перспективы развития предмета ОБЖ в школе
статья по обж

статья о перспективах развития предмета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivy_razvitiya_predmeta_obzh_v_shkole.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективы развития предмета ОБЖ в школе

Любая педагогическая проблема – воспитательная или образовательная имеет универсальный характер. Общество, которое находится в постоянном развитии, в том числе и развитии образования, выдвигает к современному человеку новые требования, связанные с 21 веком. В содержании образования происходят крупные изменения, новые образовательные стандарты определяют требования не только к содержанию образования на всех его этапах, но и к образованности человека, выраженной в его компетенциях.

Курс ОБЖ, который был введен в школьное образование в 1991 году (Приказ Министерства образования РСФСР О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» от 27 мая 1991 г. № 196) в силу специфики своего содержания, индивидуальной направленности имеет реальные возможности формирования собственными методами и средствами системы специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренной адаптации к условиям среды обитания, а также успеха в сложных, наиболее опасных видах деятельности, в том числе и воинской.

Необычное название предмета, его ориентация на личность повышают интерес учащихся к нему, что является первым шагом к его усвоению. Задача преподавателя – организовать учебный процесс так, чтобы курс стимулировал развитие личности учащегося в целом.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что при методически правильном преподавании ОБЖ, данный курс может оказать существенную помощь будущим выпускникам школы в подготовке к жизнедеятельности в условиях современного общества. Однако данный предмет в школе не был принят в качестве серьезной образовательной области. Это подтверждается и современной полемикой в отношении предмета при обсуждении новых образовательных стандартов: от возведения предмета в ранг ведущих до исключения предмета из школьного образования. Такие полярные точки зрения были обусловлены следующими аргументами: наличием или отсутствием компетентных педагогов по ОБЖ, отсутствием хорошей учебно-методической базы, перегрузкой учащихся и другими. Действительно, подготовка педагогов организаторов ОБЖ ведется сравнительно недавно, и предмет зачастую ведут преподаватели не готовые к реализации его содержания. Важную роль играют и личностные качества такого педагога.

Для построения процесса обучения с максимальным использованием механизмов функционирования личности учащихся при решении вопросов реализации ФГОС необходимо:

– наличие различных вариантов программ, учебников, дидактических материалов, позволяющих на базовом содержании знаний варьировать и индивидуализировать процесс обучения;

– создание условий для самостоятельного выбора учащимися способов работы, типа заданий, вида и форм учебного материала;

– использование разнообразных интерактивных форм занятий;

– повышение компетентности педагогов через систему подготовки и переподготовки, личностные качества педагога;

– создание ситуации успеха для поощрения индивидуальных сдвигов в развитии обучающегося.

Более двадцати лет преподаётся курс ОБЖ в общеобразовательных учреждениях. Накоплен определённый опыт. Социальная адаптированность и психологическая подготовленность человека к действиям в опасных и экстремальных ситуациях – это нечто большее, чем простая обученность и техническое умение выполнять определённые действия. Прежде всего, это умение управлять собой, своими чувствами, мыслями и ощущениями.

Сегодня педагогу необходимы такие программы по ОБЖ и такие пособия, которые отражают требования ФГОС и которые способствовали бы процессу самосовершенствования личности учащихся через:

– формирование навыков обеспечения системы личной безопасности, в основе которой лежат индивидуальные психофизические и адаптационные возможности организма;

– обучение способам безопасного поведения с учётом врождённых индивидуальных качеств учащихся;

– проведение занятий в режиме интерактивного обучения, проектной деятельности и активного применения различных форм самоконтроля. Очевидны уникальные возможности предмета ОБЖ интегрировать, системно связывать и объединять в сознании учащихся ранее полученные разрозненные теоретические знания по другим предметам, показывать их значимость для обеспечения важнейших потребностей человека и комплексного решения повседневных практических задач. Ведь знания иных школьных предметов важны не сами по себе, а как средства для удовлетворения, в том числе и таких потребностей как обеспечение жизни, здоровья и безопасности жизнедеятельности, среды его обитания. Связанные в единую систему, отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую компетентность учащихся, важнейшую для сохранения жизни в XXI веке. Через программы и содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» возможна реализация федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

Одним из этапов осуществления модернизации базового звена системы образования по безопасности жизнедеятельности является переход старшей ступени на профильное обучение (обороно-спортивный профиль), как систему специализированной подготовки, ориентированную на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей социума. Специфика формирования безопасного и психологически стабильного поведения школьников связана с уровнем социализации (социальной адаптации), обеспечивающим связь с психофизиологическим состояния организма и окружающей действительностью. Важным является понимание обучающимися жизненной ситуации и эмоциональное реагирование на неё; уровень их тревожности, развитие коммуникативных навыков и информационной культуры. Социальная адаптивность у подростков проявляется в стремлении быть сопричастным к изменениям в жизни школы, в обществе в целом, осмыслении школьником повседневного своего опыта в социуме (общение с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами, случайными знакомыми). В этом плане важно определение содержания процесса формирования культуры безопасности для семьи, личности, общества с учетом личностного восприятия информации школьником. «Основы безопасности жизнедеятельности» как учебный предмет способствует развитию УУД через различные технологии, методы и приемы, типологию учебных ситуаций, построенных на основе предметного содержания.

Компетентность выпускников школы в области безопасности жизнедеятельности будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях всех профилей, и в особенности профилей, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Статья из опыта работы по использованию метода проектов на уроках технологии...

Перспективы развития органов самоуправления в школе-интернате

Самоуправление является современной формой работы с детским коллективом, позволяющей им развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения.В связи со спецификой ...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Статья посвящена использованию методу проектного обучения в рамках современного технологического образования....

Перспективы развития интереса к предмету у учащихся и педагогов на примере уроков географии.

Почему в последнее время проведение занятий часто становится рутиной и не вызывает одухотворения у педагогов?Почему образование нуждается в пересмотре способов и форм донесения материала до ученика?По...

Доклад на тему "Перспективы развития робототехники в современной школе"

Рассмотрены вопросы начала развития робототехнических технологий в современной школе....

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Сейчас ведется множество споров и дискуссий по поводу внедрения дистанционного обучения в школьную образовательную среду: многие поддерживают идею дистанционного обучения, другие являются противниками...