Календарно-тематическое планирование 8класс,Рабочая программа разработана на основе ФГОС-3.
календарно-тематическое планирование по обж (8 класс)
1.1. Рабочая программа разработана на основе ФГОС-3.
Примерной рабочей программы по предмету Основы безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ), календарного учебного графика на 2021/2022учебный год, учебного плана на 2021/2022 учебный год, разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ( утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 24.12.2018г. № ПК-1вн), требований к результатам освоения программы основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021г. № 287) с учетом распределенных по модулям проверяемых требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования по учебному предмету ОБЖ,с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МБОУ "Гимназия №3" и отражают пути реализации содержания предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzh_8_kl_fgos_2021-2022.docx | 260.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета
« Основы безопасности жизнедеятельности»
8 класс, основное общее образование,
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Журба Регина Викторовна,
учитель ОБЖ
высшая категория
2021 г.
Содержание:
1 | Пояснительная записка | стр.3-5 |
2 | Планируемые результаты освоения учебного предмета | стр.6-12 |
3 | Содержание учебного предмета | стр. 13-15 |
4 | Календарно - тематическое планирование | стр.16-17 |
1. Пояснительная записка.
1.1. Рабочая программа разработана на основе ФГОС-3.
Примерной рабочей программы по предмету Основы безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ), календарного учебного графика на 2021/2022учебный год, учебного плана на 2021/2022 учебный год, разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ( утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 24.12.2018г. № ПК-1вн), требований к результатам освоения программы основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021г. № 287) с учетом распределенных по модулям проверяемых требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования по учебному предмету ОБЖ,с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МБОУ "Гимназия №3" и отражают пути реализации содержания предмета.
1.2. Срок реализации программы – 1 год.
1.3. Место предмета в учебном плане:
Изучение учебного предмета ОБЖ предусматривается в течение двух лет, в 8-9 классах по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета ОБЖ отводится 68 часов, из них по 34 часа в каждом классе.
1.4 Для реализации программы необходимо:
- в модуле «Безопасность в быту» тему «Основные опасности в быту. Предупреждение бытовых отравлений», распределить на 2 часа;
-в модуле «Безопасность в общественных местах», темы «Пожарная безопасность в общественных местах», «Безопасные действия в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера» распределить на 2 часа;
-в модуле «Безопасность в природной среде», темы: «Правила безопасного поведения на природе», «Безопасные действия при автономном существовании в природной среде», «Экология и ее значения для устойчивого развития общества», распределить на 2 часа;
1.5. Общая характеристика учебного предмета
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования, Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения учебного процесса по предмету ОБЖ определяется системообразующими документами в области безопасности:
Стратегия национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 02.07.2021г.№400)
Доктрина национальной безопасности РФ ( Указ Президента РФ от5.12.2016г.)
Национальные цели развития РФ на период до 2030 года(Указ Президента РФ от 21.07.2020 №474
Государственная программа РФ «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017г. № 1642.)
Настоящая Программа обеспечивает:
-ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения;
-прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне образования;
- возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для последующей жизни;
-выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям современности;
-реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков
В Программе содержание предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»;
модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
В целях обеспечения системного подхода в изучении предмета ОБЖ на уровне основного общего образования Программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность - по возможности её избегать - при необходимости действовать». Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры и пр.
Программой предусматривается использование практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей. При этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным, компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся.
- Целью и задачами предмета ОБЖ основного общего образования являются:
-формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства.
- способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлениях;
- сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства;
- знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций прирнодного, техногенного и социального характера.
1.7 Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:
фронтальный опрос, направленный на диагностику теоретических знаний;
индивидуальный опрос;
тестирование;
практическая работа;
обобщающая беседа.
Методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут. Обязателен положительный итог работы.
В обучении детей с ОВЗ (VII вида) основным является принцип коррекционной направленности. Особое внимание на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
-Словесные – рассказ, объяснение, работа с учебником;
-Наглядные – наблюдение;
-Метод изложения нового материала;
-Метод повторения, закрепления и применения имеющихся знаний;
-Метод контроля.
