Рабочая программа по ОБЖ 10 класс (учебник Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю. Тараканов)
рабочая программа по обж (10 класс)

Данченко Елена Владимировна

Рабочая программа к учебнику Э. Н. Аюбова, Д. З. Прищепова, М. В. Мурковой, А. Ю. Тараканова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательных организаций составлена в соответствии Ф.З. "Об образовании в Р.Ф." № 273-ФЗ от 29.12.2012г. с изменениями и дополнениями, Федерального государственного образовательного стандарта основного среднего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_10_klass.docx59.21 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по     учебному предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности»

на                 учебный год

Уровень образования  среднее общее образование

Уровень программы  базовый

Класс   10

Срок освоения программы 1 год

Рабочую программу разработала преподаватель-организатор ОБЖ Данченко Е.В.

                                                                         

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету основы безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ) для 10 класса составлена в соответствии:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. с изменениями и дополнениями;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413, с изменениями и дополнениями;
  3. Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» №254 от 20 мая 2020г. с изменениями и дополнениями;
  4. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 №2/16-з);
  5. Рабочая программа к учебнику Э. Н. Аюбова, Д. З. Прищепова, М. В. Мурковой, А. Ю. Тараканова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / авт.-сост. М. В. Муркова, А. А. Луховицкая. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2021;
  6. Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ № 5» г. Курчатова;
  7. Учебного плана МБОУ «СОШ № 5» г. Курчатова Курской области;
  8. Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).

 Учебно-методическое обеспечение урока ОБЖ учебник для 10 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю. Тараканов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2021г.

В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Данная  программа  играет важную роль в формирование современного уровня культуры безопасности, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету основы безопасности жизнедеятельности. Предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.

Специфика содержания предмета ОБЖ заключается в следующем:

  • учет основных закономерностей развития теории безопасности;
  • интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
  • направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

Целью изучения и освоения рабочей программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у выпускника культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире, получение им начальных знаний в области обороны и начальная индивидуальная подготовка по основам военной службы в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС СОО.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на решение следующих задач:

  • воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей и задач обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Планируемые результаты освоения учебного предмета ОБЖ

Планируемые результаты освоения рабочей программы обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения тематики рабочей программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждого раздела рабочей программы.

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности , антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

Личностные результаты обучения:

  • проявлять российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • проявлять гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; (Информация об изменениях: Подпункт 6 изменен с 7 августа 2017 г.- Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613)
  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  • принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Метапредметные результаты обучения:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты обучения:

  • сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
  • знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
  • сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
  • сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
  • знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
  • знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
  • умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина допризыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
  • знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
  • владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

 

В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования:

Ученик на базовом уровне научится:

Основы комплексной безопасности

  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
  • оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
  • объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;
  • действовать согласно указанию на дорожных знаках;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;
  • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
  • составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);
  • комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
  • оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
  • распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
  • описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
  • определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;
  • опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;
  • опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды;
  • прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
  • составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;
  • распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
  • соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
  • использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;
  • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;
  • применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби;
  • распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
  • использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
  • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
  • составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;
  • приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;
  • использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля;
  • действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
  • вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
  • прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
  • составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации

  • характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;
  • объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
  • оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
  • раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;
  • объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;
  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
  • описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
  • пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
  • распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
  • распознавать симптомы употребления наркотических средств;
  • описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;
  • использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью;
  • описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;
  • описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
  • составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.

Основы здорового образа жизни

  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав;
  • оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
  • описывать факторы здорового образа жизни;
  • объяснять преимущества здорового образа жизни;
  • объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
  • описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
  • раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
  • распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
  • оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
  • отличать первую помощь от медицинской помощи;
  • распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;
  • оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
  • вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
  • выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
  • действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;
  • составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему;
  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения;
  • использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
  • оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;
  • классифицировать основные инфекционные болезни;
  • определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
  • действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага.

Основы обороны государства

  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны государства;
  • характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
  • описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;
  • приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
  • приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
  • раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
  • разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;
  • оперировать основными понятиями в области обороны государства;
  • раскрывать основы и организацию обороны РФ;
  • раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
  • объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
  • описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время;
  • характеризовать историю создания ВС РФ;
  • описывать структуру ВС РФ;
  • характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
  • распознавать символы ВС РФ;
  • приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.

