Рабочая программа по ОБЖ 10-11 класс
рабочая программа по обж (10, 11 класс)
Рабочая программа по ОБЖ 10-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obzh_10-11.docx | 154.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования администрации Города Томска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32 имени 19-й гвардейской стрелковой дивизии г. Томска
МАОУ СОШ № 32
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения МАОУ СОШ № 32 г. Томска Протокол от _________ № ______________ | СОГЛАСОВАНО Методическим советом МАОУ СОШ № 32 г. Томска Протокол от _________ № ______________ | УТВЕРЖДЕНО Директором МАОУ СОШ № 32 г. Томска Крюкова М.Н. Протокол от _________ № ______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 10-11 классов
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» 7
Цели изучения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» 9
Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане 10
Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Вариант № 1 11
Планируемые результаты освоения предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» 21
Тематическое планирование. Вариант № 1 30
Учебные сборы. Тематическое планирование 43
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее — Программа ОБЖ) позволит учителю построить освоение содержания в логике по- следовательного нарастания факторов опасности от опасной си- туации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность при- обретения обучающимися знаний и формирования у них уме- ний и навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Программа в методическом плане обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании учебного предмета ОБЖ, системность и непрерывность приобретения об- учающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основ- ного общего образования; помогает педагогу продолжить освое- ние содержания материала в логике последовательного нара- стания факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация — и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сфе- рах.
Федеральная рабочая программа обеспечивает:
6 формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и эко- логически целесообразного образа жизни;
6 достижение выпускниками базового уровня культуры без- опасности жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям общества в формировании пол- ноценной личности;
6 взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных ре- зультатов освоения учебного предмета ОБЖ на уровнях ос- новного общего и среднего общего образования;
6 подготовку выпускников к решению актуальных практиче- ских задач безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.
В федеральной рабочей программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено двумя вариантами ре- ализации содержания, состоящими из отдельных модулей (те- матических линий), обеспечивающих системность и непрерыв- ность изучения предмета на уровнях основного общего и сред- него общего образования.
Вариант 1
Модуль № 1. «Основы комплексной безопасности». Модуль № 2. «Основы обороны государства»
Модуль № 3. «Военно-профессиональная деятельность».
Модуль № 4. «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций».
Модуль № 5. «Безопасность в природной среде и экологиче- ская безопасность».
Модуль № 6. «Основы противодействия экстремизму и тер- роризму».
Модуль № 7. «Основы здорового образа жизни».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний и оказание пер- вой помощи»
Модуль № 9. «Элементы начальной военной подготовки».
Вариант 2
Модуль № 1. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе».
Модуль № 2. «Безопасность в быту». Модуль № 3. «Безопасность на транспорте».
Модуль № 4. «Безопасность в общественных местах». Модуль № 5. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 6. «Здоровье и как его сохранить. Основы меди- цинских знаний».
Модуль № 7. «Безопасность в социуме».
Модуль № 8. «Безопасность в информационном простран- стве».
Модуль № 9. «Основы противодействия экстремизму и тер- роризму».
Модуль № 10. «Взаимодействие личности, общества и госу- дарства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населе- ния».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования Феде- ральная рабочая программа предполагает внедрение универ- сальной структурно-логической схемы изучения учебных моду- лей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедея- тельности: «предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости безопасно действовать».
Программа предусматривает внедрение практико-ориентиро- ванных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и виртуаль- ных моделей.
Материал, изложенный в модулях «Основы обороны государ- ства», «Военно-профессиональная деятельность», «Элементы начальной военной подготовки», поможет юношам получить представление о службе в Вооружённых Силах Российской Фе- дерации и подготовиться к прохождению военных сборов. Глав- ное, что при изучении учебного предмета ОБЖ старшеклассни- ки получают информацию о порядке постановки на военный учёт, о том, как организуется допризывная подготовка юно- шей.
Для формирования практических навыков в области военной службы в соответствии с Приказом Министра обороны Россий- ской Федерации и Министерства образования и науки Россий- ской Федерации № 96/134 от 24.02.2010 «Об утверждении Ин- струкции об организации обучения граждан Российской Феде- рации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных уч- реждениях начального профессионального и среднего профес- сионального образования и учебных пунктах» организуются учебные сборы. На учебные сборы отводятся 5 дней продолжи- тельностью 35 ч.
Рабочая программа предусматривает внедрение практико- ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей. При этом использование цифровой об- разовательной среды на учебных занятиях должно быть разум- ным: компьютер и дистанционные образовательные техноло- гии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В современных условиях с обострением существующих и по- явлением новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России (резкий рост военной напряжённости на приграничных территориях; продолжающееся распростране- ние идей экстремизма и терроризма; существенное ухудшение медико-биологических условий жизнедеятельности; наруше- ние экологического равновесия и другие) возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого чело- века, но также для общества и государства. При этом централь- ной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся со- хранение жизни и здоровья каждого человека. В данных обсто- ятельствах огромное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное на формирование гражданской идентичности, овладение зна- ниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни.
Актуальность совершенствования учебно-методического обе- спечения образовательного процесса по учебному предмету ОБЖ определяется системообразующими документами в обла- сти безопасности: Стратегией национальной безопасности Рос- сийской Федерации1, Национальными целями развития Рос- сийской Федерации на период до 2030 года2, Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»3. Современный учебный предмет ОБЖ является открытой об- учающей системой, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласо-
1 Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 27, ст. 5351).
2 Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на пери- од до 2030 года» (Собрание законодательства Российской Федера- ции, 2020, № 30, ст. 4884).
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г.
№ 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования“».
ванным изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета ОБЖ является общая теория безопасности, которая имеет междисциплинарный характер, основываясь на изучении проблем безопасности в общественных, гуманитар- ных, технических и естественных науках. Это позволяет фор- мировать целостное видение всего комплекса проблем без- опасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для выпускников построение адекватной модели индивиду- ального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
В настоящее время с учётом новых вызовов и угроз подходы к изучению учебного предмета ОБЖ несколько скорректирова- ны. Он входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», является обяза- тельным для изучения на уровне среднего общего образования. Изучение ОБЖ направлено на достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, сни- жать риски развития опасных ситуаций, избегать их, самосто- ятельно принимать обоснованные решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении чрезвычай- ных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию, закре- плению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие че- ловека, созданию условий устойчивого развития общества и го- сударства.
