Рабочая программа по ОБЖ 8-9 класс
рабочая программа по обж (9 класс)
Рабочая программа по ОБЖ 8-9 класс. УМК Виноградова Н.Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh_8-9_klass_umk_vinogradova_n.f.mirnov_d.v._2021_g.docx | 73.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Аксеновская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Согласовано Зав. Кафедры Учителей физкультуры и ОБЖ _____________/ С.В. Конова/ Протокол №_ От «_»_____ 2021 г. | Утверждаю Директор МОУ «Аксеновская СОШ» _________________/ М.Г. Каштанов/ Приказ от «_ »___ 2021 г. № ___ |
Рабочая программа по
Основам безопасности жизнедеятельности
8-9 классы (ФГОС ООО)
к учебнику Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, Л.В. Сидоренко, А.Б. Таранин, М.: Вента-Граф, 2021 г.
Программу составил: Каштанов М.Г.
с. Аксеново 2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по ОБЖ утвержденного приказом Минобразования России от 05. 03 2004 г. № 1089.
- Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 27.12.2012г. №273-ФЗ.
- Авторской программы: Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 классы: программа / Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, Л.В. Сидоренко, А.Б. Таранин, М.: Вента-Граф, 2021 г.
- Образовательная программа МОУ «Аксеновская СОШ»
- Учебный план МОУ «Аксеновская СОШ»на 2021-2022 учебный год.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных ) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования в 2021-2022 учебном году.
Так как в учебном плане 9 класса 34 учебных недели, авторская программа будет выполнена за счет объединения часов в теме Национальная безопасность Российской Федерации.
Актуальность изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе обусловлена необходимостью выполнения социального заказа. В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального и бытового характера, опасных для человека. К природным чрезвычайным ситуациям относятся стихийные бедствия (ураганы, штормы, сели, землетрясения извержения вулканов и пр.); к техногенным –аварии или опасные техногенные происшествия; к социальным - экстраординарные ситуации, связанные с террористической угрозой, асоциальным поведением людей; к бытовым – ситуации, вызванные нарушением правил техники безопасности в быту (пожары, замыкания в электросети, утечка газа, воды);к дорожным -ситуации, связанные с поведением на дороге, в транспорте.
В условиях чрезвычайных ситуаций может возникнуть угроза для жизни человека. Анализ этих ситуаций показывает, что среди причин гибели людей, в частности детей школьного возраста, основными являются, во-первых, отсутствие элементарных знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях; во-вторых, слабо развитая мотивация действий и как результат- недостаточно сформированное прогностическое восприятие и мышление, отсутствие опыта решения задач по преодолению нестандартных ситуаций. Исходя из этого основной идеей конструирования данной предметной линии стало формирование психологической готовности школьника к принятию возникшей чрезвычайной ситуации, развитие мотивов поведения и умения предвидеть опасность. Поэтому в средствах обучения, реализующих программу, много материалов. Которые направленны на анализ воображаемых ситуаций, предвидение и оценку возможных действий, которые в этих ситуациях необходимо совершить.
Цели и задачи изучения предмета.
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе направленно на реализацию следующей воспитательно-образовательной цели: расширение знаний и формирование умений подростков по организации здорового образа жизни, выбору правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях.
Основными задачам изучения данной предметной области являются следующие:
- Осознание необходимости изучения правил поведения в необычных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, овладения умением ориентироваться в них;
- Воспитание способности к восприятию и оценке жизненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления;
- Формирование представлений о причинах возникновения опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них;
- Воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья и жизни ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
·ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности.
· ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
· ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
· ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей жизнеспособность российского общества.
· ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
· ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
· ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
·ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
· ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Место учебного курса ОБЖ в учебном плане:
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8-9 классах из расчета 1 час в неделю (всего 35 часов в год - 8 классе, 34 часа в год - 9 классе).
Требования к результатам обучения основам безопасности жизнедеятельности
Личностными результатами обучения в 8–9 классах являются:
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие способности и готовности к саморазвитию и личностному самоопределению;
- формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых жизненных установок, социальных компетенций.
Метапредметные результаты обучения представлены универсальными учебными действиями:
- анализом ситуаций, влияющих положительно и отрицательно на самочувствие и здоровье человека;
- сравнением примеров опасного и безопасного поведения;
- планированием и организацией своей жизни и деятельности с учётом безопасности;.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
- формирование научного типа мышления и интеллектуальной деятельности на основе полученных знаний;
- освоение основных понятий и научной терминологии;
- использование методов познания и исследования, принятых в данной науке.
