Авторская рабочая образовательная программа «Меткий стрелок» 10 класс
рабочая программа по обж (10 класс)

Стрелковый спорт становится все боле востребованным в нашей стране. Особенно большой популярностью он пользуется среди молодежи и школьников, которые с увлечением отдают свое свободное время этому замечательному виду спорта.

Цель программы:

развить у обучающихся такие необходимые качества как дисциплинированность, дружба, товарищество, смелость, мужество, решительность, самообладание, целеустремленность, трудолюбие, внимательность, самостоятельность.

Задачи программы:

- формирование у  обучающихся сознательного и добросовестного отношения к своим обязанностям, организованности и дисциплины, уважения к старшим.

– формирование у учащихся первичных знаний по истории создания и развития различных видов стрелкового оружия, его современных типах, устройстве и технических характеристиках;

– привитие навыков безопасного обращения с оружием, правильного ухода и хранения оружия;

– достижение способности учащихся к выполнению первичных приемов стрельбы и развитие результативности в выполнении упражнений по стрельбе из пневматической винтовки.

Обучающие задачи: дать основные теоретические и практические знания в области стрелкового спорта, меры безопасности при стрельбе (пневматической винтовки).

Воспитательные задачи:

- военно-патриотическое воспитание;

- воспитание чувство гордости за достижения Российского стрелкового спорта, воспитание дисциплины, чувство ответственности за порученное дело;

- воспитание коллективизма;

- понимание здорового образа жизни.     

Развивающие задачи:

- расширение кругозора и эрудиции детей в области стрелкового спорта, военного дела;

- дать технические сведения о стрелковом оружии и его использовании.

Принципы:

- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков;

- выбор вида деятельности по интересу;

- доступность программы.

Методы и средства:

- словесный (объяснение, рассказ, беседа);

- наглядный (стенды, плакаты, видеофильмы, книги);

- практический (упражнения в стрельбе из пневматической винтовки).

Работы по программе осуществляется в группе согласно учебно-тематическому плану.

Конечный результат освоения программы:

Овладение основами теоретических знаний, практических умений по программе «Меткий стрелок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_oronov_m.v.docx44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА

ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА-ФЕЛЬДМАРШАЛА

ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГУДОВИЧА

Авторская рабочая образовательная программа

«Меткий стрелок»

10 класс

34 часа

Автор: Оронов Максим Валерьевич

Анапа 2022

Содержание программы

Пояснительная записка

3

Учебно-тематический план

7

Содержание курса

8

Личные результаты

10

Список литературы

11

Приложение 1

14

Приложение 2

17


Пояснительная записка

Стрелковый спорт становится все боле востребованным в нашей стране. Особенно большой популярностью он пользуется среди молодежи и школьников, которые с увлечением отдают свое свободное время этому замечательному виду спорта.

Цель программы:

развить у обучающихся такие необходимые качества как дисциплинированность, дружба, товарищество, смелость, мужество, решительность, самообладание, целеустремленность, трудолюбие, внимательность, самостоятельность.

Задачи программы:

- формирование у  обучающихся сознательного и добросовестного отношения к своим обязанностям, организованности и дисциплины, уважения к старшим.

– формирование у учащихся первичных знаний по истории создания и развития различных видов стрелкового оружия, его современных типах, устройстве и технических характеристиках;

– привитие навыков безопасного обращения с оружием, правильного ухода и хранения оружия;

– достижение способности учащихся к выполнению первичных приемов стрельбы и развитие результативности в выполнении упражнений по стрельбе из пневматической винтовки.

Обучающие задачи: дать основные теоретические и практические знания в области стрелкового спорта, меры безопасности при стрельбе (пневматической винтовки).

Воспитательные задачи:

- военно-патриотическое воспитание;

- воспитание чувство гордости за достижения Российского стрелкового спорта, воспитание дисциплины, чувство ответственности за порученное дело;

- воспитание коллективизма;

- понимание здорового образа жизни.        

Развивающие задачи:

- расширение кругозора и эрудиции детей в области стрелкового спорта, военного дела;

- дать технические сведения о стрелковом оружии и его использовании.

