Курс занятий "Права ребенка"
методическая разработка по праву по теме
Курс занятий для учащихся начальных классов по изучению прав ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_zanyatiy__prava_rebenka.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением химии и биологии»
Курс занятий
«Права ребенка»
Автор разработки
Келка Марина Леонидовна
Социальный педагог
Великий Новгород
2010
Пояснительная записка.
Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов. В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы.
Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан России.
Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права.
Социальная роль школьника – нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе. Социальной особенностью учащихся 7 – 9 классов является частичная гражданская дееспособность. В этой связи в правовом образовании появляется важный аспект, направленный на раскрытие конкретных правовых норм, существенных для подростков. На этом этапе актуально значимым является развитие умений, связанных с исполнением долга, ответственностью, внутренней дисциплиной.
Основной формой правового образования является получение знаний в процессе учебной деятельности, а также участие в школьных и внешкольных мероприятиях, ориентированных на актуализацию социального опыта подростков. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года также говорится о необходимости усиления гражданско-правовой составляющей школы: «Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой профессиональной и бытовой культурой».
Актуальна эта проблема и для нашего города. Достаточно высокие показатели по правонарушениям и состоящим на учете в подразделении по делам несовершеннолетних говорят о несформированности правовой культуры, а порой, о недостаточности правовых знаний, так как частая причина правонарушений – незнание закона. Подобные факты имели место и в нашей школе. Как результат встает задача повышения правовой культуры учащихся для профилактики правонарушений.
Несмотря на достаточное наличие научно-методической литературы по проблеме воспитания правовой культуры не все аспекты разработаны в равной степени.
Значительное место в формировании правовой культуры занимает предмет обществознание. Однако, очевидно, что рамки уроков не всегда дают возможность детям реальной пробы себя в социально-правовых ситуациях. Только взаимосвязь урочной и внеклассной деятельности повышают эффективность правового воспитания.
Методическая разработка правовой игры «Права ребенка».
Цели:
- Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных учащимися по проблеме права человека и гражданина.
- Развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия в группах в решении общей проблемы.
- Формирование у учащихся чувства гражданской ответственности за свои действия, правовой позиции и культуры.
Задачи:
- Организация интеллектуального соревнования между командами учащихся.
- Использование разных методов организации деятельности учащихся.
- Формирование правовой компетенции учащихся.
- Социализация личности учащихся.
Практическая значимость – использования материалов разработки на уроках, во внеурочной деятельности в нескольких вариантах, простота и доступность воспроизведения.
Продолжительность мероприятия: в зависимости от варианта 1 – 2 урока.
Формы реализации:
- урок;
- игра;
- беседа.
Содержание занятий:
- Право и права.
- Основные права и свободы (2 урока).
- Индивидуальность и права человека.
- Понятие «Я» и имена (2 урока).
- Молодые и пожилые люди.
- Инвалиды и здоровые люди.
- Благоприятные условия для развития.
- Мы – новгородцы.
- Ролевая игра «Гуси - лебеди».
1 занятие: « Право и права »
Цель: введение понятий право и права.
Задачи:
- введение понятия «право»;
- введение понятия «права»;
- виды прав;
Методические материалы:
- Конституция РФ;
- Декларация прав человека;
- Декларация прав ребенка;
- Учебное пособие «Основы правовых знаний» - 7, «Вита», М, 2000 г.
Ход урока:
- Беседа ведущего.
Курс наших занятий посвящен изучению вопросам прав человека и прав ребенка. Но в начале занятий мы должны с вами разобраться в двух очень похожих словах «право» и «права», узнать, что они означают, чем отличаются друг от друга.
Много лет назад, когда люди стали людьми, стали строить города и деревни, жить вместе, у них возникла необходимость соблюдать какие-то правила, чтобы не было ссор, чтобы они жили хорошо и дружно. Они придумали ряд правил, которые должны были выполнять все жители деревни, города, государства. Тех, кто их нарушал, наказывали. Эти правила были обязательны для выполнения всеми жителями страны.
Список правил, обязательных для выполнения всеми жителями страны и называется «право». В древние времена, когда люди не могли из-за больших расстояний встречаться друг с другом, правила в разных племенах, государствах и странах могли быть очень разными. В настоящее время, когда люди стали часто бывать в разных странах, эти правила в большинстве стран стали очень похожи (Почему?).
Однако в жизни мы с вами встречаемся со словами «права», «права человека». Что означают эти слова? Слово «права» («права человека») означают возможность человека что- то делать, а государство ему в этом помогает.
В ходе занятий мы познакомимся с основными правами людей (и детей), с законами, с книгами, в которых указаны права человека, узнаем о тех, кто нарушает наши права и защищает их.
Ведущий показывает Конституцию РФ, Всеобщую декларацию прав человека, Декларацию прав ребенка, зачитывает некоторые статьи, называет основные права человека, ребенка:
- Право на жизнь;
- Право на имя, отчество, фамилию;
- Право на образование;
- Право на труд;
- Право на отдых; и т.д.
