Методическая разработка урока по ОБЖ "Средство индивидуальной защиты органов дыхания"
учебно-методический материал по обж (10 класс)

Шулика игорь Викторович

Цели урока:

Актуализировать и расширить знания уча­щихся о средствах индивидуальной защиты.

Рассмотреть возможности применения раз­личных средств защиты органов дыхания.

Сформировать умения и навыки в использо­вании СИЗ органов дыхания.

Показать эффективность мероприятий по за­щите населения от ЧС мирного и военного време­ни и убедить в необходимости принимать в них участие.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы, применяемые на уроке: словесный, наглядный, интерактивный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskaya_oborona_shulika.docx50.44 КБ
Office presentation icon shulika_prezentatsiya_siz.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО ЛНР « Лутугинский колледж»

Тема урока: « Гражданская оборона. Средства индивидуальной защиты органов дыхания»

 

 

                                               Подготовил: преподаватель ОБЖ

                                                   ГБОУ СПО ЛНР « Лутугинский колледж»

         Шулика И.В.

 

2021 г

Тема урока «Средства индивидуальной защиты населения»

Средства индивидуальной защиты органов дыхания

Цели урока:

Актуализировать и расширить знания учащихся о средствах индивидуальной защиты.

Рассмотреть возможности применения различных средств защиты органов дыхания.

Сформировать умения и навыки в использовании СИЗ органов дыхания.

Показать эффективность мероприятий по защите населения от ЧС мирного и военного времени и убедить в необходимости принимать в них участие.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы, применяемые на уроке: словесный, наглядный, интерактивный.

Учебно-материальное обеспечение:

-компьютер, мультимедийный комплекс из проектора, большого экрана, звуковых колонок;

-электронная презентация, созданная средствами программы-редактора презентаций;

-образцы различных моделей противогазов, фильтрующих коробок, ватно-марлевая повязка (ВМП), учебники « Основы безопасности жизнедеятельности»( 12штук), карточки- задания по теме.

-бланки опорных конспектов на каждого.

                                         Структура  урока

1 Организационный момент (2 мин).

2. Изучение нового материала. Заполнение учениками бланков рабочего конспекта (35 мин).

3. Закрепление материала.   (5 мин).

4. Подведение итогов урока и доведение домашнего задания (3 мин).

Ход урока

Построение учащихся, рапорт командира группы о  готовности к занятию, объявляется тема, цель урока и учебные вопросы, доводится  порядок его проведения(мотивация нового материала).

Учебные вопросы:

1. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты (СИЗ).

2. Фильтрующие средства защиты органов дыхания (СИЗОД) (противогазы).

3. Респираторы.

4. Простейшие и подручные СИЗ органов дыхания.

5.ИзолирующиеСИЗОД.

На экране демонстрируется слайд:

«Средства индивидуальной защиты населения»

Ученикам раздаются бланки опорных конспектов, преподаватель объясняет, как их заполнять.

Назначение и классификация СИЗ

Средства индивидуальной защиты предназначены для защиты организма человека от вредного воздействия АХОВ, ОВ, РВ и БС, а также для снижения нежелательных эффектов светового, теплового и ионизирующего излучений (демонстрируется слайд «Назначение и классификация СИЗ»)

По назначению СИЗ подразделяются на:

— средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД);

— средства защиты кожи (СЗК);

— медицинские средства индивидуальной защиты (МСИЗ).

По способу изготовления СИЗ разделяются на выпускаемые промышленностью (табельные) и изготавливаемые населением из подручных материалов.

По принципу защитного действия все СИЗ делятся на фильтрующие и изолирующие.

Классификация СИЗОД

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся:

- противогазы, респираторы, изолирующие дыхательные аппараты, камеры детские и простейшие средства (противопыльные тканевые маски и ватно-марлевые повязки)

(демонстрируется слайд «Классификация СИЗОД»

Противогаз является наиболее надежным средством защиты органов дыхания. Его появление связано с появлением нового вида оружия массового поражения — химического оружия. Отравляющие вещества впервые  применили в Первую мировую войну войска кайзеровской

  Германии против позиций англо-французских войск. Необходимо было в короткие сроки создать надежные средства защиты от отравляющих веществ. Химики, медики и другие специалисты многих стран трудились над этой задачей. Лучше других работа удалась русскому ученому-химику Николаю Дмитриевичу Зелинскому (1861—1953 гг.), который предложил использовать в защитном приборе в качестве поглощающего вещества древесный уголь. Предложенная конструкция оказалась настолько удачной, что стала прообразом современных фильтрующих противогазов.

