проект Биоритмы жизни"
проект по обж (9 класс)
Оказывается, причина заключается в биоритмах. Биологические ритмы - периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера биологических процессов и явлений. С древних времен учеными отмечался ритмический характер многих биологических явлений и процессов, но лишь к середине XX века было сформулировано представление о временной организации живых систем и началось интенсивное изучение биологических ритмов.
Биологические ритмы изучает биоритмология. Она тесно связана с экологией, физиологией, биохимией, биофизикой и другими биологическими науками. Часто как синоним биоритмологии употребляют термин «хронобиология».
Ритмический характер свойствен многим физиологическим процессам, протекающим в организме человека (суточные колебания артериального давления, температуры тела и др.). Установлен циклический характер физического состояния и психологических функций. Нарушение ритмов жизнедеятельности может снижать работоспособность, оказывать неблагоприятное воздействие на организм человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioritmy.docx | 573.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная Монаковская школа»
Тема проекта:
"Биоритмы жизни"
Автор:
ученица 9 класса
Коршикова Анастасия
Руководитель:
Преподаватель-организатор ОБЖ
Симонова Ия Васильевна
с. Монаково
2021 год
Содержание
Введение
Раздел I. Теоретический
1. Понятие биологического ритма.
2. Классификация биоритмов.
Раздел II. Практический
1. Проведение анкетирования
2. Анализ анкетирования
Заключение
Библиография
Приложения
Паспорт проекта
1.Название проекта: «Биоритмы жизни»
- Автор проекта: Коршикова Анастасия
- Руководитель проекта: Симонова Ия Васильевна
- Консультант: Смирнова Ирина Ивановна
Учебный предмет, в рамках которого проводится проект: ОБЖ
- Возраст проектантов: 16 лет
- Тип проекта: исследовательско-практический
Цель проекта: выяснить какую роль играют биоритмы в жизни человека и как хронотип влияет на интеллектуальные способности школьника.
Задачи проекта:
- Проанализировать научную литературу по проблеме исследования для определения основных теоретических понятий и положений исследования.
- Провести изучение биоритмов и хронотипов учащихся 9 класса, как биоритмы влияют на работоспособность учащихся.
- Разработать рекомендации по улучшению работоспособности и упорядочиванию режима дня учащихся, оптимизации собственной учебной деятельности;
Вопросы проекта:
- Что такое «биологические ритмы» и как рассчитать свои биоритмы? Как правильно ими пользоваться?
Проблемные вопросы:
- Как и что влияет на наши биоритмы?
- Как поддерживать биоритмы в норме?
Предполагаемый продукт: презентация, буклет
- Форма презентации: компьютерная.
Этапы работы над проектом:
сентябрь - определились с темой проекта;
- поставили цель и задачи;
октябрь, ноябрь, декабрь - поиск информации;
январь - составление проведение анкет;
февраль - обработка анкет
март - разработка брошюры
апрель - подготовка компьютерной презентации и защита проекта.
1.Введение
Каждый цивилизованный человек знает, что надо чистить зубы, мыть руки, мыть овощи и фрукты, соблюдать гигиенические правила при приготовлении пищи и т.д., а так же четко он должен уяснить, каких правил нужно придерживаться, чтобы как можно меньше нарушать, или восстановить временную структуру своего организма. Общаясь каждый день со своими сверстниками, наблюдая за их деятельностью на занятиях, я обратила внимание на некоторые закономерности в изменении их эмоционального настроя, интеллектуальной деятельности и физической активности. Некоторые из них совершенно спокойно и бодро приступают к занятиям, а другие приходят в школу раздраженными и невыспавшимися, причем первые более успешно справляются с интеллектуальной нагрузкой на первых уроках, вторые более активны на втором и последующих уроках.
Оказывается, причина заключается в биоритмах. Биологические ритмы - периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера биологических процессов и явлений. С древних времен учеными отмечался ритмический характер многих биологических явлений и процессов, но лишь к середине XX века было сформулировано представление о временной организации живых систем и началось интенсивное изучение биологических ритмов.
Биологические ритмы изучает биоритмология. Она тесно связана с экологией, физиологией, биохимией, биофизикой и другими биологическими науками. Часто как синоним биоритмологии употребляют термин «хронобиология».
Ритмический характер свойствен многим физиологическим процессам, протекающим в организме человека (суточные колебания артериального давления, температуры тела и др.). Установлен циклический характер физического состояния и психологических функций. Нарушение ритмов жизнедеятельности может снижать работоспособность, оказывать неблагоприятное воздействие на организм человека.
Цель: выяснить какую роль играют биоритмы в жизни человека и как хронотип влияет на интеллектуальные способности школьника.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования для определения основных теоретических понятий и положений исследования.
2. Провести изучение биоритмов и хронотипов учащихся 9 класса, как биоритмы влияют на работоспособность учащихся.
3. Разработать рекомендации по улучшению работоспособности и упорядочиванию режима дня учащихся, оптимизации собственной учебной деятельности.
