Рабочая программа по ОБЖ 8-9 классы
рабочая программа по обж (8 класс)
Рабочая программа по учебнику ОБЖ под редакцией Ю.С.Шойгу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_obzh_8-9k21.docx | 71.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8, 9 классов составлена на основе:
1.Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г;
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
3.Основной образовательной программы основного общего образования «Владыкинская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»;
4.Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, курсов внеурочной деятельности, утвержденного МОУ «Владыкинская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»;
5. Предметной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы («Программа для общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 8-9 классы.» Под общей редакцией Ю.С.Шойгу; М:. «Просвещение» 2021 г».
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета основы безопасности жизнедеятельности должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.
1. Патриотическое воспитание:
- осознание российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, истории, ценностям и культуре многонационального народа
России, любовь к родному языку, своему краю, идентификация себя в качестве гражданина России), укрепление чувства ответственности и долга перед
Родиной;
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, гражданской позиции и культуре, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Духовно-нравственное воспитание:
развитие нравственного сознания и поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и поступкам других людей, компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
Эстетическое воспитание:
- формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни, развитие творческих способностей;
5. Ценности научного познания:
- формирование современной научной картины мира, целостного мировоззрения на процесс взаимосвязанного развития человека, природы и общества, развитие способности к эмоционально-ценностному освоению окружающей действительности;
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
понимание личностного смысла изучения предмета ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
- осознание ценности жизни, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, модели индивидуального и коллективного безопасного поведения в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
7. Трудовое воспитание:
- укрепление ответственного отношения к учебе, способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности;
8. Экологическое воспитание:
- развитие основ экологической культуры, опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в повседневных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике. Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладению навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета основы безопасности жизнедеятельности должны отражать:
1. Овладение познавательными универсальными учебными действиями:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы:
определять свойства рассматриваемых явлений (предметов, событий);
находить общий признак нескольких явлений (предметов, событий) и объяснять их схожесть;
самостоятельно выбирать и обосновывать критерии для классификации явлений (предметов, событий);
выделять явления (предметы, события) из общего ряда других явлений (предметов, событий), группировать их по определенным признакам, сравнивать и классифицировать;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, на основе сравнения явлений
(предметов, фактов, событий), выделяя при этом общие признаки;
интерпретировать учебную информацию в контексте решаемой задачи;
делать вывод на основе всесторонней оценки и критического анализа разных точек зрения, самостоятельно его аргументировать;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
обозначать символами и знаками явления (предметы, события);
моделировать изучаемый объект, создавать (преобразовывать) абстрактный или реальный образ (схему) явления (предмета, события) для решения учебных и познавательных задач; 3) смысловое чтение:
ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл,
структурировать;
выделять в тексте информацию, соответствующую учебным целям;
определять и резюмировать главную идею текста;
критически оценивать содержание и форму текста;
4) развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для получения результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;
5) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций, прогнозировать их трансформацию при изменении действующих факторов;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
2. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями:
6) умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:
ясно представлять и формулировать свою учебную цель;
анализировать собственные образовательные результаты (определять
степень достижения цели, находить проблемы и выдвигать версии их решения);
вносить коррекцию в свою учебную цель на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать новые учебные задачи для достижения поставленной цели деятельности, обосновывать их логическую последовательность;
7) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач:
определять необходимые действия для успешного решения учебной и познавательной задачи и составлять последовательность их выполнения;
аргументировать выбор методов решения учебных и познавательных задач, находить (выбирать из предложенных учителем) необходимые ресурсы для их выполнения;
составлять план решения учебных и познавательных задач (выполнения проекта, проведения исследования и т.п.);
8) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и своей учебной деятельности;
с использованием критериев осуществлять самоконтроль своей деятельности по достижению планируемого результата;
находить затруднения в процессе достижения результата и выбирать средства для их устранения в соответствии с изменяющейся ситуацией;
9) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:
- определять степень выполнения учебной задачи по заданным критериям; анализировать возможность решения учебной задачи имеющимися
средствами;
10) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности:
анализировать и определять степень успешности собственной учебной и познавательной деятельности и деятельности других обучающихся в процессе взаимопроверки;
принимать обоснованное решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
делать осознанный выбор в ситуации учебной неопределенности.
3. Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
11) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение:
участвовать в совместной деятельности, выполняя определенную роль;
строить позитивные взаимоотношения в процессе учебного сотрудничества;
принимать позицию собеседника, понимать его точку зрения, аргументацию;
определять свои действия и действия партнера, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою идею;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
организовывать учебное взаимодействие в группе (принимать правила обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей, выделять общую точку зрения в дискуссии, договариваться о результатах);
12) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью:
отбирать и использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (диалог в паре, в группе и т.д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
использовать невербальные средства и наглядные материалы, подготовленные самостоятельно или отобранные под руководством учителя;
13) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции):
целенаправленно использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и познавательных задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа с соблюдением правил информационной безопасности.
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения модели индивидуального безопасного поведения и опыте ее применения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета ОБЖ, сгруппирована по учебным модулям и должны отражать:
Модуль 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать, в чѐм их сходство и различия;
раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности предвидеть, по возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);
приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/или нанесения ущерба имуществу, безопасности личности, общества, государства;
классифицировать источники опасности и факторы опасности (природные, физические, биологические, химические, психологические, социальные источники опасности – люди, животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе техногенного происхождения; - раскрывать общие принципы безопасного поведения.
Модуль 2 «Безопасность в быту»:
объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы, электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);
знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
знать правила вызова экстренных служб и ответственность за ложные сообщения;
соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникновение опасных ситуаций в быту;
безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые сети);
безопасно действовать при опасных ситуациях в лифте, на лестничной площадке и лестничном марше и в других местах общего пользования, соблюдать правила эксплуатации мусоропровода;
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе правильно использовать первичные средства пожаротушения.
Модуль 3 «Безопасность на транспорте»:
классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный, железнодорожный, водный, воздушный);
соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте;
безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на транспорте (наземном, подземном, железнодорожном, воздушном, водном).
Модуль 4 «Безопасность в общественных местах»:
характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах, в том числе техногенного происхождения;
безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных местах;
эвакуироваться из общественных мест и зданий;
соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в толпе);
распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и антиобщественного характера (кража, грабеж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия);
безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера;
знать правила информирования экстренных служб.
Модуль 5 «Безопасность в природной среде»:
раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значения экологии для устойчивого развития общества;
помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (землетрясения, извержения вулкана), чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные);
соблюдать правила безопасного поведения на природе;
безопасно действовать при автономном существовании в природной среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями;
объяснять правила безопасного поведения на водоѐмах в различное время года;
характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
Модуль 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»:
раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового образа жизни;
характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
сформировать негативное отношение к вредным привычкам
(табакокурение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость);
раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и психологического благополучия);
приводить примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных заболеваний;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемии, пандемии);
характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера;
оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
Модуль 7 «Безопасность в социуме»
приводить примеры межличностного и группового конфликта;
характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие, буллинг (травля));
приводить примеры манипуляций и способов противостоять манипуляциям (например, вовлечение в преступную, асоциальную, деструктивную деятельность, в том числе в субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности);
соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные намерения);
соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;
безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных манипуляциях;
распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике современных молодѐжных увлечений.
Модуль 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
приводить примеры информационных и компьютерных угроз;
характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет, предупреждать риски и угрозы в Интернете;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций;
владеть принципами безопасного использования Интернета;
характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании Интернета (например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в социальных сетях).