При этом ведущий обращает внимание детей на то, что все права одинаковые для различных людей, проживающих в стране: разных национальностей, разной веры и т.д.
В заключении ведущий зачитывает несколько рассказов из жизни древних людей, показывает, как изменялись права людей.
Занятие 2: «Основные права и свободы »
1 урок
Цель: научить детей видеть в окружающем его мире права человека и их нарушения.
Задачи:
- дать понятие закона и права;
- научить видеть реализацию и нарушение прав.
Методические материалы:
- сказки «Царевна-лягушка», «Кот в сапогах»
Ход урока:
- Беседа ведущего.
Ведущий напоминает уч-ся о том, что на предыдущих занятиях мы неоднократно обсуждали тему о равенстве людей разных национальностей, внешности, состояния здоровья и т.д. Вспоминаются основные права и свободы человека: право на жизнь, на труд, на учебу, на отдых и т.д. Тема этого занятия затрагивает вопрос нарушения прав человека, кем они нарушаются и каким образом обиженный человек может себя защитить.
Оказывается, не только современные люди обсуждают вопросы прав человека, но в прошлые годы и даже века затрагивались подобные вопросы.
- Обсуждение сказок.
Если внимательно прочитать сказку «Царевна-лягушка», то мы заметим, что там идет речь о правах человека. Давайте вспомним, те моменты сказки, где идет речь о равенстве (или неравенстве прав).
Возможные ответы:
- всем братьям предлагалось одинаково выбрать невест;
- всех невест одинаково приглашали в доме царевичей;
- для всех невест дается одинаковое задание;
- для всех одинаково устраивается бал;
А теперь обратим внимание на ситуацию в сказке «Кот в сапогах». Заметим, как в этой сказке выполняются или нарушаются права человека.
Возможные ответы:
- все три сына у мельника имели одинаковые условия проживания;
- наследство было поделено между детьми в неравных долях (старшему сыну –
мельницу, среднему – осла, а младшему - кота).
- Конкурс.
Вспомните другие сказки, где соблюдаются права человека (или не соблюдаются).
Возможные ответы:
- «Золушка», «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «12 месяцев» - к детям в семье
относились по-разному: одних любили, а других – нет.
Одни не выполняли никаких домашних обязанностей, а другие много работали, мало
отдыхали, не учились.
Вместе с детьми происходит обсуждение того, какие нарушаются права человека,
кто их нарушает и каким образом.
Вывод: в сказках равенство между людьми проявляется по-разному в зависимости от
ситуаций. А в жизни равенство между людьми рассматривается как равенство прав и
свобод разных людей.
2 урок
Цель: знакомство детей с Всеобщей декларацией прав человека.
Задачи:
- закрепление понятий «закон» и «права»;
- научить пользоваться правовыми документами, видеть реализацию и нарушение прав.
Методические материалы:
- декларация прав человека.
- Административный кодекс.
- Уголовный кодекс.
Ход урока:
- Беседа ведущего о том, что все люди имеют равные права, но иногда эти права нарушаются другими людьми или государством. Но нарушения должны быть исправлены, существуют люди и организации, которые защищают права человека. Вместе с учащимися приводятся примеры нарушения прав человека.
Возможные ответы:
- Сосед громко включил музыку вечером.
Нарушил право на отдых других людей. Устранить это нарушение поможет милиция.
- Человека не приняли на работу, потому что он уже немолодой.
Нарушили его право на труд. Устранить это нарушение поможет суд.
- Родители не разрешают ребенку посещать школу.
Нарушили право ребенка на образование. Поможет разрешить это нарушение милиция, органы опеки.
При этом имеющиеся у человека права налагают на любого человека и определенные обязанности:
- Родители обязаны содержать, воспитывать, давать образование своим несовершеннолетним детям;
- Взрослые дети обязаны содержать своих старых, больных родителей и т.д.
Каждый человек должен помнить о том, что не бывает прав без обязанностей.
Ведущий обсуждает с учащимися вопрос о том, что с изменением возраста каждый человек (и ребенок в том числе) приобретает различные права и обязанности.
Например, любой ребенок с рождения имеет право на имя, отчество, фамилию, на гражданство. С 1,5 лет он имеет право посещать детские ясли, с 3 лет – детский сад, с 6,5 лет – школу. Но при этом у него возникают и обязанности: хорошо учиться, посещать школу, выполнять домашние задания. Дома тоже каждый ребенок выполняет свои обязанности (обсудить с учениками их обязанности дома).
В Декларации прав человека прописаны права человека. Учащиеся знакомятся с текстом некоторых статей декларации.
Вывод: у каждого человека существуют права и обязанности, которые необходимо выполнять каждому законопослушному гражданину.
