Рабочая программа ОБЖ 8-9 класс
рабочая программа по обж (8 класс)

Сочнева Наталья Владимировна

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9 классов Д.П. Рудакова, под редакцией Ю. С.  Шойгу.

Программа построена с учётом содержания УМК:

  • Основы безопасности жизнедеятельности: 8–9 классы:учебник для общеобразовательных организаций:  2-х частях /Д.П. Рудаков, Е.М. Приорова, О.В. Позднякова; под научной редакцией Ю.С. Шойгу. –М.: Просвещение, 2021
  • рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9 классов Д.П. Рудакова, под редакцией Ю. С.  Шойгу–М.: Просвещение, 2020
  • Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие для учителя к учебнику под научной редакцией Ю. С. Шойгу «Основы безопасности жизнедеятельности. 8—9 классы. В 2 частях» / Д. П. Рудаков. — М. : Просвещение, 2020

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_8_kl.docx55.36 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено   Руководитель ШМО учителей общетехнических дисциплин

_____________ Солодкова Л.Г.

Протокол № 1

от 27.08.2021г.

Согласовано Заместитель директора по УВР

_____________

Лобода Е.А.

 от 30.08.2021г.             

Утверждаю 

Директор

 МОУ «СОШ № 21им. И.М. Каплунова»

____________

Телегин Н.И.

 Приказ № 216

от 30.08.2021г.

Рабочая программа учебного предмета

«основы безопасности жизнедеятельности»

для обучающихся основного (общего) образования

8 -9 класса

Составитель:

Сочнева Наталья Владимировна,

        преподаватель-организатор  ОБЖ                                                                                                                                                              первой квалификационной категории

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», программы воспитания, Концепции преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9 классов Д.П. Рудакова, под редакцией Ю. С.  Шойгу.

Программа построена с учётом содержания УМК:

  • Основы безопасности жизнедеятельности: 8–9 классы:учебник для общеобразовательных организаций:  2-х частях /Д.П. Рудаков, Е.М. Приорова, О.В. Позднякова; под научной редакцией Ю.С. Шойгу. –М.: Просвещение, 2021
  • рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9 классов Д.П. Рудакова, под редакцией Ю. С.  Шойгу–М.: Просвещение, 2020
  • Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие для учителя к учебнику под научной редакцией Ю. С. Шойгу «Основы безопасности жизнедеятельности. 8—9 классы. В 2 частях» / Д. П. Рудаков. — М. : Просвещение, 2020

Цели и задачи предмета ОБЖ на уровне основного общего образования является формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы, составленной на основе Федерального государственного образовательного стандарта, определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностные результаты:

Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально-значимых качествах, которые выражаются, прежде всего, в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом.

Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе.

1. Патриотическое воспитание:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;  

формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества.

2. Гражданское воспитание:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);

сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;

понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми.

3. Духовно-нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

развитие ответственного отношения к ведению здорового об-раза жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;

формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других людей.

4. Эстетическое воспитание:

формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;

понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни.

5. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);

установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей.

6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

понимание личностного смысла изучения предмета ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7. Трудовое воспитание:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;

установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).

8. Экологическое воспитание:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологи- ческой и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике. Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладению навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой среде.

Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета ОБЖ, должны отражать:

Овладение универсальными познавательными действиями.

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;  

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;

обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования;

проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.

Овладение универсальными коммуникативными действиями.  

Общение:

уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;

публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы.

Совместная деятельность (сотрудничество):

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи;

планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах);

определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

Самоорганизация:

выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;

аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;  

составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение.

Самоконтроль (рефлексия):

давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их причины;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую;

быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты:

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повседневной жизни.

Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной без- опасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни.  

Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:

По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:

1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;

2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;

3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;

4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;

5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества;

6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;

7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);

8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;  

10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей;

11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;

12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).

В соответствии с требованиями ФГОС учебный предмет ОБЖ входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.