Планируемые результаты образовательной деятельности.
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Основы комплексной безопасности | |
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания; • анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях; • формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды; • разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе; • руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | • систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации; • прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; • характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны; • проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз. |
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | |
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов; • характеризовать РСЧС1: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны; • характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций; • характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; • анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает; • описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; • анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях; • характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации; • анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения; •• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома. | • формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; • подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»; • обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»; • различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам. |
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | |
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности; • характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России; • анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму; • воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления; • обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма; • характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности; • моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта. | • формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия; • формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность; • формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму; • использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности. |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни | |
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования; • анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; • классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия; • анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; | • использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих. |
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | |
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья; • анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь; • характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях; • анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений. | • готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах. |
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8–9 классов содержит следующие разделы.
8 класс
Введение. Основы безопасности жизнедеятельности.
Это нужно знать
Проблема здорового образа жизни. Как её решали в древности.
Окружающая среда и безопасность.
Какие знания и умения приобретают при изучении ОБЖ.
Расширение кругозора. Физическое воспитание в Спарте.
Здоровый образ жизни. Что это?
Зависит ли здоровье от образа жизни? Образ жизни. Слагаемые здоровья.
Физическое здоровье человека. Значение физической культуры для здоровья человека. Что такое физическое здоровье. Физическая культура и служба в армии. Закаливание — способ тренировки организма. Виды закаливания. Правила гигиены.
Расширение кругозора. Русская баня и здоровье. Примеры закаливания.
Правильное питание. Характеристика жиров, белков и углеводов. Режим питания. Правила питания. Продукты питания как экологический фактор. Питание и болезни. Диета.
Расширение кругозора. Чемпион среди круп по содержанию белков. Благотворное воздействие зелёного чая.
Психическое здоровье человека. Показатели психического здоровья и нездоровья. Влияние воли на эмоциональное состояние человека. Правильная организация жизнедеятельности. Воздействие шумов на организм человека. Компьютер
и здоровье. Информационная безопасность.
Социальное здоровье человека. Что такое социальное здоровье человека. Общение. Правила коммуникации. Учение — социально важная деятельность. Круг интересов человека. Фанаты и поклонники.
Расширение кругозора. Дети- Маугли.
Репродуктивное здоровье подростков и его охрана.
Определение репродуктивного здоровья. Половое созревание. Особенности развития мальчиков и девочек (юношей и девушек). Риски старшего подросткового возраста.
Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни.
Как вести себя при пожаре. Причины и последствия пожаров. Поражающие факторы пожара. Правила пожарной безопасности. Безопасность во время праздничных фейерверков. Можно ли тушить пожар самостоятельно? Правила эвакуации из горящего здания. Средства пожаротушения. Помощь при ожогах.
Чрезвычайные ситуации в быту. Залив жилища. Опасное электричество. Первая помощь при электротравмах. Утечка газа. Отравление угарным газом. Бытовая химия. Правила хранения в помещении опасных жидкостей. Правила поведения с немаркированными ёмкостями. Отравление ядохимикатами. Первая помощь при отравлении опасными жидкостями и ядохимикатами.
Разумная предосторожность. Досуг в городе; каких мест лучше избегать. Как вести себя на улице. Меры предосторожности в лифте и на лестнице. Что делать, если произошло нападение. Самооборона.
Расширение кругозора. Уголовный кодекс РФ о проникновении в чужое жилище.
Опасные игры. Места, где играть запрещено. Опасности, которые скрывает карьер. Экстрим в игре и спорте. Неразорвавшиеся боеприпасы.
Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе.
Лес — это серьёзно. Ядовитые растения. Несъедобные для человека грибы. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Правила грибной кулинарии. Первая помощь при отравлении грибами.
Дикие животные. Насекомые. Гроза в лесу. Правила поведения при грозе.
Расширение кругозора. Ядовитые растения. Мифы о грибах. Опасные земноводные.
Водоём зимой и летом. Опасные ситуации на воде, причины возникновения. Правила отдыха на воде, правила катания на лодке. Помощь утопающему. Помощь человеку, оказавшемуся в полынье. Правила зимней рыбалки.
Современный транспорт и безопасность.
Транспорт в современном мире.
Расширение кругозора. Экологически безопасный транспорт.