Принципы:

- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков;

- выбор вида деятельности по интересу;

- доступность программы.

Методы и средства:

- словесный (объяснение, рассказ, беседа);

- наглядный (стенды, плакаты, видеофильмы, книги);

- практический (упражнения в стрельбе из пневматической винтовки).

Работы по программе осуществляется в группе согласно учебно-тематическому плану.

Конечный результат освоения программы:

Овладение основами теоретических знаний, практических умений по программе «Меткий стрелок».

Учащиеся, приступив к занятиям стрелковым спортом, входят в новый для себя детский коллектив. Правильно поставленная в спортивном коллективе воспитательная работа способствует развитию у ребят таких необходимых качеств, как отношение к труду, дисциплинированность, дружба, товарищество. Стрелковый спорт воспитывает смелость, мужество, решительность, самообладание, целеустремленность, трудолюбие, внимательность, самостоятельность.

Соревнования и сопутствующее им эмоциональное возбуждение являются проверкой характера юного спортсмена, его спортивно-технической подготовки и волевых качеств. Доставляя радость или огорчение, они мобилизуют стрелка на дальнейшее совершенствование, на проявление значительных усилий для самовоспитания. Доступной формой массового обучения школьников приемам стрельбы является стрельба из пневматических винтовок.

Преимущества пневматического оружия: доступность приобретения, хранения, невысокая стоимость винтовки и пулек к ней; возможность использования школьных помещений для стрельбы; небольшой вес оружия, позволяющий привлекать к обучению стрельбой школьников с 10-летнего возраста. Эти преимущества дают возможность успешно решать задачи развития стрелкового спорта в школе.

Стрельба из пневматического оружия, проводимая на начальной стадии подготовки, оказывает непосредственное влияние на дальнейшее спортивное совершенствование стрелка. По существу начальное обучение стрельбе  из  пневматической  винтовки  проводится в следующей  последовательности: ознакомление с понятием выстрела, приемами и правилами меткой стрельбы, овладение основами техники производства прицельного выстрела.

Занятия проводятся согласно программе по тематическому плану с соблюдением основных педагогических принципов обучения: сознательности, активности, индивидуальности, доступности, систематичности. Занятия строятся по обычной общепринятой схеме: вводная часть, разминка, основная часть и заключительная часть, где подводятся итоги занятий и даются рекомендации по спортивному совершенствованию. В области теоретической, технической, тактической и психологической подготовки ставится задача: расширить объем знаний, научить занимающихся анализировать свои действия, научить их понимать, из каких компонентов складывается производство точного и меткого выстрела. В конце обучения чаще практикуются тренировки, приближенные к условиям соревнований.

Теоретическая подготовка знакомит учащихся с правилами соревнований, с элементами производства меткого выстрела, с необходимостью выполнения большого объема тренировок для достижения высоких спортивно-технических результатов.

Техническая подготовка ставит задачи: найти для каждого занимающегося рациональную изготовку для производства точного выстрела, научить его правильной работе мышц-сгибателей фаланг указательного пальца, нажимающего на спусковой крючок оружия. В конце подготовительного периода со спортсменами, имеющими достаточную техническую подготовку, периодически проводятся занятия в условиях, приближенных к соревнованиям.

Физическая подготовка необходима для повышения функциональных возможностей организма, для всестороннего гармоничного развития стрелка-спортсмена. Общая физическая подготовка должна служить основным средством активного отдыха занимающихся, устраняющим застойные явления в организме спортсмена.

Психологическая и тактическая подготовка проходит в процессе всего обучения. Постепенно, от занятия к занятию, обучающиеся проходят все более сложный материал, что развивает мышление, способствует проявлению волевых качеств, помогает добиваться поставленной цели. Приобретенные занимающимися знания, хорошая техническая и физическая подготовка делают их более уверенными в своих действиях. Всесторонняя подготовка поможет спортсменам в дальнейшем принимать более правильные решения в условиях соревнований.

