Выступление на ММО учителей ОБЖ
методическая разработка по обж

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые ФГОС урок должен стать новым, современным!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.sovremennyy_urok.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

 Выступление на ММО учителей ОБЖ:

По теме:« Современный урок, как усвоение выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего поколения»                                                  

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

 

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.

Приведу несколько пунктов из «Федерального государственного образовательного стандарта.»  Они гласят так:

-учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

-разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаёт основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

 

Я считаю, именно это является опорой современного урока.

 

Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, являются поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) и процессы глобализации. Эти требования связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций  и социальных ролей. Следствием этих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся  социально-экономических условиях.

 

Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде, обеспечивающей информационно-методические условия реализации образовательной программы.

 

Каким бы современным не был наш урок, не стоит забывать, что важным его элементом является учебник. На смену прежним, традиционным  учебникам приходит учебно-методический комплект, включающий учебники, рабочие тетради, электронные приложения, средства методической поддержки, интернет-поддержку образовательного процесса и многое другое. Развитие информационных и  коммуникационных технологий позволяет утверждать, что ЭОР (электронные образовательные ресурсы) займут своё достойное место. Поэтому от учителя зависит, насколько выбор учебных изданий будет педагогически обоснованным.

Мы приходим с вами к выводу о том, что дидактические принципы построения урока в информационной образовательной среде являются важным педагогическим инструментом в подготовке учителем такого современного урока, и особенно они важны для анализа планируемых образовательных результатов.

 

В наши дни учителю доступен весьма богатый арсенал электронных образовательных ресурсов. Для того чтобы целенаправленно и методически обоснованно их выбирать, учителю важно знать, какие образовательные задачи можно решать с помощью данных ресурсов, какие методические функции они выполняют и какие виды учебной деятельности могут поддерживать и инициировать. Следует учитывать тот факт, что ЭОР обладают такой важной дидактической характеристикой, как интерактивность, которая в данном случае означает наличие условий для учебного диалога.

 

При этом каждый современный урок конструируется учителем с учётом как общих, так и индивидуальных особенностей школьников, исходя из условий и специфики данного образовательного учреждения, в котором будет происходить процесс обучения.

 

Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное развитие ребёнка. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться». Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным  становится вопрос о том, как можно и нужно развивать УУД (универсальные учебные действия). И где же их развивать, как не на уроке?

В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие  универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

Первый аспект - Мотивационно – целеполагающий.

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель  можно отождествить с результатом урока. Результатом урока  является  не успеваемость,  не объем изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (  такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке  не отрицает значения знаний,  он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

К  новым образовательным целям урока относятся  цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект современного урока  - Деятельностный аспект

Новым смыслом  урока является   решение проблем  самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность  при работе с текстом.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя  из нее только отдельные приемы.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

 

Многие учителя, понимая важность умения учиться и разделяя идеи концепции развития УУД, всё же испытывают большие сомнения в возможности достижения поставленных задач. И одна из основных причин – недостаток знаний и умений в области применения таких психолого-педагогических технологий, с помощью которых становится возможным достижение новых образовательных результатов.

Как же ученик познаёт мир? Очевидно, что любой поиск нового знания начинается с возникновения у него какого-то вопроса, трудности, невозможности что-то осуществить, т.е. с проблемы. Это структурное звено мышления и познавательной активности – возникновение проблемы, предшествующее постановке мыслительной задачи, имеет самостоятельную ценность и особое значение в обучении. Именно данный этап мышления и познавательной активности ребёнка связан с порождением проблем, вопросов, формулированием новых задач, что имеет прямое отношение к процессам продуктивного и творческого мышления.

К сожалению, в наиболее распространённой практике обучения учеников это важнейшее звено мышления и познавательной активности выпадает из учебного процесса. Мышление ученика, как правило, начинается с задачи, данной учителем, и завершается её решением.

Как справедливо отметил В.П. Вахтеров, ученики в своей обыденной жизни, и в школе, и в играх всё время наблюдает и производит опыты, сравнивает, систематизирует, анализирует и обобщает, т.е. делает то, что характеризует деятельность учёного. Разница заключается только в том, что делает это он неумело, пользуясь самыми примитивными и доступными приёмами. Всё вышесказанное позволяет говорить о том, что стихийное исследовательское поведение ученика, его индуктивные и дедуктивные  рассуждения необходимо включить в специально организованные исследования, которые позволяют овладеть приёмами и методами, заимствованными из науки и научного мышления, превратить процесс познания окружающей действительности в творческий процесс, способствующий развитию мышления и творческой активности человека.

  

Отличительной чертой современного урока является его цельность.  Цельность урока, его подчинённость одной идее обеспечивается двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением. Если обобщение – это содержательно-смысловой стержень урока, т.е. то, «ради чего» проводится урок, то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса,-это динамический стержень урока, т.е. то, «из-за чего» проводится урок. Благодаря обобщению обеспечивается содержательная цельность, или единство урока, а благодаря мотивации – его психологическая цельность, обусловливающая психологическую связанность  и необходимость всех этапов, предотвращение распада урока на отдельные составные части. Всё это становится тем более понятным, если мы вспомним, что идея методики исследования заключается в моделировании естественного процесса открытия. Для того чтобы это открытие состоялось, чтобы получение нового знания психологически переживалось как открытие, урок и должен обладать особыми характеристиками, которые мы обозначили через определение урока как системы.

