Правовое воспитание в образовательном учреждении
рабочая программа по праву по теме

Буланова Любовь Васильевна

       Программа правового воспитания школьников состоит из трех частей, каждая из которых посвящена разным возрастным категориям детей. Основанием для разработки такой  программы стало незаконопослушное поведение школьников, незнание основ государственности, права, неумение применить имеющиеся знания в жизни. Иными словами – правовая неграмотность учащихся. Кроме того, учащиеся  на уроках стесняются задавать вопросы, касающиеся их семьи, проблем личного характера, а через систему дополнительного образования и коллективно-творческих дел им легче разрешить свои проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

                   Департамент образования города Москвы

         Северо-западное окружное управление образования

ГБОУ СОШ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» № 883 г. Москвы

   

     Правовое воспитание в                                                            образовательном      учреждении

        

        Москва 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………3

Цели и задачи программы ……………………………  ………….4

Содержание программы ………………………………...………....5

Программа «Маленький гражданин России» ………………      ...6-7

Примерная тематика бесед для учащихся начальных классов…………………………………...…………………………..8-9

Примерная тематика для учащихся классных часов 5-8 классов………………………………………………………………..10-11

Темы правовых конференций в 9-11 классах………………………………………………………………...12

Примерный перечень лекций специалистов………………………………………………………….13

Профилактическая работа психологов и социальных работников………………………………………………………….....13

Программа правового лектория для родителей…………………………………………………………..…..14

Введение

Программа правового воспитания школьников состоит из трех частей, каждая из которых посвящена разным возрастным категориям детей. Основанием для разработки такой  программы стало незаконопослушное поведение школьников, незнание основ государственности, права, неумение применить имеющиеся знания в жизни. Иными словами – правовая неграмотность учащихся. Кроме того, учащиеся  на уроках стесняются задавать вопросы, касающиеся их семьи, проблем личного характера, а через систему дополнительного образования и коллективно-творческих дел им легче разрешить свои проблемы.

Цели и задачи программы:

● способствовать воспитанию правовой культуры  и формированию личности школьников;

● воспитать социально-активного  гражданина, уважающего законы

  своей страны;

●  научить применять на практике полученные знания;

● способствовать профилактике правонарушений и безнадзорности среди подростков;

● выявлять неблагополучные семьи и детей, склонных к правонарушениям и способствовать их перевоспитанию.

Содержание программы.

           Правовое воспитание подрастающего поколения актуально в любом обществе, а в нашем, оно является необходимостью. Общечеловеческие ценности часто попираются, практически отсутствуют массовые детские и молодежные организации, средства массовой информации зачастую популяризируют насилие и вседозволенность и кто, как не школа должна способствовать правовой грамотности учащихся, сделать общечеловеческие ценности нормой жизни молодых людей, а закон необходимостью исполнения.

     Проводить на основе анкетирования, бесед анализ состояния проблем, связанных с негативными явлениями в детском коллективе и особенно среди подростков. Систематически проводить профилактические лекции на правовые темы и культурно-воспитательные с учетом возрастных особенностей. Установить в рамках школьного образовательного учреждения постоянную индивидуальную связь с учащимися «Правовая почта».

     Программа разработана на основе действующего законодательства и комплексной программы профилактики беспризорности и негативных явлений в подростковой среде.

     Программа состоит из трех частей:

1.        Реализация программы «Маленький гражданин России» -  для школьников 1-4 классов. Правовое просвещение. Знакомство с основами права, с понятиями: государство, символы государства, закон, правила.

2.        Изучение основ права в учебное и внеурочное время, в системе дополнительного образования для школьников 5 -8 классов. (классные часы, циклы лекций, мониторинги, анкетирование, «Правовая почта».

3.         Углубление основ правовых конференций в знаний учащимися 9-11 классов. Реализация программы «Я – гражданин России» через проектную деятельность, научно-практические конференции.

Программа «Маленький гражданин России»

 Компоненты содержания

Результаты

1.

Общечеловеческие ценности

      Понимание учащимися, что главные ценности это:

- жизнь, здоровье, свобода;

- Родина-это место, где они родились, живут                                                                  

  и будут жить и надо сделать ее лучше и

  краше;

 - малая родина - их город, улица, любимое

   место- источник, дающий им жизненные и

   творческие силы;

 - окружающая природа-главное условие

   жизни на Земле и источник вдохновения,                                             необходимо беречь ее;

 - человек – часть природы и тоже нуждается в заботе и любви;

 - труд – необходимое условие становления

   человека.

2.

Понятие «Государство»

   каждый человек живет в государстве, т.е

   на определенной территории, говорит на

   определенном языке, придерживается оп-

   ределенных традиций и обычаев.

3.

Понятие «Государство Россия»                                                      

  Россия тоже государство и мы в нем живём,

  оно является нашей Родиной.

4.

Символы государства              

люди со временем выработали  для простоты

общения символы государства: флаг, герб,             гимн, столица.

                                                       

5.

Символы России                        

  у России тоже есть свои символы;

6.

Понятие « гражданин»

люди, принадлежащие определенному государству, называются гражданами. Мы

 являемся гражданами России;

7.

Права и обязанности              

каждый гражданин наделен правами и обязанностями, которые закреплены в за коне;

8.

Закон

это важный государственный документ, в котором записаны правила обязательные для выполнения;

9.

Правила

правила необходимы для регуляции поведения людей;

Примерная тематика бесед для учащихся начальных  классов

Тема

Примерные темы бесед              

Кол-во час

11

Жизнь, свобода и здоровье  

Дар жизни.                                          

Разные судьбы.

