Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).
классный час (5 класс) на тему

Грибан Виктор Алексеевич

               Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой практикум).

 

Цели и задачи классного часа:

•  развитие навыков аргументированного ведения дис­куссии;

•  анализ основ правовых взаимоотношений педаго­гического коллектива, обучающихся и их родите­лей;

• воспитание правовой культуры школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Классный час по правовому воспитанию в 5 классе

«Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении»

(Игровой правовой практикум)

Цели и задачи классного часа:

  • развитие навыков аргументированного ведения дискуссии;
  • анализ основ правовых взаимоотношений педагогического коллектива, обучающихся и их родителей;

•        воспитание правовой культуры школьников.

Предварительная подготовка. Учитель может пригласить на классный час старшеклассника, который сыграет роль иностранного гостя, интересующегося образованием в нашей стране. В ходе игрового практикума старшеклассник может вступать в дискуссию с пятиклассниками, поэтому учителю желательно объяснить особенности поведения старшего подростка с младшими. Приглашенного старшеклассника необходимо ознакомить с вопросами, по которым будет проходить «Интернет-конференция» с «зарубежным гостем».

Ход классного часа

Законодательное право на образование

Классный руководитель: Ребята, сегодня мне хотелось бы с вами поговорить о ваших правах, обязанностях и ответственности в рамках нашей школы (лицея, гимназии), т.е. об основах правовых взаимоотношений взрослых и детей в общеобразовательной средней школе (лицее, гимназии).

Согласно ст. 5 Закона РФ «Об образовании», «гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые».

Как вы понимаете свои права на образование в соответствии с этой статьей федерального закона? (Проходит краткая дискуссия-диалог между классным руководителем и учащимися.)

«Интернет-конференция» с «зарубежным гостем» о законодательном                  регулировании отношений в общеобразовательном учреждении

Классный руководитель: А теперь представьте себе, что мы лрисутствуем на интернет-конференции с иностранным гостем, интересующимся положением образования в нашей стране. Свои вопросы он будет задавать нам через Интернет, а мы в прямом эфире отвечать на его вопросы.

Только при этом я буду играть роль «юриста», т.е. отвечать с юридической точки зрения, а вы — с позиции «практиков», т.е. учащихся пятых классов. Естественно, перед «иностранным гостем» не хотелось бы выглядеть безграмотным, поэтому постарайтесь высказывать свою точку зрения грамотно.

Итак, начинаем нашу правовую интернет-конференцию. Слово предоставляется нашему гостю.

(Приглашенный старшеклассник, играя роль зарубежного гостя, приветствует ребят и начинает задавать вопросы.)

•        Что такое правовой статус обучающегося в средней школе?

Ответ классного руководителя («юриста»): Общая теория права под правовым статусом личности подразумевает комплекс его прав, обязанностей, ответственности, а также условий и гарантий, сопутствующих реализации данного права (например, наличие российского гражданства как предпосылка осуществления права на образование, или институт судебной защиты прав человека как гарантия реализации данного права). Применительно к правовому статусу школьника, обучающегося в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении (средней школе), можно выделить следующие элементы. Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

•        Каковы права обучающихся в ваших школах?

Ответ классного руководителя  («юриста»):

Права и обязанности школьника определяются Законом РФ «Об образовании» (ст. 50, 51), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, иными нормативно-правовыми актами, а также Уставом общеобразовательного учреждения и иными локальными актами данного учреждения. Так, например, обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право:

  • на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам;
  • на ускоренный курс обучения;
  • на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • на участие в управлении образовательным учреждением;
  • на уважение своего человеческого достоинства;
  • на свободу совести, информации;
  • на свободное выражение собственных мнений и убеждений и др.

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

•        Кроме прав имеются ли обязанности у школьников?

Ответ классного руководителя («юриста»): В соответствии с п. 57 Типового положения «Об общеобразовательном учреждении», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 № 49), обучающиеся обязаны:

  • соблюдать устав общеобразовательного учреждения;
  • добросовестно учиться;
  • бережно относиться к имуществу учреждения;
  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения;
  • выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

•        Имеются ли у граждан государственные гарантии на образование?

