Социальный проект «Права ребёнка в семье»
творческая работа учащегося по праву (7 класс) по теме

Жингалиева Кунслу Имашевна

Социальный проект «Права ребёнка в семье» проводился с 6.12-9.12. 2010 г.  На первом этапе шла подготовительная работа. Учащиеся 5-7 кл. изучали нормативные документы по правам ребёнка в семье. На втором этапе на открытом уроке обществознания ребята задавали интересующие их вопросы по данной теме. На следующем этапе была распланирована деятельность по изучению проблем и принятие различных предложений по правам ребёнка в семье и оформили уголок правовых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon PRAVA_reb...doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт  проекта

  1. Название проекта:   «Права ребёнка в семье»
  2. Участники проекта:   5-7 кл.
  3. Автор проекта:      Агеева Виктория, 6 кл., 12 лет.
  4. Тип проекта:          социальный, практико- ориентированный
  5. Практическая цель проекта:  Признание прав ребёнка в мире его мыслей и чувств.
  6. Методические задачи проекта: ознакомить учащихся с Семейным кодексом РФ опираясь на статьи Семейного кодекса, показать как современное российское законодательство отражает интересы детей и родителей; способствовать формированию у учащихся представления о семье и её функциях, психологическом климате.

Способствовать развитию умения выделять главное, существенное в изучаемой теме; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания.

7. Проблемные вопросы проекта : Знает ли ребёнок свои права?  Какие права ребёнок имеет в семье?

8. Аннотация проекта: Социальный проект «Права ребёнка в семье» проводился с 6.12-9.12. 2010 г.  На первом этапе шла подготовительная работа. Учащиеся 5-7 кл. изучали нормативные документы по правам ребёнка в семье. На втором этапе на открытом уроке обществознания ребята задавали интересующие их вопросы по данной теме. На следующем этапе была распланирована деятельность по изучению проблем и принятие различных предложений по правам ребёнка в семье и оформили уголок правовых знаний.

9.  Актуальность выбранной темы : Значимость и актуальность темы «Права ребенка в семье» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т.к. они обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты.

Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях.

10. Ход проектной деятельности.

11. Итоги проектной деятельности.

15. Заключение.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Садовская общеобразовательная школа» Быковского района Волгоградской области.

Социальный проект

«Права ребёнка в семье»

                                                                            Автор проекта:  учащаяся 6-го класса

        Агеева Виктория

        Руководитель: учитель истории                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

        Жингалиева К. И.

                     

2011

Описание проекта.

Семья – маленький остров, на котором мы рождаемся и взрослеем. Здесь мы получаем всё необходимое, чтобы вступить во взрослую жизнь. А став взрослыми, создаём семью сами, начинаем воспитывать собственных детей. И так продолжается из поколения в поколение.

Семья – естественная среда для жизни ребёнка. Это своего рода убежище, обеспечивающее выживание растущему человеку. Государство должно уважать права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих непосредственную ответственность за благополучие, воспитание и развитие ребёнка. Права ребёнка неотделимы от семьи. Семья несёт за них ответственность. Однако случается, что в семье нарушаются права ребёнка и поэтому их нужно защищать.

- Я считаю, что основные проблемные вопросы по данной теме такие :

1. Знает ли ребёнок свои права?

2. Какие права ребёнок имеет в семье?

Задачи  я выделила такие: Познакомить учащихся с Семейным кодексом РФ опираясь на статьи Семейного кодекса, показать как современное российское законодательство отражает интересы детей и родителей; способствовать формированию у учащихся представления о семье и её функциях. 

На первом этапе проекта определялись цели, задачи, результаты проектной деятельности, а также изготовление почтового ящика, куда ребята бросали свои конверты с вопросами  о правах ребёнка в семье.

На втором этапе я с ребятами изучала документы по правам ребёнка в семье. В нормативных документах много статей, касающихся прав ребёнка, но я выбрала именно те, которые относятся к правам ребёнка в семье и с помощью этих статей  смогла ответить на все вопросы из почтового ящика. В связи с тем, что нужная информация была получена,  я решила подробнее рассказать о правах ребёнка в семье, представить  плакат об основных правах ребёнка и оформить правовой уголок.

