Рабочая программа ОБЖ 8 класс
рабочая программа по обж (8 класс)
Рабочая программа составлена на основе комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 8 классов», под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство «Просвещение», 2018 год, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объёмом времени, отводимого на изучение данного предмета по базисному учебному плану
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_rabochaya_programma_obzh_8_klass_2022-2023.docx | 69.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочное планирование
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 классы
На 2022 – 2023 учебный год
Учитель: Подлесный Анатолий Петрович
Год реализации программы : 2022/2023 учебный год
Класс: 8
Общее количество часов по плану: 34 час
Количество часов в неделю: 1 час
Рабочая программа составлена на основе комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 8 классов», под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство «Просвещение», 2007 год, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объёмом времени, отводимого на изучение данного предмета по базисному учебному плану
«____» ________________ 20 __ г.
__________________________________
(подпись)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и общего образования»
2. Закона об образовании Российской Федерации.
3. Закона об образовании Республики Бурятия.
4. Положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года ( Указ Президента России от 12 мая 2009г. № 537).
5. Концепции Федеральной подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2009г. №134-Р)
6. Авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 классов общеобразовательных учреждений (Автор: Смирнов Анатолий Тихонович, Хренников Борис Олегович Редактор: Смирнов А.Т.. Издательство: Просвещение, 2020 г)
7. Положения о рабочих программах МАОУ г. Улан-Удэ СОШ №35.
8. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. № 254 « Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
9. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. №254»
Цель и задачи учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Основной целью ОБЖ на ступени основного общего образования является формирование личности «безопасного типа» и культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения.
Основными задачами ОБЖ на ступени основного общего образования являются освоение обучающимися определенного уровня знаний, умений и навыков для осознания и содействия в обеспечении:
• личной безопасности при опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного характера;
• безопасности общества от воздействия негативных факторов социально-криминогенного характера;
• безопасности на государственном уровне по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, внешних и внутренних угроз, экстремизма и терроризма.
Общая характеристика учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Основы безопасности жизнедеятельности», представлены в единстве все функции процесса обучения: образовательная, развивающая и воспитательная. Эти функции тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Образовательная функция предполагает усвоение обучаемыми определенного объема общенаучных и специальных знаний и формирование на их основе различных умений и навыков.
Развивающая функция обеспечивает, помимо формирования знаний, умений и навыков, общее интеллектуальное развитие учащихся, становление их познавательных качеств и творческой активности.
Воспитательная функция формирует волевые, эстетические, нравственные, патриотические и другие качества, диалектическое мировоззрение и как результат — всесторонне и гармонично развитую личность. Значимость курса обусловлена тем, что в нем реализуются требования Конституции Российской Федерации, ряда важнейших федеральных законов и нормативных правовых документов федерального уровня
Предмет ОБЖ на ступени основного общего образования нацелен на формирование у обучающихся:
• культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, исключающего употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• понимания роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• понимания необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
• антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимания необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знаний основных факторов проявления опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства, и умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, быть готовым проявить предосторожность в ситуациях неопределенности;
• знаний и умений применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умения оказывать первую помощь пострадавшим;
• умения принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• основ проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
За основу структуры и содержания рабочей программы принят блочный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Блочный принцип позволяет:
- эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности с учетом местных реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
- структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 8 классах.
Структурные компоненты программы представлены в трех учебных блоках, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый блок содержит тематику занятий с учетом целей и основных задач, решаемых ОБЖ на ступени основного общего образования.
Содержание программы ОБЖ выстроено по трем линиям:
– обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
– оказание первой медицинской помощи;
– основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
В содержание рабочей программы включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения и Правил пожарной безопасности.
Структура курса ОБЖ 8 класса при модульном построении содержания образования включает в себя:
Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел IY. Основы здорового образа жизни.
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Итоговый и промежуточный (в конце четверти) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Рабочая программа имеет цель:
- Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства
- Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности
- Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
- Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Особенностью планирования является то, что в нем содержится описание видов деятельности обучающихся в процессе освоения соответствующего содержания, направленных на достижение целей обучения. Это ориентирует на усиление системно - деятельностного подхода к обучению, на организацию разнообразной учебной деятельности, отвечающей современным психолого-педагогическим воззрениям, на использование современных технологий.
