РП внеурочная деятельность по " Начальной военной подготовке" 8 класс
рабочая программа по обж (8 класс)
РП внеурочная деятельность по " Начальной военной подготовке" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_nvp.docx | 53.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2
МБОУ СОШ № 2 г. Углегорска
РАССМОТРЕНО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ ПРОТОКОЛ №8 от «19» 06 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ №154-ОД от «19» 06 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»
Уровень программы: базовый
Направление программы: военно-патриотическое
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 34 часа Класс: 8 класс
Составитель: Комарова Т.В.
Углегорск 2023-2024г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы начальной военной подготовки» разработана в соответствии с документами:
- «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) : Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 24.09.2022);
- «О статусе военнослужащих» : Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-
ФЗ (ред. от 05.12.2022);
- «Об образовании в Российской Федерации» : Федеральный закон от
09.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022);
- «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») : Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495
(ред. от 31.07.2022);
- «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» : приказ Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010;
- «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» : приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (ред. от 18.07.2022);
- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Приложение к письму Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672).
Актуальность курса. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
В настоящее время стране нужна общая, объединяющая идея, и она уже есть. По мнению Президента РФ В.В. Путина, «у нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Патриотизм как объединяющее звено выбрал коллективный разум народа, и именно эта идея не позволит в очередной раз разрушить наше государство. Патриотизм – это и есть национальная идея, которая должна объединять страну».
Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества.
Россия – великая держава с богатейшими традициями, мощной армией и флотом. Вооружённые Силы РФ с честью выполняют свой долг в мирное и военное время, в труде и бою добывают славу нашему Отечеству. Специфика военных профессий как нельзя лучше позволяет учесть тягу детей к необычному и романтическому. Это предоставляет возможность юному гражданину выбрать жизненный путь, позволяющий наиболее полно реализовать себя на общественно-полезном поприще служения Родине.
Именно военно-патриотическое воспитание, воспитание гражданской ответственности, патриотических чувств, формирование понимания и осознания исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни страны должно стать приоритетным направлением воспитательной работы в общеобразовательных организациях островного региона.
Цель программы: формирование социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувствами национальной гордости, любви к Отечеству и готовностью к его защите посредством создания целостного представления о службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, освоения знаний и умений по основам начальной военной подготовки.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить учащихся с наиболее яркими страницами истории развития армии и флота в России, на основе этого способствовать воспитанию из них граждан – патриотов;
- обучить практическим умениям и навыкам из области воинских профессий: основам огневой, тактической, строевой, туристской и медицинской подготовки.
Развивающие:
- развивать способности применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности и жизненных ситуациях.
Воспитательные:
- утвердить в сознании и чувствах молодежи патриотические взгляды и убеждения, уважения к культурному и историческому наследию России;
- формировать у обучающихся убежденность сознательной готовности к защите Родины, ответственное отношение к военной службе.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы начальной военной подготовки» рассчитана на изучение в 8 классе в течение 34 часов учебного времени в год из расчета 1 час в неделю. Длительность одного учебного часа составляет 40-45 минут. При необходимости в течение одного дня занятия могут быть сдвоенными с кратковременным перерывом на отдых.
Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;
- социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов;
- готовность к служению Отечеству, его защите.
Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.
2) базовые исследовательские действия:
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы.
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения.
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы;
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
2) самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Предметные результаты
По общественно-государственной подготовке:
- знать назначение и организационную структуру ВС РФ, виды ВС РФ и рода войск (силы и средства флота); сущность и значение военной присяги, государственного флага и боевого знамени воинской части;
- знать дни воинской славы России, значение государственных наград; сущность и особенности воинского коллектива; основные качества защитника Родины.
По Уставам Вооруженных Сил Российской Федерации:
- знать общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата; воинские звания и знаки различия; порядок выполнения воинского приветствия, правила воинской вежливости и поведения.
По основам выживания:
- знать, как правильно действовать при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды.