Занятие 3: «Индивидуальность и права человека »
Цель: обратить внимание учащихся на то, что окружающие их люди имеют равные с ними права, несмотря на их индивидуальность.
Задачи занятия:
- изучить статью 8 Конвенции о правах ребенка;
- выяснить, как дети воспринимают других людей с их индивидуальными особенностями;
- выяснить насколько учащиеся готовы быть равными друг другу.
Методический материал:
- Конвенция о правах ребенка;
Оборудование:
- рабочий блокнотик;
Ход занятия:
- Ведущий говорит о том, что проживающие рядом с учениками взрослые и дети отличаются друг от друга. В ходе беседы выясняются признаки, по которым люди отличаются: по полу, по цвету волос, по цвету глаз, по национальности, вероисповеданию, по месту проживания (деревня, город, страна). Выясняется как дети относятся к другим людям.
- Психологическая разминка:
Игра «Волшебный стул».
Любой желающий садится на стул в центре круга. Остальные учащиеся говорят о том, что есть хорошего в этом человеке.
- Ведущий приглашает к доске (или в центр круга) несколько человек и просит остальных учащихся сказать, чем они похожи и чем отличаются.
Дети чаще всего называют конкретные признаки: цвет волос, глаз, рост и т.д. – внешние признаки. Можно поставить вопрос о том, можно ли выбирать себе друга только по внешним признакам. И почему?
После обсуждения вспомнить поговорку: по одежке встречают, по уму провожают.
Ведущий должен после наводящих вопросов подвести детей к пониманию того, что у всех людей есть внешние и внутренние качества (черты характера).
- Подвижная игра.
Ведущий просит в ходе движения найти себе пару (или тройку, четверку) по какому-либо признаку:
- кто любит кушать яблоки;
- кто любит математику;
- кто не любит чтение;
- кому нравятся розы и т.д.
5. Ведущий продолжает беседу с учащимися.
Обсуждается вопрос: имеют ли разные люди разные права или одинаковые права?
Можно рассмотреть на простых примерах: право на имя, фамилию, отчество, образование, работу и т.д.
В конце занятия дети должны сделать вывод о том, что разные люди имеют одни и те же права, каждый человек может быть индивидуальным.
Занятие 4: «Понятие «Я» и имена».
Цель занятий:
С помощью изучения имени показать индивидуальность, неповторимость каждого человека.
Задачи занятий:
- изучить статью 7 Конвенции о правах ребенка;
- показать многообразие сходств и различий между людьми.
Методический материал:
- Конвенция о правах ребенка;
- Плакат с именами в разных странах;
- книга «О русских именах» А.В.Сперанская, А.В.Суслова, Лениздат, 1991 г.
Оборудование:
- блокнотик;
- ручка;
- карандаши или фломастеры.
1 урок.
Предварительная подготовка:
- каждый ученик изготавливает карточку со своим именем, которую на уроке можно прикрепить булавкой к одежде;
- ведущий предварительно изучает имена детей и изготовляет карточки с объяснениями имен;
Ход занятий:
- Вводная беседа ведущего о значении имен.
Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, фантазия, художественное творчество народов, их исторические контакты. Личные имена имели все люди во все времена во всех цивилизациях. Любое слово могло стать именем.
В древности наши предки наделяли имя особой магической силой. Существовали особые запреты на произнесение имени:
- египтяне избегали называть имя фараона;
- японцам нельзя было называть имя императора;
- корейцы до сих пор не называют при гостях друг друга по имени.
Часто в древние времена многие родители не называли детей по данному им имени,
чтобы нечистая сила не завладела ребенком, чтобы он не заболел. До крещения Руси
русские люди имели имена, которые им давали родители связывая имя с разными
моментами: например, со временем рождения – Водопол, Вешняк, Пороша;
с порядком рождения в семье – Первак, Третьяк; от цвета волос и кожи – Черныш,
Чернява, Беляк;
по росту, телосложению – Сухой, Долгой, Мал, Головач; по желанности или
нежеланности появления ребенка – Богдан, Нечай, Милава. После крещения часть
людей сохранили языческие имена, часть – имели христианские, кто-то – два имени.
Два имени родители часто давали детям с целью предохранения их от нечистой силы, от сглаза и т.д.
В настоящее время иногда детей дома тоже называют разными прозвищами: Зайка, Котик, Лапа и т.д (попросить детей привести примеры ).
- Беседа ведущего о том, что глядя на карточку, на которой человек пишет свое имя можно определить как он относится к имени: нравится оно ему или нет (каким почерком написано, как украшено и т.д.)
- Каждое имя имеет свой смысл, свое значение. Ведущий объясняет значения имен и их происхождение (см. Приложение 1). Ваши имена записаны в первом документе – свидетельстве о рождении, однако в основном дома дети носят уменьшительные имена. Например, Мария – Маша, Машенька, Маруся и т.д.
Задание:
Нарисовать в тетради ромашку. В центре цветка пишется полное имя, на лепестках – уменьшительные имена, на листке цветка – имя, которое не нравится.