В процессе занятий одновременно решаются и воспитательные задачи. Педагог воспитывает у занимающихся отношение к труду и общественной собственности, - чувство ответственности перед коллективом, добивается от них сознательного и добросовестного отношения к своим обязанностям, организованности и дисциплины, уважения к старшим. Необходимое условие успешной воспитательной работы - четкая организация занятий, высокая требовательность преподавателя к занимающимся, соблюдение норм поведения на занятиях, в школе и в быту.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение. Цели, задачи и содержание кружка «Меткий стрелок».

2

2

2.

Меры обеспечения безопасности при проведении стрельб.

2

2

3.

Общие сведения о пневматическом оружии.

2

2

4.

Основы стрельбы.

2

2

5.

Физическая подготовка стрелка

6

6

6.

Психологическая подготовка стрелка

4

4

7.

Правила прицеливания и приемы стрельбы.

2

2

4

8.

Изучение и совершенствование техники стрельбы.

6

6

9.

Правила соревнований.

2

2

10.

Соревнования по стрельбе.

4

4

Итого:

34


Содержание курса

Тема №1. Введение. Цели, задачи и содержание кружка «Меткий стрелок».

Цели, задачи и содержание кружка «Меткий стрелок». История развития стрелкового спорта. Обзор развития стрелкового спорта (просмотр видеофильма «История оружия»). Ознакомление с годовой программой и расписанием занятий. Ознакомление с местами проведения занятий. Регистрация занимающихся.

Тема №2. Меры обеспечения безопасности при проведении стрельб.

Порядок обращения с оружием. Правила поведения в тирах и на стрельбищах при проведении стрельб. Сигналы и команды, подаваемые при проведении стрельб, и их выполнение. Изучение «Инструкции по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб».

Тема №3. Общие сведения о пневматическом оружии.

Материальная часть пневматической винтовки. Порядок разборки и сборки винтовки. Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов пневматической винтовки. Уход за оружием, хранение. Назначение и боевые свойства пневматического оружия. Общее устройство пневматической винтовки. Работа частей и механизмов пневматической винтовки при стрельбе. Уход за орудием и его хранение. Подготовка оружия к стрельбе, его заряжание и  разряжение. Пули для стрельбы из пневматического оружия.

Тема №4. Основы стрельбы.

Понятие о выстреле. Явления, связанные с выстрелом. Рассеивание выстрелов. Определение средней точки попадания (с. т. п.). Расчет поправок. Пристрелка оружия.

Тема № 5. Физическая подготовка стрелка.

Значение общей и специальной физической подготовки. Зарядка. Закаливание. Развитие устойчивой позы тела при стрельбе из различных положений, статической выносливости, высокой точности, быстроты и координации. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка, прицеливание, спуск курка, дыхание. Дыхательные упражнения. Упражнения для повышения мышечно-суставной чувствительности. Правила и приемы стрельбы стоя по неподвижной мишени.

Тема № 6. Психологическая подготовка стрелка.

Преодоление своих отрицательных эмоций. Отключение от внешних и внутренних раздражителей. Создание эмоционального подъема перед стрельбой. Мобилизация сил. Уверенность в себе. Надежность стрельбы в любых условиях. Самостоятельность действий. Анализ ошибок.

Тема №7. Правила прицеливания и приемы стрельбы.

Тренировка в удержании винтовки. Сущность прицеливания. Выбор точки прицеливания. Режим дыхания. Спуск курка: условия, обеспечивающие правильный спуск курка. Причины, влияющие на кучность и меткость стрельбы. Показ изготовки стрелка-спортсмена для производства выстрела из положения сидя с руки с опорой локтями о стол. Изготовка к стрельбе стоя. Изготовка к стрельбе лежа.

Тема №8. Изучение и совершенствование техники стрельбы.

Изучение изготовки для стрельбы сидя с руки с опорой локтями о стол. Тренировка в прицеливании и отработке спуска без действительного выстрела. Тренировка в изготовке без выстрела. Стрельба по белому листу на кучность. Стрельба с корректировкой. Стрельба из винтовки по мишени, дистанция 5 метров, 5 патронами из положения сидя с упора. Стрельба из винтовки по мишени, дистанция 10 метров, 10 патронами из положения  сидя с упора. Освоение стрельбы из положения стоя.

Тема № 9. Правила соревнований.

Допуск участников к соревнованиям. Обязанности и права стрелков. Меры безопасности при обращении с оружием при проведении соревнований.

