Рабочая программа ФГОС по истории для 6 класса
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе ФГОС с поддержкой ИКТ через презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fgos_po_istoriya_6_klass.doc | 329 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 город Томмот» МО «АР»
Утверждаю:
директор МБОУ СОШ№8
/Плышевский Ю. Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФГОС
по истории
на 2015-2016 учебный год
для 6 класса
Автор: Казакова Т.Н.
учитель истории
высшей квалификационной категории
2016 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО XVI ВЕКА»
(6 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковои «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2014 года
Календарно-тематический план для 6 классов по истории России ориентирован на использование:
- учебника «История России. С древнейших времен до конца XVI в.» А. А. Данилова,
Л. Г. Косулиной,2008;
•дополнительных пособий для учителя:
- Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;
- Е.В. Симонова «Поурочные разработки по истории России. 6 класс» - М.: «ЭКЗАМЕН» 2006.
- Рыбаков Б.А. «Истории. Начальные века русской истории» - М.; «Молодая гвардия», 1987
- В.В.Сухов и др. История России с древнейших времён до конца XVIII в.: дидактические материалы / В.В.Сухов и др. - М: Дрофа, 2000;
- Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса/В. И. Буганов, А. И. Назарец. -М.: Просвещение, 1972;
- Епифанов, П. П. Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в. / П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. - М: Просвещение, 1989;
• для учащихся:
- Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988;
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь по Истории России с древнейших времён до конца XVI века» - М.: «Просвещение» 2006.
- Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС - межд. отнош., 1994.
Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история» 2004 года.
Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование:
- учебника «История средних веков» Е. В. Агибалова, Г. М. Донского. - М: Просвеще
ние, 2008.
•Дополнительные пособия для учителя:
- Хрестоматия по истории средних веков / под ред. В. Е. Степанова, I часть;
- Быльев В.А. Методическое пособие по истории средних веков. – Брянск «Курсив» 2003
- Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М: Просвещение, 1990;
- М.Ю. Бранд Тесты по истории средних веков – М.: Дрофа 2001
- Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;
- Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории средних веков / О. В. Давыдов. - М.: Экзамен, 2006.
• Для учащихся:
- Е.А. Крючкова, Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков» - М.: «Просвещение» 2003
- Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1990.
Календарно-тематический план предусматривает на изучение истории России в 6 классах 40 учебных часов, на изучение всеобщей истории – 28 часов, всего 68 часов. Тематическое планирование предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности) М. В. Короткова; О. В. Давыдова по истории средних веков.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект
Требования к уровню подготовки обучающихся:
должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVII в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.; изученные виды исторических источников;
должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное
суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку. .
владеть компетенциями:
• коммуникативной компетенцией;
- смыслопоисковой компетенцией;
- компетенцией личностного саморазвития;
- информационно-поисковой;
- рефлексивной компетенцией;
- учебно-познавательной компетенцией;
- профессионально-трудовой компетенцией.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с древнейших времен до XVI, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Всеобщая история (28 часов)
урока | Вид | |||||
Тема уроков | Содержание темы | Планируемый результат | Педагогические средства | деятельности учащихся | День | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (12 ч) | ||||||
Т | е м а 1. Западная Европа в V-XI вв. (7 ч) | |||||
1 | Введение (1ч) | Основные понятия: | Репродуктивный уровень: | Вводная лекция | Индивидуальная. | |
«Средние века». | Называть хронологические рамки | с элементами беседы | Анализ иллюст- | |||
Исторические источни- | периода Средневековья. | раций учебника, | ||||
ки: письменные, веще- | Продуктивный уровень: | с. 6-11 | 01.09 | |||
ственные, изобразитель- | Объяснять значение понятий, со- | |||||
ные | ставлять описание средневековых памятников по историческим источникам | |||||
2 | Великое переселе- | Основные понятия: Ве- | Репродуктивный уровень: | Изложение нового | Индивидуальная. | |
ние народов и обра- | ликое переселение на- | Показывать на исторической кар- | материала с элемен- | Решение про- | 04.09 | |
зование варварских | родов, государство. | те территорию расселения гер- | тами организации | блемных зада- | ||
государств. § 1 | Исторические факты: | манских племен на территории | самостоятельной | ний. | ||
