеломляющий рывок в экономическом развитии совершила островная Япония, на практике подтвердив свою "философию качества".
В США всегда считалось, что высокое качество всегда связано с высокой ценой. Появление высококачественных японских недорогих товаров на американском рынке изменило это мнение, изменило представление об эффективном менеджменте в достижении качества.
Об истории потребительского движения за рубежом и в России.
Потребительское движение появилось в конце 20-х годов XX века в США.
Потребительское движение сегодня - это мощный фактор регулирования качества товаров и услуг, с которым считаются как производство и торговля, так и государственные органы. Этому движению покровительствует ООН. Ею разработаны "Руководящие принципы по защите интересов потребителя".
С апреля 1992 года с введением в действие Закона РФ "О защите прав потребителей" началась целенаправленная, организованная реализация государственной политики в этой сфере.
Закон "О защите прав потребителей", принятый Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992г., все активнее входит в нашу жизнь, все более признается населением, предпринимателями, государственными органами, судами. Сегодня уже нет ни одной газеты, радио- и телепередачи, где, так или иначе, не затрагивалась бы тема защиты прав и интересов потребителей. Данный закон касается повседневной жизни каждого, позволяет нам смелее вступать в борьбу за свои интересы.
Для чтобы права потребителей в нашей стране стали обычной вещью, необходимо изучать эти права, учиться ими пользоваться, уметь защищать себя и оказывать в случае необходимости помощь своим друзьям и близким. Несмотря на то, что потребительский рынок края развивается и приобретает все более цивилизованный характер, результаты мониторинга свидетельствуют о многочисленных фактах нарушений требований законодательства в сфере потребительского рынка.
Средний уровень нарушений в целом по Краснодарскому краю в 2008 году составил 77 %, в то же время в ряде муниципальных образований он значительно превышает средне краевой показатель.
Самый высокий процент нарушений имеют:
- -Мостовский район - 87 %,
- -Северский район - 85 %,
- -Кореновский район - 83 %,
- -Усть-Лабинский район - 84 %,
- -Красноармейский район - 83 %,
- -Павловский район - 82 %,
- -Крыловский район - 79 %,
- -Динской район - 77 %.
Ситуация на потребительском рынке этих районов улучшается медленно, нарушения на протяжении длительного времени не исправляются, к ним добавляются новые. Это подтверждает повторный мониторинг, проведенный в муниципальных образованиях края.
Так, администрация Павловского района в апреле 2008 года информирует об устранении нарушений, о наведении порядка на потребительском рынке, об усилении координирующей роли в работе с сельскими поселениями. Однако, повторный мониторинг проведенный в мае 2008 года показывает, что из 11-ти осмотренных объектов нарушения устранены только в 2-х, а остальные 9 предприятий продолжают работать с нарушениями санитарного законодательства и Закона РФ «О защите прав потребителей».
В структуре правонарушений основная доля приходится:
- - на отсутствие или несоответствие маркировки на товарах, требованиям нормативной документации - 45 %;
- - отсутствие документов, подтверждающих качество, безопасность и источник поступления товаров - 33 %;
- - не соблюдение условий хранения и сроков годности продукции -22 %.
В 2008 году уделено внимание мониторингу ассортимента товаров, предлагаемых к продаже в розничной сети Краснодарского края. Отмечено значительное преобладание товаров краевых производителей, таких как хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, колбасные изделия, мясо, птица, яйцо.
Защита прав потребителей
Защита прав потребителей - совокупность законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами, устанавливающие права потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров (работ, услуг), получение информации о товарах (работах, услугах), государственную и общественную защиту их интересов, механизм реализации этих прав.
Комитет и отделы в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" осуществляют следующие функции:
- Рассматривают и разрешают обращения потребителей.
- Осуществляют в пределах своей компетенции контроль за реализацией Закона РФ "О защите прав потребителей".
- Консультируют потребителей по вопросам законодательства о защите прав потребителей.
- Анализируют договоры, заключаемые продавцами (исполнителями) с потребителями с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей.
- Предъявляют иски с суд в защиту потребителей (неопределенного круга потребителей).
- Взаимодействуют по защите прав потребителей с общественными организациями потребителей по качеству и безопасности товаров работ, услуг.
- Участвуют совместно с государственными органами в осуществлении контроля правил торгового, бытового и иных видов обслуживания.
- Извещают соответствующие службы Госстандарта России, МАП России и другие органы государственного управления об опасных товарах, работах, услугах.
- Приостанавливают, либо прекращают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в случаях:
- выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией;
- или с просроченными сроками годности;
- или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно.
Являются исполнительным органом Координационного Совета по защите прав потребителей мэрии г. Новосибирска.