1.8 Ведущий вид деятельности:
практико-ориентированный системно- деятельностный подход.
1.9 Методы и приемы обучения:
-Фронтальный опрос, направленный на диагностику теоретических знаний;
-Индивидуальный опрос;
-Тестирование;
-Викторина с вариантами ответов.
Изучение нового материала.
Технологии обучения:
-Практические задания;
-Исследовательский метод;
-Проектная деятельность.
Средства обучения:
-слово учителя,
-учебник, наглядные пособия,
-презентации.
Виды деятельности учащихся:
-устные ответы;
-подготовка сообщений и презентаций;
-выполнение тестовых работ.
1.10 Формы и способы проверки знаний:
- устный опрос;
- практические работы;
- самостоятельные работы;
- тесты.
- проекты
1.11. Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Нормы и критерии оценивания знаний, умений и навыков по предмету соответствуют нормам и критериям оценивания по предмету, утвержденными локальным актом – «Положением о нормах и критериях оценивания учащихся МБОУ «Гимназия №3»
Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям оценивания по предмету, утвержденным локальными актами «Гимназия №3» – «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся с задержкой психического развития в МБОУ «Гимназия №3»
Межпредметные связи:
Биология, география, литература, физика, химия.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
2.1 Личностные результаты:
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе.
1. Патриотическое воспитание:
-осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
-ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
-формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
-готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
-неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
-представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
-готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
-сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
-понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
-знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
-ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
-развитие ответственного отношения к ведению здорового об-раза жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
-формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других людей.
4. Эстетическое воспитание:
-формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
-понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
-ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
-овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
-формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);
-установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
-понимание личностного смысла изучения предмета ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
-осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
-соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
-умение принимать себя и других, не осуждая;
-умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
-сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
-установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
-интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
-осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
-уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
-укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
-овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
-установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).
8. Экологическое воспитание:
-ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
-повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
-активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологи- ческой и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
-освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
2.2 Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета ОБЖ, должны отражать:
1.Овладение универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
-выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
-устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
-с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
-выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
-выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
-самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
-формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;
-обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования;
-проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
-прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
-выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
-находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
-самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
-оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
-эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
-уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
-распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
-сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
-в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
-публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
-понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи;
-планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах);
-определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3.Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
-выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
-аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
-составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение.
Самоконтроль (рефлексия):
-давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;
-объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
-оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
-управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их причины;
-ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
-осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую;
-быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг
2.3 Предметные результаты:
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).
Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается посредством включения в указанную программу предметных результатов освоения модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предлагается распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения предмета ОБЖ, сгруппировать по учебным модулям:
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:
-объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать, в чём их сходство и различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера);
-раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности предвидеть, по возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);
-приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/или нанесения ущерба имуществу, безопасности личности, общества, государства;
-классифицировать источники опасности и факторы опасности (природные, физические, биологические, химические, психологические, социальные источники опасности — люди, животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе техногенного происхождения;
-раскрывать общие принципы безопасного поведения.
МОДУЛЬ № 2 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»:
-объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
-классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы, электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);
-знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
-соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникновение опасных ситуаций в быту;
-распознавать ситуации криминального характера;
-знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные сообщения;
-безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые сети);
-безопасно действовать в ситуациях криминального характера;
-безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе правильно использовать первичные средства пожаротушения.
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»:
-классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный, железнодорожный, водный, воздушный);
-соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения;
-предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте, в том числе криминогенного характера и ситуации угрозы террористического акта;
-безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на транспорте (наземном, подземном, железнодорожном, воздушном, водном), в том числе вызванного террористическим актом.