Актуальность работы. Человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, и учет этих ритмов и правильное отношение к ним — основа человеческого здоровья.
Проведенное исследование является актуальным на сегодняшний день, так как изучение биологических ритмов человека открывает новые возможности для регуляции и управления процессами, протекающими в организме человека под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Изучение характера биологических ритмов имеет большое значение при организации рационального режима труда и отдыха человека.
Гипотеза:
Знание своего типа биоритма – залог здоровья, успешного будущего.
Объект исследования: обучающиеся 9 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»
Предметом изучения являются биологические ритмы и хронотип учащихся.
Методика и методы исследования.
- Изучение литературы по данной проблеме, составление кратких характеристик основных хронотипов.
- Проведение анкетирования учащихся 9 класса, ведение дневников самонаблюдения, построение диаграмм.
3) Статистический анализ исследований.
Объем выборки составил Х человек.
Вопросы, направляющие исследование:
Что такое «биологические ритмы» и как рассчитать свои биоритмы? Как правильно ими пользоваться?
Проблемные вопросы:
- Как и что влияет на наши биоритмы?
- Как поддерживать биоритмы в норме?
Практическая значимость исследования заключается в том, что я смогла скоординировать собственную учебную деятельность, свой режим дня, общее физическое состояние. Удалось заинтересовать других, привлечь их к исследованию, при наличии знаний улучшить их учебную деятельность.
- Теоретическая часть
- Понятие биологического ритма.
О существовании биологических ритмов людям известно с древних времен. Уже в «Ветхом Завете» даны указания о правильном образе жизни, питании, чередовании фаз активности и отдыха. О том же писали ученые древности: Гиппократ, Авиценна и другие.
Основателем хронобиологии — науки о биоритмах, принято считать немецкого врача Христофора Вильяма Гуфелянда, который в 1797 году обратил внимание коллег на универсальность ритмических процессов в биологии: каждый день жизнь повторяется в определенных ритмах, а суточный цикл, связанный с вращением Земли вокруг своей оси регулирует жизнедеятельность всего живого, включая организм человека.
Первые серьезные научные исследования в этой области начали проводиться в начале XX века, в том числе российскими учеными И. П. Павловым, В. В. Вернадским, А. Л. Чижевским.
Выработанная всем ходом эволюции временная последовательность взаимодействия различных функциональных систем организма с окружающей средой способствует гармоничному согласованию разных ритмических биологических процессов и обеспечивает нормальную жизнедеятельность целостного организма. Тем самым выявляется важное адаптивное значение биоритмов для жизнедеятельности организма.
Достижения отечественной хронобиологии нашли широкое применение в организации режима трудовой деятельности и отдыха, повышении работоспособности, физическом совершенствовании человека.
Биологические ритмы имеют огромное значение для медицины. Они дали развитие таким новым подходам, как хрономедицина, хронодиагностика, хронопрофилактика, хронотерапия, хронофармакология.
Под биологическим ритмом понимают закономерное воспроизведение через определенные приблизительно равные промежутки времени какого-либо функционального состояния организма в целом, или его отдельных органов, систем, тканей, клеток. Например, периодические сокращения сердечной мышцы через каждые 0,6 – 0,7 секунды, периодически наступающее состояние сна через каждые 24 часа, периодическая активизация моторики желудочно-кишечного тракта через каждые 90 минут. При этом очень важно помнить, что биоритм – это не ответ организма на периодически действующие факторы внешней среды, а внутреннее свойство организма, сохраняющиеся и в постоянных, изолированных от внешней среды условиях жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов. Классификация биоритмов основывается на длине их периода.
Ученые выделяют пять основных классов ритмов (рис 1):
1. Ритмы высокой частоты: от доли секунды до 30 мин (ритмы протекают на молекулярном уровне, проявляются на ЭЭГ, ЭКГ, регистрируются при дыхании, перистальтике кишечника и др.).
2. Ритмы средней частоты (от 30 мин до 28 ч, включая ультрадианные и циркадные продолжительностью до 20 ч и 20 - 23 ч соответственно).
3. Мезоритмы (инфрадианные и циркасептанные около 7 суток продолжительностью 28 ч и 6 дней соответственно).
4. Макроритмы с периодом от 20 дней до 1 года.
5. Метаритмы с периодом 10 лет и более. Рис.1
Суточные биоритмы
Смена дня и ночи, времени года приводит к тому, что органы человека также ритмично изменяют свою активность. Самочувствие человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам. Активизация органов подчиняется внутренним биологическим часам. При энергетическом возбуждении организма происходит взаимодействие главных органов, подстройка их друг под друга, и под изменения окружающей среды. Ниже приводится время максимальной активности человека в его суточном биоритме:
- печень - с 1 до 3 часов ночи;
- легкие - с 3 до 5 часов утра;
- толстая кишка - с 5 до 7 часов утра;
- желудок - с 7 до 9 часов утра;
- селезенка и поджелудочная железа - с 9 до 11 часов утра;
- сердце - с 11 до 13 часов дня;
- тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня;
- мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня;
- почки - с 17 до 19 часов вечера;
- органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера;
- органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи;
- желчный пузырь - с 23 до 1 часа ночи. [2, с. 81]
«Совы» и «Жаворонки»
Многие родители знают, как тяжело поднимать ребенка с постели в ранние утренние часы. А вечером его не легче уложить спать - в это время он наиболее активен. Однако есть дети, которые любят рано вставать и охотно укладываются спать. Подобные различия сохраняются на всю жизнь. В чем их причины?