При изучении тематики ОБЖ можно выделить пять основных видов учебной деятельности обучающихся:
1. Учебно-познавательную, включающую:
• изучение нового учебного материала на уроках;
• выполнение домашней работы с использованием учебной литературы и ресурсов сети Интернет для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.
2. Аналитическую, включающую:
• установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;
• планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.
3. Практическую, цель которой — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.
4. Поисково-исследовательскую, включающую:
• наблюдение, поэтапное фиксирование результатов, сопоставление результатов исследовательского и контрольного материала с помощью разнообразных методов и приемов.
5. Творческую, включающую:
• самостоятельное раскрытие новых сторон изучаемых явлений, приобретения знаний о новых фактах, умения видеть новое в уже известных фактах.
Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Программа предусматривает интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
Реализация задач ОБЖ в рамках внеурочной деятельности организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственного, физкультурно-спортивного и оздоровительного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного) в таких формах, как:
• участие в соревнованиях по спортивному туризму, по военно-прикладным и другим видам спорта, а также мероприятиях, проводимых в рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы и военно-спортивной игре «Зарница»
• участие в научно-практических конференциях, олимпиадах по ОБЖ, научных исследованиях в области безопасности жизнедеятельности, школьных научных обществах
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия обучающихся:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия обучающихся:
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) навыки смыслового чтения;
Коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся:
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения «Основы безопасности жизнедеятельности» в составе предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОБЖ»
Основы комплексной безопасности
Выпускник научится:
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения;
– использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
– оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения; – объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;
– действовать согласно указанию на дорожных знаках; – пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
– составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);
– комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
– использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
– оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
– распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
– описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
– определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки; – опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;
– опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
– пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды;
– прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
– составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;
– распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
– соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
– использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;
– применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби;
– распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
– использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
– составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Выпускник научится:
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
– использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
– раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
– приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;
– приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;
– использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля;
– действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
– вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи; – прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
– составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы здорового образа жизни
Выпускник научится:
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни;
– использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав;
– оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
– описывать факторы здорового образа жизни;
– объяснять преимущества здорового образа жизни;
– объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
– описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
– раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
– распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Выпускник научится:
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи;
– использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
– оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
– отличать первую помощь от медицинской помощи;
– распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;
– оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
– вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
– выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
– действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;
– составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему;
– комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения;
– использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
– оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;
– классифицировать основные инфекционные болезни;
– определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
– действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага.
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.
Формирование функциональной грамотности и реализация национального проекта «Образования» в рамках преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности»
Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания.
Задача стоит не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету реализую с помощью средств активизации, в качестве которых выступают, наряду с применением приемов и методов обучения, современные образовательные технологии.
Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе;незнание своих прав и обязанностей.
Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Так особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. Исходя из вышесказанного следует, что формирование функциональной грамотности у учащихся это неотъемлемая и обязательная составляющая подготовки их к жизни в современном обществе, а где еще как не на уроках ОБЖ готовить детей к жизни?
«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А. А. Леонтьев.
Функциональная грамотность:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественно-научная грамотность
- Компьютерная грамотность
- Юридическая грамотность
- Экономическая грамотность
- Экологическая грамотность
- Грамотность в сфере безопасности личности, общества и государства
Функциональная грамотность – овладение ключевыми компетенциями:
- учебно-познавательная компетенция
- информационная компетенция
- ценностно-смысловая компетенция
- коммуникативная компетенция
- общекультурная компетенция
- социально-трудовая компетенция
- личностная компетенция (самосовершенствование)
Функционально грамотная личность:
- Человек познающий
- Человек, умеющий жить среди людей
- Человек самостоятельный
Научное объяснение явлений:
- Вспомнить и применить соответствующие естественно-научные знания
- Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели
- Сделать и подтвердить соответствующие прогнозы
- Предложить объяснительные гипотезы
- Объяснить потенциальные применения естественно-научного знания для общества
Применение методов естественно-научного исследования:
- Распознавать вопрос, исследуемый в данной естественно-научной работе
- Различать вопросы, которые возможно исследовать естественно-научными методами
- Предложить способ научного исследования данного вопроса
- Оценить с научной точки зрения предлагаемые способы изучения данного вопроса
- Описать и оценить способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов:
- Преобразовать одну форму представления данных в другую
- Преобразовать одну форму представления данных в другую
- Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах
- Отличать аргументы, которые основаны на научных доказательствах, от аргументов, основанных на других соображениях
- Оценивать научные аргументы и доказательства из различных источников (газета, интернет, журналы)
Каковы условия формирования функциональной грамотности обучающихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»?
