Статья. Изучение основ безопасности жизнедеятельности в школе - анализ, проблемы и перспективы учебного предмета
статья по обж
Обеспечение безопасность детей в повседневной жизни - первоочередная задача которую должны решать родители, педагоги. Особенно остро она стоит в городе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в школе - анализ, проблемы и перспективы учебного предмета
Обеспечение безопасность детей в повседневной жизни - первоочередная задача которую должны решать родители, педагоги. Особенно остро она стоит в городе. Первая потенциальная опасность, с которой сталкивается учащейся горожанин в своём ежедневном походе за знаниями – дороги, автотранспорт, управляемый не всегда соблюдающими правила дорожного движения водителями .Даже до школы , расположенной внутри жилого массива , ребёнку приходится пробираться среди припаркованных на тротуарах автомобилей , часто , к тому же, выбирающихся из тесноты двора задним ходом . Маршрут ребёнка в образовательное учреждение может быть, как пешим так и на транспорте. Двигаясь по тротуару ему необходимо внимательно смотреть под ноги. Возможно, поверхность мостовой скользкая или на ней ведутся ремонтные работы. Вероятность падения и получения травмы возрастает ,особенно ,если ребёнок начинает бежать ,столкновения с пешеходами в этой ситуации не избежать . В период усиления ветра ,во время движения, учащейся должен избегать маршрута передвижения по парку , скверу - при порыве ветра велика вероятность внезапного падения дерева ,а также проходить с особой осторожностью участки с большими рекламными щитами.
В транспорте ребёнок обязан держаться за поручен, чтобы избежать травм при падении в случае экстренного торможения.
В школе учащееся отличаются чрезмерной подвижностью, что также может привести к травмам при столкновении друг с другом ,падении.
На уроке физической культуры необходима особая осторожность при выполнении силовых упражнений, поднятии тяжестей, игр в волейбол, баскетбол .Достаточно часто учащиеся получают ушибы ,вывихи ,переломы .Примеры скрытых опасностей можно долго продолжать .
К сожалению менталитет большинства граждан России в отношении собственной безопасности таков, что "пока гром не грянет - мужик не перекрестится"; с кем угодно что-то может произойти, но только не со мной .И это позиция взрослых .А что тогда говорить о ребёнке?!
Культура безопасного поведения в российском обществе находится на низком уровне .
Начинать формировать её необходимо с детского сада, школы. Этому призван способствовать школьный учебный предмет - основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). За время своего существования он претерпел изменения которые продолжаются до сих пор . Изначально , ОБЖ был как урок в 5-11 классах .По нему сдавали экзамен по выбору в 9-м и 11-м классах . Затем экзамен отменили в 9-м классе ,чуть позже в 11-м .Почему ? Исходя из каких соображений и кто персонально в министерстве образования (просвещения) принимал и принимает такие решения?! Такие действия способствуют формированию культуры безопасного поведения ребёнка? Вследствие того, что для 5 и 6 классов введена пятидневная учебная неделя убирают из учебного расписания ОБЖ ,но почем –то место обществознанию и основам духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) находят! Нравственности и духовности прекрасно учат на уроках литературы и истории России . Зачем дублирующий предмет ОДНКНР? ОБЖ в 5 и 6 классах выносят на внеурочные занятия , которые проводятся спустя 45 минут по окончании уроков в школе . Уйдя домой , лишь небольшое количество учащихся возвращяется на «внеурочку» .Такое положение не способствует получению ребёнком основ знаний по безопасности .
Я уверен в том , что учительское сообщество согласится с моими аргументами в пользу возвращения в учебное расписание предмета ОБЖ.
Не менее серьёзная проблема полноценного ведения предмета – оснащение кабинета. Наглядные пособия в большинстве образовательных учреждений отсутствуют, либо их мало , либо они устаревшие . Пополнение вышеуказанного происходит за счёт выигранного в соревнованиях , конкурсах ,викторинах , слётах . Скудное финансовое обеспечение школы для обновления материально-технической базы ОБЖ не способствует должному изучению предмета .Важно, чтобы директор школы понимал необходимость изучения основ безопасности жизнедеятельности .Только при этом условии будет постепенное ,пошаговое материально-техническое обновление, будут изыскиваться резервы. Государством разработана неплохая концепция преподавания предмета ОБЖ. Но нет механизма её выполнения.
За годы существования ОБЖ, сформировался профессиональный преподавательский состав. Хотя есть школы , где этот предмет директор может дать учителю в «нагрузку» ,как довесок, что не способствует серьёзному его изучению учащимися .У детей в такой ситуации формируется легкомысленное отношение к нему .ОБЖ становится для них развлекательным учебным предметом. Предмет должны вести дипломированные специалисты, периодически проходящие профессиональную переподготовку на курсах.
В своей статье я охарактеризовал проблемы учебного предмета ОБЖ. Очень хотелось бы ,чтобы они решались на всех уровнях власти: от школы до министерства просвещения России .Основы безопасности жизнедеятельности очень важный учебный предмет и подход к его изучению должен быть серьёзный ,основательный .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формировние мотивации на уроках основ безопасности жизнедеятельности и во внеурочной работе с детьми по предмету
обобщение опыта...

Активные приёмы изучения основ пожарной безопасности на уроках основ безопасности жизнедеятельности
Пособие предназначено для использования на уроках ОБЖ в 7-9 классах, при организации творческой деятельности дружин юных пожарных....

Аналитическая справка об организации внеурочной деятельности в рамках преподаваемого предмета преподавателем-организатором основ безопасности жизнедеятельности
Данный материал является образцом написания аналитической справки о внеурочной деятельности учителя к аттестации....

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по спе...

«Отработка навыков оказания первой помощи при преподавании основ безопасности жизнедеятельности в школе»
Недостаточно давать только теоретические знания. Для того, чтобы подросток не растерялся в трудной ситуации и смог оказать первую помощь, необходимо на уроках отрабатывать необходимые действия до авто...

Статья "Актуальность изучения школьниками основ безопасности жизнедеятельности на современном этапе".
Уже долгое время существует человеческая популяция. Все это время люди развивали экономику, создавали и постепенно совершенствовали социально-экономическую систему безопасности, ее научные и практичес...

Актуальные проблемы и перспективы учебного предмета "Технология" в современной школьной программе
Статья "Актуальные проблемы и перспективы учебного предмета "Технология" в современной школьной программе" рассматривает ключевые вызовы, с которыми сталкиваются учителя и ученики ...