Чрезвычайные ситуации на дорогах. Транспорт какисточник опасности. Опасные игры на дорогах. Дорожно-транспортное происшествие: причины и последствия. Правила поведения при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при травмах: как остановить кровотечение, как наложить шину.
Расширение кругозора. Водитель в чрезвычайной ситуации.
Опасные ситуации в метро. Правила поведения в метро: движение на эскалаторе; ожидание поезда; в вагоне.
Авиакатастрофы. Подготовка к полёту. Правила поведения на борту авиалайнера. Пожар на борту самолёта. Разгерметизация самолёта. Аварийная посадка.
Расширение кругозора. Права командира авиалайнерав экстренных ситуациях.
Железнодорожная катастрофа. Действия в случае крушения поезда.
Безопасный туризм
Обеспечение безопасности в туристских походах.Туризм — отдых, связанный с преодолением трудностей.Объективные и субъективные трудности туристского похода. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий. Безопасное место длябивуака. Правила безопасного поведения в случае, когдатурист отстал от группы. Туризм и экология окружающейсреды.
Обеспечение безопасности в водном туристском походе. Подготовка к походу. Правила безопасного поведения вводном походе. Узлы в туристском походе.
Расширение кругозора. Как правильно выбрать для похода рюкзак. Вязание узлов (исторический экскурс).
9 класс
Когда человек сам себе враг.
Курение убивает! Опасности курения: что содержит в себе сигаретный дым. Почему курение мешает учению. Физическое состояние подростков-курильщиков.
Расширение кругозора. История табака и курения.
Алкоголь и здоровье. Воздействие алкоголя на организм человека. Первая помощь при отравлении алкоголем. Как уберечь себя от алкоголизма.
Расширение кругозора. Как на Руси относились к алкоголю.
Скажем наркотикам — нет! Что такое наркотики и наркомания. Воздействие наркотика на организм человека.
Токсикомания- страшная зависимость.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Определение чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения в чрезвычайных ситуациях. Общие правила эвакуации.
Природные чрезвычайные ситуации. Землетрясение. Извержение вулкана. Сели и оползни. Снежные лавины.
Ураган, буря, смерч. Цунами. Наводнения. Природные пожары. Правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях.
Расширение кругозора. Ураган Фифи.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Виды радиационно- опасных объектов. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида. Расширение кругозора. Из истории техногенных катастроф.
Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации.
Экстремизм и терроризм. Что такое экстремизм, егоистоки и причины. Крайние проявления экстремизма. Что такое терроризм, его проявления. Правила поведения во время взрыва и после него. Как вести себя в плену у террористов. Как вести себя во время спецоперации по освобождению заложников.
Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму.
Национальная безопасность Российской Федерации.Что такое национальная безопасность. Условия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Практические работы
- Подготовка программы закаливания для человека, который часто болеет простудными заболеваниями.
- Изучение физических упражнений, которые помогают снять напряжение разных групп мышц.
- Составление рациона питания с учётом соотношения белков, жиров и углеводов.
- Анализ соотношения своего роста и веса.
- Анализ информации на этикетках продуктов. Изучение правил пользования газовыми и электрическими приборами; знакомство с устройством и принципом действия пожарного крана; знакомство с устройством углекислотного и воздушно-пенного огнетушителей.
- Психологическая подготовка к встрече с преступником; знакомство с подручными предметами, которые можно использовать как средство защиты от нападения. Отработка линии поведения в чрезвычайной ситуации (злоумышленник пытается проникнуть в квартиру). Отработка приёмов проведения искусственного дыхания.
- Составление графика движения в туристском походе; составление программы поиска потерявшегося туриста и программы его действий в ситуации автономного пребывания в природе.
- Освоение разных видов узлов.
- Оказание первой помощи при небольших ранах, ссадинах, переломах, ушибах.
- Анализ положений Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
- Анализ положений Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Проектная деятельность (примерные темы)
1) «Витамины — это жизнь»;
2) «Одиночество — путь к социальному нездоровью человека», «Наши предложения: как улучшить психическое здоровье человека», «Медиасреда — не навреди!»;
3) «Опасные игры»;
4) «Растения и грибы таят опасности», «Безопасное поведение на природе»;
5) «История великих кораблекрушений», «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях на корабле»;
6) «Как укрыться от непогоды» (конструирование укрытия от непогоды в лыжном и пешем туристском походе);
7) «Отношение к пьянству в России в разные исторические эпохи», «Мифы о пьянстве на Руси», «Отражение темы пьянства в карикатуре»; 8) «Как смягчить последствия природных чрезвычайных ситуаций»;
9) «Техногенные катастрофы»;
10) «Служба в Вооружённых Силах России как часть борьбы за национальную безопасность страны».