Например, в центре – Мария, на лепестках – Маша, Машенька, Маруся, Маня; на листке цветка – Машка.
- Многие имена носят люди разных стран. Такие имена имеют или внешнее сходство или смысловое (см. Приложение 2).
- Домашнее задание:
Написать маленькое сообщение об одном знаменитом человеке своем тезке или подготовить небольшой список известных людей с таким же как у ученика именем(с помощью родителей).
Приложение 1.
Анастасия – воскресшая
Ангелина – вестница (греч.)
Анна – милость (евр.)
Варвара – чужеземная (греч.)
Виктория – победная (лат.)
Екатерина – вечно чистая (греч.)
Елизавета – Бог мой (евр.)
Зоя – жизнь (греч.)
Ирина – мир (лат.)
Марина – морская (лат.)
Мария – любимая (евр.)
София – мудрость (греч.)
Юлиана, Ульяна – Юлиева (лат.)
Анатолий – восточный (греч.)
Антон – от слова «состязаться» (лат.)
Артем – посвященный Артемиде, богине охоты (греч.)
Андрей – мужественный (греч.)
Алексей – защищающий (греч.)
Александр мужественный защитник (греч.)
Всеволод – всевладеющий (рус.)
Василий – царский (греч.)
Валерий – сильный (лат.)
Вячеслав – славный (слав.)
Дмитрий – посвященный Деметре, богине плодородия (греч.)
Денис – посвященный богу вина
Иван – Бог милует (евр.)
Григорий – бодрствующий (греч.)
Георгий – земледелец (греч.)
Даниил – Бог мой судья (евр.)
Евгений – благородный (греч.)
Иннокентий – невинный (лат.)
Кирилл – повелитель (греч.)
Константин – постоянный (лат.)
Николай – народ-победитель (греч.)
Павел – маленький (лат.)
Роман – римский (лат.)
Степан – венок (греч.)
Сергей – римское имя
Максим – величайший (евр.)
Михаил – кто как Бог (евр.)
Марк – родившийся в марте (лат.)
Федор – божий дар (греч.)
Петр – камень (греч.)
Приложение 2.
Иван – Россия Екатерина - Россия
Жан – Франция Кэт - Англия
Иоганн – Германия Катарина – Германия, Польша
Ян – Польша
Джон – Америка
Вано - Армения
Занятие 5: «Молодые и пожилые люди»
Цель: создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми;
Задачи:
- формирование терпимости к различиям между людьми по возрасту;
- знакомство учащихся с некоторыми правами пожилых людей (пенсионеров);
Методические материалы:
- книга пословиц и поговорок;
Ход урока:
- Постановка проблемы.
Ведущий предлагает учащимся написать слова, по их мнению, связанные со словом «старость».
Далее обсуждаются слова предложенные уч-ся. Чаще всего это: дряхлый, больной, беззубый, бедный и т.д.
Вопрос ведущего: кого вы представляли себе, когда писали эти слова?
Предложение ведущего: когда-то ваши родители и вы состаритесь.
Напишите слова, по вашему мнению, связанные со словом «старость» в этом случае.
Далее обсуждаются слова предложенные уч-ся в этом случае.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, почему отличаются слова в первом и втором случае?
- Как вы думаете, молодые люди относятся к пожилым людям?
- Всегда ли они понимают друг друга? Почему?
2. В ходе беседы с уч-ся ведущий заполняет таблицу «Поставим себя на место другого». (См. Приложение)
В ходе заполнения предлагается встать на место пожилого человека и указать, что человек приобретает, а чего лишается с возрастом.
После заполнения таблицы проводится обсуждение результатов. Ведущий обращает внимание уч-ся на проблемы пожилых людей – болезни, ухудшение материального положения и т.д.
- Ведущий выясняет у учащихся, какие права пожилого человека они знают.
- Обсуждение пословиц и поговорок о старости.
- Не годы, а горе старит.
- Молодой работает, а старый ум дает.
- Не смейся над старым, и сам будешь стар.
- И стар, да весел; и молод, да угрюм.
- Смолоду прорешка – под старость дыра.
- Стар кот, а масло любит.
- При старости бедность всего хуже.
- Смолоду наживай, а под старость проживай.
Приложение.
Таблица «Поставим себя на место другого»: (варианты ответов)
N | Что вы приобрели | Чего вы лишились |
1. | ||
2. | ||
3. |
Занятие 6: «Инвалиды и здоровые люди»
Цель: помочь детям осознать, что люди с ограниченными возможностями имеют одинаковые права со здоровыми людьми.
Задачи:
- узнать о том, каких людей называют людьми с ограниченными возможностями;
- представить все трудности жизни таких людей;
- сделать предложения для улучшения жизни людей – инвалидов;
Методические материалы:
- рабочий блокнот;
- ручка;
Ход урока:
- Беседа ведущего о том, каких людей называют людьми с ограниченными возможностями (или инвалидами). К людям с ограниченными возможностями относятся:
- слепые или с ослабленным зрением (ограничены в передвижении, чтении, видении мира и т.д.)