Правовые основы военной службы

  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы;
  • использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
  • оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;
  • раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ;
  • характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
  • раскрывать организацию воинского учета;
  • комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
  • использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыву, контракту;
  • описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
  • объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского звания;
  • различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
  • описывать основание увольнения с военной службы;
  • раскрывать предназначение запаса;
  • объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
  • раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
  • объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.

Элементы начальной военной подготовки

  • комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
  • использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;
  • оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
  • выполнять строевые приемы и движение без оружия;
  • выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
  • выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
  • приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
  • описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
  • выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;
  • описывать порядок хранения автомата;
  • различать составляющие патрона;
  • снаряжать магазин патронами;
  • выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
  • описывать явление выстрела и его практическое значение;
  • объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника;
  • объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
  • выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;
  • объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
  • выполнять изготовку к стрельбе;
  • производить стрельбу;
  • объяснять назначение и боевые свойства гранат;
  • различать наступательные и оборонительные гранаты;
  • описывать устройство ручных осколочных гранат;
  • выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
  • выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
  • объяснять предназначение современного общевойскового боя;
  • характеризовать современный общевойсковой бой;
  • описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;
  • выполнять приемы «К бою», «Встать»;
  • объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
  • выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
  • определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов;
  • передвигаться по азимутам;
  • описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1);
  • применять средства индивидуальной защиты;
  • действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
  • описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
  • раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
  • выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.

Военно-профессиональная деятельность

  • раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
  • объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
  • оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности;
  • характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях;
  • использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:

Основы комплексной безопасности

  • объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее .

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

  • устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.

Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму

  • формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
  • формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
  • формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму.

Основы здорового образа жизни

  • использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

  • готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

Основы обороны государства

  • объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;
  • приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.

Элементы начальной военной подготовки

  • приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;
  • определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;
  • выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;
  • выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;
  • описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
  • выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;
  • описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;
  • выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта (ОЗК).

Военно-профессиональная деятельность

  • выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военно-учетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России;
  • оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

Содержание учебного предмета ОБЖ

Раздел I. Основы комплексной безопасности

  1. Транспортная безопасность – молодым и будущим водителям. Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Основные понятия. Категории транспортных средств. Правила движения на велосипеде и мопеде (скутере). Знаки безопасности

  1. Современные молодёжные хобби.

Что такое хобби. Экстремальные хобби. Компьютерные и информационные технологии

Раздел 2. Защита населения от опасных и чрезвычайных ситуаций

  1. Гражданская оборона.

История создания гражданской обороны. Правовые основы организации и ведения гражданской обороны. Мероприятия по гражданской обороне. Руководство гражданской обороны. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

  1. Специальная обработка. Средства индивидуальной и коллективной защиты населения.

Специальная обработка. Медицинские средства индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД). Средства индивидуальной защиты кожи (СИЗК). Приборы дозиметрического контроля. Средства коллективной защиты населения. Использование защитных сооружений в мирное время

  1. Роль государства и общественных организаций в защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Решение проблем безопасности. Правовые основы в области защиты от ЧС. Роль общественных организаций в обеспечении безопасности общества и государства. Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ). Российский Красный Крест (РКК)

  1. Пожарная безопасность.

Правовые аспекты пожарной безопасности. Система противопожарной защиты в учреждениях и на предприятиях. Требования к устройству системы противопожарной защиты в школе.

  1. Основы радиационной безопасности.

Радиационная безопасность. Основные принципы радиационной безопасности. Радиационная безопасность на объекте.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму

  1. Терроризм, экстремизм, наркотизм.

Терроризм и экстремизм. Наркотизм.

  1. Способы противодействия вовлечению в экстремистскую, террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических веществ.

Роль СМИ в сети Интернет в противодействии экстремистской деятельности. Противодействие распространению и употреблению наркотических средств.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

  1. Здоровый образ жизни как основа благополучия.

Здоровье и здоровый образ жизни. Составляющие здорового образа жизни.