Методы и формы работы: дискуссия, диалог, обсуждение, работа в группах, задания на анализ и дифференциацию, анализ, рассказ-объяснение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в 8 классе. ФГОС( 1 час в неделю, всего -35 часа)
(составлено на основе программы Н.Ф.Виноградовой, Д.В.Смирнова «ОБЖ: 8-9 классы»,- М.:Вентана-Граф. И учебника «ОБЖ» для 8- 9 классов авторского коллектива в составе Н.Ф.Виноградовой, Д.В.Смирнова, Л.В.Сидоренко, А. Б. Таранина)
№ | Дата | Тема урока | Домашнее задание: | |
Раздел. Введение. Цели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (2 часа) Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока. Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа. Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект. | ||||
1 | Это нужно знать. Немного истории. | Учебник стр.4-8,сообщение по желанию «Спартанское воспитание для современного призывника» | ||
2 | Окружающая среда и безопасность. Какие знания и умения приобретают при изучении ОБЖ. | Учебник стр.9-10,выучить схему «ОБЖ», плакат «Спасем планету Земля!» | ||
Раздел. Здоровый образ жизни. Что это? (2 часа) Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока. Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа. Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект. | ||||
3 | Зависит ли здоровье от образа жизни? | Учить схемы на стр. 17 | ||
4 | Физическое здоровье. | Учебник стр.18-25, сообщение «Закаливание организма» | ||
Правильное питание (3 часа ) Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока. Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа. Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект. | ||||
5 | Что такое правильное питание? Белки, жиры и углеводы. | Учебник стр.26-32. Сообщение- презентация «Витамины- это жизнь!» . | ||
6 | Проблемы экологии питания. | Учебник стр.33-38. Презентация этикетки продукта с опасными пищевыми добавками. | ||
7 | Поговорим о диете. | Подсчитать килокалорий одного чизбургера. | ||
Психическое здоровье человека (2 часа) Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока. Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа. Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект. | ||||
8 | Психическое здоровье- эмоциональное благополучие человека. | Учебник стр.43-44 | ||
9 | Воздействие шумов на организм человека. Работа на компьютере. | Учебник стр.45-49. Составить памятку «Правила общения с компьютером» | ||
Социальное здоровье человека (1 час) Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока. Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа. Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект. | ||||
10 | Что такое социальное здоровье. | Учебник стр. 50.Сообщение по теме. | ||
Репродуктивное здоровье подростков и его охрана (3 часа) Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока. Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа. | ||||
11 | Что такое репродуктивное здоровье. | Учебник стр.51-53. Сообщение на тему « Особенности развития девочек и мальчиков» | ||
12 | Риски старшего подросткового возраста. | Повторение материала | ||
13 | Обобщение. Тестовая работа. | -------------------- | ||
Раздел. Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни (5 часов) Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока. Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа. Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект. | ||||
14 | Как вести себя при пожаре. Причины и последствия пожаров. | Учебник стр.56-61( повторить правила) | ||
15 | Средства пожаротушения. | Учебник стр.61-66.Составить памятку «Работа с огнетушителем» | ||
16 | Чрезвычайные ситуации в быту. Отравление газом. | Учебник стр.67-68.Составить перечень возможных причин, которые могут привести к пожару в Вашем доме. | ||
17 | Правила безопасности при пользовании бытовой химией, ядохимикат. | Учебник стр. 69- 72. Составить памятку «Первая помощь при отравлении ядохимикатами | ||
18 | Залив жилища. Опасное электричество. Правила пользования электроприборами. | Учебник стр.72-74. Нарисовать план Вашей квартиры с обозначением мест возможных протечек воды. | ||
Разумная предосторожность. Опасные игры (2 часа) Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока. Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа. Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект. | ||||
19 | Как выбрать место для отдыха. Как вести себя на улице | Учебник стр.75-84.(задание на стр.84) | ||
20 | Опасные игры. | Учебник стр.85-90 | ||
Раздел. Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе (4 часа) Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока. Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа. Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект. | ||||
21 | Лес – это серьезно. Ядовитые растения и грибы. Правила сбора. | Памятка «Я иду в лес» | ||
22 | Поведение в лесу при встрече с опасными животными. Если гроза застала в лесу. | Учебник стр. 98-104, сообщение по теме | ||
23 | Умение отдыхать на воде. Помощь утопающему. Приёмы проведения искусственного дыхания. | Учебник стр.105-112 | ||
24 | Правила поведения на льду. | Учебник стр.113-116, памятка | ||
Раздел. Современный транспорт и безопасность (7 часов) Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока. Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа. Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект. | ||||
