Учебно-методический материал "Биологические ритмы организма человека и здоровье"
методическая разработка по обж (9 класс)

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx49.37 КБ

Предварительный просмотр:

        План – конспект  урока по ОБЖ         

Тема урока: «Биологические ритмы организма человека и здоровье»

Предварительная подготовка к уроку.

  1. Тестирование – определение хронобиоритма.
  2. Исследовательская работа: Тема «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей»

Цель:  Познакомить учащихся с основными понятиями о биологических ритмах организма человека, их влиянием на уровень жизнедеятельности человека с целью повышения уровня работоспособности и сохранения здоровья.

Задачи урока:

  • Образовательные: формирование представлений о биоритмах, их классификации; овладение навыками здорового образа жизни;
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к изучению возможностей своего организма;
  • Воспитательные: воспитание потребности вести здоровый образ жизни.

УУД

  • Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, формирование активной жизненной позиции в ведении ЗОЖ, формирование учебно-познавательной интереса к учебному материалу и способам выполнения заданий, развитие навыков сотрудничества с одноклассниками  и формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
  • Познавательные: умение работать с различными источниками информации,     преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
  • Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
  • Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, одноклассников, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации.

Планируемые результаты

  • Предметные: знать - понятия «биологические ритмы», «десинхроноз», «хронобиоритм» их влияние на живые организмы, здоровье человека, «связи живого и неживого»; уметь - определять «хронобиоритм»; характеризовать биологические ритмы, приводить примеры.
  • Метапредметные: планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе; осуществлять анализ текстов и объектов; делать выводы; формулировать собственное мнение; находить связи с такими учебными предметами как биология, география, химия.
  • Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая.

Методы обучения: самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником.

наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Приемы: анализ, синтез, обобщение, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой.

  1. Постановка проблемы.  1 группа

«В 1972 году французский спелеолог Мишель Сиффр провел в одной из техасских пещер в полном одиночестве более 200 дней. У него не было ни часов, ни радиоприемника, ни тем более телевизора, звук и свет в пещеру не проникали. Сиффр ложился спать и вставал, когда хотел, ел, когда хотелось есть... И что же? Оказалось, что организм исследователя жил в ритме суток, продолжительностью 24 часа. Ученые пытались навязать организму исследователя 16 и даже 48-ми часовой ритмы, но адаптироваться к новому ритму организм человека так и не смог».

Как вы считаете, почему сутки у Сиффра были такие же, как и у обычных людей, ведь у него не было явной связи с внешним миром, он не знал, когда заканчивается ночь и начинается день?

2 группа

В 1729 году французский астроном де Мерам обнаружил, что листья бобов поднимаются днем и опускаются ночью. Ему захотелось установить, движутся ли они потому, что их освещает солнце, или потому, что растение ощущает вращение земли. Он пересаживает растение с грядки в темный подвал. Туда не проникают солнечные лучи, а ровная температура, неизменная днем и ночью, не подскажет растению, какое на дворе время суток. Но бобы словно не замечают смены обстановки: их листья столь же исправно встают торчком, когда на улице играет день, и столь же регулярно ложатся спать. Лишь полтораста лет спустя великий Дарвин высказывает догадку…

  О чем догадался Дарвин? Какую догадку высказал он?

3 группа Секрет садовника.

Не довольствуясь лишь майским цветением сирени, садовники «заставили» её распускаться по мере надобности. Для этого с осени выбирали небольшой куст, с уже образовавшимися на нем цветочными почками, и пересаживали в горшок с землей. Держали до поры до времени в прохладном месте и даже давали слегка промерзнуть. За месяц до Рождества, когда требовалось иметь цветущую сирень, ее ветки окунали в воду, нагретую до +30ْ С и, продержав в ней 6-8 часов, ставили в теплое, очень светлое место у печки. Почки начинали распускаться и сирень зацветала. 
Почему зацветала сирень?