 

Школьник, иногда, имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Всё это осложняет работу учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом необычные (нестандартные) уроки.

В необычных уроках личностно-развивающей парадигмы иным становится и смысл урока, и его содержание, и его оформление.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:
- Урок - семинар
- Урок - лекция
- Урок – беседа
- Урок - практикум (Урок – экскурсия; Урок – исследование; Урок – игра )
- Урок - КВН
- Урок - защита проекта
- Урок – диспут
- Урок - конференция
- Урок - театрализованное представление
- Урок - маскарад
- Урок – путешествие
- Урок - зачет
        Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

Ключевые моменты урока.

Необычный личностно развивающий урок – это не просто создание учителем благоприятной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыт к их собственной жизнедеятельности. Вся деятельность должна опираться на личность ребёнка, как индивидуальность, самоценность, раскрытие его субъектного опыта. Учитывается не только социальный статус ребёнка, но и его внутренние психофизиологические ресурсы, позволяющие, прежде всего, реализовать себя в познании. При такой работе учитель вступает в новую для себя профессиональную позицию – быть одновременно и учителем, и психологом! Но ведь именно такая работа даёт возможность раскрыть подлинные познавательные возможности каждого ученика и в соответствии с этим выстраивать для него индивидуальную траекторию развития, что разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, комфортным, в конечном счёте, позволяет повышать эффективность обучения и удовлетворённость учителя своим собственным трудом.

 

Необычный личностно-развивающий урок – это не просто создание учителем благожелательной атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Урок приобретает качественно иное значение, он превращается в форму, которая размывает границы обучения и воспитания, превращая каждый аспект пребывания ребёнка в школе в становление образа его личности. По этой причине возникает необходимость отхода от традиционных внешних взглядов на структуру урока и определение внутренней, инвариантной структуры, имеющей отношение как к обучению, так и к воспитательным процессам. И это очень важно, особенно, когда мы, учителя, работаем с учениками имеющими пробелы в знаниях

 

Формы организации урока могут быть самыми разнообразными. Важным является использование таких средств, с помощью которых учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой работы.

 

Именно в данных уроках появляются все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к более глубинному основанию знаний. Процесс проникновения в глубину способствует возникновению личностногосмысла знаний. Он становится возможным тогда, когда ученик участвует в производстве своих знаний.

 

Структура уроков

 Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

 

Урок изучения нового материала:

 • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

 • указание на то, что учащиеся должны запомнить;

 • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

 • сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

 • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

 • контроль результатов первичного запоминания;

 • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

 • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

 • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

 Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков:

 

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

 • сообщение учащимся цели предстоящей работы;

 • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

 • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

 • проверка выполненных работ;

 • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

 

Урок формирования умений и навыков:

 • постановка цели урока;

 • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

 • проведение проверочных упражнений;

 • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

 • упражнения на их освоение;

 • упражнения на их закрепление;

 • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

 • упражнения на перенос в сходную ситуацию;

 • упражнения творческого характера;

 • итог урока;

  

Урок применения знаний, умений и навыков:

 • организация начала урока (психологический настрой учащихся);

 • сообщение темы урока и его задач;

 • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

 • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

 • упражнения в применении знаний и умений а измененных условиях;

 • творческое применение знаний и умений;

 • упражнение по отработке навыков;

  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

 Структура уроков обобщения и систематизации знаний:

 

Урок повторения:

 • организация начала урока;

 • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

 • проверка пройденного материала, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее задание;

 • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

  

Повторительно-обобщающий урок:

 • организационный момент;

 • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

 • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

 • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

 • формулирование выводов по изученному материалу;

 • оценка результатов урока;

 • подведение итогов;

 

Урок контроля и коррекции:

 • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

 • постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы ученики вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

 • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

 • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

 • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

 

Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

 • организация начала урока;

 • проверка домашнего задания, постановка цели урока;

 • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

 • изучение нового материала, в том числе и объяснение;

 • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

 • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

 • подведение итогов и результатов урока;

 • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей эстетического цикла "Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"

В последние годы все больше говорят о необходимости внедрения в школе здоровьесберегающих технологий. Почему эта проблема так актуальна? Что может сделать учитель в своей педагогической практике...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

Выступление: «Педагогический рост учителя через курсы повышения квалификаций учителя»

Данное выступление полезно для работников образования, где говорится о том, какую помощь оказывают различные курсы по повышению квалификации уровня профессионализма всех педагогических кадров. Рассмат...

Выступление на КМО учителей истории Барун-Хемчикского района: Учитель и социальные сети.

Социальная сеть (от англ. social networking service) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Некоторые выступления Логвиненко О.В на заседаниях ЦК. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное приме...