Противогаз Зелинского состоял из резиновой маски с очками и коробки, заполненной адсорбирующим веществом — активированным углем, в которой очищался зараженный воздух. Он надежно защищал лицо, глаза и органы дыхания человека от ядовитых газов. Постоянно совершенствуясь, противогаз дошел до наших дней и остается наиболее распространенным средством защиты органов дыхания

Все СИЗОД по принципу действия подразделяются на фильтрующие и изолирующие.

Фильтрующие СИЗОД

По своему назначению фильтрующие СИЗОД можно разделить на три группы:

1) противогазы и респираторы для личного состава Вооруженных сил, предназначенные в основном для защиты от радиоактивной пыли (РП), отравляющих веществ (ОВ) и биологических (бактериальных) аэрозолей (БА). Они обладают также защитными свойствами от ряда АХОВ;

2) гражданские противогазы и респираторы, предназначенные для формирований гражданской обороны и населения. Все они, как правило, исключая детские СИЗОД, представляют собой несколько упрощенные по конструкции средства защиты для личного состава Вооруженных сил;

3) промышленные противогазы и респираторы, предназначенные для защиты работающего персонала промышленного объекта от воздействия конкретного АХОВ их устройство весьма разнообразно и определяется особенностями производственной деятельности предприятия и характером возможной на нем аварийной ситуации.

(демонстрируется слайд «Назначение, принцип действия и классификация фильтрующих противогазов ).

Защита органов дыхания с помощью фильтрующих СИЗОД основана на очистке наружного зараженного воздуха от находящихся в нем вредных примесей. При пользовании фильтрующим средством защиты человек дышит кислородом, содержащимся в окружающей атмосфере. При всем многообразии вредных примесей очистка воздуха сводится к его очистке от аэрозолей и молекул (пар, газ).

Фильтрующие противогазы

Фильтрующие противогазы представляют собой наиболее универсальное средство защиты органов дыхания, так как они обеспечивают высокую степень очистки воздуха от вредных примесей как в виде аэрозолей, так и паров (газов).

Принцип действия противогазов состоит в следующем. Для дыхания используется наружный зараженный воздух, который очищается от вредных примесей, проходя через фильтрующе-поглощающую коробку. В шлем-маску противогаза поступает уже очищенный воздух. Выдыхаемый воздух выводится из шлема-маски наружу через специальный клапан.

Гражданские фильтрующие противогазы

Более доступными для населения являются гражданские противогазы, которых в стране имеется в количестве, вполне достаточном, чтобы обеспечить все население, проживающее на территориях, подвергаемых риску возникновения ЧС в результате крупномасштабных выбросов АХОВ в окружающую среду, а также в случае применения ОМП (демонстрируется слайд («Назначение и типы гражданских фильтрующих противогазов»).

Имеются следующие виды гражданских противогазов.

Все гражданские противогазы комплектуются типовой противогазовой коробкой малого габарита, имеющей некоторые отличительные особенности по составу наполнителя. Главное же их отличие заключается в конструктивных особенностях и размерах лицевых частей.

Для взрослого населения применяются противогазы типа ГП-5 (ГП-5М) и ГП-7 (его модификации ГП-7В, ГП-7ВМ). Более подробно они будут нами рассмотрены на следующем уроке.

Респираторы

Для защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли применяют респираторы (демонстрируется слайд («Назначение, применение. классификация респираторов».

Респиратор по своей сути есть индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных веществ содержащихся в воздухе. Они широко применяются рудниках, в шахтах, на химических и металлургических предприятиях, атомных электростанциях, при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве

Респираторы классифицируются по предназначению, устройству и сроку службы

По назначению респираторы подразделяются на противопылевые, противогазовые и газопылезащитные.

По устройству респираторы делятся на два типа:

— респираторы, у которых полумаска и фильтрующий элемент одновременно служат лицевой частью;

— респираторы, очищающие вдыхаемый воздух в фильтрующих патронах, присоединяемых к полумаске.

В зависимости от срока службы респираторы бывают одноразового применения и многоразового использования (в них предусмотрена замена фильтров)

Тип респиратора выбирают в зависимости от характеристики вредных веществ и их предельно допустимой концентрации в воздухе.

Простейшие СИЗ органов дыхания

Когда нет ни противогаза, ни респиратора, можно воспользоваться простейшими средствами защиты (демонстрируется слайд «Простейшие СИЗ органов дыхания»).