образование германских | Западной Римской империи; опи- | деятельности уча- | ||||
государств | сывать образ жизни, быт германских племен. Продуктивный уровень: Объяснять значение понятий; называть существенные черты процесса образования государства у германцев; систематизировать исторический материал в виде схемы «Управление государством франков». | щихся | Составление схемы, сравнительной таблицы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Творческий уровень: излагать суждения о деятельности и личности вождя франков Хлодвига | Участие в дискуссии | |||||
3 | Королевство франков. Возникновение, расцвет и распад империи Карла Великого. § 2, 3 | Основные понятия: франки, государство, империя. Исторические факты: образование и распад государства Каролингов. Исторические личности: Хлодвиг, Карл Мартелл, Карл Великий | Репродуктивный уровень: называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого. Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого. Творческий уровень: излагать суждения о причинах распада империи Карла Великого | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповая форма работы. Индивидуальная работа: составление сравнительной таблицы Участие в дискуссии | 08.09 |
4 | Христианская церковь в раннее Средневековье. § 2, с. 23-26 | Основные понятия: церковь, католичество, православие, Библия, церковная иерархия, духовенство, монастыри | Репродуктивный уровень: описывать устройство Христианской церкви; давать определение понятий | Изложение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся | Индивидуальная форма работы: составление схемы; | 11.09 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: изменения в положении Церкви, структура и иерархия духовенства, монашество, жизнь средневекового монастыря | Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы; организация Христианской церкви. Творческий уровень: излагать суждения о роли Христианской церкви в период раннего Средневековья | выполнение заданий в рабочих тетрадях. Участие в дискуссии | ||||
5 | Складывание феодальных отношений в странах Западной Европы. § 3, с. 33-37 | Основные понятия: сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феодальная раздробленность. Исторические факты: усиление власти майор-домов; бенефиций и феод | Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев раннефеодального общества. Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница» | Комбинированный урок с элементами анализа исторических документов | Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей тетради. Работа по составлению схемы. Анализ фрагментов исторического документа | 15.09 |
6 | Западная Европа в IХ-XI вв. § 4, с. 37-44 | Основные понятия: норманны, викинги. Исторические факты: норманнское завоевание, создание Священной Римской империи. Императоры и церковь | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи. Продуктивный уровень: сравнивать политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе | Комбинированный урок с элементами самостоятельной и исследовательской работы учащихся | Работа в парах. Составление сравнительной таблицы. Работа по выполнению заданий в рабочих тетрадях | 18.09 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
7 | Повторение | Систематизация и обобщение изученного материала | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | 22.09 | |||
Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч) | |||||||
8 | Византийское тысячелетие. § 6-7 | Основные понятия: басилевс, торговый путь из варяг в греки, базилика, иконопись, фреска. Исторические факты: политика Византии, торговые и культурные связи Византии и Руси, рождение христианского храма. Исторические личности: Юстиниан | Репродуктивный уровень: называть существенные признаки политического устройства Византии. Продуктивный уровень: сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к личности и деятельности императора Юстиниана | Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника | Групповая работа: анализ текста и иллюстраций учебника, с. 55-59. Участие в дискуссии | 25.09 | |
9 | Образование славянских государств. §8 | Основные понятия: миссионеры, глаголица, кириллица. Исторические факты: создание Болгарского царства, образование Чехии, Польши. Исторические личности: Кирилл, Мефодий, Симеон, Болеслав Храбрый | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте средневековые славянские государства. Продуктивный уровень: сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян в первые века н. э.; определять характерные черты процесса создания Вели-коморавского, Чешского и Польского государств. Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия | Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся | Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии. Работа с фрагментами исторического документа | 29.09 | |
1 | 2 | 3 | ' 4 | 5 | 6 | 7 | |