 В лаборатории провели опыт: высадили в теплицу сеянцы берёзы и белой акации. При искусственном освещении 15 ч растения не сбрасывали листья, а при освещении в 10-12 ч в сутки рост прекращался и даже летом деревья сбрасывали листья, наступает зимний покой, как под влиянием короткого осеннего дня. Многие листопадные древесные породы: ива, белая акация, дуб, граб, бук — при длинном дне становятся вечнозелёными. Как называется это явление, какова его роль в жизни растений? 
(Обсуждение в группах)

Обсуждение помогло нам выделить ключевое слово нашего урока – ритм. Правильно, говорить мы сегодня с вами будем о ритмах, но не о простых, а о биологических. Давайте сформулируем тему урока и запишем в маршрутный лист: «Биологические ритмы организма человека и здоровье».

Подумайте, какие задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке?

Задачи нашего урока:

  •  найти ответ на вопрос «Что такое биологические ритмы, их классификация»;
  • доказать, что биоритмы оказывают влияние на работоспособность человека;
  • научится правильно планировать свое время.

2.Изучение нового материала.

1. Итак, ритм - это периодические колебания. И наш с вами организм тоже подчинен определенным колебаниям, как и все живое в природе, био- жизнь. Давайте попробуем привести примеры ритмических колебаний нашего организма:

ритмично сокращается наше сердце; происходит ритмичная смена вдоха и выдоха; сон и бодрствование; труд и отдых; покой и движение.

Мы много раз повторили слово биоритм, настала пора дать определение этому понятию.

Из имеющихся слов, в задании № 2, необходимо составить определение понятия биологический ритм и записать его в маршрутный лист.

Биологические ритмы - это периодические колебания биологических процессов, протекающих в организме человека. (слайд)

Кстати, каждый орган в нашем организме живет по определенным часам.  

Давайте выясним, в какое время суток, и  какие органы организма наиболее активны. С этой целью вам необходимо провести сравнительный анализ текста задания № 3 с таблицей и найти доказательства ритмических колебаний нашего организма. (слайд)

Работа с текстом и с таблицей.

Итак, мы установили, что характеристики нашего организма ритмически меняются: это и температура тела, и дыхание (частота вдох-выдох), и сердцебиение, и давление, и многие другие.

Доказательством этого служит исследовательская работа суточных изменений физиологических показателей Поповой Екатерины. (график и текст). Исследование Поповой, анализ графика суточного биоритма.

Обобщение опыта изучения периодических изменений организма человека, особенно его умственной, физической и психической активности, позволило ученым выразить общий суточный ритм, который можно использовать при организации процессов жизнедеятельности. В упрощенном виде, его можно представить следующим образом:

первая половина дня (примерно до 12-13 часов) - максимальная активность; 

вторая половина дня (примерно до 15-16 часов) - спад активности; 

вечер (примерно до 20-21 часа) - небольшой подъем активности; 

поздний вечер и ночь - минимальная активность. 

А все ли организмы подчиняются биоритмам? (Нет не все, пример про суслика)

В зависимости от продолжительности колебаний можно составить классификацию биоритмов. Как с вашей точки зрения она будет выглядеть? (слайд)

  1. Суточные. 2. Недельные. 3. Месячные. 4. Годовые

В задании № 4 вам предложен перечень биоритмов. Ваша задача распределить биоритмы в соответствии с предложенной классификацией: 1 группа – суточные; 2 группа – недельные, месячные; 3 группа- годовые.

Зачитайте их: 1. Ритмика сердца, 2. Деление клеток, 3. Смена сезонов, 4. Колебания кровяного давления, 5. Суточная активность животных, 6. Фотосинтез, 7. Сезонные миграции птиц, 8. Перистальтика кишечника, 9. Вспышки паразитарных и вирусных заболеваний, 10. Суточная и сезонная периодичность электромагнитного поля Земли 
11. Чередование дня и ночи, 12. Приливы и отливы, 13. Дыхательный ритм, 14. Смена окраски у зайца беляка зимой.

Анализ графика: суточного, недельного, месячного, годового (слайд)

В тексте задания № 5 перечислены определенные состояния человека. Внимательно прочитайте и подумайте: С каким явлением могут быть связаны перечисленные состояния человека и дайте общее понятие.
Изменение ритма питания по отношению к обмену веществ, рассогласование ритмов сна и бодрствования, приводящих к раздражительности, бессоннице, плохому самочувствию, нарушению ритма труда и отдыха, связанного с оптимизацией жизнедеятельности.
Десинхроноз - это рассогласование биологических ритмов организма с физическими и социальными датчиками времени.
Десинхроноз бывает внутренним и внешним:
- Внутренний - это нарушения согласования биоритмов внутри организма, например изменение ритма питания по отношению к обмену веществ, рассогласование ритмов сна и бодрствования, приводящих к раздражительности, бессоннице, плохому самочувствию, нарушению ритма труда и отдыха, связанного с оптимизацией жизнедеятельности, и т.д.