По военной топографии:
- определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и признакам местных предметов;
работать с картой на местности (определять расстояния, направления, свое местоположение и положения обнаруженных целей).
По военно-медицинской подготовке:
- применять штатные средства оказания первой доврачебной помощи; останавливать артериальные кровотечения при помощи жгута и других подручных средств; накладывать повязки при различных видах ранений.
По основам радиационной, химической и биологической защиты:
- знать основные поражающие факторы ядерного, химического и биологического оружия; назначение, устройство и правила пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- осуществлять подбор лицевой части противогаза, осуществлять проверку его исправности; правильно надевать, снимать, укладывать и переносить средства индивидуальной защиты (противогаз и общевойсковой защитный костюм ОЗК).
По строевой подготовке:
- знать элементы строя и обязанности солдата перед построением и в строю, порядок выполнения строевых приемов;
- выполнять одиночные строевые приемы без оружия и с оружием, слаженно действовать в составе подразделения.
По огневой подготовке:
- знать меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при проведении стрельб из пневматического оружия; правила поведения в тире, на стрельбище и полигоне;
- знать назначение и боевые свойства автомата Калашникова; назначение и устройство частей и механизмов автомата, боеприпасы к стрелковому оружию; порядок осмотра и подготовки автомата и патронов к стрельбе;
- знать назначение и боевые свойства ручных гранат; меры безопасности при обращении с ручными гранатами;
уметь быстро и правильно изготавливаться к стрельбе из различных
положений, заряжать оружие, осуществлять производство стрельбы, разряжать и осматривать оружие после стрельбы;
- снаряжать магазин патронами; осуществлять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
- выполнять упражнения учебных стрельб;
- точно метать ручные гранаты из различных положений.
Формы проведения занятий, методы обучения, виды контроля Формы проведения занятий:
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- учебно-тренировочные занятия;
- игры;
- соревнования;
- смотр-конкурс;
- мастер-класс;
- презентация;
- уроки мужества.
Средства реализации программы:
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
- естественные и искусственные; – реальные и виртуальные.
Методы обучения представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Группы методов и их содержание
Группа методов | Методы | Свойства методов |
Методы формирования сознания личности | Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера | Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании |
Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения | Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело | Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения |
Методы стимулирования деятельности и поведения | Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха | Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение |
Для отслеживания результативности образовательного процесса могут использоваться следующие виды контроля знаний и умений:
- начальный контроль;
- текущий контроль (в течение всего учебного года);
- промежуточный контроль; – итоговый контроль.
Освоение материала проверяется с помощью теоретических и практических тестов (контрольных нормативов), представленных в учебном пособии «Основы военной службы. Тестовые задания и рекомендации по контролю знаний» (Тупикин Е.И., Смирнов А.Т., 2008) и в приложении 1-2.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Названия разделов и тем | Общее кол-во часов | Из них | Форма контроля | |
тео- рия | прак тика | ||||
1 | Раздел 1. Общественно-государственная подготовка | 5 | 3 | 2 |
|
1.1. | Тема 1.1. Вооруженные Силы РФ – основа обороны России | 1 | 1 |