25 | Транспорт в современном мире. | Учебник стр.11,кроссворд по теме | ||
26 | Чрезвычайные ситуации на дорогах. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий. | Сообщение «Опасные игры на дорогах и помощь пострадавшим при ДТП» | ||
27 | Опасные ситуации в метро. | Учебник стр.131-133, сочинение по теме | ||
28 | Авиакатастрофы. | Практикум «Аварийная посадка» | ||
29 | Особенность железнодорожного транспорта. | Учебник стр. 140-143,сообщение по теме | ||
30 | Правила поведения при крушении поезда, возникновении пожара. | Учебник стр. 140-143,сообщение по теме | ||
31 | Террористические акты на транспорте. | Учебник стр.144-146 | ||
Раздел. Безопасный туризм (4 часа) Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока. Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа. Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект. | ||||
32-33 | Обеспечение безопасности в туристических походах. | Учебник стр.148- 160 | ||
34 | Правила безопасного поведения в водном походе | Повторение | ||
35 | Обобщение и систематизация учебного материала за курс. Контроль знаний. | ------------------ |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Дата | Раздел, тема | Домашнее задание | |
Раздел. Когда человек сам себе враг (8 часов). Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока. Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа. Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект. | ||||
Почему курят подростки? | Стр.182-1883 | |||
Чем опасен сигаретный дым? | Стр.183-185 | |||
Влияние курения на растущий организм | Стр.185-187, сообщение по статистике табакокурения | |||
Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. | Стр.188-190 | |||
Воздействие алкоголя на организм человека. Первая помощь при отравлении алкоголем. | Стр.190-195, сообщение по теме | |||
Что такое наркотики и наркомания? | Стр.196-198 | |||
Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания | Стр.199-200 | |||
Обобщение и систематизация учебного материала по теме « Когда человек сам себе враг» | повторение | |||
Раздел. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их классификация и характеристика (16 часов) Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока. Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа. Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект. | ||||
Определение чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций. | Стр.202-206, повторение материала | |||
Система оповещения. Общие правила эвакуации. | Стр.206-207 | |||
Природные ЧС. Что такое землетрясение, его признаки. Правила поведения во время землетрясения. | Стр.207-213, сообщение | |||
Извержение вулкана. Поведение во время извержения вулкана. | Стр.214-215, сообщение | |||
Что такое сели и оползни. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней. | Стр.216-220, сообщение | |||
Ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения. | Стр.220-224, памятки по ТБ | |||
Причины возникновения наводнений. Действия перед наводнением и при наводнении. | Стр.224-226, презентация о видах наводнений | |||
Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре. | Стр.227, | |||
Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре. | Стр.227-231 | |||
Обобщение и систематизация учебного материала по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». Тестовая работа № 1. | повторение | |||
Причины и виды техногенных ЧС. | Стр.232-233 | |||
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. | Стр.233-237,сообщение | |||
Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. | Стр.238-240 | |||
Аварии на гидродинамических объектах. | Стр.240, сообщение по теме | |||
Проект «Техногенная катастрофа» | Кроссворд по теме на выбор | |||
Обобщение и систематизация учебного материала по теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера». | повторение | |||
Раздел. Противодействие экстремизму и терроризму. Национальная безопасность Российской Федерации - (8 часов) Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока. Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа. Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект. | ||||
Что такое экстремизм и терроризм. | Стр.242-247 | |||
Как снизить угрозу теракта. | Стр.247-251,буклет | |||
Правила поведения во время взрыва и после него. | Стр.252-254, памятка | |||
Взятие в заложники и правила поведения в этом случае. | Стр.252-253 | |||
Как вести себя во время спецоперации по освобождению заложников. | Стр. 254-255 | |||
Особенности проведения спецопераций. | Сообщение по теме | |||
Взрывы в жилых домах- теракты. | Стр.255-258 | |||
Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. | Стр.259-264 | |||
Раздел. Национальная безопасность Российской Федерации ( 2 часа) Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока. Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа. Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект. | ||||
33 | Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации | Стр.265-267,повторение | ||
34 | Обобщение и систематизация изученного материала по темам: «Противодействие экстремизму и терроризму. Национальная безопасность Российской Федерации». Тестовая работа № 2 | повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...