В соответствии с учебным планом на изучение предмета отводится 68 ч (по 34 ч в каждом классе).
Помимо изучения учебного предмета ОБЖ в образователь- ной организации в 10 классах организуются учебные военные сборы. Согласно Приказу Министра обороны Российской Феде- рации и Министерства образования и науки Российской Феде- рации № 96/134 от 24.02.2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации на- чальным знаниям в области обороны и их подготовки по осно- вам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» учебные сборы организуются и проводятся преподавателями ОБЖ. На учебные сборы отво- дится 5 дней объёмом 35 учебных часов.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне средне- го общего образования является достижение выпускниками ба- зового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в со- ответствии с актуальными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
6 понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техноген- ного и социального характера;
6 формирование принципов и навыков антиэкстремистского и антитеррористического поведения, нетерпимость к дей- ствиям и влияниям, представляющим угрозу для общества;
6 формирование отрицательного отношения к вредным при- вычкам, другим проявлениям асоциального поведения; фор- мирование умения безопасно для себя и окружающих поль- зоваться источниками информации, критически относиться к источникам информации и их содержанию; формирование умения принимать решения, анализировать ситуации с це- лью предупреждения опасных ситуаций или избежания ри- ска попасть в подобные ситуации;
6 способность применять принципы и правила безопасного по- ведения в повседневной жизни на основе понимания необхо- димости ведения здорового образа жизни, причин и механиз- мов возникновения и развития различных опасных и чрез- вычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных си- туаций;
6 сформированность активной жизненной позиции, осознан- ное понимание значимости личного и группового безопасно- го поведения в интересах благополучия и устойчивого разви- тия личности, общества и государства;
6 знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне средне- го общего образования отводится 68 ч в 10—11 классах. При этом порядок освоения программы определяется образователь- ной организацией, которая вправе самостоятельно определять последовательность тематических линий учебного предмета ОБЖ и количество часов для их освоения. Конкретное напол- нение модулей может быть скорректировано и конкретизиро- вано с учётом региональных (географических, социальных, эт- нических и других), а также бытовых и других местных осо- бенностей.
Помимо изучения учебного предмета ОБЖ в образователь- ной организации в 10 классах организуются учебные военные сборы. Согласно Приказу Министра обороны Российской Феде- рации и Министерства образования и науки Российской Феде- рации № 96/134 от 24.02.2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по ос- новам военной службы в образовательных учреждениях сред- него (полного) общего образования, образовательных учрежде- ниях начального профессионального и среднего профессио- нального образования и учебных пунктах» учебные сборы организуются и проводятся преподавателями ОБЖ. На учеб- ные сборы отводится 5 дней объёмом 35 учебных часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Вариант № 1
МОДУЛЬ № 1. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе.
Корпоративный, индивидуальный, групповой уровень куль- туры безопасности. Общественно-государственный уровень культуры безопасности жизнедеятельности.
Личностный фактор в обеспечении безопасности жизнедея- тельности населения в стране.
Общие правила безопасности жизнедеятельности.
Опасности вовлечения молодёжи в противозаконную и анти- общественную деятельность. Ответственность за нарушения об- щественного порядка. Меры противодействия вовлечению в не- санкционированные публичные мероприятия.
Явные и скрытые опасности современных развлечений моло- дёжи.
Развлечения, носящие заведомо антиобщественный харак- тер (зацепинг, руфинг, диггерство и их опасности). Админи- стративная ответственность за занятия зацепингом и руфин- гом. Ответственность за диггерство.
Развлечения, представляющие потенциальную опасность как жизни и здоровью людей, так и обществу (паркур, селфи, флешмоб). Основные меры безопасности для паркура и селфи. Ответственность за участие в флешмобе.
Как не стать жертвой информационной войны. Безопасность на транспорте. Порядок действий при дорож-
но-транспортных происшествиях разного характера (при отсут- ствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавши- ми; при опасности возгорания).
Обязанности участников дорожного движения. Правила до- рожного движения для пешеходов, пассажиров, водителей.
Правила безопасного поведения в общественном транспорте, такси, маршрутном такси. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.
Безопасное поведение на различных видах транспорта. Электросамокат. Питбайк. Моноколесо. Сегвей. Гироскутер.
Основные меры безопасности при езде на средствах индивиду- альной мобильности. Административная и уголовная ответ- ственность за нарушение правил при вождении.
Дорожные знаки (основные группы). Порядок движения. До- рожная разметка и её виды (горизонтальная и вертикальная). Правила дорожного движения, установленные для водителей велосипедов, мотоциклов и мопедов. Ответственность за нару- шение Правил дорожного движения и мер оказания первой по- мощи.
Правила безопасного поведения на воздушном транспорте, на железнодорожном и водном транспорте. Как действовать при аварийных ситуациях на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
Источники опасности в быту. Причины пожаров в жилых по- мещениях. Правила поведения и действия при пожаре. Элек- тробезопасность в повседневной жизни. Меры предосторожно- сти для исключения поражения электрическим током. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Средства бытовой химии. Правила обращения с ними и хранения. Аварии на коммунальных системах жиз- необеспечения. Порядок вызова аварийных служб и взаимо- действия с ними.
Информационная и финансовая безопасность. Информаци- онная безопасность Российской Федерации. Угроза информа- ционной безопасности.
Информационная безопасность детей. Правила информаци- онной безопасности в социальных сетях. Адреса электронной почты. Никнейм. Гражданская, административная и уголов- ная ответственность в информационной сфере.
Основные правила финансовой безопасности в информацион- ной сфере. Финансовая безопасность в сфере наличных денег, банковских карт. Уголовная ответственность за мошенниче- ство. Защита прав потребителя, в том числе при совершении покупок в Интернете.
Безопасность в общественных местах. Порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы, давки. Эмо- циональное заражение в толпе, способы самопомощи. Правила безопасного поведения при проявлении агрессии, при угрозе возникновения пожара.
