Рабочая программа ФГОС по ОБЖ 5-9 классы
рабочая программа по обж

Якушева Людмила Васильевна

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе требований к планируемым результатам освоения Основной образовательной программы МОУ «Ишидейская ООШ», реализующей ФГОС на уровне основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_fgos_po_obzh_5-9.docx52.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИШИДЕЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Утверждена приказом директора

МОУ «Ишидейская ООШ»

№___ от _______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 класса

Срок реализации программы: 5 лет

Составитель программы: Якушева Л.В., учитель основ безопасности жизнедеятельности

МОУ «Ишидейская ООШ»

п. Ишидей

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе требований к планируемым результатам освоения Основной образовательной программы МОУ «Ишидейская ООШ», реализующей ФГОС на уровне основного общего образования.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Личностные результаты:

ФГОС ООО ориентирует на формирование следующих личностных результатов:

1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3.Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4.Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5.Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6.Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8.Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Будут сформированы

Получит возможность для формирования

В        рамках когнитивного компонента будут сформированы:

•историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных ис-торических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

•образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

•знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

•знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

•освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

•ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

•основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

•экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

•выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

•готовности к самообразованию и самовоспитанию;

•адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

•компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

•морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

 

•эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

В        рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

•гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

•уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

•эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

•уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

•уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

•уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

•потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

•позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В        рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

•готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

•готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

•умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

•готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

•потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

•умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

•устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

•готовность к выбору профильного образования.

Метапредметные результаты:

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

•        целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

•        самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

•        планировать пути достижения целей;

•        устанавливать целевые приоритеты;

•        уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

•        принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

•        осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

•        адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

•        основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

•        самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

•        построению жизненных планов во временной перспективе;

•        при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учи-тывать условия и средства их достижения;

•        выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

•        основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

•        осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по

решению учебных и познавательных задач;

•        адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

•        адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

•        основам саморегуляции эмоциональных состояний;

•        прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Обучающийся сможет

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

 -  идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

 -  выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

 -  ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

 - формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

 - обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

 -  обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

 -  определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

 -  выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

 - выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

 - составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

-  определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

 - описывать свой опыт;

 - планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

 - систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

 - отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

 - оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

 - находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

 - работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

 - устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

 - сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

 - анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

 - свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

 - оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

 - обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

 -  фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

 - соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

 - принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

 - самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

 - ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

 - демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

 Коммуникативные УУД

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•        формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

•        устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

•        аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

•        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

•        осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

•        адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

•        адекватно использовать речевые средства для решения различных ком-муникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

•        организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

•        осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать;

•        работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

•        основам коммуникативной рефлексии;

•        использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

•        отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

 

•        учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

•        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

•        понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

•        продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•        брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

•        оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

•        осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера;

•        в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

•        вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

•        следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

•        устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

•        в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Обучающийся сможет

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Познавательные УУД

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научится

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;  

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

• осуществлять сравнение,   классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

•                 основам рефлексивного чтения;

•        ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

•        самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

•        выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

•        организовывать исследование с целью проверки гипотез;

•        делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

  1. Обучающийся сможет:

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

 - выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

 - выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

 - выделять явление из общего ряда других явлений;

 - определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

 - строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

 - строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

 - излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

 - самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

 - вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

 - объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

 - выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

 - делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

 - определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3. Смысловое чтение.

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста;

- преобразовывать текст,   интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);

- критически оценивать содержание и форму текста.

