Рабочая программа по ОБЖ 10 класс (учебник Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю. Тараканов)
рабочая программа по обж (10 класс)
Рабочая программа к учебнику Э. Н. Аюбова, Д. З. Прищепова, М. В. Мурковой, А. Ю. Тараканова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательных организаций составлена в соответствии Ф.З. "Об образовании в Р.Ф." № 273-ФЗ от 29.12.2012г. с изменениями и дополнениями, Федерального государственного образовательного стандарта основного среднего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzh_10_klass.docx | 59.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по учебному предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
на учебный год
Уровень образования среднее общее образование
Уровень программы базовый
Класс 10
Срок освоения программы 1 год
Рабочую программу разработала преподаватель-организатор ОБЖ Данченко Е.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету основы безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ) для 10 класса составлена в соответствии:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. с изменениями и дополнениями;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413, с изменениями и дополнениями;
- Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» №254 от 20 мая 2020г. с изменениями и дополнениями;
- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 №2/16-з);
- Рабочая программа к учебнику Э. Н. Аюбова, Д. З. Прищепова, М. В. Мурковой, А. Ю. Тараканова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / авт.-сост. М. В. Муркова, А. А. Луховицкая. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2021;
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ № 5» г. Курчатова;
- Учебного плана МБОУ «СОШ № 5» г. Курчатова Курской области;
- Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).
Учебно-методическое обеспечение урока ОБЖ учебник для 10 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю. Тараканов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2021г.
В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Данная программа играет важную роль в формирование современного уровня культуры безопасности, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету основы безопасности жизнедеятельности. Предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.
Специфика содержания предмета ОБЖ заключается в следующем:
- учет основных закономерностей развития теории безопасности;
- интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
- направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
Целью изучения и освоения рабочей программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у выпускника культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире, получение им начальных знаний в области обороны и начальная индивидуальная подготовка по основам военной службы в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС СОО.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на решение следующих задач:
- воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
- формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей и задач обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Планируемые результаты освоения учебного предмета ОБЖ
Планируемые результаты освоения рабочей программы обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения тематики рабочей программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждого раздела рабочей программы.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов
Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности , антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
Личностные результаты обучения:
- проявлять российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- проявлять гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; (Информация об изменениях: Подпункт 6 изменен с 7 августа 2017 г.- Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613)
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
Метапредметные результаты обучения:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Предметные результаты обучения:
- сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
- знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
- сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
- сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
- знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
- знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
- умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина допризыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
- знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
- владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования:
Ученик на базовом уровне научится:
Основы комплексной безопасности
- комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения;
- использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
- оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
- объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;
- действовать согласно указанию на дорожных знаках;
- пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;
- прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
- составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);
- комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
- использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
- оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
- распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
- описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
- определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;
- опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;
- опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
- пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды;
- прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
- составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;
- распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
- соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
- использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
- пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;
- прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;
- применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби;
- распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
- использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;
- пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
- прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
- составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
- комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;
- приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;
- использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля;
- действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
- вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
- прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
- составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации
- характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;
- объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
- оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
- раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;
- объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;
- комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
- описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
- пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности;
- использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
- распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
- распознавать симптомы употребления наркотических средств;
- описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;
- использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью;
- описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;
- описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
- составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.
Основы здорового образа жизни
- комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни;
- использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав;
- оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
- описывать факторы здорового образа жизни;
- объяснять преимущества здорового образа жизни;
- объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
- описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
- раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
- распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;
- пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
- комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи;
- использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
- оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
- отличать первую помощь от медицинской помощи;
- распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;
- оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
- вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
- выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
- действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;
- составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему;
- комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения;
- использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
- оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;
- классифицировать основные инфекционные болезни;
- определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
- действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага.
Основы обороны государства
- комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны государства;
- характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
- описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;
- приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
- приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
- раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
- разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;
- оперировать основными понятиями в области обороны государства;
- раскрывать основы и организацию обороны РФ;
- раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
- объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
- описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время;
- характеризовать историю создания ВС РФ;
- описывать структуру ВС РФ;
- характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
- распознавать символы ВС РФ;
- приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.
