Методическая разработка урока ОБЖ интегрирующего медиаобразование на тему: «Защита населения от последствий селевых потоков»
методическая разработка по обж (7 класс)
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению мер по защите населения от последствий селевых потоков
Задачи:
- Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формировать активную позицию сотрудничества со сверстниками;
- формировать внутреннюю положительную мотивацию к предмету ОБЖ.
- Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы;
- развивать умение работать с текстом;
- формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи;
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- формировать умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами урока;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения.
- Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- выработать алгоритм действий при заблаговременном оповещении об угрозе схода селевого потока и при получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия;
- развивать навыки по определению потенциально опасных при данной ЧС мест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Больше-Аратская средняя школа
Методическая разработка урока ОБЖ интегрирующего медиаобразование на тему:
«Защита населения от последствий селевых потоков»
Подготовил: Проявин Ю.М.
Учитель ОБЖ
с.Большая Арать, 2021
Введение
Под стихийными бедствиями понимаются разрушительные природные явления, в результате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей ,происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды .
Стихийные бедствия могут быть геофизического или метеорологического происхождения. В некоторых случаях они возникают по вине человека, в результате его производственной или иной деятельности без учета сложившегося экологического равновесия в природе.
К стихийным бедствиям обычно относятся землетресения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, засухи. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные.
Стихийные бедствия можно встретить по-разному. Растеренно, как веками встречали люди различные бедствия, или спокойно с верой в собственные силы. Уверенно же принять вызов бедствий могут только те, кто, вооруженный знаниями, как действовать в той или иной обстановке, примет единственно правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит насколько сможет разрушаюшее действие стихийных сил.
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению мер по защите населения от последствий селевых потоков
Задачи:
- Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формировать активную позицию сотрудничества со сверстниками;
- формировать внутреннюю положительную мотивацию к предмету ОБЖ.
- Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы;
- развивать умение работать с текстом;
- формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи;
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- формировать умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами урока;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения.
- Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- выработать алгоритм действий при заблаговременном оповещении об угрозе схода селевого потока и при получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия;
- развивать навыки по определению потенциально опасных при данной ЧС мест.
Оборудование:
- учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»;
- контурные карты;
- физическая карта России;
- компьютер;
- экран;
- презентация.
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочный блок
1. Организационный момент
- Позади уж давно перемена,
Пора всем нам дружно приняться за дело.
- Здравствуйте, ребята, начинаем наш урок.
2. Актуализация опорных знаний
- Предлагаю вспомнить тему прошлого урока «Сели и их характеристика», ответив на вопросы теста, выбрав все верные ответы. Слайд 2-3.
Учащиеся выполняют задания, записывая ответы на листочках.
Тест
1. Горный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, называется:
А. обвалом;
Б. селевым потоком;
В. оползнем.
2. Каковы основные условия формирования селевых потоков:
А. вулканическая деятельность;
Б. рыхлые горные породы;
В. осадки;
Г. землетрясение;
Д. крутые горные склоны.
3. Основным поражающим фактором селей являются:
А. удары движущихся масс горных пород, грязи и воды;
Б. взрывная волна;
В. раскаленные лавовые потоки.
4. Селевые потоки по воздействию на различные сооружения подразделяются на:
А. маломощные;
Б. среднемощные;
В. крупномощные;
Г. мощные;
Д. супермощные;
Е. катастрофические.
5. В чем опасность маломощных селевых потоков?
А. могут вызвать частичную закупорку отверстий водопропускных сооружений;
Б. разрушение строений, дорог;
В. полную блокировку отверстий водопропускных сооружений и повреждение бесфундаментных строений.
После решения теста учащиеся осуществляют самопроверку и оценивают свою работу. Слайд 4.
Проверь себя:
1- Б;
2- Б, В, Д;
3- А;
4- А, Б, Г, Е;
5- А.
Поставь оценку:
«5» -10-9 ответов
«4» – 8-7 ответов
«3» – 6-4 ответа
Учитель выставляет отметки.
3. Мотивация и целеполагание
- Как сообщает Международный Красный Крест, в результате селей в мире ежегодно погибает до 5 000 человек, получают ранения около 100 000 человек.
- Как же защитить население, проживающее в селеопасных районах от последствий этого стихийного бедствия? Вот об этом и пойдет речь на уроке.
- Тема нашего урока «Защита населения от последствий селевых потоков». Слайд 1. Чтобы вернуться на слайд 1, необходимо навести курсор на картинку «пятёрка» на слайде 4.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
II. Организационно - деятельностный этап
4. Восприятие и осмысление учащимися нового материала
