Конспект к уроку ОБЖ на тему "Защита населения от последствий селевых потоков"
методическая разработка по обж (7 класс) на тему
Конспект урока по ОБЖ в 7 классе
Тема урока: «Защита населения от последствий селевых потоков»
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению мер по защите населения от последствий селевых потоков
Задачи:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
ü формировать активную позицию сотрудничества со сверстниками;
ü формировать внутреннюю положительную мотивацию к предмету ОБЖ.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
ü развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы;
ü развивать умение работать с текстом;
ü формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи;
ü формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
ü формировать умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами урока;
ü формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
ü выработать алгоритм действий при заблаговременном оповещении об угрозе схода селевого потока и при получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия;
ü развивать навыки по определению потенциально опасных при данной ЧС мест.
Оборудование:
ü учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»;
ü контурные карты;
ü физическая карта России;
ü компьютер;
ü экран;
ü презентация.
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочный блок
1. Организационный момент
- Позади уж давно перемена,
Пора всем нам дружно приняться за дело.
- Здравствуйте, ребята, начинаем наш урок.
2. Актуализация опорных знаний
- Предлагаю вспомнить тему прошлого урока «Сели и их характеристика», ответив на вопросы теста, выбрав все верные ответы. Слайд 2-3.
Учащиеся выполняют задания, записывая ответы на листочках.
Тест
1. Горный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, называется:
А. обвалом;
Б. селевым потоком;
В. оползнем.
2. Каковы основные условия формирования селевых потоков:
А. вулканическая деятельность;
Б. рыхлые горные породы;
В. осадки;
Г. землетрясение;
Д. крутые горные склоны.
3. Основным поражающим фактором селей являются:
А. удары движущихся масс горных пород, грязи и воды;
Б. взрывная волна;
В. раскаленные лавовые потоки.
4. Селевые потоки по воздействию на различные сооружения подразделяются на:
А. маломощные;
Б. среднемощные;
В. крупномощные;
Г. мощные;
Д. супермощные;
Е. катастрофические.
5. В чем опасность маломощных селевых потоков?
А. могут вызвать частичную закупорку отверстий водопропускных сооружений;
Б. разрушение строений, дорог;
В. полную блокировку отверстий водопропускных сооружений и повреждение бесфундаментных строений.
После решения теста учащиеся осуществляют самопроверку и оценивают свою работу. Слайд 4.
Проверь себя:
1- Б;
2- Б, В, Д;
3- А;
4- А, Б, Г, Е;
5- А.
Поставь оценку:
«5» -10-9 ответов
«4» – 8-7 ответов
«3» – 6-4 ответа
Учитель выставляет отметки.
3. Мотивация и целеполагание
- Как сообщает Международный Красный Крест, в результате селей в мире ежегодно погибает до 5 000 человек, получают ранения около 100 000 человек.
- Как же защитить население, проживающее в селеопасных районах от последствий этого стихийного бедствия? Вот об этом и пойдет речь на уроке.
- Тема нашего урока «Защита населения от последствий селевых потоков». Слайд 1. Чтобы вернуться на слайд 1, необходимо навести курсор на картинку «пятёрка» на слайде 4.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
II. Организационно - деятельностный этап
4. Восприятие и осмысление учащимися нового материала
Слайд 5. Чтобы попасть на слайд 5, необходимо навести курсор на картинку в любом месте на слайде 1.
- Меры защиты от селей - это способы и средства, направленные на уменьшение или ликвидацию селевой опасности.
Ситуационная задача. Слайд 6.
- Представьте себе ситуацию – вы руководитель селеопасного района. Составьте план своих действий по профилактике опасного явления.
Через несколько минут заслушивают ответы учеников. Учитель подводит итог.
- Все меры защиты от селей можно разделить на три группы.
Слайд 7. Первая группа мер - это ТЕХНИЧЕСКИЕ меры, которые заключаются в строительстве противоселевых сооружений. Цель возводимых сооружений — локализация или изменение пути схода сели, остановка потока с помощью дамб, каналов, плотин и др.
Слайд 8. МЕЛИОРАТИВНЫЕ — мелиорация селевых бассейнов в целях регулирования поверхностного стока как важнейшего элемента селевого процесса.
Способы:
облесение;
террасирование склонов;
профилактический спуск озер и др.
Слайд 9. ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ — регулирование хозяйственной и иной деятельности в селеопасных районах.
Цель:
- предотвратить человеческие жертвы;
- уменьшить возможный ущерб;
- ослабить селевые процессы.
Сюда входят мероприятия, направленные на максимальное сохранение лесного покрова на склонах гор, ограничение нагрузки на горные пастбища, контроль и оповещение в селеопасных районах и др.
5. Физкультминутка Слайд10.
- А сейчас немного отдохнем и выполним упражнения для шейного отдела позвоночника.
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
· «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.
· «Метроном»: наклоны головы вправо-влево.
· «Сова»: поворот головы вправо-влево.
· «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.
6. Продолжение темы
- Давайте разберём, что необходимо делать при угрозе схода селя.
Слайд11- 12. Ситуация 1. При заблаговременном оповещении.
- Посмотрите на картинки и попробуйте описать алгоритм действий. Выслушиваются высказывания учащихся. Потом на слайде появляется алгоритм действий.
1.Включите телевизор, радио и выслушайте рекомендации.
2. Внесите имущество со двора и балкона в дом.
3. Укройте ценное имущество от воздействия влаги.
4. Плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.
5. Выключите газ, электричество, воду, погасите огонь в печи.
