Учебно-методическое обеспечение курса "Основы права"
методическая разработка по праву (11 класс) по теме
Методическая разработка курса содержит:
лекции по каждой теме, раскрывающие основные вопросы курса, содержащие как теоретический, так и личностно-ориентированный материал;
схемы и таблицы, иллюстрирующие изучаемые темы и используемые в качестве наглядных пособий в процессе обучения; позволяющие структурировать изучаемый материал, активизировать наглядно-образное мышление учащихся. Возможно так же их использование в качестве опорных схем, либо образцов, при выполнении студентами заданий на самостоятельную систематизацию материала;
учебные тексты, содержащие информацию по отдельным проблемам учебного курса, используемые для самостоятельной и индивидуальной работы студентов на занятиях;
задания практикумов, содержащие теоретические и практические вопросы и задания различной сложности, позволяющие студентам закрепить полученные знания, сформировать необходимые навыки. Так же возможно их использование для самостоятельной работы студентов в комплекте с учебными текстами;
практические работы, предусмотренные рабочей программой, позволяющие студентам получить навыки работы с конкретными нормативно-правовыми актами, такими как Конституция РФ, Всеобщая Декларация прав человека, Гражданский процессуальный кодекс РФ; углубить полученные знания. Данные работы помогут закрепить у студентов основные модели правомерного поведения в типичных правовых ситуациях.
Материал может быть использован на занятиях по обществознанию при изучении тем правового блока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_osnovy_prava.zip | 487.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОУ СПО «Волжский политехнический техникум»
Методическая разработка курса
«Основы права»
2009 г.
А Н Н О Т А Ц И Я
Дисциплина «Основы права» изучается студентами ФГОУ СПО «Волжский политехнический техникум» различных специальностей. Она призвана дать целостное, систематизированное представление о правовой системе современного российского общества, способствовать формированию правовой грамотности и гражданской позиции студентов, развивать умения анализировать жизненные ситуации с точки зрения их соответствия нормам права.
Решению этих задач призвано помочь данная методическая разработка курса «Основы права», составленная на основе рабочей программы и соответствующая Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.
Курс состоит из двух разделов:
- Основы теории права
- Личность, право, государство
Раздел I дает представление о праве и его элементарной частице – норме права, формах ее выражения, структурных элементах системы права. Дается краткая характеристика отраслей права, существующих в российской правовой системе, а также правоотношений и их видов. Изучаются виды правонарушений, за совершение которых лицо может быть привлечено к юридической ответственности.
Раздел П рассматривает основные положения Конституции Российской Федерации. Основное место уделяется проблемам правового регулирования отношений человека и государства. Рассматриваются основные характеристики:
- российского государства, закрепленные в Конституции РФ;
- права и свободы человека и гражданина РФ;
- система и функции органов, осуществляющих государственную власть в России (особое внимание уделяется судебной системе РФ и ее отдельным элементам, а также работе правоохранительных органов РФ);
- деятельность негосударственных организаций в РФ (адвокатуры).
Целью данного методического пособия является создание единого комплекса материалов, обеспечивающих преподавателей и студентов:
- необходимой информацией по основным темам курса, позволяющей создать у студентов системное представление о праве;
- материалами для самостоятельной работы студентов;
- схемами и таблицами, наглядно иллюстрирующими основные проблемы изучаемой дисциплины.
В целях обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса, материал скомпонован по темам, в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планированием учебной дисциплины.
Методическая разработка курса содержит:
- лекции по каждой теме, раскрывающие основные вопросы курса, содержащие как теоретический, так и личностно-ориентированный материал;
- схемы и таблицы, иллюстрирующие изучаемые темы и используемые в качестве наглядных пособий в процессе обучения; позволяющие структурировать изучаемый материал, активизировать наглядно-образное мышление учащихся. Возможно так же их использование в качестве опорных схем, либо образцов, при выполнении студентами заданий на самостоятельную систематизацию материала;
- учебные тексты, содержащие информацию по отдельным проблемам учебного курса, используемые для самостоятельной и индивидуальной работы студентов на занятиях;
- задания практикумов, содержащие теоретические и практические вопросы и задания различной сложности, позволяющие студентам закрепить полученные знания, сформировать необходимые навыки. Так же возможно их использование для самостоятельной работы студентов в комплекте с учебными текстами.
