внеурочка 5 класс ОБЖ
рабочая программа по обж

Бальзанов Вадим Николаевич

рабочая программа внеурочной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_5_klass_obzh.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»

РАССМОТРЕНО                СОГЛАСОВАНО                            УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ШМО           Заместитель директора по УВР     Директор МБОУ «СШ №18»

_______ /Каторгина ИЮ/    __________/Винник ЛН/                 __________/Ягодкина НВ/

Протокол №                          «____» сентября 2023г                     Приказ №_____________

от «____» сентября 2023г                                                               от «____» сентября 2023г

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Основы безопасности

жизнедеятельности»

в 5 классе

2023 - 2024 учебный год

Мы - патриоты

Составитель:

Бальзанов Вадим Николаевич

Преподаватель – организатор

Основ безопасности

жизнедеятельности

высшая квалификационная

категория

г. Ачинск

2023 г.


Пояснительная записка

 Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы - патриоты» по курсу ОБЖ в для обучающихся 5 класса, составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).

учебного плана МБОУ СШ «18»  на 2023 –2024 учебный год.

программы для общеобразовательных учреждений по основам безопасности жизнедеятельности 1 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией А.Т.Смирнова (Москва «Просвещение» 2008).

учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т. Смирнова (Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс ФГОС).

Рабочая программа рассчитана на 0.5 час в неделю, 17 часа в год, на основе учебного плана образовательного учреждения.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обучения:

 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

 усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

 формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

 развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

 формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Предметные результаты обучения:

 формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

 формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

 понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

 понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

 понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

 формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

 формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

 понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

 знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

 знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

 умение оказать первую помощь пострадавшим;

 умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

 умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности

жизнедеятельности является (УУД).

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, который включает: Учебно-методическое обеспечение

Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. /

А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л.

Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват.

учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2012.

Учебно-тематический план.

Раздел программы

Общее

кол-во

часов

Практические

работы

Контрольные

работы

Самостоятельные работы

(тесты,

диктанты)

1.Человек, среда его обитания,

безопасность человека.

2

1

2. Опасные ситуации техногенного

характера

2

1

3. Опасные ситуации природного

характера

2

1

4. Чрезвычайные ситуации

природного и техногенного

характера

1

5. Опасные ситуации социального

характера, антиобщественное

поведение

2

6. Экстремизм и терроризм —

чрезвычайные опасности для

общества и государства

1

1

7. Возрастные особенности

развития человека и здоровый образ

жизни

2

1

8. Факторы, разрушающие здоровье

2

1

9. Первая помощь и правила её

оказания

3

3

итого

17

3

2

4

Содержание учебной программы

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (10ч.)

Раздел I. Основы комплексной безопасности (10 ч.)

Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека

- Безопасность в быту

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера

 - Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

Тема 3. Опасные ситуации природного характера

- Безопасность на водоёмах

Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

- Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря, ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации техногенного характера (радиационноопасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный объект)

Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.

- Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. Профилактика нападений и самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приёмы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников.

Тема 6 . Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и

государства.

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7ч.)

Раздел II. Основы здорового образа жизни (4ч.)

Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

- Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека

Тема 8. Факторы разрушающие здоровье.

- Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье

 Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.

Раздел III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3ч.)

Тема 9. Первая медицинская помощь и правила её оказания

 - Оказание первой медицинской помощи

 Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами

Список литературы

Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—9 классы»

Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации 5—11 классы»

Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5—9 классы»

Пособие для учащихся «Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5—9 классы»

Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности

Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения»

Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5—9 классов

Поурочное планирование

уро

ка

Тема урока

Количество

часов

Тема 1: «Человек, среда его обитания, безопасность человека» (2 ч)

1

Город как среда обитания.

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

1

2

Особенности природных условий в городе.

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

1 Контрольная работа

Тема 2: Опасные ситуации техногенного характера (2ч)

3

Безопасность в повседневной жизни. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения  Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

1 Самостоятельная работа

4

Пешеход. Безопасность пешехода.  Пассажир. Безопасность пассажира  Водитель

1

Тема 3: Опасные ситуации природного характера (2 ч)

5

Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

1 Самостоятельная работа

6

Безопасный отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой

1

Тема 4: Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (1 ч)

7

Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1

Тема 5: Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (2 ч)

8

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.

1

9

Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.

1

Тема 6: Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (1 ч)

10

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства.

1 Самостоятельная работа

Тема 7: Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

(2 ч)

11

Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

1 Самостоятельная работа

12

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия сохранения и укрепления здоровья.

1

Тема 8: Факторы, разрушающие здоровье (2 ч)

13

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье.

1

14

Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей.

1 Контрольная работа

Тема 9: Первая помощь и правила её оказания (3 ч)

15

Медицинская (домашняя) аптечка.  Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах.

1 Практическая работа

16

Перевязочные и лекарственные средства

1 Практическая работа

17

Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами

1 Практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочке 5 класс

рабочая программа по внеурочке 5 класс...

Программа внеурочки по английскому языку " Литературная гостиная" для 8 класса

Программа внеурочной деятельности по английскому языку“Английская литературная гостиная” для 8-х классовНаправление: общеинтеллектуальное                  ...

Внеурочка 6 класс

Данный материал содержит информацию для ознакомления детей с предметом....

Внеурочка по географии 5,6 класс

Внеурочная деятельнось учителя Географии Джатиевой З.В. 5, 6 класс.Программа и КТП...

Внеурочка 5 класс, устный счет

На внеурочных занятиях в 5 классе знакомимся с приемами быстрого счета. Данная работа предназначена для проверки усвоения устного умножения на 11 и 15....