Средства индивидуальной защиты органов дыхания
презентация к уроку по обж (5 класс) по теме

Урок-презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon szod.ppt1.99 МБ
Файл szod.docx408.83 КБ
Файл naznachenie_protivogazov.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема урока «Средства защиты органов дыхания»

Вид урока: урок обобщение и закрепление изученного материала.

Оборудование: компьютер и проектор, карточки с заданиями для групповой работы, противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки.

Ход урока:

- Урок  я хочу начать с четверостишья:

Слайд 1.                                     На Земле жизнь светла и прекрасна,

Все мы дети природы родной.

Но немало явлений опасных

Угрожают нам с вами порой.

- Как вы думаете, ребята, о чем  на уроке мы будем говорить?  (Об опасностях, с которыми встречается человек).

Скажем откровенно, опасностей вокруг нас хватает, и вся хитрость состоит в том, чтобы их знать и уметь избежать в трудную минуту. Ведь во всем мире и в нашей стране ежедневно гибнут люди, оказавшись в разных опасных ситуациях. Число жертв в нашей стране перевалило гигантскую цифру – 250 тысяч человек в год, 10% среди погибших – дети. Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности.

Слайд 2. Давайте ответим  с вами на несколько вопросов:

  1. Назовите, какие опасные ситуации могут возникнуть вокруг нас?
  2. Какие общие признаки у группы ЧС: землетрясение, наводнение, бури? Как можно назвать эту группу?
  3. Как следует поступать, если землетрясение застало вас дома?
  4. Что делать, если возникла угроза наводнения, какие срочные меры следует предпринять?
  5. Какие общие признаки у группы ЧС: взрывы, автомобильная авария, авария на химическом предприятии? Как можно назвать эту группу?
  6. Какую угрозу представляют производственные аварии для населения, проживающего вблизи предприятий химической, текстильной, мясно-молочной промышленности и атомной энергетики?

Также на прошлом занятии мы с вами рассмотрели способы оповещения населения при различных ЧС. Давайте вспомним, как происходит оповещение населения при возникновении ЧС:

Слайд 3.

- Назовите  единый сигнал опасности.

«Внимание всем!»

- Какими способами он подается?

- радио;
- телевидение;
- звуковые и световые сигналы;
- сирены ГО;
- гудки на заводах;
- колокольный звон;
- школьные звонки.

- С какой целью он подается?

Для привлечения внимания перед  подачей речевой информации.

Слайд 4. 

Виды примерных речевых сообщений мы с вами подробно разобрали на предыдущем уроке. Например, при угрозе радиоактивного заражения диктор сообщает: «Внимание! Внимание! Говорит управление ГО ЧС. Граждане! Возникла угроза радиоактивного заражения. Приведите в готовность средства защиты органов дыхания и держите их постоянно при себе. По нашей команде или при необходимости наденьте их…»

Ответьте на вопрос: «Что такое средства защиты органов дыхания?»

-  Что такое противогаз?

- Как правильно пользоваться противогазом?

- Что такое респиратор?

- Где взять ватно-марлевую повязку?

 Все эти вопросы мы постараемся сегодня на уроке ответить.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

Слайд 5. Объявляю тему урока: «Средства защиты органов дыхания» (СЗОД) (учащиеся записывают тему в тетрадь)

Как вы считаете, какие вопросы по данной теме мы должны с вами рассмотреть?

Слайд 6. 

Целью нашего урока:

Научиться пользоваться противогазом, респиратором, изготавливать подручные средства защиты органов дыхания.

Задачи:

- изучить с учащимися основные средства индивидуальной защиты, их предназначение и правила пользования;

- прививать чувства взаимопомощи;

- развивать рефлексивные способности.

Слайд 7. 

Вот основные вопросы, которые мы должны с вами рассмотреть:

  1. Назначение СЗОД.
  2. Виды СЗОД.
  3. Правила надевания СЗОД.
  4. Правила изготовления простейших СЗОД.

В форме беседы задаю вопрос «Каково назначение СЗОД?»

Слайд 8.

После ответов учащихся и общего обсуждения подвожу итог: «Индивидуальные средства защиты органов дыхания предназначены для защиты людей от попадания внутрь организма радиоактивных, химических, отравляющих веществ и бактериальных средств». (Учащиеся делают записи  в тетрадях).

Слайд 9.

Каково назначение СЗОД? (Дет отвечают)

Назначение СЗОД – для защиты от попадания внутрь организма радиоактивных, отравляющих и бактериальных средств. (Учащиеся делают записи в тетрадях)

Физкультминутка.

- Зная, для чего предназначены СЗОД,  давайте теперь рассмотрим их виды.