- Внешний десинхроноз возникает при рассогласовании внутренних биоритмов и условий внешней среды. Это - переезд из одного часового пояса в другой, сезонная десинхронизация.
 А теперь давайте подумаем, к чему может привести нарушение биоритма?

Для этого мы с вами обратимся к тексту задания № 6. Ваша задача: анализируя текст, ответить на вопрос: Каково значение биологических ритмов в профилактике травматизма?

Один из знаменитых ученых в этой области науки, Рассел К. Андерсен, проводил исследования, выяснял, как связаны биоритмы с несчастными случаями. Он исследовал 300 несчастных случаев в четырех различных категориях: металлообрабатывающие, химические, текстильные, трикотажные заводы. Он получил ошеломляющие результаты: 70% несчастных случаев произошли в критические дни жертв. Например, один из операторов мощного пресса со стажем 20 лет в день, когда в одной точке сошлись все три цикла (физический, эмоциональный, интеллектуальный), лишился 4 пальцев.

– физический (с периодом 23 дня), он определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения; – эмоциональный (с периодом 28 дней), обуславливает состояние нервной системы и настроение; – интеллектуальный  с периодом 33 дня), определяет творческую способность личности.

По-настоящему опасны дни, когда совпадают 2(физический, эмоциональный) цикла, или все 3 (физический, эмоциональный, интеллектуальный), эти дни называют критическими. Таких дней, как правило, в месяц у человека бывает примерно шесть. А общее количество критических дней составляет приблизительно 20,4% от всех прожитых человеком дней.

Рефлексия.

Если человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным самой природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, то учет этих ритмов и уважительное отношение к ним — основа человеческого здоровья.

Для того, чтобы нам наглядно увидеть взаимосвязь биоритмов и здоровья мы обратимся к заданию № 7. Для каждой группы задание разное.

1 группа составляет советы и рекомендации, направленные на сохранение здорового образа жизни, учитывая биологические ритмы.

Советуем:

  • Для поддержания оптимальной работоспособности нужно соблюдать режим дня.
  • Всякую работу делать ритмично, чередуя труд и отдых.
  • Наибольшую работу выполнять в пик максимальной работоспособности – в интервалах между 10-12 и 16-18 часами
  • Нужно уметь отдыхать! Правильно организованный отдых является хорошей профилактикой переутомления и оказывает положительное влияние на здоровье человека и продолжительность здоровья.
  • «Жаворонкам», не следует оставлять самые сложные дела на вечер.
  • Если у «сов» утром всё валится из рук, не нужно огорчаться – впереди целый вечер.
  • Если вы «голубь», не сбивайте свои идеальные биологические часы.

2 группа составляет кластер на тему: «Здоровый образ жизни и его составляющие».

  1. В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (здоровый образ жизни)
  2. Далее предлагаем учащимся высказывать слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой.
  3. По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).
  4. Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.

Если каждый человек проанализирует свою активность, работоспособность и самочувствие в течение дня, используя при этом данные о ритмах организма, то станет ясно, почему максимальные нагрузки легче переносятся в первой половине дня, во второй - возникает сонливость и снижается общий тонус организма, а к вечеру возникает чувство усталости. Но при этом не следует забывать, что адекватные данные могут быть получены только при соблюдении режима труда и отдыха, рационального питания, бодрствования и сна, то есть режима жизнедеятельности.

3 группа -  составляет синквейн на тему «биоритм».

1. БИОРИТМЫ

2. Какие? 2, 3 прилагательных

3. Что делают? 3 глагола

4. Фраза из 4 слов - моё отношение к теме

5. Слово-синоним к теме

Слайд с цитатой Гиппократа

Маршрутный лист № 1

Задание № 1 Внимательно прочитайте текст и ответьте на поставленные вопросы.