Модуль 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;
сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической деятельности;
распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или опасных) вещей и предметов;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;
объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Модуль 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»:
характеризовать роль человека, общества и государства при обеспечении безопасности жизни и здоровья населения в Российской Федерации;
объяснять роль государственных служб Российской Федерации по защите населения при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в современных условиях;
характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций различного характера;
объяснять правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций;
помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в различных ситуациях;
владеть способами антикоррупционного поведения с учетом возрастных обязанностей;
информировать население и соответствующие органы о возникновении опасных ситуаций.
Содержание учебного предмета основы безопасности жизнедеятельности
Тема | Содержание темы |
Модуль 1 «Культура безопасности в современном обществе» | |
Введение | Цель и задачи предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека. Понятия «опасность», «безопасность», «риск». Источники опасности и их классификация. Смысл понятия «Культура безопасности жизнедеятельности». Общие принципы безопасного поведения. |
Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях | Сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций. Уровни взаимодействия человека и окружающей среды. Механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию. Угрозы безопасности и общие правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. |
Модуль 2 «Безопасность в быту» | |
Основные опасности в быту. Отравления. Первая помощь при отравлениях | Основные источники опасности в быту. Бытовые отравления и причины их возникновения. Классификация ядовитых веществ и их опасности. Признаки отравления, приѐмы и правила оказания первой помощи. Правила комплектования и хранения домашней аптечки |
Основные опасности в быту. Травмы | Бытовые травмы и правила их предупреждения. Приемы и правила оказания первой помощи. |
Правила безопасности при обращении с газом, электричеством. Места общего пользования | Правила обращения с газовыми и электрическими приборами. Правила поведения в лифте, а также при входе и выходе из него. Правила эксплуатации мусоропровода. Приемы и правила оказания первой помощи. |
Пожарная безопасность в жилых помещениях | Пожар и факторы его развития. Условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия. Первичные средства пожаротушения. Правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. |
Проникновение в дом злоумышленников | Меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом. Правила поведения с малознакомыми людьми. Правила поведения при попытке |
проникновения в дом посторонних. | |
Аварийные ситуации техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения | Классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах жизнеобеспечения. Правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах. Порядок действий при авариях на коммунальных системах. |
Модуль 3 «Безопасность на транспорте» | |
Правила дорожного движения | Правила дорожного движения и их значение. Условия обеспечения безопасности участников дорожного движения. |
Безопасность пешехода | Правила дорожного движения для пешеходов. Дорожные знаки для пешеходов. Дорожные ловушки и правила их предупреждения. Световозвращающие элементы и правила их применения. |
Безопасность пассажира | Правила дорожного движения для пассажиров. Обязанности пассажиров наземного общественного транспорта. Ремень безопасности и правила его применения. Порядок действий пассажиров при различных происшествиях на наземном общественном транспорте. |
Правила поведения пассажира мотоцикла. | |
Безопасность водителя | Правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных средств передвижения. Дорожные знаки для водителя велосипеда. Правила подготовки велосипеда к пользованию. Сигналы велосипедиста. |
Дорожно-транспортные происшествия. Алгоритм действий при ДТП | Дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения. Основные факторы риска возникновения ДТП. Порядок действий очевидца дорожнотранспортного происшествия. Порядок действий при пожаре на транспорте. |
Пассажиры на различных видах транспорта | Особенности различных видов транспорта (подземного, железнодорожного, водного, воздушного). Обязанности пассажиров отдельных видов транспорта. Порядок действий пассажиров при различных происшествиях на отдельных видах транспорта. |