1. Профессиональная компетентность учителя:
- предметно-методологическая компетенция
- психолого-педагогическая компетенция
- компетенция в области валеологии образовательного процесса
- коммуникативная компетенция
- компетенция в области управления качеством образовательной системы «учитель-ученик»
Этапы работы учителя по формированию функциональной грамотности школьников:
- Целеполагание
- Планирование
- Прогнозирование
- Реализация
- Коррекция
- Рефлексия
2. Основа — системно-деятельностный подход:
Системно-деятельностный подход — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Ориентация на достижение цели и основного результата образования:
- личностного развития на основе освоения универсальных учебных действий
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию
3. Продуктивный характер учебной деятельности на уроке:
Продукт урока - самостоятельно сформулированные правила безопасного поведения:
- Определение опасной (чрезвычайной) ситуации
- Выявление поражающих факторов
- Выбор средств (мер) защиты от их воздействия
- Определение последовательности (алгоритма) безопасных действий
- Формулировка правил безопасного поведения
4. Межпредметная интеграция
- Определение опасной (чрезвычайной) ситуации (география, физика, химия, обществознание)
- Выявление поражающих факторов (биология, физика, химия)
- Выбор средств (мер) защиты от их воздействия (физика, химия)
- Определение последовательности (алгоритма) безопасных действий (информатика)
- Формулировка правил безопасного поведения (русский язык)
5. Образовательные технологии
- проблемно-диалогическая технология
- технология формирования правильной читательской деятельности
- технология проектной деятельности
- уровневая дифференциация обучения
- информационные и коммуникационные технологии
- технология оценивания учебных достижений учащихся
6. Работа с текстовой информацией
- Выделять главную мысль текста или его частей
- Понимать информацию, содержащуюся в тексте
- Преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования
- Применять информацию из текста в изменённой ситуации
- Критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации
7. Учебно-практические задания
Познавательные УУД
- Задания, предусматривающие работу с таблицами
- Задания на систематизацию и обобщение
- Задания на составление и распознание диаграмм
- Задания, предусматривающие работу со словарями
Регулятивные УУД
- Задания, предусматривающие поиск новой информации
- Задания для взаимоконтроля и самоконтроля
- Работа с кейсами
Коммуникативные УУД
- Задания, предусматривающие работу в группах
- Работа с кейсами
III. Календарно-тематическое планирование
№ раздела, темы, урока | Наименование раздела, темы, урока | Количество часов |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства | ||
Раздел 1.Основы комплексной безопасности (16 ч.) | ||
Глава 1. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (3 ч.) | ||
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 |
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | 1 |
3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах | 1 |
Глава 2. БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ (3 ч.) | ||
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей | 1 |
5 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров | 1 |
6 | Велосипедист - водитель транспортного средства | 1 |
Глава 3. БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДОЕМАХ (3 ч.) | ||
7 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях | 1 |
8 | Безопасный отдых на водоемах | 1 |
9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | |
ТЕМА 4. ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ (2 ч.) | ||
10 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека | 1 |
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | 1 |
Pаздел-2 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 12 |
ТЕМА 5. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ (5 ч.) | ||
12 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 |
13 | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия | 1 |
14 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | 1 |
15 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия | 1 |
16 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | 1 |
РАЗДЕЛ 2. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ РФ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (7 ч.) | ||
ТЕМА 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (4 ч.) | ||
17 | Обеспечение радиационной безопасности населения | 1 |
18 | Обеспечение химической защиты населения | 1 |
19 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | 1 |
20 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | 1 |
ГЛАВА 7 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (3 ч.) | ||
21 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | 1 |
22 | Эвакуация населения | 1 |
23 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (8 ч.) Глава 8. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ (8 ч.) | ||
24 | Здоровье как основная ценность человека | 1 |
25 | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность | 1 |
26 | Репродуктивное здоровье -составляющая здоровья человека и общества | 1 |
27 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | 1 |
28 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | 1 |
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 |
30 | Профилактика вредных привычек | 1 |
31 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 |
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (4 ч.) ГЛАВА 9. ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ (4 ч.) | ||
32 | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение | 1 |
33 | Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами | 1 |
34 | Первая медицинская помощь при травмах | 1 |
35 | Первая медицинская помощь при утоплении | 1 |
| Всего часов | 35 |
Список литературы
Нормативно-правовое обеспечение
1. Закон РФ «О безопасности». – Спб: Речь, 2005. – 15 с.