Тема № 10. Соревнования по стрельбе.

Подготовка к соревнованиям – стрельба стоя - 10 м. Подготовка к соревнованиям – стрельба сидя «с колена» - 10 м. Подготовка к соревнованиям – стрельба  лежа - 10 м.

Проверка знаний и умений  пройденного материала.

Личные результаты

В конце обучения в результате прохождения курса учащиеся должны:

Знать:

 1. Историю развития стрелкового спорта.

 2. Развитие стрелкового оружия в России.

 3. Меры безопасности при обращении с оружием. Порядок обращения с оружием во время переноса, стрельбы и чистки оружия.

 4. Материальная часть пневматической винтовки. Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов пневматической винтовки.

  5.Порядок разборки и сборки винтовки.

  6.Характерные неисправности, их устранение.

  7.Уход за оружием, хранение.

  8.Правила поведения в тире и на линии огня. Обязанности дежурного по тиру.

  9. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка, прицеливание, спуск курка, дыхание.

Уметь:

1. Правильно вести стрельбу стоя по неподвижной мишени.

 2. Правильно вести стрельбу сидя «с колена» по неподвижной.

3. Правильно вести стрельбу лежа по неподвижной мишени.

Список литературы

  1. Быков Д.В., Сазонов Д.Д.  России сможем послужить: сборник медодических материалов по организации военно-спортивных и патриотических мероприятий / Под ред. А.В. Варакина. – Волгоград: РКК «PRosto», 2008. – 176 с.
  2. Гачачиладзе Л.В., Орлов В.А. Физическая подготовка стрелка.- М.: ДОСААФ, 1986.- 96 с.
  3. Дворкин А.Д. Пневматическое оружие. Стрельба. Эксплуатация. Ремонт. Оборудование тира: Учебно-методическое пособие. - М.:2001. – 150 с.
  4. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок.- М.: ДОСААФ, 1986. - 95 с.
  5. Ельчанинов, С.И. Теория и методика обучения стрельбе из пневматического оружия / Н.А. Ельчанинова; С.И. Ельчанинов .— : [Б.и.], 2016 .— 94 с.
  6. Зубрилов, Р.А. Становление, развитие и совершенствование техники стрельбы в биатлоне : монография / Р.А. Зубрилов .— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Советский спорт, 2013 .— 352 с. 
  7. Зубрилов, Р.А. Стрелковая подготовка биатлониста : монография / Р.А. Зубрилов .— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Советский спорт, 2013 .— 296 с.
  8. Кондрух, А.И. Практическая стрельба и культура спортивной подготовки к международным соревнованиям / А.И. Кондрух, Алексей Передельский, Александр Блеер // Экстремальная деятельность человека .— 2015 .— №4 (37) .— С. 72-78 .
  9. Кондрух, А.И. Практическая стрельба как вид спорта, прикладная дисциплина, боевое искусство / А.И. Кондрух // Личность. Культура. Общество .— 2015 .
  10. Кондрух, А.И. Психология практической стрельбы. Основы психологической подготовки и сопровождения : монография / А.А. Передельский, Р.А. Передельская; А.И. Кондрух .— Москва : Спорт, 2017 .— 130 с.
  11. Корх А.Я. Спортивная стрельба. – М.: ФиС, 1987. – 120 с.
    Федорин В.Н. Общая и специальная физическая подготовка стрелка-спортсмена. М.:КГАФК, 1995.- 130 с.
  12. Корх А.Я. Стрелковый спорт и методика преподавания. – М.: ФиС, 1986.-153 с.
  13. Морозов, Н.А. Оптимизация тренировочного процесса в стендовой стрельбе для спортсменов различной квалификации с учетом видов нагрузки, ее интенсивности и динамики в период главных соревнований / Н.А. Морозов, Татьяна Морозова, Александр Блеер // Экстремальная деятельность человека .— 2015 .— №2 (35) .— С. 16-22 .
  14. Передельский, А.А. Психологические аспекты практической стрельбы (на примере концепции с. кирша) / А.А. Передельский, А.И. Кондрух // Личность. Культура. Общество .— 2015 .— №3–4 (87–88) .— С. 266-276 .
  15. Современные подходы к совершенствованию технической подготовленности в стрелковых видах спорта : материалы Всерос. науч.-практ. конференции, 7-10 апреля 2015 г. / Т.В. Байдыченко, П.П. Вагнер, Е.С. Палехова, Н.С. Марголин, Д.А. Гладченко; ред.: Р.М. Городничев, С.А. Моисеев; Великолукская гос. акад. физ. культуры и спорта .— Великие Луки : Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, 2015 .— 100 с.
  16. Федорин В.Н. Методика обучения стрелков-спортсменов на начальном этапе подготовки М.:КГАФК, 1996.- 80 с.
  17. Шилин, Ю.Н. Спортивная стрельба из лука: теория и методика обучения : учеб. пособие / Е.Н. Белевич; Ю.Н. Шилин .— Москва : ТВТ Дивизион, 2019 .— 280 с.

