План конспект урока на тему Автономное существование человека в природной среде
план-конспект урока по обж (6 класс)

конспект урока в 6 классе по ОБЖ на тему Автономное существование человека в природной среде

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»

План - конспект открытого урока ОБЖ в 6 классе

Тема урока: «Автономное существование человека в природной среде»

Подготовил: учитель ОБЖ

Кольпиков А.Е. 

2019 г.

Раздел: 1

Номер урока: 18

Тема урока: «Автономное существование человека в природной среде»

Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний по главе.

Цель: Обобщение и углубление знаний учащихся по главе: «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека природной среде»

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать знания по теме «Автономное существование человека в природной среде»,  закрепить у учащихся правила поведения и способы жизнеобеспечения в условиях автономного существования в природе;

Развивающие:

  • развивать у учащихся познавательные процессы;
  • развивать умения анализировать различные ситуации.

Воспитательные:

  • воспитывать  у   учащихся  стремление к  знаниям;
  • воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи, также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

Форма урока: Урок – путешествие

Методы  обучения:

  • словесный (беседа);
  • наглядный (показ презентации, рисунки)
  • практический (выполнение самостоятельных заданий)
  • частично-поисковый

Формы взаимодействия: индивидуальные, работа в паре, коллективные.

Оборудование:

  • компьютер,  
  • проектор, экран
  • наборы тонких палочек,
  • походный рюкзак,
  • детали для костра.

Используемые педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающие
  • Развивающие
  • Традиционные
  • ИКТ технологии

Содержание и ход урока

Этапы и виды деятельности учителя и учащихся с методическим обоснованием

Этапы урока

Цель этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационная часть (1мин)

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Приветствие, проверка готовности  учащихся  к  занятию.

Сообщают о готовности класса к уроку и настраиваются на работу.

2

Постановка цели и задач (2мин)

Сообщить тему

Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Автономное существование человека в природной среде».

Какая задача перед нами стоит на этом уроке?

Формулируют задачи урока (закрепить знания по теме «Правила поведения человека в природной среде»)

3

Актуализация ранее изученного

(3мин)

Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности.

Вспомнить определения и основные понятия по теме: «Автономное существование человека в природной среде».

У меня к вам первый вопрос! А какое  существование  называется автономным?

Хорошо, молодцы! А какие виды автономии бывают?

А чем их сходства и различия?

Давайте подумаем, по каким причинам человек может попасть в автономное существование?

Проблемный вопрос: А знаете ли вы что нужно делать в природной автономии что бы остаться здоровым и невредимым?

Существование человека без воды, пищи, связи с внешним миром. Это существование одного человека или группы людей, волей случая оказавшихся в экстремальной ситуации, один на один с природой.

Автономия может быть добровольной (если в данной ситуации оказываются люди, профессии которых предполагают работу в природных условиях, например туристы, геологи, нефтяники и т. п.) и вынужденной.

Ответы учащихся:

  • поломка  транспорта в безлюдной  местности;
  • потеря связи с группой (туристы, грибники)
  • потеря ориентировки на местности (блуждание)
  • путешественники – экстрималы
  • охотники
  • ученые -  исследователи
  • поиск чего-нибудь, например клада и т.д.

4

Основной этап.

Обобщение и систематизация ранее изученного   (30 мин)

Обобщить и систематизировать знания по теме: «Автономное существование человека в природной среде».

Проверить уровень усвоения материала по главе. Дать качественную оценку работ отдельных учеников, групп, класса в целом.

Мне в руки  попала карта,  где отмечено  место клада. Хотите узнать, что это за клад?!

Для этого нам необходимо отправиться в поход по маршруту, нарисованному на карте.

Как вы считаете, можем ли мы оказаться в условиях автономии, если отправимся за кладом?

Я знаю, что в поход всегда берут рюкзак. Согласны?

Возникает вопрос: «Что нужно взять с собой».

Сейчас я пущу по рядам рюкзак, а вы назовете тот предмет, который по вашему мнению будет необходим в походе.

                

Ребята! Молодцы! Мы идем дальше по  маршруту,  выдерживая заданное  направление.

Перед нами  преграда, это – лес! Мы совершаем привал.  Прежде всего, давайте разведем костер! Какие правила необходимо соблюдать при выборе места для  разведения костра?

А сейчас я вам предлагаю вспомнить, как на практике сложить костёр, для этого нужно выполнить практическое задание «Складывание костра».

Каково значение костра?

 «Значение костра»

Ребята! Представьте, что спички промокли. Как же нам быть? Как разжечь костер? Какие способы разведения огня вы знаете?

Молодцы! Костёр  мы  разожгли.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Практическое выполнение задания учащимися.

Перечисляют и комментируют:

  • туалетные принадлежности,
  • телефон,
  • палатка,
  • спальный мешок,
  • перочинный нож,
  • саперная лопатка,
  • запасная одежда  и обувь,
  • спички,
  • посуда для приготовления пищи,
  • запас продовольствия,
  • топорик,
  • рабочие рукавицы,
  • фонарик,
  • карта и  компас,
  • аптечка.