Ученые выявили, что по различному и всегда индивидуальному расположению пиков биоритмов люди делятся на три основные хронотипа - «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние). Их различия проявляются в функциональных возможностях организма в те или иные часы суток.
«Жаворонки»
Группы людей, имеющих сдвинутый вперед циркадный ритм. Они предпочитают ложиться с наступлением темноты, вставая при этом с первыми лучами солнца. «Жаворонки» лучше работают на «свежую» голову, испытывая пик физической активности. К вечеру требовать от них совершения ответственных поступков – нецелесообразное решение. Однако если «Жаворонкам» приходится ночью бодрствовать, то утро сопровождается состоянием анабиоза. Они крайне тяжело возвращаются к привычному режиму дня, испытывая дискомфорт и впадая в депрессию.
Особенности биоритма «Жаворонков»
Для «Жаворонков», просыпающихся с первыми лучами солнца, характерен комплекс поведенческих особенностей биологического ритма. Пробуждение Люди с таким режимом традиционно просыпаются не позднее 6–7 часов утра, не испытывая при этом разбитости. Им не требуются тонизирующие средства или энергетические препараты – они готовы к покорению новых «вершин».
Рацион. Желудочно-кишечный тракт «Жаворонков» полноценно функционирует сразу после пробуждения, поэтому для них определяющее значение имеет сытный завтрак.
Работа. Представителям этого хронотипа присуще 2 пика интеллектуальной активности в течение дня – с 8–9 до 12–13 и с 16–17 до 18–19 часов. В промежуточный период «Жаворонки» испытывают сонливость и вялость, желая прервать работу на непродолжительный отрезок времени.
Спорт. Физическими нагрузками подобным «пернатым» предпочтительно заниматься с момента пробуждения до 12–13 часов дня. В этой стадии организм находится на пике мышечного тонуса, поэтому тренировки становятся наиболее продуктивными.
Сон. Вне зависимости от дневной загруженности спать «Жаворонки» отправляются в 21–22 часа. Такой график – это естественное желание людей, которые комфортно себя ощущают, просыпаясь ранним утром и ложась с наступлением темноты.
Совы
Категория людей, у которых наблюдается систематическое отставание фазы отдыха. В темное время суток подобные личности не могут заснуть, ведь у них отмечается состояние повышенной физической активности. Они систематически ложатся спать после 2–3 часов ночи, поэтому о раннем пробуждении говорить не приходится. В современном обществе «Совы» стараются выбирать профессии, предполагающие трудовую деятельность ночью. Если им довелось работать в традиционном биоритме, то подобный режим может привести к серьезным нарушениям – хронической бессоннице.
Особенности биоритма «Сов»
Пробуждение. Самостоятельно ночные «птицы» просыпаются не ранее 11–12 часов, предпочитая нежиться длительное время в кровати. Состояние дремоты не покидает их до 13–14 часов, поэтому без тонизирующих средств и искусственно повышающих тонус препаратов обойтись трудно.
Рацион. Начинать день «Совам» рекомендуется с чашки крепкого чая или ароматного кофе, которые помогут им проснуться. Кушать сразу после пробуждения не рекомендуется. Как правило, люди с таким хронотипом предпочитают насладиться завтраком в 12–13 часов дня.
Работа. У ночных жителей, предпочитающих выполнять интеллектуальные задания под покровом темного времени суток, насчитывается три фазы мозговой активности – с 13 до 14; с 18 до 20; с 24 до 2 часов.
Спорт. Людям с подобным хронотипом тренироваться рекомендуется во второй половине дня – с 14 до 19 часов. В приведенный отрезок времени у них наблюдается пик физической активности.
Сон. У «Сов» нередко возникают трудности со сном, поэтому ложатся они не ранее 2–3 часов ночи. В темное время суток они не испытывают дискомфорта, наслаждаясь пустотой городских улиц и романтичным мерцанием звезд на небе.
Голуби
Промежуточный вариант хронотипа, к которому относятся люди дневного склада. Они становятся обобщенным видом, предпочитающим вставать позже «Жаворонков», но ложиться раньше «Сов». «Голуби» без проблем адаптируются к смене света и темноты, сохраняя оптимальный уровень физической активности на протяжении всего периода бодрствования. Большинство людей ошибочно относят себя к категориям «Сов» или «Жаворонков», не подозревая, что их хронотип – «Птица Мира».