Правовые основы военной службы
- комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы;
- использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
- оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;
- раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ;
- характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
- раскрывать организацию воинского учета;
- комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
- использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыву, контракту;
- описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
- объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского звания;
- различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
- описывать основание увольнения с военной службы;
- раскрывать предназначение запаса;
- объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
- раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
- объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементы начальной военной подготовки
- комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
- использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;
- оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
- выполнять строевые приемы и движение без оружия;
- выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
- выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
- приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
- описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
- выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;
- описывать порядок хранения автомата;
- различать составляющие патрона;
- снаряжать магазин патронами;
- выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
- описывать явление выстрела и его практическое значение;
- объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника;
- объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
- выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;
- объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
- выполнять изготовку к стрельбе;
- производить стрельбу;
- объяснять назначение и боевые свойства гранат;
- различать наступательные и оборонительные гранаты;
- описывать устройство ручных осколочных гранат;
- выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
- выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
- объяснять предназначение современного общевойскового боя;
- характеризовать современный общевойсковой бой;
- описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;
- выполнять приемы «К бою», «Встать»;
- объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
- выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
- определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов;
- передвигаться по азимутам;
- описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1);
- применять средства индивидуальной защиты;
- действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
- описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
- раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
- выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность
- раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
- объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
- оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности;
- характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях;
- использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
Основы комплексной безопасности
- объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее .
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
- устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму
- формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
- формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
- формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму.
Основы здорового образа жизни
- использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
Основы обороны государства
- объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;
- приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.
Элементы начальной военной подготовки
- приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;
- определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;
- выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;
- выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;
- описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
- выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;
- описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;
- выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта (ОЗК).
Военно-профессиональная деятельность
- выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военно-учетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России;
- оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Содержание учебного предмета ОБЖ
Раздел I. Основы комплексной безопасности
- Транспортная безопасность – молодым и будущим водителям. Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Основные понятия. Категории транспортных средств. Правила движения на велосипеде и мопеде (скутере). Знаки безопасности
- Современные молодёжные хобби.
Что такое хобби. Экстремальные хобби. Компьютерные и информационные технологии
Раздел 2. Защита населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
- Гражданская оборона.
История создания гражданской обороны. Правовые основы организации и ведения гражданской обороны. Мероприятия по гражданской обороне. Руководство гражданской обороны. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны
- Специальная обработка. Средства индивидуальной и коллективной защиты населения.
Специальная обработка. Медицинские средства индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД). Средства индивидуальной защиты кожи (СИЗК). Приборы дозиметрического контроля. Средства коллективной защиты населения. Использование защитных сооружений в мирное время
- Роль государства и общественных организаций в защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Решение проблем безопасности. Правовые основы в области защиты от ЧС. Роль общественных организаций в обеспечении безопасности общества и государства. Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ). Российский Красный Крест (РКК)
- Пожарная безопасность.
Правовые аспекты пожарной безопасности. Система противопожарной защиты в учреждениях и на предприятиях. Требования к устройству системы противопожарной защиты в школе.
- Основы радиационной безопасности.
Радиационная безопасность. Основные принципы радиационной безопасности. Радиационная безопасность на объекте.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму
- Терроризм, экстремизм, наркотизм.
Терроризм и экстремизм. Наркотизм.
- Способы противодействия вовлечению в экстремистскую, террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических веществ.
Роль СМИ в сети Интернет в противодействии экстремистской деятельности. Противодействие распространению и употреблению наркотических средств.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
- Здоровый образ жизни как основа благополучия.
Здоровье и здоровый образ жизни. Составляющие здорового образа жизни.
- Профилактика курения, употребления алкоголя, наркомании.
Вредные привычки. Профилактика табакокурения. Употребление алкоголя. Роль государства в борьбе с употреблением алкоголя. Наркомания.
- Репродуктивное здоровье человека.
