Опытно-экспериментальная программа по теме: "Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении"
методическая разработка по теме
Педагогическтй совет:"Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении"
Итоги работы муниципальной опытно-эксперименталтной площадки.Цель:воспитание патриотизма,возрождение народных традиций,православной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-eksperementalnaya_programma1.docx | 64.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная
опытно-экспериментальная площадка
«Педагогические условия организации
гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении»
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость , сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социально-культурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Слайд 1.
Формирование гражданственности и патриотизма
Гражданственность и патриотизм, формируются в процессе обучения, социализм и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, спорта, религиозные органы, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, корпоративные объединения, кровнородственные диаспорные связи и отношения. Все это учитывалось педагогами школы в процессе воспитания учащихся.
Структура гражданско-патриотического образования включает в себя как урочную, так и внеурочную деятельность.
Слайд 2.
Субъекты образовательного процесса
Это обуславливает необходимость взаимодействия субъектов образовательного процесса: учителей, учеников, родителей.
Три года назад – в 2006 году в МОУ СОШ №8 с.Левокумка была открыта муниципальная опытно-эксперементальная площадка по теме «Педагогические условия организации гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении».
Слайд 3.
За истекший период были отработаны 3 этапа:
1. подготовительный (2006-2007 уч. год)
2. практический (2007-2008 уч. год)
3. обобщающий (2008-2009 уч. год)
При разработке программы учитывался опыт деятельности, современная образовательная ситуация и тенденция развития МОУ СОШ №8 с.Левокумка.
Концептуальной основой программы явилась «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001г. №17-56-Р и Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2006 – 2010 годы», определяют приоритетные направления образования, среди которых одним из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданско-патриотического образования, реализация на практике системного подхода использования образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей.
«Именно образование должно собрать воедино социально значимые ценности с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, духовно и культурно насыщенную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма», - отмечается в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года».
Из вышесказанного следует, что нельзя воспитывать гражданина-патриота, не изучая историю России, не возрождая народные традиции, не воспитывая православную культуру. Таким образом, педагогический коллектив МОУ СОШ №8 разделен и работает в трех творческих группах:
Слайд 4. Слайд (фото)
Руководство опытно-эксперементальной программы осуществлялось директором школы О.А. Долговой, завучем по УВР – Ребиковой Т.Н., заместителем директора по ВР – Сердюковой Э.Г.
Слайд 5.
1. Изучение истории России и Казачества
Руководитель – учитель истории Литус М.С.
Состав группы: Аганисьян Н.А.,
Бабич Ф.А.,
Щетилова Л.А.,
Морозова Л.М.,
Франгулова Г.Д..
Финьковская Л.В.
Слайд 6.
2. Изучение православной культуры
Руководитель – учитель начальных классов Гудзик Т.И.
Состав группы: Гамаюнова Л.Г.,
Мясищева Н.А,
Борисовская Л.А.,
Серова Т.А.,
Месропян А.А.,
Трушникова Г.П.,
Ступаченко В.Ф.,
Малинина М.А.,
Кирпиченко Т.А.
Слайд 7.
3. Возрождение народных традиций
Руководитель – учитель начальных классов Самарина Е.Я.
Состав группы: Головинская В.В.,
Верецкая Л.А.,
Иванова С.А.,
Франгулова Г.Д.,
Шахмина Л.И.,
Даниелян Н.В.
Слайд 8.
Руководители групп – это учителя, чей опыт обобщен и изучается на уровне города.
1. Литус М.С. – «Учитель года – 2007» обобщен опыт по теме «Духовно-нравственные основы воспитания гражданина».
2. Гудзик Т.И. – финалист конкурса «Классный классный – 2007» опыт по теме «Христианская мораль, этика, культура и образование».
3. Самарина Е.Я – «Учитель года – 2008», обощение опыт работы по теме «Возрождение неродных традиций – путь обретения духовных ценностей».
Слайд 9.
В этом году был обобщен опыт работы:
а) учителя истории Губенко В.В. «Патриотическое воспитание учащихся на уроках обществоведческого цикла и во внеклассной работе».
б) Франгуловой Г.Д. – старшей вожатой «Воспитание гражданских и патриотических качеств личности на основе народных традиций и традиций семьи».
в) Головинской В.В – учителя физики, кл. руководителя по теме «Нравственно – этическое воспитание учащихся».
г) Малиной М.А. – учителя математики, кл. руководителя по теме «Духовно – нравственное становление личности».
д) Бабич Ф.А. – учителя русского языка и литературы, кл. руководителя по теме «Патриотическое воспитание учащихся на основе истории казачества»
Вся эта методическая деятельность направление на формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения учащихся.
Для достижения цели программы решались следующие задачи:
- изучение прошлого и настоящего родного края
- сохранение обычаев и традиций Ставрополья,
- развитие детского движения
- воспитание готовности жить многонациональном культурном обществе
- изучение этнокультуртурных и религиозных ценностей и традиций народов Северного Кавказа;
- создание условий для выработки у учащихся умений совершать гражданские поступки.