К простейшим СИЗ органов дыхания относят противопыльную тканевую маску ПТМ- 1 и ватно-марлевую повязку. Эти средства могут использоваться населением так же, как и противопылевые респираторы. Они вполне надежно защищают органы дыхания от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей и бактериальных средств. Изготавливаются они либо по заказу органов управления по делам ГОЧС в швейных мастерских, либо самим населением по рекомендуемым органами ГОЧС образцам.

Ватно-марлевая повязка при использовании накладывается так, чтобы нижний край ее закрывал низ подбородка, а верхний доходил до глазных впадин .

При этом должны хорошо закрываться рот и нос. Разрезанные концы повязки завязываются: сначала верхние - на затылке за ушами, затем нижние — на темени. для защиты глаз используют специальные противопыльные очки различного устройства. Очки можно сделать и самим.

В экстренных случаях при отсутствии противопыльной маски и повязки можно использовать подручные средства: любую ткань, сложенную в несколько слоев, одежду, полотенце, шарф, платок и т. п.

Защитные свойства ПТМ, ВМП и подручных средств можно повысить, смочив их водой или специальным раствором.

для защиты органов дыхания в условиях химического заражения противопылевые респираторы и простейшие средства индивидуальной защиты используются лишь в исключительных случаях. Например, при эвакуации из зоны химического заражения после предварительной их пропитки 5—10-процентным раствором питьевой соды или 2-процентным раствором лимонной (уксусной) кислоты.

Изолирующие СИЗ органов дыхания

Использование фильтрующих противогазов при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ непосредственно у места пролива АХОВ небезопасно. В этих случаях рекомендуется применять средства индивидуальной защиты органов дыхания изолирующего типа.

Изолирующие противогазы

Изолирующие противогазы предназначены для выполнения аварийно-спасательных работ в условиях больших концентраций паров вредных примесей в воздухе, при недостатке или отсутствии кислорода в воздухе, а также при работе под водой (демонстрируется слайд «Назначение, принцип действия, модели изолирующих противогазов»).

К ним относятся противогазы ИП-4, ИП-4М, ИП-4МК для работы на суше и противогаз ИП-5 для работы под водой.

Принцип их действия состоит в том, что наружный воздух для дыхания не используется. Человек, надевший противогаз, дышит смесью кислорода, находящегося в специальной емкости, и выдыхаемого воздуха после его очистки от влаги и углекислого газа. Недостатком изолирующего противогаза является ограниченное время пребывания в нем.

Данные средства защиты работают на основе химически связанного кислорода. Кислород высвобождается в результате химической реакции, которая происходит в регенеративном патроне при взведении пускового механизма. В качестве регенерируюших препаратов наибольшее применение имеют соединения надперекиси натрия и калия, Все надперекисные соединения характеризуются наличием активного кислорода, который выделяется в молекулярном виде при реакции взаимодействия надперекиси с водой или углекислым газом.

Все изолирующие противогазы на основе химически связанного кислорода состоят из регенеративного патрона с пусковым приспособлением, дыхательного мешка с клапаном избыточного давления, лицевой части (имеет три размера) с соединительной трубкой, каркаса и сумки с принадлежностями. Регенеративный патрон служит для поглощения углекислого газа и паров воды из выдыхаемого человеком воздуха и подачи во вдыхаемый воздух кислорода, необходимого для дыхания. Дыхательный мешок служит резервуаром для воздуха. Он снабжен клапаном избыточного давления, обеспечивающим поддержание в дыхательном мешке давления, не превышающего 40 мм вод, ст. Лицевая часть служит для изоляции органов дыхания, глаз и лица от окружающей среды и подвода воздуха к органам дыхания из дыхательного мешка через регенеративный патрон к органам дыхания. Каркас предотвращает дыхательный мешок от сдавливания в процессе работы, а также обеспечивает крепление регенеративного патрона.

В настоящее время широко используются также изолирующие противогазы и дыхательные аппараты, работающие на сжатом кислороде (КИП-8, КИ[I-9) и на сжатом воздухе (АП-96, АП-98-7К, АП-2000, ИВА-24М, АСВ-2, АВХ-324НТ и др.) (демонстрируется слайд «АП, КИП»).

В указанных выше изолирующих противогазах и дыхательных аппаратах можно пребывать в условиях заражения окружающего воздуха самыми высокими концентрациями химически опасных веществ. Стоимость этих противогазов существенно превышает стоимость фильтрующих противогазов. Поэтому согласно существующим нормам ими обеспечивается только тот производственный персонал химически опасных объектов, деятельность которого непосредственно связана с выполнением работ на особо опасных участках. Это, прежде всего, личный состав газоспасательных и диспетчерских служб химически опасных производств и личный состав формирований, предназначенных для выполнения работ непосредственно по месту пролива АХОВ (разведчики, спасатели и ликвидаторы последствий химических аварий).