Элементы первой помощи при чрезвычайных ситуациях на транспорте | Первая помощь и последовательность ее оказания. Приемы и правила оказания первой помощи при различных травмах в результате ЧС на транспорте |
Модуль 4 «Безопасность в общественных местах» | |
Основные опасности в общественных местах | Общественные места и их характеристики. Потенциальные источники опасности в общественных местах. Правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними. |
Действия при возникновении массовых беспорядков, паники и толпы | Массовые мероприятии и правила подготовки к ним. Порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей. Порядок действий при попадании в толпу и давку. |
Пожарная безопасность в общественных местах. Действия при обрушении зданий | Порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара. Порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий. |
Безопасность в общественных местах. Основные риски в ситуациях криминогенного характера | Опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах. Оборудование мест массового пребывания людей. Порядок действий в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера. Порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами. |
Модуль 5 «Безопасность в природной среде» |
Классификация характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера | и | Чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация. Автономные условия и подготовка к ним. Автономные условия, их особенности и опасности. Правила подготовки к длительному автономному существованию. Порядок действий при автономном существовании в природной среде. Правила ориентирования на местности. Природные пожары, их виды и опасности. Факторы и причины возникновения пожаров. Порядок действий при нахождении в зоне природного пожара. |
Сигналы бедствия способы их подачи | и | Порядок действий при потере ориентировки в лесу. Способы подачи сигналов бедствия. |
Встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями. Распознавание растений и грибов | Правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными. Порядок действий при встрече с дикими животными. Порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и насекомых. Отличия съедобных грибов и растений от ядовитых. Правила поведения, необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями. |
Правила безопасного поведения в горах | Устройство гор и классификация горных пород. Правила безопасного поведения в горах. Снежные лавины, их характеристики и опасности. Порядок действий при попадании в лавину. Камнепады, их характеристики и опасности. Порядок действий, необходимых для снижения рисков камнепада. Сели, их характеристики и опасности. Порядок действий при попадании в зону селя. Оползни, их характеристики и опасности. Порядок действий при начале оползня. |
Правила безопасного поведения на водоемах | Общие правила безопасного поведения на водоемах. Правила купания в подготовленных и неподготовленных местах. Порядок действий при обнаружении тонущего человека. Правила поведения при нахождении на плавсредствах. Правила поведения при нахождении на льду. Порядок действий при обнаружении человека в полынье. |
Безопасное поведение при угрозе наводнения, цунами | Наводнения, их характеристики и опасности. Порядок действий при наводнении. Цунами, их характеристики и опасности. Порядок действий при нахождении в зоне цунами. |
Правила безопасного поведения при урагане, буре, смерче, грозе | Ураганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности. Порядок действий при ураганах, бурях и смерчах. Грозы, их характеристики и опасности. Порядок действий при попадании в грозу. |
Безопасное поведение при угрозе землетрясения, извержения вулкана | Землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности. Порядок действий при землетрясении. Порядок действий при попадании под завал во время землетрясения. Порядок действий при нахождении в зоне извержения вулкана. |
Экология и ее значение для устойчивого развития общества | Смысл понятий «экология» и «экологическая культура». Значение экологии для устойчивого развития общества. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. |
Модуль 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний» | |
Общие представления о | Смысл понятий «здоровье» и «здоровый |
здоровье | образ жизни», их содержание и значение для человека. Факторы, влияющие на здоровье человека. Элементы здорового образа жизни. Ответственность за сохранения здоровья. |
Инфекционные заболевания | Понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения. Механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты от них. Порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия). Мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения. |