На третьем этапе  я рассмотрела статьи из Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 года,      Декларации прав ребёнка,    Конвенции о правах ребёнка (« Мировая конституция прав ребёнка»), Закон РФ “Об образовании” и определила круг прав ребёнка в семье, это:

- право жить и воспитываться в семье;

- знать, кто является твоими родителями;

- право проживать совместно с родителями (кроме случаев, когда это противоречит интересам ребёнка),

- право на заботу со стороны родителей;

- на получение фамилии, имени, отечества;

- на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитании опекуном, попечителем или детским учреждением;

- право на всестороннее развитие - родители не могут требовать от тебя, чтобы ты занимался только музыкой и рисованием целыми днями!

- на уважение человеческого достоинства;

- на защиту;

- на выражение собственного мнения;

- на получение средств к существованию и право иметь собственные доходы;

- право общаться с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сёстрами, иными родственниками – это право сохраняется за ребёнком, всегда - в лагере, в военном училище, больнице, даже в тюрьме!

На последнем этапе  вместе с ребятами решали практические задачи, оформила уголок правовых знаний и раздала памятки о том, куда следует обратиться ребёнку, попавшему в беду.

Ответы на вопросы из почтового ящика:


Кто и как обязан осуществлять защиту  прав до 18 лет?

Защищать твои права должны родители, а также органы опеки и попечительства, прокуратура и суд. При нарушении твоих прав и законных интересов родителями ты можешь обращаться в органы опеки и попечительства самостоятельно, а при достижении 14 лет – ты сам  можешь даже подать заявление в суд! Узнать адрес ближайшего органа опеки и попечительства ты можешь в любом отделении милиции.

Любой гражданин или должностное лицо, которому стало известно об угрозе жизни и здоровью ребёнка, о нарушении его прав и законных интересов, обязан сообщить об этом в органы опеки и попечительства. За защитой своих прав ты можешь обратиться и к Уполномоченному по правам ребёнка.

Иногда кого-то из взрослых лишают родительских прав.  В каких случаях это происходит?

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав:
•    если родитель не выполняет свои обязанности, в том числе уплата алиментов;
•    если злоупотребляет родительскими обязанностями;
•    если  жестоко обращается с детьми;
•    если он  хронический алкоголик или наркоман;
•    если он совершил преступление против жизни и здоровья детей или второго родителя.

Дела о лишении родительских прав рассматриваются судами по заявлению прокурора, органа опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних  или одного из родителей.

Родитель, лишённый родительских прав, лишается всех прав, основанных на родстве с ребёнком. Если родитель изменил своё поведение, образ жизни или отношение к воспитанию ребёнка, то он может быть восстановлен в родительских правах.

 Имеют ли право родители представлять твои интересы, если ты не согласен с их взглядами?

Нет, не могут, если ты сам расскажешь о противоречиях в органах опеки и попечительства, и они решат, что твои разногласия с родителями принципиально  обоснованы, тогда этот орган назначит представителя, который  защитит твои права и интересы.


Каким образом ребёнок может изменить своё имя или фамилию?

Если ребёнку нет 16 лет, по совместной просьбе родителей с согласия ребёнка орган опеки и попечительства может разрешить изменить имя и фамилию ребёнка (например, дать фамилию другого родителя). Если второй родитель живёт отдельно, то орган опеки и попечительства учитывает его мнение по этому вопросу. Если местонахождение родителя неизвестно или он лишён родительских прав, учёт его мнения  необязателен.

 С какого возраста ты имеешь право выражать собственное мнение?

Закон возраст не ограничивает. На любой вопрос, который обсуждается в твоей в семье и  касается твоих интересов, ты имеешь право  выразить своё мнение. Тебя обязаны выслушать по вопросам, которые затрагивают твои личные интересы в семье, в школе, даже в суде. А как только тебе  исполнилось 10 лет,  мнение твоё учитывается обязательно!

- Если родители разводятся и делят имущество, какая часть вещей достанется ребёнку?

Детские вещи разделу  не подлежат. Ребёнок не приобретает имущество, а в основном пользуется тем, что ему дают родители. Но вся одежда, все игрушки, книжки, школьные принадлежности принадлежат ребёнку. Ребёнку могут принадлежать дом, квартира, автомобиль, дача, если они оформлены на его имя и по документам он числится собственником этого имущества. Но ребёнок не может распоряжаться этим имуществом, например, продать или подарить кому-нибудь дачу, пока ему не будет 18 лет. 

– С какого возраста ребенок имеет право выражать свое мнение?

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

– Кто и как обязан осуществлять защиту прав и законных интересов ребенка?

В первую очередь родители или лица, их заменяющие, а также органы опеки и попечительства, органы прокуратуры и суд. При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет – в суд.

Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Орган опеки и попечительства, в свою очередь, обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

– В каких случаях происходит лишение родительских прав?

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав, если они:

– уклоняются от выполнения своих обязанностей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

– отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

– жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

– являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

– совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против

жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.

Ребенок, родители (или один из них) которого лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

Если родители (один из них) изменили свое поведение, образ жизни или отношение к воспитанию ребенка, то они могут быть восстановлены в родительских правах. Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено.

– Может ли ребенок быть отобран у родителей без лишения их родительских прав?

Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничение родительских прав). Это допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие); или же если оставление ребенка с родителями (одним из них) является опасным для ребенка вследствие их поведения, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.

При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них).

– Может ли ребенок быть отобран у родителей или опекунов до того, как они лишены родительских прав или ограничены в них?

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

– Как устанавливается происхождение ребенка, если отец отрицает отцовство?

В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка отцовство устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия. При этом суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица.

– Имеют ли ребенок и родители право на имущество друг друга?

Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

– Какие имущественные действия может совершать ребенок старше 14 лет без согласия родителей?

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

– распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

– осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

– в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

– совершать мелкие бытовые и иные сделки;

– совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды (например, меняться марками и др.), если эти сделки не обязательно регистрировать у нотариуса;

– распоряжаться средствами, предоставленными родителями или с их согласия другим человеком.

Все другие сделки действительны только с письменного согласия родителей, опекунов или попечителей.

Однако необходимо знать, что некоторые дети до того, как им исполнилось 18 лет, приобретают права, практически равные правам взрослых. То есть, несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, могут самостоятельно совершать:

– мелкие бытовые сделки;

– сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

– сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего.

За сделки, совершенные детьми в возрасте до 14 лет, а также за причиненный ими ущерб, ответственность несут родители, кроме случаев, когда они докажут, что в допущенных их ребенком нарушениях они не виновны.

На основании Закона «Об образовании» и Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» учащийся школы имеет право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;  получение впервые бесплатного начального, основного общего, полного среднего, начального профессионального образования и, на конкурсной основе, среднего профессионального пределах государственных образовательных стандартов;  обучение по индивидуальным учебным планам и ускоренный курс обучения;  бесплатное пользование библиотечным фондом; получение дополнительных (в том числе и платных) образовательных услуг;

 – Имеет ли право ребенок выбрать, в какой школе или среднем специальном учебном заведении ему учиться?

Нет, не имеет. Только совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования. Правом выбора формы обучения ребенка, образовательного учреждения обладают только родители ребенка. Но с момента достижения им возраста 10 лет родители обязаны учитывать мнение ребенка.

– Может ли ребенок без согласия родителей быть направлен в другую школу или в интернат?

Для детей и подростков с отклонениями в развитии создают специальные образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в такие образовательные учреждения только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста 11 лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения. Направление таких подростков в эти образовательные учреждения возможно только по решению суда. 

Материал по теме: “Семья и права ребёнка”
Необходимость защиты детства и международные документы о правах ребёнка
Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения", и в силу этого дети должны быть объектом особой защиты и помощи.
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.
По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.
Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней специально выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально-депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Это правовой документ высокого международного стандарта. В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.
Конвенция о правах ребенка – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Закон РФ “Об образовании” и отражение в нём концептуальных положений Конвенции ООН 

Закон Российской Федерации “Об образовании” имеет прямое отношение к правам ребёнка, являясь документом значительного педагогического значения. Он имеет прямые параллели с уже обсуждавшейся выше в реферате Конвенцией ООН и постулирует гуманность и демократизм, уважение к личности учащихся.
Так, в главе V “Социальные гарантии реализации прав граждан на образование”, статья 50 “Права и социальная защита обучающихся, воспитанников” декларируется:
“4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, ... на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
(...)
6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи”.

Конечно, вниманием в Законе не обойдён и вопрос заботы государства об учащихся-сиротах, инвалидах, с отклонениями и т.д.:
“9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.
10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.
Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации.
Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда”.

Также в документе декларируется невозможность привлечения обучающихся в образовательных учреждениях без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, который не предусмотрен образовательной программой, а также всякое принуждение к вступлению и деятельности в общественно-политических движениях и партиях.
В рамках создания механизма социальной защиты детей и подростков, предусмотрены квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении, разработка и осуществление программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации. Не обойдён вниманием в Законе и такой ключевой вопрос прав ребёнка как защита его здоровья. Совершенно очевидно, что в нынешних условиях этот вопрос ставится особенно остро.

Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников
1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.
(...)
4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. (...)
5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.
(...)
6. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством”.

Семья и права ребёнка 
Между родителями и детьми возникают правоотношения. Они бывают личными и имущественными. К личным правоотношениям относятся: право ребенка на имя, отчество и фамилию, соответственно право и обязанность родителей дать ребенку имя, отчество и фамилию; право и обязанность родителей воспитывать своих несовершеннолетних детей и право детей на получение воспитания от родителей, право и обязанность родителей на осуществление представительства от имени детей и право детей на защиту своих прав и интересов. Родители равны в правах и обязанностях в отношении детей.
Среди обязанностей родителей первое место занимает их обязанность воспитывать детей. Эта обязанность является одновременно и правом родителей. Поэтому родители не могут передать свое право на воспитание ребенка другому лицу (деду, бабушке, родственникам). Чтобы воспитывать детей, надо проживать с ними вместе, общаться с детьми, оказывать на них личное влияние. К сожалению, далеко не во всех семьях дело с воспитанием детей обстоит благополучно. Ежегодно в отделения милиции за различные преступления доставляется свыше 900 тыс. детей, 50 тыс. ребят уходят из семей и попадают в приемники-распределители. Родители обязаны совершать надзор за несовершеннолетними детьми. Кроме того, родители привлекаются к ответственности за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми, не достигшими 15 лет, в соответствии с нормами гражданского законодательства. Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет отвечают за причиненный вред сами, на общих основаниях.
Родители являются представителями своих несовершеннолетних детей. Представительство осуществляется в области семейного права (взыскание алиментов на детей), гражданского права (при совершении гражданско-правовых сделок), гражданского процесса (судебное представительство). Родители представляют и охраняют интересы своих детей.
По общему правилу родители ответственно относятся к воспитанию своих детей. Но бывает и иначе. Если родители не выполняют своих обязанностей, осуществляют родительские обязанности в противоречии интересам детей, то такое поведение родителей может привести к применению санкции, выражающейся в лишении их родительских прав. Конечно, эта мера крайняя, исключительная. Она применяется тогда, когда другие способы воздействия не дали результатов. Лишение родительских прав родителей или одного из них допускается только в случаях, установленных законом: при уклонении от выполнения обязанностей по воспитанию детей; злоупотреблении родительскими правами; жестоком обращении с детьми; вредном влиянии на детей аморального поведения родителей; при наличии у них такого заболевания, как хронический алкоголизм или наркомания. Лишение родительских прав преследует несколько целей: уберечь здоровье и психику ребенка и создать ему нормальные условия жизни; наказать родителей за их поведение, оказать воспитательное воздействие на других неустойчивых в семье и быту граждан. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они лишены родительских прав. Они утрачивают прежде всего право на воспитание детей, а также на проживание с ребенком, на защиту прав и интересов детей и др. Однако лишение родительских прав не освобождает родителей по содержанию детей. Лишение родительских прав является бессрочным. Но если родители, лишенные родительских прав, коренным образом изменяют свое поведение, отношение к детям, весь образ жизни, они могут в судебном порядке восстановлены в родительских правах.
В семье между родителями и детьми возникают еще и имущественные правоотношения по поводу принадлежащего им имущества, которые регулируются нормами гражданского права, а также алиментные правоотношения, урегулированные семейным законодательством. Имущество родителей и детей раздельно. При жизни родителей дети не имеют прав на их имущество. Родители также не имеют права на имущество своих детей, хотя взаимно они и пользуются вещами друг друга. Приобретаемые родителями одежда, обувь, книги и другие вещи для детей принадлежат последним. Родители и дети могут вступать между собой во все дозволенные законом сделки (купли-продажи, займы и т. д.). Если в отношениях с несовершеннолетними детьми самым распространенным является договор дарения, то с совершеннолетними детьми заключаются и другие договоры. Например, по договору займа отец может предоставить сыну денежную сумму для покупки автомашины. Родители и дети могут быть участниками общей долевой собственности. На долевых началах ими могут приобретаться или строиться дома, дачи и т. д. В соответствии с законом родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Обычно эта обязанность выполняется родителями добровольно. Родители обеспечивают детей всем необходимым для жизни, учебы, развития. Если же родители не предоставляют средства на содержание детей добровольно, они принуждаются к уплате алиментов на основании судебного решения. Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Когда дети проживают с матерью, чек о взыскании алиментов предъявляется к отцу. На детей, воспитываемых отцом, алименты взыскиваются с их матери. В случае передачи детей на воспитание другим лицам (деду, бабушке, тетке и др.) эти лица могут взыскать алименты с обоих родителей. Алименты в пользу несовершеннолетних детей с их родителей взыскиваются в процентном исчислении от заработка (дохода) последних. Родители, злостно уклоняющиеся от выплаты алиментов своим несовершеннолетним детям, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Итак, суд защищает права и интересы всех членов семьи, обеспечивает соблюдение прав и обязанностей родителей и детей.
Семейное законодательство предоставляет возможность обращения в суд для предотвращения нарушения прав и интересов детей. Но обращение в суд, на мой взгляд, – это крайняя мера, свидетельствующая о том, что семья распадается, либо находится на грани распада. Поэтому главная задача, стоящая перед супругами, равно как и перед обществом, и государством, сделать все возможное, чтобы эта проблема была разрешена как можно безболезненно и учтены интересы всех сторон участников правоотношений.