|
|
1.2. | Тема 1.2. История создания Армии России. | 2 | 1 | 1 |
|
1.3. | Тема 1.3. Ратные подвиги защитников Отечества | 2 | 1 | 1 |
|
2 | Раздел 2. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации | 2 | 2 |
|
|
2.1. | Тема 2.1. Особенности военной службы. Воинская обязанность. | 1 | 1 |
|
|
2.2. | Тема 2.2. Устав внутренней службы ВС РФ и Дисциплинарный устав ВС РФ | 1 | 1 |
|
|
3 | Раздел 3. Основы строевой подготовки | 6 | 1 | 5 |
|
3.1. | Тема 3.1. Строевые приемы и движение без оружия | 4 | 1 | 3 | тест |
3.2. | Тема 3.2. Строевые приемы знаменной группы | 2 |
| 2 |
|
4 | Раздел 4. Основы огневой подготовки | 10 | 4 | 6 |
|
4.1. | Тема 4.1. Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и обращении с оружием и боеприпасами | 1 | 1 |
|
|
4.2. | Тема 4.2. Основы и правила стрельбы, материальная часть пневматической винтовки | 1 | 1 |
|
|
4.3. | Тема 4.3. Автомат АК-74 и его модификации | 3 | 1 | 2 | тест |
4.4. | Тема 4.4. Техника стрельбы из пневматической винтовки | 3 |
| 3 |
|
4.5. | Тема 4.5. Материальная часть и технические характеристики ручных гранат | 2 | 1 | 1 |
|
5 | Раздел 5. Основы выживания | 4 | 2 | 2 |
|
5.1. | Тема 5.1. Выживание в экстремальных условиях | 1 | 1 |
|
|
5.2. | Тема 5.2. Варианты простейших укрытий | 1 |
| 1 |
|
5.3. | Тема 5.3. Самоспасение | 2 | 1 | 1 |
|
6 | Раздел 6. Основы военной топографии | 2 | 1 | 1 |
|
6.1. | Тема 6.1. Предмет и задачи военной топографии | 1 | 1 |
|
|
6.2. | Тема 6.2. Ориентирование на местности без карты | 1 |
| 1 |
|
7 | Раздел 7. Основы военно-медицинской подготовки | 2 | 1 | 1 |
|
7.1. | Тема 7.1. Правила оказания первой доврачебной помощи при ранениях | 1 | 1 |
|
|
7.2. | Тема 7.2. Индивидуальные и коллективные медицинские средства защиты и оказания помощи | 1 |
| 1 |
|
8 | Раздел 8. Основы радиационной, химической и биологической защиты | 3 | 2 | 1 |
|
8.1. | Тема 8.1. Цель, задачи и мероприятия радиационной, химической и биологической защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов | 1 | 1 |
|
|
8.2. | Тема 8.2. Оружие массового поражения | 1 | 1 |
|
|
8.3. | Тема 8.3. Средства индивидуальной и коллективной защиты личного состава | 1 |
| 1 | тест |
| Итого | 34 | 16 | 18 |
|
- СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел I. Общественно-государственная подготовка (5 ч)
Тема 1.1. Вооруженные Силы РФ – основа обороны России (1 ч)
Виды ВС РФ и рода войск (силы и средства флота). Эмблемы и нарукавные эмблемы. Расположение знаков, нашивок, эмблем на полевой, повседневной и парадной форме одежды. Сущность современного общевойскового боя, силы и средства основные принципы его ведения. Основные виды боя.
Тема 1.2. История создания Армии России (2 ч)
История создания Армии России. Военные учебные заведения. Дни воинской славы России. Праздники в честь Вооруженных Сил.
Тема 1.3. Ратные подвиги защитников Отечества (2 ч)
История военной школы России. Офицерский корпус Вооруженных Сил Российского Государства и его роль в Вооруженных Силах. Традиции. Верность знамени. Зарождение корпуса младших командиров. Подготовка младших командиров. Ратные подвиги защитников Отечества.
Выдающиеся военные ученые и конструкторы России. Русские оружейники. Винтовка Мосина. Стрелковое оружие. В.Ф. Токарев. ППШ и ППС – простота и надежность. Автомат Калашникова. Пушечных дел мастера. Ракетный щит Родины. Конструкторы танков и авиаконструкторы. Морская мощь
России. Современное вооружение.
Раздел 2. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации (2 ч)
Тема 2.1. Особенности военной службы. Воинская обязанность (1 ч)
Военная служба – особый вид государственной службы. Сущность и значение военной присяги и боевого знамени воинской части. Основные понятия. Правовые основы воинской обязанности. Воинский учет, его организация и предназначение. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Призыв на военную службу.