2. Закон РФ «О безопасности дорожного движения» (от 10.12.1995г. № 196-ФЗ). - М.: Омега, 2005. – 32 с.
3. Закон РФ «О борьбе с терроризмом». – М.: Омега, 2005. – 32 с.
4. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» (№ 53-ФЗ от 28.03.1998г.). - М.: ЭКСМО, 2003. – 288 с.
5. Закон РФ «О гражданской обороне» (от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ)
6. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». – М.: ЭКСМО, 2001. – 42 с.
7. Закон РФ «О пожарной безопасности».– М.: Омега, 2005.– 22 с.
8. Закон РФ «О радиационной безопасности населения» (от 9.01.1996г. № 3-ФЗ в ред.ФЗ от 22.12.04г. №122-ФЗ).– М.: Омега, 2005.– 34 с.
9. Закон РФ «Об обороне» (от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ). - М.: ЭКСМО, 2003. – 32 с.
10.Закон РФ «Об образовании». – М.: Приор, 2005. – 48 с.
11.Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». – М.: Омега, 2002. – 18 с.
12.Конституция Российской Федерации.- М.: ЭКСМО, 2006. 64 с.
13.Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997г. № 1300) // Российская газета. – 1997. – 26 декабря. - № 247.
Оборудование и приборы
1. Плакат «Действия при техногенных авариях».
2. Плакат «Средства и способы защиты в зоне поражения».
3. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».
4. Фильтрующие противогазы ГП-5, респираторы Р-2, ватно-марлевые повязки.
5. Аптечка первой медицинской помощи.
6. Персональный компьютер.
7. Мультимедийный проектор, настенный экран.
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ | http://www.mvd.ru |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба | http://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Академия повышения квалификации работников образования | |
Федеральный российский общеобразовательный портал | |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | |
Образовательный портал «Учеба» | |
Журнал «Курьер образования» | |
Журнал «Вестник образования» | |
Издательский дом «Профкнига» | |
Издательский дом «1 сентября» | |
Издательский дом «Армпресс» | |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | |
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) | http://www.econavt-catalog.ru |
Портал Всероссийской олимпиады школьников | http://rusolymp.ru/ |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности | |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности | http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях | http:// www.hardtime.ru |
Темы для контрольного тестирования:
1. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.
2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения.
Темы практических работ:
1. Назначение, устройство и правила использования переносных огнетушителей.
2. Оказание первой медицинской помощи при травмах.
3. Оказание первой медицинской помощи при отравлении аварийными химически опасными веществами.
4. Оказание первой медицинской помощи при утоплении.
Темы самостоятельных работ:
1. Значение сигналов светофора и регулировщика.
3. Здоровый образ жизни и его составляющие
Контрольно-измерительные материалы.
Тестирование по разделу:
«Основы комплексной безопасности» 1 вариант
1. Производственные аварии и катастрофы относятся к:
а) ЧС экологического характера;
б) ЧС природного характера;
в) ЧС техногенного характера;
г) стихийным бедствиям.
2. Чем отличается катастрофа от аварии:
а) наличием человеческих жертв, значительным ущербом;
б) воздействием поражающих факторов на людей;
в) воздействием на природную среду.
е) федеральными.
3. Объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей, либо будет нанесен ущерб экономике или окружающей природной среде, это:
а) аварийней объект;
б) потенциально опасный объект;
в) катастрофически опасный объект.
4. Взрыв характеризуется следующими особенностями:
а) большой скоростью химического превращения;
б) большим количеством газообразных продуктов;
в) резким повышением температуры;
г) сильным звуковым эффектом (грохот, громкий звук, шум сильный хлопок);
д) мощным дробящим действием.
Найдите ошибку в приведенных примерах.
5. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для взрыва:
а) высокая температура;
б) осколочные поля;
в) волна прорыва;
г) сильная загазованность местности;
д) ударная волна.
6. Процесс горения протекает при следующих условиях:
а) наличие горючего вещества;
б) наличие окислителя;
в) наличие условий для теплообмена;
г) наличие источника воспламенения.