Слайд 5. Чтобы попасть на слайд 5, необходимо навести курсор на картинку в любом месте на слайде 1.
- Меры защиты от селей - это способы и средства, направленные на уменьшение или ликвидацию селевой опасности.
Ситуационная задача. Слайд 6.
- Представьте себе ситуацию – вы руководитель селеопасного района. Составьте план своих действий по профилактике опасного явления.
Через несколько минут заслушивают ответы учеников. Учитель подводит итог.
- Все меры защиты от селей можно разделить на три группы.
Слайд 7. Первая группа мер - это ТЕХНИЧЕСКИЕ меры, которые заключаются в строительстве противоселевых сооружений. Цель возводимых сооружений — локализация или изменение пути схода сели, остановка потока с помощью дамб, каналов, плотин и др.
Слайд 8. МЕЛИОРАТИВНЫЕ — мелиорация селевых бассейнов в целях регулирования поверхностного стока как важнейшего элемента селевого процесса.
Способы:
облесение;
террасирование склонов;
профилактический спуск озер и др.
Слайд 9. ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ — регулирование хозяйственной и иной деятельности в селеопасных районах.
Цель:
- предотвратить человеческие жертвы;
- уменьшить возможный ущерб;
- ослабить селевые процессы.
Сюда входят мероприятия, направленные на максимальное сохранение лесного покрова на склонах гор, ограничение нагрузки на горные пастбища, контроль и оповещение в селеопасных районах и др.
5. Физкультминутка Слайд10.
- А сейчас немного отдохнем и выполним упражнения для шейного отдела позвоночника.
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
- «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.
- «Метроном»: наклоны головы вправо-влево.
- «Сова»: поворот головы вправо-влево.
- «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.
6. Продолжение темы
- Давайте разберём, что необходимо делать при угрозе схода селя.
Слайд11- 12. Ситуация 1. При заблаговременном оповещении.
- Посмотрите на картинки и попробуйте описать алгоритм действий. Выслушиваются высказывания учащихся. Потом на слайде появляется алгоритм действий.
#1042;ключите телевизор, радио и выслушайте рекомендации.
2. Внесите имущество со двора и балкона в дом.
3. Укройте ценное имущество от воздействия влаги.
4. Плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.
5. Выключите газ, электричество, воду, погасите огонь в печи.
6. Вынесите из дома химически опасные вещества.
7. Выйдите из дома (здания) и перейдите в безопасное место.
Естественные безопасные места (склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу и не находящиеся на селеопасных направлениях).
Слайд 13. Ситуация 2. При получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия:
#1057;рочно выйдите из дома (здания), из опасной зоны.
#1055;редупредите соседей, знакомых, родных.
#1057;амостоятельно выходите в безопасное место.
Слайд 14. Ситуация 3. При захвате человека потоком селя:
Оказать пострадавшему помощь всеми имеющимися средствами. Такими средствами могут быть шесты или канаты, подаваемые спасаемым. Выводить спасаемых из потока нужно по направлению потока с постепенным приближением к его краю.
7. Практическая работа Слайд 15.
- Сейчас наша задача выяснить, где в России находятся селеопасные районы?
Для этого давайте вспомним условия возникновения селя. Ответы учащихся.
- Сделайте вывод, в какой местности могут возникнуть селевые потоки? Ответы учащихся.
- Вспомните, какие горы располагаются на территории России. Ответы учащихся.
Задание
На контурной карте отметьте селеопасные районы России:
- Северный Кавказ (Кавказские горы)
- Урал (Уральские горы)
- Южная Сибирь ( Алтай и Саяны)
- Курильские острова
- полуостров Камчатка
- остров Сахалин
- Чукотка (Чукотский полуостров).
После нанесения на контурную карту необходимых географических объектов осуществляется проверка. Слайд 16.
III. Рефлексивно-оценочный блок
8. Подведение итогов
- Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги.
- Перечислите меры по снижению опасности возникновения селей.
- Назовите селеопасные районы России. Покажите их на физической карте России.
9. Домашнее задание Слайд 17.
- Параграф
- Составить памятку туристу, который отправляется в селеопасные районы страны.
10. Рефлексия Слайд 18.
Метод «Микрофон»:
- Что запомнилось на уроке?
- Что было самым интересным?
- Где эти знания пригодятся в жизни?
- О чем бы ты рассказал своим родителям или друзьям?
Используемая литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии по теме: Защита проекта "Плечевое изделие с цельнокроеным рукавом"
Совместная работа над индивидуальными проектами....

Конспект к уроку ОБЖ на тему "Защита населения от последствий селевых потоков"
Конспект урока по ОБЖ в 7 классеТема урока: «Защита населения от последствий селевых потоков» Цель: организовать деятельность учащихся по изучению мер по защите населения от последств...

Конспект урока ОБЖ в 7 классе «Защита населения от последствий наводнения»
Тема урока: Защита населения от последствий наводнений. Цель урока: Познакомить учащихся с основными мероприятиями по защите населения от последствий наводнений. ...

Проверочный тест по теме "Защита населения от последствий селевых потоков".
Проверка усвоенных знаний по теме "Защита населения от последствий селевых потоков"....
Разработка урока по ОБЖ 7 класс "Защита населения от последствий землетрясения"
Разработка урока по ОБЖ 7 класс "Защита населения от последствий землетрясения" УМК Смирнов А.Т., Хренников Б.О....

Методическая разработка внеклассного мероприятий, интегрирующего медиаобразование
Данное внеклассное мероприятие актуально тем, что направленно на формирование нравственной культуры, гражданской ответственности школьников и ознакомлению с этапами разработки ...