- практические работы, предусмотренные рабочей программой, позволяющие студентам получить навыки работы с конкретными нормативно-правовыми актами, такими как Конституция РФ, Всеобщая Декларация прав человека, Гражданский процессуальный кодекс РФ; углубить полученные знания. Данные работы помогут закрепить у студентов основные модели правомерного поведения в типичных правовых ситуациях.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Вопросы для проведения входного контроля 1
Тема 1.1 Право в системе социального регулирования.
- Лекция 4
- Схемы «Виды социальных норм», 8
«Признаки и функции права» 9
- Практикум 10
- Учебный текст 11
Тема 1.2 Формы (источники) права.
- Лекция 14
- Схемы «Источники права», 20
«Признаки и структура законов» 21
- Практикум 22
- Учебный текст 25
Тема 1.3 Правовые нормы и их система.
- Лекция 29
- Схемы «Структура нормы права», 34
«Виды правовых норм» 35
- Практикум 36
- Учебный текст 38
Тема 1.4 Система права. Основные отрасли российского права.
- Лекция 41
- Схема «Система права» 44
- Практикум 45
- Учебный текст 46
Тема 1.5 Правоотношения.
- Лекция 48
- Схемы «Признаки и основания возникновения правоотношений», 53
«Виды юридических фактов» 54
«Структура правоотношения» 55
- Практикум 56
- Учебный текст 59
Тема 1.6 Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность.
- Лекция 62
- Схемы «Виды юридического поведения», 70
«Состав правонарушения» 71
«Юридическая ответственность» 72
- Практикум 73
- Учебный текст 76
Тема 2.1 Конституция РФ – основной закон государства. Основы конституционного строя РФ.
- Лекция 83
- Схемы «Виды Конституций», 90
«Основы конституционного строя РФ» 91
«Признаки и формы государства» 92
- Практикум 93
- Учебный текст 94
Тема 2.2 Основы правового статуса человека и гражданина в РФ.
- Лекция 97
- Схема «Правовой статус личности» 107
- Практикум 108
- Учебный текст 110
Тема 2.3 Система органов государственной власти в РФ.
- Лекция 119
- Схемы «Система органов государственной власти» 120
«Полномочия Президента РФ» 121
«Законодательный процесс в РФ» 122
«Разделение властей в РФ» 123
- Практикум 124
- Учебный текст 125
Тема 2.4 Судебная система в РФ.
- Лекция 128
- Схемы «Структура судебной системы в РФ» 135
«Принципы деятельности органов судебной власти» 136
«Порядок рассмотрения судебных споров» 137
- Практикум 138
- Учебный текст 142
Тема 2.5 Правоохранительные органы в РФ.
- Лекция 145
- Схема «Правоохранительные органы в РФ» 152
- Практикум 153
- Учебный текст 154
Практическая работа № 1 159
Практическая работа № 2 165
Литература 180
Л И Т Е Р А Т У Р А:
- Конституция Российской Федерации
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
- Трудовой кодекс Российской Федерации
- Кузнецов И. Н. История государства и права России. Курс лекций.- Минск: Амалфея, 1999
- Никитин А. Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права.- М.: Астрель, 2005
- Никитин А. Ф. Основы государства и права.- 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2005
- Певцова Е. А. Основы правовых знаний: Практикум для учащихся старших классов.- М.: Владос, 2000
- Правоведение. 10-11 кл.: элективные курсы/ сост. М.В. Мустафина.- Волгоград: Учитель, 2007
- Румынина В. В. Основы права: Учебник для студентов учреждений СПО.- М.: Форум – Инфра-М, 2004
- Степанова Т.А. Основы права: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Учебно-методический комплекс как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей
Учебно-методический комплекс как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей.Балашова О.В,...
Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.
Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Комплексное учебно-методическое обеспечение - это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной о...
Учебно-методическое пособие по избирательному праву для учителей общеобразовательных учреждений
Учебно-методическое пособие подготовлено в целях оказания методической помощи преподавателям, осуществляющим мероприятия по формированию и повышению правовой культуры молодых и будущих избирател...
Учебно-методический материал по теме «Правила дорожного движения» на финском языке на основе песни « Liikennevalot» (Светофор).
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 10.0px 0.0px; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Учебно-методический материал предназначен для у...
Учебно-методический комплекс дисциплины "Английский язык" для специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Данное УМК предлагает преподавателю английского языка в организациях СПО извлечение из ФГОС СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», извлечение из учебного плана специал...
2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.
2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....