10 | Культура Западной и Центральной Европы в V-XI вв. §5,7 | Исторические факты: достижения в области образования, искусства, архитектуры и литературы | Репродуктивный уровень: называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. Продуктивный уровень: составлять описание средневековых памятников: храмов, произведений искусства и литературы; сравнивать современное обучение и обучение в период раннего Средневековья. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения | Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся | Групповая форма работы: участие в беседе. Сообщения учащихся по данной теме | 02.10 | |
Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв. (2 ч) | |||||||
11 | Арабский халифат и его распад. § 9 | Исторические факты: территория, занятия арабских племен, завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата. Продуктивный уровень: объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру | Изложение нового материала с постановкой проблемного задания | Работа в парах: анализ фрагмента исторического документа. Решение проблемного задания. Выполнение заданий в рабочих тетрадях для учащихся | Историческая карта «Арабы в VII-ГХ вв.». Рабочая тетрадь для учащихся, с. 28-31, №3,4. Хрестоматия по истории Средних веков, с. 143-150 06.10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
12 | Возникновение ислама. § 10 | Основные понятия: монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат. Исторические факты: путь пророка, распространение ислама. Исторические личности: Мухаммед | Репродуктивный уровень: давать определение понятий; называть имя основателя ислама. Продуктивный уровень: характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные представления мусульман и христиан | Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника и фрагмента исторического документа | Работа в парах | 09.10 |
Раздел II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (10 ч) Т е м а 4. Феодальное общество (5 ч) | ||||||
13 | Крестьяне и сеньоры. § 12 | Исторические факты: крестьянская община: ее функции и значение, повинности, быт и культура крестьян. Основные понятия: барщина, оброк, натуральное хозяйство | Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни крестьян; характеризовать основные признаки феодального общества. Продуктивный уровень: анализировать исторические явления на примере положения различных сословий. Творческий уровень: составлять рассказ «День феодала», включив в него описание различных сторон жизни данного сословия | Комбинированный урок | Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей тетради. Составление рассказа о быте и жизни феодалов, используя текст учебника и хрестоматии | 13.10 |
14 | Рыцарство: на войне и дома. § 11 | Основные понятия: рыцарь, турнир, герб, замок, рыцарская культура | Репродуктивный уровень: описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника | Урок-реконструкция исторического прошлого | Групповая форма работы | 16.10 |
1 | 2 | 3 | ' 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: вооружение и боевая тактика рыцарей, воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Кодекс рыцарской чести | Продуктивный уровень: раскрывать особенности рыцарской культуры. Творческий уровень: на основе текста учебника и дополнительной исторической литературы составить кодекс рыцарской чести | |||||
15 | Возникновение и расцвет средневековых городов. § 13-14 | Основные понятия: отделение ремесла от сельского хозяйства, коммуна, бюргеры, буржуа, городское самоуправление. Исторические факты: борьба городов с сеньорами, социальная структура города, организация управления, облик средневекового города | Репродуктивный уровень: описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города. Продуктивный уровень: раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа | Изложение нового материала с элементами лабораторной работы | Групповая форма работы | 20.10 |
16 | Ремесло и торговля в средневековой Европе. § 13, с. 109-115 | Основные понятия: мастер, подмастерье, цех, шедевр, ярмарка, ростовщики, менялы, банк | Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни городских ремесленников и купцов | Урок комплексного применения ЗУН | Групповая форма работы. Решение проблемного задания. Анализ фрагмента исторического документа | 23.10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: средневековое ремесло, цехи и их организация, торговые пути, возникновение банков, мировоззрение горожан | Продуктивный уровень: характеризовать роль ремесленных цехов в развитии средневекового производства; раскрывать особенности ведения средневековой торговли; сравнивать положение различных слоев общества на примере городского населения | |||||
17 | Повторение | Обобщение и систематизация изученного материала | Урок контроля, оценки, коррекции знаний | 27.10 | ||
Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. (2 ч) | ||||||