Тема 2.2. Устав внутренней службы ВС РФ и Дисциплинарный устав ВС РФ (1 ч)
Воинские звания и знаки различия в ВС РФ. Единоначалие. Командиры (начальники, старшие) и подчиненные (младшие). Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Воинское приветствие. О воинской вежливости.
Воинская дисциплина, её сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Виды ответственности военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий.
Раздел 3. Основы строевой подготовки (6 ч)
Тема 3.1. Строевые приемы и движения без оружия (4 ч)
История парадов в мире и России. Знаменитые воинские парады.
Строи и их виды. Обязанности солдат перед построением и в строю. Предварительная и исполнительные команды. Строевая стойка. Выполнение команд: «становись», «равняйсь», «смирно», «вольно», «разойдись», «заправиться», «отставить», «головные уборы – снять (надеть)», «по порядку (на первый-второй) рассчитайсь». Движение строевым и походным шагом. Выполнение команд на изменение скорости и темпа движения. Повороты на месте и в движении. Отдание воинского приветствия на месте и в движении, в головном уборе и без него. Выход из строя. Подход к начальнику и возвращение в строй. Движение в составе отделения, взвода строевым и походным шагом.
Повороты в движении в составе отделения. Перестроение из колонны по два в колонну по три в движении. Размыкание и смыкание строя. Выполнение команды в одношереножном и двухшереножном строю. Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный, трехшереножный и обратно.
Тема 3.2. Строевые приемы знаменной группы (2 ч)
Ритуалы обращения с Государственным флагом Российской Федерации. Подразделения Почетного караула. Подъем и спуск флага на флагштоке. Знаменная группа и знаменный взвод. Порядок обращения со знаменем. Вынос знамени. Прохождение со знаменем торжественным маршем. Повороты со знаменем. Смена караула у знамени. Выполнение команд «Смирно»,
«Вольно», «Знамя склонить». Представление знамени.
Раздел 4. Основы огневой подготовки (10 ч)
Тема 4.1. Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и обращении с оружием и боеприпасами (1 ч)
Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при проведении стрельб из пневматического оружия; правила поведения в тире.
Тема 4.2. Основы и правила стрельбы, материальная часть пневматической винтовки (1 ч)
Полет пули в воздухе. Образование траектории. Пробивное (убойное) действие пули. Рассевание. Подбор пуль для пневматической винтовки. Назначение и боевые свойства пневматической винтовки. Принципы работы механизмов пневматического оружия. Устранение основных неисправностей.
Тема 4.3. Автомат АК-74 и его модификации (3 ч)
Автомат Калашникова во всех его модификациях. История создания. Серия автоматов АК-100, АК-2000. Модификации, история создания.
Последовательность неполной сборки и разборки автомата. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов. Подготовка АК к стрельбе.
Возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения. Снаряжение магазина патронами и заряжание автомата.
Тема 4.4. Техника стрельбы из пневматической винтовки (3 ч)
Подготовка винтовки к стрельбе и стрельба из пневматической винтовки. Подготовка упора для стрельбы сидя. Виды изготовок для стрельбы из винтовки лежа, сидя, стоя. Выполнение стрельб из пневматической винтовки.
Тема 4.5. Материальная часть и технические характеристики ручных гранат (2 ч)
Назначение и боевые свойства ручных наступательных и оборонительных гранат. Устройство гранат и запалов к ним, подготовка гранат к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. Метание гранат (на точность, на дальность).
Раздел 5. Основы выживания (4 ч)
Тема 5.1. Выживание в экстремальных условиях (1 ч)
Особенности климатогеографических и гелиофизических факторов в Сахалинской области. Передвижение, укрытие в районах с холодным климатом. Вода, пища, костер.
Тема 5.2. Варианты простейших укрытий (1 ч)
Варианты укрытий и их особенности. Типы сооружений, которые можно создавать для временного пребывания зимой и летом, способы постройки простейших укрытий и природные заготовки «строительного материала». Основы инженерных решений.
Тема 5.3. Самоспасение (2 ч)
Способы добывания, фильтрации и обеззараживания воды. Виды костров, подготовка и разведение. Носимый аварийный запас (НАЗ): примерный набор, варианты.
Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях и способы быстрой адаптации к условиям враждебной среды. Преодоление страха как основное условие способности к адекватному действию. Факторы, усложняющие положение человека в экстремальной ситуации. Способы минимизации их вредного воздействия. Основные факторы, повышающие шансы на выживание человека в критических ситуациях: готовность к действию в чрезвычайных условиях, воля к жизни, знание основ самоспасения, навыки практического выживания, наличие аварийных наборов и комплектов, физическая подготовка, правильная организация спасения.
Раздел 6. Основы военной топографии (2 ч)
Тема 6.1. Предмет и задачи военной топографии (1 ч)
Местность и ее значение в бою. Тактические свойства местности, основные ее разновидности и влияние на боевые действия войск. Понятие о топографической карте. Масштаб карты. Географическая система координат. Чтение топографических карт. Определение расстояний и рельефа местности по карте. Движение по азимутам.
Тема 6.2. Ориентирование на местности без карты (1 ч)
Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности. Определение направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов. Определение своего местоположения относительно окружающих местных предметов. Выбор и использование ориентиров.
Раздел 7. Основы военно-медицинской подготовки (2 ч)
Тема 7.1. Правила оказания первой доврачебной помощи при ранениях (1 ч) Раневой процесс и его влияние на способы оказания первой помощи. Отёк, его развитие и значение отёка, возможные осложнения. Понятия асептики и антисептики. Правила обработки ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения.
Тема 7.2. Индивидуальные и коллективные медицинские средства защиты и оказания помощи (1 ч)
Аптечка индивидуальная, аптечка войсковая, пакет перевязочный индивидуальный, пакет противохимический индивидуальный. Состав, предназначение.
Раздел 8. Основы радиационной, химической и биологической защиты (3 ч)
Тема 8.1. Цель, задачи и мероприятия радиационной, химической и биологической защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов (1 ч)
Предназначение, основные задачи и мероприятия радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). Средства защиты органов дыхания: фильтрующий противогаз (назначение, устройство, защитные свойства; подгонка, сборка и укладка; порядок пользования, хранение), назначение, устройство, подгонка и порядок применения респиратора. Средства защиты кожных покровов человека: общевойсковой защитный комплект, его назначение, состав, защитные свойства; подгонка защитных чулок и плаща; порядок пользования; укладка и переноска.
Тема 8.2. Оружие массового поражения (1 ч)
Ядерное оружие. Понятие о нем и его боевых свойствах. Виды ядерных взрывов и их отличия по внешним признакам. Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва и их воздействие на организм человека, боевую технику и сооружения. Химическое оружие и воздействие на организм человека отравляющих веществ нервнопаралитического, кожно-нарывного, общеядовитого, удушающего, психохимического и раздражающего действия.
Биологическое оружие.
Тема 8.3. Средства индивидуальной и коллективной защиты личного состава (1 ч)
Правила пользования противогазом, респиратором и средствами защиты органов дыхания от окиси углерода. Выполнение норматива по РХБЗ (НРХБЗ-4).
IV. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Основная литература
- Основы подготовки к военной службе : методич. материалы и документы : кн. для учителя / сост.: В. А. Васнев, С. А. Чиненный. – Москва : Просвещение, 2003. – 190 с. – Текст : непосредственный.
- Смирнов, А. Т. Основы военной службы : учеб. пособие / А. Т. Смирнов, В. А. Васнев. – Москва : Дрофа, 2004. – 240 с.: ил. – Текст : непосредственный.
- Современная начальная военная подготовка : учебно-методич. материалы / К. В. Даурцев, М. И. Дружинин, Д. В. Коринный [и др.]. – Москва : Вымпел-Каскад, 2018. – 551 с. – Текст : непосредственный.
