Рабчая программа и КТП по праву 10 класс
календарно-тематическое планирование по праву (10 класс) по теме
Рабочая программа по праву для 10 класса, составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089), на основе Примерных программ по праву (профильный уровень), (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), авторской программы по праву для 10-11 классов А.И.Матвеева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pravo_10_kl.doc | 109 КБ |
ktpplany_pravo_10.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «РЕКОМЕНДОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель ШМО Заместитель директора Председатель МС Директор МБОУ СОШ №2 Протокол заседаний ШМО ________________2012г Протокол от___2012 г. № Приказ от______2012 г
№________от________2012г
Рабочая программа
по праву
для 10-а класса (профильный уровень)
Программа рассчитана на 70 часов
Составитель рабочей программы
Бабушок И.М.
г. Радужный
2012 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по праву для 10 класса, составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089), на основе Примерных программ по праву (профильный уровень), (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), авторской программы по праву для 10-11 классов А.И.Матвеева.
Рабочая программа составлена с учетом образовательной программы МБОУ СОШ №2 на 2012-2013учебный год, приказ от 31.08.2012 №358. На изучение предмета отводится 70 часов, 2 часа в неделю.
Цели и задачи:
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
· развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
· воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
· освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
· овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
· формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Общеучебные умения и навыки:
Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Право, как учебный предмет на профильном уровне, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет Право на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права. Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Виды деятельности учащихся:
. работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
· анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
· выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
. изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
. решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ (текущий, рубежный, итоговый)
Формы контроля учащихся:
- тестирование,
- контрольные и самостоятельные работы,
- зачёты,
- семинары,
- практические работы,
- презентации,
- творческие работы.
Технологии: информационные,игровые,интерактивные,здоровьесберегающие
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
· систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
· применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
· осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
· выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
· обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ И КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Предполагаемые результаты:
Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций высокого уровня. Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Право как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.
Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке
Учебно-тематический план
№ | Тема раздела | Кол-во часов | В том числе | |
уроки | контрольные работы | |||
1 | Право и государство | 13 | 10 | 1 (входной контроль) 1 (итоговый контроль по разделу) 1(работа по индивидуальным карточкам) |
2 | Форма и структура права | 13 | 10 | 1(тестирование) 1(работа по индивидуальным карточкам) 1(терминологический диктант) |
3 | Правотворчество и правореализация | 17 | 13 | 1(текущий контроль за I полугодие) 2(тестирование) 1(терминологический диктант) |
4 | Право и личность | 9 | 7 | 1(тестирование) 1(терминологический диктант) |
5 | Основы конституционного права | 18 | 14 | 1(тестирование) 2(работа по индивидуальным карточкам) 1(итоговый контроль) |
Итого: | 70ч | 54ч | 16ч |
Содержание
Тема 1. Право и государство (13 ч)
Происхождение права и государства.
Происхождение права. Возникновение и развитие права. Общественная власть и виды социальных норм при первобытнообщинном строе. Происхождение государства. Ранние формы права и государства.
Сущность права.
Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Различные подходы к пониманию права. Право как средство регулирования общественных отношений. Основные направления учения о праве.
Сущность государства.
Государство как публичная политическая власть. Отличие государства от негосударственных политических организаций. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти.
Формы государства.
Право и государство. Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим.
Функции государства.
Понятие функций государства. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства.
Гражданское общество, право, государство.
Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства.
Тема 2. Форма и структура права (13 ч)
Право в системе социального регулирования.
Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы. Эффективность права.
Нормы права.
Понятие нормы права: понятие, признаки, структура. Место права в системе социального регулирования общества. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Особенности нормы права как социального регулятора. Элементы структуры правовой нормы.
Источники права.
Понятие и система источников права. Формы (источники) права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Система права.
Понятие системы права. Структура системы права. Нормы и основные отрасли права в России. Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право.
Правовые системы современности.
Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы современности, их развитие. Романо-германская правовая система. Англо-саксонская правовая система. Мусульманская система права. Социалистическая система права. Элементы неосновных правовых систем.
Тема 3. Правотворчество и правореализация (17 ч)
Правотворчество.
Правотворчество и формирование права. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности государства. Стадии законодательного процесса. Законодательная техника.
Реализация права.
Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Применение права как особая форма его реализации. Правоприменительная практика. Акты применения права. Общие правила применения права. Толкование права: понятие и виды.
Правовые отношения.
Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). Содержание правоотношений. Объекты правоотношений. Юридические факты.
Законность и правовой порядок.
Понятие и принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правопорядка.
Механизм правового регулирования.
Понятие механизма (системы) правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Виды и средства правового регулирования. Законные интересы. Правомерное поведение. Эффективность действия права.
Правосознание и правовая культура.
Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правомерное поведение. Правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание.
Правонарушение и юридическая ответственность.
Правонарушения. Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений. Юридический конфликт. Юридическая ответственность: основания и виды.
Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений.
Состояние преступности в современной России. Организованная преступность, терроризм. Международный терроризм. Борьба с преступностью. Правоохранительные учреждения, их виды и полномочия.
Тема 4. Право и личность (9 ч)
Права человека.
Понятие и сущность прав человека, их естественный неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории политической и правовой мысли. Структура прав человек. Классификация видов прав человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав человека.
Правовой статус личности.
Право и личность. Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Права человека и гражданина. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Механизм защиты прав человека в РФ.
Понятие юридического механизма защиты прав человека. Система органов защиты прав и свобод человека в РФ. Юридические гарантии защиты прав человека. Возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Президент — гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам человека. Судебная система защиты прав человека. Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Правосудие. Правозащитные общественные организации.
Международная защита прав человека.
Устав ООН и Международный Билль о правах человека. Контрольные органы, учреждённые международными конвенциями по правам человека. Роль и компетенция главных и вспомогательных органов ООН в области прав человека. Полномочия универсальных и региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов. Региональная система защиты прав человека. Деятельность региональных организаций в области прав человека
Тема 5. Основы конституционного права (18 ч)
Конституционное право Российской Федерации.
Понятие конституционного права: структура, элементы. Предмет конституционного права. Методы правового регулирования конституционного права. Конституционное право как отрасль юридической науки. Основы конституционного права. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства. Верховенство Конституции в РФ.
Основы конституционного строя РФ.
Человек, его права и свободы-высшая ценность. Основы экономической системы. Основы политической системы. Основы социальной системы. Федеративное устройство. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства.
Система органов государства.
Понятие и признаки государственного органа. Органы государственной власти Российской Федерации. Президент — глава государства. Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы. Прокуратура Российской Федерации.
Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина РФ. Конституционный статус личности. Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу.
Гражданство Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства, его специфика. Приобретение и утрата гражданства. Многогражданство и безгражданство. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Закон о гражданстве РФ.
Избирательное право.
Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система.
Избирательный процесс.
Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.
Итоговое повторение (2ч)
Учебно – методическое обеспечение.
Для учителя
- А.И. Матвеев. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 10-11 классы: пособие для учителя. - М., 2002;
- Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. - М., 2007;
- Комментарий к Трудовому кодексу. - М., 2007;
- Комментарий к Уголовному кодексу РФ. - М., 2007;
- Комментарий к Административному кодексу РФ. - М., 2007;
- Комментарий к Семейному кодексу РФ. - М., 2007;
- В.А. Вакуленко, Е.А. Уколова, Е.С. Королькова. Инновационные методы преподавания права в школе. - М., 2002;
- Теоретические и методические основы преподавания права в школе. - М., 2002;
- Организация внеурочной работы по праву / Н.Н. Михайлова, А.Н. Иоффе, Е.С. Королькова и др.-М., 2002;
- Правовое образование в школе. Региональный опыт. Вып. 1,2.- М., 2002;
- Сборник образцов гражданско-правовых документов. - М., 2007.