Порядок действий при попадании в опасную ситуацию. По- рядок действий в случаях, когда потерялся человек.
Безопасность в социуме. Конфликтные ситуации. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Опасные проявления кон- фликтов. Способы противодействия буллингу и проявлению на- силия.
МОДУЛЬ № 2. «ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА»
Правовые основы подготовки граждан к военной службе. Стратегические национальные приоритеты. Цели обороны. Предназначение Вооружённых Сил Российской Федерации. Войска, воинские формирования, службы, которые привлека- ются к обороне страны.
Составляющие воинской обязанности в мирное и военное время. Организация воинского учёта. Подготовка граждан к военной службе. Заключение комиссии по результатам меди- цинского освидетельствования о годности гражданина к воен- ной службе.
Допризывная подготовка. Подготовка по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования. Подготовка граждан по военно-учётным специальностям сол- дат, матросов, сержантов и старшин в различных объединени- ях и организациях. Составные части добровольной подготовки граждан к военной службе. Военно-прикладные виды спорта. Спортивная подготовка граждан.
Вооружённые Силы Российской Федерации — гарант обеспе- чения национальной безопасности Российской Федерации. История создания российской армии. Победа в Великой Отече- ственной войне (1941—1945). Вооружённые Силы Советского Союза в 1946—1991 гг. Вооружённые Силы Российской Феде- рации (созданы в 1992 г.).
Дни воинской славы (победные дни) России. Памятные даты России.
Стратегические национальные приоритеты Российской Фе- дерации. Угроза национальной безопасности. Повышение угро- зы использования военной силы.
Национальные интересы Российской Федерации и стратеги- ческие национальные приоритеты. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Стратегические цели обо- роны. Достижение целей обороны. Военная доктрина Россий- ской Федерации. Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов. Ги- бридная война и способы противодействия ей.
Структура Вооружённых Сил Российской Федерации. Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации. Воин- ские должности и звания в Вооружённых Силах Российской Федерации. Воинские звания военнослужащих. Военная фор- ма одежды и знаки различия военнослужащих.
Современное состояние Вооружённых Сил Российской Феде- рации. Совершенствование системы военного образования. Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое об- щественное движение «ЮНАРМИЯ». Модернизация вооруже- ния, военной и специальной техники в Вооружённых Силах Российской Федерации. Требования к кандидатам на прохож- дение военной службы в научной роте.
МОДУЛЬ № 3. ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выбор воинской профессии. Индивидуальные качества, ко- торыми должны обладать претенденты на командные должно- сти, военные связисты, водители, военнослужащие, находящи- еся на должностях специального назначения.
Организация подготовки офицерских кадров для Вооружён- ных Сил Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Воинские символы и традиции Вооружённых Сил Россий- ской Федерации. Ордена Российской Федерации — знаки отли- чия, почётные государственные награды за особые заслуги.
Традиции, ритуалы Вооружённых Сил Российской Федера- ции. Воинский долг. Дружба и войсковое товарищество. Поря- док вручения Боевого знамени воинской части и приведения к Военной присяге (принесения обязательства).
Ритуал подъёма и спуска Государственного флага Россий- ской Федерации. Вручение воинской части государственной на- грады.
Призыв граждан на военную службу. Воинская обязанность граждан Российской Федерации в мирное время, в период мо- билизации, военного положения и в военное время. Граждане, подлежащие (не подлежащие) призыву на военную службу, освобождение от призыва на военную службу. Отсрочка от при- зыва граждан на военную службу. Сроки призыва граждан на военную службу. Поступление на военную службу по контрак- ту. Альтернативная гражданская служба.
МОДУЛЬ № 4. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ОПАСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Основы законодательства Российской Федерации по органи- зации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуа- ций. Стратегия национальной безопасности Российской Феде-
рации (2021). Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций (на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и других).
Единая государственная система предупреждения и ликви- дации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Структура и основные задачи РСЧС. Функциональные и территориальные подсисте- мы РСЧС. Структура, основные задачи, деятельность МЧС Рос- сии.
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Цель и задачи ОКСИОН. Режимы функционирова- ния ОКСИОН.
Гражданская оборона и её основные задачи на современном этапе. Подготовка населения в области гражданской обороны. Подготовка обучаемых гражданской обороне в общеобразова- тельных организациях. Оповещение населения о чрезвычай- ных ситуациях. Составные части системы оповещения населе- ния. Действия по сигналам гражданской обороны. Правила по- ведения населения в зонах химического и радиационного загрязнения. Оказание первой помощи при поражении аварий- но-химически опасными веществами. Правила поведения при угрозе чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении во- енных действий. Эвакуация гражданского населения и её ви- ды. Упреждающая и заблаговременная эвакуация. Общая и ча- стичная эвакуация.
Средства индивидуальной защиты населения. Средства ин- дивидуальной защиты органов дыхания и средства индивиду- альной защиты кожи. Использование медицинских средств ин- дивидуальной защиты.
Инженерная защита населения и неотложные работы в зоне поражения. Защитные сооружения гражданской обороны. Раз- мещение населения в защитных сооружениях.
Аварийно-спасательные работы и другие неотложные рабо- ты в зоне поражения. Задачи аварийно-спасательных и неот- ложных работ. Приёмы и способы выполнения спасательных работ. Соблюдение мер безопасности при работах.
МОДУЛЬ № 5. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Источники опасности в природной среде. Основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоёмах. Ориенти- рование на местности. Современные средства навигации (ком- пас, GPS). Безопасность в автономных условиях.
Чрезвычайные ситуации природного характера (геологиче- ские, гидрологические, метеорологические, природные пожа- ры). Возможности прогнозирования и предупреждения.
Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Нормы предельно допустимой концентрации вредных веществ. Правила использования питьевой воды. Качество продуктов питания. Правила хранения и употребления продуктов пита- ния.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потре- бителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Феде- ральный закон «Об охране окружающей среды».
Средства защиты и предупреждения от экологических опас- ностей. Бытовые приборы контроля воздуха. TDS-метры (соле- меры). Шумомеры. Люксметры. Бытовые дозиметры (радиоме- тры). Бытовые нитратомеры.