Найдите ошибку в приведенных примерах.
7. Объект, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений опасными химическими веществами, это:
а) пожароопасный объект;
б) гидродинамически опасный объект;
в) химически опасный объект.
8. СДЯВ наносят поражения:
а) комбинированные (химическое поражение, пожары и взрывы);
б) химические;
в) радиационные.
9. Территория или акватория, в пределах которой распространены или куда принесены опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени, это:
а) очаг химического заражения;
б) область химического заражения;
в) территория заражения;
г) зона химического заражения.
10. Хлор - это:
а) зеленовато-желтый газ с резким запахом;
б) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);
в) парообразное вещество с запахом горького миндаля, металлическим привкусом во рту.
Тестирование по разделу:
«Основы комплексной безопасности» 2 вариант
1. Авария это ЧС:
а) возникающая по техническим причинам, а также из-за случайных внешних воздействий на промышленном предприятии;
б) связанная с угрозой выброса опасного вещества;
в) повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб.
2. По масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают:
а) локальными (объектовыми);
б) местными;
в) районными;
г) территориальными;
д) региональными;
3.Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в районе вашего проживания можно выяснить:
а) в местном отделении милиции;
б) в местном органе санитарно-экологического надзора;
в) в местном органе госпожнадзора;
г) в местном органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
4. Наибольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной волной подвергаются здания и сооружения. Разрушения подразделяются на:
а) мелкие;
б) слабые;
в) средние;
г) крупные;
д) сильные;
е) полные.
Найдите ошибки в примерах.
5. Процесс горения протекает при следующих условиях:
а) наличие горючего вещества;
б) наличие окислителя;
в) наличие условий для теплообмена;
г) наличие источника воспламенения.
Найдите ошибку в приведенных примерах.
6. Авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся разливом или выбросом опасных химических веществ, способных привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений, или химическому заражению окружающей природной среды, это:
а) опасная авария;
б) химическая авария;
в) аварийная ситуация.
7. Среди перечисленных поражающих факторов выберите те, которые характерны для химических аварий с выбросом СДЯВ:
а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
б) поражение людей опасными веществами через кожные покровы;
в) лучистый поток энергии;
г) проникновение опасных веществ через органы дыхания в организм человека;
д) выделение из облака зараженного воздуха раскаленных частиц, вызывающих ожоги.
8. За счет чего в основном образуется естественный радиационный фон? Назовите правильный ответ:
а) за счет радиации Солнца, Земли, внутренней радиоактивности человека, рентгеновских исследований, флюорографии, радиоактивных осадков от ядерных испытаний, проводившихся в атмосфере;
б) за счет увеличения добычи радиоактивных материалов;
в) за счет роста химически опасных производств, использования радиоактивных материалов на производстве, сжигания угля, нефти, газа на ТЭС.
9. К радиационно-опасным объектам относятся:
а) взрывоопасные производства на промышленных предприятиях;
б) производства, связанные с применением, хранением и переработкой легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
в) предприятия по производству ядерного топлива;
г) атомные электростанции;
д) предприятия цветной и черной металлургии;
е) хранилища твердых и жидких радиоактивных отходов;
ж) транспортные ядерные энергетические установки;
з) предприятия нефтеперерабатывающей промышленности;
и) предприятия угольной промышленности;
к) научно - исследовательские организации, имеющие ядерные установки и стенды;
л) системы ядерного оружия, склады с ядерными боеприпасами и заводы по их производству.
10. Самым опасным излучением для человека является:
а) альфа-излучение;
б) бета-излучение;
в) гамма-излучение.