- глухие или слабослышащие (ограничены в речевом общении, профессиях связанных с речью и слухом);
- немые (ограничены в речевом общении, профессиях связанных с речью и слухом);
- с нарушениями опорно – двигательного аппарата и т.д.
В ходе беседы ведущий старается выяснить, как понимают дети такие слова как «инвалид», где мы с ними встречаемся, какие проблемы в жизни у них есть.
- Игра «Как чувствуют себя люди с ограниченными возможностями».
«Слепые»
Завязав ребенку глаза, ему предлагают самостоятельно пройти по комнате по определенному маршруту; назвать предложенные предметы, написать слова или нарисовать рисунок. После этого выяснить, что трудно было сделать и почему.
«Немые и глухие»
Перед началом игры договариваются о том, что нельзя говорить и представить, что ты не слышишь слова. Группе детей нужно попробовать договориться о чем – то (что подарить товарищу на день рождения, как куда – то пройти и т.д).
«Инвалиды»
Перед началом игры к теле плотно привязывается рука или обе, ноги связываются вместе. Затем предлагается выполнить простые действия: снять и одеть верхнюю одежду, разуться и обуться, написать слова и т.д
После игры ведущий просит рассказать детей о том, какие чувства они испытывали, трудно ли было им выполнять действия? Есть ли различия в правах у здоровых людей и инвалидов?
Необходимо подвести детей к выводу о том, что люди с ограниченными возможностями имеют одинаковые права, что большинство из них могут проживать самостоятельно, работать на различных предприятиях.
- Работа в парах «Инвалиды в жизни общества».
Перед началом игры ведущий говорит о том, что людям с ограниченными возможностями иногда необходимы особые условия для жизни или работы.
Задания:
Каждой паре учеников предлагается определить, какие условия необходимо создать для жизни или работы инвалида.
А) Слепой человек проживает один в квартире. Какие приспособления ему необходимы?
Б) Глухонемой человек проживает один в квартире. Какие приспособления ему необходимы?
В) Человек без ног проживает на втором этаже дома. Какие приспособления ему необходимы?
Г) Человек без ног работает на дому. Какую работу он может выполнять?
Д) Какую работу может выполнять глухонемой человек?
Е) куда может пойти глухонемой человек в свободное время (кино, театр и т.д)
Ж) Какие приспособления необходимо иметь в городе для того, чтобы инвалидам было удобно в нем?
Домашнее задание:
Вопрос: Каких известных людей – инвалидов вы знаете? (пусть помогут родители).
Карточки для работы в парах.
А) Слепой человек проживает один в квартире. Какие приспособления ему необходимы?
Б) Глухонемой человек проживает один в квартире. Какие приспособления ему необходимы?
В) Человек без ног проживает на втором этаже дома. Какие приспособления ему необходимы?
Г) Человек без ног работает на дому. Какую работу он может выполнять?
Д) Какую работу может выполнять глухонемой человек?
Е) куда может пойти глухонемой человек в свободное время (кино, театр и т.д)
Ж) Какие приспособления необходимо иметь в городе для того, чтобы инвалидам было удобно в нем?
Занятие 7 : «Благоприятные условия для развития»
Цель: Обратить внимание учащихся на то, что для развития детей и их здорового роста необходимы определенные благоприятные условия.
Задачи:
- определить какие условия требуются для развития и роста детей;
- определить, кто и каким образом отвечает за их обеспечение;
Методический материал:
- Конвенция о правах ребенка;
- «Преподавание прав человека» (книга для учителя)
Оборудование:
- рабочий блокнот
- лист ватмана или альбомный лист
- карандаши, фломастеры
Ход занятий:
- Беседа ведущего о том, что государству необходимы здоровые, умные, развитые граждане, которые будут в дальнейшем строить дома, заводы, развивать науку и т.д.
В конце беседы делается вывод о том, что для этого необходимо создать условия для развития детей.
Обсуждаются вопросы:
- Что понимается под созданием условий?
- Кто должен их создать?
- Игра «Город детства».
Детей делят на группы по 4 человека. На каждую группу выдают лист бумаги, карандаши, фломастеры.
Игровое задание:
Правительство решило построить городок, в котором были бы созданы все условия для жизни детей и их развития. Поэтому правительство проводит конкурс на лучший проект городка.
Работа в группах:
Каждая из групп является проектной архитектурной группой, которая должна подготовить и нарисовать проект такого городка. Участники групп вначале обсуждают какие организации должны быть в таком городке, чтобы детям хорошо было жить, расти и развиваться. Далее совместными усилиями дети рисуют этот городок. Одну из групп можно назначить жюри для определения победителя, но можно провести совместное обсуждение проектов и выбора победителя.