Интернет - источники

  1. Спортивная стрельба  - www.vipv.ru/ VI_CTRELBA/ CTRELBA_001.htm.
  2. История Практической Стрельбы - www.ipsc.ru/content/view/ 26/40/lang,ru/ (1 сентября 2006).
  3. Практическая стрельба в Коломне - www.kolomnaonline.ru/ is.php?name=txt&go=page&pid=315.
  4. Петербургский садочный клуб - psk-severyanin.ru.
  5. Стрелковый клуб "Объект" - theobject.ru/.


Приложение 1

Инструкция по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб

Спортивное оружие относится к предметам повышенной опасности и поэтому требует осторожного обращения с ним. Безопасность при стрельбе обеспечивается высокой дисциплинированностью всех её участников, чёткой организацией стрельб и точным соблюдением установленных правил и мер безопасности.

К стрельбе допускаются стрелки, ознакомленные с правилами обращения с оружием, в специально оборудованных местах тирах или стрельбищах. Перед проведением стрельб каждый участник знакомится с «Инструкцией по мерам безопасности при проведении стрельб» и расписывается в журнале по технике безопасности.

При стрельбе в помещении должны быть оборудованы пулеуловители. Руководитель обязан убедиться, нет ли в направлении полёта пули предметов, которые могут вызвать рикошет, проследить, чтобы на линии огня кроме стрелков не было посторонних лиц. Не допускать выдачу патронов вне линии огня. Проверять, чтобы по окончании стрельбы оружие было разряжено, а затворы открыты.

На линии огня ствол оружия должен быть направлен в сторону мишеней, вверх или вниз независимо от того, заряжено оно или нет.

Стрелок должен постоянно помнить- запрещено, поворачивать оружие на линии огня в сторону от направления стрельбы при действиях с оружием (при стрельбе, при перезаряжении или осечке).

Запрещено заряжать оружие на линии огня и стрелять из него без команды лиц, ответственных за стрельбу. Если стрелок не ведёт стрельбу, находясь на линии огня, оружие должно быть разряжено, а затвор открыт.

Запрещено выносить заряженное оружие с линии огня.

Находясь на линии огня, запрещено изготавливаться и прицеливаться по предметам, не относящимся к выполнению упражнения, независимо от того, заряжено оружие или нет.

Запрещено прикасаться к оружию, когда в зоне стрельбы находятся люди или животные.

По окончании стрельбы оружие должно быть разряжено, затворы открыты и оружие сдано на хранение в специально приспособленном месте.

Запрещено передавать оружие лицам не прошедшим инструктаж по ТБ при проведении стрельб и правилам обращения с оружием.

Запрещено вести посторонние разговоры на линии огня.

Инструкция по мерам безопасности при обращении с оружием

Спортивное оружие относится к предметам повышенной опасности, и поэтому требует осторожного обращения с ним.

Транспортировка оружия к местам тренировочных стрельб или соревнований должна проводиться в чехлах или специальных переносных ящиках с мягкой футеровкой, во избежание повреждений, влияющих на точность и безопасность стрельбы. При перевозке на транспорте желательно зачехлённое оружие держать в руках в целях предотвращения хищения или повреждения оружия.