Ответ классного руководителя («юриста»): Гарантии права граждан на образование определены в ст. 5 Закона РФ «Об образовании». Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, а также гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Государство гарантирует защиту от дискриминации в области образования, социальную поддержку граждан, нуждающихся в таковой, создание специальных условий для граждан с ограниченными способностями и поддержку наиболее одаренных.

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

•        Но ведь школьники еще дети, как они могут защитить свои права в области образования?

Ответ классного руководителя («юриста»): В силу возраста школьники, не достигшие совершеннолетия, не могут самостоятельно воспользоваться доступными средствами защиты своих прав. Их права и законные интересы представляют и защищают их родители (законные представители). Так, например, родители школьника при поступлении ребенка на обучение в общеобразовательное учреждение знакомятся с документами, регламентирующими образовательный процесс в данном учреждении, дают согласие на привлечение детей к труду, не предусмотренному учебным процессом, на перевод ребенка в группу компенсирующего обучения в случае неуспеваемости, оставлении на второй год, решают иные вопросы, связанные с обучением ребенка в школе. Родители обладают правом защищать законные права и интересы своих детей (п. 59 Типового положения «Об общеобразовательном учреждении», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.02 № 919, от 01.02.05 № 49)). В случае нарушения прав и законных интересов ребенка родители (законные представители) вправе воспользоваться всеми имеющимися средствами защиты: обращение в органы управления образованием и надзорные органы, в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, с иском в суд.

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

•        Существует ли предельный возраст получения основного общего образования?

Ответ классного руководителя («юриста»): В соответствии с Конституцией России (ч. 4 ст. 43) и Законом РФ «Об образовании» (п. 3 ст. 19) основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.

Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — 18 лет. Для категорий обучающихся, указанных в п. 10— 12 ст. 50 Закона РФ «Об образовании», предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен. По согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования.

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

• За какие проступки могут исключить из школы и в каком возрасте?

Ответ классного руководителя («юриста»): По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.

Об исключении обучающегося из образовательного учреждения администрация школы (лицея, гимназии) обязана в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении (п. 4—7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании»).

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

•        А какие виды общеобразовательных учреждений существуют в России?

Ответ классного руководителя («юриста»): Согласно соответствующим типовым положениям в Российской Федерации существуют следующие виды общеобразовательных учреждений: начальная школа-детский сад, прогимназия, начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия, вечерняя (сменная) общеобразовательная школа. Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

•        В каких формах учащиеся могут осваивать общеобразовательные программы?

Ответ классного руководителя («юриста»): С учетом потребностей и возможностей обучающихся общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах: в очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования в общеобразовательном учреждении. Выбор формы получения образования осуществляется обучающимся и его родителями (законными представителями).

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

•        Какими документами регулируется деятельность общеобразовательного учреждения?

Ответ классного руководителя («юриста»): Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

Обязательными для исполнения являются законодательные акты Российской Федерации и нормативные правовые акты, утверждаемые Министерством образования и науки РФ в установленном порядке. Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

Куда могут обращаться родители (законные представители) обучающихся в конфликтных ситуациях?

Ответ классного руководителя («юриста»): Родители обучающихся в случае возникновения конфликтной ситуации могут обращаться в администрацию образовательного учреждения, а в случае ее неразрешения — в соответствующий орган управления образованием (муниципальный, региональный).

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

• Если существуют лицеи и гимназии, зачем тогда нужны общеобразовательные школы? Ответ классного руководителя («юриста»): Различные виды общеобразовательных учреждений существуют в целях более полного удовлетворения образовательных потребностей населения: кому-то нужна углубленная подготовка по определенным предметам, кто-то уже ориентирован относительно будущей профессии и желает обучаться в профильных классах лицея или гимназии. Наличие учреждений, подобных лицеям и гимназиям, вовсе не означает, что общеобразовательная школа хуже так называемых «элитарных» учреждений. В этих видах учреждений несколько различаются программы, но в целом образовательный процесс, условия обучения, микроклимат в школе могут быть ничуть не хуже. В «обычную» школу нередко идут дети, в первую очередь, потому, что она расположена близко к дому, что является большим плюсом. Надо помнить, что не всем детям нужна углубленная подготовка, учитывая их состояние здоровья и возможности. Кроме того, обучение в общеобразовательной школе не закрывает пути к поступлению в вуз. Требования к уровню подготовки выпускников на всех трех ступенях (начальное, основное, среднее (полное)) общего образования одинаково регулируются государством во всех видах общеобразовательных учреждений. В соответствии с новым типовым положением об общеобразовательном учреждении в лицеях должно осуществляться профильное обучение в старших классах по физико-математическому, естественно-научному направлениям, а в гимназиях — по гуманитарному и социально-экономическому направлениям.