  1. Профилактика курения, употребления алкоголя, наркомании.

Вредные привычки. Профилактика табакокурения.  Употребление алкоголя. Роль государства в борьбе с употреблением алкоголя. Наркомания.

  1. Репродуктивное здоровье человека.

Феномен любви. Брачный возраст. Аборт. Инфекции, предаваемые половым путем.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

  1. Правовые основы оказания первой помощи

Документы, регламентирующие оказание первой помощи. Оказание первой помощи пострадавшему. Алгоритм оказания первой помощи.

  1. Порядок действий по оказанию первой помощи в различных ситуациях.

Действия по оказанию первой помощи. Действия при ответе дежурному оператору. Действия при встрече врача.

  1. Раны.  Кровотечения.

Раны. Первая помощь при ранении. Основные виды бинтовых повязок. Виды кровотечений. Способы остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений. Первая помощь при иных видах кровотечения.

  1. Травмы опорно-двигательного аппарата.

Виды травм опорно-двигательного аппарата. Переломы. Травмы грудной клетки. Травмы  костей таза. Перелом позвоночника.

  1. Политравмы. Правила и способы переноса пострадавших.

Политравмы. Первая помощь при политравмах. Порядок и способы переноса пострадавших

Раздел 6. Основы обороны государства.

  1. Защита населения от оружия массового поражения. Ядерное оружие.

Оружие массового поражения. Поражающие факторы ядерного оружия и защита от них.

  1. Химическое оружие. Биологическое оружие.

Химическое оружие. Характер воздействия отравляющих веществ на организм человека, первая помощь и способы защиты. Биологическое  (бактериологическое) оружие.

  1. Зажигательное оружие и нетрадиционные виды оружия.

Зажигательное оружие. Нетрадиционные виды оружия.

  1. Основы оповещения населения в военное время и при угрозе ЧС. Эвакуационные мероприятия.

Оповещение. Примеры текстов сообщений и порядок действий населения. Эвакуационные мероприятия в военное время.

  1. История Вооружённых Сил Российской Федерации.

Времена древних славян. От княжеских дружин к стрелецкому войску. Военные реформы Петра 1. Военные реформы 1860-1878-х гг.  военные реформы Вооруженных Сил России в 20-21 веках.

  1. Структура и основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды войск.

Задачи ВСРФ. Структура Вооруженных Сил РФ. Сухопутные войска. Военно-космические силы (ВКС) ВКС РФ. Военно-Морской флот (ВМФ)

  1. Рода войск ВС РФ.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Воздушно-десантные войска (ВДВ)

Раздел 7. Правовые основы военной службы.

  1. Воинская обязанность и военная служба. Подготовка граждан к военной службе.

Воинская обязанность. Военная служба. Подготовка граждан к военной службе. Задачи обучения граждан начальным знаниям в области обороны. Добровольная подготовка.

  1. Первоначальная постановка граждан на воинский учет.

Правовые основы воинского учета. Порядок постановки на воинский учет. Первоначальная постановка  граждан на воинский учет

  1. Военная присяга. Боевое знамя воинской части.

Приведение к Военной присяге. Боевое знамя

  1. Устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Устав. Устав внутренней службы. Дисциплинарный устав. Устав гарнизонной и караульной служб. Строевой устав

  1. Общие обязанности военнослужащих.

Общие обязанности военнослужащих. Взаимоотношения между военнослужащими.

  1. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих. Воинские звания.

Военная форма одежды. Знаки различий военнослужащих. Воинские звания.

  1. Размещение и быт военнослужащих.

Размещение военнослужащих. Распорядок дня военнослужащих. Боевая подготовка. Подъем по тревоге.

Раздел 8. Элементы начальной военной подготовки.

  1. Строевая подготовка

Задачи строевой подготовки. Основные термины строевой подготовки. Виды строя. Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю. Управление строем. Строевые приемы без оружия. Воинское приветствие.

  1. Огневая подготовка

Автомат Калашникова как основной вид стрелкового оружия ВС РФ. Хранение и сбережение автоматов. Ведение огня с автоматом Калашниковым. Ручные осколочные гранаты. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами

Раздел 10. Военно-профессиональная деятельность.