Феномен любви. Брачный возраст. Аборт. Инфекции, предаваемые половым путем.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
- Правовые основы оказания первой помощи
Документы, регламентирующие оказание первой помощи. Оказание первой помощи пострадавшему. Алгоритм оказания первой помощи.
- Порядок действий по оказанию первой помощи в различных ситуациях.
Действия по оказанию первой помощи. Действия при ответе дежурному оператору. Действия при встрече врача.
- Раны. Кровотечения.
Раны. Первая помощь при ранении. Основные виды бинтовых повязок. Виды кровотечений. Способы остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений. Первая помощь при иных видах кровотечения.
- Травмы опорно-двигательного аппарата.
Виды травм опорно-двигательного аппарата. Переломы. Травмы грудной клетки. Травмы костей таза. Перелом позвоночника.
- Политравмы. Правила и способы переноса пострадавших.
Политравмы. Первая помощь при политравмах. Порядок и способы переноса пострадавших
Раздел 6. Основы обороны государства.
- Защита населения от оружия массового поражения. Ядерное оружие.
Оружие массового поражения. Поражающие факторы ядерного оружия и защита от них.
- Химическое оружие. Биологическое оружие.
Химическое оружие. Характер воздействия отравляющих веществ на организм человека, первая помощь и способы защиты. Биологическое (бактериологическое) оружие.
- Зажигательное оружие и нетрадиционные виды оружия.
Зажигательное оружие. Нетрадиционные виды оружия.
- Основы оповещения населения в военное время и при угрозе ЧС. Эвакуационные мероприятия.
Оповещение. Примеры текстов сообщений и порядок действий населения. Эвакуационные мероприятия в военное время.
- История Вооружённых Сил Российской Федерации.
Времена древних славян. От княжеских дружин к стрелецкому войску. Военные реформы Петра 1. Военные реформы 1860-1878-х гг. военные реформы Вооруженных Сил России в 20-21 веках.
- Структура и основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды войск.
Задачи ВСРФ. Структура Вооруженных Сил РФ. Сухопутные войска. Военно-космические силы (ВКС) ВКС РФ. Военно-Морской флот (ВМФ)
- Рода войск ВС РФ.
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Воздушно-десантные войска (ВДВ)
Раздел 7. Правовые основы военной службы.
- Воинская обязанность и военная служба. Подготовка граждан к военной службе.
Воинская обязанность. Военная служба. Подготовка граждан к военной службе. Задачи обучения граждан начальным знаниям в области обороны. Добровольная подготовка.
- Первоначальная постановка граждан на воинский учет.
Правовые основы воинского учета. Порядок постановки на воинский учет. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
- Военная присяга. Боевое знамя воинской части.
Приведение к Военной присяге. Боевое знамя
- Устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Устав. Устав внутренней службы. Дисциплинарный устав. Устав гарнизонной и караульной служб. Строевой устав
- Общие обязанности военнослужащих.
Общие обязанности военнослужащих. Взаимоотношения между военнослужащими.
- Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих. Воинские звания.
Военная форма одежды. Знаки различий военнослужащих. Воинские звания.
- Размещение и быт военнослужащих.
Размещение военнослужащих. Распорядок дня военнослужащих. Боевая подготовка. Подъем по тревоге.
Раздел 8. Элементы начальной военной подготовки.
- Строевая подготовка
Задачи строевой подготовки. Основные термины строевой подготовки. Виды строя. Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю. Управление строем. Строевые приемы без оружия. Воинское приветствие.
- Огневая подготовка
Автомат Калашникова как основной вид стрелкового оружия ВС РФ. Хранение и сбережение автоматов. Ведение огня с автоматом Калашниковым. Ручные осколочные гранаты. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами
Раздел 10. Военно-профессиональная деятельность.