АКР по ОБЖ для 8 класса 2019 – 2020 учебный год
Первое полугодие Вариант 1
1. | Пожар – это: А. неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан Б. происходящее мгновенно событие, при котором возникает кратковременный процесс превращения вещества с выделением большого количества энергии в ограниченном объеме |
2. | Назовите составляющие процесса горения (несколько вариантов ответа): А. наличие горючего вещества Б. большая скорость химического превращения В. наличие окислителя Г. наличие источника воспламенения Д. большое количество газообразных продуктов |
3. | Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях (несколько вариантов ответа): А. неисправность электросети и электроприборов Б. возгорание электроприборов, оставленных под напряжением, без присмотра В. осторожное обращение с огнем Г. установка печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности Д. разведение костров во дворах и в квартирах Е. наличие первичных средств пожаротушения |
4. | Электроприборы под напряжением можно тушить при помощи огнетушителя: А. воздушно-пенного Б. углекислотного В. порошкового |
5. | К поражающим факторам пожара в помещении относятся (несколько вариантов ответа): А. потеря видимости вследствие задымления Б. понижение температуры среды В. токсичные продукты горения Г. закрытый огонь Д. понижение концентрации кислорода Е. потеря конструкциями несущей способности |
6. | Находясь в кабине движущегося лифта, вы обнаружили признаки возгорания. Как вы поступите? а) немедленно нажмете кнопку «стоп» б) немедленно нажмете кнопку «вызов», и сообщите об этом диспетчеру, выйдете из лифта на ближайшем этаже в) поднимете крик, шум, начнете звать на помощь г) сядете на пол кабины лифта, где меньше дыма |
7 |
А) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; Б) перевозить груз, который выступает не более чем на 0.5 м. по ширине или длине за габариты велосипеда; В) двигаться по дорожке при наличии рядом велосипедной дорожки. |
8. | Какого цвета и форму имеют дорожные запрещающие знаки: А) круг синего цвета; Б) круг красного цвета; В) прямоугольник синего цвета. |
9. | На льду какой толщины можно организовать каток? А) 8 см; Б) не менее 10 см; В) 15 см |
10. | Особую опасность представляет загрязнение почв: а) тяжёлыми металлами б) лёгкими металлами в) сверхлёгкими металлами |
11. | Основными причинами несчастных случаев на воде являются: а) купание в запрещенных и незнакомых местах; б) длительное пребывание на солнце; в) прыжки и падения в воду; г) шалости и игры в воде; д) ненастная погода и сильный ветер; е) нарушение правил безопасности при использовании плавательных средств |
12. | Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? |
13 | Дать развернутый ответ Обязанности граждан в области пожарной безопасности |
14 | Дать развернутый ответ Наиболее распространенные причины пожаров в быту |
АКР по ОБЖ для 8 класса 2019 – 2020 учебный год
Первое полугодие Вариант 2
1. | пределите из приведенных ниже основные причины пожаров в жилых зданиях: А) нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами; Б) отсутствие первичных средств пожаротушения; В) неосторожное обращение с огнем; Г) неисправность внутренних пожарных кранов; Д) нарушение правил хранения и использования горючих и легковопламеняющихся жидкостей; Е) беспечность и небрежность при обращении с огнем; Ж) неисправность телефонной связи; З) утечка газа; И) неосторожное обращение с пиротехническим Определите из приведенных ниже основные причины пожаров в жилых зданиях: А) нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами; Б) отсутствие первичных средств пожаротушения; В) неосторожное обращение с огнем; Г) неисправность внутренних пожарных кранов; Д) нарушение правил хранения и использования горючих и легковопламеняющихся жидкостей; Е) беспечность и небрежность при обращении с огнем; Ж) неисправность телефонной связи; З) утечка газа; И) неосторожное обращение с пиротехническими издели
а) высокая температура воздуха и задымленность б) высокая концентрация окиси углерода и других вредных продуктов сгорания в) опасность испортить зрение г) возможное обрушение конструкций зданий и сооружений |
2. |
а) таких правил не существует б) следует накрыться с головой мокрым пальто или плащом в) следует накрыться с головой мокрым одеялом г) следует накрыться с головой мокрым куском плотной ткани |
3. |
а) следует как можно быстрее бежать, чтобы сбить пламя б) не следует бежать в) следует кричать и звать на помощь г) следует лечь на землю и, перекатываясь, постараться сбить пламя |
4. |
а) затоптать ногами б) плотно накрыв огонь мокрым покрывалом в) водой г) с помощью огнетушителя |
5. | Что необходимо предпринять при возгорании телевизора? а) следует кричать и звать на помощь б) следует залить телевизор мыльной пеной или растворенным в воде стиральным порошком в) следует отключить телевизор от сети и накрыть плотной тканью г) не следует ничего предпринимать до приезда спасателей |
