РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дополнительного образования «Школа безопасности»
материал
В современных условиях увеличилась интенсивность дорожного движения, но отстает транспортная культура и дисциплина участников дорожного движения. Автомобиль превратился из средства передвижения в средство угрозы для здоровья и жизни. Виновниками ДТП являются как водители, так и пешеходы. Дети и подростки составляют девятую часть от общего числа пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Поэтому работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должна стать одним из основных направлений деятельности образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop.obrazovaniya_yui.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЯЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Красноярского каря
Муниципальное образование города Лесосибирска Красноярского края
МБОУ «СОШ №8» г.Лесосибирска
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________
Шмидт.О.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительного образования
«Школа безопасности»
Составил:
Преподаватель-организатор ОБЗР
Русакова Д.Г.
гп. Стрелка 2024
Пояснительная записка
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает
объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. К этой трагедии приводят незнание или безответственное несоблюдение основных правил дорожного движения, отсутствие элементарной культуры поведения на дороге, уважительного отношения участников движения друг к другу. Если даже ребенок, попавший в ДТП, не получил серьезных физических травм, ему пришлось пережить такое морально-психологическое потрясение, что его негативные последствия останутся в душе у пострадавшего на всю жизнь.
Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с детства учить его правилам поведения в этом мире.
Актуальность программы:
В современных условиях увеличилась интенсивность дорожного движения, но отстает транспортная культура и дисциплина участников дорожного движения. Автомобиль превратился из средства передвижения в средство угрозы для здоровья и жизни. Виновниками ДТП являются как водители, так и пешеходы. Дети и подростки составляют девятую часть от общего числа пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Поэтому работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должна стать одним из основных направлений деятельности образовательных учреждений.
С первых минут нахождения в образовательном учреждении ребёнок
сталкивается с основами правовых знаний. Но ещё раньше, с первых шагов маленького ребёнка, начинается переход от пассивного участия в дорожном движении к активному общению с дорогой. Этот переход таит в себе массу опасностей. Одна из них - улица, с её стремительным движением, множеством
машин и пешеходов.
Анализ ДТП показывает, что их основными причинами являются невнимательность ребят, недисциплинированность, неумение учитывать особенности окружающей дорожной обстановки. Дети и подростки составляют девятую часть от общего числа пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Почти каждый третий пострадавший на дорогах — велосипедист. Каждый пятый пострадавший пешеход - это юный участник дорожного движения (в возрасте от 7 - 13 лет). Поэтому проблема повышения уровня культуры участников дорожного движения, является одной из актуальных на данный момент.
Программа «Юный инспектора движения» направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны, а также на пропаганду правил дорожного движения среди детей и подростков, профилактику дорожно-транспортного травматизма.
Цель - расширение знаний и приобретение практических навыков в области правил безопасного поведения на дороге, развитие социальной роли обучающегося как участника дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать систему знаний, умений и навыков, позволяющих учащимся безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
- повысить у обучающихся уровень знаний Правил дорожного движения Российской Федерации;
- сформировать мотивационно-поведенческую культуру учащихся как основу безопасности в условиях общения с дорогой.
Метапредметные:
- развить у обучающихся универсальные учебные действия по ориентированию в дорожно-транспортной среде;
- расширить кругозор детей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
- развить коммуникативные навыки, индивидуальность ребенка.
Личностные:
- повысить дорожную грамотность обучающихся;
- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- вовлечь в активную, творческую, осознанную деятельность по пропаганде правил безопасного поведения.
Программа способствует:
- умственному развитию – обучающиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, учатся логически мыслить, обобщать, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию – на занятиях у обучающихся формируется культура поведения в кругу сверстников ив семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь людям по мере необходимости;
- эстетическому воспитанию – обучающиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, викторинах. Ребята выступают с программой перед детьми других объединений;
- трудовому воспитанию – обучающиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, декорации и костюмы к выступлениям;
- физическому воспитанию – на занятиях проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Ожидаемые результаты
Знать:
- опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;
- безопасные участки улиц и дорог в городе;
- типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
- опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
- места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
- название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
- что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Правила:
- перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
- перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
- перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
- воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
- движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
- движения группы детей в сопровождении взрослых;
- этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
- безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.
- перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
- перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
перехода железной дороги.
Уметь:
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из общественного транспорта;
- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта;
- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Развивать:
- устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
- познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
- понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;
- самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Содержание программы и условия ее реализации.
Срок реализации программы 9 месяцев. Программа рассчитана на детей 5-7 классов, 2 раза в неделю по 1 часу.
Формы и методы организации образовательного процесса
Сочетание различных форм обучения (коллективной, групповой, индивидуальной).
Использование на занятиях заданий разного характера (проблемное задание,
ролевая игра, подвижная игра, игры-соревнования, экскурсии и т.д.)