 «В 1972 году французский спелеолог Мишель Сиффр провел в одной из техасских пещер в полном одиночестве более 200 дней. У него не было ни часов, ни радиоприемника, ни тем более телевизора, звук и свет в пещеру не проникали. Сиффр ложился спать и вставал, когда хотел, ел, когда хотелось есть... И что же? Оказалось, что организм исследователя жил в ритме суток, продолжительностью 24 часа. Ученые пытались навязать организму исследователя 16 и даже 48-ми часовой ритмы, но адаптироваться к новому ритму организм человека так и не смог».

Как вы считаете, почему сутки у Сиффра были такие же, как и у обычных людей, ведь у него не было явной связи с внешним миром, он не знал, когда заканчивается ночь и начинается день, и тем не менее?

Давайте сформулируем тему урока и запишем в маршрутный лист. Тема урока: Цель урока:

Задание № 2 Из имеющихся слов составьте определение понятию биологический ритм:

Свойство, универсальное, система, живое

Определение  -

Задание № 3 Сопоставьте текст и схему.

По полученным данным, наибольшая частота сердечных сокращений наблюдается к 18 часам. В это же время отмечается повышение артериального давления крови. Наименьшие показатели пульса бывают около 4 часов, а артериального давления - примерно около 9 часов. Установлено также, что проницаемость капилляров максимальна к 18 часам, а минимальная- около 2. Имеющиеся результаты свидетельствуют о том, что работоспособность сердечно-сосудистой системы два раза в сутки резко снижается, примерно около 13 часов и 21 часа. В этот период наблюдаются и изменения биоэлектрической активности сердца.

Задание № 4 Выберите из предложенного перечня биоритмов только годичные:

1. Ритмика сердца, 2. Деление клеток, 3. Смена сезонов, 4. Колебания кровяного давления, 5. Суточная активность животных, 6. Фотосинтез, 7. Сезонные миграции птиц, 8. Перистальтика кишечника, 9. Вспышки паразитарных и вирусных заболеваний, 10. Суточная и сезонная периодичность электромагнитного поля Земли 
11. Чередование дня и ночи, 12. Приливы и отливы, 13. Дыхательный ритм, 14. Смена окраски у зайца беляка зимой.

Задание №5

В тексте перечислены определенные состояния человека. Внимательно прочитайте и дайте общее понятие.
Изменение ритма питания по отношению к обмену веществ, рассогласование ритмов сна и бодрствования, приводящих к раздражительности, бессоннице, плохому самочувствию, нарушению ритма труда и отдыха, связанного с оптимизацией жизнедеятельности.
Задание № 6

Проанализируйте текст: Один из знаменитых ученых в этой области науки, Рассел К. Андерсен, проводил исследования, выяснял, как связаны биоритмы с несчастными случаями. Он исследовал 300 несчастных случаев в четырех различных категориях: металлообрабатывающие, химические, текстильные, трикотажные заводы. Он получил ошеломляющие результаты: 70% несчастных случаев произошли в критические дни жертв. Например, один из операторов мощного пресса со стажем 20 лет в день, когда в одной точке сошлись все три цикла, лишился 4 пальцев.

Задание № 7

Составьте советы и рекомендации, направленные на сохранение здорового образа жизни.

Маршрутный лист № 2

Задание № 1 Внимательно прочитайте текст и ответьте на поставленные вопросы.

В 1729 году французский астроном де Мерам обнаружил, что листья бобов поднимаются днем и опускаются ночью. Ему захотелось установить, движутся ли они потому, что их освещает солнце, или потому, что растение ощущает вращение земли. Он пересаживает растение с грядки в темный подвал. Туда не проникают солнечные лучи, а ровная температура, неизменная днем и ночью, не подскажет растению, какое на дворе время суток. Но бобы словно не замечают смены обстановки: их листья столь же исправно встают торчком, когда на улице играет день, и столь же регулярно ложатся спать. Лишь полтораста лет спустя великий Дарвин высказывает догадку…

О чем догадался Дарвин? Какую догадку высказал он?

Давайте сформулируем тему урока и запишем в маршрутный лист. Тема урока: Цель урока:

Задание № 2 Из имеющихся слов составьте определение понятию биологический ритм:

Периодически,  изменения, повторяющиеся, процессов, активности, организмов, жизнедеятельности

Определение  -

Задание № 3 Сопоставьте текст и схему.