4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

- определять свое отношение к природной среде;

- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Предметные результаты:

Предметные результаты освоения курса основы безопасности жизнедеятельности на уровне основного общего образования предполагают, что у учащего сформированы:

Выпускник научится:

  • классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
  • использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
  • использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
  • безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
  • безопасно использовать бытовые приборы;
  • безопасно использовать средства бытовой химии;
  • безопасно использовать средства коммуникации;
  • классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
  • адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
  • безопасно применять первичные средства пожаротушения;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
  • использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
  • готовиться к туристическим походам;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
  • адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
  • добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
  • добывать и очищать воду в автономных условиях;
  • добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
  • подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
  • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
  • предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
  • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
  • предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
  • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
  • безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
  • классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
  • классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
  • классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
  • классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
  • оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
  • характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
  • классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
  • планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
  • адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
  • выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
  • безопасно использовать ресурсы интернета;
  • анализировать состояние своего здоровья;
  • определять состояния оказания неотложной помощи;
  • использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
  • классифицировать средства оказания первой помощи;
  • оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
  • извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
  • оказывать первую помощь при ушибах;
  • оказывать первую помощь при растяжениях;
  • оказывать первую помощь при вывихах;
  • оказывать первую помощь при переломах;
  • оказывать первую помощь при ожогах;
  • оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
  • оказывать первую помощь при отравлениях;
  • оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
  • оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
  • готовиться к туристическим поездкам;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
  • анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
  • анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
  • безопасно вести и применять права покупателя;
  • анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
  • предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
  • характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
  • классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
  • оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
  • оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
  • оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
  • оказывать первую помощь при коме;
  • оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
  • использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
  • творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

  1.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс

I. Раздел. Безопасность и защита человека в Чрезвычайных ситуациях (30ч)

Город (поселок) как источник опасности – 5 часов.

Опасные и чрезвычайные ситуации. Особенности города (поселка) как среды обитания человека. Наличие зон повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей). Государственные и муниципальные системы обеспечения безопасности (милиция, пожарная охрана, скорая помощь и др.), их задачи и возможности.

Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище (9ч)

Современное жилище, его конструкция и особенности его жизнеобеспечения. Возможные ситуации аварийного характера в жилищах. 

Пожар в жилище. Возможные причины возникновения пожаров (неполадки или нарушения правил эксплуатации электросети, возгорание телевизора, утечка газа, нарушение правил топки печей, нарушение правил эксплуатации нагревательных приборов, обращения с огнем и др.).  Способы эвакуации. Средства пожаротушения и правила пользования ими. Подручные средства пожаротушения (вода, песок и др.), огнетушители, их типы. Угарный, бытовой газы.

Затопление жилища. Правила поведения при затоплении. Разрушение здания.

Опасные вещества в быту. Средства бытовой химии. Отравление ртутью, пестицидами, лекарствами, продуктами питания. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.

Чрезвычайные ситуации на улице и транспорте (8 ч)

Общественный транспорт. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия. Правила поведения в аварийных ситуациях, первая помощь пострадавшим. Железнодорожный транспорт. Обеспечение безопасности пассажиров, правила поведения при их возникновении опасных ситуаций на железной дороге.

Водный транспорт. Меры по обеспечению безопасности пассажиров. Возможные чрезвычайные ситуации, способы покидания судна, правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Авиационный транспорт. Обеспечение безопасности при полетах самолетов. Правила безопасного поведения пассажира в различных опасных ситуациях (при взлете, посадке, возникновении пожара, вынужденной посадке).

Чрезвычайные ситуации криминогенного характера (4ч)

Общая криминогенная ситуация в городе (поселке), районе проживания, наиболее характерные случаи ее проявления.

Возможные ситуации покушения на имущество и жилище, основные способы защиты жилища от проникновения посторонних. Правила поведения детей дома в различных криминогенных ситуациях.

Зоны повышенной криминогенной опасности (вокзалы, стадионы, рынки, киноконцертные залы, другие места массового скопления людей), правила поведения в криминогенной ситуации. Террористический акт. Правила поведения при обнаружении взрывного устройства, при угрозе взрыва, при захвате самолета террористами.

Чрезвычайные ситуации, связанные с нарушениями экологического равновесия в местах проживания (4ч)

Загрязнение воздуха, воды и почвы в местах проживания, возможные их причины.

Недоброкачественность продуктов питания и возможные опасности для здоровья. Шум, вибрация, радиоактивное загрязнение, компьютер, телевизор и опасности для здоровья.

Основные мероприятия по обеспечению безопасности человека при нарушении экологического равновесия в местах проживания (герметизация жилья, очистка воздуха в квартире, водоочистка, контроль за качеством продуктов  и т.д.)  и порядок их выполнения.

II. Раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей (4ч)

Основы медицинских знаний.

Основы медицинских знаний. Первая помощь при кровотечениях

Основы здорового образа жизни. Помощь при термических и  химических ожогах.

Закрепление практических навыков по пройденным темам (4ч)

6 класс

Раздел I. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях (19ч)

Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее (3ч)

      Опасные ситуации, возникающие в природе, их причины. Психологические основы выживания при  автономном существовании.  Психическое состояние человека при выживании в природных условиях. Преодоление страха и стрессового состояния. Автономное существование человека в природе. Возможные причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования в природных условиях (аварии транспортного средства в малонаселенной местности; заблудились в лесу, горах, степи; отстали от группы в турпоходе и др.). Выживание в природных условиях. Надежная одежда и обувь. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на местности, выход к линейным ориентирам и населенным пунктам.

Пребывание человека в различных климатических условиях (1ч)

Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоемов. Особенности состояния водоемов в разное время года. Опасность водоемов зимой. Тонкий лед и опасность передвижения по льду. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Способы переправы через реку (переход вброд, преодоление вплавь, преодоление рек с быстрым течением), преодоление трясин и болот.

Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде (15ч)

Оборудование временного жилища, укрытия. Способы добывания огня, обогрев временного жилища. Обеспечение водой и питанием. Поиск и приготовление пищи. Съедобные растения, ягоды, грибы, орехи. Сигналы бедствия. Смена климатогеографических условий. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Акклиматизация, общие понятия и определения. Акклиматизация к условиям жаркого климата, условиям горной местности, к условиям Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий. Отработка навыков для выполнения однодневного туристического похода (определение сторон горизонта, движение по азимуту, ориентирование на местности, разбивка лагеря,  разведение костра, обеспечение водой, приготовление пищи и др.). Ознакомление со съедобными и лекарственными растениями.

Раздел II. Основы медицинских знаний (15ч)

          Характеристика различных видов травм и ушибов, повреждений и вызывающие их причины. Правила и способы оказания первой   медицинской помощи пострадавшему.

Правила и способы транспортировки пострадавших.

Первая медицинская помощь при укусах змей, пищевой и других видах аллергии. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Первая медицинская помощь при утоплении. Отработка навыков оказания помощи пострадавшему при утоплении, тепловом и солнечном ударе, отморожении.

Медицинская аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Правила приема лекарственных веществ. Использование природных лекарственных средств.

Закрепление практических навыков по пройденным темам (4ч)

7 класс

I. Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека (28ч)

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий (24ч)

             Наводнения. Понятие наводнения, поражающие факторы наводнений; мероприятия по защите от наводнений. Ураганы, бури, смерчи. Основные понятия. Действия при возникновении ураганов, бурь, смерчей. Землетрясения. Понятие землетрясения, правила поведения во время землетрясения. Цунами. Понятие цунами, причины возникновения и основные характеристики цунами; действия населения при угрозе цунами. Обвалы, оползни, сели. Основные понятия, мероприятия по предупреждению обвалов, оползней, селей. Лесные и торфяные пожары. Основные понятия, причины возникновения пожаров.

Предупреждение лесных и торфяных пожаров, тушение лесных и торфяных пожаров.

Социально-криминальные ситуации и безопасность человека (4ч)

             Паника. Как ее избежать. Как вести себя в толпе. Терроризм и безопасность человека. Как не стать жертвой насилия и домогательства. Общие принципы поведения на улице.

II. Раздел. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (6ч)

Первая помощь при ранениях и травмах (3ч)

Виды ран, первая помощь при ранениях. Правила наложения повязок. Первая помощь при переломах.

Основы здорового образа жизни (3ч)

Факторы, разрушающие здоровье. Особенности ЗОЖ в период полового созревания

8 класс

Раздел I. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера.  Безопасность и защита человека (28ч)

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.

Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Раздел II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения (6ч)

Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Основные понятия об уголовной ответственности. Как уберечься от преступлений. Безопасность в общественных местах. Самозащита.