- Военные профессии
Виды высших военно-учебных заведений ВС РФ. Подготовка специалистов в области безопасности
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
( с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы)
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Тема раздела | Кол-во часов | Формы контроля |
1. | Основы комплексной безопасности | 2 | Транспортная безопасность – молодым и будущим водителям. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. | 1 | Устный опрос |
Современные молодёжные хобби. | 1 | Устный опрос | |||
2. | Защита населения от опасных и чрезвычайных ситуаций | 5 | Гражданская оборона. | 1 | Самостоятельная работа |
Специальная обработка. Средства индивидуальной и коллективной защиты населения. | 1 | Устный опрос, практическая работа | |||
Роль государства и общественных организаций в защите населения от чрезвычайных ситуаций. | 1 | Устный опрос | |||
Пожарная безопасность. | 1 | Устный опрос | |||
Основы радиационной безопасности. | 1 | Устный опрос | |||
3. | Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации | 2 | Терроризм, экстремизм, наркотизм. | 1 | Самостоятельная работа |
Способы противодействия вовлечению в экстремистскую, террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических веществ. | 1 | Устный опрос | |||
4. | Основы здорового образа жизни | 3 | Здоровый образ жизни как основа благополучия. | 1 | Тестирование Практическая работа |
Профилактика курения, употребления алкоголя, наркомании. | 1 | Устный опрос | |||
Репродуктивное здоровье человека. | 1 | Устный опрос | |||
5. | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 5 | Правовые основы оказания первой помощи | 1 | Практическая работа |
Порядок действий по оказанию первой помощи в различных ситуациях. | 1 | Устный опрос | |||
Раны. Кровотечения. | 1 | Устный опрос | |||
Травмы опорно-двигательного аппарата. | 1 | Самостоятельная работа | |||
Политравмы. Правила и способы переноса пострадавших. | 1 | Тестирование | |||
6. | Основы обороны государства | 7 | Защита населения от оружия массового поражения. Ядерное оружие. | 1 | Устный опрос |
Химическое оружие. Биологическое оружие. | 1 | Устный опрос | |||
Зажигательное оружие и нетрадиционные виды оружия. | 1 | Устный опрос | |||
Основы оповещения населения в военное время и при угрозе ЧС. Эвакуационные мероприятия. | 1 | Устный опрос Самостоятельная работа | |||
История Вооружённых Сил Российской Федерации. | 1 | Устный опрос | |||
Структура и основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды войск. | 1 | Устный опрос | |||
Рода войск ВС РФ. | 1 | Устный опрос | |||
7. | Правовые основы военной службы | 7 | Воинская обязанность и военная служба. Подготовка граждан к военной службе. | 1 | Самостоятельная работа |
Первоначальная постановка граждан на воинский учет. | 1 | Устный опрос | |||
Военная присяга. Боевое знамя воинской части. | 1 | Устный опрос | |||
Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. | 1 | Устный опрос | |||
Общие обязанности военнослужащих | 1 | Устный опрос | |||
Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих. Воинские звания | 1 | Устный опрос, самостоятельная работа | |||
Размещение и быт военнослужащих. | 1 | Устный опрос | |||
8. | Элементы начальной военной подготовки | 2 | Строевая подготовка | 1 | Практическая работа |
Огневая подготовка | 1 | Практическая работа | |||
9. | Военно-профессиональная деятельность | 1 | Военные профессии | 1 | Устный опрос |
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Рабочая программа для 6 класса. – учебник Л.Л.Босова
Рабочая программа Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010...
2 .Рабочая программа для 9 класса- учебник Л.Л. Босова
Рабочая программа для 9 класса - 68 часов...
3. Рабочая программа для 8 класса - учебник Л.Л.Босова
Рабочая программа для 8 класса...
Рабочая программа к 6 классу.Учебник Spot Light .
Данная рабочая программа 6 класс к учебнику Spot Light составлена с учётом требований ФГОС, содержит основательную пояснительную записку....
Рабочай программа по Основам безопасности жизнедеятельности 8 класс (учебник Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю. Тараканов)
Рабочая программа к учебнику Э. Н. Аюбова, Д. З. Прищепова, М. В. Мурковой, А. Ю. Тараканова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса общеобразовательных организаций составлена...
Рабочая программа по ОБЖ 9 класс (учебник Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю.Тараканов)
Рабочая программа к учебнику Э. Н. Аюбова, Д. З. Прищепова, М. В. Мурковой, А. Ю. Тараканова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса общеобразовательных организаций составлена...
Рабочая программа по ОБЖ 11 класс (учебник Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю. Тараканов)
Рабочая программа к учебнику Э. Н. Аюбова, Д. З. Прищепова, М. В. Мурковой, А. Ю. Тараканова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса общеобразовательных организаций составлен...