Особенности биоритма «Голубей»
Пробуждение. Люди с подобным ритмом суточной активности без проблем просыпаются по сигналу будильника. При условии нормального графика жизни они склонны к подъему в 7–9 часов утра.
Рацион. «Голубям» предпочтительно питаться через час после пробуждения – в это время желудок начинает полноценно функционировать, «избавляясь» от состояния дремоты. На завтрак рекомендуется употреблять легкую пищу, состоящую из растительных белков и клетчатки. Оптимальными вариантами для утреннего меню станут каши и кисломолочные продукты.
Работа. Физическая активность равномерно распределяется на протяжении всего дня, поэтому «голуби» не жалуются на работоспособность, успевая выполнить запланированные дела в течение смены. Однако в период с момента пробуждения до 18.00 у людей, относящихся к такой категории хронотипов, наблюдается резкий спад, длящийся 1 час. За этот отрезок времени «голуби» набираются сил и энергии, которой им хватает до отдыха.
Спорт. В режиме дня людей с подобным хронотипом отсутствуют пики физической активности, поэтому для тренировок можно выбирать время из следующего диапазона – с 7–9 до 22–23 часов. Сильно переусердствовать в спортзале не стоит, чтобы не нарушить устоявшийся график жизни. Кардинальные изменения в режиме дня у «голубей» вызывают депрессию, становясь предпосылками к пребыванию в длительном стрессовом состоянии.
Сон. Находясь в привычном жизненном ритме, представители хронотипа почтовой птицы предпочитают отправляться спать в 23–24 часа. В этот момент у людей наблюдается заметный спад физической активности, поэтому насильственно продолжать заниматься трудовой деятельностью – нецелесообразное решение. Из общепринятых разновидностей хронотипов человека «голуби» наиболее безболезненно переносят редкие сдвиги в графике на 2–3 часа, подстраиваясь под новый режим в экстренной ситуации.
Недельные ритмы
В недельных ритмах выражен социальный компонент - недельный ритм работы и отдыха, в соответствии с которым изменяются функциональные отправления нашего организма. Динамика работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает.
Недельному биоритму подвержены не только физиологические, но и психические процессы, а точнее целостное протекание тех и других. Вот почему особенно удачным распорядком оказывается тот, когда попеременно усиливается то физическая, то интеллектуальная активность человека.
- В воскресенье (день Солнца) жизненные силы организма проявляются активней, чем в другие дни.
- В понедельник (день Луны) повышается реагентность, труднее собраться, сосредоточиться.
- Вторник (день Марса), наоборот, отличается повышением возбудимости.
- В среду (день Меркурия) усиливается деятельность нервной системы, повышается восприимчивость, активность мышления.
- В четверг (день Юпитера) выше общительность, контактность.
- Пятница (день Венеры) день повышенной эмоциональной активности, более тонкой чувствительности.
- Суббота (день Сатурна) понижает коммуникабельность, дает психический спад, но и повышает сосредоточенность, это день нового накопления сил.
Конечно, нельзя жить строго по расписанию, но учитывать особенности каждого дня и, сообразуясь с этим, контролировать себя вполне возможно. Распределяя рабочую нагрузку, учитывайте следующее:
- а) не планируйте большую нагрузку в понедельник. Понедельник – день конфликтов, инфарктов и инсультов.
- б) дни активных действий – вторник, среда, четверг;
- в) пятница – день спокойной работы, не требующей нагрузки и напряжения.
Месячные ритмы
Месячный ритм в отличие от недельного существует объективно в окружающей нас природе. Это так называемый сидерический месяц - 27 1/3 дня - период вращения Луны вокруг Земли и 29 1/2 дня - синодический месяц - время от одного новолуния до другого. Мы хорошо знаем, что основное действие Луны на Землю связано с взаимодействием их масс (закон всемирного тяготения), проявляющихся в виде приливов и отливов в реках и морях, а так же с экранированием Земли Луной от электромагнитного излучения солнца или дополнительным потоком в виде отраженного света.
Годичные ритмы
В другую очень важную группу биологических ритмов, имеющих огромное значение для высших и низших организмов, входят сезонные и годичные ритмы, обусловленные вращением Земли вокруг Солнца. Сезонные изменения растительного покрова Земли, миграция птиц, зимняя спячка ряда видов животных - это примеры ритмов с годичным периодом. Сезонные колебания жизненных функций характерны и для человека. Так, в регионах с сезонными контрастами климата интенсивность обмена веществ выше зимой, чем летом. Холод является стимулятором функции щитовидной железы. Артериальное давление, количество эритроцитов, гемоглобина обычно ниже в жаркое время года. Весной и летом у большинства людей работоспособность выше, чем зимой. Хорошо известно волнообразное течение многих заболеваний, при котором периоды обострения сменяются длительными ремиссиями, так, туберкулез чаще обостряется весной, а язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки - весной и осенью.