- Безопасность жизнедеятельности : плейлист. – Изображение. Устная речь : электронные // Galileo Info : информ.-образоват. канал на YouTube. – 22 видео. – URL:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLpX49j9oKceC3cmAmit3OXjwhwrooO1 wW (дата обращения: 14.12.2022).
- Основы безопасности жизнедеятельности. 8–9-е классы : учеб. в 2-х ч. / Т. В. Куличенко, Г. П. Костюк, Л. И. Дежурный [и др.] ; под науч. ред. Ю. С.
Шойгу. – Москва : Просвещение, 2022. – Текст : непосредственный.
Дополнительная литература
6. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2004. –224 с.
- Текст : непосредственный.
- Волков, Б. С. Психология подросткового возраста : учебник / Б. С. Волков. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : КноРус, 2020. – 266 с. : табл.
- (Бакалавриат). – Текст : непосредственный.
- Клюев, А. В. Основы военной службы. Тесты, практические задания. 10–11-е классы : учеб. пособие / А. В. Клюев. – Ростов-на-Дону : Легион, 2011.
- 144 с. – Текст : непосредственный.
- Патриотическое воспитание детей: (игры и программы) / авт.-сост.: Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов. – Москва : ГОУ ЦРСДОД, 2003. – 64 с. – (Серия «Б-чка для педагогов, родителей и детей» : прил. к журн. «Внешкольник»; вып. 11). – Текст : непосредственный.
- Равнение на победу : методич. рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков / авт.-сост.: Н. В.
Мазыкина, А. Л. Монахов. – Москва : ГОУ ЦРСДОД, 2003. – 64 с. – (Серия «Б-чка для педагогов, родителей и детей» : прил. к журн. «Внешкольник» ; вып. 7). – Текст : непосредственный.
- Чтобы памяти нить не прервать : пособие по проведению комплекса патриотических мероприятий / сост.: Н. В. Мазыкина, Г. Г. Журавлева. – Москва : Витязь-М, 2016. – 71 с. – (Методическое пособие для образовательных организаций : прил. к журн. «Дополнительное образование и воспитание»; № 3 (29) 2016). – Текст : непосредственный.
- Шапкин, П. С. Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в военных и спортивных клубах / П. С. Шапкин. – Москва : Правовая Россия, 2015. – 48 с. – Текст : непосредственный.
Электронные ресурсы
- План-конспект.ру: конспекты по военной подготовке : [сайт]. – URL: https://plan-koncpect.ru/ (дата обращения: 14.12.2022). – Текст : электронный.
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ОВС». 5–9-й класс / воспитатели: А. В. Бобров, А. А. Бяков, И. С. Маматов [и др.] ; АОУ «Удмуртский кадетский корпус Приволжского федерального округа им. Героя
Советского Союза Валентина Георгиевича Старикова». – Воткинск, 2021. – 103 с. – URL: https://ciur.ru/vtk/vtk_ksi/DocLib14/ООО/ВК/ВК_ОВС%205-
9%20кл.pdf (дата обращения: 14.12.2022). – Текст : электронный
- Учебный центр : База знаний по военным дисциплинам : [сайт]. – URL: https://uchebniy-center.ru/ (дата обращения: 14.12.2022). – Текст. Изображение : электронные.
- Швец, С. В. Геодезия. Топографические карты : учеб. пособие / С. В. Швец, В. В. Таран. – Mосква : МИИГАиК, 2015. – 64 с. – URL: https://www.miigaik.ru/upload/iblock/56a/56a895d28e0b96ebe6353337e5e69070. pdf (дата обращения: 14.12.2022). – Текст : электронный.
- Shooting-UA. Учимся стрелять: методика и техника подготовки стрелка : [сайт]. – URL: https://shooting-ua.com/control_On-Line.htm (дата обращения: 14.12.2022). – Текст. Изображение : электронные.
- Weapons-world.ru: энциклопедия вооружения «Мир оружия» : [сайт]. – URL: http://weapons-world.ru/ (дата обращения: 14.12.2022). – Текст.
Изображение : электронные.