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

•        Существует ли конкурсный прием в школу? Ответ классного руководителя («юриста»): Нет,

не существует. Начальное общее и основное общее образование является в нашей стране обязательным, среднее (полное) общее общедоступным, то есть выбор осуществляется гражданами, а не общеобразовательными учреждениями. Отказ от приема в любой класс может быть мотивирован только отсутствием мест.

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

•        С какого класса можно поступать в гимназии, и как проводится прием в них?

Ответ классного руководителя («юриста»): В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении гимназия и лицей открываются на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования (с 5, 10 классов), но возможно их открытие и с начальной ступени обучения. Это определяет учредитель. Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

•        Как проводится прием в обычную школу? Ответ классного руководителя («юриста»): Прием в общеобразовательные учреждения проводится обычно по заявлению родителей. Документы о состоянии здоровья требуются для контроля за здоровьем ребенка в общеобразовательном учреждении, но не могут регламентировать поступление в общеобразовательное учреждение того или иного вида. Порядок приема устанавливается уставом общеобразовательного учреждения.

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

•        Что отличает «элитную школу» от обычной? Ответ классного руководителя («юриста»): Нормативного и законодательного понятия «элитная школа» не существует. Можно предположить, что это школа с хорошим качеством обучения, сильными учителями, использующими современные гуманистически ориентированные педагогические технологии.

Ответы, учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

• В чем отличие частной школы от государственной?

Ответ классного руководителя («юриста»): Учредителем частного общеобразовательного учреждения может стать любой гражданин России или других стран, оформивший необходимые документы для открытия школы (лицензия, аккредитационные документы и т.д.). Если негосударственное общеобразовательное учреждение не имеет аккредитации, то оно не может выдавать документ государственного образца. Своими плюсами негосударственные учреждения считают хорошее материальное обеспечение учебного процесса и малую наполняемость классов. Уровень оснащенности образовательного процесса, учебные планы, состав педагогического коллектива весьма различны в негосударственных школах, но в больших случаях качество подготовки обучающихся ниже, чем в государственных школах.

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

Классный руководитель: На этом наша интернет-конференция заканчивается. Поблагодарим нашего гостя за столь грамотные вопросы и рассуждения об образовании в нашей стране.

Давайте вернемся в обыденную жизнь и подведем итоги сегодняшнего разговора. Мы с вами очень кратко поговорили об особенностях государственного регулирования общеобразовательных учреждений.

Что больше всего вам понравилось на сегодняшнем классном часе? {Возможные рассуждения ребят.)

Хотели ли бы вы еще раз пригласить «зарубежного гостя» на классный час и на какую тему хотелось бы вам с ним поговорить? (Возможные рассуждения учеников.)

   Литература: Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 5 – 7 классах. – Ростов н/Д: Феникс. 2007. – с. 71 – 80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....

Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"

Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...

методическая разработка по правовому воспитанию 5 класс.

Методическая разработка по правовому воспитанию в форме деловой игры совместно с родителями учит детей находить выходы из трудных ситуаций, действовать согласно закону, несовершать правонарушений. В и...

Правовое воспитание как необходимое условие формирования правосознания и правовой культуры

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3796582","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","style":"height: 255px; width: 340px; float: left;","width":"448"}}]]Материал дл...

Классный час по правовому воспитанию на тему «Необычное путешествие по школе» (игровой практикум о правилах поведения в учебном заведении).

                  Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Необычное путешествие по школе» (игровой практикум о правилах п...

Правовое воспитание обучающихся, как средство профилактики девиантного поведения. Игровая практика правового воспитания «Сказочный юрист»

Мастер-класс «Применение игровых  форм  в  профилактике девиантного поведения  при  реализации  персонифицированного подхода»...