Изолирующие противогазы являются средствами многоразового пользования. По мере отработки регенеративных патронов или баллонов они заменяются новыми. Для использования противогазов необходима заблаговременная специальная подготовка персонала, которому предстоит в них работать.

Закрепление материала. (5 мин)

 Выполнение тестового задания , выданного преподавателем.

Подведение итогов урока (3мин)                 

     Итак, на сегодняшнем уроке мы изучили состав и назначение средств индивидуальной защиты, средств защиты органов дыхания, узнали, что наиболее надежным средством защиты является противогаз, научились как правильно подобрать шлем – маску в зависимости от размера окружности головы.

Преподаватель отмечает наиболее активных учащихся, а также тех, кто дал наибольшее количество правильных ответов, и тех, кто работал слабо (не в полную силу, был невнимателен). Объявляет оценки.

домашнее задание: повторить изученный на уроке материал, воспользовавшись опорным конспектом.

Урок закончен.

                                  Бланк конспекта урока.

Фамилия, имя ___________________________, группа ______ ,

 дата _______________ .

Тема урока: «Средства индивидуальной защиты органов дыхания».

СИЗ, предназначенные для защиты организма человека от вредного воздействия АХОВ, _____ , _______ и _________ .

СИЗ

СИЗ

СИЗ

Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

Выпускаемые промышленностью (табельные)

Изготовляемые населением

Противогаз изобрел русский ученый _______________________________ в _______ году.

Противогазы

По принципу действия

По области применения

По возрастному назначению

Дополнительный (гопкалитовый) патрон предназначен для __________________________ __________________________________________________________________

В настоящее время изготавливаются патроны:

Для защиты от

Для защиты от

Для защиты от

Респираторы

Респираторы предназначены для защиты органов дыхания от ________________________ _____________________________________________________________________________

По предназначению

По устройству

По сроку службы

Изолирующие СИЗОД

Изолирующие __________________________

К простейшим СИЗ органов дыхания относят __________ и _________

Маска ПТМ -1 состоит из двух основных частей:

  1. _________________________________________ ,
  2. ___________________________

Корпус маски изготавливается из ___________ слоёв ткани;

Два-три внутренних слоя – из ________________________ тканей,

Верхний – из _________________________ ткани.

Ватно-марлевая повязка изготавливается так:

берут кусок марли размером __________ на_________ см;

на его середину кладут ровный слой ваты

размером _________ на _________ см и толщиной примерно _______см;

марлю с обеих сторон загибают, закрывая ею вату;

свободные от ваты концы марли надрезают посредине ножницами так, чтобы образовались две пары завязок;

завязки обшивают стежками ниток.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С РЕДСТВА И НДИВИДУАЛЬНОЙ З АЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Подготовил: преподаватель ОБЖ ГБОУ СПО ЛНР « Лутугинский колледж» Шулика И.В.

Слайд 2

Классификация СИЗ СИЗ СИЗ органов дыхания(СИЗОД) СИЗ кожи Медицинские СИЗ По назначению По способу изготовления: выпускаемые промышленностью (табельные); изготовляемые населением. По принципу защитного действия : фильтрующие; изолирующие

Слайд 13

Домашнее задание: повторить изученный на уроке материал, воспользовавшись опорным конспектом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ(СИЗ), ПРАВИЛА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ....

Средства индивидуальной защиты органов дыхания

Материал предназначен для преподавателей ОБЖ в НПО и СПО, для усовершенствования знаний обучающихся....

Методическая разработка открытого урока ОБЖ по теме «Средства индивидуальной защиты органов дыхания»

Методическая разработка открытого урока ОБЖпо теме «Средства индивидуальной защиты органов дыхания»Пудовкина Елена Александровнапреподаватель-организатор ОБЖМБОУ СОШ № 111 Тема урока: «Средства ...

Технологическая карта урока ОБЖ по теме "Средства индивидуальной защиты органов дыхания" 10кл.

Технологическая карта урока ОБЖ по теме "Средства индивидуальной защиты органов дыхания"10кл....

Маршрутный лист учащихся 10 класса по теме урока ОБЖ "Средства индивидуальной защиты органов дыхания"

Маршрутный лист учащихся 10 класса по теме урока ОБЖ "Средства индивидуальной защиты органов дыхания"...