Основные виды экологических знаков. Знаки, свидетель- ствующие об экологической чистоте товаров, а также о безопас- ности их для окружающей среды. Знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации самого товара и его упаковки.
МОДУЛЬ № 6. «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»
Разновидности экстремистской деятельности. Внешние и внутренние экстремистские угрозы.
Деструктивные молодёжные субкультуры и экстремистские объединения. Терроризм — крайняя форма экстремизма. Раз- новидности террористической деятельности.
Праворадикальные группировки нацистской направленно- сти и леворадикальные сообщества. Правила безопасности, ко- торые следует соблюдать, чтобы не попасть в сферу влияния не- формальной группировки.
Ответственность граждан за участие в экстремистской и тер- рористической деятельности. Статьи Уголовного кодекса Рос-
сийской Федерации, предусмотренные за участие в экстремист- ской и террористической деятельности.
Противодействие экстремизму и терроризму на государствен- ном уровне. Национальный антитеррористический комитет (НАК) и его предназначение. Основные задачи НАК. Федераль- ный оперативный штаб.
Уровни террористической опасности. Принятие решения об установлении уровня террористической опасности. Меры по обеспечению безопасности личности, общества и государ- ства, которые принимаются в соответствии с установленным уровнем террористической опасности.
Особенности проведения контртеррористических операций. Обязанности руководителя контртеррористической операции. Группировка сил и средств для проведения контртеррористи- ческой операции.
Экстремизм и терроризм на современном этапе. Внутренние и внешние экстремистские угрозы. Наиболее опасные проявле- ния экстремизма. Виды современной террористической дея- тельности. Терроризм, который опирается на религиозные мо- тивы. Терроризм на криминальной основе. Терроризм на нацио- нальной основе. Технологический терроризм. Кибертерроризм. Борьба с угрозой экстремистской и террористической опас- ности. Способы противодействия вовлечению в экстремист- скую и террористическую деятельность. Формирование анти- террористического поведения. Праворадикальные группиров- ки нацистской направленности и леворадикальные сообщества. Как не стать участником или жертвой молодёжных право- и леворадикальных сообществ. Радикальный ислам — опасное экстремистское течение. Как избежать вербовки в экстремист-
скую организацию.
Меры личной безопасности при вооружённом нападении на образовательную организацию. Действия при угрозе соверше- ния террористического акта. Обнаружение подозрительного предмета, в котором может быть замаскировано взрывное устройство. Безопасное поведение в толпе. Безопасное поведе- ние при захвате в заложники.
МОДУЛЬ № 7. «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Здоровый образ жизни как средство обеспечения благополу- чия личности. Государственная правовая база для обеспечения безопасности населения и формирования у него культуры без-
опасности, составляющей которой является ведение здорового образа жизни.
Систематические занятия физической культурой и спортом. Выполнение нормативов ГТО. Основные составляющие здоро- вого образа жизни. Главная цель здорового образа жизни — со- хранение здоровья. Рациональное питание. Вредные привыч- ки. Главное правило здорового образа жизни. Преимущества здорового образа жизни. Способы сохранения психического здоровья.
Репродуктивное здоровье. Факторы, оказывающие негатив- ное влияние на репродуктивную функцию. Влияние уровня ре- продуктивного здоровья каждого человека и общества в целом на демографическую ситуацию страны.
Наркотизм — одна из главных угроз общественному здоро- вью. Правовые основы государственной политики в сфере кон- троля за оборотом наркотических средств, психотропных ве- ществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и обще- ственной безопасности.
Наказания за действия, связанные с наркотическими и пси- хотропными веществами, предусмотренные в Уголовном ко- дексе Российской Федерации. Профилактика наркомании. Психоактивные вещества (ПАВ). Формирование индивидуаль- ного негативного отношения к наркотикам.
Комплексы профилактики психоактивных веществ (ПАВ). Первичная профилактика злоупотребления ПАВ. Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ. Третичная профилакти- ка злоупотребления ПАВ.
МОДУЛЬ № 8. «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»
Освоение основ медицинских знаний.
Основы законодательства Российской Федерации в сфере са- нитарно-эпидемиологического благополучия населения. Среда обитания человека. Санитарно-эпидемиологическая обстанов- ка. Карантин.
Виды неинфекционных заболеваний. Как избежать возник- новения и прогрессирования неинфекционных заболеваний. Роль диспансеризации в профилактике неинфекционных забо- леваний. Виды инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных болезней. Вакцинация.
Биологическая безопасность. Биолого-социальные чрезвы- чайные ситуации. Источник биолого-социальной чрезвычай- ной ситуации. Безопасность при возникновении биолого-соци- альных чрезвычайных ситуаций. Способы личной защиты в случае сообщения об эпидемии. Пандемия новой коронави- русной инфекции СOVID-19. Правила профилактики корона- вируса.
Первая помощь и правила её оказания. Признаки угрожаю- щих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой медицинской помощи. Правила вызова скорой медицинской помощи. Уголовная ответственность за оставление пострадав- шего, находящегося в беспомощном состоянии, без возможно- сти получения помощи.
Оказание первой помощи пострадавшему до передачи его в руки специалистам из бригады скорой медицинской помощи. Реанимационные мероприятия.
Первая помощь при нарушениях сердечной деятельности. Острая сердечная недостаточность (ОСН). Неотложные меро- приятия при ОСН. Первая помощь при травмах и травматиче- ском шоке. Первая помощь при ранениях. Виды ран. Крово- течения наружные и внутренние. Правила оказания помощи при различных видах кровотечений. Первая помощь при острой боли в животе, эпилепсии, ожогах. Первая помощь при пищевых отравлениях и отравлениях угарным газом, бы- товой химией, удобрениями, средствами для уничтожения грызунов и насекомых, лекарственными препаратами и алко- голем, кислотами и щелочами.
Первая помощь при утоплении и коме. Первая помощь при отравлении психоактивными веществами. Общие призна- ки отравления психоактивными веществами.
Составы аптечек для оказания первой помощи в различных условиях.
Правила и способы переноски (транспортировки) пострадав- ших.