  1. Военные профессии

Виды высших военно-учебных заведений ВС РФ. Подготовка специалистов в области безопасности

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания

( с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы)

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Тема раздела

Кол-во часов

Формы контроля

1.

Основы комплексной безопасности

2

Транспортная безопасность – молодым и будущим водителям. Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

1

Устный опрос

Современные молодёжные хобби.

1

 Устный опрос

2.

Защита населения от опасных и чрезвычайных ситуаций

5

Гражданская оборона.

1

Самостоятельная работа

Специальная обработка. Средства индивидуальной и коллективной защиты населения.

1

Устный опрос, практическая работа

Роль государства и общественных организаций в защите населения от чрезвычайных ситуаций.

1

Устный опрос

Пожарная безопасность.

1

Устный опрос

Основы радиационной безопасности.

1

Устный опрос

3.

Основы противодействия терроризму,  экстремизму и наркотизму в Российской Федерации

2

Терроризм, экстремизм, наркотизм.

1

Самостоятельная работа

Способы противодействия вовлечению в экстремистскую, террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических веществ.

1

Устный опрос

4.

Основы здорового образа жизни

3

Здоровый образ жизни как основа благополучия.

1

Тестирование

Практическая работа

Профилактика курения, употребления алкоголя, наркомании.

1

Устный опрос

Репродуктивное здоровье человека.

1

Устный опрос

5.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

5

Правовые основы оказания первой помощи

1

Практическая работа

Порядок действий по оказанию первой помощи в различных ситуациях.

1

Устный опрос

Раны.  Кровотечения.

1

Устный опрос

Травмы опорно-двигательного аппарата.

1

Самостоятельная работа

Политравмы. Правила и способы переноса пострадавших.

1

Тестирование

6.

Основы обороны государства

7

Защита населения от оружия массового поражения. Ядерное оружие.

1

Устный опрос

Химическое оружие. Биологическое оружие.

1

Устный опрос

Зажигательное оружие и нетрадиционные виды оружия.

1

Устный опрос

Основы оповещения населения в военное время и при угрозе ЧС. Эвакуационные мероприятия.

1

Устный опрос

Самостоятельная работа

История Вооружённых Сил Российской Федерации.

1

Устный опрос

Структура и основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды войск.

1

Устный опрос

Рода войск ВС РФ.

1

Устный опрос

7.

Правовые основы военной службы

7

Воинская обязанность и военная служба. Подготовка граждан к военной службе.

1

Самостоятельная работа

Первоначальная постановка граждан на воинский учет.

1

Устный опрос

Военная присяга. Боевое знамя воинской части.

1

Устный опрос

Устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

Устный опрос

Общие обязанности военнослужащих

1

Устный опрос

Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих. Воинские звания

1

Устный опрос, самостоятельная работа

Размещение и быт военнослужащих.

1

Устный опрос

8.

Элементы начальной военной подготовки

2

Строевая подготовка

1

Практическая работа

Огневая подготовка

1

Практическая работа

9.

Военно-профессиональная деятельность

1

Военные профессии

1

Устный опрос

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Рабочая программа для 6 класса. – учебник Л.Л.Босова

Рабочая программа  Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010...

2 .Рабочая программа для 9 класса- учебник Л.Л. Босова

Рабочая программа для 9 класса - 68 часов...

Рабочая программа к 6 классу.Учебник Spot Light .

Данная рабочая программа 6 класс к учебнику Spot Light составлена с учётом требований ФГОС, содержит основательную пояснительную записку....

Рабочай программа по Основам безопасности жизнедеятельности 8 класс (учебник Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю. Тараканов)

Рабочая программа к учебнику Э. Н. Аюбова, Д. З. Прищепова, М. В. Мурковой, А. Ю. Тараканова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса общеобразовательных организаций составлена...

Рабочая программа по ОБЖ 9 класс (учебник Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю.Тараканов)

Рабочая программа к учебнику Э. Н. Аюбова, Д. З. Прищепова, М. В. Мурковой, А. Ю. Тараканова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса общеобразовательных организаций составлена...

Рабочая программа по ОБЖ 11 класс (учебник Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю. Тараканов)

Рабочая программа к учебнику Э. Н. Аюбова, Д. З. Прищепова, М. В. Мурковой, А. Ю. Тараканова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса общеобразовательных организаций составлен...