18 | Католическая церковь: путь к вершине могущества. §15, 14, с. 129-132 | Основные понятия: индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, отлучение от церкви, анафема, хождение в Каноссу. Исторические факты: разделение церквей, борьба папства и империи в XI в, основы могущества церкви, ереси, борьба церкви с еретиками | Репродуктивный уровень: называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей. Продуктивный уровень: раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать исторический материал в виде схемы. Творческий уровень: излагать суждения о связи средневековой истории с современностью | Изучение нового материала с постановкой проблемного задания | Работа в парах. Составление схемы. Участие в дискуссии | 30.10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
19 | Крестовые походы. §16 | Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден. Исторические факты: причины крестовых походов, участники крестовых походов,государства крестоносцев на Востоке, значение крестовых походов | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления Крестовых походов; называть участников религиозных движений. Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Индивидуальная форма работы. Анализ текста учебника, работа с исторической картой. Составление таблицы | 10.11 |
Тема 6. Страны Западной Европы в XI-XIV вв. (3 ч) | ||||||
20 | Франция: объединение страны. § 17 | Основные понятия: Генеральные штаты, сословная монархия. Исторические факты: слабость и сила королевской власти, сословная монархия, возникновение Генеральных штатов, конфликт с папством. Исторические личности: Филипп II Август, Филипп IV Красивый. Бонифаций VIII | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Групповая форма работы | 13.11 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; анализировать причины возникновения Генеральных штатов; систематизировать исторический материал в виде таблицы | ||||||
21 | Англия: от норманнского завоевания до парламента. §18 | Основные понятия: шериф, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент. Исторические факты: воздействие норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии, реформы Генриха Планта-генета, великая хартия вольностей, отличительные черты английского парламента. Исторические личности: Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки сословно-представительной монархии. Продуктивный уровень: раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции | Урок комплексного применения ЗУН | Групповая форма работы | 17.10 |
22 | Германия в ХII-XIV вв. § 23 | Основные понятия: междоусобица, курфюрст | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи. | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Групповая форма работы | 20.11 |
1 | 2 | 3 | ( 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
Исторические факты: борьба папства и императоров, колонизация земель западных славян, усиление князей и ослабление императорской власти во 2-й половины XIII-XIV вв. Исторические личности: Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Го-генштауфен | Продуктивный уровень: раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии; сравнивать исторические процессы на примере особенностей развития Германии. Творческий уровень: высказывать свои суждения об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной стороны | ||||||||||||
Раздел III. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (6 ч) Т е м а 7. Страны Западной Европы в XIV-XV вв. (3 ч) | |||||||||||||
23 | Крестьянские восстания во Франции в Англии. § 20 | Основные понятия: рабочее законодательство, ростовщичество. Исторические факты: ухудшение условий жизни европейцев в XTV в., освобождение крестьян от личной зависимости, обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Исторические личности: Уот Тайлер | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте ход восстаний; рассказывать о события и о бедствиях в жизни европейцев в XIV-XV вв. Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере воздействия последствий эпидемии чумы на экономику и общество; сравнивать исторические процессы на примере восстаний Жакерия и Уота Тайлера; систематизировать исторический материал в виде таблицы | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы. Индивидуальная работа | 24.11 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
24 | Столетняя война. §19 | Основные понятия: дофин, национальная независимость. Исторические факты: причины, этапы, ход, итоги войны. Исторические личности: Жанна д'Арк | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте ход войны; называть имена наиболее известных участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны. Продуктивный уровень: анализировать причины, характер войны и последствия. Творческий уровень: высказывать свое суждение о деятельности Жанны д'Арк и Карла VII | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповые формы работы | 27.10 | |||||||
25 | Усиление королевской власти во Франции, в Англии. §21 | Основные понятия: централизация, неограниченная власть короля, уния. Исторические факты: завершение объединения Франции, усиление королевской власти в Англии. Война Алой и Белой розы в Англии. Исторические личности: Людовик XI, Генрих VII Тюдор | Репродуктивный уровень: рассказывать о завершении процесса централизации Франции; о событиях войны Алой и Белой розы; показывать на исторической карте процесс завершения объединения страны. Продуктивный уровень: сравнивать процесс объединения в различных странах Европы; давать оценку деятельности Людовика XI и Генриха VII | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | 01.12 | |||||||