МОДУЛЬ № 9. «ЭЛЕМЕНТЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»
Строевая подготовка и воинское приветствие. Строи и управ- ление ими. Строевая подготовка. Выполнение воинского при- ветствия на месте и в движении.
Оружие пехотинца и правила обращения с ним. Автомат Ка- лашникова (АК-74). Основы и правила стрельбы. Устройство
и принцип действия ручных гранат. Ручная осколочная грана- та Ф-1 (оборонительная). Ручная осколочная граната РГД-5.
Действия в современном общевойсковом бою. Состав и во- оружение мотострелкового отделения на БМП. Инженерное оборудование позиции солдата. Одиночный окоп.
Способы передвижения в бою при действиях в пешем по- рядке.
Средства индивидуальной защиты и оказание первой помо- щи в бою. Фильтрующий противогаз. Респиратор. Общевойско- вой защитный комплект (ОЗК). Табельные медицинские сред- ства индивидуальной защиты. Первая помощь в бою. Различ- ные способы переноски и оттаскивания раненых с поля боя.
Сооружения для защиты личного состава. Открытая щель. Перекрытая щель. Блиндаж. Укрытия для боевой техники. Убежища для личного состава.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционны- ми российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учеб- ного предмета ОБЖ, должны способствовать процессам само- познания, самовоспитания и саморазвития, развития внутрен- ней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопоряд- ку, человеку труда и старшему поколению, гордости за россий- ские достижения, в готовности к осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества, бережном отношении к окружающим людям, куль- турному наследию и уважительном отношении к традициям многонационального народа Российской Федерации и к жизни в целом.
Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучаю- щегося, готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обя- занностей и ответственности в области защиты населения и тер- ритории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью жизнедеятель- ности;
сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчиво- го развития личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терро- ризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по соци- альным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных соци- альных организаций и институтов гражданского общества в об- ласти обеспечения комплексной безопасности личности, обще- ства и государства.
Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и бое- вым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые силы Российской Федерации, прошлое и насто- ящее многонационального народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным симво- лам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Фе- дерации, достижениям России в области обеспечения безопас- ности жизни и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Оте- чества, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и россий- ского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознан- ного и ответственного отношения к личной безопасности, без- опасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное пове- дение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникнове- ния опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситу- ации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему по- колению, семье, культуре и традициям народов России, приня- тие идей волонтёрства и добровольчества.
Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой без- опасности жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни.
Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственно- го отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и готовность при- менять их в случае необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни; осознание последствий и активное неприятие вредных при-
вычек и иных форм причинения вреда физическому и психи- ческому здоровью.
Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятель- ности для развития личности, общества и государства, обеспе- чения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению тре- бований безопасности в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельно- сти, включая военно-профессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание вли- яния социально-экономических процессов на состояние при- родной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, обще- ства и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей сре- де на основе соблюдения экологической грамотности и разум- ного природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружаю- щей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологи- ческие последствия предпринимаемых действий и предотвра- щать их;
расширение представлений о деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего теку- щему уровню развития общей теории безопасности, современ- ных представлений о безопасности в технических, естествен- но-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры безопасности жизнедеятель- ности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЖ, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать овладение универ- сальными учебными действиями.
Овладение универсальными познавательными действиями
- базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопро- сы безопасности личности, общества и государства, обосно- вывать их приоритет и всесторонне анализировать, разраба- тывать алгоритмы их возможного решения в различных ситу- ациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их зако- номерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смо- делированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведе- ния;
моделировать объекты (события, явления) в области безопас- ности личности, общества и государства, анализировать их раз- личные состояния для решения познавательных задач, перено- сить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей за- дачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
- базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности;
владеть видами деятельности по приобретению нового зна- ния, его преобразованию и применению для решения различ- ных учебных задач, в том числе при разработке и защите про- ектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптималь- ный способ решения задач с учётом установленных (обоснован- ных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответ- ствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректи- ровке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оцени- вать возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для реше- ния учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
- работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобще- ния и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной без- опасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её со- ответствие правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилакти- ке угроз и защите от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникацион- ных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
- общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопас- ную коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группово- го общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зре- ния с использованием языковых средств.
- совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и инди- видуальной работы в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли, при- нимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах); оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды
в общий результат по совместно разработанным критериям; осуществлять позитивное стратегическое поведение в раз-
личных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с по- зиции новизны и практической значимости; проявлять творче- ство и разумную инициативу.
Овладение универсальными регулятивными действиями
- самоорганизация:
ставить и формулировать собственные задачи в образователь- ной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять план их решения в конкрет- ных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументиро- вать его; брать ответственность за своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятель- ности на основе личных предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний других предметных областей; по- вышать образовательный и культурный уровень.
- самоконтроль:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудно- сти, которые могут возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки обра- зовательной ситуации, выбора оптимального решения.
- принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, не- возможности контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оцен- ке образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной жизненной позиции, осознанное по- нимание значимости личного и группового безопасного пове- дения в интересах благополучия и устойчивого развития лич- ности, общества и государства. Приобретаемый опыт прояв- ляется в понимании существующих проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группово- го безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения учеб- ного предмета ОБЖ, должны обеспечивать:
сформированность представлений о ценности безопасного по- ведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собствен- ном поведении;
сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, обще- ственных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опас- ных и экстремальных ситуаций; знание порядка действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте; знание правил безопасно- го поведения на транспорте, умение применять их на практи- ке; знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
знания о способах безопасного поведения в природной среде, умение применять их на практике; знание порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформи- рованность представлений об экологической безопасности, цен- ности бережного отношения к природе, разумного природо- пользования;
владение основами медицинских знаний: владение приёма- ми оказания первой помощи при неотложных состояниях; зна- ние мер профилактики инфекционных и неинфекционных за- болеваний, сохранения психического здоровья; сформирован- ность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негатив- ного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;
знания основ безопасного, конструктивного общения; уме- ние различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им; сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимо- действии;
знания о способах безопасного поведения в цифровой среде, умение применять их на практике; умение распознавать опас- ности в цифровой среде (в том числе криминального характе- ра, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;
знание основ пожарной безопасности, умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знать порядок дей- ствий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных ме- стах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязан- ности граждан в области пожарной безопасности;
сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства экстремиз- ма, терроризма; знание роли государства в противодействии терроризму; умение различать приёмы вовлечения в экстре- мистскую и террористическую деятельность и противодейство-
вать им; знание порядка действий при объявлении разного уровня террористической опасности; знание порядка действий при угрозе совершения террористического акта, при соверше- нии террористического акта, при проведении контртеррористи- ческой операции;
сформированность представлений о роли России в современ- ном мире, угрозах военного характера, роли вооружённых сил в обеспечении мира; знание основ обороны государства и воен- ной службы, прав и обязанностей гражданина в области граж- данской обороны; знание действия при сигналах гражданской обороны;
знание основ государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различно- го характера; знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области;
знание основ государственной системы, российского законо- дательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о роли государства, общества и личности в обеспечении безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ВАРИАНТ № 1
КЛАСС
(1 Ч В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 Ч)
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Модуль «Основы комплексной безопасности» (5 ч) | ||
Культура безопасности жизнеде- ятельности в современном обществе (2 ч) | Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения. Личностный фактор в обеспечении безопасности жизнедеятельности | Характеризуют опасные ситуации. Формулируют определение понятия «культура безопасности жизнедеятельности». Анализируют уровни формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Определяют цели предмета ОБЖ. Анализируют роль личности в формировании безопасного поведения. Сравнивают понятия «опасность» и «безопас- ность». Усваивают общие правила безопасности. Различают чрезвычайные ситуации по причи- нам возникновения и их последствия |
Опасности вовлечения молодёжи в противозаконную и антиобщественную деятельность (2 ч) | Опасности вовлечения молодёжи и подростков в незаконные протестные акции. Явные и скрытые опасности современных развлечений молодёжи. | Характеризуют публичные мероприятия. Узнают систему согласования публичных мероприятий. Усваивают правила безопасности при вовлече- нии в публичные мероприятия. |
Как не стать участником информационной войны | Анализируют опасности современных развлече- ний молодёжи. Анализируют различные виды опасности фейковых новостей | |
Безопасность на транспорте (1 ч) | Транспортная безопасность. Правила безопасности для участников дорожного движения | Знакомятся с основами транспортной безопасности. Усваивают правила движения в различных условиях (движение по обочине; движение в тёмное время суток). Правила дорожного движения, установленные для пешехода и пассажира. Анализируют ситуации дорожного движения и порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством участников) |
Модуль «Основы обороны государства» (4 ч) | ||
Правовые основы подготовки граждан к военной службе (4 ч) | Законодательство Российской Федерации об обороне государства. Законодательство Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе. Организация воинского учёта. Допризывная подготовка | Знакомятся с системой национальной безопасно- сти России. Объясняют структуру Вооружённых Сил Российской Федерации и их задачи. Усваивают систему организации обороны страны. Знакомятся с системой постановки на военный учёт |
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Модуль «Военно-профессиональная деятельность» (6 ч) | ||
Выбор воинской профессии (3 ч) | Есть такая профессия — Родину защищать. Подготовка граждан по военно-учётным специально- стям. Организация подготовки офицерских кадров для Воору- жённых Сил Российской Феде- рации, МВД России, ФСБ Рос- сии, МЧС России | Характеризуют воинские должности. Анализируют порядок освоения воинских должностей. Сравнивают обязанности различных должно- стей. Характеризуют порядок подготовки офицерских кадров |
Воинские символы, традиции и ритуалы в Вооружённых Силах Российской Федерации (3 ч) | Воинские символы и тра- диции Вооружённых Сил Российской Федерации. Традиции Вооружённых Сил Российской Федерации. Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации | Различают воинские символы и военные ритуа- лы. Анализируют нормативную базу, устанавливаю- щую воинские символы. Характеризуют воинские награды. Усваивают воинские традиции |
Модуль «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций» (2 ч) | ||
Организация защиты населения от опасных и чрезвы- чайных ситуаций (2 ч) | Основы законодательства Российской Федерации и ос- новные направления по органи- зации защиты населения | Анализируют основы законодательства Россий- ской Федерации в области защиты населения. Характеризуют права и обязанности граждан в области защиты населения. |
от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвы- чайных ситуаций | Формулируют правила защиты от чрезвычай- ных ситуаций | |