Для учащихся
- Право: учебник для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений:Профильный уровень образования/Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин.-В2 кн. Кн.2.Право и экономика.-М.:ВИТА-ПРЕСС,2008.-256 с.:ил.-
- Гражданский кодекс РФ. – М., 2002.
- Трудовой кодекс РФ. – М., 2002.
- Уголовный кодекс РФ. – М., 2002.
- Семейный кодекс РФ. – М., 2002.
- Административный кодекс РФ. – М., 2002.
- Конституция Р.Ф. – М., 2008.
- Комментарии к Конституции РФ. – М., 2008
- Теория государства и прав: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2006.
- Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков . М., 2005.
- Правоохранительные органы: Учебник/ Л.К. Савюк М., 2006.
- Интернет ресурсы ( федеральный правовой портал «Юридическая Россия» и др.)
Контроль уровня обученности
Вид контроля | Тема | Форма контроля | |
1 | Входная контрольная работа | . Право и государство. | Тест |
2 | Проверочная работа. | Форма и структура права. | Тест |
3 | Полугодовая контрольная работа | Правотворчество и правореализа- ция. | Тест |
4 | Проверочная работа.
| Право и личность. | Тест |
5 | Итоговая контрольная работа | Основы конституционного права. | Тест |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№урока | Дата урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | ЗУН,ОУУН, формируемые в теме | Межпредметные связи | Вид | Корректировка даты | Примечание |
Раздел 1. Право и государство(13 ч) Формирование коммуникативных компетенций | |||||||||
1 | Роль права в жизни человека и общества. | 1 | Вводный урок | Объяснять: -понятия: юриспруденция, предмет и методы науки, адвокат, нотариус, судья, милиционер, юристконсульт; - роль права в жизни человека и общества | История | Дискуссия о необходимости изучения права. Выработка кодекса юриста. Задание на определение теорий происхождения государства и права. | |||
2 | Происхождение права и государства. | 1 | Урок изучения нового материала | Характеризовать основные положения теории происхождения государства и права. Сравнивать первобытную власть и государственную. | Составление таблицы «Теории происхождения государств» | ||||
3-4 | Сущность права | 2 | Комбинированный | Характеризовать различные точки зрения в понимании права, роль важнейших функций права. | История | Составление схем, разбор проблемных вопросов | |||
5-6 | Сущность государства | 2 | Комбинированный | Называть признаки, характеризующие государство, отличие государства от негосударственных политических организаций | История | Таблица «Отличие государства от негосударственных политических организаций» | |||
7-8 | Формы государства | 2 | Комбинированный | Сравнивать формы правления, формы государственного устройства, политические режимы | История | Составление схемы Входная контрольная работа | |||
9-10 | Функции государства | 2 | Комбинированный | Объяснять понятия: внутренние и внешние функции государства. Характеризовать их | История | Составить таблицу «Классификация функций государства» | |||
11-12 | Гражданское общество, право, государство. | 2 | Комбинированный | Сопоставлять элементы гражданского общества, характеризовать их роль в общественной жизни | История | Разбор проблемных вопросов | |||
13 | Повторение | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знать основные понятия раздела | Тестирование Выполнение проблемных заданий. | ||||
Раздел II Форма и структура права(13 ч) Формирование учебно-познавательной компетенции | |||||||||
14-15 | Право в системе социального урегулирования | 2 | Урок изучения нового материала | Отличать характерные черты социально-технических норм и собственно социальных. Называть социальные нормы, их типичные названия, сравнивать. | История | Заполнение таблицы «Общие черты и различия социальных норм» | |||
16-17 | Норма права | 2 | Комбинированный | Называть признаки нормы права, элементы структуры правовой нормы. | История | Задания на определение структурных частей норм права, классификация норм. | |||
18-19 | Источники права | 2 | Комбинированный | Уметь различать источники права, характеризовать их особенности | История | Дискуссия на тему «Роль прецедента в регулировании общественных отношений» | |||
20-21 | Система права | 2 | Комбинированный | Характеризовать основные структурные элементы системы права, основные методы правового регулирования. | История | Составление схемы «Основные структурные элементы системы права» | |||