Защита проектов:
Каждая из групп рассказывает о своем проекте, говорит о том, что в таком городке должно быть и для каких целей.
После обсуждения выбирается лучший проект.
Выводы:
После выбора проекта – победителя ведущий делает выводы:
Для здорового роста и развития детям необходимы:
- Медицинские учреждения, ведущие наблюдение за здоровьем детей, для их лечения.
- Детские сады, где проводятся занятия по развитию дошкольников.
- Школы для получения детьми основного образования.
- Училища, техникумы, институты, университеты для получения профессии.
- Досуговые учреждения, где дети занимаются спортом, рисованием, танцами, рукоделием и т.п.
- спортивные площадки.
- деревья, сады и парки.
- Транспорт.
- Магазины.
За получение детьми образования, за их обучение и воспитание отвечают родители (или лица их заменяющие).
Государство должно с учетом запросов родителей и желаний детей открывать учреждения необходимые для нормального развития детей.
Государство должно также контролировать родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей.
Занятие 8: «Мы - новгородцы »
Цель: формирование активной гражданской позиции.
Задачи:
- объяснить уч-ся неразрывную связь прав граждан и их обязанностями;
- научиться анализировать проблемы конкретного города с правовой точки зрения;
Методические материалы:
- печатные издания, статьи о Новгороде;
Ход урока:
- Подготовительный этап.
Тема занятия объявляется заранее. Класс разбивается на три группы и готовит материалы по темам:
- Новгородцы о своем городе.
- Страницы истории.
- Великий Новгород через 100 лет.
1 группа учеников опрашивает своих родителей, родственников, знакомых разных возрастов по вопросам:
1. Хорошо ли вам живется в нашем городе?
2. Какие проблемы мешают нам жить?
3. Чем вы помогаете решению проблем?
Кроме опроса можно принести вырезки из газет о городе, о проблемах и их решениях, о приятных событиях в городе.
2 группа учащихся собирает материал о выдающихся земляках:
- писатели, художники;
- герои войны;
- предприниматели, меценаты.
3 группа учащихся составляет рассказ о том, как изменится наш город через сто лет.
- Беседа ведущего:
Наш город один из старейших городов России. Ему исполнится 1145 лет, хотя эта дата тоже может быть изменена учеными после изучения материалов раскопок. Великий Новгород – колыбель демократии. Все вы слышали слова - «Новгородское вече». Собираясь на вече, люди решали те проблемы, которые возникали в городе. Новгород являлся крупнейшим торговым центром, купцы новгородские известны были далеко за границей, славились товарами новгородскими: мехами, изделиями из льна, дерева и т.д. Теперь наш город вернул себе не только прежнее имя, но стремиться к тому, чтобы снова стать известным. А для этого все жители города должны трудиться на благо города. Каким Новгород будет завтра, зависит от вас.
Затем происходит обсуждение ответов на вопросы, полученных 1 группой. При этом рассматриваются, какие права человека при этом упоминались и о каких нарушениях прав говорили люди.
Вырезки из газет наклеиваются на листы ватмана: на один лист – заметки о негативных моментах, на второй – о положительных.
2 группа рассказывает о героях Новгорода и Новгородской области.
3 группа рассказывает о том, как они представляют наш город в будущем: что изменится, как люди будут жить, что делать.
3. В заключении уч-ся выясняют чем они могут помочь развитию нашего города (например, хорошо учиться, чтобы быть хорошими специалистами или сажать сейчас деревья, чтобы потом они выросли и т.д.)
В качестве заключительного момента предлагается проведение экскурсии в городской или школьный музеи, поход на тематическую выставку.
9 занятие:
Ролевая игра: Гуси – лебеди - свидетели или ответчики?
(по мотивам русской народной сказки «Гуси - лебеди» (из книги Е.Шабельника «Права ребенка»)
Цель: Ознакомить детей с Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах человека.
Задачи:
- Объяснить содержание понятий «декларация» и «конвенция»;
- научить детей не путать свои желания со своими правами;
- дать понятия полезных действий и вредных действий;
Подготовка к игре:
Дети вслух читают сказку «Гуси – лебеди». Учитель перечисляет действующих лиц и распределяет роли. Состав действующих лиц можно расширить за счет увеличения числа присяжных заседателей. Учитель может взять на себя роль судьи, который зачитывает «дело» и объявляет каждого выступающего.
Ход игры:
Содержание таких серьезных документов, как Декларация прав ребенка и Конвенция прав человека ученики младших классов легко постигают с помощью цветных иллюстраций к знакомым для них сказкам. В книге Евгения Шабельника «Права ребенка» есть картинка, изображающая эпизод из сказки «Гуси - лебеди». Они несут на свои крыльях маленького мальчика и направляются к Бабе – яге. Что ждет маленького пленника? Какого наказания заслуживает главная нарушительница закона - Баба – Яга? На эти же вопросы могут ответить ученики 2 – 3 классов, участвуя в ролевой игре по мотивам этой русской народной сказки.