Ответы учащихся:

  • площадку для костра выбирают на открытом, но защищенном от ветра месте,
  • желательно около воды.
  • разводят костер на вытоптанном участке земли,
  • на старых кострищах,
  • не ближе 4-6 метров от деревьев
  • если есть дерн, снимают его, переворачивают  травой вниз и укладывают вокруг костра.
  • убирают листву, хвою, траву  вокруг костра на 1 — 1,5 м  (могут загореться)
  • если есть возможность, обкладывают его камнями и т.д.

Выполнение учащимися практического задания «Складывание костра»

Делятся на 4 группы по 5 человек.

Ответы учащихся:

  • обогреться,
  • приготовить пищу,
  • подать сигнал бедствия,
  • пугать хищников,
  • успокаивает

Учащиеся объясняют, как разжечь костёр с помощью:

  • линзы
  • трением
  • куска металла и кремня

Физкультминутка: (1 мин)

На координацию движений и психологическую разгрузку.

В поиске хвороста мы наткнулись на болото, его нужно преодолеть.

Объясняю, что делать. 

Выполняют упражнения для физкультминутки

Пора подкрепиться! Что нам необходимо для приготовления пищи? Костер мы уже развели.

Пока мы шли, вода у нас закончилась. А поскольку нам необходима вода для приготовления пищи, какими  способами ее можно добыть в природных условиях?

Как можно воду обеззаразить? 

Молодцы, ребята! А теперь представьте, что вы потеряли мешок с едой во время перехода через  болото. Как бы вы вышли из этой ситуации? Можно ли употреблять в пищу что-нибудь из того, что мы можем встретить в лесу?

Хорошо! А сейчас я  предлагаю вам выполнить следующие задания. Посмотрите на 1 слайд и распределите номера съедобных и несъедобных грибов, если гриб съедобный – хлопаем в ладоши, если же несъедобный – топаем .

И второе задание. Посмотрите на слайд и скажите, что  можно употреблять в пищу, а что нет? Слайд 2.

Ребята! Мы преодолели  все преграды, и дошли до сундучка. Чтобы  узнать содержимое  клада,  необходимо разгадать  кроссворд.

Задание по карточкам «Решение  кроссворда». Слайд 3.

Вопросы:

1. Вид  костра.

2. Светила, помощник ориентирования

3.Фактор, мешающий успешно справиться с экстремальной ситуацией.

4. Вид  временного  укрытия.

5. Способ добывания огня.

6. «Скорая помощь» туриста.

з

в

е

з

д

н

ы

й

л

у

н

а

с

т

р

а

х

н

а

в

е

с

л

и

н

з

а

а

п

т

е

ч

к

а

И так, ребята, мы расшифровали содержимое сундучка. Какое волшебное слово вы нашли?

Молодцы, ребята! Да, Знание! Знание  -  это сила!  Знание лучше богатства. Наука в лес не ведет, а из лесу выводит. Если Вы на уроках ОБЖ усвоите, как действовать в различных экстремальных ситуациях и в быту, и в природе, то будете целыми, здоровыми.

Ответы учащихся:

  • посуда,
  • продукты,
  • вода

Ответы учащихся:

  • найти родник,
  • выкопать ямку рядом с водоемом,
  • сбор влаги с помощью полиэтиленового пакета,
  • собирание росы.

Ответы учащихся:

  • кипячением;
  • химическим методом: использовать йод, марганцовку;
  • природный: использование растений таких, как ромашка, тысячелистник, чистотел и т.д.

Ответы учащихся:

  • съедобные растения, грибы
  • травы, листья, стебли
  • сухие плоды
  • сочные плоды (ягоды, и фрукты)
  • съедобные грибы
  • мясо зверей, рыб.

Учащиеся выполняют задания

Самопроверка Слайд 1. «Съедобные и несъедобные грибы»

По рисунку:

  • нельзя: жабы, поганки, пушистые черви
  • можно: лягушка, гриб, ягоды, улитка,  черви, жуки, кора березы 

Учащиеся разгадывают кроссворд и угадывают ключевое слово (знание)

Ответы учащихся: Знание

Рефлексия

Закончите фразы: слайд 4

1 ряд: Мне было интересно…

2 ряд: Мы сегодня разобрались…

3 ряд: Я сегодня понял что…

Ответы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 18 «Автономное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует восемнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Автономное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 19 «Добровольное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует девятнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Добровольное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 класс...

6 класс. Тема 4, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 20 «Вынужденная автономия человека в природной среде».

Данная публикация иллюстрирует двадцатый  урок ОБЖ в 6 классе  «Вынужденная автономия человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классо...

6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 21 «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)».

Данная публикация иллюстрирует двадцать первый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)» по программ...

Урок по ОБЖ: «Автономное существование человека в природной среде»

Цель урока: сформировать представление о добровольной автономии человека в природной средеЗадачи урока: - познакомить учащихся с особенностями организации  и подготовки к добровольной автономии;-...

Урок по теме "Автономное существование человека в природных условиях"

Материал урока направлен на закрепление знаний учащихся по теме "Автономное существование человека в природных ксловиях"....

Презентация к уроку по теме "Автономное существование человека в природных условиях"

В презентацию включены тесты, головоломки и дидактический материал к уроку по теме "Автономное существование человека в природных условиях"...