Неинфекционные заболевания | Понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация. Факторы риска неинфекционных заболеваний. Меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них. Диспансеризация и ее задачи. |
Психическое здоровье и психологическое благополучие | Понятие «психическое здоровье» и «психологическое благополучие». Современные модели психического здоровья и здоровой личности. |
Стресс и его влияние на человека. Меры профилактики стресса, способы самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний. | |
Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях | Понятие «первая помощь» и обязанность по ее оказанию. Универсальный алгоритм оказания первой помощи. Назначение и состав аптечки первой помощи. Порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях. Приемы психологической поддержки пострадавшего. |
Модуль 7 «Безопасность в социуме» | |
Общение – основа социального взаимодействия | Общение и его значение для человека. Способы организации эффективного и позитивного общения. Приемы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе. Признаки конструктивного и деструктивного общения, факторы и причины развития конфликта. |
Конфликты в процессе общения | Понятие «конфликт» и стадии его развития. Условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов. |
Безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций. Правила поведения для снижения риска конфликта, и порядок действий при его опасных проявлениях. Способ разрешения конфликта с помощью третье стороны (модератора). | |
Манипуляция и способы противостоять ей | Манипуляции в ходе межличностного общения. Приемы распознавания манипуляций и способы противостояния ей. |
Опасные проявления конфликтов и манипуляций. Действия в сложных ситуациях | Опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг. Приемы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них. |
Безопасное поведение и современные увлечения молодежи | Современные молодежные увлечения и опасности, связанные с ними, правила безопасного поведения. Правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми. |
Модуль 8 «Безопасность в информационном пространстве» | |
Безопасность в цифровой | Понятие «цифровая среда», ее |
среде | характеристики и примеры информационных и компьютерных угроз Риски и угрозы при использовании Интернета. Общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном цифровом пространстве. |
Опасные программы и явления цифровой среды | Опасные программы и приложения и их разновидности. Опасные явления цифровой среды. Правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в цифровой среде. |
Опасный контент и опасные люди | Основные виды опасного и запрещенного контента в Интернете и его признаки. Приемы распознавания опасностей при использовании Интернета. Правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы). |
Деструктивные течения и защита от них | Деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности. Правила безопасного использования Интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность. |
Безопасное поведение | Положительные возможности цифровой среды. Противоправное поведение в Интернете. Правила поведения в цифровой среде. | |
Модуль 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму» | ||
Основы противодействия экстремизму | Понятие «экстремизм», его содержание, причины, возможные варианты проявления экстремизма и их последствия. Роль государства, общества и личности в противодействии экстремизму. Основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму. | |
Основы противодействия терроризму | Понятие « терроризм», его содержание, причины, возможные варианты проявления терроризма и их последствия. Цели и формы проявления террористических актов, их последствия. Роль государства, общества и личности в противодействии терроризму. Основы общественно-государственной системы противодействия терроризму. Уровни террористической опасности. Контртеррористическая операция и ее цели. | |
Роль личности в противодействии терроризму | Признаки вовлечен деятельность. | ия в террористическую |
Правила | антитеррористического поведения. |
Основы контртеррористической безопасности | Основы контртеррористической безопасности. Признаки угроз и подготовки различных форм терактов, правила безопасного поведения в условиях их совершения. |
Правила поведения при совершении террористических актов | Порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налет, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства. |
Модуль 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения» | |
Взаимодействие государства, общества, личности в обеспечении безопасности | Понятие «национальная безопасность» и ее содержание. Факторы, от которых зависит состояние национальной безопасности. |