Слайд 10.
Большую работу по реализации программы осуществляли и кружки дополнительного образования:
«Акварель» - рук. Иванова С.А
«Умелые руки» - рук. Финьковская Л.В
«Историк» - рук Литус М.С.
« Юный Казачок» - Морозова Л.М
«Вокальный» - рук. Шилов Б.В.
«Юный летописец» - рук. Аганисьян Н.А.
Слайд 11
Анализ занятости детей в кружках дополнительного образования показывает постоянное увеличение роста занятости детей в кружках.
Слайд 12.
В летний период создавались кратковременные объединения – выездные лагеря «Патриот», военно-полевые сборы, летний пришкольный профильный лагерь «Казачок».
Общественно полезная деятельность в таком лагере позволяет организовать выработку практических навыков и умений, используемых в условиях военной деятельности. В летнем лагере «Казачок»детей знакомят с культурой и традициями казачества, православной культурой, военно-спортивными умениями и навыками.
Программа профильного лагеря была направлена на краевой конкурс и награждена грамотой Управления образования г. Минеральные Воды.
Слайд 13, 14, 15
Участники д/о «Радуга», Совета старшеклассников «Алый парус» наряду с другими видами деятельности выполняют тимуровскую работу – участвуют в концертах, помогают ветеранам, проводят акции «Ветеран живет рядом», «Дети России – солдатам», проводят походы по историческим местам, ведут шефство над могилой Героя Советского Союза – Дубикову А. Е. и мемориалом погибшим односельчанам в годы ВО войны, участвуют в ежегодных конкурсах военно-патрической игры «Зарница», «А ну-ка парни», «Вперед мальчишки», «Стрелок», «Вместе с юными героями».
Отдельная группа – это объединение « Юный казачок », поскольку оно в своей деятельности осуществляет воспитание патриотизма через культурные традиции казаков. На счету этого объединения призовые места в зимних и летних казачьих играх, фестивалях народной песни, конкурсах исследовательских работ.
Слайд 16.
Обобщен опыт работы командира военно-патриотического клуба «Казачек Терека» Протопоповой Антонины (Слайд 19), которая стала лидером 2006 г., лидером 2007 г. в городе Минеральные Воды, участником краевого конкурса лидер 2006 – 2007, участником Всероссийского конкурса «Лидер 2006», во Всероссийском центре «Орленок», краевом слете 2007 в городе Кисловодске. Протопопова А. приняла участие во Всероссийском конкурсе законодательных проектов «Моя законодательная инициатива».
Выпускники школы, бывшие казачата, поступают в высшие военные заведения страны: Чечелев Михаил, Буклов Максим, Исмаилов Магомед .
Пак В., Крынкин В., Кордубан А., Гриненко И. продолжают выступать за честь школы и села в казачьих играх. Историю казачества пропагандируют среди студентов МГЭИ, за что награждены почетной грамотой института, а также благодарственным письмом МГЭИ отмечена Администрация МОУ СОШ № 8 за содействие в проведении фестиваля «Дружбы народов» по теме «История казачества».
Слайд 18- 20.
В результате экспериментальной работы на решение вышеизложенных содержательных моментов направлено традиционное проведение в школе общегосударственных праздников:
- Дня Конституции России;
- Дня Защитника Отечества;
- Дня Победы;
- День единства России;
- Дня независимости России;
- Декада истории;
- Целевая программа «Казачок Терека».
Традиционными мероприятиями стало возложение цветов к памятникам участникам войн, митинги памяти, спортивные состязания юношей 8 – 11 классов, проведение Дней воинской славы России.
Слайд 21.
По направлению «Возрождение народных традиций» ежегодно в школе организуются массовые праздники:
- «Масленица»;
- Концерт фольклорного коллектива;
- Фестиваль дружбы народов Северного Кавказа «Мы – Россияне»;
- Выставки народного творчества, рисунков.
Изучая основы православной культуры, учащиеся охотно совершают экскурсии по святым местам, частым гостем в школе бывает настоятель храма «Всех Святых в земле Российской прослявших» в с. Левокумка отец Димитрий. Традиционными праздниками в школе стали рождественский и пасхальный фестивали, выставки декоративно-прикладного творчества, посвященные «Светлому Воскресению» и «Рождеству».
Ежегодно ведутся спецкурсы «Основы православной культуры». Учитель истории – Губенко В. В. Разработал и внедрил спецкурс по основам православной культуры для учащихся 5-х классов. Собран материал об истории городского Покровского храма и храма в с.Левокумка «Всех Святых в земле Российской прослявших».
В ходе исследовательской работы учащимися написаны работы, заслужившие дипломов I, II и III степени на ежегодно приводимой научной туристско-краеведческой конференции «Отечество»:
- «Российское казачество, как элемент становления гражданского общества: факты, прогнозы» - работа Протопоповой Антонины;
- «Моя законодательная инициатива» - работа Протопоповой Антонины;
- «Святая Русь на земле Ставропольской»;
- «Возрождение казачества в городе Минеральные Воды и Минераловодском районе. Десять лет пути».