Действующие лица:
- Баба – Яга – ответчица.
- Сестрица Аленушка – свидетель.
- Родители брата и сестры – истцы.
- Печка – свидетель.
- Яблоня – свидетель.
- Молочная речка с кисельными берегами – свидетель.
- 1 –й гусь.
- 2 – й гусь.
- 3 – й гусь.
- 1 – й присяжный.
- 2 – й присяжный.
- 3 – й присяжный.
- Судья.
- Адвокат Бабы – Яги.
- Прокурор.
Судья. Слушается дело о похищении Бабой – Ягой маленького мальчика. Похищение
совершили по ее поручению гуси – лебеди. Сначала заслушаем свидетелей.
Сестричка Аленушка: Я тоже чувствую себя виноватой. Родители мне наказывали, чтобы
я смотрела за братцем. Глаз с него не спускала. А я ушла играть с подружками и забыла про него. Я была уверена, что с братцем Иванушкой ничего не случится, потому что в нашей деревне живут хорошие и добрые люди.
Родители: Мы слышали, что Гуси – лебеди пошаливают, детей маленьких, оставленных без присмотра, крадут, но в нашу деревню они еще не залетали, к тому же мы надеялись, что Аленушка не оставит братца без присмотра. Мы не предполагали, что Баба – Яга осмелится пойти на такое преступление.
Печка: Я много раз видела как Гуси – лебеди, пролетая надо мной, уносили из разных деревень то девочку, то мальчика. Что потом случалось с ними., я не знаю.
Яблоня: Я тоже видела, что Гуси – лебеди крали детей.
Судья: А почему Вы не сказали Аленушке, в какую сторону полетели Гуси – лебеди и понесли ее братца?
Печка: Я и не знала, просто мне было бы приятно, если бы Аленушка съела мой пирожок.
Яблоня: Благодаря своим самым высоким ветвям, я проследила куда полетели гуси и где опустились. Но я не захотела показывать путь этой дерзкой девчонке. Вот когда она отнеслась ко мне повежливее, то я их вместе с братцем спрятала от Гусей – лебедей.
Молочная река с кисельными берегами: Мои молочные волны добегают почти до самой избушки на курьих ножках, где живет Баба – Яга, и я знала, что пока не прибежит туда Аленушка, ее братцу ничто не угрожает. Знала я, что она сама найдет путь к Бабе – Яге.
Судья: И все – таки этим свидетелям я хотел бы сделать замечание: когда речь идет о преступлении, особенно по отношению к маленьким детям, нужно не ждать, когда вас вежливо попросят, а самим спешить на помощь.
1 – й гусь: Вот нас обвиняют, что мы совершили страшный проступок: утащили чужого ребенка. Но мы же народ подневольный, что нам прикажут, то и делаем.
2 – й гусь: Первый гусь правду сказал. Мы подневольные. Но, замечу я, мы ничего плохого Иванушке не сделали, наоборот всю дорогу рассказывали ему сказки, старались. Чтобы ему было удобно лететь.
3 – й гусь: Хотя мы народ и подневольный, но все же мя не позволили бы Бабе - Яге съесть Иванушку. Мы думали, что мальчик ей нужен чтобы скрасить ей жизнь.
Судья: Но вот свидетели сказали, что Вы, гуси – лебеди, и раньше детей уносили.
Гуси: Это не мы, это прежние гуси, а нас только что наняли. Нас нужда наставила пойти на службу к Бабе – Яге. Корма для нас в лесу не стало – экологическая обстановка стала в лесу неблагоприятной.
Баба – Яга: Я человек старый, немощный. Гуманитарной помощи не получаю. Вот гуси, мои верные слуги, мне только и помогали. Где мне, дремучей старухе, знать, что я нарушаю закон тем, что прошу утащить маленького мальчонку или девчушку. Ведь я родилась в глухом лесу и всю жизнь прожила среди хищных зверей и птиц, а у них свои законы, свои обычаи, совсем не как у людей. Зазевались, к примеру, Заяц или Белка – Волк или Лиса туту как тут и потащили их к себе в нору. Эти законы леса я знаю, по ним и живу. И не к лицу каким – то маленьким школьникам учить меня уму – разуму. Старость надо уважать.
Адвокат Бабы – Яги: Баба – Яга – законопослушная лесная жительница. Один из лесных законов: кто успел, тот и съел. Возможно, по человеческим понятиям Баба – Яга ведет себя жестоко. Но, может быть, она просто хотела попугать безответственных родителей, которые оставили двух маленьких детей без присмотра?
Личность Бабы - Яги можно рассматривать как личность иноплпнетянки, настолько ее поведение отличается от нормального, людского. К тому же с Иванушкой ничего не случилось. А потому и нет никакого преступления. На нет и суда нет.