Запрещается передавать оружие лицам, не прошедшим инструктаж по технике безопасности, при проведении стрельб и правилам обращения с оружием.

Запрещается пользоваться неисправным оружием.

Во время стрельб запрещается открывать и закрывать пневматическую винтовку упором ствола в пол или другие предметы.

Регулярная смазка трущихся деталей винтовки позволяет продлить живучесть оружия и точность его стрельбы.

Правила обращения с оружием

Винтовка пневматическая стандартная калибра 4,5 мм предназначена для начального обучения стрельбе. Винтовка является механизмом повышенной точности и поэтому требует бережного отношения к себе. Винтовку нельзя бросать, ронять, резко захлопывать во избежание сбоя прицельного приспособления и повреждения деталей винтовки.

Запрещается:

1) стрелять из винтовки в холостую без пули;

2) применять вместо пуль предметы, не предусмотренные для использования в пневматическом оружии;

3) хранить винтовку во взведенном состоянии.

4) запрещается открывать и закрывать пневматическую винтовку во время стрельб упором ствола в пол или в другие предметы

Рекомендуется:

- Через каждые 1500-2000 выстрелов производить смазку манжеты, ружейного ствола.

- Хранить винтовку в сухом месте, при этом металлические детали должны быть смазаны тонким слоем ружейной смазки.

- По мере необходимости подтягивать винты крепления ложи.

- Транспортировать оружие к месту стрельб или соревнований нужно в специальном чехле или заводской упаковке.

- Хранить оружие в специальных пирамидах или ящиках под замком.


Приложение 2

Памятка для тренеров по стрельбе и спортсменов

Стрелок достигает высокого для себя результата на соревнованиях в том случае, если уровень его технического мастерства при выполнении выстрела достаточно высок, если он может управлять своими действиями в экстремальных условиях высокой конкуренции, но рекорды устанавливаются при гармоничном сочетании высокого технического мастерства и тонкой координации движений, уверенного поведения на огневом рубеже при оптимальном боевом состоянии.

Это особенное психофизическое состояние спортсмена, когда соревновательное волнение слегка возбуждает нервную систему, обостряет восприятие мышечных ощущений своих действий с оружием, когда стрелок тонко реагирует на любые изменение, которые происходят в процессе стрельбы и соответственно корректирует свои действия.

Научиться целенаправленно подходить к такому психофизическому состоянию - мечта любого тренера и спортсмена. Поэтому специалистами велись и ведутся непрерывные поиски в различных направлениях: оптимального режима тренировочных нагрузок, подводящих упражнений, сочетаний нагрузок и средств восстановления работоспособности организма, различных методик планирования спортивно-технической подготовки и т.д. и т.п.

Прежде чем приступить к работе, необходимо определить ее цель, а затем решать, какими путями ее достичь. Поэтому каждый тренер ставит перед собой и учениками задачи, которые необходимо решать на тренировках.

Чего должен добиваться стрелок, совершенствуя свое мастерство на тренировках, чтобы стрелять на рекордном уровне?

1. Устойчивое комфортное удержание оружия в районе прицеливания при поводке и уверенную обработку спуска (основа меткой стрельбы).

2. Автоматизма в управлении оружием, основанном на подсознательном восприятии мышечного ощущения гармоничного взаимодействия групп мышц, участвующих в выполнении выстрела.

3. Состояния сосредоточенности «внутри себя» для оценки своих действий и принятия правильных решений в процессе стрельбы.

4. Поддерживать на высоком уровне работоспособность организма, используя средства общей и специальной физической подготовки.

5. Умение программировать и регулировать психофизическое состояние в различных ситуациях.

6. Вариативность в технике и тактике выполнения выстрела.

Практика подготовки стрелков к соревнованиям различного ранга показала необходимость комплексной подготовки. В этот комплекс должно входить все многообразие средств подготовки:

  • общефизическая и специально-физическая подготовка;
  • техническая подготовка;
  • психологическая подготовка;
  • тактическая подготовка.