Тема 8. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв. (2 ч) | |||||||||||||
26 | Гуситское движение в Чехии. § 25 | Основные понятия: сейм, гуситы, табориты, умеренные | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте ход гуситского движения; называть участников гуситского движения | Изучение нового материала на основе анализа теста учебника и беседы | Групповые формы работы | 04.12 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: социальные, этнические, религиозные противоречия, гуситские войны и их значение. Исторические личности: Ян Гус, Ян Жижка | Продуктивный уровень: анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать исторический материал в виде таблиц и схем. Творческий уровень: давать оценку деятельности руководителям гуситских войн | |||||
27 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. § 26 | Основные понятия: турки-османы, янычары, блокада, церковная уния. Исторические факты: усиление Османской империи, османские завоевания на Балканах, Флорентийская уния | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территории, завоеванные турками-османами; рассказывать о событиях, связанных с завоеваниями турков-османов, о последних веках существования Византийской империи. Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи | Организация самостоятельной работы учащихся | Индивидуальная работа | 08.12 |
28 | Повторение | Обобщение и систематизация изученного материала | Урок закрепления знаний | 11.12 |
1 2 3 4 5 6 7 7 | ||||||
ИСТОРИЯ РОССИИ Раздел I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (22 ч) Тема 1. Русь Древняя (12 ч) | ||||||
29 | Введение. Что изучает история Отечества (ГХ-XV вв.), с. 5-6 | Исторические события: история России - часть всемирной истории, история края - часть истории России | Репродуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком. Продуктивный уровень: выявлять типологию исторических источников по истории России | Вводная лекция с элементами беседы | 15.12 | |
30 | Восточные славяне. §1 | Основные понятия: родовая община, племя, производящее хозяйство, Великое переселение народов, индоевропейцы. Исторические факты: происхождение и расселение восточных славян, занятия, быт, верования, родоплеменные отношения | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян. Продуктивный уровень: анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян | Изучение нового материала | Групповые формы работы | 18.12 |
31 | Соседи восточных славян. § 2 | Основные понятия: колонизация, каганат, дань. Исторические факты: Великое переселение народов и участие в нем восточных славян, взаимоотношения славян, аваров, хазар, болгар | Репродуктивны й уровень: показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе. Продуктивный уровень: анализировать взаимоотношения славян и их соседей | Изучение нового и первичного закрепления нового материала | Индивидуальная работа | Рабочая тетрадь для учащихся по истории России, с. 6-8 22.12 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
32-33 | Формирование Древнерусского государства. § 3-4 | Основные понятия: государство, Русь, варяги, норманнская теория, дань, полюдье, печенеги. Исторические факты: причины образования государства, образование 2 политических центров Руси: Новгород и Киев, путь «из варяг в греки», объединение Олегом двух русских государственных центров, управление в Древнерусском государстве | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян. Продуктивный уровень: сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа. Творческий уровень: проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы. Индивидуальная работа | 25.12 |
34-35 | Первые русские князья. § 4-5 | Основные понятия: дань, полюдье, погосты, уроки, Крещение, христианство. Русская Православная церковь | Репродуктивны й уровень: давать определение понятий; показывать на исторической карте походы первых русских князей; рассказывать о главном событии правления князя Владимира. Продуктивный уровень: объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством. | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Групповые формы работы | 12.01 15.01 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: походы Олега на Византию, реформа Ольги, походы Святослава, Крещение Руси. Исторические личности: Князь Олег, князь Игорь, князь Святослав, княгиня Ольга, князь Владимир | Раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Творческий уровень: высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей | |||||