Внешняя и внутренняя регуляция биоритмов.
Для нормального функционирования организма необходим, чтобы каждая функция осуществлялась ритмично в соответствии с меняющимися на протяжение разных циклов состояния организма. Нужно, чтобы все биоритмы были определенным образом согласованны между собой (синхронизированы). Только в этом случае обеспечивается оптимальный уровень здоровья и наилучшие адаптационные возможности. Если по какой-то причине согласованность функций нарушается, - наступает рассогласование (десинхронизация) биоритмов , или десинхроноз. В лёгких случаях это состояние сопровождается некоторым недомоганием. Если же десинхроноз достаточно силен и продолжается длительное время, то адаптационные возможности организма ослабевают и возникают различные заболевания. Какое заболевание возникает в каждом конкретном случае, зависит от предрасположенности, наличие скрытой патологии и от целого ряда других причин. В данном случае справедлива народная пословица «где тонко там и рвется».
Внутренние и внешние факторы, нарушающие биоритмы организма человека.
Изменение ритма внешних датчиков времени:
- Длины фотопериода – переходные сезоны года (весна, осень – «сезонный десинхроноз»), перемещение в трансширотном направлении (например, из средних широт на Крайний Север);
- Социальных датчиков времени – сменная работа,трансмеридианальные перелеты, вахтовый труд, изменение привычных условий жизни (для детей – начало занятий в школе, переход из одной смены в другую и т.д.).
- Стрессовые ситуации. Нарушение ритма сна-бодрствования, активности-отдыха, режима питания.
II. Практическая часть
2.1. Исследование суточного хронотипа школьников.
Всего испытуемых: Х человек.
Цель эксперимента: определение хронобиологического типа учащихся.
Известные отечественные хронобиологи В.А. Доскин и Н.А. Лаврентьева выявили, что большинство людей испытывают ритмические колебания работоспособности:
- 41% предпочитают для работы утренние часы,
- 30% - вечерние и даже ночные,
- 29% - трудятся одинаково эффективно в любые часы во время бодрствования.
Рис. 2 Суточная ритмика работоспособности человека:
1 - утренний тип,
2 - средний тип,
3 - вечерний тип.
Установлено, что в организме человека имеется свыше 100 биоритмов, отражающих различные физиологические процессы. Изучение их — весьма сложная задача, так как требует исключения влияния внешних факторов (особенно шумов), мешающих ходу внутренних часов человека. Определим суточные биоритмы учащихся разного возраста.
Проведено исследование учащихся 9 класса и установлены их хронотипы.(приложение 1,2) Тест: «Что вы за птица?»
Результаты:
Рис. 3. Хронобиологический тип учащихся 9 класса (Х человек)
2. Влияние биоритмов на интеллектуальную активность школьников.
Самооценка интеллектуальной активности и физического состояния.
Учащимся 9 класса было предложено в течение трех недель вести дневник самонаблюдения за своей интеллектуальной активностью и физическим состоянием. Результаты заносить в карту (приложение № 3)
Цель наблюдения: Выявление закономерности изменения состояния учащихся с различными хронобиологическими ритмами в утреннее и дневное время суток.
Рис. 4. Закономерности изменения интеллектуальной активности и физического состояния учащихся 9 класса с различными хронобиологическими ритмами в утреннее время суток.
Рис. 5. Закономерности изменения интеллектуальной активности и физического состояния учащихся 9 класса с различными хронобиологическими ритмами в дневное время суток.
В ходе анализа полученных данных, было выявлено, что четко просматривается закономерность изменение интеллектуальной активности и физического состояния у «сов» и «жаворонков» в соответствии с их хронобиологическим типом, что невозможно сделать по хронобиологическому типу – «голуби». Ведение дневников самонаблюдения позволило выявить признаки, которые возникают при нарушение режима дня, после окончания каникул и начале учебных занятий.
Симптомы десинхроноза по результатам анализа дневников самонаблюдения
- Снижение работоспособности и концентрации внимания.
- Повышенная утомляемость и раздражительность.
- Неустойчивость настроения: от апатии – к оживлению, и наоборот.
- Отсутствие бодрости, чувство разбитости после сна.
- Головная боль.
- Чувство незащищенности.
3. Изучение околонедельных ритмов учебной активности учащихся
Всего: Х человек
Используемые материалы:
- Дневники самонаблюдения учащихся.
- Анализ успеваемости за данный период.
- Наблюдение учителей.
Цель анализа: Выявление закономерностей изменения интеллектуальной активности различных хронобиологических типов с недельным графиком учебной деятельности.
Рис.6. Закономерности изменения интеллектуальной активности хронобиологического типа «голуби» учащихся 9 класса с недельным графиком учебной деятельности.
Рис. 7. Закономерности изменения интеллектуальной активности хронобиологического типа «жаворонки» учащихся 9 класса с недельным графиком учебной деятельности.
Рис. 8. Закономерности изменения интеллектуальной активности хронобиологического типа «совы» учащихся 9 класса с недельным графиком учебной деятельности.