Модуль «Безопасность в природной среде и экологическая безопасность» (4 ч) | ||
Основные правила безопасного поведения на природе и экологическая безопасность (4 ч) | Источники опасности в природной среде. Чрезвычайные ситуации природного характера. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Средства защиты и преду- преждения от экологических опасностей | Изучают опасности в природной среде и основ- ные правила поведения в природных условиях. Изучают алгоритмы правильных действий при защите от негативных факторов чрезвычай- ных ситуаций природного характера. Изучают задачи снижения уровня загрязнения природной среды. Характеризуют средства защиты от экологиче- ских опасностей. Определяют классификацию вредных веществ. Характеризуют средства защиты от экологиче- ских опасностей |
Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму» (4 ч) | ||
Экстремизм и терроризм — угрозы обществу и каждому человеку (2 ч) | Сущность явлений экстре- мизма и терроризма. Противодействие экстремизму и терроризму и ответ- ственность граждан в этой области | Характеризуют экстремистскую и террористиче- скую деятельность. Характеризуют виды современной террористиче- ской деятельности. Вырабатывают негативное отношение к деструк- тивным сообществам. Формируют нетерпимое отношение к любым проявлениям насилия |
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Противодействие экстремизму и терроризму (2 ч) | Общегосударственное противодействие экстремизму и терроризму. Деятельность государства при реальной угрозе террори- стической опасности | Характеризуют государственную систему противодействия экстремизму и терроризму. Анализируют действие государства при угрозе террористического акта. Определяют уровни террористической опасно- сти. Анализируют порядок контртеррористической операции |
Модуль «Основы здорового образа жизни» (2 ч) | ||
Здоровый образ жизни как средство обеспечения благополучия лично- сти (2 ч) | Основы законодательства Российской Федерации в обла- сти формирования здорового образа жизни. Преимущества здорового образа жизни | Характеризуют систему правовой регламента- ции здорового образа жизни. Объясняют преимущества здорового образа жизни. Характеризуют значение репродуктивного здоровья для благополучия человека |
Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» (3 ч) | ||
Освоение основ медицинских знаний (3 ч) | Обеспечение санитарно-эпи демиологического благопо- лучия населения. Неинфекционные и инфек- ционные заболевания и их про- филактика. | Формулируют понятия, характеризующие санитарно-эпидемиологическую обстановку. Усваивают права и обязанности граждан в сфере санитарно-эпидемиологического благо- получия населения. Характеризуют инфекционные и неинфекцион- ные заболевания. |
Безопасность при возник- новении биолого-социальных чрезвычайных ситуаций | Определяют санитарно-эпидемиологическую чрезвычайную ситуацию. Усваивают правила безопасного поведения в условиях санитарно-эпидемиологической чрезвычайной ситуации | |
Модуль «Элементы начальной военной подготовки» (4 ч) | ||
Основы военной службы (4 ч) | Строевая подготовка и воинское приветствие. Оружие пехотинца и пра-вила обращения с ним. Действия в современном общевойсковом бою. Средства индивидуальной защиты и оказание первой помощи в бою | Характеризуют элементы военной подготовки. Характеризуют вооружение пехотинца. Анализируют действия военнослужащего в бою. Характеризуют инженерное оборудование позиции. Анализируют поведение в условиях военных действий. Объясняют порядок оказания первой помощи в бою |
Итого: 34 ч |
КЛАСС
(1 Ч В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 Ч)
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Модуль «Основы комплексной безопасности» (11 ч) | ||
Безопасное поведение на различных видах транспорта (3 ч) | Безопасность при использо- вании современных средств индивидуального передвиже- ния. Предназначение дорожных знаков и сигнальной разметки. Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте | Характеризуют современные индивидуальные средства передвижения. Формулируют правила безопасности при пользо- вании индивидуальными средствами передвиже- ния. Объясняют предназначение дорожных знаков. Характеризуют сигнальную разметку на до- роге. Усваивают правила дорожного движения, установленные для водителей велосипедов, мопедов, мотоциклов. Характеризуют правила безопасного поведения на различных видах транспорта |
Безопасное поведение в бытовых ситуациях (2 ч) | Чтобы не было пожаров. Средства бытовой химии. Правила обращения с ними и хранение. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения | Характеризуют источники опасности в быту. Характеризуют причины возникновения пожа- ров. Объясняют причины и опасность пожара в жи- лищах. Характеризуют опасные факторы пожаров (в том числе взрывы бытового газа). Характеризуют правила поведения и действия при пожаре. |
Определяют понятие электробезопасности. Характеризуют меры профилактики пожаров. Характеризуют права, обязанности и ответствен- ность граждан в области пожарной безопасно- сти. Характеризуют правила обращения со средства- ми бытовой химии | ||
Информационная и финансовая безопасность (2 ч) | Основные правила информа- ционной безопасности. Основные правила финансовой безопасности. Защита прав потребителя, в том числе при совершении покупок в Интернете | Определяют понятия, характеризующие сферу информационных технологий. Характеризуют нормативные документы, регламентирующие информационную безопас- ность. Характеризуют правила финансовой безопасно- сти. Характеризуют защиту прав потребителей при совершении покупок |
Безопасное поведение в обще- ственных местах (2 ч) | Правила безопасного поведения в общественных местах. Порядок действий при попадании в опасную ситуацию | Узнают порядок действий при риске возникнове- ния давки в толпе. Характеризуют эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи. Анализируют правила безопасного поведения при проявлении агрессии. Анализируют криминальные ситуации в обще- ственных местах. Узнают порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребёнок; взрослый; пожилой человек; человек с ментальными расстройст- вами). Усваивают порядок действий в ситуации обнару- жения потерявшегося человека |
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Безопасность в социуме (2 ч) | Стадии развития конфликтных ситуаций. Факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта | Характеризуют стадии развития конфликта. Анализируют конфликты в межличностном общении и конфликты в малой группе. Узнают способы воздействия на человека в боль- шой группе (эмоциональное заражение, внуше- ние, подражание). Усваивают способы поведения в конфликте и способы разрешения конфликтных ситуаций. Анализируют способы противодействия буллин- гу и проявлению насилия. Формируют нетерпимость к проявлениям насилия в социальном взаимодействии |
Модуль «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций» (4 ч) | ||
Система государственной защиты населения (2 ч) | Составляющие государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций | Характеризуют системы РСЧС, ОКСИОН, МЧС России. Анализируют структуру РСЧС. Формулируют задачи системы РСЧС. Усваивают задачи системы ОКСИОН. Характеризуют деятельность МЧС Российской Федерации. Определяют особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Обосновывают необходимость мониторинга чрезвычайных ситуаций |