36-37 | Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. § 5-6 | Основные понятия: усобица, политика, посадник, наместник, династический брак, феодальные владения, древнерусская народность. Исторические факты: усобица сыновей Святослава, внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население. Исторические личности: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб | Репродуктивный уровень: рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн. Продуктивный уровень: анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого. Творческий уровень: проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу | Индивидуальная работа | 19.01 |
38 | Культура Древней Руси. § 7 | Основные понятия: миниатюра, патриотизм, житие, фреска, мозаика | Репродуктивный уровень: составлять описание памятников древнерусской культуры | Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями | 22.01 |
1 | 2 | 3 | 1 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: особенности древнерусской культуры, устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество. Исторические личности: летописец Нестор | Продуктивный уровень: выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру. Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы подготовить реферат «Культурное наследие восточных славян» | |||||
39 | Быт и нравы Древней Руси. § 8 | Исторические факты: быт высших и низших слоев населения, складывание местных особенностей культуры в период раздробленности | Репродуктивный уровень: описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси. Продуктивный уровень: выявлять особенности местной культуры. Творческий уровень: проводить поиск необходимой информации из дополнительной литературы | Урок с элементами анализа и самостоятельной деятельности учащихся | 26.01 | |
40 | Повторение | Урок контроля, оценки, коррекции знаний | ||||
Тема 2. Политическая раздробленность Руси (10 ч) | ||||||
41 | Начало периода раздробленности на Руси. § 9 | Основные понятия: раздробленность экономика, эксплуатация, удел | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности: | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Индивидуальная работа | 29.01 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Исторические факты: | давать определение понятий; на- | ||||||
экономические, соци- | зывать причины междоусобной | ||||||
альные, политические | борьбы русских князей. | ||||||
причины распада, поло- | Продуктивный уровень: | ||||||
жительные и отрица- | выявлять причины феодальной | ||||||
тельные последствия | раздробленности; раскрывать ре- | ||||||
периода раздробленно- | форматорский характер деятель- | ||||||
сти, образования само- | ности Владимира Мономаха. | ||||||
стоятельных княжеств и земель. | Творческий уровень: излагать суждения о причинах, | ||||||
Исторические лично- | положительных и отрицательных | ||||||
сти: Владимир Моно- | последствиях политической раз- | ||||||
мах | дробленности русских земель | ||||||
42- | Главные политиче- | Основные понятия: | Репродуктивный уровень: | Урок комплексного | Групповые фор- | ||
43 | ские центры Руси. | удел, аристократия, рес- | показывать на исторической кар- | применения ЗУН | мы работы | 03.02 | |
§ 10-11 | публика, дворянство, посадник, тысяцкий. Исторические факты: особенности развития Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель. Новгородская земля: особенности экономического и политического развития. Аристократическая республика. Основание Москвы | те крупнейшие политические центры; описывать занятия, образ жизни населения, нравы, отношения между князьями в Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской, Новгородской землях. Продуктивный уровень: сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности; выявлять особенности политического развития каждого княжества | 05.03 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические личности: Ярослав Осмо-мысл, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюб-ский, Всеволод Большое Гнездо | Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы подготовить сообщение «Политический портрет русских князей» | Индивидуальная работа | ||||
44-45 | Монголо-татарское нашествие на Русь. §12 | Основные понятия: монголо-татары, стан, Золотая Орда. Исторические факты: территория расселения, хозяйство, военная организация монголо-татар. Завоевательные походы. Нашествие хана Батыя. Оборона русских городов. Зависимость Руси от Золотой Орды. Исторические личности: Чингисхан, хан Батый | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар. Продуктивный уровень: выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей. Творческий уровень: излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | 09.01 12.02 |
46-47 | Борьба Руси с западными завоевателями. § 13-14 | Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы | Репродуктивный уровень: давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые и индивидуальные формы работы | 16.02 19.02 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: завоевания крестоносцев в Прибалтике. Образование немецких орденов и Литовского княжества. Невская битва. Ледовое побоище. Причины успешного отражения агрессии с запада. Исторические личности: Александр Невский | Продуктивный уровень: раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища. Творческий уровень: высказывать суждение о деятельности и личности Александра Невского | |||||