1 – й присяжный: Я думаю, что полностью оправдать Бабу – Ягу нельзя. Она заставила поволноваться Аленушку. А что было бы с родителями, если бы к их приходу она не нашла братца?
2 – й присяжный: Не могу согласиться с адвокатом. Незнание закона не освобождает человека от ответственности, в том числе и Бабу – Ягу. Тем более, что она хоть и жила в лесу, но и с людьми общалась не мало за свою долгую жизнь, знает как они живут, по каким законам.
3 – й присяжный: Я предлагаю наказать не только Бабу – Ягу, но и Гусей – лебедей, которые ей помогали. Нельзя ради горстки зерен заниматься такими преступными делами. Они - соучастники преступления, по каким бы мотивам ни стали помогать Бабе – Яге.
Прокурор: Баба – Яга, к счастью, не успела довершить свой замысел. Поэтому и нам не стоит лишать ее жизни, приговаривать к высшей мере наказания. Попробуем ее перевоспитать – придумаем для нее доброе дело, чтобы она могла проявить себя с хорошей стороны. Какие будут предложения?
Заключительный этап:
Учитель подводит итоги ролевой игры. Говорит о том, что всякий, кто нарушит права ребенка, должен ответить по закону. Потом проводится обсуждение «доброго дела» или нескольких «добрых дел», которые должна совершить Баба – Яга, чтобы пройти свой исправительный срок.
Приложение.
- Презентация «Права ребенка».
Автор Берюхова Елена
- Права ребенка стихах.
Автор : Осипян Наталия
http://www.maaam.ru/catalog/item136.html
- Сайт «Новгородика для детей»
- Презентация «Права ребенка. Конвенция прав ребенка»
Автор Берюхова Елена
5. Папка "Демонстрационные таблицы, наглядное пособие, материал для оформления"
автор Дементьева Н.В.
http://www.proshkolu.ru/user/natalya7777d/file/1578266/
- Презентация `Как любимые сказки в правах разобраться помогают?`
автор Алова Наталья Борисовна
http://www.proshkolu.ru/user/gavrinanatasha/file/1762043/
Список литературы.
- Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие.
Учебное пособие, Aacademia, АПК и ПРО, М., 2002.
- Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие.
Методическое пособие для учителя, Aacademia, АПК и ПРО, М., 2002.
- Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие.
Программа подготовки педагогов, Aacademia, АПК и ПРО, М., 2002.
- Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие.
Программа курса для учащихся старшей школы, Aacademia, АПК и ПРО, М., 2002.
- Реализация прав ребенка: возможности демократического школьного климата
Сборник учебно – методических материалов. Сост. Н.С.Вощенкова, П.П. Симоненко. Aacademia, АПК и ПРО, М., 2003.
- Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе. Сборник методических материалов.М, 1999.
- Права человека. Книга для учащихся 6 – х классов, их родителей и учителей. Т.1 – 2.
Изд. «Права человека», Москва, 2002 .
- Толерантность: взгляд, поиск, решение. Г.В.Безюлева, Г.М.Шеламова. М, Вербум – М, 2003.
- Инновационные подходы к развитию толерантности. Научно – методические рекомендации. В.Новгород, 2004.
- Знакомство с правами человека. Курс ролевых игр. Петрозаводск, юниорский союз «Дорога», 2004.
- Инновации в образовании: опыт и проблемы развития толерантности в регионе. Материалы конференции 28 октября 2003 года. В.Новгород. 2004.
- Основы правовых знаний. Учебное пособие для гуманитарных классов и школ. Изд. ВитаПресс.М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по теме: «Проблема нарушения прав ребенка в Российской Федерации ».
Цели и задачи данного элективного курса1. Создание ориентационной базы для выбора обучающимися профильного обучения.2. Создание условий для пробы возможностей обучающегося в элективном курсе3. Знакомс...
Становление духовно-нравственных качеств личности ребенка в рамках реализации курса ОРКСЭ
Данная статья предначначена для преподавателей курса ОРКСЭ, в ней освещается актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в современной российской школе. Автор, опираясь на опыт преподавания...
Элективный курс "Конвенция о правах ребенка - детям"
Элективный курс "Конвенция о правах ребенка - детям" рассчитан на 17 часов на изучение в 8-9 классах....
УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право; 17 часов
курс знакомит учащихся с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также содержит информацию о том, где они могут получить поддержку в случае нарушения их прав. в его ...
УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право; 17 часов
курс знакомит учащихся с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также содержит информацию о том, где они могут получить поддержку в случае нарушения их прав. в его ...
УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право;
курс прелагается для преподавания в основной школе.он содержит пояснительную записку, программу курса, технологическую карту, методические рекомендации учителю, глоссарий, хрестоматию, рабочую тетрадь...
Рабочая программа курса "Одаренный ребенок" в 11 классе
Рабочая программа курса "Одаренный ребенок" в 11 классе...