При анализе данных полученных из дневников самонаблюдения и наблюдений педагогов за интеллектуальной активностью учащихся необходимо отметить, что закономерности околонедельных ритмов существуют и выражаются в нарастающей активности начиная с понедельника по среду, и особенно выделяется четверг – как один из самых продуктивных дней недели.К концу недели работоспособность снижается.
Результаты работы.
В исследовании приняли участие Х учащихся. В результате были определены хронотипы учащихся, выявлено: жаворонков - 35%, голубей- 40%, сов - 25%.
Была установлена закономерность изменение интеллектуальной активности и физического состояния у «сов» и «жаворонков» в течение дня в соответствии с их хронобиологически типом, что невозможно сделать по хронобиологическому типу – «голуби». На первом уроке у учащихся хронотипа «жаворонки» значительно лучше скорость реагирования на сенсорные сигналы а, следовательно, и степень усвоения учебного материала. Активность «сов» на первом уроке понижена. Начиная со второго урока «совы» просыпаются и их работоспособность не ниже, чем у других хронотипов. Работоспособность и степень усвоения учебного материала »голубей» зависит от уровня подготовки ребенка к процессу обучения.
Проведено изучение околонедельных ритмов учебной активности учащихся. Было установлено, что закономерности околонедельных биоритмов выражаются в нарастающей активности начиная с понедельника по среду, и особо выделяется четверг – как один из самых продуктивных дней недели, с последующим спадом активности. Были выявлены признаки десинхроноза, которые возникают при нарушение режима дня, после окончания каникул и начале учебных занятий.
Выводы и рекомендации:
1. Лучшую успеваемость в обучении имеют учащиеся с типом биоритма «голубь», так как это тот тип людей, который может жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна.
2. Более мобильны люди с типом биоритма «жаворонки». «Жаворонки»- это те люди, которые просыпаются рано и сразу же могут приступить к работе,
их пик активности совпадает с учебной нагрузкой.
3.«Сов» среди анкетируемых учащихся меньше всего. Это та категория людей, которым, напротив, нужно больше времени, чтобы начать работать и им трудно сконцентрироваться утром, а вечером они бодры и полностью работоспособны.
4. Ритмичность функционирования – фундаментальная биологическая закономерность, которой подчиняется всё живое на Земле, и человеческий организм в частности.
5. В целом биоритмологический тип оказывает определенное влияния на интеллектуальную и физическую активность школьников.
6. Учащимся 9 класса для продуктивной интеллектуальной деятельности необходимо знать и соблюдать определенные правила рациональной организации суточного и недельного режима учебы, труда и отдыха.
7. Учитывая существование суточных и недельных биоритмов работоспособности учителям-предметникам все контрольные и проверочные работы необходимо проводить в середине недели в наиболее продуктивное время.
8. В целях предупреждения перегрузки учащихся облегчить расписание уроков в начале и конце недели.
9. Провести с учащимися 9 класса беседу по биоритмологии с анализом проведенного исследования, дать конкретные рекомендации (приложение
№ 4)
Таким образом, для сохранения своего здоровья и продуктивной интеллектуальной деятельности необходимо знать и соблюдать определенные правила рациональной организации суточного и недельного режима труда и отдыха, активности и покоя, предупреждающие рассогласование внутренних биологических ритмов, нарушение «внутреннего временного порядка» в организме.
Библиография
- Дильман В.М. Большие биологические часы. Введение в интегральную медицину.- М.: Знание, 1996.-256 с.
- Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Биологические ритмы. – М.: Медицина, 1980.-161 с.
- Куприянович Л.И. Биологические ритмы и сон.–М.: Наука,1989.-112 с.
- Лэмберг Л.И. Ритмы тела. Здоровье человека и его биологические часы. – М.: Вече АСТ, 1998.-274 с.
- Оранский И.Е. Часы внутри нас. – Свердловск, 1998.-164 с.
- Путилов А.А. Руководство по хронобиологии и хрономедицине. – М.: Медицина, 1989.-234 с.
- Ужегов Г.Н. «Биоритмы на каждый день» -М: Издательство Торговый дом «Грант», агенство «Фаир», 1997.
- Биологический энциклопедический словарь. -М.: Российская энциклопедия, 2000. Статьи: «Биологические ритмы», «Биологические часы».
Приложение №1
Тест: «Что вы за птица?»
Тест для самопроверки
При определении оптимальных часов для различных видов деятельности часто оказывается, что эти часы не приходятся на рабочий день, ни на время, проводимое в семье. Приводимый тест позволит Вам узнать себя лучше. Промышленная психология предлагает подобные тесты для оценки пригодности служащих для работы по графику предприятий.
Эти восемь вопросов нацелены на определение режима активности, которому Вы отдадите предпочтение в той или иной ситуации. Обведите номер правильного ответа, который Вам больше всего подходит.