48 | Русь и Золотая Орда в XIII веке. § 14 | Основные понятия: баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго. Исторические факты: формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Последствия ига. Политика русских князей по отношению к Золотой Орде. Восстания в русских городах. Исторические личности: Александр Невский | Репродуктивный уровень: называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества. Продуктивный уровень: раскрывать экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Индивидуальная работа | 24.02 |
49 | Культура русских земель в ХП-ХШ веках. § 16 | Основные понятия: архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный | Репродуктивный уровень: составлять описание памятников русской культуры в данный период. | Выступление учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями | 27.02 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: особенности русской культуры. Накопление научных знаний. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Исторические личности: Дмитрий Солунский | Продуктивный уровень: раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру. Творческий уровень: выявление исторических процессов на основе произведения «Слово о полку Игореве» | |||||
50 | Повторение | Систематизация и обобщение материала | Урок контроля, оценки, коррекции знаний | 03.03 | ||
Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVI вв.) (18 ч) Тема 1. Русь Московская (6 ч) | ||||||
51-52 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. § 17, 18 | Основные понятия: вотчинное землевладение, централизация, русское государство. Исторические факты: причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба за первенство Москвы и Твери. Исторические личности: Иван Калита | Репродуктивный уровень: давать определение понятий; показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси. Продуктивный уровень: выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Групповые формы работы | 05.03 |
53-54 | Москва - центр борьбы с ордынским владычеством | Основные понятия: централизация, национальное самосознание | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы. | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Групповые формы работы | 12.03 16.03 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Куликовская битва. §19-20 | Исторические факты: рост территории и влияния Московского княжества. Москва - центр объединения русских земель. Превращение Москвы в религиозный центр. Начало открытой борьбы с Золотой Ордой. Причины победы русских войск. Значение Куликовской битвы. Исторические личности: Дмитрий Донской. Сергий Радонежский | Продуктивный уровень: выявить причины победы Москвы над Тверью; раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре. Творческий уровень: высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период | Анализ учебного текста и фрагментов исторического документа | Индивидуальная работа | ||
55 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. § 20 | Основные понятия: единое русское государство, уния, «государь всея Руси». Исторические факты: подчинение Новгорода Москве. Стояние на реке Угре. Патриотический подъем на Руси и роль Православной церкви. Свержение ордынского ига. Присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве. Исторические личности: Иван III, Василий Ш | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Продуктивный уровень: раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси»; систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы составить политический портрет Ивана Ш, Василия III | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | 19.03 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 7 |
56 | Повторение | Обобщение и систематизация знаний | Урок контроля, оценки, коррекции знаний | 23.03 | ||
Тема 2. Россия в XVI веке (12 ч) | ||||||
57 | Московское государство в конце XV -начале XVI века. §21 | Основные понятия: Боярская дума, кормление, местничество, налоги, пожилое, поместье, помещик. Юрьев день. Исторические факты: становление централизованного государства и самодержавной власти. Поместная система и служилые сословия. Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. Исторические личности: Иван III | Репродуктивный уровень: давать определение понятий. Продуктивны й уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях | Изучение нового материала | Индивидуальная работа | 02.04 |
58 | Церковь и государство в конце XV -начале XVI века. §22 | Основные понятия: благотворительность, дьякон, нестяжатели и иосифляне, ересь. Исторические факты: распространение монастырей. Попытка создания унии Католической и Православной церквей. Взаимоотношения Церкви и великих князей. Церковь и ереси. Избрание митрополита | Репродуктивный уровень: давать определение понятий. Продуктивный уровень: раскрывать роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской властей. Творческий уровень: высказывать суждение о значении деятельности церковных деятелей | Изучение нового материала | Индивидуальная работа | 06.04 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические личности: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Зосим | ||||||