6. | Горит входная дверь в вашу квартиру. Огонь отрезал путь к выходу. Что вы будете делать? а) уйдете в дальнюю комнату, плотно закрывая за собой все двери, входную дверь закроете мокрым одеялом или другой плотной влажной тканью, позвоните в пожарную охрану б) откроете окна и станете кричать и махать руками, призывая на помощь прохожих в) начнете кричать и звать на помощь соседей г) спрячетесь в ванной комнате и включите воду |
7 |
А) до 12 лет; Б) до 14 лет; В) до 16 лет. |
8. | Какие бывают дорожные знаки? А) запретные; Б) красивые; В) предупреждающие; Г) запрещающие; Д) блестящие; Е) информационные. |
9 | По льду какой минимальной толщины можно пройти группой? А) 3 см; Б) 5 см; В) 12 см. |
10. | Озоновый слой атмосферы предохраняет все живое на Земле от действия Выберите один из 4 вариантов ответа: А. от пришельцев Б. метеорного потока В. ультрафиолетового излучения Солнца Г. космической пыли |
11 | Расскажите, как вы будете переправляться, если лед ненадежен, а обойти его нет возможности? а) с шестом, держа его горизонтально на уровне груди; б) ползком; в) обычным шагом, простукивая лед впереди палкой. |
12 | Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? |
13. | Дать развернутый ответ Права граждан в области пожарной безопасности |
14. | Дать развернутый ответ Пожар случился в квартире ваши действия |
Итоговая контрольная работа (тестирование)
8 класс
1 вариант
1. Производственные аварии и катастрофы относятся к:
а) ЧС техногенного характера; б) ЧС экологического характера; в) ЧС природного характера;
г) стихийным бедствиям.
2. Объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей либо будет нанесен ущерб экономике или окружающей природной среде, называется: а) потенциально опасный объект;
б) аварийный объект; в) катастрофически опасный объект.
3. Взрыв всегда сопровождается: а) большим количеством выделяемой энергии;
б) резким повышением температуры; в) незначительным дробящим действием.
4. Причиной взрывов на промышленных предприятиях может быть: а) несвоевременное проведение ремонтных работ, повышение температуры и давления внутри производственного оборудования; б) пони-жение давления в технологическом оборудовании, отсутствие специальных приборов, указывающих превы-шение концентрации химически опасных веществ; в) отсутствие специальных устройств удаления дыма, легкосбрасываемых конструкций во взрывоопасных производствах, наличие инертных газов в зоне взрыва.
5. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:
а) гранит + кислород воздуха + пламя горелки б) бензин + кислород воздуха; в) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета
6. Территория или акватория, в пределах которой распространены или куда принесены опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени, — это: а) зона химического заражения;
б) очаг химического заражения; в) область химического заражения; г) территория заражения.
7. При герметизации помещений в случае аварий на ХОО с выбросом АХОВ необходимо:
а) закрыть, заклеить и уплотнить подручными материалами двери и окна; б) закрыть входные двери и окна, заклеить вентиляционные отверстия, уплотнить дверные проемы влажной тканью, заклеить и уплотнить подручными материалами оконные проемы;
в) закрыть и уплотнить подручными материалами двери и окна, при этом ни в коем случае не заклеивать вентиляционные отверстия.
8. Аммиак — это: а) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха;
б) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха; в) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающим запах гнилых плодов.
9. Синильная кислота — это: а) бесцветная жидкость с запахом горького миндаля;
б) вязкая бесцветная маслянистая жидкость со слабым ароматическим запахом; в) слегка зеленоватая бесцветная жидкость с запахом эфира или хлороформа.
10. Зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, сельскохозяйственных животных и растений, значительное повреждение или уничтожение материальных ценностей, зданий и сооружений, — это: а) зона катастрофического затопления;
б) зона разлива реки; в) зона опасного затопления; г) зона сильного затопления.
11. Причинами изменения теплового баланса в атмосфере Земли являются: а) стихийные бедствия и техногенные аварии; б) частые изменения окружающего воздуха вследствие геологических, гидрологических, сейсмических и ветровых явлений; в) загрязнение атмосферы мелкодисперсной пылью, парниковый эффект, теплота, выделяемая в результате хозяйственной деятельности человека;
12. Опасность фреонов для окружающей среды заключается в том, что: а) некоторые из них разрушают озоновый слой Земли и приводят к образованию озоновых дыр в атмосфере; б) они отравляют атмосферу;
в) они отражают солнечный свет, что ведет к понижению температуры в нижних слоях тропосферы.