Комитет организует и участвует в проведении акций:
Всемирный день защиты прав потребителей;
Всемирный день качества - 100 лучших товаров России;
Областной и региональный конкурс школьников
А сейчас вам предстоит пройти 3 этапа Потребительской эстафеты на знание Закона РФ «О защите прав потребителей».
1 ЭТАП: Дерево знаний или энциклопедия потребителя.
2 ЭТАП: Разрешение ситуаций.
3 ЭТАП: Потребитель в песне.
Оценивать ваши ответы будут: (можно пригласить в жюри людей, которых вы)
Итак, 1 ЭТАП Дерево знаний. Вам предстоит разгадать кроссворд, связанный с понятиями из энциклопедии потребителя. Время выполнения – 2 минуты. По истечении времени мы с вами вместе проверим ваши ответы. Время пошло. (желающим из комиссии тоже дать кроссворд)
Дерево знаний
- Организация независимо от ее организационно – правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. (продавец)
- Купленный предмет, удовлетворяющий ту или иную потребность человека. (товар)
- Потребительское свойство товаров. (качество)
- Соглашение сторон, в котором определены их права, обязанности и ответственности.(договор)
- выдаваемое государством разрешение на осуществление определенных видов деятельности, особенно таких, которые нуждаются в особом контроле за процессом осуществления этой деятельности и ее результатами.(лицензия)
- Утрата или повреждение имуществ, а также неполученные доходы, которое определенное лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено. (убытки)
- Мера устранения неопределенности, сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах. (информация)
- Документ, удостоверяющий качество товара. (сертификат)
- Количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара. (цена)
- Целенаправленное воздействие на потребителя с целью создания популярности товара и ускорения его продвижения на рынок. (реклама)
Рядом с правильным ответом поставьте себе плюс, а сели неправильно – минус. Передайте ваши кроссворды жюри.
2 ЭТАП потребительской эстафеты «Разрешение ситуаций». Каждой команде будет предложена ситуация. Вы должны будете:
- Инсценировать ее;
- Задать вопрос другим командам «Как надо поступить в данном случае?»
СИТУАЦИИ:
- Гражданке Ф. оказана некачественная услуга в парикмахерской (окрас волос). Потребителю предложили устранить недостатки за дополнительные деньги. Однако и повторное оказание услуг не устранило недостатки. Потребитель потребовал вернуть деньги за две услуги. Парикмахерская требования потребителя не удовлетворила. Разыграть и задать вопрос другим командам «Как квалифицировать нарушения»?
(Передача «Чего хочет женщина»)
-Добрый день! С вами передача «Чего хочет женщина» и я, ее новая ведущая …. Сегодня у нас в гостях представительница прекрасного пола, … Вы знаете, чего хочет женщина?
-Конечно. Каждая женщина хочет быть счастливой, здоровой, а самое главное красивой. Но, к сожалению, те, кто призван помочь нам в этом, совершенно не справляются с этой обязанностью.
-Извините, что-то прическа у Вас странная?
-Неделю назад я посетила парикмахерскую. Услышала про нее из рекламы по телевидению, быстро, красиво, незабываемо. Точно, не забываемо. Короче, мне некачественно покрасили волосы. Я стала ругаться. Тогда мне предложили устранить недостатки за дополнительные деньги. Однако и повторное оказание услуги не устранило недостатки. Я потребовала вернуть деньги за две услуги. А парикмахерская мне в этом отказала. (плачет)
-Не волнуйтесь, у нас сегодня в студии общественные объединения по защите прав потребителя. Уверена, они нам помогут.)
(Нарушены требования п.1 ст.29 Закона РФ – исполнитель должен безвозмездно устранить недостатки оказанной услуги, ст. 14 – имущественная ответственность за вред, ст. 15 – Моральный ущерб).
- В отдел защиты прав потребителей обратилась покупательница по поводу продажи ей в киоске частного предпринимателя дезодоранта «Спорт» для тела без информации на русском языке. При нанесении дезодоранта на кожу появилось жжение. Обратясь к переводчику, покупательница узнала о том, что это никакой не дезодорант, а освежитель воздуха, который на кожу наносить нельзя. Разыграть и задать вопрос другим командам «Как квалифицировать нарушения»?
(визит к доктору)
(старушка приводит забинтованного сына)
-(врач) Следующий.
-Здравствуйте. (плачет старушка)
-Что случилось? Как вы смогла так обжечься?
-В киоске частного предпринимателя мне предложили мужской дезодорант «Спорт» для тела без информации на русском языке. При нанесении дезодоранта на кожу у моего сына появилось жжение. Мы обратились к переводчику и узнали, что это никакой не дезодорант, а освежитель воздуха. Который на кожу наносить нельзя.