V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование оборудования | Количество |
1 | Макет массо-габаритный (ММГ) учебный автомат Калашникова АК-74, магазины, патроны | 10 единиц |
2 | Учебная граната (ММГ) | 10 штук |
3 | Гранаты для метания для выполнения норм ВФСК ГТО | 10 штук |
4 | Пневматическая винтовка | 10 штук |
5 | Пули для пневматической винтовки | 2000 штук |
6 | Пневматический пистолет | 3 штуки |
7 | Пули для пневматического пистолета | 2000 штук |
8 | Пулеулавливатель для пневматики | 2 штуки |
9 | Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) | 10 комплектов |
10 | Фильтрующий противогаз | 10 штук |
11 | Респиратор | 10 штук |
12 | Аптечка индивидуальная | 10 штук |
13 | Аптечка войсковая | 10 штук |
14 | Пакет перевязочный индивидуальный (ИПП) | 50 штук |
15 | Жгут медицинский, бинты стерильные | 10 штук |
16 | Бинт стерильный для перевязки | 10 штук |
17 | Компас | 10 штук |
18 | Линейки офицерские | 30 штук |
19 | Карты для занятий по топографии | 30 штук |
20 | Комплекс «Виртуальный тир» | 1 штука |
21 | Мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, колонки) | 1 штука |
22 | Набор тематических слайд-презентаций для занятий по НВП | 1 комплект |
23 | Набор тематических видеофильмов о подвигах защитников Отечества | 1 комплект |
24 | Комплект тематических плакатов для занятий по НВП | 1 комплект |
25 | Знаменные древки, навершие, флаг по принадлежности | 2 комплекта |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Неполная разборка-сборка автомата АК-74
Тест 1. Неполная разборка автомата АК-74
Рекомендации к выполнению контрольного норматива:
Оружие на подстилке, инструмент наготове. Участник находится у оружия. Время отсчитывается от команды: «К неполной разборке оружия приступить» до доклада обучаемого: «Готово».
Порядок неполной разборки автомата:
- Отделить магазин.
- Проверить, нет ли патрона в патроннике.
- Вынуть пенал с принадлежностями из гнезда приклада.
- Отделить шомпол.
- Отделить дульный тормоз - компенсатор.
- Отделить крышку ствольной коробки.
- Отделить возвратный механизм.
- Отделить затворную раму с затвором.
- Отделить затвор от затворной рамы.
- Отделить газовую трубку со ствольной накладкой.
Критерии оценивания:
№ п/п | Баллы | Время выполнения норматива |
1. | 10 баллов | 15 с. |
2. | 8 баллов | 17 с. |
3. | 6 баллов | 19 с. |
Тест 2. Сборка автомата АК-74 после неполной разборки
Рекомендации к выполнению контрольного норматива:
Сборка оружия после неполной разборки: оружие разобрано, части и механизмы аккуратно разложены на подстилке, инструмент наготове. Участник находится у оружия. Время отсчитывается от команды: «К сборке оружия приступить» до доклада обучаемого: «Готово». Сборка автомата после неполной разборки производится в обратной последовательности.
Критерии оценивания:
№ п/п | Баллы | Время выполнения норматива |
1. | 10 баллов | 25 с. |
2. | 8 баллов | 27 с. |
3. | 6 баллов | 32 с. |
Тест 3. Снаряжение магазина к АК-74 патронами
Рекомендации к выполнению контрольного норматива:
Обучаемый находится перед подстилкой, на которой разложены магазины, учебные патроны.
Время отсчитывается от команды руководителя: «К снаряжению магазина приступить» до доклада обучаемого: «Готово».
Критерии оценивания:
№ п/п | Баллы | Время выполнения норматива |
1. | 10 баллов | 33 с. |
2. | 8 баллов | 38 с. |
3. | 6 баллов | 43 с. |
Выполнение норматива по РХБЗ
Тест 1. Надевание общевойскового защитного комплекта и противогаза
Рекомендации к выполнению контрольного норматива:
По команде руководителя «Защитный костюм надеть! Газы!» участники начинают надевать ОЗК в виде комбинезона и противогаз.