Для поддержания и укрепления здоровья большое значение имеет сохранение нормальной периодики в работе органов пищеварения и выделения.
 В первой половине дня печень расходует запасенный гликоген, превращая его в простые сахара, отдает воду, образует большое количество мочевины и накапливает жиры. Во второй половине дня она начинает ассимилировать сахара, накапливает гликоген и воду. При этом сами клетки печени увеличиваются в объеме почти в три раза. Суточное количество секретируемой желчи колеблется в довольно значительных пределах. Первая половина дня из-за максимального выделения желчи является наиболее оптимальным периодом для переваривания жиров.

Ритмические изменения объема образуемой в желудке соляной кислоты делают желудочный сок утром менее кислым, чем вечером. Моторная функция желудка и перистальтика кишечника усилены в первой половине дня. Выделительная функция почек усилена в вечерние часы.

Задание № 4 Выберите из предложенного перечня биоритмов только суточные ритмы.

1. Ритмика сердца, 2. Деление клеток, 3. Смена сезонов, 4. Колебания кровяного давления, 5. Суточная активность животных, 6. Фотосинтез, 7. Сезонные миграции птиц, 8. Перистальтика кишечника, 9. Вспышки паразитарных и вирусных заболеваний, 10. Суточная и сезонная периодичность электромагнитного поля Земли 
11. Чередование дня и ночи, 12. Приливы и отливы, 13. Дыхательный ритм, 14. Смена окраски у зайца беляка зимой.

Задание №5

В тексте перечислены определенные состояния человека. Внимательно прочитайте и дайте общее понятие.
Изменение ритма питания по отношению к обмену веществ, рассогласование ритмов сна и бодрствования, приводящих к раздражительности, бессоннице, плохому самочувствию, нарушению ритма труда и отдыха, связанного с оптимизацией жизнедеятельности.

Задание № 6

Проанализируйте текст

– Один из знаменитых ученых в этой области науки, Рассел К. Андерсен, проводил исследования, выяснял, как связаны биоритмы с несчастными случаями. Он исследовал 300 несчастных случаев в четырех различных категориях: металлообрабатывающие, химические, текстильные, трикотажные заводы. Он получил ошеломляющие результаты: 70% несчастных случаев произошли в критические дни жертв. Например, один из операторов мощного пресса со стажем 20 лет в день, когда в одной точке сошлись все три цикла, лишился 4 пальцев.

Задание № 7

Составьте кластер на тему: «Здоровый образ жизни и его составляющие»

Маршрутный лист № 3

Задание № 1 Внимательно прочитайте текст и ответьте на поставленные вопросы.

Задание: объясните секрет садовника. 
Секрет садовника. 
Не довольствуясь лишь майским цветением сирени, садовники «заставили» её распускаться по мере надобности. Для этого с осени выбирали небольшой куст, с уже образовавшимися на нем цветочными почками, и пересаживали в горшок с землей. Держали до поры до времени в прохладном месте и даже давали слегка промерзнуть. За месяц до Рождества, когда требовалось иметь цветущую сирень, ее ветки окунали в воду, нагретую до +30ْ С и, продержав в ней 6-8 часов, ставили в теплое, очень светлое место у печки. Почки начинали распускаться и сирень зацветала. 
Почему зацветала сирень?

 В лаборатории провели опыт: 
высадили в теплицу сеянцы берёзы и белой акации. При искусственном освещении 15 ч растения не сбрасывали листья, а при освещении в 10-12 ч в сутки рост прекращался и даже летом деревья сбрасывали листья, наступает зимний покой, как под влиянием короткого осеннего дня. Многие листопадные древесные породы: ива, белая акация, дуб, граб, бук — при длинном дне становятся вечнозелёными. Как называется это явление, какова его роль в жизни растений? 
Давайте сформулируем тему урока и запишем в маршрутный лист. Тема урока: Цель урока:

Задание № 2 Из имеющихся слов составьте определение понятию биологический ритм:

Реакция, фотопериодизм, изменения, длина, сезонные, дня, реакция, организм

Задание № 3 Сопоставьте текст и схему.

