МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
статья по технологии по теме

Лазовская Ольга Алексеевна

Статья из опыта работы по использованию метода проектов на уроках технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Лазовская Ольга Алексеевна

МБОУ СОШ № 40 г. Белгорода

        В настоящее время в мире происходят качественные изменения в сфере общественного производства, одни профессии устаревают, другие появляются вновь, поэтому конкурентоспособность будущего специалиста на рынке труда зависит от его активности, гибкости мышления, инициативности, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Отсюда возникла необходимость изменения самого подхода к образованию. Стандарты   второго поколения учитывают эти изменения и ставят задачу -  овладеть помимо знаний универсальными учебными действиями. Задача педагога -   учить детей не накоплению объема информации, а умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, мыслить критически и системно применяя на практике полученные знания, чтобы успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся требованиям общества. Особую роль в решении этой задачи играет учебный предмет «Технология». Предметная область «Технология» - основная практико-ориентированной образовательная область, в которой интегрируются и реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, формируются навыки и умения практической проектной работы, столь необходимые всем современным профессиям созидательного труда».

Приоритетными методами преподавания технологии являются учебно-практические работы, выполнение творческих проектов. Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Главнейший основополагающий принцип метода проектов  - исходить из интересов самого ребенка,  интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества. Выполнение проекта дает возможность ученику проявить себя индивидуально или в группе, раскрыть свой творческий потенциал, попробовать свои силы, приложить свои знания и умения, принести пользу, создав оригинальный продукт и публично показать достигнутый результат. Для учителя метод проектов  - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет объединить практическую и умственную деятельность обучаемых, создает условия для  творческой самореализации детей, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллекта, самостоятельности, ответственности, умений выявлять проблему, ставить цели, планировать собственную деятельность, принимать решения, критически оценивать результаты.

Основываясь на исследованиях А.А. Карачева, В.В. Колотилова, О.А.Кожиной, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, можно сказать, что учебные проекты в рамках образовательной области «Технология» имеют свои отличительные особенности. Учебный проект по технологии предусматривает «определение потребностей людей, разработку идеи изготовления изделия или услуги по удовлетворению этой потребности, проектирование и создание изделия или оказание услуги, оценку их качества, определение реального спроса на рынке товаров». В процессе обучения предмету «Технология» наиболее целесообразно выполнять практико-ориентированные, творческие и игровые проекты. Например, практико-ориентированные краткосрочные проекты (изготовление раздаточного материала) я использую в целях совершенствования учащимися практических предметных умений и навыков. В ходе игровых и ролевых проектов осуществляется развитие коммуникативных навыков учениц. Проектным продуктом в данном случае является разработка семейного праздника или викторины для младших школьников, а главной целью – вовлечение детей и взрослых в работу по подготовке мероприятия. Участие в таких проектах имеет огромное значение для замкнутых, застенчивых учащихся, так как дает им возможность приобрести, или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность, повысить свою самооценку. Особое внимание я уделяю работе с учащимися при выполнении ими творческих проектов, которые предоставляют самый большой простор для развития творческих способностей, позволяют ученику проявить себя, создавая произведения декоративно-прикладного искусства и любого другого жанра. Творческие проекты учащиеся выполняют индивидуально. Преимущество индивидуальных проектов в том, что учителю представляется возможность учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности учащегося, личностные потребности и интересы, а, значит, появляется шанс точечно воздействовать не только на дефицит в знаниях, умениях и навыках, но и на формирование личности ученика в целом. Все творческие проекты, выполняемые моими ученицами, имеют практическую значимость.

Выполняя творческие проекты, учащиеся сталкиваются с трудностями при разработке и оформлении пояснительной записки, которая содержит таблицы, чертежи, рисунки, экономические расчёты, оформление листов и титулов. Для преодоления этих трудностей, целесообразно использовать следующее программное обеспечение:

  1. Библиотеку оцифрованных изображений;
  2. Текстовый редактор Microsoft Word - для набора текста и оформления титульных листов;
  3. Графический редактор Paint -  для выполнения рисунков и чертежей;
  4. Встроенный редактор табличных данных;
  5. Электронные таблицы Microsoft Excel - для расчётов экономических затрат;

Одним из сложных разделов пояснительной записки творческого проекта по технологии является экономическое обоснование. Особенно сложно расчеты даются ученицам 5-х классов. Для оптимизации  расчетов экономических затрат творческого проекта целесообразно научить девочек использовать программы обработки электронных таблиц Microsoft Excel, которые  служат для оперативного выполнения различного рода расчётов, математических операций и манипуляций с ними. Учащиеся 5-7 классов еще не могут самостоятельно составлять формулы для расчетов, поэтому им целесообразно предлагать готовые формулы для расчетов стоимости материалов, инструментов, коммунальных услуг, а учениц 8 класса можно научить уже самостоятельно составлять расчетные формулы. Например, можно выполнить экономические расчеты для проекта по изготовлению платья. Себестоимость: С = С1+ С2+ Ао, где  С1 – стоимость материалов, С2 – стоимость коммунальных услуг, Ао – амортизация оборудования.

 Амортизация оборудования  Ао = Со * 0,05%, где Со – стоимость оборудования.

Для этого в таблицу Excel вносят данные, а затем  в колонку «Общая стоимость» вводят формулу расчета, начиная со знака равенства «=». Например: = B5*C5. Чтобы ввести повторяющуюся формулу, ее протягивают по ячейкам маркером  автозаполнения. Затем находят сумму, нажав на значок суммирования.

Освоив работу с электронными таблицами, ученицы легко справляются с выполнением экономических расчетов по изготовлению изделия и четко могут определить экономическую выгоду от своей работы, что является одним из важных факторов при выполнении творческого проекта.

         Технологическое образование дает такие возможности для формирования ключевых компетентностей, которые не могут дать другие образовательные области. Всестороннее развитие личности немыслимо без совершенного технологического образования, которое выходит на новые перспективы.

Литература.

1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.

2. Голуб  Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.

3. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М., 2005.

5. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина,  – М.: Издательский центр «Академия», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов - как средство развития интереса к дополнительному образованию.

Данная презентация - это обобщение опыта по теме: "Метод проектов". Опыт представлен на РМО педагогов дополнительного образования....

Перспективы развития профессионального образования в современных социально-экономических условиях.

Перспективы развития образования: преемственность профессионального образования...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Статья посвящена использованию методу проектного обучения в рамках современного технологического образования....

Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 15-16 апреля2015 года

Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы...

Программа Межрегиональной НПК "Проблемы и перспективы развития математического образования" от 26 февраля 2016 года

Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий, место проведения Межрегиональной НПК "Проблемы и перспективы развития математического образования" от 26 февраля 2016 года, организо...