внеурочка 7 класс ОБЖ
рабочая программа по обж (7 класс)
рабочая программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_7_klass_obzh.docx | 47.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СШ №18»
_______ /Каторгина ИЮ/ __________/Винник ЛН/ __________/Ягодкина НВ/
Протокол № 1 «____» сентября 2023г Приказ №___
от «____» сентября 2023г от «____» сентября 2023г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Основы безопасности
жизнедеятельности»
в 7 классе
2023 - 2024 учебный год
Мы - патриоты
Составитель:
Бальзанов Вадим Николаевич
Преподаватель – организатор
Основ безопасности
жизнедеятельности
высшая квалификационная
категория
г. Ачинск
2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы - патриоты» по курсу ОБЖ в для обучающихся 7 класса, составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).
учебного плана МБОУ СШ «18» на 2023 –2024 учебный год.
программы для общеобразовательных учреждений по основам безопасности жизнедеятельности 1 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией А.Т.Смирнова (Москва «Просвещение» 2008).
учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т. Смирнова (Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс ФГОС).
Рабочая программа рассчитана на 0.5 час в неделю, 17 часа в год, на основе учебного плана образовательного учреждения.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (для V-VII классов);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253;
Перечнем организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПин 2.4.2.2821-10);
Цели и задачи программы.
Курс «Мы - патриоты» предназначен для: - формирования у учащихся основных понятий об опасности и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека; - выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;- приобретения учащимися способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей; - формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Учебный курс «Мы - патриоты» в 7 классе должен достигнуть и решить определенные цели и задачи.
Цели:
- безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
- принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
- антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
- отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в частности наркотиков;
- готовность и способность учащихся к нравственному самоконтролю и самосовершенствованию.
Задачи:
- Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Формы занятий, используемые при обучении.
Классно-урочная форма организации обучения является основной. Так же, применяются и другие формы - вспомогательные, внеклассные, внеурочные, домашние, самостоятельные и т.п.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации (ЧС) и в случае их наступления правильно действовать.
Личностные результаты обучения:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимание ценности здорового образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных процессов;
- формирование целостного мировозрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и обществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Учебно-тематический план
Раздел и темы программы | Общее кол-во часов | Практические работы | Контрольные работы | Самостоятельные работы (тесты, диктанты) |
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. | 1 | |||
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. | 2 | 1 | ||
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. | 2 | 1 | ||
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. | 2 | 1 | ||
Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения. | 2 | 1 | ||
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. | 2 | |||
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека. | 2 | 1 | ||
Первая помощь при неотложных состояниях. | 4 | 4 | ||
итого | 17 | 4 | 1 | 4 |
Содержание программы.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел I-2. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
Различные природные явления и причины их возникновения. Строение оболочки земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека. Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. ЧС природного характера.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Возможные последствия землетрясений. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика. Основные принципы защиты населения от землетрясений. Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защита от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ. Правила безопасного поведения населения при землетрясении в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе. Правила безопасного поведения после землетрясения. Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие, их характеристики, причины и предвестники их извержений. Последствия извержения вулканов. Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов. Организация защиты населения от последствий извержения вулканов. Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади. Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней. Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.
Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин. Рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин.
Защита населения от последствий землетрясения. Последствия извержения вулканов и защита населения. Защита населения от оползней.
Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны - причина возникновения ураганов и бурь, их строение, скорость перемещения. Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду. Мероприятия по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещение и возможные последствия. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового оповещения о приближении урагана или бури. Смерч, основные понятия и определения. Характеристики смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча. Защита населения от ураганов, бурь, цунами. Снежные лавины.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.
Наводнения, виды наводнений и их причины. Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения. Возможные последствия наводнений. Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время
наводнения. Сели и их характеристика, причины возникновения селей, их последствия. Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах. Цунами и их характеристика. Причины возникновения цунами, их возможные последствия. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.
Тема 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения.
Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация и их характеристика. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу. Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому. Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие. Противоэпидемические мероприятия и защита населения. Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика. Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний. Инфекционные болезни животных и растений. Причины их возникновения, краткая характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Тема 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. Терроризм и экстремизм их причины и последствия. Как действовать в опасных ситуациях, связанных с проявлением экстремизма и терроризма
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Тема 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.
Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей.
Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте. Особенности психического развития человека в подростковом возрасте. Формирование основных качеств взрослого человека.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. Тема 8. Первая помощь при неотложных состояниях.
Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении: при незначительных ранах, при сильном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при артериальном и венозном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего.
Поурочное планирование
№ уро ка | Тема урока | Количество часов |
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. | ||
1 | Различные природные явления и причины их возникновения. | 1 |
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. | ||
2 | Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. | 1 |
3 | Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие, их характеристики, причины и предвестники их извержений. | 1 Самостоятельная работа |
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. | ||
4 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны - причина возникновения ураганов и бурь, их строение, скорость перемещения. | 1 |
5 | Смерч, основные понятия и определения. Характеристики смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча | 1 Самостоятельная работа |
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. | ||
6 | Наводнения, виды наводнений и их причины. Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения | 1 |
7 | Сели и их характеристика, причины возникновения селей, их последствия. Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах. | 1 Самостоятельная работа |
Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения. | ||
8 | Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация и их характеристика. | 1 |
9 | Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому. Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. | 1 Самостоятельная работа |
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. | ||
10 | Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения | 1 |
11 | Терроризм и экстремизм их причины и последствия. Как действовать в опасных ситуациях, связанных с проявлением экстремизма и терроризма | 1 |
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека. | ||
12 | Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом. | 1 |
13 | Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте. Особенности психического развития человека в подростковом возрасте. Формирование основных качеств взрослого человека | 1 Контрольная работа |
Первая помощь при неотложных состояниях. | ||
14 | Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. | 1практическая работа |
15 | Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении: при незначительных ранах, при сильном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при артериальном и венозном кровотечении. | 1практическая работа |
16 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. | 1практическая работа |
17 | Общие правила транспортировки пострадавшего. | 1практическая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочке 5 класс
рабочая программа по внеурочке 5 класс...
Программа внеурочки по английскому языку " Литературная гостиная" для 8 класса
Программа внеурочной деятельности по английскому языку“Английская литературная гостиная” для 8-х классовНаправление: общеинтеллектуальное ...
Внеурочка 6 класс
Данный материал содержит информацию для ознакомления детей с предметом....
Внеурочка по географии 5,6 класс
Внеурочная деятельнось учителя Географии Джатиевой З.В. 5, 6 класс.Программа и КТП...
внеурочка программа 5-6 класс. изо. 21,02,18
Внеурочка...
внеурочка программа 7 класс. изо. 21,03,18
внеурочка изо 7 класс...
Внеурочка 5 класс, устный счет
На внеурочных занятиях в 5 классе знакомимся с приемами быстрого счета. Данная работа предназначена для проверки усвоения устного умножения на 11 и 15....