22 | История права древности, средневековья, Нового времени | 1 | Урок изучения нового материала | Характеризовать источники права древности, средневековья, Нового времени | История | Сообщения учащихся | |||
23 | Развитие российского права | 1 | Урок изучения нового материала | Характеризовать особенности российского права на определённых этапах, важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси-России | История | Составить тезисы | |||
24-25 | Правовые системы современности. | 2 | Комбинированный | Характеризовать основные правовые системы, особенности. Сравнивать их. | История | Составить сравнительную таблицу «Правовые системы». | |||
26 | Повторение по теме: Форма и структура пра-ва. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знать основные понятия раздела | Тестирование | ||||
Раздел III Правотворчество и правореализация ( 17 ч) Формирование ценностно-смысловой компетенции | |||||||||
27-28 | Правотворчест-во | 2 | Урок изучения нового материала | Называть принципы правотворческой деятельности Характеризовать законодательный процесс | История | Дискуссия на тему «Можно ли создать идеальный закон» | |||
29-30 | Реализация права | 2 | Комбинированный | Сравнивать норму права и правоприменительный акт. Характеризовать особенности правоприменительной деятельности, её стадии. | История | Составление схем «Классификация форм реализации права», «Толкование норм права» | |||
31-32 | Правовые отношения | 2 | Комбинированный | Называть условия возникновения правоотношений. Приводить примеры правоотношений, юридических актов. | История | Составление схем «Субъекты права», «содержание правоотношений», «Классификация юридических фактов» Контрольная работа за первое полугодие | |||
33-34 | Законность и правовой порядок | 2 | Комбинированный | Называть принципы законности, раскрывать их взаимосвязь. Называть гарантии законности. | История | Разбор проблемных вопросов, заданий. Анализ материалов СМИ | |||
35-36 | Механизм правового регулирования | 2 | Комбинированный | Объяснять механизм правового регулирования, раскрывать его принципы. Называть элементы и характеризовать стадии механизма правового регулирования. | История | Составление схемы стадии механизма правового регулирования, разбор проблемных вопросов | |||
37-38 | Правосознание и правовая культура | 2 | Комбинированный | Характеризовать элементы структуры правосознания. Раскрывать взаимосвязь права и сознания. | История | Дискуссия по проблеме правового нигилизма | |||
39-40 | Правонарушение и юридическая ответствен-ность | 2 | Комбинированный | Знать классификацию правонарушений. Приводить примеры правонарушений. Знать виды юридической ответственности, приводить примеры. | История | Составление словарика темы, таблицы «Классификация правонарушений» | |||
41-42 | Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушения | 2 | Комбинированный | Сравнивать преступление и проступок. Называть признаки преступлений. Характеризовать виды преступлений, знать обстоятельства, исключающие преступность деяния | История | Составить сравнительную таблицу «Преступление и проступок» | |||
43 | Повторение по теме: Правотворчество и правореализация | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знать основные понятия раздела | Тестирование Выполнение проблемных заданий | ||||
Раздел IV Право и личность (9ч) Формирование ценностно-смысловой компетенции | |||||||||
44-45 | Права человека | 2 | Урок изучения нового материала | Классификация видов прав человека. Поколения прав человека. | История | Составление таблицы «Классификация видов прав человека» | |||
46-47 | Правовой статус личности | 2 | Комбинированный | Называть элементы, составляющие правовой статус и гражданина | История | Пресс-конференция «Реализация конституционных прав в России» | |||
48-49 | Механизм защиты прав человека в РФ | 2 | Комбинированный | Характеризовать механизм реализации и защиты прав и свобод человека. Различать полномочия прокуратуры, адвокатуры, судов | История | Составление искового заявления Синквейн «Правосудие» | |||