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»:
-характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах, в том числе техногенного происхождения;
-распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и антиобщественного характера (кража, грабёж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия);
-соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в толпе);
-знать правила информирования экстренных служб; безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов; эвакуироваться из общественных мест и зданий;
-безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных местах;
-безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;
-безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»:
-раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значение экологии для устойчивого развития общества;
-помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке;
-соблюдать правила безопасного поведения на природе;
-объяснять правила безопасного поведения на водоёмах в различное время года;
-безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (землетрясения, извержения вулкана), чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные);
-характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
-безопасно действовать при автономном существовании в пр родной среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями;
-знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
3. Содержание учебного предмета:
Модуль № 1
«Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
: цель и задачи учебного предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека; смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их классификация;
общие принципы безопасного поведения; виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций;
уровни взаимодействия человека и окружающей среды;
механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль № 2
«Безопасность в быту»:
: основные источники опасности в быту и их классификация;
защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания; бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых веществ и их опасности;
- признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила комплектования и хранения домашней аптечки;
-бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой помощи;
-правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и правила оказания первой помощи;
-правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
пожар и факторы его развития;
-условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приёмы и правила оказания первой помощи;
-первичные средства пожаротушения; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения;
- права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми;
-меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения при попытке проникновения в дом посторонних;
- классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах жизнеобеспечения; -правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах, порядок действий при авариях на коммунальных системах.
Модуль № 3
«Безопасность на транспорте»:
- правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
- правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
-дорожные ловушки и правила их предупреждения;
- световозвращающие элементы и правила их применения;
- правила дорожного движения для пассажиров;
- обязанности пассажиров наземного общественного транспорта, ремень безопасности и правила его применения;
- порядок действий пассажиров при различных происшествиях на наземном общественном транспорте, в том числе вызванных террористическим актом;
-правила поведения пассажира мотоцикла;
- правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных индивидуальных средств передвижения (электросамокаты, скутеры, сигвеи и т. п.);
- дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
-правила подготовки велосипеда к пользованию;
-дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения;
-основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий;
-порядок действий очевидца дорожно-транспортного происшествия;
-порядок действий при пожаре на транспорте;
-особенности различных видов транспорта (подземного, железнодорожного, водного, воздушного);
-обязанности и порядок действий пассажиров при различных происшествиях на отдельных видах транспорта, в том числе вызванных террористическим актом;
-первая помощь и последовательность её оказания;
-правила и приёмы оказания первой помощи при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте.
Модуль № 4
«Безопасность в общественных местах»:
-общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в общественных местах;
-правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
-массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест массового пребывания людей;
-порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей;
- порядок действий при попадании в толпу и давку;
-порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
- порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
-опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах, порядок действий при их возникновении;
-порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;
-порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами
Модуль № 5
«Безопасность в природной среде»:
-чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация;
- правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными, порядок действий при встрече с ними;
- порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и насекомых;
-различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения, необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями; автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному автономному существованию;
- порядок действий при автономном существовании в природной среде;
-правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
- природные пожары, их виды и опасности, факторы и причины их возникновения, порядок действий при нахождении в зоне природного пожара;
-устройство гор и классификация горных пород, правила безопасного поведения в горах; -снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в лавину;
- камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых для снижения риска попадания под камнепад;
-сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону селя;
-оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале оползня;
-общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания в подготовленных и неподготовленных местах; порядок действий при обнаружении тонущего человека;
-правила поведения при нахождении на плавсредствах;
- правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье;
- наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при наводнении;
-цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в зоне цунами;
-ураганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий при ураганах, бурях и смерчах;
-грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в грозу; землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности, порядок действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал, при нахождении в зоне извержения вулкана;
- смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии для устойчивого развития общества;
-правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
№ | Наименование предмета | Всего часов |
I | Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе | 2 |
2 | Безопасность в быту | 7 |
3 | Безопасность на транспорте | 7 |
4 | Безопасность в общественных местах | 6 |
5 | Безопасность в природной среде | 12 |
Итого: | 34 ч |
4.Календарно - тематическое планирование
дата | Тема | Кол-во часов | ||
№ | план | факт | ||
Модуль№1 | Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе(2 ч). | |||
1 | 2.09 | Цель и основные понятия предмета ОБЖ | 1 | |
2 | 9.09 | Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях | 1 | |
Модуль №2 | Безопасность в быту (7 ч ) | |||
3 | 16.09 | Основные опасности в быту. Предупреждение бытовых отравлений. | 1 | |
4 | 23.09 | Основные опасности в быту. Предупреждение бытовых отравлений. | 1 | |
5 | 30.09 | Предупреждение бытовых травм | 1 | |
6 | 7.10 | Безопасная эксплуатация бытовых приборов и мест общего пользования | 1 | |
7 | 14.10 | Пожарная безопасность в быту | 1 | |
8 | 21.10 | Предупреждение ситуаций криминального характера | 1 | |
9 | 28.10 | Безопасные действия при авариях на коммунальных системах жизнеобеспечения | 1 | |
Модуль №3 | Безопасность на транспорте (7ч) | 1 | ||
10 | 11.11 | Правила дорожного движения. | 1 | |
11 | 18.11 | Безопасность пешехода | 1 | |
12 | 25.11 | Безопасность пассажира | 1 | |
13 | 2.12 | Безопасность водителя | 1 | |
14 | 9.12 | Безопасные действия при дорожно-транспортных происшествиях | 1 | |
15 | 16.12 | Безопасность пассажиров на различных видах транспорта | 1 | |
16 | 23.12 | Первая помощь при чрезвычайных ситуациях на транспорте | 1 | |
Модуль №4 | Безопасность в общественных местах (6 ч) | |||
17 | 13.01 | Основные опасности в общественных местах | 1 | |
18 | 20.01 | Безопасные действия при возникновении массовых беспорядков | 1 | |
19- | 27.01 | Пожарная безопасность в общественных местах | 1 | |
20 | 3.02 | Пожарная безопасность в общественных местах | ||
21 | 10.02 | Безопасные действия в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера | 1 | |
22 | 17.02 | Безопасные действия в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера | 1 | |
Модуль№5 | Безопасность в природной среде (12ч) | 1 | ||
23 | 24.02 | Правила безопасного поведения на природе | ||
24 | 3.03 | Правила безопасного поведения на природе | 1 | |
25 | 10.03 | Безопасные действия при автономном существовании в природной среде | 1 | |
26 | 17.03 | Безопасные действия при автономном существовании в природной среде | 1 | |
27 | 24.03 | Пожарная безопасность в природной среде | 1 | |
28 | 7.04 | Безопасное поведение в горах | 1 | |
29 | 14.04 | Безопасное поведение на водоемах | 1 | |
30 | 21.04 | Безопасные действия при угрозе наводнения, цунами | 1 | |
31 | 28.04 | Безопасные действия при урагане, буре, смерче, грозе | 1 | |
32 | 5.05 | Безопасные действия при угрозе землетрясения, извержения вулкана | 1 | |
33 | 12.05 | Экология и ее значения для устойчивого развития общества | 1 | |
34 | 19.05 | Экология и ее значения для устойчивого развития общества | 1 |
Оценка устных ответов учащихся:
Отметка «5»,ставится в следующих случаях::
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой
и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности, точно используя терминологию;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического
задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или
выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Отметкой «4»,ставится в следующих случаях:
- если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания
ответа;
- допущены один или два недочета при освещении содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя;
- допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных
вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано
общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для
дальнейшего усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий,
исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей
части материала;
Тестовые задания оцениваются по 100 –балльной шкале:
- 100 - 80 баллов – оценка «5» (отлично);
- 79 - 60 баллов – оценка «4» (хорошо);
- 59 - 40 баллов – «3» ( удовлетворительно);
- Менее 40 баллов – «2» (неудовлетворительно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...