Это общеизвестная истина, но как ее увязать воедино с планированием объема и интенсивности нагрузок и эффективным восстановлением работоспособности организма спортсмена, по какому принципу строить тренировочную программу каждого занятия, чтобы одно задание дополняло другое, а весь учебный процесс был взаимосвязан и конечном итоге спортсмен мог целенаправленно и успешно подготовиться к соревнованиям, быть в оптимальной спортивной форме? С чего начать обучение и как объединить и решить выше перечисленные задачи?

Автор предлагает свой вариант обучения и подготовки стрелков по движущейся мишени, который сможет практически помочь тренеру и стрелку организовать тренировочный процесс. Он состоит из четырех основных моментов:

1. Планирование тренировочных нагрузок по принципу «маятника».

2. Обучение технике стрельбы, применяя «пирамиду мастерства».

3. Освоение технических элементов выстрела, используя восприятие и осмысление мышечных ощущений движения с последующей коррекцией, применение аутотренинга (идеомоторной) тренировки.

4. Применение в занятиях упражнений для снятия остаточного статического напряжения в отдельных группах мышц и восстановления, а также с целью дополнительного обучения самоконтролю и управлению своими действиями.

А теперь подробнее рассмотрим каждый из них.

Планирование тренировочных нагрузок по принципу «маятника»

Распределение тренировочной нагрузки по принципу «маятника» используется в спортивной практике давно. В основе этого метода лежит чередование накопления спортивно-технического потенциала с его реализацией, т.е. чередование объемной работы с ее закреплением в соревновательных условиях на огневом рубеже.

Планирование тренировочных занятий по принципу «маятника» позволяет тренеру использовать учебный материал более эффективно, так как помогает ему ступенчато распределять и чередовать объем нагрузок и интенсивность по циклам.

"Маятник" раскачивается от одного полюса - вида нагрузки к другому. На одном полюсе идет вдумчивая работа по отработке и закреплению навыка техники точного выстрела, на другом полюсе - практическое использование навыков в соревновательных или близких к ним условиях. Это необходимо для того, чтобы закрепить образ правильной техники и в дальнейшем использовать накопленный потенциал в серьезных соревнованиях. Назовем их условно микроциклами накопления (МцН) и микроциклами реализации (МцР).

В микроцикле накопления стрелки отрабатывают технику выполнения выстрела по компонентам и в целостном движении, используя различные подводящие упражнения. При помощи мысленных тренировок стараются создать и сознательно закрепить образ идеальной техники движения, совмещая воедино с мышечными ощущениями, добиваясь комфортного ощущения целостного движения при производстве точного выстрела. Этот процесс познания и закрепления навыков идет произвольно без временных ограничений на серию выстрелов и на количество выстрелов в серии. Сохраняется лишь лимит времени на выстрел по движущейся мишени 5 сек. и 2,5 сек., а также в стрельбе по появляющимся мишеням.

В микроцикле реализации стрельба носит другой характер, она соответствует условиям соревнований на всех этапах, начиная с разминки и кончая финальной серией.

Если в первом микроцикле стрелок может не обращать внимания на достоинство и расположение пробоины, так как отрабатывает технику движения выстрела, то при стрельбе на результат должен мгновенно реагировать на малейшие несовпадения контролируемых действий с реальными результатами. В этих условиях реализации спортсмен учится выступать на соревнованиях, накапливает опыт действий в каждой модельной ситуации, с тем чтобы потом использовать его в реальных экстремальных ситуациях.

Известно, что соревновательная обстановка меняет состояние стрелка, поэтому ему приходится выполнять заученные движения техники стрельбы в совершенно других условиях, чем на тренировках. Управлять своими действиями и непременно попадать в 10 сможет только спортсмен, привыкший к постоянной мобилизации воли в достижении и выполнении стоящей перед ним задачи. Это умение управлять своими эмоциями и действиями воспитывается от тренировки к тренировке. Стрелок должен стараться при любом состоянии правильно выполнить движение техники выстрела, чтобы такое стремление стало привычным психологическим фоном его действий. В основе этого старания лежит чувство ответственности за успешное выполнение любого задания. Это не означает, что спортсмен должен выкладываться полностью на каждом занятии, но не должно быть легкомыслия и беспечности при выполнении тренировочного занятия.