-Ужасный случай. Не плачьте. Пройдем в процедурную.
(ст 8-10 – право на информацию, информация обязана быть на русском языке, ст.7 – Право на безопасность товара, ст. 15 – Право на возмещение морального ущерба, ст. 12 – ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре (в данном случае – недостоверная), право возвратить товар, ст. 14 - полное возмещение убытков).
- Пассажир М. приобрел 3 билета (себе, жене и дочке – 9 лет) на рейс авиакомпании «Внуковские авиалинии» на рейс 181по маршруту Москва – Новосибирск. Но в обозначенное время рейс не состоялся, а был задержан на 24 часа. Авиакомпания отказалась предоставить господину М. и его семье бесплатные места в гостинице или комнате отдыха пассажиров, в результате чего, он заплати за номер в гостинице – 500 руб., за питание – 150 руб., за междугородний телефонный разговор – 80 руб. Господин М. обратился с претензией к перевозчику об уплате штрафа и возмещении материального ущерба, на что ему ответили отказом. Разыграть и задать вопрос другим командам «Как квалифицировать нарушения»?
(две старушки – сплетницы сидят на лавке и всех осматривают)
-Ой, ой, смотри, Марь Иванна внучку в театр повела.
-Думаешь, это она спектакль хочет посмотреть? В буфет торопиться.
-Смотреть противно. Ой, ой, смотри, Клавка из 4 квартиры собаку повела выгуливать.
-Думаешь, это она о собаке заботиться? Пальто новое всем показывает.
-Смотреть противно. Ой, ой, смотри, Иван Петрович идет, в Москву ездил.
-Думаешь, отдохнуть с семьей хотел? По магазинам, поди, бегал.
-Смотреть противно. (улыбается мужчине, который подходит)
Иван Петрович, Как съездили?
-Ох, и не спрашивайте.
-Что случилось?
-Купил я билеты, мне, жене, дочке авиакомпании Внуково на рейс Москва-Новосибирск. В обозначенное время рейс не состоялся, а был задержан на 24 часа. Авиакомпания отказалась предоставить нам бесплатные места в гостинице или комнате отдыха для пассажиров. В результате чего я заплатил за гостиницу 500 рублей, за питание – 350. Обратился к перевозчику с претензией об уплате штрафа и возмещении морального ущерба, а нам ответили отказом. Ох, ну я пошел.
-Что же ему теперь делать?
(Штраф за просрочку доставки пассажира в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки – основание ст. 120 Воздушного кодекса РФ, материальный ущерб, который был подтвержден документально: счета из гостиницы, ресторана, квитанция о междугороднем телефонном разговоре – основание ст. ст. 13, 19 Закона РФ «О защите…». Компенсация за моральный ущерб – ст. 15.)
Мы рассмотрели последнюю ситуацию, а сейчас последний 3 ЭТАП Потребительской эстафеты «Потребитель в песне». Вы выслушаете фрагменты песен и должны оценить ситуацию, связанную с правами потребителей и предложить решение проблемы.
(на магнитофоне записать отрывки песен. Подготовка 30 секунд)
Жюри подводи итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока «Основы компьютерной грамотности» Тема: Программа Блокнот
Изучение программы Блокнот. Формирование знаний и умений основных приемов запуска программы, настройки страницы, ввода текста, правки текста, сохранения документа....
Конспект открытого урока «Основы компьютерной грамотности» Тема: Работа с объектами: Перемещение объектов. Переименование объектов.
Овладение операциями перемещения и переименования объектов. Формирование знаний и умений основных приемов перемещения и переименования объектов....
Урок по теме "Соединение потребителей в электрические цепи"
Представлен материал модуля к уроку «Параллельное и последовательное соединение потребителей» и презентацию сопровождения....
Конспект открытого урока по математической грамотности (Математика 9 класс "Решение неравенств")
Тема урока: "Решение неравенств"Цель урока: применение линейных неравенств для решения текстовых задач. Урок проводился в рамках недели математической грамотности...
Открытый урок на тему: "Грамотная речь как показатель культуры современного человека."
Преподаватель русского языка и литературы Багулова Л.Т. провела открытый урок в группе ПК-22 «Повар, кондитер» на тему: «Грамотная речь как показатель куль...
Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...
Открытый урок на тему: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Предлог". Формирование читательской грамотности".
Открытый урок на тему: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Предлог". Формирование читательской грамотности"....
Комментарии
Открытый урок по теме: «Грамотный потребитель»
. Урок – путешествие по статьям Закона РФ «О защите прав потребителей».