- Вам пришлось лечь спать на 4 часа позже обычного. Длительность Вашего сна ничто не ограничивает. Сможете ли Вы проснуться позже обычного и насколько?
Не смогу, проснусь как обычно…………………………………..1
Проснусь позже на час…………………………………………….2
Проснусь позже на 2 часа………………………………………….3
Проснусь позже на 3 часа………………………………………….4
Проснусь позже на 4 часа………………………………………….5
- В течении недели Вы ложились спать и вставали, когда хотели. Сколько времени Вам потребуется, что бы теперь уснуть в 11 часов вечера?
10 минут, или даже меньше…………………………………………1
15 минут……………………………………………………………...2
Полчаса………………………………………………………..…...…3
Около часа……………………………………………………………4
Больше часа…………………………………………………………..5
- Если в течение долгого времени Вы будете ложиться в 11 часов вечера, а вставать в 7 часов утра, какой будет динамика Вашей физической активности и работоспособности?
С вечерно-дневным пиком…………………………………………..5
С дневным пиком…………………………………………………….4
С утренним и дневным пиками……………………………………...3
С утренне-дневным пиком…………………………………………...2
С утренним пиком…………………………………………………….1
4. Представьте, что вы оказались на необитаемом острове. У Вас есть наручные часы. Когда бы Вы хотели, что бы на Вашем острове светало?
В 9 часов утра, или позже…………………………………………….5
В 8 часов утра………………………………………………………….4
В 7 часов утра………………………………………………………….3
В 6 часов утра………………………………………………………….2
В 5 часов утра, или раньше……………………………………………1
5. В течение недели Вы ложились спать и вставали по собственному усмотрению. Завтра Вам надо проснуться в 7 утра. Разбудить Вас некому. В какое время Вы проснётесь?
Раньше 6.30 утра………………………………………………………..1
Между 6.30 и 6.50 утра…………………………………………………2
Между 6.50 и 7.00 утра…………………………………………………3
Между 7.00 и 7.10 утра…………………………………………………4
После 7.10 утра………………………………………………………….5
6. Ежедневно в течение 3 часов Вы должны выполнять сложное задание. Оно потребует напряжения всех ваших сил и внимания. Какие часы Вы бы выбрали для этой работы?
С 8 до 9 утра……………………………………………………………..1
С 9 утра до 12 дня……………………………………………………….2
С 10 утра до часу дня……………………………………………………3
С 11 утра до 2 часов дня………………………………………………...4
С 12 до 3 часов дня………………………………………………………5
7. Если Вы бодрствуете в обычное для Вас время, то когда Вы ощущаете упадок сил (вялость, сонливость)?
Только после сна…………………………………………………………5
После сна и после обеда…………………………………………………4
В послеобеденное время…………………………………………………3
После обеда и перед сном………………………………………………..2
Только перед сном………………………………………………………..1
8. Когда Вы вольны спать, сколько хотите, когда Вы просыпаетесь?
В 11 часов утра, или позже……………………………………………..5
В 10 часов утра…………………………………………………………..4
В 9 часов утра……………………………………………………………3
В 8 часов утра……………………………………………………………2
В 7 часов утра……………………………………………………………1
Сосчитайте сумму цифр, соответствующих Вашим ответам.
Больше 32 - типичный вечерний тип («сова»).
28-32 - умеренная «сова».
21-27 - дневной тип («голубь»).
16-20 – умеренно утренний тип («жаворонок»).
Меньше 16 – типичный «жаворонок».
Приложение № 2
Таблица для определения хронотипа
п/п
Тип
Критерии
Показатели
1
Голуби
1. Пробуждение
2. Работа
3. Спорт
4. Сон
1. Не испытывают особых трудностей с пробуждением; средний показатель.
2. Основной пик работоспособности приходится на первую половину дня, активны практически в любое время дня.
3. Физическая активность - в 11- 12 часов утра
4. Засыпают легко, особой усталости и сонливости, как правило, не испытывают
2
Совы
1. Пробуждение
2. Работа
3. Спорт
4. Сон
1. Засыпают и просыпаются очень поздно
2. Три пика интеллектуальной активности: с 13.00 до 14.00, с 18 до 20.00, с 23.00 до 01.00 (последний - самый плодотворный)
3. Физическая активность нарастает с 14.00, достигает пика к 19.00 и продолжается до 23.00
4. Испытывают проблем с засыпанием
3
Жаворонки
1. Пробуждение
2. Работа
3. Спорт
4. Сон
1. Нет проблем с ранним утренним пробуждением
2. Два пика интеллектуальной активности: с 8 до 13, с 16 до 18 часов
3. Физическая активность- 10-11 часов утра
4. Легко засыпают, однако чувствуют сонливость в середине и под конец рабочего дня
Приложение №3
Карта наблюдения
для учащегося
………………………………………………………
№ п/п
Параметры оценки
Дата
1
Как ты себя чувствуешь?
(плохо, хорошо, удовлетворительно)
2
Какое у тебя настроение? (отличное, удовлетворительное, хуже некуда)
3
Какие оценки ты сегодня получил?