Заинтересованность детей в результатах своего обучения.
Взаимодействие с отделом ГИБДД ОМВД России по г.Лесосибирску.
Сотрудничество с образовательными и внешкольными учреждениями посёлка.
Формы обучения:
- традиционные учебные занятия;
- экскурсии;
- элементы треннинговых упражнений;
- практика (рейды, проведение бесед, игр, викторин, конкурсов,
агитационных выступлений);
- игры (ролевые, лидерские, творческие и т. д.);
- КТД.
Используются фронтальные, групповые либо индивидуальные формы работы.
Методы работы:
1) Словесный метод: беседа; рассказ; объяснение.
2) Наглядный метод: демонстрация иллюстраций, плакатов, стендов, таблиц,
макетов, слайдов;
демонстрация способов выполнения заданий.
3) Игровые методы и приёмы: дидактические игры, упражнения; игровые
ситуации.
4) Проблемно - поисковый метод: создание проблемных ситуаций; постановка
проблемных вопросов.
5) Практический метод: решение задач; выполнение тестов, упражнений;
творческие задания.
6) Метод контроля: самоконтроль; анализ результатов выполнения заданий.
Содержание программы. Учебный план
Содержание работы | Общее кол-во часов | Теория | Практика | Форма контроля |
I. ЮИД - это интересно | 28 | 18 | 10 | Беседа, практическая работа |
| 2 | 2 | - | Беседа |
| 2 | 2 | - | Беседа |
| 4 | 2 | 2 | Беседа, практическая работа |
| 4 | 2 | 2 | Беседа, практическая работа |
| 8 | 4 | 4 | Беседа, практическая работа |
| 8 | 6 | 2 | Беседа, практическая работа |
II. Акции, челенджи, флешмобы | 32 | 14 | 18 | Беседы, опрос, практическая работа |
| 4 | 2 | 2 | Беседы, опрос, практическая работа |
| 4 | 2 | 2 | Беседы, опрос, практическая работа |
| 4 | 2 | 2 | Беседы, опрос, практическая работа |
| 2 | - | 2 | Практическая работа |
| 4 | 2 | 2 | Беседы, опрос, практическая работа |
| 4 | 2 | 2 | Беседы, опрос, практическая работа |
| 4 | 2 | 2 | Беседы, опрос, практическая работа |
| 2 | - | 2 | Практическая работа |
| 4 | 2 | 2 | Беседы, опрос, практическая работа |
III. Конкурсы, выставки | 12 | 6 | 6 | Творческая работа |
Космический дорожный знак | 4 | 2 | 2 | Творческая работа |
Конкурс Агитбригад «Мы за безопасность» | 4 | 2 | 2 | Творческая работа |
Конкурс «Безопасное колесо» | 4 | 2 | 2 | Соревнование |
Итого: | 72 | 38 | 34 |
Содержание учебного плана.
Ι Раздел: ЮИД – это интересно
Теория: познакомить ребят с деятельностью ГИБДД, а также с детским городским движением ЮИД. Разработка и утверждение положения. Расширение знаний ПДД.
Практика: применение знаний ПДД на перекрестке, улице. Наложение повязок, остановка кровотечений, транспортировка пострадавшего.
ΙΙ Раздел: Акции, челенджи, флешмобы
Теория: разработка агитационного материала к акциям, проведение городских, краевых и всероссийских акций совместно с ГИБДД.
Практика: представление агитационного материала на территории, прилегающей ОУ.
IΙI Раздел: Конкурсы, выставки
Теория: разработка положений конкурсов, составление итоговых таблиц (протоколов).
Практика: непосредственное участие в конкурсах, акциях и мероприятиях муниципального внутри школьного и городского уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа дополнительного образования «Изобразительное искусство» (начальная ступень) в воскресной школе для детей 5-7 лет
Программа расчината на детей от 5 до 7 лет. Это дети младшей группы, посещающие воскресную школу. Программа авторская, составлена в расчете на урок продолжительностью 30 минут...
Рабочая программа дополнительного образования по физике "Школа юного исследователя"
Актуальность программы - учебный физический эксперимент, физические исследования, как теоретические, так и в виде практических заданий, играют огромную роль в освоении учащимися научного метода познан...
Трансляция педагогического опыта коллегам на педагогическом совете школы - отчет о реализации рабочей программы дополнительного образования детей в 2019-2020 учебном году
Доклад о реализации рабочей программы кулинарного кружка "Едим дома" в 2019-2020 учебном году...
Рабочая программа дополнительного образования "Информационная безопасность"
Программа разработана на основе ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБР...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Школа безопасности"
Рабочая программа дополнительного образования детей "Школа безопасности"...
Рабочая программа дополнительного образования «Школа мяча» для детей4-7 лет (включительно) на 2022-2025 учебный год
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа мяча» является программой физкультурно-оздоровительной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актам...