50-51 | Международная защита прав человека | 2 | Комбинированный | Знать содержание международных документов по защите прав человека . Знать органы и способы международно-правовой защиты прав человека. | История | Составление схемы прохождения индивидуальной жалобы до того, как она попадёт в Европейский Суд по правам человека | |||
52 | Повторение по теме: Право и личность | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знать основные понятия раздел | Тестирование Выполнение проблемных заданий | ||||
РазделV Основы конституционного права (18 ч) | |||||||||
53-54 | Конституционное право Российской Федерации | 2 | Урок изучения нового материала | Характеризовать особенности общественных отношений, регулируемых конституционным правом. Знать, что является предметом и методами конституционного права. | История | Работа с текстом Конституции РФ | |||
55-56 | Основы конституционного строя РФ | 2 | Комбинированный | Объяснять понятия: конституционный строй, лицензия, демократическое государство, принцип разделения властей, светское государство. Анализировать текст Конституции. | История | Работа с 1-й главой Конституции. Составление таблицы. | |||
57-58 | Система органов государства | 2 | Комбинированный | Знать конституционные права и обязанности. Знать полномочия Президента РФ. Характеризовать основные органы законодательной, исполнительной и судебной власти | История | Составить схему «Органы государственной власти РФ» | |||
59-60 | Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина РФ | 2 | Комбинированный | Знать конституционные права и обязанности граждан. Объяснять понятия: конституционный статус, права и свободы личности, альтернативная гражданская служба | История | Проект «Права человека в мире» | |||
61-62 | Гражданство Российской Федерации | 2 | Комбинированный | Знать порядок приобретения и прекращения гражданства, называть органы, решающие вопрос о гражданстве. | История | Составление кластера «Гражданство» Решение правовых задач | |||
63-64 | Избирательное право | 2 | Комбинированный | Объяснять обязанности граждан как избирателей, смысл принципов российской избирательной системы. Знать общие правила проведения выборов. | История | Заполнение таблицы «Типология публичных выборов в РФ» | |||
65-66 | Избирательный процесс | 2 | Комбинированный | Называть стадии избирательного процесса, характеризовать их. Знать, как осуществляется финансирование выборов. Объяснять содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как избирателя | История | Составление схемы стадий избирательного процесса | |||
67-68 | Повторительно- обобщающий урок по теме: Основы конституционного права | 2 | Знать основные понятия курса, основные теоретические положения. | Контрольная работа Выполнение проблемных заданий | |||||
69-70 | Итоговый урок по курсу | 2 | Уметь анализировать основные нормативные документы, моделировать и анализировать ситуации по теме. | Тестирование Выполнение проблемных заданий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для 9 класса по праву
Программа элективного курса для 9 класса по праву рассчитана на 17 часов.Цель элективного курса: определение профиля обучения в 10-11 классах....
Программа дистанционного обучения "Избирательное право", 9 - 11 классы
Предлагаемый курс направлен на то, чтобы: Воспитывать социально активных и законопослушных граждан; Сформировать уважительное отношение к закону, чувство ответственности за свои действия; Способс...
Рабчая программа "Радость творчества"
Данная образовательная программа направлена на художественно –эстетическое воспитание. Для эстетического ...
Программа элективного курса "Избирательное право Российской Федерации" для 10-11 классов
Элективный курс для старшеклассников призван содействовать преодолению аполитичности, пассивности, отчуждения молодого поколения страны от проблем государства и местных сообществ, абсентеизма. Э...
Программа элективного курса по праву "Практическое право"
Данная программа расчинана 34 часа, 1 час в неделю, изучается в течение года. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старш...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право» специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право» специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...
Рабчая программа по литературе в 6 классе, учебник Коровиной, ФГОС
Программа разработана на основе авторской с учетом рекомендаций по распределению тематико-часовой нагрузки...