Закрепление практических навыков по пройденным темам (4ч)

9 класс

I. Раздел. Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека (16ч)

Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека (13ч)

          Экологическая безопасность России. Окружающая среда и экологическая опасность. Что такое ксенобиотики, и как организм защищается от них. Роль безопасного питания в жизни человека. Биоритмы – организаторы нашей жизни. Защита организма от стрессов. Преодоление информационных перегрузок и искусство общения. Инфекционные заболевания. Причины старения и современные теории продления жизни.

Правила безопасного поведения в повседневной жизни (3ч)

           Безопасное пользованием компьютером. Меры безопасности на уроках в школе.

Раздел II. Система предупреждения и ликвидации ЧС (18ч)

Международное гуманитарное право по защите населения в ЧС (4ч)

История создания системы. Цели, задачи, принципы гуманитарной деятельности. Гуманитарные акции МЧС России.

Всероссийское движение «Школа безопасности» - составная часть подготовки населения к действиям в ЧС (практикум по ОБЖ) (14ч)

            Организация работы движения и соревнований. Ориентирование на местности. Жизнеобеспечение человека. Средства преодоления препятствий. организация первой доврачебной помощи. Действия в ЧС техногенного характера и в опасных ситуациях криминального характера. Поисково-спасательные работы.

Закрепление практических навыков по пройденным темам (4ч)

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС (34 ч)

№ п/п

Тема

Всего часов

Раздел I. Безопасность и защита человека в Чрезвычайных ситуациях

30ч

1

Город (поселок) как источник опасности

2

Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище

3

Чрезвычайные ситуации на улице и  транспорте

4

Чрезвычайные ситуации криминогенного характера

5

Чрезвычайные ситуации, связанные с нарушениями экологического равновесия в местах проживания

Раздел II. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей

Итого

        34ч

6 КЛАСС (34 ч)

№ п/п

Тема

Всего часов

Раздел I. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях

19ч

1

Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее

2

Пребывание человека в различных климатических условиях

3

Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде  

15ч

Раздел II. Основы медицинских знаний

15ч

4

Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях

15

Итого

        34ч

 7 КЛАСС (34 ч)

№ п/п

Тема

Всего часов

Раздел I. Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека

28ч

1

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий

24ч

2

Социально-криминальные ситуации и безопасность человека

Раздел II.  Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

3

Первая помощь при ранениях и травмах

4

Основы здорового образа жизни

Итого

34ч

8 КЛАСС (34 ч)

№ п/п

Тема

Всего часов

Раздел I. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера.  Безопасность и защита человека

28ч

1

Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера

2

Пожары и взрывы

3

Аварии с выбросом опасных химических веществ

4

Аварии с выбросом радиоактивных веществ

5

Гидродинамические аварии

6

Нарушение экологического равновесия

Раздел II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

7

Безопасное поведение на улицах и дорогах

Итого

34 ч

 9 КЛАСС (34 ч)

№ п/п

Тема

Всего часов

I. Раздел. Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека

16ч

1

Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека

13ч

2

Правила безопасного поведения в повседневной жизни

Раздел II. Система предупреждения и ликвидации ЧС

18ч

3

Международное гуманитарное право по защите населения в ЧС

4

Всероссийское движение «Школа безопасности» - составная часть подготовки населения к действиям в ЧС (практикум по ОБЖ)

14ч

Итого

34ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ФГОС по физике 7-9 класс

Программа по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,представленных в федеральном гос...

Рабочая программа ФГОС по географии 5-9 класс

Рабочая программа ФГОС  по географии 5-9 класс...

Рабочая программа (ФГОС) по русскому языку. 5 класс.

Данная рабочая программа составлена по учебнику "Русский язык. 5 класс" под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. и рассчитана на 5 учебных часов в неделю. В программе указан...

Рабочая программа ФГОС Художественный труд 2- 4 класс

Рабочая программа по факультативу  Художественный труд2-4 класс...

Рабочая программа ФГОС по истории для 6 класса

Рабочая программа разработана на основе ФГОС с поддержкой ИКТ через презентации...

Рабочая программа ФГОС по технологии для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии автора И.А.Сасовой. Программа рассчитана на 68 часов.

Цели программы:-формирование  представлений  о технологической культуре производства;- овладение специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения до...