Изучение предмета ОБЖ предусматривается в течение двух лет, в 8—9 классах по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета ОБЖ отводится 70 часов, из них по 35 часов в 8 классе и 35 часов в 9 классе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 КЛАСС

МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:

  1. Введение:

цель и задачи предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека; смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности»; источники и факторы опасности, их классификация;

  1. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях:

общие принципы безопасного поведения; виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций; уровни взаимодействия человека и окружающей среды; механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

МОДУЛЬ № 2 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»:

1.Основные опасности в быту. Отравления. Первая помощь:

бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых веществ и их опасности; признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи; правила комплектования и хранения домашней аптечки;

2.Основные опасности в быту. Травмы:

бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой помощи;

3.Правила безопасности при обращении с газом, электричеством. Места общего пользования:

правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и правила оказания первой помощи; правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них; правила эксплуатации мусоропровода;

4.Пожарная безопасность в жилых помещениях:

пожар и факторы его развития; условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приёмы и правила оказания первой помощи; первичные средства пожаротушения; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения; права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;

5.Проникновение в дом злоумышленников:

ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми; меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения при попытке проникновения в дом посторонних;

6.Аварийные ситуации техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения:

классификация аварийных ситуаций; правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах, порядок действий при авариях на коммунальных системах.

МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»:

1. Правила дорожного движения:

правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;

2.Безопасность пешехода:

правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов; дорожные ловушки и правила их предупреждения; световозвращающие элементы и правила их применения;

3.Безопасность пассажиров:

правила дорожного движения для пассажиров; обязанности пассажиров наземного общественного транспорта, ремень безопасности и правила его применения; порядок действий пассажиров при различных происшествиях на наземном общественном транспорте, в том числе вызванных террористическим актом; правила поведения пассажира мотоцикла;

4.Безопасность водителя:

правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных средств передвижения; дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста; правила подготовки велосипеда к пользованию;

5.Дорожно-транспортные происшествия. Алгоритм действия при ДТП:

дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения;

основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий; порядок действий очевидца дорожно-транспортного происшествия; порядок действий при пожаре на транспорте;

6.Пассажиры на различных видах транспорта:

особенности различных видов транспорта (подземного, железнодорожного, водного, воздушного); обязанности и порядок действий пассажиров при различных происшествиях на отдельных видах транспорта, в том числе вызванных террористическим актом;

7.Элементы первой помощи при ЧС на транспорте;

первая помощь и последовательность её оказания; правила и приёмы оказания первой помощи при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте.

МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»:

1.Основные опасности в общественных местах:

общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в общественных местах; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;

2.Действия при возникновении массовых беспорядков, паники, толпы:

массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест массового пребывания людей; порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей; порядок действий при попадании в толпу и давку;

3.Пожарная безопасность в общественных местах. Действия при обрушении зданий:

порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара; порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;

4.Безопасность в общественных местах. Основные риски в ситуациях криминогенного характера:

опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах, порядок действий при их возникновении; порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников; порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.

МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»:

1.Классификация и характеристика ЧС природного характера:

чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация; природные пожары, их виды и опасности, факторы и причины их возникновения, порядок действий при нахождении в зоне природного пожара;

2.Сигналы бедствия и способы их подачи:

автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному автономному существованию; порядок действий при автономном существовании в природной среде; правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;

3.Встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями. Распознавание растений и грибов.

правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными, порядок действий при встрече с ними; порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и насекомых; различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения, необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями;

4.Правила безопасного поведения в горах:

устройство гор и классификация горных пород, правила безопасного поведения в горах; снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в лавину; камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых для снижения риска попадания под камнепад; сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону селя; оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале оползня;

5.Правила безопасного поведения на водоемах:

общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания в подготовленных и неподготовленных местах; порядок действий при обнаружении тонущего человека; правила поведения при нахождении на плавсредствах; правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье;

6.Безопасное поведение при угрозе наводнения, цунами:

наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при наводнении; цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в зоне цунами;

7.Правила безопасного поведения при урагане, буре, смерче, грозе:

ураганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий при ураганах, бурях и смерчах; грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в грозу;

8.Безопасное поведение при угрозе землетрясения, извержения вулкана:

землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности, порядок действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал, при нахождении в зоне извержения вулкана;

9.Экология и ее значение для устойчивого развития общества:

смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии для устойчивого развития общества; правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

9 КЛАСС

МОДУЛЬ № 6 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»:

1.Общие представления о здоровье:

смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для человека; факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек; элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;

2.Инфекционные заболевания:

понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения; механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты от них; порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия); мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения;

3.Неинфекционные заболевания:

понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска неинфекционных заболеваний; меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них; диспансеризация и её задачи;

4.Психическое здоровье и психологическое благополучие:

понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие», современные модели психического здоровья и здоровой личности; стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний;

5.Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях:

понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию, универсальный алгоритм оказания первой помощи; назначение и состав аптечки первой помощи; порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приёмы психологической поддержки пострадавшего.

МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»:

1.Общение-основа социального взаимодействия:

общение и его значение для человека, способы организации эффективного и позитивного общения; приёмы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе, признаки конструктивного и деструктивного общения;

2.Конфликты в процессе общения:

понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины развития конфликта; условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов, безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций; правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его опасных проявлениях; способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (модератора); опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг;

3.Манипуляция и способы противостоять ей:

манипуляции в ходе межличностного общения, приёмы распознавания манипуляций и способы противостояния им;

4.Опасные проявления конфликтов и манипуляций. Действия в сложных ситуациях.

приёмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них;

5.Безопасное поведение и современные увлечения молодежи:

современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила безопасного поведения; правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.

МОДУЛЬ № 8 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ

ПРОСТРАНСТВЕ»:

1.Безопасность в цифровой среде:

понятие «цифровая среда», её характеристики и примеры информационных и компьютерных угроз, положительные возможности цифровой среды; риски и угрозы при использовании Интернета; общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном цифровом пространстве;

2.Опасные программы и явления цифровой среды:

опасные явления цифровой среды: вредоносные программы и приложения и их разновидности; правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в цифровой среде;

3.Опасный контент и опасные персоны:

основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его признаки, приёмы распознавания опасностей при использовании Интернета; противоправные действия в Интернете; правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы);

4.Деструктивные течения и защита от них:

деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности, правила безопасного использования Интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность.

МОДУЛЬ № 9 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»:

1.Основы противодействия экстремизму:

понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты проявления и последствия;

2. Основы противодействия терроризму:

цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни террористической опасности;

3.Роль личности в противодействии терроризму:

основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и её цели;

4.Основы контртеррористической безопасности:

признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористического поведения; признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при их обнаружении;

5.Правила поведения при совершении террористических актов:

правила безопасного поведения в условиях совершения теракта; порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства).

МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»:

1.Взаимодействие государства, общества, личности в общественной безопасности:

классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её задачи, структура, режимы функционирования; государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности, порядок взаимодействия с ними; общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения; права, обязанности и роль граждан Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

2.Оборона страны:

антикоррупционное поведение как элемент общественной и государственной безопасности; информирование и оповещение населения о чрезвычайных

ситуациях, система ОКСИОН;

3.Предупреждение и ликвидация ЧС различного характера:

сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении; средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок пользования фильтрующим противогазом; эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций,

порядок действий населения при объявлении эвакуации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 КЛАСС

Количество часов: всего – 35 часов, в неделю – 1 час.

Запланировано: контрольная работа (КР) – 1 ч., практическая работа (ПР) – 3 ч.

п/п

Раздел учебного предмета

Количество часов

В том числе

ПР

КР

1.

Модуль № 1

 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе».

Интеллектуальное воспитание.

3

1

-

2.

Модуль № 2

«Безопасность в быту»

Гражданско-патриотическое воспитание.

6

-

-

3.

Модуль № 3

 «Безопасность на транспорте»

Духовно-нравственное воспитание.

8

1

1

4.

Модуль № 4

«Безопасность в общественных местах»

6

-

-

5.

Модуль № 5

 «Безопасность в природной среде»

Экологическое воспитание.

12

1

Итого

35

3

1

9 КЛАСС

Количество часов: всего – 35 часов, в неделю – 1 час.

Запланировано: контрольная работа (КР) – 2 ч., практическая работа (ПР) – 4 ч.

п/п

Раздел учебного предмета

Количество часов

В том числе

ПР

КР

1.

Модуль № 6

 «Здоровье и как его сохранить, основы медицинских знаний»

Здоровьесберегающее воспитание.

11

4

-

2.

Модуль № 7

«Безопасность в социуме»

Духовно-нравственное воспитание

8

-

1

3.

Модуль № 8

«Безопасность в информационном пространстве»

6

-

-

4.

Модуль № 9

 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»

7

-

1

5.

Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»

Гражданско-патриотическое воспитание

3

-

Итого

35

4

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...