ОЗК находится в походном положении. Противогаз - в противогазной сумке. Сумка надета на участника конкурса.
Отсчет времени начинается после команды судьи: «Защитный костюм надеть! Газы!».
Порядок выполнения норматива:
- снять сумку с противогазом, снаряжение;
- надеть чулки, застегнуть хлястики и завязать тесьму на брючном ремне;
- надеть плащ в рукава;
- продеть концы держателей в рамки внизу плаща и закрепить в рамках держателей;
- застегнуть центральные отверстия на центральный шпенёк сначала правой, а затем левой полой плаща и закрепить их закрепкой;
- застегнуть полы плаща на шпеньки так, чтобы левая пола обхватывала левую ногу, а правая - правую;
- держатели трех шпеньков, расположенные ниже центрального шпенька, закрепить закрепками;
- застегнуть боковые хлястики плаща на шпеньки, обернув их предварительно вокруг ног под коленями;
- застегнуть полы плаща, оставив незастёгнутыми два верхних шпенька;
- надеть поверх плаща сумку для противогаза. Перевести в «боевое» положение противогаз;
- надеть противогаз;
- надеть капюшон плаща на защитную шлем-маску противогаза, застегнуть два верхних шпенька;
- завернуть рукава плаща, достать из чехла и надеть перчатки; опустить низки рукавов плаща на краги перчаток, надеть петли на большие пальцы; – сделать шаг в перед, поднять руку вверх.
Снимаются средства индивидуальной защиты только по команде судьи:
«Защитный комплект снять!».
Критерии оценивания:
№ п/п | Баллы | Время выполнения норматива | |
1. | 10 баллов | 4 мин 35 секунд | |
2. | 8 баллов | 5 мин | |
3. | 6 баллов | 6 мин | |
Ошибки, снижающие оценку на один балл | |||
4. | – 1 балл |
| надевание защитных чулок производилось с застегнутыми хлястиками |
5. | – 1 балл |
| неправильно застегнуты борта плата или неполностью надеты чулки |
6. | – 1 балл |
| не закреплены закрепками держатели шпеньков или не застегнуты два шпенька |
7. | – 1 балл |
| при надевании плаща в виде комбинезона снаряжение и противогаз не надеты поверх защиты |
8. | – 1 балл |
| неправильное снятие средств индивидуальной защиты |
Ошибки, при которых норматив считается невыполненным | |||
9. |
|
| при надевании повреждены средства защиты |
10. |
|
| допущено образование таких складок или перекосов, при которых наружный воздух может проникнуть под шлем-маску |
11. |
|
| неполностью ввернута (навинчена) противогазовая коробка (дополнительный патрон, гайка соединительной трубки) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по внеурочной деятельности в начальных классах
программа "Оригами" по внеурочной деятельности в начальных классах...
Внеурочная деятельность в начальных классах.
Внеурочная деятельность в осуществляется через организацию деятельности групп продленного дня. Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением внеурочной деятельности...
МОТИВАЦИЯ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ во внеурочной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы
В данной работе описывается личный опыт создания положительной учебной мотивации на примере работы в кружке по бисероплетению....
ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА ТАЭКВОНДО В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Петрова О.В.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №17», г. Березовский Кемеровской области Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкол...
Программа по внеурочной деятельности в начальных классах по теме: "Планета загадок"
Программа разработана для работы по внеурочной деятельности. Вней отражается природа нашей Земли. Ее рельеф, погода, растительный и животный мир ....
"Знатоки дорожных знаков". Открытое мероприятие по внеурочной деятельности в начальных классах
В занятие включены элементы творческих выступлений (стихи, мини-сценка по ПДД), чтобы создать на занятии ситуацию психологического и физиологического комфорта у учеников, сохраняя их психическое и физ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы начальной военной подготовки» разработана на основе примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Основ...