Слайд 10. Ребята делятся на группы. И каждой группе задание: «Изучить раздаточный материал и рассказать о данном СЗОД».

Задание

Раздаточный материал

1 группа

  1. Назначение СЗОД;
  2. Устройство;
  3. Правила надевания;
  4. Правила изготовления.

Простейшие средства защиты.

2 группа

  1. Назначение СЗОД;
  2. Устройство;
  3. Правила надевания.

Респираторы

3 группа

  1. Назначение СЗОД;
  2. Устройство;
  3. Правила надевания.

Противогазы

Время на приготовление 5-6 минут.

Отвечают из каждой группы по 3 человека (по одному на каждый вопрос), используя плакаты, рисунки, макеты, записи и т.д. Члены группы могут делать дополнения, уточнения по ходу ответа. Остальные ребята делают записи в своих тетрадях, задают вопросы.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Для закрепления и обобщения полученных знаний давайте классификацию СЗОД, которые мы сегодня с вами рассмотрели, запишем в виде схемы. (Учащиеся зарисовывают схему в тетрадях.)

Слайд 11.

                                                                      СЗОД

Ватно-марлевые повязки                      Респиратор                             Противогазы

Слайд 12.

Вопросы для повторения:

 1. Что вы будете делать, когда находясь дома одни получите оповещение об угрозе химического заражения? Обоснуйте свой ответ.

2. что вы будете делать, когда узнаете об аварии на АЭС? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 13.

Домашнее задание: повторить § 5.1 - § 5.3; приложение 3-4 на стр. 169.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Урок по ОБЖ

5 класс

Тема:

«Средства защиты органов дыхания»

                                           



Предварительный просмотр:

ПРОТИВОГАЗЫ

Назначение противогазов:

   Фильтрующие противогазы  ГП-5   применяются  для  защиты органов дыхания,  глаз и лица от отравляющих,  радиоактивных веществ и бактериальных средств.

     Принцип защитного  действия  противогазов  основан  на  том,  что используемый для дыхания зараженный воздух предварительно очищается от вредных примесей при помощи специальных фильтров.

Устройство:

     Противогаз состоит из противогазовой коробки и лицевой  части. Лицевая часть предохраняет органы дыхания от попадания в них зараженного воздуха, а также защищает глаза и лицо от воздействия вредных, ядовитых, отравляющих веществ, радиоактивной пыли, бактериальных аэразолей. В комплект  противогаза  входят  также сумка.

     Правила надевания:

При использовании  противогаз может находиться в трех положениях: в "походном", "наготове" и в "боевом".

     В "походном"  положении  противогаз носится при отсутствии угрозы нападения.

     Для того   чтобы  привести  противогаз  в  "походное"  положение, необходимо:

     - надеть   сумку  с  противогазом  через  плечо  так,  чтобы  она находилась на левом боку и клапан ее был обращен от себя (в поле);

     - подогнать  с помощью передвижной пряжки длину лямки так,  чтобы верхний край сумки был на уровне поясного ремня;

     - отстегнуть клапан противогазовой сумки;

     - вынуть шлем-маску (маску) и проверить состояние стекол очков  и выдыхательных клапанов,  а также положение деревянных вкладышей на дне противогазовой сумки; грязные стекла очков протереть;

     - сложить и уложить шлем-маску (маску) в сумку, застегнуть клапан противогазовой сумки;

     - сдвинуть противогаз немного назад, чтобы при ходьбе он не мешал движению руки;  при необходимости противогаз может быть  закреплен  на туловище с помощью тесьмы.

     В положение  "наготове"  противогаз   переводится   по   сигналам "Воздушная  тревога"  и  "Угроза  радиоактивного заражения".  При этом необходимо   противогаз   передвинуть   вперед, расстегнуть   клапан противогазовой  сумки,  закрепить  противогаз  на  туловище  с помощью тесьмы.

     В "боевое" положение противогаз переводится по команде "Газы", по сигналам   "Химическое    нападение",    "Радиоактивное    заражение", "Бактериальное  заражение",  а  также  самостоятельно  (без  команды и сигналов) при обнаружении признаков радиоактивных, отравляющих веществ и  бактериальных  средств  в  воздухе  или на местности.  Противогаз в "боевое" положение может переводиться как из  "походного",  так  и  из положения "наготове". При переводе из "походного" положения противогаз первоначально   передвигается   вперед   и    расстегивается    клапанпротивогазовой сумки.   

Для перевода противогаза в "боевое" положение необходимо:

     - задержать дыхание и закрыть глаза;

     - снять головной убор и зажать его между коленями;

     - при  противогазе  ГП-5  - вынуть шлем-маску из сумки,  взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней  части  так,  чтобы  большие пальцы рук были с наружной стороны,  а остальные - внутри шлема-маски, подвести шлем-маску к подбородку и резким движением рук вверх и  назад натянуть ее  на  голову  так,  чтобы не было складок,  а очки пришлись против глаз;

     - сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание;

     - надеть головной убор.