13. Какова последовательность оказания первой помощи при растяжении:
а) приложить холод и наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, придать ей возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;
б) наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, опустив ее как можно ниже к земле, и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;
в) нанести йодную сетку на поврежденное место обеспечить покой поврежденной конечности, придать ей возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
14. При вывихе прежде всего необходимо:
а) дать пострадавшему обезболивающее средство; б) попытаться вправить поврежденный сустав;
в) доставить пострадавшего в медицинское учреждение; г) сделать тугую повязку.
15. Повреждение тканей, возникающее при повышении их температуры свыше 50 °С, — это:
а) ожог; б) тепловой удар; в) солнечный удар.
2 вариант
1. По масштабу распространения и тяжести последствий ЧС техногенного характера могут быть:
а) районными; б) местными; в) областными.
2. Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в районе вашего проживания можно выяснить в местных органах: а) милиции; б) управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; в) санитарно-экологического надзора; г) госпожнадзора.
3. К поражающим факторам взрыва относятся: а) осколочные поля и ударная волна;
б) высокая температура и волна прорыва; в) сильная загазованность местности.
4. К поражающим факторам пожара относятся: а) открытый огонь, токсичные продукты горения;
б) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли; в) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей; г) образование облака зараженного воздуха.
5. Объект, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений опасными химическими веществами, — это: а) химически опасный объект;
б) пожароопасный объект; в) гидродинамически опасный объект.
6. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:
а) заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений и животных опасными ядовитыми веществами; в) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действий ударной волны; в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории.
7. Хлор — это: а) зеленовато-желтый газ с резком запахом;
б) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта); в) парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический привкус во рту.
8. Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также место его хранения и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на котором или разрушении которого может произойти облучение людей, животных и растений, а также радиоактивное загрязнение окружающей природной среды, — это: а) радиационно-опасный объект; б) объект экономики особой опасности;
в) экологически опасный объект; г) объект повышенной опасности.
9. Антропогенные изменения в природе — это:
а) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека;
б) изменения, происходящие в природе в результате чрезвычайных ситуаций природного характера;
в) изменения, происходящие в природе в результате воздействия солнечной энергии.
10. Основными причинами сокращения сельхоз-угодий являются: а) отсутствие условий для возделывания земель и сокращение численности населения; б) под топление и заболачивание земель, эрозия почвы и зарастание лесом и кустарником мелкоконтурных и удаленных участков; в) усиление сейсмической активности литосферы и повышение среднегодовой температуры на планете за последние десятилетия.
11. Какова последовательность оказания первой помощи при ушибах:
а) на место ушиба наложить холод и тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;
б) на место ушиба приложить теплую грелку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;
12. Первая помощь при разрывах связок в мышц заключается в следующем:
а) на поврежденное место наложить холод и тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство, придать поврежденной конечности возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;
б) на поврежденное место нанести йодную сетку и наложить тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство, придать поврежденной конечности возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение; в) срочно распарить поврежденное место, а затем наложить тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство, придать поврежденной конечности возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
13. Первая помощь при сдавливании конечности — это:
а) извлечь пострадавшего из завала, на поврежденную конечность наложить тугую повязку, обложить поврежденное место холодом, доставить пострадавшего в медицинское учреждение;
б) извлечь пострадавшего из завала, на поврежденную конечность наложить жгут, нанести йодную сетку и приложить тепло, доставить пострадавшего в медицинское учреждение;
в) извлечь пострадавшего из завала, на поврежденную конечность наложить тугую повязку, приложить к поврежденному месту тепло.
14. При ожоге необходимо:
а) убрать с поверхности тела горячий предмет, срезать ножницами одежду, на поврежденную поверхность на 5—10 минут наложить холод, здоровую кожу вокруг ожога продезинфицировать, на обожженную поверхность наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение;б) убрать с поверхности тела горячий предмет, срезать ножницами одежду, поврежденную поверхность смазать йодом, а затем маслом, наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение;
в) убрать с поверхности тела горячий предмет, не срезая ножницами одежды, залить обожженную поверхность маслом, наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение
15. Основной материал, которым пользуются при перевязке, — это:
а) марлевые (плоские) бинты; б) трубчатые бинты; в) жгут.
16. Не существует бинтовых повязок типа:
а) обезболивающие; б) пращевидные; в) колосовидные; г) спиральные; д) сходящиеся или расходящиеся.
17. Каким из правил пользуются при наложении бинта:
а) снизу вверх, справа налево; б) снизу вверх, слева направо; в) сверху вниз, слева направо; г) справа налево, сверху вниз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...