С суточной периодичностью системы кровообращения, как и многих других, связана работа желез внутренней секреции.
Экспериментально установлено, что увеличение количества адреналина в крови происходит в утренние часы, до начала периода двигательной активности. Его максимум приходится на 9 часов, что обуславливает достаточно высокую психическую активность человека в первой половине дня.
В такой же зависимости от биоритмов находится выработка половых гормонов. Приуроченность родовой деятельности к определенному времени суток, к полуночи, связана с усилением деятельности задней доли гипофиза к этому времени суток.
Задание № 4 Выберите из предложенного перечня биоритмов только месячные (недельные).

1. Ритмика сердца, 2. Деление клеток, 3. Смена сезонов, 4. Колебания кровяного давления, 5. Суточная активность животных, 6. Фотосинтез, 7. Сезонные миграции птиц, 8. Перистальтика кишечника, 9. Вспышки паразитарных и вирусных заболеваний, 10. Суточная и сезонная периодичность электромагнитного поля Земли 
11. Чередование дня и ночи, 12. Приливы и отливы, 13. Дыхательный ритм, 14. Смена окраски у зайца беляка зимой.

Задание №5

В тексте перечислены определенные состояния человека. Внимательно прочитайте и дайте общее понятие.
Изменение ритма питания по отношению к обмену веществ, рассогласование ритмов сна и бодрствования, приводящих к раздражительности, бессоннице, плохому самочувствию, нарушению ритма труда и отдыха, связанного с оптимизацией жизнедеятельности.
Задание № 6

Проанализируйте текст:  Один из знаменитых ученых в этой области науки, Рассел К. Андерсен, проводил исследования, выяснял, как связаны биоритмы с несчастными случаями. Он исследовал 300 несчастных случаев в четырех различных категориях: металлообрабатывающие, химические, текстильные, трикотажные заводы. Он получил ошеломляющие результаты: 70% несчастных случаев произошли в критические дни жертв. Например, один из операторов мощного пресса со стажем 20 лет в день, когда в одной точке сошлись все три цикла, лишился 4 пальцев.

Задание № 7

Составьте синквейн, где ключевое слово «ритм» или «жизнь»

Литература:

  1. Величковский Б.Т. Здоровье и окружающая среда. Учебное пособие для учащихся 9 классов. М. НПЦ «Экология и образование», 1992г.
  2. Грин Н  Биология. 2 том. М. Мир, 1993г.
  3. Гриневич В. Биологические ритмы здоровья // Наука и жизнь., 2005г.
  4. Полосина Н. Настройте свои биологические часы // Будь здоров!, 2008 г.
  5.  Смирнов А.Т.,  Хренников Б.О., под общ. ред. Смирнова А.Т.. Учебник: ОБЖ: 9-й кл: учебник для ОУ/ М.: Просвещение, 2015
  6. Фёдорова М.З.  Экология человека. Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М. «Вентана-Граф», 2003г.
  7. Шапошникова В. И. Несколько советов от хронобиологов // Физическая культура в шк., 2007г.
  8. Яковлев С. Биоритмы и здоровье. Советы доктора Яковлева // Наука и религия, 2003 г.
  9. http://kuhta.clan.su  Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
  10. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль  педагогических идей  «Открытый  урок»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Организм человека и его здоровье"

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и уменийЦель: обобщить  и систематизировать ранее полученные знания об организме человека; способствовать пониманию обучающимися важности сохране...

Учебно-методический комплекс "Природа и здоровье человека"

Методический путеводитель, состоящий из теоретического и практического материала, обеспечивающий образовательный процесс....

Влияние здорового образа жизни на организм человека.

Многие люди задаются вопросом, что такое здоровый образ жизни и, какое влияние он оказывает на организм человека? Здоровый образ жизни подразумевает под собой правильное питание, употребление в п...

Учебно-методический материал "Беседы о здоровье человека"

Беседа №1. “Твое здоровье”Цель:  Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества. Сформулировать понятие “Здоровье человека”. Раскрыть позитивные и негативн...

Учебно-методическое пособие к программе по выработке навыков здорового образа жизни и по профилактике табакокурения ( для работы с детьми 9-12 лет)

В данном  учебно –методическом пособии представлена система работы по выработке привычки к здоровому образу жизни и по профилактике  табакокурения. Пособие ориентировано  на работу с де...

Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» 10 класс

Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» призван способствовать формированию убеждений, направленных на созидательную деятельность и сбережение здор...