59 | Начало правления Ивана Грозного и реформы Избранной рады. § 23 | Основные понятия: боярское правление, дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное государство. Исторические факты: реформы 50-х гг. Избранная рада. Земские соборы. Сословно-представительная монархия. Стоглавый собор. Исторические личности: Елена Глинская, Иван IV, А. Курбский, А. Адашев | Репродуктивный уровень: рассказывать о правлении Е. Глинской, детстве Ивана IV; описывать условия, влиявшие на формирование личности Ивана rv. Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Сравнивать систему правления государством при Иване Ш и Иване IV; характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады. Творческий уровень: составление характеристики Ивана IV с точки зрения взглядов современников Ивана IV и современной исторической науки | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Индивидуальная работа | 10.04 |
60-61 | Внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война. §24 | Основные понятия: засечная черта, протекторат, Речь Посполитая, острог | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. Продуктивный уровень: характеризовать причины успехов и неудач внешней политики. | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | 13.04 16.04 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Исторические факты: присоединение Казанского и Астраханского ханств, строительство засечных черт, оборона России от набегов со стороны Крымского ханства. Ливонская война. Причины успехов внешней политики России на Востоке и неудач на Западе. Исторические личности: Иван IV, И. П. Шуйский, А. Курбский | Раскрывать значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств | ||||||
62-63 | Внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина. § 25 | Основные понятия: опричнина, земщина, неограниченная диктатура, посад, крепостное право. Исторические факты: причины появления опричнины, ее сущность. Митрополит Филипп. Опричнина в ряду аналогичных событий в других странах Европы XVI века. Исторические личности: Иван IV | Репродуктивный уровень: называть существенные черты политического устройства при Иване IV. Продуктивный уровень: раскрывать причины падения Избранной рады и введения опричнины; характеризовать сущность опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | 20.04 23.04 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
64-65 | Русская культура и быт XVI века. §26-28 | Основные понятия: кафтан, полати, шатровый стиль, эпос, публицистика, «Домострой». Исторические факты: влияние событий XVI века на характер русской культуры. Народное творчество и его герои. Зарождение русского книгопечатания. XVI век - век публицистики. Рождение шатрового стиля. Исторические личности: Дионисий, И. Федоров, Феофан Грек, Андрей Рублев | Репродуктивный уровень: составлять описание памятников русской культуры. Продуктивный уровень: выявить влияние событий XVI века на характер русской культуры. Раскрывать историческое значение возникновение книгопечатания. Творческий уровень: на основе разных исторических и литературных источников подготовить сообщение о быте русского народа в XVI веке | Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями / | 27.04 30.04 | ||
66 | Повторение | Обобщать и систематизировать исторический материал | Урок контроля, оценки, коррекции знаний | ||||
67-68- резервное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по всемирной истории 5 класс "История древнего мира" по ФГОС
Данная рабочая образовательная программа предназначена для преподавания курса всеобщей истории в 5 классе. При составлении рабочей образовательной программы учтены требования Федерального ...
Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа по Всеобщей истории по учебнику Вигасина А.А....
Рабочая программа по всеобщей истории 5 класс ФГОС
Программа разработана на основе ФГОС по учебнику "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс" Авторы А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая...
Рабочая программа по всеобщей истории 5 класс ФГОС
Рабочая программа по всеобщей истории 5 класс, ФГОС, для вечерних школ. Составлена к учебнику Винасин А.А., Годер Г.И. История древнего мира....
Рабочая программа по всеобщей истории 6 класс ФГОС
Рабочая программа по всеобщей истории 6 класс ФГОС, для вечерних школ. Составлена к учебнику Агибаловой Е.В., Донского Г.М. История Средних веков...
Пояснительная записка к рабочей программе по всеобщей истории 5 класс ФГОС
Пояснительна записка .Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в РФ»(от 29.12.2012), требований ФГОС основного общего образования второго поколения,...
Пояснительная записка к рабочей программе по всеобщей истории 6 класс ФГОС
Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образова...