Права ребенка в семье нашли отражение в Семейном Кодексе РФ.
 

Это право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу и на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка; право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства; при этом ребенок имеет право на общение с родителями и другими родственниками.

Право на общение с обоими родителями ребенок имеет и в случае их проживания в разных государствах.

 Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и т.п.), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом. Кроме того, ребенок имеет право на получение средств к существованию от родителей или иных родственников, а также на собственные доходы.

Заключение
Детство – надежда и будущее человечества; ребенок – существо, которому еще только предстоит стать человеком. Но реальное положение дел обстоит так, что Россия, приняв в качестве обязательного для исполнения международного закона Конвенцию по правам ребенка, тут же о ней и забыла. Ведь законы и подзаконные акты, обеспечивающие выполнение Конвенции и корреспондирующих с ней статей Конституции РФ, если и существуют, то не покрывают поля реальных потребностей. В результате в сферу внимания следственных и судебных органов попадает ничтожно малая доля детей – жертв насилия. Более того, жертвы часто оказываются дважды и трижды жертвами: убежав из интерната, где его избивают воспитатели, ребенок рано или поздно оказывается в комиссии по делам несовершеннолетних и затем – в психиатрической больнице, откуда выпишется вновь в тот же интернат.
Эта репрессивность, как называют её специалисты, подпитывается нынешней криминализацией общества. Опыт показывает, что несоблюдение прав ребёнка в дальнейшем может привести лишь к накоплению критической массы насилия в обществе.

Список использованной литературы:

А. М. Нечаева. Брак. Семья. Закон – М., 1984
Конституция (основной закон) Российской Федерации. М., 1992.
Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.)
"Новая газета", №2, 8.06.1997, “Нарушаются права детей”.
“Психологическая газета”, №3(18) 1997, “Дети насилия”.
Д.М. Чечет. “Как защитить свое право (Юридические советы гражданам)” – М., 1987.
Юридический словарь-справочник для населения – М., 1982.
Закон РФ “Об образовании”. (В редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Право вокруг нас"

Гражданско – правовое образование – одно из основных направлений образования, развития и становления личности, успешной социализации младшего школьника, основа ранней профилактики правонарушений среди...

Памятка по написанию индивидуальной программы работы с ребёнком и семьей, находящимися в социально опасном положении.

Паятка по написанию индивидуальной программы для работы с несовершеннолетним и семьёй, находящимися в социально опасном положении, является алгоритмом придерживаясь которого, можно составлять индивиду...

Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 9 классе по теме «Грудной ребёнок в семье. Уход за грудным ребёнком»

Задачи:- знакомить учащихся с гардеробом грудного ребенка, правилами одевания и пеленания, ухода за грудным ребенком; дать представление о санитарно-гигиенических требованиях к детской одежде и белью,...

Социальный проект «Правила поведения для малышей»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Правила поведения для малышей»направлен на изучение правил поведения...

Презентация к социальному проекту "Право со знанием"

                Каждый человек наделён определёнными правами – просто потому, что он является человеком. Они являются «правами» по...

Социальный проект "Право со знанием"

Социальный проект направлен на:1. Расширить знания о нормах, правилах, законах, регулирующих и нормирующих социальное поведение детей и подростков.2. Сформировать положительное отношение к соблюдению ...

Социальное здоровье как составляющая духовно-нравственного воспитания и развития личности ребёнка в семье.

Именно в семье начинают закладываться ценностные основы бытия, формируются жизненные устремления человека, его фундаментальные ценностные ориентации в различных сферах взаимоотношений: духовно- практи...