6. Вынесите из дома химически опасные вещества.
7. Выйдите из дома (здания) и перейдите в безопасное место.
Естественные безопасные места (склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу и не находящиеся на селеопасных направлениях).
Слайд 13. Ситуация 2. При получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия:
1.Срочно выйдите из дома (здания), из опасной зоны.
2.Предупредите соседей, знакомых, родных.
3.Самостоятельно выходите в безопасное место.
Слайд 14. Ситуация 3. При захвате человека потоком селя:
Оказать пострадавшему помощь всеми имеющимися средствами. Такими средствами могут быть шесты или канаты, подаваемые спасаемым. Выводить спасаемых из потока нужно по направлению потока с постепенным приближением к его краю.
7. Практическая работа Слайд 15.
- Сейчас наша задача выяснить, где в России находятся селеопасные районы?
Для этого давайте вспомним условия возникновения селя. Ответы учащихся.
- Сделайте вывод, в какой местности могут возникнуть селевые потоки? Ответы учащихся.
- Вспомните, какие горы располагаются на территории России. Ответы учащихся.
Задание
На контурной карте отметьте селеопасные районы России:
- Северный Кавказ (Кавказские горы)
- Урал (Уральские горы)
- Южная Сибирь ( Алтай и Саяны)
- Курильские острова
- полуостров Камчатка
- остров Сахалин
- Чукотка (Чукотский полуостров).
После нанесения на контурную карту необходимых географических объектов осуществляется проверка. Слайд 16.
III. Рефлексивно-оценочный блок
8. Подведение итогов
- Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги.
- Перечислите меры по снижению опасности возникновения селей.
- Назовите селеопасные районы России. Покажите их на физической карте России.
9. Домашнее задание Слайд 17.
Параграф
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Меры защиты от селей Это способы и средства, направленные на уменьшение или ликвидацию селевой опасности.
Ситуационная задача Представьте себе ситуацию – вы руководитель селеопасного района. Составьте план своих действий по профилактике опасного явления.
Классификация мер защиты 1.ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ - строительство противоселевых сооружений. Цель возводимых сооружений: локализация или изменение пути схода селевого потока, остановка потока с помощью дамб, каналов, плотин и др.
Классификация мер защиты 2. МЕЛИОРАТИВНЫЕ — мелиорация селевых бассейнов в целях регулирования поверхностного стока как важнейшего элемента селевого процесса . Способы: облесение; т еррасирование склонов; п рофилактический спуск озер и др. Мелиорация — это работы, направленные на улучшение свойств земель, на повышение их производительности.
Классификация мер защиты 3 . ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ — регулирование хозяйственной и иной деятельности в селеопасных районах. Цель : - предотвратить человеческие жертвы; - уменьшить возможный ущерб; - ослабить селевые процессы. Сюда входят мероприятия, направленные на максимальное сохранение лесного покрова на склонах гор, ограничение нагрузки на горные пастбища, контроль и оповещение в селеопасных районах и др.
Что необходимо делать при угрозе схода селей Включите телевизор, радио и выслушайте рекомендации Внесите имущество со двора и балкона в дом При заблаговременном оповещении Укройте ценное имущество от воздействия влаги Плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия 1. 4 . 3 . 2 .
Что необходимо делать при угрозе схода селей Выключите газ, электричество, воду, погасите огонь в печи Вынесите из дома химически опасные вещества При заблаговременном оповещении Выйдите из дома (здания) и перейдите в безопасное место Естественные безопасные места ( склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу и не находящиеся на селеопасных направлениях) 5 . 6 . 7 .
Что необходимо делать при угрозе схода селей 1.Срочно выйдите из дома (здания), из опасной зоны При получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия 3.Самостоятельно выходите в безопасное место 2.Предупредите соседей, знакомых, родных
Что необходимо делать при угрозе схода селей О казать пострадавшему помощь всеми имеющимися средствами. Такими средствами могут быть шесты или канаты, подаваемые спасаемым. Выводить спасаемых из потока нужно по направлению потока с постепенным приближением к его краю. При захвате человека потоком селя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оползни, обвалы, селевые потоки
Презентация для урока в 7 классе (раздел: Чрезвычайные ситуации природного характера)...

7 класс. Тема 2:ЧС геологического происхождения. Урок 5 "Защита населения от последствий землетрясений"
Данная публикация иллюстрирует пятый урок ОБЖ в 7 классе «Защита населения от последствий землетрясений» (презентации) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11...

7 класс. Тема 3, «ЧС метеорологического происхождения», урок 12 «Защита населения от последствий бурь, ураганов, смерчей».
Данная презентация иллюстрирует двенадцатый урок ОБЖ в 7 классе «ЧС метеорологического происхождения» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовате...

8 класс. Разработка урок по теме «Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.»
Основная цель уроков ОБЖ - подготовка учащегося к возможным опасным и неожиданным ситуациям, позволяющая ему найти разумное решение. Данный урок целесообразно провести плследним при изучении в 8 класс...

8 класс. Разработка урок по теме «Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.»
Основная цель уроков ОБЖ - подготовка учащегося к возможным опасным и неожиданным ситуациям, позволяющая ему найти разумное решение. Данный урок целесообразно провести плследним при изучении в 8 класс...

Проверочный тест по теме "Защита населения от последствий селевых потоков".
Проверка усвоенных знаний по теме "Защита населения от последствий селевых потоков"....