Правила гигиены.

Вредные привычки.

Не навреди другим.

     Счастье свободы.

2

22

Права и обязанности

Справедливость .                              

Равноправие людей.

Кто защищает права человека?

Права детей.

1

33

Человек и общество            

Важность человеческого общения .      

Дари близким любовь и заботу.

Моя семья.

Мой класс.    

Дружбой дорожи.  

Осторожно :жестокость!

2

44

Труд    

Человек делами славен.                            

 Труд создал человека.

 Герои труда.

 «Все работы хороши…»

 Домашний труд.

 Вместе весело трудиться.

2

55

В мире законов  и  правил                  

Главный закон России- Конституция.

Когда закон запрещает…

Правила поведения в общественных

местах.

Права и обязанности учащихся.

1

66

Государство Россия                

Россия-Родина моя…                                  

С чего начинается Родина?

             Символы России.      

Дорогая моя столица…

Они защищали Родину.

1

Примерная тематика классных часов для учащихся   5-8 классов

Тема

Примерные темы            

Кол-во час

1.

Право и мораль              

Что такое мораль?                                                  Закон на страже государства.

Бывают ли противоречия между нормами морали и права?

Естественные права человека.

Современные представления о правах человека.

                                           

2

2.

Основной закон государства    

Конституция РФ.                                      

Устройство нашего государства.

Права и обязанности граждан.

Строгие требования закона.

Ответственность за нарушение законов.

1

3.

Права и обязанности      

Воинская обязан-ность.                                         Обязанность платить налоги.

Обязательность исполнения законов.

1

4.

Семейное право              

Брак и семья по семейному праву.                      Права и обязанности родителей и детей.

Права и обязанности супругов.

2

5.

«Ловушки» для подростков  

Скажем наркотикам: «Нет!»                       Вовлечение несовершеннолетних в пьянство.

Преступить закон.

Если вы попали в милицию.

Бродяжничество и попрошайничество.

2

Темы правовых конференций в 9-11 классах:

1.Государственное устройство-показатель жизни граждан?

2.Гражданский статус несовершеннолетних.

3.Является ли армия необходимым атрибутом государства?

4.Служба в армии - обязанность юношей.

5.Несовершеннолетние родители: их проблемы и проблемы общества в этой связи.

6.Необходимость регистрации брака.

7.Проблемы отцов и детей.

8.Гражданские браки и их последствия.

9.Развод и  дети.

10.Правонарушения  и преступления несовершеннолетних.

Примерный перечень лекций специалистов

1.Осторожно, наркотики! – инспектор ИДН, врач-нарколог.

2.Если вы попали в милицию – инспектор ИДН.

3.Опасность употребления алкоголя - врач-нарколог.

4.Проблема отцов и детей – психолог.

5.Права несовершеннолетних - учитель обществознания.

6.Как отказаться от курения – врач-нарколог.

7.Несовершеннолетние родители – учитель – биолог.

Профилактическая работа психологов и социальных    работников

   Регулярно проводить:

- тестирование и мониторинги учащихся с целью выявления неблагополучных семей и безнадзорных детей;

- оказывать учащимся индивидуальную педагогическую, психологическую и правовую помощь посредством  «Правовой почты»;

- ежедневно отслеживать посещаемость уроков и свободное времяпрепровождение.

Программа правового лектория для родителей.

Класс

1полугодие

2 полугодие

1кл.

Права и обязанности граждан по Конституции РФ

Главная обязанность детей учиться

2 кл.

Воспитание детей-одна из главных обязанностей родителей

Организация досуга – предотвращение правонарушений среди несовершеннолетних

3 кл.

Работа Совета школы по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся

Как оградить ребенка от влияния неблагополучных друзей

4 кл.

Организация досуга – залог воспитания законопослушного гражданина

Семейный кодекс РФ. Традиции семьи.

5 кл.

Права детей в возрасте до 12 лет

Психологическая помощь несовершеннолетним при расторжении брака родителями.

6 кл.

Вредные привычки: табакокурение.

Ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство.(инспектор по делам несовершеннолетних)

7 кл.

Сложные отношения между мальчиками и девочками в переходном возрасте.

Как избежать вовлечение ребенка в круг курильщиков.

8 кл.

Наркомания- злейший враг молодежи.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в районе. (инспектор по делам несовершеннолетних)

9 кл.

Права и обязанности несовершеннолетних

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

10 кл.

Подростковая преступность и ее причины.

Соотношение прав и обязанностей. Служба в армии- конституционная обязанность гражданина.

11 кл.

Трудовое законодательство об особенностях труда несовершеннолетних.

Проблема ранних браков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная программа по теме: "Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении"

Педагогический совет:"Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении" Итоги работы муниципальной экспериментальной площадки.Цель:воспитание патриотизма,...

Опытно-экспериментальная программа по теме: "Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении"

Педагогический совет:"Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении" Итоги работы муниципальной экспериментальной площадки.Цель:воспитание патриотизма,...

Опытно-экспериментальная программа по теме: "Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении"

Педагогическтй совет:"Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении" Итоги работы муниципальной опытно-эксперименталтной площадки.Цель:воспитание патри...

Основные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации

Основные направления совершенствованияпроцесса физического воспитанияв образовательных учрежденияхРоссийской Федерации...

Памятка по правовому воспитанию участников образовательного процесса

В настоящее время актуальной проблемой является правовая безграмотность среди подростков и родителей. Проводимая школой работа по профилактике девиантного поведения учащихся порой является единственны...

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).

             Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...