Гражданская оборона (2 ч) | Гражданская оборона и её основные задачи на современ- ном этапе. Инженерная защита населения и неотложные работы в зоне поражения | Определяют гражданскую оборону как систему мероприятий по защите населения в военное время. Объясняют задачи подготовки граждан в обла- сти гражданской обороны. Характеризуют систему оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Узнают правила поведения при угрозе чрезвы- чайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий. Характеризуют систему эвакуации населения |
Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму» (4 ч) | ||
Экстремизм и терроризм на совре- менном этапе (2 ч) | Нормативно-правовые документы, регулирующие борь- бу с терроризмом и экстремиз- мом в Российской Федерации. Особенности и виды экстремистской и террористиче- ской деятельности | Характеризуют нормативную базу, регулирую- щую борьбу с терроризмом и экстремизмом. Анализируют внешние и внутренние экстре- мистские угрозы. Характеризуют формы террористической деятельности. Анализируют формы противодействия терро- ризму |
Борьба с угрозой экстремист- ской и террористиче- ской опасности (2 ч) | Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятель- ность. Рекомендации по безопасному поведению при угрозе и в случае проведения террористи- ческого акта | Характеризуют деструктивные сообщества экстремистской направленности. Объясняют, как избежать вовлечения в деструк- тивные сообщества. Вырабатывают основы антитеррористического поведения. Усваивают правила безопасного поведения при угрозе террористического акта |
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Модуль «Основы здорового образа жизни» (2 ч) | ||
Наркотизм — одна из главных угроз общественному здоровью (2 ч) | Основы законодательства Российской Федерации в сфере борьбы с наркотизмом. Профилактика наркомании | Определяют наркотизм как опасное социальное явление. Характеризуют законодательную систему, регламентирующую борьбу государства с нарко- тизмом. Определяют уровни профилактики наркотизма. Меры, направленные на сохранение и укрепле- ние психического здоровья |
Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» (3 ч) | ||
Первая помощь и правила её оказания (3 ч) | Оказание первой помощи — залог спасения жизни и здоровья пострадавших. Первая помощь при различных неотложных состояниях. Правила и способы переноски (транспортировки) постра- давших | Определяют понятие первой помощи. Характеризуют действия, требующие оказания первой помощи. Характеризуют неотложные состояния, требую- щие оказания первой помощи. Объясняют порядок оказания первой помощи при неотложных состояниях. Характеризуют виды транспортировки постра- давших |
Модуль «Основы обороны государства» (8 ч) | ||
Вооружён-ные Силы Российской Федерации — гарант | Страницы военной истории России | Усваивают историю создания армии в России. Усваивают знания о Днях воинской славы в России. |
обеспечения | Дни воинской славы | Характеризуют законодательную базу, регули- |
национальной | (победные дни) России. | рующую порядок установления памятных дат |
безопасности | Стратегические национальные | и порядок проведения празднования. |
Российской | приоритеты и источники угроз. | Анализируют государственную политику |
Федерации (8 ч) | Национальная безопасность | в сфере национальной безопасности. |
и военная политика Российской | Анализируют гибридные войны и способы | |
Федерации. | противодействия им. | |
Структура Вооружённых Сил | Характеризуют цели и задачи Стратегии нацио- | |
Российской Федерации. | нальной безопасности Российской Федерации. | |
Виды Вооружённых Сил | Определяют оборону страны как важнейший | |
Российской Федерации. | приоритет. | |
Отдельные рода Вооружённых | Определяют понятие военной политики государ- | |
Сил Российской Федерации. | ства. | |
Воинские должности | Объясняют роль страны в решении международ- | |
и звания в Вооружённых Силах | ных конфликтов. | |
Российской Федерации. | Характеризуют структуру Вооружённых Сил | |
Военная форма одежды | Российской Федерации. | |
и знаки различия военнослужа- | Характеризуют структуру Министерства оборо- | |
щих Вооружённых Сил Россий- | ны Российской Федерации. | |
ской Федерации. | Характеризуют виды Вооружённых Сил. | |
Развитие Вооружённых Сил | Характеризуют рода Вооружённых Сил. | |
Российской Федерации. | Усваивают воинские должности и звания. | |
Модернизация вооружения, | Определяют понятие военной формы одежды. | |
военной и специальной техники | Характеризуют виды военной формы. | |
в Вооружённых Силах | Характеризуют современное состояние Воору- | |
Российской Федерации | жённых Сил и тенденции развития |
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Модуль «Военно-профессиональная деятельность» (2 ч) | ||
Основы военной службы (2 ч) | Призыв граждан на военную службу. Поступление на военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба | Определяют воинскую обязанность граждан России. Характеризуют порядок призыва на военную службу. Объясняют порядок освобождения от военной службы. Характеризуют порядок альтернативной граж- данской службы. Анализируют порядок военной службы по контракту |
Итого: 34 ч |
УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
(5 ДНЕЙ, ВСЕГО 35 Ч)
Тема | Содержание темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Модуль «Элементы начальной военной подготовки» | ||
ка (6 ч) |
| Изучить принципы организации строя и управления им. Понимать значение воинского привет- ствия. Освоить выход из строя и возвращение в строй. Освоить подход к начальнику и отход от него. Изучить строи отделения |
2. Огневая подготовка (8 ч) |
и общее устройство автомата Калашни- кова.
| Характеризовать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова. Освоить неполную разборку и сборку автомата Калашникова, а также чистку и смазку. Изучить меры безопасности при прове- дении боевых стрельб и при обращении с оружием. |
Продолжение
Тема | Содержание темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб.
| Отрабатывать приёмы ведения огня из автомата Калашникова. Усвоить устройство и поражающие факторы ручной осколочной гранаты. Усвоить требования безопасности при отработке обращения с ручными оско- лочными гранатами | |
3. Тактическая подго- товка (7 ч) |
| Изучить особенности современного общевойскового боя. Изучить основные обязанности солдата в бою. Знать и объяснять основные приёмы передвижения в бою. Усвоить значение знаний топографии для успешного ведения боя. Характеризовать основные сигналы опо- вещения и взаимодействие по сигналам. Тренироваться по оказанию первой помощи в бою, освоить способы выноса раненого из боя |
4. Физическая подго- товка (6 ч) | 22. Гимнастика и атлетическая подго- товка. 23. Преодоление препятствий. | Отрабатывать упражнения из области гимнастической и атлетической подго- товки. |
| Отрабатывать преодоление полосы препятствий, ускоренное передвижение, элементы лёгкой атлетики. Отработка необходимых физических качеств (силы, быстроты, выносливости) | |
5. Военно-медицин- ская подготовка (8 ч) |
(Л-1)).
| Отрабатывать возможности использова- ния комплекта индивидуальной меди- цинской гражданской защиты при оказании первой помощи. Характеризовать основные свойства средств индивидуальной защиты и правила их использования (противога- за и респиратора). Знать назначение и правила использова- ния общевойскового защитного ком- плекта и лёгкого защитного костюма. Тренировать в оказании первой помощи при кровотечении, при ранениях верхних и нижних конечностей. Освоить правила действия в условиях радиационного загрязнения окружаю- щей среды |
Окончание
Тема | Содержание темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
ния, химического и биологического заражения окружающей среды.
| ||
Итого: 35 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...