Аннотация к рабочей программе по предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
МБОУ «Хоринская средняя школа № 1 имени Д. Ж. Жанаева»
Хоринского района Республики Бурятия
Рабочая программа составлена для учащихся 10-х классов МБОУ «Хоринская средняя школа № 1 им. Д. Ж. Жанаева», рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Учебно-методический комплекс
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. / Под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» рекомендован в качестве учебного пособия.
Целью курса ОБЖ в 10 классе знакомство с государственной системой обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность, а так же обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья. В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни. В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи:
обучения: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; обучение самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами; освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и го¬сударства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоро¬вом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при не-отложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области бе¬зопасности жизнедеятельности; овладение умениями: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
развития: черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни; развитие личных духовных и физических качеств, обеспечива¬ющих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; разви¬тие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подго¬товку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Рос¬сийской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитания: ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; воспитание ответственного отношения к окружающей природ¬ной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства; воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре; привитие учащимся культуры труда;
валеологические: создание комфортной обстановки, которая способствует эффективной работе ученика, его творческому самовыражению; создание условий, способствующих сохранению и укреплению его здоровья (средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности, обстановка, гигиенические условия в классе и т.д.); предоставить ребёнку возможность получить образование без потери здоровья; сформировать у всех участников образовательного процесса валеологическую культуру.
Содержание учебного предмета
Раздел 1 «Безопасность личности общества и государства»: Глава 1. Основы комплексной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз. Основные направления национальной безопасности России. Государственная и общественная безопасность. Обеспечение национальной безопасности России на международной арене. Законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи. Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. Средства индивидуальной защиты.
Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения. Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.
Раздел 2 «Основы военной службы»: Глава 3. Вооружённые Силы Российской Федерации - надежная защита нашего Отечества. История создания и развития Вооруженных Сил России. Состав и структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооружённых Сил Российской Федерации, рода Вооружённых Сил Российской Федерации, рода войск. Отдельные рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации и их предназначение. Другие войска, их состав и предназначение. Глава 4. Правовые основы военной службы. Воинская обязанность граждан. Постановка на первоначальный воинский учёт. Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации - закон воинской жизни. Основные виды военно - профессиональной деятельности. Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд. Организация караульной службы. Строевая подготовка. Огневая подготовка. Основы тактической подготовки. Учебные сборы – составная часть подготовки к военной службе.
Раздел 3 «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»: Глава 5. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе.
Раздел 4 «Здоровый образ жизни»: Глава 6. Основы формирования здорового образа жизни. Индивидуальное здоровье человека и здоровье общества. Здоровье человека и его физическое развитие. Культура питания. Режим труда и отдыха - составляющие здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Духовно-нравственное здоровье общества - фактор национальной безопасности России.
Требования к планируемым результатам
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в многообразном мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование компетентности в области использования информационно – коммуникативных технологий;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.
умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его;
знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
умения оказывать первую медицинскую помощь;
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки;
умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.