Для изучения эффективности работы экспериментальной площадки использовались такие методики, как:
- Анкетирование;
- Опрос классных руководителей и родителей.
Показатели результативности участия в программах, КТД, мероприятиях являлись лакмусовой бумажной эффективности (высокой, низкой) воспитательной системы.
Результативность воспитательной системы определяется и кадровым составом, уровнем квалификации участников воспитательного процесса, деятельностью МО классных руководителей, руководителей творческими группами.
Из анализа следует, что школа предоставляет детям возможность выбора форм и видов творческой деятельности от участия в проектной деятельности до конкурсов и т.д., услуг дополнительного образования, об этом свидетельствует развитие в ОУ системы дополнительного образования, направленной на развитие общекультурных интересов и патриотическое воспитание детей.
- Через реализуемые образовательные и воспитательные программы у учеников (более 95 % от числа участвующих) сформирована система знаний и представлений о здоровом образе жизни, о противоправных и других видах асоциального поведения.
- В ходе проведения основных КТД, перечисленных выше как традиционные мероприятия в 2006 – 2009 годах учащиеся смогли проявить свою индивидуальность, творчество, показать интеллектуальный уровень. Участие в КТД, мероприятиях школы регулярно фиксировалось на экране соревнований «Самый классный класс».
- Пополнили копилку методических разработок, сценариев по гражданско-патриотическому воспитанию, изучению основ православной культуры и народным традициям.
- Выпущен сборник «История школы» к 80-летию со дня основания школы в с. Левокумка и сборник по экспериментальной работе за 2 года.
В течение 3-х лет проводилась диагностика и анализ процесса воспитания (смотри приложения).
Приложение: мониторинги. (слайды)
Проведены следующие мониторинги:
- Мониторинг «Жизнь в школе»;
- Эффективность воспитательной системы школы 2006 – 2009 г.г.;
- Изучение гражданского сознания в 9 классе;
- Воспитание и социализация личности в 9 – 11 классах;
- Удовлетворенность образовательными услугами;
- Отношение учащихся к различным субъектам действительности МОУ СОШ № 8 с. Левокумка.
По итогам мониторинга качества воспитательного процесса 80 % учащихся показали гордость за свою Родину, 88 % учащихся – в случае необходимости встанут на защиту Родины, 88 % - показали знания прав и обязанностей.
Результат деятельности: повышение общественной активности участников воспитательного процесса, усиление всех структурных составляющих воспитательной системы, взаимодействие с жителями местного сообщества, проведение профилактической работы в школе и микрорайоне, полезные дела на благо села, города, осуществление воспитания социальной значимости в обществе.
Ожидаемый результат (осознание обучающимися нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, знание символики, основных законов государства, знание истории Отечества, Родины, малой Родины, воспитание школьника-гражданина) в 2006 – 2009 годах достигнут.
Анализ деятельности уровня результативности обучения и воспитания по теме гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении (показатели: призовые места, дипломы в конкурсах, олимпиадах, семинарах различных уровней) показывает, что деятельность школы соответствует разработанным критериям эффективности.
Опытом работы в данном направлении делились:
- На городском семинаре заместителей директоров школ города Мин - Воды и Минераловодского района на базе СОШ № 8 с. Левокумка (март 2008 г.);
- В Минераловодском филиале АПУ и МОСУ и в социально-экономическом колледже «Перспектива» (17 апреля 2008 года). Тема: «Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях».
- В целях качественной гражданско-патриотической работы осуществляется тесная связь с Управлением образования г. Минеральные Воды с Минераловодским казачьим обществом и лично атаманом Губенко О.В., Администрацией Левокумского сельсовета, ЦДО, ДДТ, Советом ветеранов города, села, ФОЦем, музеем, храмом «Всех Святых в Земле Российской просеявших».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная программа по теме: "Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении"
Педагогический совет:"Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении" Итоги работы муниципальной экспериментальной площадки.Цель:воспитание патриотизма,...
Опытно-экспериментальная программа по теме: "Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении"
Педагогический совет:"Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении" Итоги работы муниципальной экспериментальной площадки.Цель:воспитание патриотизма,...
Внутришкольный контроль и проектно-ориентированный анализ состояния воспитания в образовательном учреждении: выполнение требований и реализация образовательных программ дополнительного образования детей.
Из опыта работы школы....
Физкультурно-оздоровительная программа ДРОЗД в системе физического воспитания дошкольных образовательных учреждений
Анализ и обобщение специальной и научно-методической литера-туры, показал, что также важным условием в системе физического воспитания является соблюдение правильного режима дня для детей 6 – 7 лет. З...
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...
Программа по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию "Патриоты"
Программа по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию "Патриоты"...
"О преемственности программ физического воспитания в образовательных учреждениях"
Взаимодействие учителей начальной и основной школы является ключом в решении проблемы преемственности, в создании благоприятных условий для дальнейшего развития и становления личности младшего подрост...