Оборона страны | История развития армии в России. Назначение и структура Вооруженных сил Российской Федерации. Воинская обязанность и воинская служба. Гражданская оборона. Действия при сигнале «Внимание всем!» |
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера | Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций. Правила поведения при химической аварии. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС |
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ в 8-9 классах
№ п/п | Название модуля и темы урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Модуль 1. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе | 4 | |||
1-2 | Тема 1. Введение | 2 | ||
3-4 | Тема 2. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. | 2 | ||
Модуль 2. Безопасность в быту | 7 | |||
5-6 | Тема 1. Основные опасности в быту. Отравления. Первая помощь при отравлениях | 2 | ||
7 | Тема 2. Основные опасности в быту. Травмы | 1 | ||
8 | Тема 3. Правила безопасности при обращении с газом, электричеством. Места общего пользования | 1 | ||
9 | Тема 4. Пожарная безопасность в жилых помещениях | 1 | ||
10 | Тема 5. Проникновение в дом злоумышленников | 1 | ||
11 | Тема 6. Аварийные ситуации техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения | 1 | ||
Модуль 3. Безопасность на транспорте | 7 | |||
12 | Тема 1. Правила дорожного движения | 1 | ||
13 | Тема 2. Безопасность пешехода | 1 | ||
14 | Тема 3. Безопасность пассажира | 1 | ||
15 | Тема 4. Безопасность водителя | 1 | ||
16 | Тема 5. Дорожно-транспортные происшествия. Алгоритм действий при ДТП | 1 | ||
17 | Тема 6. Пассажиры на различных видах транспорта. | 1 | ||
18 | Тема 7. Элементы первой помощи при чрезвычайных ситуациях на транспорте | 1 | ||
Модуль 4. Безопасность в общественных местах | 6 | |||
19 | Тема 1. Основные опасности в общественных местах | 1 | ||
20 | Тема 2. Действия при возникновении массовых беспорядков, паники и толпы | 1 | ||
21-22 | Тема 3. Пожарная безопасность в общественных местах. Действия при обрушении зданий | 2 | ||
23-24 | Тема 4. Безопасность в общественных местах. Основные риски в ситуациях криминогенного характера | 2 | ||
Модуль 5. Безопасность в природной среде | 10 | |||
25 | Тема 1. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера. | 1 | ||
26 | Тема 2. Сигналы бедствия и способы их подачи | 1 | ||
27 | Тема 3. Встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями.Распознавание растений и грибов | 1 | ||
28 | Тема 4. Правила безопасного поведения в горах | 1 | ||
29 | Тема 5. Правила безопасного поведения на водоёмах | 2 | ||
31 | Тема 6. Безопасное поведение при угрозе наводнения, цунами | 1 | ||
32 | Тема 7. Правила безопасного поведения при урагане, буре, смерче, грозе. | 1 | ||
33 | Тема 8. Безопасное поведение при угрозе землетрясения, извержения вулкана | 1 | ||
34 | Тема 9. Экология и её значение для устойчивого развития общества | 1 | ||
9 класс | ||||
Модуль 6. Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний | 10 | |||
1-3 | Тема 1. Общие представления о здоровье | 3 | ||
4 | Тема 2. Инфекционные заболевания | 1 | ||
5 | Тема 3. Неинфекционные заболевания | 1 | ||
6 | Тема 4. Психическое здоровье и психологическое благополучие | 1 | ||
7-10 | Тема 5. Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях | 4 | ||
Модуль 7. Безопасность в социуме | 7 | |||
11 | Тема 1. Общение – основа социального взаимодействия | 1 | ||
12 | Тема 2. Конфликты в процессе общения | 1 | ||
13 | Тема 3. Манипуляция и способы противостоять ей | 1 | ||
14-15 | Тема 4. Опасные проявления конфликтов и манипуляций. Действия в сложных ситуациях | 2 | ||
16-17 | Тема 5. Безопасное поведение и современные увлечения молодёжи | 2 | ||
Модуль 8. Безопасность в информационном пространстве | 6 | |||
18 | Тема 1. Безопасность в цифровой среде | 1 | ||
19 | Тема 2. Опасные программы и явления цифровой среды | 1 | ||
20-21 | Тема 3. Опасный контент и опасные персоны | 2 | ||
22 | Тема 4. Деструктивные течения и защита от них | 1 | ||
23 | Тема 5. Безопасное поведение | 1 | ||
Модуль 9. Основы противодействия экстремизму и терроризму | 7 | |||
24 | Тема 1. Основы противодействия экстремизму | 1 | ||
25 | Тема 2. Основы противодействия терроризму | 2 | ||
27 | Тема 3. Роль личности в противодействии терроризму | 1 | ||
28 | Тема 4. Основы контртеррористической безопасности | 1 | ||
29-30 | Тема 5. Правила поведения при совершении террористических актов | 2 | ||
Модуль 10. Взаимодействие личности, общества и государствав обеспечении безопасности жизни и здоровья населения | 4 | |||
31-32 | Тема 1. Взаимодействие государства, общества, личностив обеспечении безопасности | 2 | ||
33 | Тема 2. Оборона страны | 1 | ||
34 | Тема 3. Предупреждении | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...