Приложение №4
Общие советы по режиму дня для «жаворонков»
Пробуждение
Настоящие «жаворонки» обычно не испытывают проблем с утренним пробуждением, даже если нужно вставать в 6-7 часов. Однако у них есть другая проблема – борьба с сонливостью, которая наваливается на них в середине и под конец рабочего дня. С сонливостью можно справиться с помощью очень горячего, или лучше контрастного, душа. После этого нужно выпить горячий крепкий чай с 2-3 дольками лимона.
Питание
В отличие от «сов» энергичные «жаворонки» с утра не нуждаются в тонизирующих напитках. Если с раннего утра «жаворонки» выпивают кофе, они только перевозбуждаются, быстро устают и теряют работоспособность. Лучше выпить зеленого чая, который тонизирует, но не возбуждает.
На завтрак «жаворонкам» подойдут творог или омлет, молочная каша, бутерброды с сыром или колбасой.
Обед у «жаворонков» приходится на 13-14 часов. Он должен быть плотным и не менее калорийным, чем завтрак, поскольку в это время у пищеварительной системы «жаворонков» наступает второй пик активности. Лучше всего съесть суп, спагетти с сыром, картофель с рыбой или мясом. Обед можно завершить чашкой крепкого чая для того, чтобы сохранить высокую работоспособность в оставшееся рабочее время. На ужин рекомендуется углеводная пища с учетом скорого отхода ко сну. Это могут быть каши или мюсли с медом или сухофруктами, легкие тосты с джемом, бананы, зеленый чай с шоколадом.
Работа и учеба.
У большинства «жаворонков» есть только два пика интеллектуальной активности. Правда, в отличие от «сов», эти периоды являются более продолжительными. Первый пик активности начинается в 8-9 часов и заканчивается к 12-13 часам. Второй - более короткий - пик интеллектуальной активности приходится на послеобеденное время – с 16 до 18 часов. Для более точного планирования своего рабочего дня можно воспользоваться соответствующим тестом.
Что касается физической активности «жаворонков», то она также носит двухфазный характер. Наиболее эффективно они могут выполнять физическую работу утром с 7 до 12 часов и вечером с 16 до 19 часов.
Спорт
«Жаворонкам» лучше всего тренироваться утром. Утренняя гимнастика и пробежка в 6-7 часов – это про «жаворонков». Утренние тренировки лучше проводить натощак, выпив лишь сладкого какао или съев несколько долек шоколада, а основной завтрак следует принимать уже после этого. Если «жаворонки» предпочитают атлетические упражнения, то их лучше проводить в 10-11 часов утра примерно через час после плотного завтрака. В этом случае можно достичь наиболее эффективного роста мышечной массы. Вечером «жаворонкам» не рекомендуется перегружаться. Во-первых, активность большинства систем организма к вечеру резко снижается, а, во-вторых, это может помешать сну. Из вечерних занятий можно порекомендовать спокойные виды физической активности – плавание, прогулки пешком, небыстрая езда на велосипеде.
Сон
«Жаворонки» обычно засыпают легко. Однако если по какой-либо причине они не лягут в кровать в то время, когда им «смертельно» хочется спать, они могут поломать себе всю ночь. Если все же есть проблемы засыпанием, можно существенно облегчить отход ко сну, воспользовавшись следующими простыми правилами:
1. Старайтесь ложиться в одно и то же время;
2. Примерно за 40 минут до сна прекратите работу на компьютере или просмотр телепередач;
3. Перед сном желательно прогуляться или принять расслабляющую ванну;
4. Перед сном хорошо проветрите комнату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Травы жизни
Учебный проект для 7-8 классов. Предполагается размещение в ВикиВики....
Творческий проект "Радуга жизни"
Создание атрибута домашнего интерьера благотворно влияющего на организм человека.Таким атрибутом являеся подушка. История подушки,цветовые аспекты, виды наполнителя.Понятия цветотерапии, ароматерапии ...
Проект "Новая жизнь старых вещей"
Цели и задачи проекта, актуальность, этапы проведения проекта, материалы и инструменты, прядок работы....
Проект "Капелька жизни"
Данная работа является небольшим исследованием, в результате которого учащиеся знакомятся с проблемами донорства. Узнают кто такие доноры, какое значение имеет донорская кровь в жизни че...
Метод проектов в жизни учителя
Предлагаемый методический материал- дает представление об отличии проекта от реферата и исследовательской работы,- предлагает типологию проектов и этапы работы над ним,- рассматривае...
Творческий проект "Музыкальная жизнь Франции"
Работа выполнена учениками 11 класса. В работе содержится паспорт проектной работы, цель, задачи проекта, тип проекта, содержание проекта....
Групповой проект "Уроки жизни" по рассказу В.П. Астафьева "Уроки жизни"
В настоящее время большинство школьников в качестве справочного материала используют интернет, не понимая того, что только печатная книга может передать все эмо...