В памяти ярче сохраняются только те действия, на которые были направлены значительные волевые усилия, а то, что было достигнуто легко, как бы походя, оставляют слабый след в памяти и легко забываются.

На каждом занятии тренер должен дозировать степень напряжения стрелков в решении тренировочного задания. Эти задания должны быть реально выполнимыми и разнообразными с тем, чтобы можно было регулировать уровень напряжения волевых усилий.

Используя принцип маятника, тренер проводит занятия более интересно. На тренировках нет монотонности, задания носят целенаправленный и последовательный характер, и стрелки могут видеть прогресс на основе результатов в ударных микроциклах. При такой цикличности нагрузок тренеру легче контролировать процесс восстановления.

В качестве средства оперативного восстановления автор рекомендует приемы спортивного аутотренинга.

Научно доказано, если использовать аутотренинг для отдыха сразу же после нагрузки, то эффект восстановления сил значительно выше, чем его использование через продолжительное время.

После выполнения напряженной работы в организме спортсмена продолжается процесс затраты энергии на сопереживание собственных действий, происходивших на огневом рубеже. И если спортсмен хорошо знаком с приемами аутотренинга и активно может их использовать на практике, он имеет больше шансов сохранить накопленную на тренировке энергию, чтобы использовать ее в будущем.

Аутогенное расслабление и сон в течение 15-30 минут сразу после нагрузки почти полностью восстанавливают силы спортсмена. Поэтому обучение приемам аутотренинга имеет значение в практике стрелкового спорта для восстановления сил и психорегуляции своего состояния.

Вариантов построения тренировок по принципу «маятника» много. Некоторые специалисты стрелкового спорта предлагают строить планирование продолжительности микроциклов реализации при подготовке к соревнованиям в зависимости от длительности соревнований, а применительно к конкретному стрелку - участие его в одном или нескольких упражнениях. Если спортсмен будет стрелять не одно, а несколько упражнений, то планируемые микроциклы в этих случаях будут растянутыми, и тренировки будут носить более монотонный и утомительный характер.

Микроциклы могут включать в себя разное количество дней. Все зависит от условий проведения тренировочных занятий и задач, которые решаются при подготовке к соревнованиям. Микроциклы могут быть недельными. Неделя может содержать два микроцикла и дни отдыха: 1-й, 2-й, 3-й дни - микроцикл накопления, 4-й день - активный отдых, 5-й и 6-й дни - микроциклы реализации, 7-й день - отдых (3-1-2-1).

Такой вариант планирования более предпочтителен, так как дает оптимальную возможность для накопления технического мастерства, а также для восстановления сил, и сохраняет желание спортсменов тренироваться.

Процесс обучения будет идти более эффективно, если тренер на занятиях будет использовать навыки аутотренинга. Это поможет стрелкам концентрировать и переключать внимание с одного объекта на другой, будь то компоненты техники выстрела или ощущения усилий отдельных групп мышц или восприятие целостного движения, а также мысленно представлять действия с оружием и без (идеомоторная тренировка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа « Юный стрелок » (для учащихся 12-17 лет)

Программа кружка «Юный стрелок» ориентирована на развитие  у школьников таких качеств, как ответственное отношение к труду, дисциплинированность, дружба и тов...

Дополнительная образовательная программа «Меткий стрелок»

Дополнительная образовательная программа «Меткий стрелок»...

Рабочая образовательная программа история 10 класс (базовый уровень 70 часов)

Учебная программа разработана на основе Федеральной Примерной программы среднего образования по истории России 2004 г. Эта программа предназначена для преподавания для 10 –х классах  и охватывает...

Рабочая программа "Меткий стрелок"

Программа разработана для внеклассной работы для  обучающихся 10-17 лет. Направленность программы кружка  "Меткий стрелок" - военно-патриотическая....

Авторская разработка. Адаптированная рабочая образовательная программа основного общего образования обучающегося с ЗПР

В АРОП отображены цели и задачи, психолого - педагогическая характеристика и образовательные потребности обучающегося с ЗПР (вариант 7.2), планируемые результаты, особенности оценки планируемых резуль...

Рабочая программа "Меткий стрелок"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Меткий стрелок"...

Программа "Меткий стрелок"

Программа спортивной направленности...