     Противогаз снимается по команде "Противогазы снять".  Чтобы снять шлем-маску  (маску)  с  головы,  необходимо  правой  рукой  приподнять головной убор,  а левой взяться за клапанную коробку,  слегка оттянуть шлем-маску  (маску)  вниз  и  движением  руки вперед и вверх снять ее,

тщательно протереть и уложить в сумку.

РЕСПИРАТОРЫ

Назначение:

Респираторы обеспечивают защиту органов дыхания от различной пыли, радиоактивных веществ, а также от аэрозолей, насыщенных бактериальными средствами.

Устройство:

Респиратор состоит из фильтрующей полумаски, снабженный двумя вдыхательными и одним выдыхательным клапанами, носовым зажимом, не растягивающимися и растягивающимися тесемками. Респираторы не защищают   глаза.   Для  защиты  глаз  применяют различные защитные очки с бесцветными стеклами.  

 Правила надевания:

Для надевания респиратора  необходимо:

     - снять головной убор;

     - вынуть респиратор из пакета;

     - надеть   полумаску   на   лицо  так,  чтобы  подбородок  и  нос

поместились внутри ее;

     - надеть   оголовье  так,  чтобы  одна  не растягивающаяся  тесьма

располагалась на теменной части головы, а другая - на затылочной;

     - прижать концы носового зажима к носу;

     - надеть головной убор.

     

   

ВАТНО-МАРЛЕВАЯ ПОВЯЗКА

Назначение:

Для улучшения защитных свойств повязки от ядовитых веществ, например хлора, необходимо смочить ее 2-процентным раствором питьевой воды. При заражении местности аммиаком ватно-марлевую повязку рекомендуют смочить 5-процентным раствором лимонной кислоты.

Устройство:

Ватно-марлевая повязка состоит из ваты и марли

Правила надевания:

Надетая повязка должна хорошо закрывать низ подбородка,

рот и  нос  до  глазных  впадин.  Верхние  разрезанные  концы  повязки

завязывают на   затылке,   а   нижние   -   на   темени.  

Для защиты глаз надеваются защитные очки.

Правила изготовления:

  Для изготовления  ватно-марлевой  повязки  необходим  кусок марли

размером 100х50 см и вата.  На середину куска марли накладывается слой

ваты длиной  30  см,  шириной 20 см и толщиной 1-2 см.  Свободные края

марли загибают с обеих сторон на слой ваты, а концы разрезают примерно

на  30-35 см.

  1. Назначение противогазов.

Учебник ОБЖ. Стр. 150.

  1. Устройство противогаза.

       Учебник ОБЖ. Стр. 151.

  1. Правила надевания противогаза.

      Учебник ОБЖ. Стр. 104.

  1. Назначение респиратора.

      Учебник ОБЖ. Стр. 152.

  1. Устройство респиратора.

      Учебник ОБЖ. Стр. 152.

  1. Правила надевания респиратора.

     Учебник ОБЖ. Стр. 153.

  1. Назначение ватно-марлевой повязки.

      Учебник ОБЖ. Стр. 154.

  1. Устройство ватно-марлевой повязки.

     Учебник ОБЖ. Стр. 154.

  1. Правила надевания ватно-марлевой повязки.

Учебник ОБЖ. Стр. 155.

  1. Правила изготовления ватно-марлевой повязки.

      Учебник ОБЖ. Стр. 154.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ(СИЗ), ПРАВИЛА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ....

Средства индивидуальной защиты органов дыхания

Материал предназначен для преподавателей ОБЖ в НПО и СПО, для усовершенствования знаний обучающихся....

Презентация "Средства индивидуальной защиты органов дыхания"

Презентация предназначена для преподавателей и обучающихся НПО и СПО...

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

Средства индивидуальной защиты органов  дыхания и кожи....

Методическая разработка открытого урока ОБЖ по теме «Средства индивидуальной защиты органов дыхания»

Методическая разработка открытого урока ОБЖпо теме «Средства индивидуальной защиты органов дыхания»Пудовкина Елена Александровнапреподаватель-организатор ОБЖМБОУ СОШ № 111 Тема урока: «Средства ...

Тест по теме: Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

Тест по теме: Средства индивидуальной защиты органов дыхания....

: СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

ЦЕЛИ УРОКА: Актуализировать и расширить знания учащихся о средствах индивидуальной защиты.Рассмотреть возможности применения, различных средств защиты органов дыхания.Сформировать умения и навыки...